Научная статья на тему 'Проблемы импортозамещения программного обеспечения в вузе'

Проблемы импортозамещения программного обеспечения в вузе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортозамещение программного обеспечения / ИТ-инновации / технологические инновации / сопротивление внедрению ИТ-инноваций / технологический суверенитет / software import substitution / IT innovations / technological innovations / resistance to the IT innovations’ introduction / technological sovereignty

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пасурин Дмитрий Алексеевич

Освоение ИТ-инноваций является сложной задачей для организаций высшего образования, причем основная причина трудностей заключается не в провале внедрения инновации, а в провале реализации – неспособности добиться от каждого сотрудника квалифицированного, последовательного и целеустремленного использования инновации. Для вузов важно, чтобы инновация была принята и поддержана сотрудниками, а вуз в результате внедрения получил определенные экономические выгоды. Для управления процессом сопротивления инновациям в высшем учебном заведении сначала требуется осознать причины сопротивления изменениям, затем рассмотреть возможный стратегический подход, сформулировать тактику и методы нивелирования сопротивления изменениям. В статье импортозамещение программного обеспечения в вузах рассматривается как инновационный проект. Отмечается, что высшие учебные учреждения сталкиваются с рядом сложностей при переходе от преимущественно иностранного программного обеспечения к отечественным аналогам, такими как отсутствие у преподавателей и студентов опыта использования отечественных цифровых сервисов и решений, необходимость переноса данных из одних систем в другие, дополнительные расходы на замену лицензионного программного обеспечения. В работе представлены рекомендации для руководства кафедр, нацеленные на нивелирование сопротивления в процессе перехода на новое программное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of software import substitution in HEIs

Adoption of IT innovations is a challenge for higher education organizations, and the main reason for the difficulties is not the failure innovations’ implementation, but the failure of fulfillment the inability to get each employee to use the innovation in a skilled, consistent and committed way. It is important for HEIs that the innovation is accepted and supported by staff and that the HEI realizes some economic benefits as a result of the implementation. In order to manage the process of resistance to innovation in higher education institutions, it is first necessary to recognize the causes of resistance to changes, then to consider a possible strategic approach, formulate tactics and methods of levelling the resistance to changes. The research paper considers software import substitution in higher education institutions as an innovative project. It is noted that higher education institutions face a number of difficulties in the transition from predominantly foreign software to domestic analogues, such as the lack of experience of teachers and students in using domestic digital services and solutions, the need to transfer data from one system to another, and additional costs for the replacement of licensed software. The paper presents recommendations for the management of departments aimed at levelling the resistance in the process of transition to new software.

Текст научной работы на тему «Проблемы импортозамещения программного обеспечения в вузе»

Т. 2 №4 2023 Vol.2 No.4

ISSN 2782-4934 (online) ISSN 2949-477X (print)

Управление экономическими системами Economic systems management

УДК 37.015.6

DOI 10.29141/2949-477X-2023-2-4-6

EDN JBUIWS

Д. А. Пасурин

ООО «АЙТЕД», г. Солнечногорск, Московская область, Российская Федерация

Проблемы импортозамещения программного обеспечения в вузе

Аннотация. Освоение ИТ-инноваций является сложной задачей для организаций высшего образования, причем основная причина трудностей заключается не в провале внедрения инновации, а в провале реализации - неспособности добиться от каждого сотрудника квалифицированного, последовательного и целеустремленного использования инновации. Для вузов важно, чтобы инновация была принята и поддержана сотрудниками, а вуз в результате внедрения получил определенные экономические выгоды. Для управления процессом сопротивления инновациям в высшем учебном заведении сначала требуется осознать причины сопротивления изменениям, затем рассмотреть возможный стратегический подход, сформулировать тактику и методы нивелирования сопротивления изменениям. В статье импортозамещение программного обеспечения в вузах рассматривается как инновационный проект. Отмечается, что высшие учебные учреждения сталкиваются с рядом сложностей при переходе от преимущественно иностранного программного обеспечения к отечественным аналогам, такими как отсутствие у преподавателей и студентов опыта использования отечественных цифровых сервисов и решений, необходимость переноса данных из одних систем в другие, дополнительные расходы на замену лицензионного программного обеспечения. В работе представлены рекомендации для руководства кафедр, нацеленные на нивелирование сопротивления в процессе перехода на новое программное обеспечение.

