Научная статья на тему 'Проблемы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности при переходе к информационной экономике'

Проблемы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности при переходе к информационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / ИНТЕРНЕТ-КОММЕР-ЦИЯ / INTERNET COMMERCE / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН-ПОКУ-ПАТЕЛЬ / ONLINE CUSTOMER / ELECTRONIC COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов Михаил Владимирович

В современных условиях предпринимательская деятельность тесно связана с Интернетом. Такая связь является основанием для появ-ления новых отношений и в социальной, и в экономической сфере. Проведенный в статье анализ позволил провести сегментацию рынка интернет-коммерции, выявить тенденции его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In today's business environment is closely linked to the Internet. Such a relationship is the basis for new relations in the social and economic sphere. The above analysis has allowed the article to segment the market for Internet-commerce, to identify trends in its development.

Текст научной работы на тему «Проблемы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности при переходе к информационной экономике»

МБ. ГОРЯИНОВ

Михаил Владимирович ГОРЯ1ШОВ — аспирант кафедры менеджмента Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

В 2006 г. окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика предпринимательства, информационные процессы в экономике.

-Ф- -Ф- -Ф-

ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ*

Глобальный финансовый кризис стал не только потрясением для мировой экономики, но и переломным моментом для развития новых направлений ведения бизнеса. В современных условиях человеческая деятельность неотделима от Интернета, что является основанием для возникновения новых отношений и в социальной, и особенно в экономической сфере. Так, в некоторых европейских странах на долю электронной торговли уже приходится более 7 % от уровня ВВП [4], а ежегодный ее прирост составляет не менее 20 % [5].

В России доля интернет-коммерции в ВВП составляет менее 2 % [6]. По сравнению с развитыми странами этот показатель нельзя назвать высоким, однако нет сомнений в том, что и в нашей стране Интернет станет важной частью экономики, одной из инструментальных основ ведения предпринимательской деятельности [2].

В период становления рыночной экономики в России бизнес постоянно обращался к западному опыту как к источнику устоявшихся правил и новых идей для работы в условиях свободной конкуренции. Не стал исключением и Интернет, в развитии которого Россия равняется на страны Западной Европы и Северной Америки, так как именно они были пионерами в развитии электронной сети и торговли.

Как известно, начало созданию системы обмена данными между компьютерами и автоматизации продаж было положено в США и впоследствии этот процесс распространился на другие государства с развитой экономикой. И сегодня Запад продолжает лидировать в развитии Интернета. Так, по данным на начало 2011 г., уровень проникновения в крупнейших странах Западной Европы и Северной Америки колеблется в диапазоне от 46,2 до 94,4 % со средним значением 74,7 %, а общая численность пользователей Сети достигла 558,3 млн человек. На общем фоне выделяются такие страны, как США (245 млн пользователей при проникновении 78,2 %), Германия (8,1 млн и 79,7 %) и Великобритания (5,1 млн и 82%). Эти государства имеют наиболее развитые рынки интернет-коммерции. Согласно данным на конец 2010 г., объем электронной торговли в США составил 172,9 млрд долл., в Великобритании — 75,4, в Германии — 56,8 млрд долл. Общий объем интернет-коммерции в Европе достиг 211,1 млрд долл. [6]

США остаются неизменным лидером по объемам интернет-коммерции, которые в соответствии с прогнозами к 2015 г. достигнут порядка 279 млрд долл. Однако, судя по прогнозируемому сниже-

ГРНТИ 06.56.21 ©М.В. Горяинов, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. И.П. Голубецкой.

нию темпов прироста (до 8-9 % в год), крупнейший электронный рынок постепенно входит в период зрелости. На его долю приходится около 8,5 % от всего объема розничной торговли в стране. В то же время в Европе интернет-коммерция развивается более высокими темпами. В отдельных странах она составляет заметную часть совокупной розничной торговли, выходя на один уровень или даже превышая показатели долевого соотношения в США. Так, например, в 2010 г. в Великобритании доля электронной торговли составила 10,7 % от всего розничного рынка, в Германии — 8 %. Согласно данным на 2011 г., доля интернет-коммерции в этих государствах достигнет 12 и 9 % соответственно (ежегодные темпы роста — 14-15 %). В странах с менее развитой торговлей в Сети, таких как Норвегия, Франция, Швеция, Италия и др., рост объемов интернет-коммерции в 2011 г. может достичь еще более значительных результатов (19-24 %) [там же].

Национальные рынки интернет-коммерции на Западе различаются не только по активности пользователей, но и по уровню развития отдельных направлений торговли. Например, в Швеции и Норвегии значительную долю электронных продаж занимают турпутевки (38 и 47 % соответственно) и электроника (19 и 18 %), в то время как в Великобритании, Германии и Испании торговля более сегментирована.

Следует отметить, что на Западе электронная коммерция стала неотъемлемой частью жизни (в первую очередь, для молодежи), хотя и выражается это в каждой стране по-своему. В Европе темпы ее роста составляют 15-25 % в год, в то время как в США рынок электронной коммерции постепенно достигает этапа зрелости. В будущем изменение рынка в данных регионах будет связано не с развитием инфраструктуры, а со сменой потребительских привычек и, соответственно, расширением группы товаров и услуг, приобретаемых в Интернете, ростом частоты покупок и объема среднего чека.

Ключевым отличием России от стран Запада по рассматриваемому направлению можно считать уровень развития инфраструктуры. По данным "Internetworld Stats" на 31 марта 2011 г., численность российских пользователей Интернета достигла 60 млн человек, что значительно выше, чем в большинстве стран Европы. Однако по уровню проникновения (43 %) РФ находится на уровне Албании, Белоруссии или Турции. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) считает, что численность интернет-пользователей в России несколько ниже — около 52,9 млн человек. Однако общие тенденции показывают, что как количество пользователей, так и общий уровень проникновения Интернета будут продолжать быстро расти со средними темпами 20 % в год.

