Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / социальная поддержка / гибридное обучение / социальная защита / педагогическая поддержка / inclusion / social support / hybrid learning / social protection / pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Бородина, Л.Е. Сикорская

Современное педагогическое сообщество профессионалов столкнулось в ситуации вызовов вследствие коронавирусных ограничений и социально-политических конфликтов с необходимостью поиска более гибких стратегий обучения. Кроме того, следует отметить российско-украинский конфликт и увеличение числа лиц, для которых необходимо инклюзивное образование и разработка новых стандартов адаптивной инклюзии. Практика показывает, что гибридное обучение является удобным инструментом для лиц, нуждающихся в инклюзии в той или иной степени. Авторы акцентируют внимание на тех плюсах, которые дают понимание принципов работы цифровой образовательной системы. Авторы делают вывод о том, что совмещение гибридной адаптивной инклюзии предоставляет возможность взять лучшее из онлайн-формата в сопряжении с очным обучающим занятием с инструктором, усиливая синергию различных подходов, нивелируя недостатки отдельного из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Бородина, Л.Е. Сикорская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INCLUSIVE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF SOCIAL PROTECTION IN THE PERIOD OF SOCIO-POLITICAL INSTABILITY

The modern pedagogical community of professionals is facing serious problems due to the limitations associated with the coronavirus and socio-political conflicts related to the need to find more flexible learning strategies. The Russian-Ukrainian conflict and the increase in the number of people in need of inclusive education and the development of new standards of adaptive inclusion. Common experience shows that hybrid learning is a convenient tool for people who need inclusivity to one degree or another. The authors focus on advantages that help understand principles of the digital educational system. The authors conclude that the combination of hybrid adaptive inclusion makes it possible to take the best from the online format in conjunction with a full-time training session with an instructor, enhancing the synergy of various approaches, leveling the shortcomings of one of them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

УДК 37.013.78

Borodina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Psychology and Social Communications, Socio-Pedagogical Faculty,

Sochi State University (Sochi, Russia), Е-mail: Borcdinanatali@mail.ru

Sikorskaya L.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Institute of Additional Professional Education Social

Workers, Department of Labour and Social Protection of the Population of the City of Moscow (Moscow, Russia)

PROBLEMS OF INCLUSIVE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF SOCIAL PROTECTION IN THE PERIOD OF SOCIO-POLITICAL INSTABILITY.

The modern pedagogical community of professionals is facing serious problems due to the limitations associated with the coronavirus and socio-political conflicts related to the need to find more flexible learning strategies. The Russian-Ukrainian conflict and the increase in the number of people in need of inclusive education and the development of new standards of adaptive inclusion. Common experience shows that hybrid learning is a convenient tool for people who need inclusivity to one degree or another. The authors focus on advantages that help understand principles of the digital educational system. The authors conclude that the combination of hybrid adaptive inclusion makes it possible to take the best from the online format in conjunction with a full-time training session with an instructor, enhancing the synergy of various approaches, leveling the shortcomings of one of them.

Key words: inclusion, social support, hybrid learning, social protection, pedagogical support.

Н.В. Бородина, канд. пед. наук, доц., Сочинский государственный университет (ФГБОУ ВО «СУ»), г. Сочи, E-mail: Borodinanatali@mail.ru

Л.Е. Сикорская, д-р пед. наук, проф., Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Современное педагогическое сообщество профессионалов столкнулось в ситуации вызовов вследствие коронавирусных ограничений и социально-политических конфликтов с необходимостью поиска более гибких стратегий обучения. Кроме того, следует отметить российско-украинский конфликт и увеличение числа лиц, для которых необходимо инклюзивное образование и разработка новых стандартов адаптивной инклюзии. Практика показывает, что гибридное обучение является удобным инструментом для лиц, нуждающихся в инклюзии в той или иной степени. Авторы акцентируют внимание на тех плюсах, которые дают понимание принципов работы цифровой образовательной системы. Авторы делают вывод о том, что совмещение гибридной адаптивной инклюзии предоставляет возможность взять лучшее из онлайн-формата в сопряжении с очным обучающим занятием с инструктором, усиливая синергию различных подходов, нивелируя недостатки отдельного из них.