Ключевые слова: импортозамещение программного обеспечения; ИТ-инновации; технологические инновации; сопротивление внедрению ИТ-инноваций; технологический суверенитет.

Дата поступления статьи: 5 декабря 2023 г.

Для цитирования: Пасурин Д. А. Проблемы импортозамещения программного обеспечения в вузе // Цифровые модели и решения. 2023. Т. 2, №№ 4. С. 63-75. DOI: 10.29141/ 2949-477Х-2023-2-4-6. EDN: JBUIWS.

Управление экономическими системами Economic systems management

D. A. Pasurin

LLC «I-TED» Solnechnogorsk, Moscow Oblast, Russia

Problems of software import substitution in HEIs

Abstract. Adoption of IT innovations is a challenge for higher education organizations, and the main reason for the difficulties is not the failure innovations' implementation, but the failure of fulfillment - the inability to get each employee to use the innovation in a skilled, consistent and committed way. It is important for HEIs that the innovation is accepted and supported by staff and that the HEI realizes some economic benefits as a result of the implementation. In order to manage the process of resistance to innovation in higher education institutions, it is first necessary to recognize the causes of resistance to changes, then to consider a possible strategic approach, formulate tactics and methods of levelling the resistance to changes. The research paper considers software import substitution in higher education institutions as an innovative project. It is noted that higher education institutions face a number of difficulties in the transition from predominantly foreign software to domestic analogues, such as the lack of experience of teachers and students in using domestic digital services and solutions, the need to transfer data from one system to another, and additional costs for the replacement of licensed software. The paper presents recommendations for the management of departments aimed at levelling the resistance in the process of transition to new software.

Key words: software import substitution; IT innovations; technological innovations; resistance to the IT innovations' introduction; technological sovereignty.

Paper submitted: December 5, 2023

For citation: Pasurin D. A. Problems of software import substitution in HEIs. Digital models and solutions. 2023. Vol. 2, no. 4. Pp. 63-75. DOI: 10.29141/2949-477X-2023-2-4-6. EDN: JBUIWS.

Введение

Развитие современной системы образования в России предполагает глобальные перемены в содержании образовательного процесса, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности, а также в системе управления учреждениями высшего образования. Значительную важность приобретают вопросы, связанные с внедрением педагогических и технологических инноваций, соотнесением их с общими приоритетами образовательной политики государства и тенденциями развития образования. От успешного освоения инноваций в учебных учреждениях зависит дальнейшее развитие всей образовательной системы.

Управление экономическими системами Economic systems management

Управление инновационными проектами в вузе - это сложная организационная система, направленная на выполнение комплекса различных взаимозависимых процессов разработки и реализации возможных современных решений в сфере образования [1; 2]. При этом организационный процесс внедрения инноваций может привести к некоторому сопротивлению со стороны работников организации высшего образования [3].

Цель статьи - исследование проблем сопротивления внедрению ИТ-инноваций в вузе в условиях достижения технологического суверенитета и предложение путей решения проблемы.

Импортозамещение ИТ-продуктов в образовательных организациях

как инновационный проект

Значение инновационной деятельности в сфере образования трудно переоценить. Система высшего образования обеспечивает государство самым важным и ценным ресурсом - квалифицированными специалистами, способными быстро и качественно решать поставленные перед ними задачи. Развитие глобальной экономики неизбежно влечет за собой увеличение требований к специалистам в самых разных сферах, что вынуждает учебные заведения адаптироваться к новым условиям.

В рамках дискуссии о современных моделях и подходах в обучении в первую очередь на делается акцент на «развитии инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о целях и процессе педагогической деятельности» [4]. В исследованиях отмечается, что инновации в образовании - это не только обновленные методики преподавания и современные подходы в работе с обучаемыми, но и внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс [5].

