Научная статья на тему 'Проблемы инновационного развития регионов Российской Федерации'

Проблемы инновационного развития регионов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тупчиенко В.А.

Рассматриваются основные аспекты, влияющие на развитие инновационной системы, как в стране, так и в отдельных ее регионах, а также основные препятствия на пути этого развития. Представлены основные показатели результатов развития инновационной деятельности. Рассмотрено понятие шестого технологического уклада и его структура. Сделан вывод о том, что развитие в регионах инновационных сетей, а также инфраструктуры инновационной деятельности является одним из ключевых факторов инновационного экономического развития страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационного развития регионов Российской Федерации»

8 (143) - 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. А. ТУПЧИЕНКО, доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой региональной экономики и управления E-mail: regek@vzfei. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Рассматриваются основные аспекты, влияющие на развитие инновационной системы как в стране, так и в отдельных ее регионах, а также основные препятствия на пути этого развития. Представлены основные показатели результатов развития инновационной деятельности. Рассмотрено понятие шестого технологического уклада и его структура. Сделан вывод о том, что развитие в регионах инновационных сетей, а также инфраструктуры инновационной деятельности является одним из ключевых факторов инновационного экономического развития страны в целом.

Ключевые слова: инновационное развитие, технологический уклад, инновационная инфраструктура.

Совершенно очевидно, что мир вступил в новую — инновационную стадию постиндустриального развития. Проблема инновационного развития возникла в результате наложения двух обстоятельств: во-первых, некомпетентных действий власти в 1990 гг., повлекших не только остановку инновационного процесса на 15 лет, но и разрушение имевшегося технико-технологического уровня экономики, а во-вторых, внезапно свалившейся на власть в начале этого века возможности получать сверхвысокую избыточную сырьевую ренту, позволяющую успешно решать бюджетные проблемы и без развития инновационного процесса.

Экономика развитых стран все больше опирается на знания. Экономический рост обеспечивается инвестициями в исследования и разработки, повышением инновационной активности, качества образования и квалификации кадров.

Сейчас линейная модель инноваций, предполагающая однонаправленную причинную связь между научными знаниями и инновациями, представляет скорее исключение. Инновационный процесс основан на сложной системе взаимосвязей между участниками с различными компетенциями и возможностями, которые постоянно обмениваются знаниями, управляют их потоками, распределяют и применяют эти знания, чтобы производить новые продукты и технологические процессы. Это приводит нас к понятию инновационной системы. Эффективность инновационного процесса во многом зависит от того, каким образом основные его участники взаимодействуют друг с другом, а также от используемых технологий.

В последнее время инновационные системы рассматриваются как системы трансформации знаний. Этот процесс предполагает приобретение и производство знаний, их распространение, упорядочение и стандартизацию, применение знаний и управление ими. Перечисленные функции выполняются различными организациями, включая университеты, исследовательские институты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские отделы компаний, центры трансфера технологий, институты стандартизации, патентные агентства и правительственные учреждения, включенные в инновационную политику.

С усилением глобализации и появлением экономики, основанной назнаниях, изменились иус-ловия ведения бизнеса. Сегодня компании должны сочетать способность производить необходимое

количество качественных товаров вовремя и с разумными затратами и умение быстро и постоянно вводить новшества. Чтобы удерживать первенство в производстве и применении знаний, компании необходимо фокусироваться на своих основных компетенциях. Это делает ее более зависимой от дополнительных знаний, которые производятся другими организациями. Компании не могут осуществлять инновации, находясь в изоляции. Напротив, производство новых знаний и их применение происходят в инновационных сетях. Для успеха инновационной деятельности все более важной становится связь с глобальными потоками знаний.

Исходя из сказанного, представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры во всех регионах Российской Федерации. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.