Ключевые слова: инклюзия, социальная поддержка, гибридное обучение, социальная защита, педагогическая поддержка.

Актуальность рассматриваемой темы вызвана тем, что современные условия вызовов из-за опасных вирусных инфекций и психолого-информационных войн обостряют необходимость ускоренной подготовки в сфере инклюзии для различных отраслей социально-экономической сферы России. Как правило, эти новые условия находятся в поиске новых сценариев обоснований для стабильной работы образовательной и адаптивной инклюзии, комбинируя опыт прошлого с жесткими требованиями текущего момента [1-15].

При этом сегодня поликультурный характер доминирует в социально-педагогическом воздействии [5], демонстрируя приоритет формирования, развития и сохранения нравственных позиций в современном обществе. Следовательно, этносоциокультурное окружение индивидуума создает так называемый «экзи-стенциональный мост» [1l], проходя по которому человек использует механизмы адаптивной инклюзии для постижения окружающего мира [4]. В итоге приобретаемый опыт формирует сценарий вербально-невербального поведения, трактуемого обыденным сознанием как судьба всего поколения в целом [6; 7].

Мы говорим о кардинальных преобразованиях мира и «врастании» виртуального и реального миров друг в друга, поэтому гибридные онлайн-офлайновые формы обучения стали характерной чертой жизни россиян [1; 15].

Цель нашей статьи состоит в анализе преимуществ гибридной адаптационной инклюзии, которые позволяют использовать новые методы обучения специалистов в области социальной защиты и медико-социальной реабилитации вследствие необходимости решения профессиональных вызовов современности из-за роста заболеваемости, травматизма и инвалидизации у лиц молодого поколения.

Приоритетные задачи исследования определены нами следующим образом:

- выявить и охарактеризовать позитивные черты гибридной адаптивной медико-социальной инклюзии (blended learning);

- разработать предложения рекомендательного уровня по полноценному включению гибридной адаптивной медико-социальной инклюзии для детей, подростков и молодежи.

Методология настоящего исследования традиционна для работ подобного уровня. Сам феномен медико-социальной адаптивной инклюзии рассматривается из социально-философского осмысления этого процесса во всей взаимозависимости от социально-политических, историко-культурных, экономических, медико-психологических условий. Теоретический базис статьи составили труды отечественных и зарубежных исследователей, необходимые для осознания проблем адаптивной медико-социальной инклюзии. В связи с этим использовались такие методы исследования, как аналитический мониторинг научных работ и документов, выборочный метод статистического исследования на основе анкетирования и интервьюирования, а также экспертного опроса (на базе Института профессиональной переподготовки кадров Департамента соцзащиты Правительства Москвы и бакалавриата Сочинского государственного университета).

Научная новизна статьи обусловлена синергией полученных результатов в сопоставлении с поставленной целью, актуальностью решения задач, что выражается в выявлении дополнительных возможностей использования гибридной адаптивной медико-социальной инклюзии как более гибкого механизма реагирования на лабильные условия современной человеческой жизни. Сегодня адаптивная медико-социальная инклюзия трактуется как некий сложный комплекс разноплановых и разноуровневых мероприятий, каждое из которых преследует решение конкретных задач [5; 9]. Понимая иерархически сложную структуру данной инклюзии, мы признаем, что каждый ее уровень может плавно перетекать друг в друга. В связи с этим адаптивная инклюзия подразделяется на медицинский, социальный, психологический, педагогико-образовательный уровни, на которых происходит восстановление физического, психического и ментального здоровья, адаптация к новым реалиям жизни, работа с внутренними страхами и стигматизацией личности, восстановление социального статуса личности, приобретение новых и/или ранее утраченных умений и навыков.