На текущий момент российский ИТ-рынок покидают иностранные разработчики программного обеспечения. Этот процесс коснулся и сферы образования: образовательные организации высшего образования пополняют портфель отечественными решениями. Минобрнауки России готово полностью перейти на российское программное обеспечение [6]. При этом политика импортозамещения и перехода на преимущественное использование отечественного программного обеспечения реализуется в стране на протяжении последних восьми лет. В 2016 г. был запущен Реестр отечественного программного обеспечения, в котором на конец января 2023 г. было зарегистрировано около 16 тыс. программных продуктов [7]. Это говорит о готовности России к любым вызовам в части замещения российскими разработками зарубежных программных решений для образовательных организаций высшего образования и учреждений науки. Дополнительно в 2022 г. Минобрнауки России разработало и утвердило план мероприятий по формированию и введению в эксплуатацию в подведомственных организациях единого реестра отечественных продуктов, разработанных вузами или научными организациями, а также «Методические рекомендации по переходу образовательных организаций высшего образования на преимущественное использование отечественного программного обеспечения (мессенджеры и ВКС), в том числе отечественного офисного программного обеспечения от 31.03.2022» [8]. На сайте Министерства создан раздел «Импортозамещение 1Т в сфере науки и высшего образования», где опубликована актуальная информация по переходу на отечественное оборудование и программное обеспечение в вузах [9].

Управление экономическими системами Economic systems management

Организационный процесс внедрения ИТ-инициатив приводит к некоторому сопротивлению со стороны работников вузов. Сопротивление может возникать при реализации нововведений на организационном, групповом и индивидуальном уровнях. Исследователи утверждают, что особенность реализации любых инноваций в системе высшего образования обусловлена диспропорцией разных направлений деятельности вузов: образовательной, научной, административной. При этом в сфере образования очень велика инерция, поэтому чтобы что-то изменить, необходимо приложить огромные усилия [10].

Кроме того, процесс принятия коллективами вузов таких изменений, как импортоза-мещение программного обеспечения, осложняется рядом факторов. Перечислим некоторые из них.

Переход на отечественные системы влечет за собой сложности с подбором альтернативного решения. Одной из наиболее часто упоминаемых проблем импортозамещения программного обеспечения на предприятиях и в вузах является отсутствие полноценных отечественных аналогов некоторых зарубежных решений. Несмотря на то, что реестр российских программ уже содержит свыше 16 тыс. продуктов, по-прежнему остаются ниши, в которых российские разработки пока не могут полностью заменить решения международных компаний. Возникает высокая вероятность замены одного решения несколькими, а также необходимость переобучения административного персонала и преподавателей.

В рамках образовательной деятельности преподавателям необходимо не только освоить самим новое программное обеспечение, но и в оперативном режиме обновить рабочие программы дисциплин, тексты лекций, методические указания к практическим занятиям и проверочные материалы для промежуточных аттестаций.

Дополнительный анализ барьеров цифровой трансформации вузов при импортозаме-щении обнаруживает такие сдерживающие факторы, как отсутствие знаний о российских технологиях и непонимание эффектов от внедрения в процесс обучения отечественных продуктов.

Рассмотрим процесс перехода на российское программное обеспечение на примере одного из университетов г. Екатеринбурга.

Опыт одного из университетов

Проект перехода на отечественное программное обеспечение в университете был запущен в 2018 г. На автоматизированных рабочих местах административного персонала была внедрена операционная система Astra Linux и прикладное программное обеспечение «МойОфис Стандартный» (лицензия для образовательных организаций, без ограничения срока действия). Данное программное обеспечение включено в реестр российских программ. При этом для обучения студентов ИТ-дисциплинам использовалась операционная система Windows и офисные приложения Microsoft Office.

С конца марта 2022 г. структурные подразделения университета начали вести интенсивную работу по переходу на отечественное программное обеспечение в связи с прекращением продаж и техподдержки зарубежными производителями ранее закупленных программ.

Управление экономическими системами Economic systems management

Кроме замены зарубежных программных средств, применяющихся в административной работе, осуществляется замена зарубежного программного обеспечения, которое используется при обучении студентов.