Так как никто не изолирован в своей инновационной деятельности, решающим фактором становятся связи и процессы обмена знаниями. Инновации — это продукт не только индивидуалов, отдельных организаций и институтов, но и сложных моделей их взаимодействия. Независимость каждого участника — одна из наиболее важных характеристик системного подхода. Чтобы объяснить экономический успех тех или иных инновационных систем, недостаточно просто перечислить участников и поддерживающие институты и описать их ресурсы. Нужно учитывать взаимосвязи между ними. Когда участники инновационной системы связаны должным образом, это может стать мощной машиной экономического роста. Неспособность к взаимодействию, напротив, серьезно тормозит процесс инноваций. Успех инновационной системы в большой степени зависит от формы управления. Между Российской Федерацией и субъектами Федерации поделены не полномочия, а предметы ведения, поэтому не могут приниматься законы только наверху и не приниматься и не реа-лизовываться на региональном уровне.

Инновационными процессами все сложнее управлять на национальном уровне. Национальные

границы в инновационных процессах стираются, транснациональные корпорации разбивают цепочки создания добавленной стоимости и размещают отдельные ее элементы там, где находят локальные преимущества. В условиях глобализации естественной экономической областью становится регион. В связи с этим региональные власти должны создавать необходимые условия и поддерживающие институты, которые сделают регион привлекательным для иностранных инвестиций, удерживать глобальные корпорации на своей территории. Конкурентные преимущества регионов можно создавать целенаправленно. Сегодня субъекты Федерации, по сути дела, лишены полномочий по осуществлению как инвестиционной, так и инновационной политики. Они обладают очень небольшими полномочиями. Как результат, ряд субъектов Федерации просто выпадает из инвестиционной и инновационной политики. Это означает, что в Российской Федерации не может быть «усредненной» региональной политики.

Основными препятствиями по осуществлению инновационной политики применительно к субъектам Федерации являются:

1) разная адаптация регионов к рыночным преобразованиям;

2) технологический характер различий между регионами, что препятствует выравниванию их инновационных потенциалов;

3) отсутствие возможности производства инновационного продукта в ряде регионов из-за отсутствия необходимой экономической базы;

4) проблема кадров.

Надо учитывать территориальную неоднородность в распределении кадров. Экономика и инновация — это экономика знаний. Можно закупить любую технику, но у нас на ней просто некому работать.

Инновационная деятельность и процессы, протекающие в ней, не могут существовать отдельно без физической составляющей, которой является инновационная инфраструктура.

Элементы инновационной инфраструктуры — научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы. Они были созданы в России на базе высших учебных заведений. В Томске — в 1990 г., в Москве и Зеленограде — в 1991г. В середине 1990-хгг. появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели

собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.

В конце 1990-х — начале 2000-хгг. с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками.

Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания. Поэтому в отличие от технопарков, которые должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому должны были создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.

С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров.

В регионах России на сегодняшний день действуют более 100 организаций, выполняющих функции технопарков.

Кроме упомянутых элементов, созданы и функционируют предприятия информационного обеспечения инновационной деятельности, подготовки кадров, финансирования ит. п.

40

Несмотря на то, что создана довольно разветвленная сеть инфраструктурных предприятий, результаты развития инновационной деятельности оставляют желать лучшего. Что касается некоторых интегральных параметров, то доля машиностроительной продукции в экспорте России составляет чуть более 5 %, а вклад научно-технического фактора в прирост валового продукта — менее 10 %. Доля России на мировых рынках высоких технологий едва достигает 0,2—0,3 %, или 6—9 млрд долл. Если проанализировать рис. 1, то можно сделать вывод, что Россия на сегодняшний день неконкурентоспособна на мировом рынке высоких технологий.

Сегодня проблема инновационного развития принимает еще более острый характер. Внешняя торговля, главным образом сырьем, составляет 40 % российского ВВП. В условиях мирового экономического кризиса внешний спрос на сырье первого передела, включая нефть и металлы, упал. Без изменения структуры экономики отсутствует возможность найти выход из такой ситуации и за счет внутреннего спроса.

