Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ ОСОБО ЦЕННЫХ ВИДОВ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ИХ ЧАСТЕЙ И ДЕРИВАТОВ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ'

ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ ОСОБО ЦЕННЫХ ВИДОВ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ИХ ЧАСТЕЙ И ДЕРИВАТОВ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ" / ОСОБО ЦЕННЫЕ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжова Ирина Андреевна

Задача: С начала 2000-х годов со стороны международных организаций и большинства государств - членов Организации Объединенных Наций, в значительной степени вырос интерес к проблеме незаконной торговли в сети «Интернет» редкими видами животных, их частями и дериватами. Данная проблема усугубляется не только анонимностью пользователей и особенностями национальных правовых систем государств, территории которых используются для добычи и оборота вышеуказанных животных, но и отсутствием единого международного подхода к борьбе с киберпреступностью в данной области. Данное исследование необходимо для освещения существующей международной правовой базы, регулирующей незаконный оборот редких видов животных и рыб, в том числе с помощью сети «Интернет», а также полноты и точности внедрения вышеуказанных норм в отечественную правовую систему. Модель: Проведен анализ международных правовых актов, нормативно-правовых актов Российской Федерации и иных источников по изучаемому вопросу. Выводы: В настоящее время международная нормативная база по регулированию киберпреступности в сфере незаконного оборота редких видов животных до конца не развита, а существующие нормы внедряются в отечественную правовую систему в неполном объеме. Оригинальность: Научная статья содержит дискуссионные вопросы и затрагивает проблемы в сфере борьбы с незаконным оборотом особо ценных видов диких животных, водных биологических ресурсов, их частей и дериватов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыжова Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TITLE OF ARTICLE: IMPLEMENTATION PROBLEM OF THE INTERNATIONAL INSTRUMENTS THAT REGULATE WILDLIFE TRADE THROUGH INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORK IN DOMESTIC LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Challenge: Since the early 2000s, interest in the problem of the most valuable animals, aquatic biological resources, their parts and derivatives smuggling through internet has greatly increased from the United Nations and the international community. The problem is compounded by not only the user anonymity and the peculiarities of national legal systems of States, whose territories are used for the wildlife extraction and trafficking, but also by the lack of integrated world approach to combating cybercrime in this area. The study is necessary for awareness of the existing international legal framework governing trafficking in rare species of wildlife, in particular through the Internet, as well as the completeness and accuracy of the implementation of these rules into the domestic legal system. Model: International legal instruments, general documents of the Russian Federation and other sources containing information on the topic were analyzed. Originality: The scientific article contains controversial issues. It addresses the problem in combating illegal trade in the most valuable animals, aquatic biological resources, their parts and derivatives. Conclusion: Nowadays, the international regulatory framework to control the cybercrime in illicit wildlife trafficking is not yet fully developed and the existing norms are being implemented incompletely into the domestic legal system.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ ОСОБО ЦЕННЫХ ВИДОВ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ИХ ЧАСТЕЙ И ДЕРИВАТОВ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ»

6.6. ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ ОСОБО ЦЕННЫХ ВИДОВ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ

РЕСУРСОВ, ИХ ЧАСТЕЙ И ДЕРИВАТОВ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ

Рыжова Ирина Андреевна, аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Место учебы: Московский городской педагогический университет

iris_776@mail.ru

Аннотация

Задача: С начала 2000-х годов со стороны международных организаций и большинства государств - членов Организации Объединенных Наций, в значительной степени вырос интерес к проблеме незаконной торговли в сети «Интернет» редкими видами животных, их частями и дериватами. Данная проблема усугубляется не только анонимностью пользователей и особенностями национальных правовых систем государств, территории которых используются для добычи и оборота вышеуказанных животных, но и отсутствием единого международного подхода к борьбе с киберпреступностью в данной области. Данное исследование необходимо для освещения существующей международной правовой базы, регулирующей незаконный оборот редких видов животных и рыб, в том числе с помощью сети «Интернет», а также полноты и точности внедрения вышеуказанных норм в отечественную правовую систему.

Модель: Проведен анализ международных правовых актов, нормативно-правовых актов Российской Федерации и иных источников по изучаемому вопросу.

Выводы: В настоящее время международная нормативная база по регулированию киберпреступности в сфере незаконного оборота редких видов животных до конца не развита, а существующие нормы внедряются в отечественную правовую систему в неполном объеме.