До конца 2023 г. в вузе сохраняются лицензии на продукты Microsoft, поэтому и в работе административных структур, и в преподавании в текущем учебном году используется самое востребованное и часто используемое программное обеспечение Microsoft Office. Лицензии на продукты Adobe, используемые в преподавании дисциплин, связанных с веб-дизайном и компьютерной графикой, действуют до конца 2023 г. В феврале 2023 г. истекла лицензия на IBM SPSS, которое активно использовалось в дисциплинах по анализу данных. Компании-разработчики программных продуктов Tableau и QlikView, используемых для бизнес-аналитики, прекратили распространение ПО, в том числе учебных версий, которые ранее активно использовались при обучении на территории России. В декабре 2022 г. прекратила действие лицензия на учебные продукты компании SAP, которые применялись в рамках курсов, посвященных изучению возможностей и архитектуры корпоративных информационных систем.

Уточним, что как ранее, так и сейчас преподаватели используют открытое программное обеспечение с лицензией GNU General Public. Преимуществом такого ПО является бесплатность и доступность для вуза и студентов. Правила распространения программного обеспечение с лицензией GNU General Public не изменились с марта 2022 г.

Результаты социологического опроса преподавателей вуза

Для оценки новых подходов к импортозамещению программного обеспечения в апреле 2023 г. методом формализованного анкетирования был проведен опрос. В нем приняли участие преподаватели трех кафедр, преподающих ИТ-дисциплины, таким образом результаты опроса учитывают мнения 6,1 % преподавательского состава вуза. Выбор кафедр для опроса обусловлен тем, что преподавателей ИТ-дисциплин изменения затронули в первую очередь, вынудив не только оперативно изучать новое программное обеспечение, но и зачастую на ходу полностью перестраивать учебные курсы.

На рис. 1 представлено распределение опрошенных преподавателей по блокам читаемых дисциплин.

Программирование Веб-дизайн Бизнес-аналитика Искусственный интеллект

Рис. 1. Структура респондентов-преподавателей по блокам дисциплин, %

Управление экономическими системами Economic systems management

Преподавателям было предложено:

- оценить актуальность вопроса импортозамещения для закрепленных за ними дисциплин;

- ответить, приходилось ли в 2022/2023 учебном году при обучении студентов заменять программное обеспечение, которое ранее поставлялось компанией, ушедшей с российского рынка;

- указать положительные и отрицательные последствия для учебного процесса в связи с уходом с российского рынка компаний из недружественных стран;

- выделить ключевые проблемы, с которыми столкнулся преподаватель при реализации стратегии импортозамещения.

При оценке актуальности для преподавателей вопроса импортозамещения программного обеспечения получены следующие результаты.

Вопрос замены программного обеспечения имел критическую значимость для 12 % участников опроса, которым пришлось полностью перестраивать читаемый курс. Эпизодическая потребность в импортозамещении программного обеспечения возникала у 17,4 % преподавателей, которые в своих дисциплинах заменили лишь часть используемого методического материала.

При этом в разрезе дисциплин картина различалась. Для опроса дисциплины были объединены в укрупненные блоки: информатика, информационные технологии; анализ данных; программирование; веб-дизайн; бизнес-аналитика; искусственный интеллект. Актуальность вопроса импортозамещения для укрупненных блоков дисциплин представлена на рис. 2.

Информатика; информационные технологии

;

Анализ данных Программирование Веб-дизайн Бизнес-аналитика Искусственный интеллект

Корпоративные информационные системы

Неактуально

Потребность эпизодическая

Критически важно

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Доля респондентов, %

Рис. 2. Степень актуальности вопроса импортозамещения программного обеспечения

для блоков дисциплин

Управление экономическими системами Economic systems management

Участники опроса отметили, что для преподавания большинства дисциплин замена программного обеспечения в связи с уходом компаний из недружественных стран не имела высокой значимости. Это связано с тем, что на текущий момент преподаватели либо используют действующее по лицензиям программное обеспечение Microsoft Office и Adobe, либо открытое программное обеспечение с лицензией GNU General Public. При этом вопрос замены программного обеспечения был критическим для преподавателей дисциплин, связанных с анализом данных, корпоративными информационными системами и бизнес-аналитикой (100; 100 и 35 % соответственно), что связано с уходом с российского рынка продуктов IBM SPSS, SAP, Tableau и QlikView. Средняя или эпизодическая потребность в замене части курсов была отмечена преподавателями информационных технологий, бизнес-аналитики, веб-дизайна.