Огромную роль при переходе к инновационной экономике играет государственный центр — президент, законодательная и исполнительная власти. Меры, предпринимаемые государством, должны убедить предпринимательское сообщество в том, что инновации — путь к высоким и устойчивым прибылям. Но нельзя оставлять за скобками и роль государственной власти на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов. Необходимо менять региональную инновационную политику, радикально улучшить условия жизнедеятельности на территориях, где сосредоточены научно-технические кадры. При этом в стороне не могут остаться проблемы тесного сотрудничества по вопросам инновационного развития между центром и периферией. Очень важно, чтобы в регионах не просто поддерживали инновационные, венчурные предприятия и предоставляли в меру своих возможностей льготы, а стремились выстроить полный комплекс: от появления идеи (а это требует создания хорошей научной базы) до создания пробной партии (т. е. необходимо всячески поддерживать венчурный

Рис. 1. Доля производителей высокотехнологичной продукции в мирев 1986—2008гг., %

бизнес) и до организации серийного выпуска инновационных изделий. Следовательно, нужно заинтересовать в налаживании выпуска крупные предприятия и по мере возможности на первых порах помочь им со сбытом. Огромную роль в переводе экономики на инновационные рельсы может и должно сыграть государственно-частное партнерство.

Роль государства сегодня — быть катализатором инновационных процессов, поддерживать исследования и инновационную деятельность в новой технико-организационной парадигме, быть арбитром при расхождении интересов и перспектив, организатором диалога между различными участниками будущих разработок, инициатором новых программ. С изменением роли государства происходит переход инновационной политики с национального к региональному уровню.

К сожалению, у России отсутствует рынок интеллектуальной собственности. Во всем мире выше всего ценится мысль — нематериальные активы, а у нас — станки и механизмы. Но станки физически и морально устаревают, и только интеллект способен находить в этой ситуации новые решения. Из-за такого отношения к правам интеллектуальной собственности тысячи и тысячи ученых предпочитают работать на Западе.

В современном мире идея стоит дороже созданной на ее основе машины, потому что машина устаревает и умирает, а идея прорабатывается дальше, изменяется, воплощается в более совершенный продукт. Нашему государству нужны серьезнейшие законодательные перемены, чтобы ситуация стала иной. Это сложно и трудно, потому что речь идет о переменах системных, но если это сделать, то результаты будут революционными, и Россия станет действительно инновационной страной.

Но рассуждать о необходимости инновационного развития России, проблемах — это только половина дела. Важнее всего — определить высокотехнологичную отрасль, которая поможет вырваться на новый уровень развития. Сегодня ведущей инновационной отраслью мировой экономики становятся нанотехно-логии: предел устойчивого роста доминирующего сегодня пятого (сов-

ременного) технологического уклада уже близок. Впереди просматриваются общие контуры нового, шестого технологического уклада, становление которого происходит в настоящее время. Границы между его базовыми технологиями (биотехнология, нанотехнология, технология материалов и информационная технология) быстро стираются. Роль нанотехнологий в этом ряду исключительно высока, поскольку именно с ними связывается выход на принципиально новые рубежи как информатики, так и молекулярной биологии, генной инженерии, медицины. Шестой технологический уклад переходит из «эмбриональной» фазы развития в фазу роста. Его расширение сдерживается как незначительным масштабом и несовершенством технологий, так и неготовностью социально-экономической среды к их широкому применению.

Структура шестого технологического уклада включает следующие приоритетные направления (рис. 2):

• базисные направления — нанотехнология и оп-тоэлектроника, генная инженерия животных и растений, информационные сети;

• преобразование производственной сферы на основе распространения гибких автоматизированных производств и робототехнических ком-

Ядро

Нанотехнологии и оптоэлектроника

Генная инженерия

Т

растений и животных ) V

Информационные сети и системы

т

Производственные технологии

Гибкие автоматизированные системы, работизированные комплексы

Безотходные, экологически

чистые технологии

Возобновляемые энергоресурысы, водородная энергетика

Создание поколений материалов

Космические технологии, марикультура

Технологии непроизводственной сферы

Базы знаний, глобальные системы научной информации

Разработка образовательно-культурных информационных систем, дистанционного обучения

Технологические особенности национальных и глобальных медицинских информационных систем