Оригинальность: Научная статья содержит дискуссионные вопросы и затрагивает проблемы в сфере борьбы с незаконным оборотом особо ценных видов диких животных, водных биологических ресурсов, их частей и дериватов.

Ключевые слова: международные правовые акты, международные организации, сеть «Интернет», особо ценные дикие животные, средства массовой информации, информационно-телекоммуникационная сеть, электронная сеть.

TITLE OF ARTICLE: IMPLEMENTATION PROBLEM OF THE INTERNATIONAL INSTRUMENTS THAT REGULATE WILDLIFE TRADE THROUGH INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORK IN DOMESTIC LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ryzhova Irina A., postgraduate student, faculty of Chair of penal disciplines Study place: Moscow State Pedagogical University

iris_776@mail.ru

Abstract: Challenge: Since the early 2000s, interest in the problem of the most valuable animals, aquatic biological resources, their parts and derivatives smuggling through internet has greatly increased from the United Nations and the international community. The problem is compounded by not only the user anonymity and the peculiarities of national legal systems of States, whose territories are used for the wildlife extraction and trafficking, but also by the lack of integrated world approach to combating cybercrime in this area. The study is necessary for awareness of the existing international legal framework governing trafficking in rare species of wildlife, in particular through the Internet, as well as the completeness and accuracy of the implementation of these rules into the domestic legal system.

Model: International legal instruments, general documents of the Russian Federation and other sources containing information on the topic were analyzed.

Originality: The scientific article contains controversial issues. It addresses the problem in combating illegal trade in the most valuable animals, aquatic biological resources, their parts and derivatives.

Conclusion: Nowadays, the international regulatory framework to control the cybercrime in illicit wildlife trafficking is not yet fully developed and the existing norms are being implemented incompletely into the domestic legal system.

Keywords: the international instruments, the international instruments, internet, the most valuable animals, mass media, information and telecommunication network.

В настоящее время незаконная добыча и оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, водных биологических ресурсов, их частей и де-

риватов (производных) является проблемой международного значения, поскольку не только угрожает сокращению биологического разнообразия, но и является ис-

точником финансирования международных террористических организаций и преступных групп [38].

Согласно исследованиям World Wide Fund for Nature (с анг. Всемирный фонд природы) (далее - WWF) в период с 1970 по 2014 год численность популяции позвоночных видов на нашей планете (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и т.д.) сократилась практически вдвое [34, ст. 18].

Такое стремительное сокращение биологического разнообразия является результатом незаконной вырубки лесов, активного браконьерства и незаконного оборота диких животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения. Незаконный бизнес по их обороту настолько выгоден, что занимает четвертое место в списке самых доходных видов международной преступной деятельности, уступая только продаже наркотиков, оружия и торговле людьми [36].

По данным Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций (далее - УНП ООН) ежегодно мировой объем незаконной торговли исчезающими видами диких животных и водных биологических ресурсов, их частями и дериватами превышает 20 миллиардов долларов США. В Российской Федерации по оценкам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее -Минприроды РФ) и Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) указанный оборот составляет более 18 миллиардов рублей [32].

В большинстве случаев данная категория преступлений совершается транснациональными организованными группами, которые используя пробелы в национальных законодательствах, применяют маршруты и методы схожие с контрабандой товаров других категорий. Часто для реализации своих преступных намерений организованные группы совершают другие тяжкие преступления, такие как: коррупция, отмывание денежных средств, мошенничество и многие другое.

По наблюдению правоохранительных органов во всем мире существуют разные по структуре криминальные группировки:

- группы, действующие по типу организованных банд;

- смешанные по составу;

- группы которые привлекают к совершению преступлений других участников;

- преступные группы которые связаны с группами террористов или полувоенных формирований;

- преступные сети, действующие на основе создаваемых ячеек;

- комплексные преступные сети [29].

Ради получения прибыли преступники активно взаимодействуют между собой и привлекают специалистов разных областей знаний. С появлением современных технических средств коммуникации наиболее востребованными стали специалисты IT-технологий. С их помощью преступники могут получить информацию, находящуюся в компьютерных базах правоохранительных и таможенных органов, создавать ресурсы для сбыта редких видов дикой флоры и фауны, их частей и дериватов через электронные и информационно-телекоммуникационные сети. Все это стало новым видом преступной деятельности, создающим обширный рынок сбыта для преступных групп, занимающихся браконьерством и контрабандой вышеуказанных представителей животного мира.