Теоретическая значимость статьи обусловлена увеличением объема знаний о классификационном рубрикаторе медико-социальной адаптивной инклюзии в рамках усовершенствованной подготовки специалистов в ситуации турбулентных сдвигов в экономических и политических процессах. Как правило, в предыстории какой-либо конкретной инклюзивной истории находится некий вну-триличностный и/или межличностный конфликт без четкого хронотопа [2; 8], что позволяет выявить гуманистическую направленность системы социальной защиты, развитие различных форм милосердия и волонтерства среди молодежи для оказания помощи наиболее нуждающимся. Одномоментно показана взаимосвязь между современными формами адаптивной инклюзии и исторически сложившимся адаптированным механизмом социальных инклюзивных тактик [14].

Практическая значимость представлена через создание обучающих практик для студентов и специалистов по работе с группами населения, которым необходима адаптивная медико-социальная инклюзия. По мнению А.В. Захарова, симптоматика так называемых боевых стрессов в 60% случаев трансформируется в посттравматические стрессовые расстройства, которые зачастую приобретают устойчивый и необратимый характер [3]. В связи с этим разработка программ инклюзивного типа позволяет сократить объем медикаментозного сопровождения и увеличить процент людей, вернувшихся к нормальной жизни в обществе и/или испытывающих минимальные потребности в медико-социальном сопровождении со стороны.

В развитии темы гибридной адаптивной медико-социальной инклюзии мы делаем упор на использовании цифрового контура адаптации как мягкой реабилитации в связи с продвижением удаленного цифрового доступа к базе данных, позволяя гибко выстраивать обучающий тренировочный процесс. Эта стратегия стала активно разрабатываться и продвигаться в 2016 г благодаря Паспорту приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Рос-

РАЗРАБОТКА ЦИФРОВОГО КОНТУРА ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ «II 2.0.22» НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ »

Рис. 1. Алгоритм цифрового контура медико-социальной реабилитации с инклюзией

сийской Федерации» [10]. Так называемый цифровой контур медико-социальной инклюзии как компонент полномасштабной реабилитации начинается в стенах медучреждения, постепенно перемещаясь в микросоциум семьи, а затем уже за пределы привычного узкого мира, что обусловливает применение новых методикиорганизационных подходов дляосущест^ения инкпюзииипрео-доления стигматизации того или иного явления в обществе [2; 15]. При этом исследователи отмечают трансформацию стандартов речевого поведения под влиянхеонооинанты онлайн-ибоазоиания,чиопривело киоявлению псевддпо-топсихолингвистического феномена общения среди людей, общающихся преимущественно с применением гаджетов, что накладывает свой негативный отпе-чдтлк на ноглесованеооть цаботы полдшарннчеловеческогоюозга [13, с. 151д]. В связи с этим должен меняться и стандарт психолого-социальной инклюзии, хтоИы воусеахохиоьрнзоушениыд симантаяениов^^иОю^^ю^^^Хчееннспь вызывает тот факт, что среди студенческой молодежи 68% отдают предпочтение онлайн-обучению, что негативно сказывается на коммуникативных социальных ьаоыках.Однако садни соениалостов Департвмотасетюоытоика 08% полагают, что приоритет онлайн-формата негативно влияет на медико-социаль-нию адаптацию, с 12%покнрахонатия в п%ицид кюлсбоюoидcа.Юдтбаoюимocть вдумчивого контроля, коррекция и помощь в ходе выполнения заданий, отягощенный медицинский анамнез вынуждают реабилитологов искать новые способы, втод ч ислес применениом р^(^^тозждтн№Р гаджятоя (в оиосдньости иди восстановлении навыков управления верхними и/или нижними конечностями) в контексте социализации. Вместе с тем социализация понимается как «каче-cнваноoeяpвдвп>нeяил человека в культуре, в результате которого он обретает необходимый опыт и свойства, позволяющие состояться в отпущенном ему пиостиан совинвячмони га к цдлвстио» и депооторясор льчпости»[1П, с. 20]. Однако реабилитация и адаптация сегодня затруднена в силу лавинообразного распространения психотравмирующей информации, фейков и жестких приемов доеная пнопагаоды [8].