Далее проанализированы ответы преподавателей о выборе способа замены программного обеспечения в 2022/2023 учебном году, которое ранее поставлялось компаниями, ушедшими с российского рынка (рис. 3).

Замена

не осуществлялась Замена

на российское ПО

Замена на открытое зарубежное ПО

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Доля респондентов, % Рис. 3. Способы замены программного обеспечения по блокам дисциплин

Замена программного обеспечения в 2022/2023 учебном году осуществлялась только отдельными преподавателями. Больше половины (66,1 %) респондентов при этом выбрали программное обеспечение преимущественно российских поставщиков либо брали для замены открытое зарубежное программное обеспечение.

Отметим российское программное обеспечение, на которое переходили респонденты: это Yandex DataLens для целей бизнес-аналитики; программные продукты компании 1С для преподавания дисциплин, связанных с корпоративными информационными системами. Дисциплины по анализу данных решено было проводить с использованием возможностей языка R в оболочке R Studio (зарубежное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public).

Информатика; информационные технологии

;

Анализ данных

Программирование

Ш Ш Ш ■

Искусственный интеллект

Корпоративные информационные системы

Управление экономическими системами Economic systems management

Далее преподаватели оценивали отрицательные и положительные последствия ухода с российского рынка иностранных компаний. Ответы на вопрос о преимуществах такого ухода систематизированы на рис. 4.

Нет положительных последствий Используется бесплатное ПО Другое

Рис. 4. Положительные последствия ухода иностранных компаний - разработчиков ПО

для преподавателей ИТ-дисциплин

Подавляющее большинство респондентов (89,2 %) отметили отсутствие для них положительных последствий сложившейся ситуации. Вместе с тем 9 % респондентов ответили о возможности использования студентами бесплатного программного обеспечения, что облегчает выполнение заданий на домашних компьютерах. Такие ответы в основном дали преподаватели дисциплин, связанных с анализом данных. Преподавателями бизнес-аналитики были отмечены преимущества Yandex DataLens при обработке и анализе картографической информации - эти ответы составили категорию «Другое».

Распределение ответов преподавателей об отрицательных последствиях в связи с уходом с российского рынка компаний из недружественных стран представлены на рис. 5.

Необходимость частично или полностью изменять курс 100

Необходимость осваивать новое ПО 92

Доля респондентов, %

Рис. 5. Отрицательные последствия ухода иностранных компаний - разработчиков ПО

для преподавателей ИТ-дисциплин1

Практически все респонденты отметили такие негативные для них последствия, как необходимость осваивать новое программное обеспечение, необходимость частично или полностью изменять методические указания по преподаваемым дисциплинам.

Последний блок опроса был связан с ключевыми проблемами, с которыми столкнулись или могут столкнуться преподаватели столкнуться при реализации стратегии им-портозамещения (рис. 6).

Ключевая проблема, по мнению преподавателей, связана с тем, что российские аналоги уступают импортной продукции по качественным характеристикам - так считают 68,1 %. Данную проблему обозначили все категории преподавателей, принявших участие в опросе: как те, кто столкнулся с проблемой замены программного обеспечения, так и те, кто столкнется с ней в будущем учебном году при переходе на российские аналоги Microsoft Office. Остальные проблемы имеют примерно одинаковый уровень актуальности - в среднем 25 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Общая сумма превышает 100 %, так как респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответа.