Согласно одному из последних исследований Международного фонда защиты животных (далее - IFAW) «Разрушение криминальных сетей: Киберпреступность

в сфере торговли дикими животными» от 2017 года [33] в России выявлено 875 объявлений и постов о продаже 1072 охраняемых видов животных, их частей и производных, размещенных на 36 торговых интернет-площадках и 4 платформах социальных сетей на сумму порядка 47,8 миллионов рублей.

Несмотря на запрет размещения объявлений о продаже животных и рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и охраняемых международными нормативными актами, лидером среди торговых интернет-площадок стал сайт объявлений Avito.ru, на котором было размещено 54,40% общего числа объявлений.

Поскольку преступления в отношении дикой природы приобретают неконтролируемый характер, ежегодно наносят существенный ущерб мировой экономике и экосистеме, а также все чаще совершаются при помощи современных информационно-телекоммуникационных технологий мировое сообщество в лице международных организаций, международных объединений и заинтересованных государств должно принимать действенные меры по их сдерживанию и сохранению представителей дикой флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения.

Нормы международного права являются важным и неотъемлемым элементом всех правых систем, в том числе и отечественной. Их роль особенно важна в сфере регулирования охраны и восстановления численности популяции редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и рыб. Поскольку многие из них обитают на территории государств с разными правовыми системами, их сохранение возможно только путем создания эффективных механизмов, на основе международно-правовых актов и международных соглашений [28, стр. 27].

Согласно положениям ст. 38 Статута Международного Суда Организации Объединенных Наций [2] источниками международного публичного права являются международные конвенции (обычные и специальные), соглашения, договоры, международный обычай и общие принципы права.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ) [19] Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение принципа добросовестного выполнения международных обязательств и подтверждает их значение. В статьях 31 и 32 Федерального закона № 101-ФЗ закреплено, что международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению с момента вступления их в силу для Российской Федерации и в соответствии с условиями, закрепленными в договоре, Конституции Российской Федерации и другими нормативными актами. Органы государственной власти Российской Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров Российской Федерации.

Ведущую позицию в системе международных правовых актов, направленных на поддержание мира и решение международных проблем, в том числе незаконного оборота редких и исчезающих видов животных, занимает Устав Организации Объединенных Наций (далее - Устав ООН), принятый в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 года [1].

В соответствии с его положениями деятельность Организации Объединенных Наций (далее - ООН)

направлена на осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, развитие института прав и свобод человека (ч. 3 ст. 1).

Деятельность ООН осуществляется ее членами, положения о которых закреплены в главе II Устава ООН. В соответствии со ст. 7 Устава ООН из государств-участников организации образуются органы управления, а именно: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Кроме того в рамках деятельности ООН могут создаваться вспомогательные органы, которые действуют на основании вышеуказанного Устава. Каждый из органов международной организации выполняет определенные задачи и имеет свой набор полномочий.

Вместе с тем стоит отметить, что решение вышеуказанных органов по своей сути не носит императивного характера, а соблюдение норм международного права и международных соглашений со стороны стран участников ООН основывается на их добровольном исполнении и понимании важности соблюдения принципов международного права (ст. ст. 2, 4, 7, 10, 55, 56 Устава ООН).

Одними из решений уставных органов ООН, подтверждающих серьезность проблемы массового оборота редких и исчезающих представителей флоры и фауны, являются решения и резолюции Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций (далее - ЭКОСОС).

ЭКОСОС - это один из ведущих органов ООН, и в соответствии с положениями главы Х Устава ООН вышеуказанный уставной орган проводит исследования и составляет доклады по международным вопросам в области экономики, социальной политики, культуры, образования, здравоохранения или побуждает к этому других, а также дает рекомендации Генеральной Ассамблее, государствам-членам и заинтересованным специализированным учреждениям по любому из указанных вопросов.

В своей резолюции от 24 июля 2001 года № 2001/12 «Незаконный оборот охраняемых видов дикой флоры и фауны» [13] ЭКОСОС обозначил стремительное развитие международного трафика животных, относящихся к исчезающим видам фауны, а также рекомендовал государствам-членам ООН, руководствуясь существующими смежными международными актами и соглашениями, принять меры для прекращения незаконного оборота представителей животного мира, путем изменения внутреннего законодательства.

