Научная статья на тему 'Проблемы информационного обеспечения для оценки функционирования муниципально - экономической системы'

Проблемы информационного обеспечения для оценки функционирования муниципально - экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМСУ / СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / MUNICIPAL ECONOMIC SYSTEM / INFORMATION SUPPORT OF LSG ACTIVITIES / STATISTICAL REPORTING SYSTEM / MUNICIPAL STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пак Х. С., Ворона-сливинская Л. Г.

В статье рассматриваются проблемы информационного обеспечения для оценки функционирования муниципально экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF INFORMATION SUPPORT FOR THE ASSESSMENT OF THE FUNCTIONING OF THE MUNICIPAL ECONOMIC SYSTEM

The article deals with the problems of information support for the assessment of the functioning of the municipal economic system.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационного обеспечения для оценки функционирования муниципально - экономической системы»

УДК 332.012.2:330.47

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Пак Х.С., д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики Ворона - Сливинская Л.Г., д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

В статье рассматриваются проблемы информационного обеспечения для оценки функционирования муниципально - экономической системы.

Ключевые слова: муниципально - экономической система, информационное обеспечение деятельности ОМСУ, системы показателей статистической отчетности, муниципальная статистика.

THE PROBLEMS OF INFORMATION SUPPORT FOR THE ASSESSMENT OF THE FUNCTIONING OF THE MUNICIPAL ECONOMIC SYSTEM

Pakh Kh., Doctor of Economics, Professor, Saint-Petersburg University of Management and Economics Technologies Vorona - Slivinskaya L., Doctor of Economics, Professor, Saint-Petersburg State University of Emergency Situations Ministry of Russia

The article deals with the problems of information support for the assessment of the functioning of the municipal economic system.

Keywords: municipal economic system, information support of LSG activities, statistical reporting system, municipal statistics.

В соответствии с Указом Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 года, необходим более расширенный перечень официальных показателей социально-экономического развития муниципалитетов, которые бы отражали эффективность их деятельности.

В настоящее время, уровень информационного обеспечения функционирования муниципально - экономической системы не соответствует современным требованиям, что затрудняет более объективно оценить эффективность деятельности субъекта управления муниципально - экономической системы - органов местного самоуправления (ОМСУ).

В этих условиях, при реализации образовательной программы профессиональной переподготовки муниципальных служащих, преподаватели Вузов и сотрудники муниципальных образований испытывают затруднения в поиске официальной информации для оценки социально - экономического развития данной системы.

Организация сбора статистических показателей, характеризующих развитие муниципально - экономической системы, относится к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131 - фз [1]. Но в законе не сказано об обязанности предоставления информации от органов государственной власти и государственной статистики органам местного самоуправления.

В отчетности государственной статистики рассматривается очень узкий круг вопросов, необходимый муниципалитетам. Более расширенную информацию от территориальных органов государственной статистики можно получить на договорной основе. Но для большинства муниципалитетов, из -за ограниченности финансовых средств, это невозможно.

Объективными причинами ограниченности информационного обеспечения на муниципальном уровне являются:

- отсутствие правового поля для муниципальной статистики;

- отсутствие концепции формирования информационного обеспечения для деятельности ОМСУ;

- отсутствие средств у ОМСУ на заключение договоров с органами статистики на получение определенной информационной услуги.

Источниками информационного обеспечения для деятельности ОМСУ являются:

- официальная статистика;

- ведомственная статистика;

- данные налоговой отчетности;

- неформальные каналы информации.

Базовым источником информации на муниципальном уровне является официальная статистика.

Основной причиной ограниченности информации на этом уровне является отсутствие правового поля для муниципальной статистики.

Предоставление Росстатом информации органам местного самоуправления не является обязательным. Органы местного само-

управления не являются субъектами официального статистического учета, они лишь собирают массив административных данных [2].

Под муниципальной статистикой принято понимать данные, представленные в разрезе муниципальных образований, но по содержанию они не являются муниципальной статистикой в полном смысле. Каждое ведомство, к примеру, Налоговая инспекция, Росстат, а также физические и юридические лица могут отказать в предоставлении информации в связи с конфиденциальностью информации [3].

Имеется опыт, когда заказчиками по статистическому информационному обеспечению являются региональные органы власти для муниципальных образований на своей территории. При этом заказчик в первую очередь преследует свои цели [4].

Рассмотрим содержание одного из статсборника, выполненного по заказу регионального органа власти. В них рассматривается перечень показателей, которые представлены в таблице 1.

Кроме этих показателей, оценка эффективности бюджетных расходов на услуги, предоставляемые населению, требует перечень расходных показателей, например, расходы бюджета на содержание детей в образовательных школах, детских садах, пациентов в медицинских учреждениях и т.д. Регионы обеспечивают муниципалитет необходимой информацией только в сферах, где осуществляются расходы федерального и регионального бюджетов.