Управление экономическими системами Economic systems management

Российские аналоги уступают импортной продукции по качественным характеристикам

Российские аналоги импортной продукции отсутствуют

Российские аналоги дороже иностранной продукции

при сопоставимом качестве Информация о российских аналогах разрозненна,

ее приходится искать

Нет единого каталога товаров российского производства

Отсутствует система сопоставимости по качественным характеристикам

На рынке отсутствует информация о российских аналогах

У российских производителей отсутствует подтверждение отечественного происхождения продукции

10

7

68

36

30 28

26 23

20 40 60 80 Доля респондентов, %

Рис. 6. Ключевые проблемы реализации стратегии импортозамещения по мнению преподавателей1

Среди респондентов, которые не отметили такой фактор, как «отсутствие полноценных российских аналогов» в основном те, которые перешли с продуктов SAP на продукты 1С. При этом ряд преподавателей, которые пользовались аналитическим блоком возможностей продуктов SAP на занятиях по бизнес-аналитике, с таким выводом не согласились.

Подобное распределение ответов говорит о том, что в следующем учебном году при переходе с программных продуктов Microsoft Office руководство ИТ-кафедр столкнется с сопротивлением внедрению российских аналогов офисных продуктов. Преподавание дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии» на экономических, юридических и управленческих направлениях обучения университета сейчас ведется в основном на продуктах Microsoft Office, и в 2023/2024 учебном году вопрос импортоза-мещения коснется всех без исключения преподавателей ИТ-дисциплин.

Методы увеличения вовлеченности преподавателей в процесс импортозамещения программного обеспечения

При внедрении новых для преподавателей университета программных продуктов, исходя из общих причин сопротивления изменениям [11], считаем, что руководству ИТ-кафедр следует рассмотреть следующие методы снижения сопротивления нововведениям и увеличения вовлеченности преподавателей в процесс внедрения инноваций:

1) предоставить коллективу кафедр актуальные рекомендации по возможной замене используемых цифровых сервисов и решений, подлежащих импортозамещению;

2) структурировать команду кафедры, чтобы максимизировать ее потенциал, в том числе:

1 Общая сумма превышает 100 %, так как респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответа.

Управление экономическими системами Economic systems management

- выделить из состава кафедры преподавателей, которые лучше всего подходят для организации коллектива преподавателей при ознакомлении с новыми программными продуктами и подготовке методических указаний;

- распределить между преподавателями роли и обязанности по освоению и подготовке учебного материала так, чтобы использовать их компетенции и навыки с максимальной выгодой. Такое сотрудничество в рамках командной работы поможет вовлечь каждого члена кафедры в процесс внедрения изменений;

3) ставить сложные, достижимые и привлекательные цели, ясно и четко формулировать цели и задачи. На заседании кафедры следует разбить проект по внедрению в учебный процесс нового программного обеспечения на небольшие этапы и отмечать достижение целей как общими усилиями, так и индивидуально каждым преподавателем. За счет этого возможно привязать личное развитие каждого сотрудника кафедры к созданию общего командного учебного продукта;

4) решить вопросы внедрения нового программного продукта в учебный процесс коллективно на заседании кафедры. При внедрении инноваций крайне важно сплотить коллектив кафедры и усилить командный дух. В период перемен в учебном процессе напряженность сотрудников кафедры может возрасти. Коллективные обсуждения помогут преподавателям понять и оценить усилия коллег, особенно если руководство кафедры обеспечит систематический подход к решению проблем, поощрит партнерство преподавателей, создаст атмосферу взаимного доверия и уважения;

5) проявить заинтересованность во внедрении новых программных продуктов. Руководители кафедр должны быть примером веры в будущее. Если сотрудники кафедры видят, что руководители позитивно относятся к переменам, они быстрее становятся сторонниками изменений согласно утверждению: «Куда следуют лидеры, туда пойдут остальные». Только будучи источником изменений, руководство сможет ожидать, что другие примут нововведения в учебном процессе. Возможным аргументом для убеждения может послужить перечисление преимуществ импортозамещения программного обеспечения в образовательном процессе. Одна из главных причин заключается в том, что это способствует использованию и развитию отечественных технологий, которые могут помочь стимулировать экономику страны и улучшить ее технологические возможности. Это также гарантирует, что содержание и материалы, используемые в образовательном процессе, соответствуют культурным и языковым нормам страны. Помимо этого, это позволяет обеспечить лучшую защиту данных, соблюдение нормативных требований и снизить зависимость от иностранных поставщиков;

