Научная статья на тему 'Проблемы инновационного развития регионов Казахстана и пути их решения'

Проблемы инновационного развития регионов Казахстана и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурланова Н. К.

В связи с переходом национальной экономики на инновационный путь развития приоритетной задачей становится рост ее конкурентоспособности на всех уровнях. Особенно актуальна эта проблема для регионов Республики, но ее решение затруднено по многим причинам, наиболее существенной из которых являются резкие различия в уровне социально-экономического развития и в специализации регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационного развития регионов Казахстана и пути их решения»

' 2 ХАЛКАРО ИКТИСОДИЁТ ВА ИКТИСОДИЙ МУНОСАБАТЛАР/ у_МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Нурланова Н.К.

д.э.н., профессор, зам. директора

Института экономики КН МОН РК

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В связи с переходом национальной экономики на инновационный путь развития приоритетной задачей становится рост ее конкурентоспособности на всех уровнях. Особенно актуальна эта проблема для регионов Республики, но ее решение затруднено по многим причинам, наиболее существенной из которых являются резкие различия в уровне социально-экономического развития и в специализации регио -нов.

Регионы Казахстана обладают значительными ресурсно-сырьевым, производственным, кадровым потенциалами. Западные регионы страны занимают устойчивые позиции в области добычи и экспорта углеводородного сырья, северные и северо-западные имеют большой потенциал в области производства и экспорта зерна, в центральных и восточных областях Республики создана мощная индустриальная база, в столичных городах функционирует значительный научно-технический потенциал. В тоже время, несмотря на наметившиеся в последние годы позитивные тенденции, в регионах Республики имеется ряд нерешенных проблем, в числе которых низкая инновационная активность предприятий, малый удельный вес производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, недостаточное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и, как следствие, низкая доля внедрения их результатов в производство. Такое положение во многом объясняется слабой заинтересованностью хозяйствующих субъектов во внедрении инноваций и поддержке научно-исследовательского сектора, отсутствием стимулов для инвесторов вкладывать средства в научные разработки и их последующую реализацию в производство. Из-за низкой мотивации труда ученых наблюдается отток высококвалифицированных специалистов из научно-

исследовательской сферы в другие отрасли экономики.

В регионах Казахстана отсутствуют отработанные схемы поиска идей, инкубации научно-технических разработок и их последующей коммерциализации. Слабо развита кооперация ученых и производственников при решении научно-технических проблем, не отработаны механизмы межрегионального обмена научно-технической информацией, отсутствуют интегрированные системы информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности.

Как показал анализ, в Казахстане, преобладают регионы с низким уровнем инновационно-технологического развития. Только незначительное количество регионов, которое аккумулирует менее 16% ВРП и менее 11,5% общей численности занятых, с этой точки зрения можно отнести к «среднему классу». Большой удельный вес составляют регионы с низким технологическим уровнем - в них сконцентрировано около 81% занятых и производится 66% ВРП. Таким образом, 2/3 ВРП страны приходится на долю регионов с низким инновационно-технологическим уровнем.

До настоящего времени только один регион Казахстана - г.Алматы, можно отнести к регионам с относительно высоким уровнем инновационно-технологического

развития. Серединное положение занимают Карагандинская, Мангистауская области и г.Астана, благодаря росту внимания к науке, созданию ВУЗа мирового уровня - «Назарбаев университет» и формированию новых научных центров. Уровень инновационно-технологического развития остальных областей РК можно квалифицировать как низкий (12 областей).

Можно отметить положительную динамику уровня технологического развития областей Республики Казахстан. Однако скорость изменений остается крайне низкой. Подчеркнем, что нами был осуществлен сравнительный анализ областей Казахстана, но если в качестве базы сравнения использовать аналогичные показатели развитых стран, то позиции областей Казахстана в рейтинге могут существенно ухудшиться.

