Переаовые статьи
Проблемы инфекционной заболеваемости в России в новом тысячелетии
Доклад на II Конгрессе педиатров-инфекционистов России (8—10 декабря 2003 г.) Заместитель министра здравоохранения РФ О. В. Шарапова
Борьба с инфекционными болезнями в начале нового тысячелетия в России остается не только актуальной медицинской проблемой, но и важной общественно-политической задачей, ибо в современных условиях вспышки и эпидемии инфекционных заболеваний представляют угрозу для национальной безопасности, а их предупреждение и ликвидация должны быть приоритетны в деятельности органов государственной власти.
На протяжении многих столетий прослеживается эволюция трех основных характеристик инфекционных болезней: этиология, эпидемиология, цикличность клинического течения. Известно, что наиболее выраженная и демонстративная эволюция инфекционных заболеваний произошла в двадцатом веке, что было обусловлено тремя глобальными достижениями медицины этого столетия: внедрением и широким использованием антибактериальной терапии; осуществлением обязательной массовой вакцинации против ряда инфекций; разработкой и использованием новых лабораторных методов исследований, позволяющих идентифицировать этиологию инфекционных болезней.
В значительной мере под влиянием указанных выше факторов произошло изменение этиологической структуры инфекционных заболеваний у детей. Если в в первой половине двадцатого века ведущая роль принадлежала инфекциям бактериальной природы, то во второй половине двадцатого и в начале двадцать первого веков доминируют инфекционные заболевания вирусной этиологии.
Инфекционные и паразитарные болезни занимают второе место (после болезней органов дыхания) в структуре причин общей заболеваемости детей.
Ежегодно в Российской федерации регистрируется от 31 до 36 млн. случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе более 18 млн. случаев среди детей.
Уровень инфекционной заболеваемости у детей в возрасте до 15 лет за последнее десятилетие остается высоким и колеблется от 8,5 тыс. до 10 тыс. на 100 тыс. детского населения, а в возрасте 15—17 лет — от двух до пяти тысяч на 100 тыс. населения указанного возраста, при этом уровень заболеваемости в этой возрастной группе увеличился в 2002 г. по сравнению с 1992 г. в 2,3 раза.
В структуре заболеваемости у детей преобладают острые инфекции верхних дыхательных путей различной этиологии и грипп, на которые приходится более 90% от всех зарегистрированных инфекционных и паразитарных заболеваний у детей.
Вместе с тем, удалось добиться снижения или стабилизации уровня инфекционной заболеваемости у детей по ряду нозологических форм, прежде всего управляемых средствами вакцинопрофилактики.
С 1997 г. в стране не регистрируются заболевания, вызванные «диким» полиовирусом. Ежегодно имеет место от 2 до 11 случаев вакциноассоциированного полиомиелита, но в целом заболеваемость не выходит за рамки международной статистики.
Уровень заболеваемости дифтерией резко снизился по сравнению с 1994 г., когда в стране отмечалась эпи-
демия дифтерии. Однако, при наличии эффективной вакцины против дифтерии, она все еще продолжается регистрироваться в ряде субъектов Рф, и в отдельных случаях с летальным исходом. В 2002 г. зарегистрировано 185 случаев дифтерии у детей в возрасте до 15 лет (0,8 на 100 тыс. детей).
В 2002 г. отмечен самый низкий уровень заболеваемости корью — 0,9 на 100 тыс. детей в возрасте до 15 лет за весь период регистрации этой инфекции. Благодаря вакцинопрофилактики в большинстве регионов страны корь не регистрируется или носит спорадический характер (1—5 случаев).
Увеличение охвата профилактическими прививками (первой и особенно второй дозой) привело к резкому снижению заболеваемости эпидемическим паротитом среди детей. В 2002 г. уровень заболеваемости этой инфекцией снизился более чем в 5 раз в сравнении с 1997 г. (когда был отмечен наиболее высокий показатель за десятилетие — 223,0 на 100 тыс. детей в возрасте до 15 лет).
