Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА'

ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УРОКИ / ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушаев Илхом Ахтамович, Ахтамов Ислом Илхом Угли

В статье указывается, что метод индивидуального обучения прикладным наукам, таким как вокально-инструментальное исполнительство в музыкально-педагогическом образовании, продолжается с древнейших времен, но проблемы безосновательной трансформации индивидуальных исполнительских занятий в групповые занятия в 2008 году привели к тому, что вокально-инструментальное исполнительство учащихся по направлению музыкально-педагогического образования, сильно подорвано, снижено их качество и результативность. Было отмечено, что в целях согласования профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров в высшем образовании с требованиями бакалавриата Министерства высшего и среднего специального образования необходимо восстановить индивидуальные исполнительские занятия и уделить особое внимание вопросу подготовки учителей музыки для школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА»

ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА Кушаев И.А.1, Ахтамов И.И.2

1Кушаев Илхом Ахтамович - старший преподаватель;

2Ахтамов Ислом Илхом угли - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье указывается, что метод индивидуального обучения прикладным наукам, таким как вокально-инструментальное исполнительство в музыкально-педагогическом образовании, продолжается с древнейших времен, но проблемы безосновательной трансформации индивидуальных исполнительских занятий в групповые занятия в 2008 году привели к тому, что вокально-инструментальное исполнительство учащихся по направлению музыкально-педагогического образования, сильно подорвано, снижено их качество и результативность. Было отмечено, что в целях согласования профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров в высшем образовании с требованиями бакалавриата Министерства высшего и среднего специального образования необходимо восстановить индивидуальные исполнительские занятия и уделить особое внимание вопросу подготовки учителей музыки для школ. Ключевые слова: индивидуальные уроки, изучение практического исполнения, музыкальные инструменты.

УДК 781

В системе всеобщего музыкального образования правила преподавания практических уроков музыкального исполнительства индивидуально сформировались в глубокой древности и продолжаются по сей день. На всех этапах непрерывного музыкального образования нашей республики эти предметы преподаются индивидуально. До 2008 года в процессе музыкально-педагогического образования высших учебных заведений предметам индивидуального обучения музыкальным инструментам, вокальному исполнительству, дирижированию, дополнительным музыкальным инструментам (фортепиано) и школьному музыкальному репертуару не предъявляя точные основания, без обсуждения в кругу специалистов, без учета того, что основная часть абитуриентов, поступающих в высшие музыкально-педагогические учебные заведения, независимо от их начальной музыкальной подготовки и музыкальных способностей, поступают на учебу на основе накопления достаточного количества баллов для поступления на тестовые экзамены, которые имеют в два раза больше баллов, чем на творческие экзамены, в рамках этой произвольной, бездумной работы часы индивидуальных занятий были сокращены примерно на 90%.

На индивидуальных занятиях, учитывая возможности наставничества, учитель обучает ученика художественному исполнению произведения, такому как состояние игры на инструменте, формирование звука в четкой интонации, ритме, силе звука, технике исполнения, правильному движению звуковых тел при исполнении вокала, правилам пения, четкому произношению, важную роль в этом играет то, что учитель определяет ошибку и исправляет ее в своем исполнении и оценивает изменения в исполнении вокала ученика.

Отличие урока практического исполнения от университетских лекционных занятий заключается в том, что в процессе занятия преподаватель выбирает репертуар, соответствующий музыкальным способностям каждого студента, начальной вокально-инструментальной исполнительской подготовке, звуковому

диапазону, психологическим, физиологическим способностям, а также использует сопровождение концертмейстера на уроке исполнения. А на уроке чтения лекций этого делать нельзя.

Несмотря на то, что обучение музыкальному исполнительству является занятием напряженным, его осуществление является жизненной необходимостью. В том же 2008 году студенты и их родители, оплатившие свои контрактные деньги в полном объеме и вовремя, организовали письмо на имя ректора и потребовали, чтобы в случае отсутствия индивидуальных уроков группа не изучала предметы, чтобы мы протестовали против этого неправомерного поведения, при необходимости обратились в министерство и вернули индивидуальные уроки. Но результата не было никакого.

Выступая на церемонии открытия международной конференции Макома, президент нашей страны Ш. Мирзиеев сказал: "В сегодняшнее время мы не найдем ничего, чтобы измерить и оценить роль и значение музыкального искусства в объединении всех людей с благородными намерениями, воспитании молодежи в духе высоких гуманистических идеалов.

Если мы хотим учиться, познать подлинное, настоящее искусство, то прежде всего нам нужно знать, познать классическое искусство маком.

Если мы хотим поднять искусство, культуру, мы должны сначала поднять искусство маком. Звуки макома, дух и философия макома должны мобилизовать наши возможности занять глубокое место в сердце каждого человека, прежде всего в сознании и сердце нашего подрастающего молодого поколения", - определил он важную задачу.