6) быть убедительными. Руководителям кафедр необходимо энергично вовлекать сотрудников в процесс внедрения ИТ-инноваций: сосредоточиться на возможностях и убеждать, а не отстаивать свой авторитет; делиться опытом, найти способы объяснить преимущества внедрения нового программного обеспечения;

7) расширить возможности для инновационных и творческих инициатив. Следует предоставлять возможности для обратной связи, гибко реагируя на возможные изменения; поощрять сотрудников кафедры проявлять творческий подход, находить решения возникающих проблем и участвовать в процессе внедрения в учебный процесс нового

Управление экономическими системами Economic systems management

программного обеспечения; поощрять сотрудничество между дружественными кафедрами при освоении инновационного программного обеспечения.

Заключение

Освоение ИТ-инноваций является сложной задачей для организаций высшего образования. При этом основная причина трудностей заключается не в провале внедрения инновации, а в провале реализации - неспособности добиться от каждого сотрудника квалифицированного, последовательного и целеустремленного использования инновации. Для вузов важно, чтобы инновация была принята и поддержана сотрудниками, тогда в результате внедрения вуз сможет получить определенные экономические выгоды.

Для управления процессом сопротивления инновациям в высшем учебном заведении сначала требуется осознать причины сопротивления изменениям, затем рассмотреть возможный стратегический подход, сформулировать тактику и методы нивелирования сопротивления изменениям.

Описанные в статье результаты опроса демонстрируют отношение преподавателей университета к внедрению в образовательный процесс импортозамещающих программных продуктов. В работе приведены рекомендации для руководства кафедр для нивелирования сопротивления в процессе перехода на новое программное обеспечение. Считаем, что данные сведения могут быть полезны руководству вуза при планировании и уточнении мероприятий по стратегии импортозамещения.

Источники

1. Barry W.J. Challenging the status quo meaning of educational quality: introducing transformational quality (TQ) theory // Educational journal of living theories. 2012. Vol. 4. P. 1-29.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2001. 192 с. ISBN: 5-7695-0743-8.

3. Герасимов К.Б., Михеева Е.А. Роль инноваций в обеспечении развития и повышения конкурентоспособности современных вузов // Экономика и предпринимательство.

2022. № 2(139). С. 1194-1199. DOI: 10.34925/EIP.2022.139.2.238. EDN: YPTSNQ.

4. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство: в 2 ч. / под ред. С. А. Щенни-кова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017.

5. Савватеева Т.П. Проблемы импортозамещения программного обеспечения при обучении студентов-бакалавров проектированию информационных систем // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL: https://science-education.ru/article/ view?id=29206 (дата обращения: 04.12.2023). EDN: ZVSBMB.

6. АРПП будет участвовать в наполнении реестра отечественного ПО для вузов / АППР.

2023. URL: https://arppsoft.ru/news/actual/13812/ (дата обращения: 20.11.2023).

7. Российский реестр программного обеспечения. URL: https://reestr.digital.gov.ru/reestr/ (дата обращения: 20.11.2023).

8. Методические рекомендации по переходу образовательных организаций высшего образования на преимущественное использование отечественного программного обеспечения (мессенджеры и ВКС), в том числе отечественного офисного программного обеспечения / Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/importozamesh-

Управление экономическими системами Economic systems management

cheniye/Метод_рекомендации_отеч_ПО_ВУЗы.pdf (дата обращения: 20.11.2023).

9. Импортозамещение ИТ в сфере науки и высшего образования / Минобрнауки России. URL: https://minobmauki.gov.ru/importozameshcheniye/ (дата обращения: 20.04.2023).

10. Импортозамещение программного обеспечения в высших учебных заведениях / Tadvi-ser. 2023. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Импортозамещение_програм-много_обеспечения_в_высших_учебных_заведениях/ (дата обращения: 20.11.2023).