В последующих резолюциях, решениях и докладах ЭКОСОС не раз подтверждал существование и про-грессирование имеющийся проблемы, а также рекомендовал государствам-членам усилить юридическую ответственность за незаконным оборотом охраняемых видов флоры и фауны (резолюция ЭКОСОС от 24 июля 2002 года № 2002/18 «Незаконный оборот охраняемых видов дикой флоры и фауны» [14], доклад Генерального секретаря ООН от 04 мая 2013 года № Е/С^15/2003/8 по материалам работы ЭКОСОС [30], резолюция ЭКОСОС от 22 июля 2003 года № 2003/27 «Незаконный оборот охраняемых видов дикой флоры и фауны» [15] и т.д.).

Из работы ЭКОСОС стоит отметить резолюцию от 25 июля 2013 года 2013/40 «Предупреждение преступно-

сти и меры системы уголовного правосудия в целях противодействия незаконному обороту охраняемых видов дикой фауны и флоры» [17], в которой вновь были освещены вопросы масштабности и последствий участия организованных преступных сообществ в незаконном обороте исчезающих видов дикой флоры и фауны. Также особо отмечалось, что вышеуказанные действия должны признаваться государствами-членами ООН серьезными преступлениями, подлежащими уголовному преследованию.

Кроме решений ЭКОСОС, в вопросе незаконного оборота исчезающих видов дикой природы, осуществляемого преступными сообществами, стоит отметить решения Генеральной Ассамблеи - основного органа Организации Объединенных Наций.

В соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 Устава ООН Генеральная Ассамблея состоит из всех государств-членов ООН и уполномочена обсуждать и решать любые вопросы, относящиеся к сохранению международного мира и безопасности, защиты права человека, развития международного права и его кодификации.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ОНН от 25 сентября 2015 года № A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [10] признана необходимость принять срочные меры для прекращения браконьерства и контрабандной торговли охраняемыми видами флоры и фауны, решения проблем спроса и предложения незаконной продукции дикой природы.

На той же 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция от 09 сентября 2016 года № A/RES/70/301 «Борьба с незаконным оборотом объектов дикой природы» [11], где была признана особая ценность биологического разнообразия и его многогранный вклад в устойчивое развитие и людское благосостояние, а также признано, что дикая фауна и флора во всем множестве ее прекрасных и неповторимых форм является незаменимым компонентом природных систем Земли, которая должна быть защищена в интересах нынешнего и грядущих поколений.

Однако, самым важным решением Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу сохранения исчезающих видов дикой флоры и фауны, а также борьбы с современными формами преступности и незаконным оборотом в данной области, является резолюция от 11 сентября 2017 года № A/RES/71/326 «Борьба с незаконным оборотом объектов дикой природы» [12].

В данном документе основной орган ООН настаивает на следующих действиях со стороны государств-членов международного сообщества:

1. Осознать угрозу и последствия незаконного оборота и характер совершаемых преступлений против объектов дикой природы, находящихся под угрозой исчезновения;

2. Принимать действенные меры по воспрепятствованию и противодействию серьезной проблеме преступлений, сказывающихся на окружающей среде, таких как незаконный оборот объектов и продуктов дикой природы, в том числе представителей фауны и флоры, охраняемых международными актами;

3. Развивать и укреплять свои законодательные и подзаконные акты, направленные на борьбу с незаконным оборотом вышеуказанных представителей дикой природы. Воздействия, как на продавцов, так и покупателей незаконных товаров путем уголовного преследования и усиление мер реагирования со сто-

роны правоохранительных органов и системы уголовного правосудия;

4. Квалифицировать данные преступления как серьезные в соответствии с положениями своего национального законодательства и положениями ст. ст. 2 и 3 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года [7]. Изымать денежные средства и ресурсы, полученные в ходе незаконного оборота ценных видов дикой флоры и фауны;

5. Произвести анализ и контроль внутренних рынков представителями дикой природы, а также полное закрытие легальных инструментов продажи отдельных видов товаров, которые способствуют развитию браконьерства (слоновая кость);

Стоит отметить, что впервые в решении Генеральной Ассамблеи ООН была отражена озабоченность ростом онлайн-торговли и киберпреступности в контексте незаконного оборота объектов и продуктов дикой природы, что является основанием к принятию инновационных стратегий, а в надлежащих случаях — усилить межправительственное сотрудничество. Указанная резолюция является важным событием в вопросе борьбы с оборотом особо ценных видов диких животных, водных биологических ресурсов, их частей и дериватов через информационно-телекоммуникационные сети, так как впервые данная проблема была признана на таком высоком уровне, что способствовало изменению профильных нормативных актов заинтересованных государств-членов ООН.