В октябре 2016 года, после открытия виртуальной приемной действующего президента нашей страны Шавката Мирзиеева, опытные профессора нашего университета написали письмо о необходимости восстановления индивидуальных занятий. Письма были направлены в Министерство высшего и среднего специального образования, и в ответах от них этот вопрос был обойден. В утвержденном приказом Маджидова № 744 от 25 августа 2018 года - в квалификационных требованиях бакалавров 5111100-музыкальное образование предусмотрено направление "Ансамблевое и индивидуальное изучение отдельных предметов". Опять же, в приказе министра № 20-2018 от 10 сентября 2018 года пункт 4 главы 1 Приложения 1 содержит следующие положения об индивидуальном обучении.

Обучение (лекции, практические занятия, семинары, индивидуальные и лабораторные) в течение одного академического часа - 1 час индивидуальные занятия по направлениям культуры, искусства и спорта, обычно до 1 - 10 человек, в малых группах со студентами до 2-12 человек в ансамблевых классах; Индивидуальные занятия музыкой иногда проводятся только с одним учеником. В небольшой группе студентов до 10 человек проходят лабораторные занятия, не в одиночку. В результате называния уроков музыки, проводимых в малых группах, единым уроком, его обязательного введения и подчеркивания того, что эта работа вошла в привычку за десять лет, университет серьезно подорвал воспитание индивидуального музыкального исполнительства и выступление молодых педагогов было погашено [1-30].

Список литературы

1. Мадримов Б.Х. Бухарский шашмаком - феномен в культуре Центральной Азии //

Наука, техника и образование. 74:10 (2020). С. 111-113.

2. Норова Ш.У. Повышение профессиональной компетентности путем подготовки

молодежи к хоровой деятельности // Наука, техника и образование. 74:10 (2020).

С. 114-117.

3. Дустов С.Д.Влияние самостоятельной работы на музыкально-эстетическое воспитание // Academy. 62:11 (2020). C. 44-46.

4. Мустафаев Б.И. Некоторые вопросы развития профессиональных навыков учителя музыкальной культуры // Academy. 62:11 (2020). C.47-50.

5. Каюмов И. Ф. Психологические истоки музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 56-58.

6. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. Педагогические основы традиционной профессиональной музыки (на примере искусства дастана) // Academy. 62:11 (2020). C. 59-62.

7. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 33-36.

8. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 44-47.

9. Миршаев У.М. Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 48-51.

10.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 58-61.

11. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 55-58.

12. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.

13. Норова Ш.У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // Academy. 56:5 (2020). С. 55-57.

14. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.

15. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.

16. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

17. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. С. 434-437.

18. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.

19. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. С. 7125-7130.

20. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.

21. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. С. 118-122.

22. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 67-70.

23. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 70-73.

24. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in the Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020. С. 855-963.

25. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 74-77.

26. Гулов С.Н. Музыка и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 85-88.

27. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 108-111.

28. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. 97:21 (2020).С. 111-114.

29.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 115-118.

30.Akhmedova M. Psycholinguic features of oriental speech etiquette // Euro-Asia Conferences. 1:1 (2021). С. 203-205.

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗАХ Холиков К.Б.

Холиков Комил Буронович - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: разнообразные методы воспитания, включающие студента во взаимодействие, самодеятельность, общение, побуждают его к проявлению в отношениях своих взглядов, убеждений, настроений качеств и свойств личности. Дети искренно, непосредственно эмоционально обнаруживают самую сущность своей личности и индивидуальности в игре, самоуправлении, соревновании, ответных реакциях на поощрения и наказания, на обращения воспитателей к их разуму, чувству и воле. В живом общении с детьми, благодаря применяемым методам, педагог получает богатейшие сведения о детях, эффективности педагогического процесса, состояния воспитательной работы в целом. Они выбираются из системы способов организации общественных отношений. Общественные взаимодействия и воздействия, будучи педагогически преобразованными, становятся способами отношений воспитателей с детьми и в детской среде, организации всех сфер детской жизни, формирования нравственно-эстетической личности. Ключевые слова: повышение квалификации, педагогические технологии, самообразование, работающий студент, профессиональная квалификация, контекстное обучение, творческо-поисковое обучение.

УДК 781

Логическим продолжением интерактивного обучения является методика, которую следует использовать в вузах. В вузах интерактивные формы и методы обучения должны занимать от 40 до 60% занятия. Часто используются такие виды и методы интерактивного обучения, как мозговой штурм, ролевые игры (деловые, имитационные) и дискуссии. Осуществить точную классификацию интерактивных методов обучения практически невозможно, потому что они тесно переплетаются, дополняя друг друга. Во время одного занятия студенты могут заниматься творческими заданиями в малых группах, обсуждать вопросы всей аудиторией, предлагать индивидуальные решения. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы студенты не слушали, не учили, не делали, а понимали.

Если внедрение интерактивных методик в школах и вузах будет осуществляться системно, то количество состоявшихся, способных мыслить, принимать ответственные решения личностей резко возрастет.

Использование общепедагогических методов в музыкальном воспитании студентов будет эффективным, если они применяются с учетом требований, предъявляемых к их применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.