Домашние информационные системы, электронные каттеджи

Глобальные сети банковской, коммерческой, экологической информации

Разработка и внедрение высокоточного оружия

Технологии обороны и правопорядка

Разработка и внедрение средств борьбы против терроризма

Технология внедрения средщств поддержания правопорядка

Технический контроль за разоружением

Технология действий при чрезвычайных ситуациях

Рис. 2. Структура шестого технологического уровня

Рис. 3. Этапы смены технологических укладов и поколений техники

плексов, безотходных, экологически чистых технологий, возобновляемых энергоресурсов ит. п.;

• переворот в технологиях непроизводственной сферы, формирование глобальных научных, образовательных, медицинских и домашних информационных систем, а также национальных и глобальных систем в областях банковской и коммерческой деятельности;

• технологический переворот в сферах военной техники и обеспечения правопорядка, борьбы против терроризма, охраны жизни и имущества граждан, помощи при чрезвычайных ситуациях.

Исходя из прошлых периодов замещения доминирующих технологических укладов, можно предположить, что этот процесс займет еще 5—8 лет.

Россия находится сегодня в основном в третьем и четвертом этапах технологического уклада и лишь отдельные отрасли — в начале пятого, к которому относятся, главным образом, предприятия высокотехнологичного военно-промышленного комплекса. И перед нашей страной стоит сложная задача — осуществить переход к шестому укладу, не до конца освоив предшествующий пятый (рис. 3). Нужно признать, если страна движется по

пути формирования экономики инноваций, то в этот процесс должны быть включены регионы, которые различаются ступенями экономического развития. Это принципиально важно. Значит, нужно осуществить типизацию регионов и типизацию региональной экономической политики.

Региональная политика в сфере инновационного развития должна базироваться на системе дифференцированных мер, которые распространяются и на муниципальный уровень, потому что муниципалитеты тоже разные. Подобным образом необходимо выстроить и российское законодательство.

В переходе от ресурсоемкой экономики к экономике знаний важную роль должна сыграть система образования. Предварительные институциональные преобразования, особенно в системе науки и образования, могут создать предпосылки для преобразования промышленности. При этом следует фокусироваться на специализированных областях знаний. Стать лидером в новой парадигме можно только при условии, что ключевые институты специализируются в областях, где они могут стабильно удерживать лидирующие позиции. Если региональные институты способны постоянно производить знания в определенных областях, регион может стать привлекательным для инвестиций

транснациональных компаний. Специализируясь в конкретных областях знаний, регионы могут предложить крупным компаниям наиболее подходящие для них условия.

Динамику экономической трансформации региона следует поддерживать, используя системный подход и принимая во внимание ключевые институты и региональную экономику в целом. Университеты как создатели и распространители знаний могут стать ключевыми участниками процесса трансформации, особенно если они становятся партнерами региональных инновационных сетей. Успех трансформации во многом зависит от согласованности действий ее участников. Университеты и отрасли промышленности должны координировать и согласовывать свои долговременные стратегии. Если такого согласования не происходит, возникает опасность, что база новых знаний и промышленная базарегиона будут все больше расходиться, что приведет к негативным последствиям для обеих сторон. Региональные политики и разработчики стратегии должны создавать механизмы дискурсивной координации, создавать видение перспективы.

Серьезной задачей на ближайшую перспективу является и создание такой инфраструктуры

инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов инновационных предприятий.

И, наконец, следует принимать во внимание то, что в процессе фундаментальной трансформации экономики поддержка сильных отраслей и перспективных новых направлений за счет слабых может привести к серьезным социальным проблемам. Поэтому без социальной интеграции, позволяющей избежать социальной сегментации, успех общего обновления может оказаться под вопросом.

Список литературы

1. Гамза В. Проблемы инновационного развития: бедность в нашем богатстве. URL: //www. kreml.org (политическая экспертная сеть).

2. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / под ред. академика РАН С. Ю. Глазьева и профессора В. В. Харитонова. М.: Тровант. 2009. С. 171-183.

3. Шинсток Г. Механика и логика региональных инновационных систем / URL: //www. innosys. spb.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.