Для чего нужны информационные технологии в инклюзии и социальной рдаИилитчции ном этапд?Идвсcано,чтсотoт»ид ддятеоыодтидс-

нован на сотрудничестве, сотворчестве, живой коммуникации [2]. Мы полагаем,

Библиографическийсписок

что медико-социальная адаптивная инклюзия, работая с индивидуальностью личности, нацелена на процесс ее ребрендинга, заново запуская механизм социализации с учетом изменившихся условий [9].

При этом происходит такое усвоение человеком знаний, норм, ценностей, чтодадт до оонсвадид оновaK»lтднррвcтвохaоьндOнпoтнрпеaрн ым членом общества. Однако «перепрошивка» внутренних скреп человеческого духа также подвергается трансформации вследствие лингвоконфликтогенных факторов оф^>^аюи^чи cадты.

Иерархически выверенная структура реализации медико-социальной адаптивной реабилитации подробно представлена на рис. 1, помогая увидеть сложсд нуюpаеoнycлyжоздрaиoаxрaн енхяиcацпa%ьиo»дaщрты дьедления. Такой подход позволяет учитывать индивидуальный психологический статус ре-асьлитад и хазробвтовптс паpcонифяциpаваьноюмютодпкyвccстанавления и адаптации в обществе [4].

Несомненно, что специалисты и реабилитанты могут с легкостью поте-ьяти в обшд^|5Тпо^(^ж рдзнееброзоыиинфовмдцяoднoотзпaвотдльных, образовательно-обучающих ресурсов, в связи с чем существует настоятельная поондонпедьи сочддаинчм ивпoчйзoьaии»еaзнаoПаaоннlxcвдрcдв и процедур, направленных на восстановление гармоничной целостности человека, исходя из чего цифровые библиотеки могут быть также интегрированы в методику инклю-зивиoйодопоaииио р^^^Дкдци»% ;н], о^си^к^ия эфШдкднйннсти баологиче-ски обратной связи на «умных» тренажерах.

Таким образом, можно сделать выводы, что совмещение гибридной адаптивной инклюзии дает возможность взять лучшее из онлайн-формата в сопряжении с очным обучающим занятием с инструктором, усиливая синергию pезхиьниlxпoдxoоoв,нипдлиддя наддcпaдки oеедлянoгахзнид.Tлюв»ым преимуществом становится максимальное погружение в среду адаптивной инклюзии, при которой обучение/самообразование становится более раскованным, психо-эШфддд»вхымрвflЧlгизpднйя уеилоноясопринных черт личности и тела. Однако необходимо помнить, что современные цифровые тех-рологди дндбодаиддмвивого ота^1^ддо с приодетом одно» нп кик критического мышления.

Арипова М.А. Использование информационных технологий в процессе изучения иностранного языка. Евразийский союз ученых. 2020; № 1-7 (70): 50 - 51.

Ерина И.А., Позднякова И.Р, Сорокопуд Ю.В. Сравнительный анализ исследования сущности и этапов формирования Я-концепции различных научных подходов.

Вестник РосНОУ. Серия: Человек в современном мире. 2022; № 1: 15 - 22.

Захаров А.В. Социальная реабилитация участников военных локальных конфликтов. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Москва, 2000. Иванов И.А., Бородина Н.В. Психолого-педагогические условия применения информационных технологий в инклюзивном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста (на примере НОЦ «Корифей»). Научный журнал КубГАУ. 2016; № 120 (06): 1 - 8.