11. Davis F. A technology acceptance model for empirically testing new end-user information systems: theory and results: PhD thesis. Massachusetts Institute of Technology, 1986. 250 p.

References

1. Barry W.J. Challenging the status quo meaning of educational quality: introducing transformational quality (TQ) theory. Educational Journal of Living Theories. 2012. Vol. 4. Pp. 1-29.

2. Zagvyazinsky V. I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretaciya [Theory of learning: modern interpretation]. Moscow: Akademiya, 2001. 192 p. ISBN: 5-7695-0743-8. (In Russ.)

3. Gerasimov K.B., Miheeva E.A. Rol' innovacij v obespechenii razvitiya i povysheniya konkurentosposobnosti sovremennyh vuzov [The role of innovation in ensuring the development and increasing the competitiveness of modern universities]. Ekonomika i predprinima-tel'stvo. 2022.No. 2(139). Pp. 1194-1199.DOI: https://doi.org/10.34925/EIP.2022.139.2.238. EDN: https://elibrary.ru/yptsnq. (In Russ.)

4. Innovacionnye processy v obrazovanii. T'yutorstvo: v 2 ch. / ed. S.A. Shchennikov, A.G. Tes-linov, A.G. Chernyavskaja. 3rd ed. Moscow: Urait, 2017. (In Russ.)

5. Savvateeva T.P. Problemy importozameshcheniya programmnogo obespecheniya pri obu-chenii studentov-bakalavrov proektirovaniyu informacionnyh sistem [Problems of software import substitution for teaching of bachelor students to information systems design]. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. No. 5. URL: https://science-education.ru/ article/view?id=29206. EDN: https://elibrary.ru/zvsbmb. (In Russ.)

6. ARPP budet uchastvovat' v napolnenii reestra otechestvennogo PO dlya vuzov [ARPP will participate in filling the register of domestic software for universities]. 2023. URL: https:// arppsoft.ru/news/actual/13812/ (In Russ.)

7. Rossijskij reestr programmnogo obespecheniya [Russian Software Register]. URL: https:// reestr.digital.gov.ru/reestr/ (In Russ.)

8. Metodicheskie rekomendacii po perekhodu obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya na preimushchestvennoe ispol'zovanie otechestvennogo programmnogo obespecheniya (messendzhery i VKS), v tom chisle otechestvennogo ofisnogo programmnogo obespecheniya / Minobrnauki Rossii [Methodological recommendations on the transition of educational institutions of higher education to the preferential use of domestic software (messengers and videoconferenes), including domestic office software] / Ministry of Education and Science of Russia. URL: https://minobrnauki.gov.ru/importozameshcheniye/ Метод_рекомендации_отеч_ПО_ВУЗы.pdf (In Russ.)

9. Importozameshchenie IT v sfere nauki i vysshego obrazovaniya [Import substitution of IT in science and higher education] / Ministry of Education and Science of Russia. URL: https://minobrnauki.gov.ru/importozameshcheniye/ (In Russ.)

Управление экономическими системами Economic systems management

10. Importozameshchenie programmnogo obespecheniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Import substitution of software in higher education institutions] / Tadviser. 2023. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Импортозамещение_программного_обеспе-чения_в_высших_учебных_заведениях/ (дата обращения: 20.11.2023). (In Russ.)

11. Davis F. A technology acceptance model for empirically testing new end-user information systems: theory and results: PhD thesis. Massachusetts Institute of Technology, 1986. 250 p.

Информация об авторах

Пасурин Дмитрий Алексеевич, директор. ООО «АЙТЕД», 141532, РФ, Московская область, г. о. Солнечногорск, д. Радумля, мкр. Механического Завода № 1, стр. 20/1, этаж/ помещ. 2/29. E-mail: d.pasurin@ited.ru

Information about the authors

Pasurin Dmitry Alekseevich, director. LLC "I-TED", 141532, Russia, Moscow oblast, Sol-nechnogorsk, Radumlya village, md. Mechanical Plant No. 1, building 20/1, floor/room 2/29. E-mail: d.pasurin@ited.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.