Кроме международных актов, издаваемых Генеральной Ассамблеей, ЭКОСОС и другими органами ООН, в системе международного права и правовой системы Российской Федерации, в соответствии с положениями Федерального закона № 101-ФЗ и ст. 5 Конституции Российской Федерации [18], важное место также занимают международные договоры и соглашения.

Возможность наделения правовой силой международных соглашений и договоров, направленных на сохранение и защиту представителей редких видов фауны, сыграло ключевую роль в защите исчезающих видов диких животных и рыб, и помогло создать и развить институты их защиты.

В соответствии с Уставом ООН государства-члены, а также организации - наблюдатели в рамках достижения целей и соблюдения принципов международного права заключают различные международные соглашения и договоры, направленные на решение глобальных проблем. В соответствии со ст. 102 Устава ООН всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные любым членом ООН должны быть зарегистрированы и опубликованы органами ООН. Кроме Устава ООН данное требование описывается в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 года «Регистрация и опубликование договоров и международных соглашений, правила для введения в действие статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций» [9].

Такими международными соглашениями, направленными на защиту представителей редких или исчезающих видов животных и рыб, подписанными на основании международного права являются: Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц от 02 февраля 1971 года [3], Конвенция об охране всемирного культурного и при-

родного наследия от 16 ноября 1972 года (ЮНЕСКО) [4], Конвенция о биологическом разнообразии от 05 июня 1992 года [6] и т.д. Вышеуказанные международные соглашения ратифицированы большинством государств-членов ООН и находят свое отражение в национальных законодательных актах.

Однако, наибольшее влияние на правовую систему защиты редких и исчезающих представителей дикой природы оказала Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 03 марта 1973 года, СИ-ТЕС (англ. The Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora, CITES) (далее - Конвенция СИТЕС) [5].

Данная конвенция представляет собой межправительственное соглашение, подписанное представителями более 180 государств, на основе которого созданы органы управления, контролирующие выполнение требований конвенции. В настоящее время Конвенция СИТЕС является единственным международным соглашением, направленным исключительно на регулирование международной торговли представителями дикой флоры и фауны.

Управляющие органы СИТЕС регулярно пересматривают актуальность национального имплементаци-онного законодательства, и требует от участников международного соглашения принимать эффективные и своевременные меры противодействия преступности в сфере дикой природы. СИТЕС предусматривает прохождение специальных процедур при перемещении через таможенную границу более чем 35 тысяч редких видов животных и растений, включенных в I, II и III приложения СИТЕС. Каждое приложение СИТЕС предусматривает определенную степень охраны занесенного в него вида. На экспорт, реэкспорт, импорт и интродукцию образцов животных и растений, включенных в приложения, после консультации с научным органом , необходимо специальное разрешение административного органа СИТЕС.

Условия конвенции СИТЕС были приняты Российской Федерацией в 1992 году в рамках правопреемства обязательств Союза Советских Социалистических Республик, в свою очередь, принявшего условия вышеуказанного международного акта ещё в 1976 году. С 2016 года Российская Федерация является членом Постоянного комитета СИТЕС.

По своей сути Конвенция СИТЕС это единственный международный правовой акт, позволяющий контролировать оборот редких и исчезающих видов животных и растений, содержащий четкий перечень представителей животного мира ограниченных в обороте, из которых более 300 видов обитают на территории Российской Федерации.

В свою очередь СИТЕС, в отличие от главных органов управления ООН, намного раньше обозначил проблему нарастающей киберпреступности в сфере оборота представителей дикой природы и уже в 2010 году принял Резолюцию СИТЕС № 11.3 [16], в которой стороны СИТЕС были обязаны более внимательно относиться к киберпреступлениям в изучаемой области.

Дополнительно в рамках СИТЕС были учреждены рабочие группы по онлайн-торговле и онлайн-разрешениям с целью дальнейшего рассмотрения данных вопросов. К сожалению, данные группы оказались недостаточно активны, и сегодня нельзя утверждать, что Стороны СИТЕС выполняют взятые на себя обяза-

тельства в отношении борьбы с киберпреступлениями против незаконного оборота диких животных [31].

В 2016 году на 17-ой конференции Стороны СИТЕС приняли решение № 17.92 посредством, которого согласились отслеживать изменения во внутреннем законодательстве, а также создавать модели наилучшей практики, разрабатывать руководящие принципы правоприменения и взаимодействовать с онлайн-технологическими компаниями в рамках борьбы с ки-берпреступностью в отношении редких представителей дикой природы.