Таким образом, можно сделать вывод, что основным препятствием для создания в регионах Казахстана конкурентоспособной экономики был низкий уровень ее ин-новационности. Детальный анализ инновационного потенциала регионов, позволил выделить следующие общие для всех регионов Казахстана основные проблемы, тормозящие инновационные процессы:

- отсутствие разработанной долгосрочной стратегии инновационного развития областей;

- неравномерность размещения инновационного потенциала по территории страны;

- сформировавшаяся нерациональность структуры имеющихся ресурсов для инновационного развития практически во всех регионах, выраженная в диспропорциях его научно-кадровой составляющей и организационно-материальном и финансовом обеспечении;

- слабое развитие инфраструктуры инновационной деятельности, не отвечающее потребностям региона;

- отсутствие целостной системы механизмов стимулирования инновационной деятельности в регионе, недостаточно широкое развитие сотрудничества региональных органов власти. НИИ, вузов и хозяйствующих субъектов всех форм собственности;

- слабая информационная база, которая должна бы обеспечить привлечение инвестиций и внедрение инновационных

решений в различных сферах экономики региона;

- недостаточно эффективная система организации и финансирования научно-технической и инновационной деятельности (слабое финансирование, отсутствие фондов поддержки инновационной деятельности, венчурных фондов, системы инкубации малых инновационных компаний).

Наличие этих и многих сопутствующих проблем, тормозящих инновационное развитие регионов, требует разработки адекватной инновационной политики и системы механизмов ее реализации в каждом регионе страны, чтобы обеспечить информационную, инвестиционную, кадровую, нормативно-правовую и организационную поддержку.

Региональную инновационную политику необходимо осуществлять на двух уровнях: республиканском и региональном (включая местный).

Базовая концепция формирования системы механизмов реализации региональной инновационной политики на республиканском уровне вполне сопоставима с Российской моделью [1-5] и, на наш взгляд, должна исходить из следующих положений:

- национальные интересы имеют приоритет перед интересами отдельных регионов;

- необходимо ослабление региональной дифференциации. Формирование рациональных территориальных пропорций и эффективное пространственное развитие страны возможно только при условии смягчения территориальной экономической и социальной асимметрии и экономического роста всех регионов с опорой на собственные силы;

- право на государственную поддержку имеют не только депрессивные регионы, но и развитые, способные обеспечить высокую отдачу от вложенных средств;

- помощь отсталым регионам может оказываться только для реализации инновационных проектов, обеспечивающих высокую эффективность производства при их реализации;

- необходима государственная поддержка создания зон опережающего развития, призванных стать очагами формирования инновационной экономики и

обеспечить рост конкурентоспособности экономик не только своего региона, но и всей страны.

Проведение политики содействия инновациям и технологической модернизации в Казахстане на республиканском уровне возлагается на Министерство индустрии и новых технологий РК. В настоящее время государство принимает серьезные меры по активизации индустриально-инновационного развития. С 2010 года начата реализация крупномасштабной Программы форсированного индустриально-инновационного развития, определены приоритеты создания конкурентоспособных, в том числе, экспортоориентированных производств, реализуемых в отраслях экономики не сырьевой направленности. В рамках повышения конкурентоспособности страны были созданы институциональные предпосылки для более активного участия государства в модернизации казахстанской экономики. В частности, уже сейчас созданы новые научные центры, соответствующие международным стандартам. Разработаны Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы и межотраслевой план научно-технологического развития страны до 2020 года с четкими задачами по приоритетным отраслям промышленности, которые обеспечат достижение нового уровня технологического развития Республики.

В соответствии с этими документами будет оказываться необходимая государственная поддержка (гранты, инжиниринг, сервис, бизнес-инкубирование и т.д.), в качестве исполнителей технологических задач выступят институты инновационного развития, НИИ, вузы, отечественные предприятия, инвесторы и т.д.