Карабулатова И.С., Ким Л.И. Социально-экономический эффект современных инклюзивных дискурсивных практик в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностямиздоровья. ВестникУГАЭС.Наука.Образование. Экономика.2015;№3 (13):54-59.

Каразия Н.А. Лингвопрагматическое исследование конфликтного дискурса. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2006; № 2 (8): 72 - 88.

Костылева Т.А., Карабулатова И.С., Данилова А.Д. Сценарный подход в современном образовании. Мир науки, культуры и образования, 2020; № 5 (84): 130 - 132.

8. Никитин М.Ю., Карабулатова И.С., Пахоменкова О.М. Маркеры лингвоконфликтогенности современного массмедийного дискурса России в эпоху постправды. Вестник РосНОУ. Серия: Человек в современном мире. 2022; № 2: 110 - 116.

9. Огольцова Е.Г, Палецкая Т.В. История инклюзивной практики в странах Западной Европы. Мир науки, культуры и образования. 2022; № 1 (92): 33 - 36.

10. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtm uF5lZYfTvOAG.pdf

11. Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного воспитания молодежи. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009; № 3 (3): 98 - 103.

12. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.

13. Karabulatova I.S., Aipova A.K., Butt S.M., Amiridou S. Linguocognitive conflict of digital and pre-digital thinking in online educational discourse during the pandemic: social danger or a new challenge? J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci. 2021; № 14 (10): 1517 - 1537.

14. Katssina T., Karabulatova I. Social control of offenses minors: perception and interpretation in Soviet Russia at an early stage (1917-1921). Terra Sebus. 2020, № 12: 243 - 262.

15. Temirgalinova A., Karabulatova I.S. Amiridou, Stefania, Erina, Inobat A. Case-Method in the Formation of Communicative Ethnopedagogical Competence of a Foreign Language Teacher: based on the Material of Russia, Greece, and Kazakhstan. European Journal of Contemporary Education. 2021; № 10 (4): 1013 - 1026.

References

1. Aripova M.A. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Evrazijskij soyuz uchenyh. 2020; № 1-7 (70): 50 - 51.

2. Erina I.A., Pozdnyakova I.R., Sorokopud Yu.V. Sravnitel'nyj analiz issledovaniya suschnosti i 'etapov formirovaniya Ya-koncepcii razlichnyh nauchnyh podhodov. VestnikRosNOU. Seriya: Chelovek v sovremennom mire. 2022; № 1: 15 - 22.

3. Zaharov A.V. Social'naya reabilitaciya uchastnikov voennyh lokal'nyh konfliktov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2000.

4. Ivanov I.A., Borodina N.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya primeneniya informacionnyh tehnologij v inklyuzivnom obrazovanii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta (na primere NOC «Korifej»). Nauchnyjzhurnal KubGAU. 2016; № 120 (06): 1 - 8.

5. Karabulatova I.S., Kim L.I. Social'no-'ekonomicheskij 'effekt sovremennyh inklyuzivnyh diskursivnyh praktik v social'noj reabilitacii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Vestnik UGA'ES. Nauka. Obrazovanie. 'Ekonomika. 2015; № 3 (13): 54 - 59.

6. Karaziya N.A. Lingvopragmaticheskoe issledovanie konfliktnogo diskursa. Vestnik KRAUNC. Gumanitarnye nauki. 2006; № 2 (8): 72 - 88.

7. Kostyleva T.A., Karabulatova I.S., Danilova A.D. Scenarnyj podhod v sovremennom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya, 2020; № 5 (84): 130 - 132.

8. Nikitin M.Yu., Karabulatova I.S., Pahomenkova O.M. Markery lingvokonfliktogennosti sovremennogo massmedijnogo diskursa Rossii v 'epohu postpravdy. Vestnik RosNOU. Seriya: Chelovek v sovremennom mire. 2022; № 2: 110 - 116.