Численность пользователей Рунета велика уже сейчас, однако рынок интернет-коммерции в России развит значительно меньше, чем в Великобритании или Германии, где число людей, использующих Сеть, находится примерно на том же уровне. По оценке "Data Insight", в 2010 г. общий объем ин-тернет-торговли в России составил 240 млрд руб. (8 млрд долл. США) [7], что в 9,5 раза меньше, чем в Великобритании, и в 7 раз меньше, чем в Германии. По долевому соотношению от всего рынка розницы интернет-коммерция в России составляет только 1,6 % [8]. Основой российского рынка интернет-коммерции является продажа товаров (около 178 млрд руб., или 74 %). Кроме того, продажи цифровых продуктов достигли 16 млрд руб. (6,5 %), на авиа- и железнодорожные билеты, а также билеты на зрелищные мероприятия приходится 46 млрд руб. (19 %). В этом смысле структура отечественной торговли в Интернете лишь незначительно отличается от стран Запада.

Особенности инфраструктурного развития России значительным образом отражаются на территориальном распределении электронных продаж. Как и во многих других областях экономики, в интернет-коммерции выделяются такие центры, как Москва и Санкт-Петербург, которые объединяют 40 % всех отечественных пользователей Сети и практически 60 % рынка электронной торговли. Две столицы отличаются от регионов и по иным параметрам, таким как уровень проникновения интернет-торговли, доля покупающих в разных товарных категориях, доля активных пользователей (регулярных покупателей в различных товарных категориях), средний уровень расходов на интернет-покупки за 6 месяцев.

В целом Москва и Санкт-Петербург по характеристикам рынка интернет-коммерции напоминают страны Запада, с высоким уровнем проникновения Интернета (65 и 70 % соответственно) [3], ростом вовлеченности населения в онлайн-торговлю и постепенно снижающимися темпами прироста объемов интернет-коммерции (менее 15 % в год) [1; 9]. В то же время регионы России только начинают входить в фазу активного роста в связи с развитием интернет-инфраструктуры.

Так как рынок интернет-коммерции в России может быть условно разделен на столичный и региональный, то прогнозы развития отрасли также следует рассматривать с двух позиций. В Москве и Санкт-Петербурге электронная торговля уже устоялась, поэтому рост числа онлайн-покупателей будет не слишком заметен. Здесь следует говорить о дальнейшем развитии предложения на рынке и росте вовлеченности населения в онлайн-потребление. По мнению экспертов "Data Insight", основными факторами расширения рынка двух столиц станут: рост разнообразия онлайн-покупок (количества товарных категорий на одного покупателя); рост частоты покупок в каждой из товарных категорий (перенос покупок из офлайнового рынка); рост потребления, в том числе появление новых товаров и сегментов [7].

В регионах, напротив, следует ожидать постепенного развития инфраструктуры, а также роста заинтересованности пользователей Сети в приобретении товаров в Интернете. По прогнозам ФОМ, численность интернет-пользователей в России должна составить 80 млн человек к концу 2014 г. (суточная аудитория), что на 33,87 % больше, чем весной 2011 г. При этом с ростом стажа интернет-пользователя его потребность в совершении онлайн-покупок растет. Поэтому по мере появления новых региональных обладателей сетевого соединения будет расти и рынок интернет-коммерции. По этим причинам факторами дальнейшего развития рынка интернет-коммерции в регионах станут: приобщение к онлайн-покупкам пользователей, подключившихся к Сети несколько лет назад; рост числа пользователей Интернета.

Совместный рост интернет-коммерции в Москве, Санкт-Петербурге и регионах должен привести к тому, что уже в 2011 г. ее объем увеличится до 290 млрд руб. При этом средний ежегодный рост будет составлять не менее 20 %. Поэтому нет сомнений в том, что в будущем, пусть и с опозданием, отечественный рынок выйдет на один уровень с онлайн-коммерцией стран Запада.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голубецкая Н.П. Проблемы инновационного менеджмента на рынке образовательных услуг в условиях модернизации экономики // Экономика и управление. 2010. № 12. С. 45-50.

2. Голубецкая Н.П., Хорошееа O.A. Принципы инновационного управления предпринимательским доходом предприятий реального сектора экономики // Экономика и управление. 2011. № 5. С. 48-51.

3. Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития. URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic /rospechat/activities/reports/2011/item6.html (дата обращения: 25.12.2011).

4. Перспективы рынка электронной коммерции. URL: http://www.finam.ru/analysis/confD0001003B7/default.asp (дата обращения: 24.05.11).

5. Электронная коммерция в России будет расти на 20 % в год. URL: http://www.finam.ru/analysis/newsitem 5A3B8/default.asp (дата обращения: 25.05.2011).

6. Centre for Retail Research. Online Retailing: Britain and Europe. URL: http://www.retailresearch.org/ onlineretailing.php (дата обращения: 25.12.2011).

7. Data Insight: @2011. URL: http://www.datainsight.ru/files/-Tif_kib_2011/DataInsight-e-commerce.pdf. (дата обращения: 25.12.2011).

8. Data Insight: Электронная торговля в России v.2010. URL: http://www.datainsight.ru/files/DataInsight-0borot2010.pdf. (дата обращения: 25.12.2011).

9. Data Insight: Электронная торговля в столицах и регионах. URL: http://www.datainsight.ru/files/ spbrif_201 l/DataInsight-SPBRIF-2011 .pdf. (дата обращения: 25.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.