Для реализации социальных целей развития муниципального развития необходимо определить объем и эффективность использования экономического потенциала территории.

Социально - экономическая статистика на муниципальном уровне не представляет ряд важнейших показателей для решения данной проблемы, особенно объемных, например, валового муниципального продукта с представлением отраслевой структуры, а не только итоговой цифрой в целом по муниципальному образованию. Необходимость оценки эффективности использования экономического потенциала муниципального образования требует наличие этих показателей, а также при определении оценки эффективности деятельности органов общественной безопасности (полиция, пожарная охрана, МЧС, дорожная безопасность и др.). В этих органах большой удельный вес занимает объем профилактических работ, при оценке которого актуален косвенный результат деятельности. Кроме того, этот показатель необходим при оценке налоговой отдачи в отраслевом разрезе и целом по муниципальному образованию при прогнозировании и планировании налогового потенциала. Для этого необходима информация по налоговой отчетности по форме N 5-НБН "отчет о базе налогообложения по основным видам налогов" в отраслевом разрезе и форме N 1-НОМ "Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской федерации по основным отраслям» в целом по муниципальному образованию, которые в последние годы не предоставляются. Практика показала, что налоговая отчетность по предоставлению информации

более точна и опережает по срокам статистическую информацию. Из наиболее посещаемых муниципальными служащими для получения информации сайтов - сайт региональной ФНС. Без этих

48 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2017 |

Таблица 1. Основные показатели, характеризующие

экономическую деятельность муниципальных образований

№ п/п Показатели

1. Оборот организаций

2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг

3. Производство основных видов продукции животноводства сельхозорганизациями

4. Производство картофеля и овощей открытого и закрытого грунта сельхозоорганизациями

5. Удельный вес муниципальных районов и городского округа в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции

6. Продуктивность скота и птицы в сельскохозяйственных организациях

7. Поголовье скота и птицы в сельскохозяйственных организацияхна 1 января текущего года

8. Объем инвестиций в основной капитал

9. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»

10. Ввод в действие жилых домов

11. Введено в действие общей площади жилых домов на 1000 человек населения в январе - декабре

12. Оборот розничной торговли

13. Оборот общественного питания

14. Объем платных услуг населению

15. Перевозки грузов и грузооборот грузовых автомобилей

16. Сальдированный финансовый результат деятельности организаций

17. Доля прибыльных и убыточных организаций

18. Прибыль организаций

19. Убыток организаций

20. Просроченная кредиторская и дебиторская задолженность на 1 января текущего года

21. Среднесписочная численность работников

22. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника

23. Отношение средней начисленной заработной платы по муниципальным районам и городскому округу к среднему уровню по региону

24. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января текущего года

25. Доля муниципальных районов и городского округа в сумме просроченной задолженности по заработной плате на 1 января текущего года

26. Количество организаций , учтенных в территориальном разделе статистического регистра РОССТАТА на 1 января текущего года

для оценки социально-экономического развития муниципальных образований;

- статсборники для муниципальных образований отстают по срокам по сравнению с налоговой отчетностью;

- сельские и городские поселения вынуждены довольствоваться самостоятельно собираемой информацией, так как на официальные запросы по предоставлению информации соответствующим ведомствам, они не получают ответов;

- объем информации из неформальных каналов на муниципальном уровне гораздо значителен, чем на региональном и федеральном уровнях;

- конфиденциальность информации по законодательству препятствует созданию единой межведомственной информационной базы.

В настоящее время, для успешной разработки и реализации теоретико - методического обеспечения по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти и управления на муниципальном уровне, необходимо создание единой межведомственной информационная базы.

Источник: Экономика муниципальных районов и городского округа Ленинградской области в январе-декабре 2015 года. Статсборник. СПб. 2016

источников прогнозирование экономического потенциала, в том числе налогово - бюджетного потенциала затруднено по причине конфиденциальности информаций о социально - экономическом развитии субъектов хозяйствования и дороговизны статистического обследования всех их, находящихся на территории муниципальных образований. Большинство муниципальных служащих подчеркивают, что наиболее качественный способ анализа экономики муниципалитета - это сбор данных непосредственно с юридических лиц и самостоятельная их обработка.

Статочетность на данном уровне не отражает информацию по муниципальным предприятиям и учреждениям.

Основные проблемы, кроме вышеизложенных, недоступности существующей информационной базы для муниципалитетов, следующие:

- ОМСУ получают дополнительные статистические показатели на договорной основе;

- статсборники для муниципальных образований, осуществляемых на договорной основе, дают недостаточную информацию

Литература:

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

2. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 29.07.2006 № 149-ФЗ;

4. Экономика муниципальных районов и городского округа Ленинградской области в январе-декабре 2015 года. Статсборник. СПб. 2016.

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №1 2017 | 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.