9. Ogol'cova E.G., Paleckaya T.V. Istoriya inklyuzivnoj praktiki v stranah Zapadnoj Evropy. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 33 - 36.

10. Pasport prioritetnogo proekta «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v RF». Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTv OAG.pdf

11. Sikorskaya L.E. Dobrovol'cheskaya deyatel'nost' kak shkola nravstvennogo vospitaniya molodezhi. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2009; № 3 (3): 98 - 103.

12. Sikorskaya L.E. Pedagogicheskijpotencialdobrovol'cheskojdeyatel'nosti v socializaciistudencheskojmolodezhi. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

13. Karabulatova I.S., Aipova A.K., Butt S.M., Amiridou S. Linguocognitive conflict of digital and pre-digital thinking in online educational discourse during the pandemic: social danger or a new challenge? J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci. 2021; № 14 (10): 1517 - 1537.

14. Katssina T., Karabulatova I. Social control of offenses minors: perception and interpretation in Soviet Russia at an early stage (1917-1921). Terra Sebus. 2020, № 12: 243 - 262.

15. Temirgalinova A., Karabulatova I.S. Amiridou, Stefania, Erina, Inobat A. Case-Method in the Formation of Communicative Ethnopedagogical Competence of a Foreign Language Teacher: based on the Material of Russia, Greece, and Kazakhstan. European Journal of Contemporary Education. 2021; № 10 (4): 1013 - 1026.

Статья поступила в редакцию 28.06.22

УДК 37.013.78

Borshch A.A., senior teacher, Department of Management of Daily Activities Novosibirsk Military Institute of the Order of Zhukov named after General

of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: sasha2015-2015@mail.ru

THE MAIN WAYS AND CONDITIONS FOR INCREASING EFFICIENCY OF THE PROCESS FOR FORMING VALUE ORIENTATIONS OF CADETS IN THE MILITARY INSTITUTE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. Solving problems and contradictions in formation of value orientations of officers of the National Guard troops is not possible in a single unit or university, but it requires large-scale changes in the system of professional military education based on an axiological approach to the education of future officers. The axiological approach in military pedagogy today, in the researchers' opinion, forms a separate area of pedagogical research, in which pedagogical innovations, systemic changes designed for the long term are "grown". Most likely, the overall result will be of a technological nature and will be expressed in uniform requirements for the organization of educational activities of military universities of the National Guard troops.

Key words: efficiency, value orientations, pedagogical conditions, cadets, officers, value context of professional training, value content of educational environment.

А.А. Борщ, ст. преп., Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ,

г. Новосибирск, E-mail: sasha2015-2015@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ ВНГ РФ

Решение проблем и противоречий формирования ценностных ориентаций офицеров войск национальной гвардии невозможно в отдельно взятом подразделении и вузе - требуются масштабные преобразования в системе профессионального военного образования на основе аксиологического подхода к воспитанию будущих офицеров. Аксиологический подход в военной педагогике сегодня, на наш взгляд, образует отдельное направление педагогических исследований, в котором «выращиваются» педагогические инновации, системные изменения, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Скорее всего, общий результат будет иметь технологичный характер и выразится в единых требованиях к организации образовательной деятельности военных вузов войск национальной гвардии.

Ключевые слова: эффективность, ценностные ориентации, педагогические условия, курсанты, офицеры, ценностный контекст профессиональной подготовки, ценностное наполнение образовательной среды.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях современного комбинированного военно-политического внешнего и внутреннего противостояния важной представляется твердая профессиональная и нравственная позиция офицера, позволяющая оценивать явления, определять угрозы и принимать правильные решения, профессионально регулировать и морально мотивировать деятельность и поведение подчиненных.

Цель статьи: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка условий, позволяющих эффективно формировать ценностные ориентации курсантов.

Основные задачи:

- обосновать научные и прикладные основы формирования ценностных ориентаций курсантов военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.