В то же время практика последних лет показала, что существующие подходы к обеспечению конкурентоспособности регионов, основанные либо на получении дотаций из республиканского бюджета (для наиболее депрессивных регионов -Жамбылская, Северо-Казахстанская и др. области), либо на использовании природных ресурсов (Атырауская, Мангистауская, Актюбинская. Западно-Казахстанская и Кызыл-Ординская области), либо имею-

щегося, но уже недостаточно прогрессивного промышленного потенциала (Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области), уже не могут обеспечить комплексного развития территорий, рост конкурентоспособности их экономик и повышение качества жизни населения. В современных условиях данные проблемы могут быть решены только путем использования инновационных механизмов территориального развития и направления усилий органов власти региона на развитие его инновационного потенциала. Система мер и механизмов территориального развития должна быть ориентирована на стимулирование развития инновационно-активных предприятий и бизнес - структур, функционирующих на территории региона, а также других субъектов хозяйственной деятельности. Это полностью отвечает современным тенденциям развития экономики таких государств мира, как Великобритания, Германия, США и ряд других, где уже с конца 70-х годов территориальные органы власти, наряду с центральными, начинают играть все возрастающую роль в развитии инновационных процессов.

Так, например, в США государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется не только на общегосударственном, но и на региональном уровне, где сформирована и реализуется "Программа промышленно-университетских кооперативных исследовательских

центров"1. Аналогичный пример можно привести из опыта Германии, где в 80-е годы многие города преследовали одну и ту же цель - укрепить инновационную политику и конкурентоспособность экономики на местах за счет образования специализированных центров технологий2.

Исследование зарубежного опыта позволяет сделать вывод: инновационные

1 Голенков В.А., Степанов Ю.С., Садков В.Г., Ма-шегов П.Н. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования. - М.: Машиностроение 1, 2003. С.59-60

2 Плетнев К.И. Практика развития инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности (на примере России и развитых в промышленном отношении стран) / К.И. Плетнев // Практические подходы к разработке программ развития муниципальных образований как наукоградов. - М., 2000. С. 52-65

Таблица 1

Проблемы инновационного развития региона и возможные меры региональных органов власти по их преодолению1

Проблемы Возможные меры и механизмы решения проблем

Слабое взаимодействие участников региональных инвестиционных процессов • Стимулирование и организационная поддержка кооперации НИИ, вузов и предприятий в сфере производства и внедрения инноваций

• Предоставление грантового финансирования для проведения НИОКР;

• Совместное финансирование внедрения научных разработок;

• Создание информационных и консультационных центров;

• Формирование центров трансферта инноваций и др.

Проблемы и риски выхода инноваций, созданных на территории региона, на внешние рынки • Предоставление гарантий инвесторам и экспортерам новой продукции

• Внедрение механизмов совместного государственно-частного финансирования мероприятий по продвижению инноваций: международной сертификации; проведения рекламных компаний, выставок и ярмарок

• Оказание помощи в создании региональных брендов

• Информационная поддержка и др.

Проблемы кадрового обеспечения инновационного процесса • Предоставление грантов ученым и специалистам

• Привлечение инвестиций для реализации образовательных программ подготовки кадров по приоритетным для региона специальностям

• Поддержка талантливой молодежи, предоставление именных стипендий, грантов

• Развитие профессионально-технических школ с учебно-методической базой

• Создание Центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных по востребованным техническим специальностям

• Создание единой сети информационно-консультативных услуг трудового посредничества

возможности региона тем больше, чем выше готовность местных органов к поддержке исследовательских структур. Поэтому в современных условиях государственное управление научно-техническим развитием в отраслевом разрезе должно органично дополняться повышением роли территориальных органов управления.

В условиях нашей страны на предшествующих этапах развития государства главная задача местных органов власти состояла в создании благоприятных условий для становления предпринимательства с целью привлечения инвестиций в экономику региона. Сегодня ситуация изменилась и в мире, и в нашей стране, поэтому в современных условиях перед органами власти всех уровней стоит задача инициации и поддержки инновационной деятельности в реальном секторе экономики, что должно обеспечить рост конкурентоспособности региональной экономики и ее переход на качественно новую, инновационную ступень развития. Это означает, что в Казахстане прерогативой региональных органов власти должна стать организация условий и разработка моти-вационных механизмов государственно-

1 Составлено автором.