Следует отметить активизацию работы по вакци-нопрофилактике гепатита В (ГВ): в 2000 г. против ГВ было привито 1 млн. человек, а в 2001 г. уже 1,8 млн. человек, в том числе 1,3 млн. детей, в 2002 г. — более 3 млн. человек, из них 2,5 млн. детей, что способствовало снижению уровня заболеваемости ГВ более чем в 2 раза. Очевидно, что решение проблемы ГВ лежит на пути дальнейшего наращивания усилий по вакцинопрофилактике этой инфекции.
Отмечая успехи в борьбе с управляемыми инфекциями, хотелось обратить внимание на ряд заболеваний, уровень которых остается по-прежнему высоким и продолжают регистрироваться вспышки. Так, вспышки энте-ровирусной инфекции имели место на Дальнем Востоке, в Республике Калмыкия (503 случая) и некоторых регионах Сибири, крупная вспышка острых кишечных инфекций возникла в 2002 г. в Краснодарском крае, менингококковой инфекции в 2003 г. — в г. Москве.
Сохраняется высокая заболеваемость детей краснухой, за последнее десятилетие она увеличилась в 5 раз. До 2002 г. ежегодно регистрировалось около 500 тыс. случаев заболеваний краснухой у детей. В 2002 г. зарегистрировано около 280 тыс. случаев, показатель заболеваемости составил 1160,8 на 100 тыс. детей. Вакци-нопрофилактика краснухи осуществляется крайне недостаточно, что не позволяет взять под контроль эту инфекцию, которая представляет опасность для здоровья детей и беременных женщин, при инфицировании последних возрастает угроза врожденных уродств у детей.
Рост заболеваемости и болезненности детей и подростков туберкулезом стал характерной и весьма тревожной тенденцией в России за последнее десятилетие. Показатель заболеваемости туберкулезом в 2002 г. среди детей составил 15,9 на 100 тыс. детей (в 1992 г. — 9,4), среди подростков — 33,3 на 100 тыс. населения указанной группы.
4
Детские инфекции 1 • 2004
■ О. В. Шарапова. Проблемы инфекционной заболеваемости в России в новом тысячелетии
Особую тревогу вызывают постоянно высокие показатели заболеваемости туберкулезом у детей в Республиках Алтай, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Тува, в Чеченской Республике. В этих территориях общее число впервые выявленных случаев составило 20% от всех впервые выявленных случаев, зарегистрированных в Рф. В структуре впервые выявленного туберкулеза в последние годы преобладают малые формы туберкулеза органов дыхания без поражения легочной ткани (внелегочные формы). Тяжелые формы (менингит и кост-но-суставной туберкулез) встречаются редко.
Несмотря на ухудшение в целом ситуации по туберкулезу и увеличение числа больных туберкулезом детей, сохранение существующей системы профилактики (охват специфической вакцинацией БЦЖ ежегодно составляет до 95%, туберкулинодиагностикой — 25%) и активного выявления заболевания (общее число впервые выявленных больных детей профилактическими методами — 77%) позволяет диагностировать больных на ранней стадии заболевания, лечение которых возможно в более короткие сроки и с меньшими остаточными изменениями.
Одной из наиболее острых и тревожных проблем в настоящее время является распространение ВИЧ/ СПИД. В целом в России зарегистрировано 220 тыс. ВИЧ-инфицированных, из них детей — 4743. В 2002 г. зарегистрировано 422 новых случая заражения среди детей (2001 г. — 442). Больны СПИДом 775 человек, 183 из них — дети, умерли от СПИДа 576 человек, 122 из них — дети. В последние годы обозначилась крайне неблагоприятная тенденция — рождение детей от ВИЧ-инфицированных матерей. Женщины в структуре ВИЧ-инфицированных составляют 23%, среди них растет доля женщин фертильного возраста. Это обостряет проблему вертикальной передачи ВИЧ-инфекции. От ВИЧ-инфицированных матерей родились 3552 ребенка, из которых в 2002 г. около 2 тысяч детей. По-прежнему велика доля асоциального контингента среди родившихся ВИЧ-инфицированных женщин — в целом по России в 2001—2002 гг. каждая четвертая (27,1%) из числа родивших не наблюдались по поводу беременности, а наличие ВИЧ-инфекции выявлено только при поступлении на роды. В 2000 г. создан Научно-практический центр по оказанию помощи беременным женщинам и детям с ВИЧ-инфекцией (г. Санкт-Петербург), определены специализированные акушерские стационары для приема родов у ВИЧ-инфицированных беременных. Однако медицинскому персоналу всех родовспомогательных учреждений следует уделять особое внимание готовности к приему родов у этого контингента женщин.