В ноябре 2017 года на очередном заседании Постоянного комитета СИТЕС была создана Рабочая группа СИТЕС по борьбе с киберпреступлениями в отношении диких животных, которая сообщила об изменение политики в области борьбы с киберпреступностью в отношении незаконного оборота представителей дикой природы, и совместной работе с Интерполом.

Все вышеперечисленные международные правовые акты - конвенции, решения, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС и СИТЕС образуют международную правовую базу, содержащую в себе перечень рекомендаций и запретов, которые должны быть реализованы в национальных правовых системах заинтересованных государств.

В правовой системе Российской Федерации, где международные правовые акты, соглашения и обязательства занимают одну из ведущих позиций, утвержденные на международном уровне рекомендации и условия, повсеместно находят свое отражение в отечественных правовых актах.

В соответствии с международными рекомендациями и накопленной информацией о нарастающей проблеме незаконного оборота редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны, отечественным законодателем был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02 июля 2013 года № 150-ФЗ (далее - Федеральный закон № 150-ФЗ) [23], включающий в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) [20] новую статью, криминализирующую незаконный оборот вышеуказанных представителей дикой природы.

Статья 258.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных).

Кроме уголовной ответственности Федеральным законом № 150-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) [21] включена норма, запрещающая действия (бездействия), направленные на гибель, сокращение численности либо нарушение среды обитания, добычу, хранение, перевозку, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то «разрешения» или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 8.35 КоАП РФ).

Криминализация и установление административной ответственности за совершение вышеуказанных дея-

ний являются выполнением международных обязательств, установленных Конвенции СИТЕС от 1973 года, которая ограничивает, а в большинстве случаев запрещает оборот представителей дикой природы, содержащихся в утвержденных списках (Приложениях СИТЕС I, II и III).

К примеру, приложение I Конвенции СИТЕС включает в себя все виды представителей дикой флоры и фауны, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Настоящее приложение включает в себя около семисот видов редких животных и растений, незаконный оборот которых, по мнению международных организаций, должен подпадать под действие уголовного законодательства.

Однако, действие вышеуказанной статьи не распространяется напрямую на незаконный оборот вышеуказанных видов животных, рыб и растений, приведенных в приложении I Конвенции СИТЕС или иных приложениях. Действие ст. 258.1 УК РФ ограничивается Постановлением Правительства РФ от 3l октября 2013 года № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» [26], которое включает всего лишь 22 вида представителей животных и рыб из списков Конвенции СИТЕС, именующихся - «особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации».

Данное обстоятельство вызывает массу вопросов и по своей сути не способствует выполнению Российской Федерацией возложенных на нее обязательств по прекращению незаконного оборота редких представителей животного мира. Интегрируя международные нормы в отечественную правовую систему, законодатель не учел именно международный характер существующей проблемы и необоснованно ограничил оборот только тех представителей животного мира, которые обитают на территории Российской Федерации.

Так, например, незаконное хранение на территории Российской Федерации частей африканского слона или слоновой черепахи, которые стали жертвами активного браконьерства, не будет расцениваться как уголовное преступление, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 258.1 УК РФ, а будет квалифицироваться по ст. 8.35 КоАП РФ, как административное правонарушение.

Как указывалось ранее, начиная с 2010 года международное сообщество и профильные международные организации обозначили для представителей дикой природы новую угрозу, которая выражалась в использовании преступными сообществами сети «Интернет», для более эффективного сбыта «товаров».

Реагируя на новые реалии и рекомендации, содержащиеся в международных правовых актах, отечественным законодателем в 2017 году был принят Федеральный закон от 20 декабря 2017 года № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [24]. Статья ст. 258.1. УК РФ была дополнена

квалифицирующем признаком «с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»)».

В 2018 году Федеральный закон от 27 июня 2018 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [25] вновь дополнил ст. 258.1 УК РФ частью 1.1, предусматривающей повышенную уголовную ответственность за незаконное приобретение или продажу указанных особо ценных представителей дикой природы, их дериватов и частей с использованием СМИ, либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» с квалифицирующими признаками: «совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения» (ч. 2.1 ст. 258.1 УК РФ) и «совершенные организованной группой» (ч. 3.1. ст. 258.1 УК РФ).