частного партнёрства для внедрения новых технологий и активизации инновационных процессов в регионе.

В частности, для решения задач активизации инновационной деятельности в регионе региональные органы государственной власти должны:

- стимулировать и всемерно поддерживать, в том числе, с использованием мер экономического стимулирования, объединение организаций региона в рамках общей инновационной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно -правовой формы и величины (крупные, средние, малые предприятия), в частности, через формирование научно-производственных кластеров, объединений, технопарков, территориальных производственных комплексов, зон экономического роста, бизнес -инкубаторов;

- создавать специализированную региональную информационно-маркетинговую систему обеспечения инновационной деятельности, способную содействовать объединению хозяйствующих субъектов области в этой деятельности и в привлечении инвестиций;

- содействовать привлечению инвестиций, прежде всего, в сферу НИР и в сферу

инновационной деятельности, в том числе, с помощью экономических мер;

- стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства, прежде всего, в сфере производства и инноваций, поддерживать процессы кооперации малых и средних предприятий с крупными предприятиями, обеспечивающими инновационное развитие экономики области.

В части поддержки НИОКР и внедрения технологических инноваций эффективным может быть переход к косвенным мерам по предоставлению услуг в инновационной сфере региона. Данные меры могут быть сгруппированы и обобщены в зависимости от проблем, возникающих при продвижении инноваций на территорию региона (таблица).В условиях новых вызовов глобализации, усиления влияния мирового экономического кризиса на экономику Казахстана будет нарастать дефицит пригодных для освоения базисных инноваций кадров - ученых, конструкторов, инженеров, квалифицированных рабочих, стратегически мыслящих топ-менеджеров и государственных служащих. Поэтому необходимы меры по подготовке и переподготовке кадров по актуальным для региона специальностям.

В связи с этим предлагается открытие Центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных

по востребованным техническим специальностям, развитие профессионально-технических школ с учебно-методической базой - отвечающей требованиям современных технологий, с созданием условий для проживания и выплаты стипендии безработным в период прохождения обучения. Приоритетное право при направлении на профессиональную подготовку и повышение квалификации должно предоставляться женщинам и молодежи.

Важной задачей остается обеспечение населения областей качественным образованием современного уровня. Для решения этой проблемы нужна долгосрочная и эффективная программа инновационного образования. Потребуются смелые проекты, ориентированные как на развитие инновационного образования в стране, так и на оказание помощи отстающим регионам в подготовке инновационных кадров, в том числе с использованием дистанционного обучения.

В результате успешной реализации предлагаемых мер и механизмов возможен выход наиболее развитых регионов Казахстана на новый уровень технологического развития, который определит новые приоритеты и новые возможности для их реализации в свете изменения мировых тенденций.

Список литературы:

1. Инновационный путь для новой России / Отв.ред. Горегляд В.П. Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. -Москва: Наука, 2005. - 343 с.

2. Бойко И.В. Регион: первичный уровень формирования национальной инновационной системы // Центр региональной и инновационной политики. http:// www.3 i.ru

3. Барышева Г., Скрыльникова Н. Инновационная модель развития региона // Экономист. - 2002. - №11

4. Дежина И. Обеспечение эффективных механизмов осуществления инновационной деятельности в российской экономике // www.iet.ru

5. Инновационное развитие региона: Монография/Под ред. В.М. Юрьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.

6. Голенков В.А., Степанов Ю.С., Садков В.Г., Машегов П.Н. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования. - М.: Машиностроение 1, 2003. - 286 с.

7. Плетнев К.И. Практика развития инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности (на примере России и развитых в промышленном отношении стран) / К.И. Плетнев // Практические подходы к разработке программ развития муниципальных образований как наукоградов. - М., 2000. - С. 52-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.