Минздравом России осуществляется финансирование программы по профилактике вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к плоду. В образовательные программы подготовки и повышения квалификации врачей акушеров-гинекологов, педиатров, средних медицинских работников, в том числе акушерок, включены вопросы профилактики, диагностики и лечения ВИЧ/СПИДа. За счет средств федеральной программы «Анти-ВИЧ/СПИД» лечебно-профилактические учреждения обеспечиваются высокоэффективными препаратами для лечения ВИЧ-инфекции, лекарственными средствами для профилактики ВИЧ-трансмиссии в родах и у новорожденного ребенка (около 80% беременных охвачены перинатальной профилактикой).
Актуальной проблемой для нашей страны остается внутриутробная инфекция. Прежде всего, страдают диагностика, выявление и регистрация. Основная причина — низкий уровень информированности врачей, трудности лабораторного диагноза, атипичность клинических проявлений. Очевидно, что проблемы внутриутробной инфекции должна решаться совместными усилиями неона-тологов, детских инфекционистов и ученых теоретического профиля с привлечением новых технологий.
Следует отметить, что коечный фонд для детей с инфекционной патологией уменьшился с 49 тысяч коек в 2000 г. до 44 тысяч коек в 2002 г. и составил 19,4 и 14,1 на 10 тыс. детей соответственно.
В 2002 г. 559 410 детей в возрасте 0—17 лет с инфекционной патологией получили стационарное лечение.
Средняя занятость койки в инфекционной больнице для детей составила в 2000 г. — 242 дня, 2001 г. — 240 дней, 2002 г. — 237 дней.
Материально-техническая база инфекционных больниц для детей остается неудовлетворительной. В целом финансирование этих учреждений осуществляется по остаточному принципу. Особенно большую тревогу вызывают блоки интенсивной терапии и отделения реанимации. Как правило, они не соответствуют современным требованиям размещения и изоляции инфекционных больных, что влечет угрозу суперинфицирования.
В этой связи следует обратить внимание на проблему внутрибольничных инфекций. По официальным статистическим данным они регистрируются редко, что не соответствует действительности. Не случайно данная проблема ежегодно становится предметом обсуждения на коллегии Минздрава России.
Достигнуты определенные успехи в диагностике инфекционных заболеваний. Практически во всех крупных городах имеются лаборатории ПЦР-диагностики, имму-ноферментного анализа (ИфА), латекс-агглютинации, что открывает перспективы совершенствования лечебной работы, особенно реализации этиотропного лечения. Вместе с тем, большинство лабораторий не сертифицировано, что снижает достоверность результатов исследований и диктует необходимость создания референс лабораторий.
Назрела необходимость пересмотреть принципы организации оказания медицинской помощи детям с инфекционной патологией. Очевидно, что в населенных пунктах с небольшой численностью населения детский инфекционный стационар должен быть интегрирован в общую структуру многопрофильных детских больниц. Только в этом случаев будет реализована возможность качественной диагностики и лечения больного.
Документы по введению специальностей детских инфекционистов рассмотрены на Совете по кадровой политике при Министре здравоохранения и направлены на доработку.
Для эффективной реализации мероприятий по развитию инфекционной службы в России необходимо проведение научно-исследовательских работ, в основе которых должно быть создание новых медицинских технологий в области диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний, а также организации деятельности здравоохранения, создания новых лекарственных средств, диагностических препаратов и тест-систем, новой медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Детские инфекции 1 • 2004
5