Принятие изменений, несомненно, являются положительным примером принятия решений в борьбе с развивающейся киберпреступностью в сфере незаконного оборота редких видов животных. Однако, указанные новации в законодательствене способствуют решению вопроса, а только вносят дополнительные сложности при квалификации противоправных действий. Кроме того в настоящий момент не существует единого международного документа (конвенции), который бы предлагал единые и эффективные механизмы борьбы с ки-берпреступностью в сфере незаконного оборота редких представителей дикой флоры и фауны, поэтому законодатель самостоятельно определяет способы сдерживания киберпреступности в сфере незаконного оборота редких представителей дикой флоры и фауны.

Для восполнения пробела в международном праве за основу могла бы быть взята Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации от 1 июля 2004 года [8]. В основном Конвенция касается таких преступлений, как нарушение авторских прав, компьютерного мошенничества, детской порнографии и нарушения сетевой безопасности, она также включает новые полномочия и процедуры, которые, как правило, необходимы правоохранительным органам для расследования преступлений, связанных с «Интернетом», независимо от их вида. Несмотря на то, что Конвенция о киберпреступности не относится конкретно к онлайн-торговле дикими животными, она, тем не менее, могла бы оказать поддержку в раскрытии таких преступлений. Вместе с тем данный документ не ратифицирован рядом стран, в том числе и Российской Федерации, так как в случае принятия условий данной Конвенции, представители спецслужб третьих стран имели бы право без официального уведомления проводить операции в компьютерных сетях участников соглашения.

Принятие нового профильного документа по противодействию киберпреступности, содержащего эффективные и проработанные механизмы противодействия, назревает сам собой. По данной проблеме постоянно ведутся дискуссии, и сообщается о необходимости скорейшего решения вопроса, в том числе и со стороны России.

В свою очередь, на 27-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию 14 мая 2018 года в Вене состоялось выступление руководителя российской делегации - заместителя Министра иностранных дел России О.В. Сыромолотова, в

котором были обозначены увеличение числа преступлений против редких видов диких животных и рыб, их тяжести, а также отмечена особая актуальность противодействия киберпреступности в данной сфере.

Кроме того заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации были сделаны следующие выводы:

- отсутствие универсальной международно-правовой базы по борьбе с киберпреступностью, в том числе в сфере оборота диких животных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие единого подхода к решениям существующих проблем в борьбе с кибепреступностью;

- неэффективность работы Управления ООН по наркотикам и преступности в области противодействия преступлениям против дикой природы;

- необходимость разработки универсальной конвенции о борьбе с киберпреступностью, под эгидой ООН, которая учитывала бы современные реалии, а также принципы суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств [37].

В конце выступления Сыромолотов О.В. указал на то, что российской стороной подготовлен проект универсальной Конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности, который мог бы лечь в основу международной дискуссии по этой теме и учесть проблемы незаконного оборота диких животных.

Выражая общую озабоченность данной проблемой, в декабре 2018 года Генассамблея ООН приняла российскую резолюцию по созданию рабочей группы для противодействия киберпреступности «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». В рамках постановления в 2019 году планируется создать рабочую группу , которая будет действовать на основе консенсуса для разработки норм, принципов и правил «ответственного поведения» государств в информационном пространстве [35].

Продолжая тему наличия проблем в реализации международных правовых норм в отечественном законодательстве стоит отметить невозможность использовать вышеуказанные нормативные документы «непосредственно».

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [27] международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государства обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним законодательством.

Кроме того, в процессе обеспечения выполнения предусмотренных международными договорами обязательств, через доработки национального законодательства, зачастую отечественный законодатель меняет сами понятия тех объектов, которые охраняются или используются в международных договорах.

В отечественном законодательстве используется понятие «особо ценные виды диких животных» и «водные биологические ресурсы», подразумевая под собой список, установленный Постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 года № 978. При этом в различных конвенциях и международных решениях отсутствуют данные понятия и применяются совсем иные

определения, делающие акцент на малой численной популяции того или иного вида - «редкие виды животных», «исчезающие виды», «находящие на гране вымирания» и т.д.

Вместе с тем российский законодатель не приводит обоснования , что выбранные 22 вида животных являются наиболее ценными по сравнению с 700 остальными видами, содержащимися в приложении I Конвенции СИТЕС.

Кроме того, существует различия в применяемых понятиях относительно темы информации, интернет-сетей и способов передачи информации.

В соответствии с ч. 6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) [22] запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ содержатся такие понятия, как: информация, информационные технологии, обладатель информации, доступ к информации, конфиденциальность информации, электронное сообщение, оператор информационной системы, сайт в сети «Интернет» и многие другие. В ч. 1 ст. 15.1 указывается, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Вместе с тем указанные понятия могут отличаться от понятийного аппарата международных правовых актов или вовсе отсутствовать.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что основными проблемами имплементации в законодательство Российской Федерации международно-правовых актов, регулирующих обращение особо ценных видов диких животных, водных биологических ресурсов, их частей и дериватов через информационно-телекоммуникационные сети являются:

1. Достаточно вольная трактовка отечественным законодателем существующих международных норм при практической реализации международных соглашений;

2. Отсутствие единого международного акта, содержащего в себе общие подходы к решению указанных проблем;

3. Отсутствие возможности непосредственно или более эффективным способом применять международные правовые акты в отечественной правовой системе;

4. Отсутствие единого понятийного аппарата в международных правовых актах и в отечественном законодательстве.

Решение проблемы эффективного внедрения международно-правовых актов, регулирующих обращение особо ценных видов диких животных, водных биологических ресурсов, их частей и дериватов через информационно-телекоммуникационные сети заключается в более ответственном подходе к внедрению международных норм в отечественное законодательство, а также более детальная проработка самих междуна-

родных актов и установление императивного характера их применения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,41%.

Список литературы:

1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26.06.1945) // Текст устава официально опубликован не был. СПС «Гарант»;

2. Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «КонсультантПлюс»;

3. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (заключена в г. Рамса-ре 02.02.1971) // СПС «КонсультантПлюс»;

4. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972) // СПС «КонсультантПлюс»;

5. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры находящимися под угрозой уничтожения (подписанная 03 марта 1973 года в г. Вашингтоне) // СПС «КонсультантПлюс»;

6. Конвенция о биологическом разнообразии (Заключена в г. Рио-де-Жанейро в 05.06.1992) // СПС «КонсультантПлюс»;

7. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000) // «Российская газета» от 25.12.1993;

8. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации БТв N 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 года) // СПС «КонсультантПлюс»;

9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1946 «Регистрация и опубликование договоров и международных соглашений, правила для введения в действие статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций». Сборник «Международное публичное право». Том 1. - М.: Издательство БЕК, 1996 г.;

10. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций № А/РБв/70/1 от 25.09.2015 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/;

11. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций № А/РБв/70/301 от 09.09.2016 «Борьба с незаконным оборотом объектов дикой природы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/;

12. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций № А/РБв/71/326 от 11.09.2017 «Борьба с незаконным оборотом объектов дикой природы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/;

13. Резолюция ЭКОСОС № 2001/12 от 24.07.2001 «Незаконный оборот охраняемых видов дикой флоры и фауны» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ecosoc/ru;

14. Резолюция ЭКОСОС № 2002/18 от 24.07.2002 «Незаконный оборот охраняемых видов дикой флоры и фауны» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ecosoc/ru;

15. Резолюция ЭКОСОС № 2003/27 от 22.07.2003 «Незаконный оборот охраняемых видов дикой флоры и фауны» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ecosoc/ru;

16. Резолюция 12.3 СИТЕС в редакции 16 Конференции Сторон СИТЕС от 2012 год // СПС «КонсультантПлюс»;

17. Резолюция ЭКОСОС № 2013/40 от 25.07.2013 «Предупреждение преступности и меры системы уголовного правосудия в целях противодействия незаконному обороту охраняемых видов дикой фауны и флоры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ecosoc/ru;

18. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) // «Российская газета» от 25.12.1993;

19. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ // «Российская газета» от 21.07.1995 N 140

20. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.;

21. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001;

22. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // «Российской газете» от 29.07.2006 № 165;

23. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2013 № 150-ФЗ // Официальном интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 03 июля 2013 года;

24. Федеральный закон от 20.12.2017 № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.12.2017, N 0001201712200031;

25. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 27.06.2018 № 157-ФЗ // Российская газета - Федеральный выпуск №7602 (139) от 29.06.2018;

26. Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 05.11.2013;

27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»;

28. Щербина Г.П. Международный оборот объектов дикой природы Дальнего Востока России: справочно-методическое пособие — Владивосток: АВК «Апельсин», 2008. Стр. 115;

29. Предварительная повестка дня тринадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию «Всеобъемлющие и сбалансированные подходы в целях предупреждения новых и появляющихся форм транснациональной преступности и надлежащего реагирования на них» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unodc.org/documents/congress/Documentation/A-CO NF.222-8/ACO N F222_8_r_V1500540. pdf;

30. Доклад Генерального секретаря ООН № E/CN.15/2003/8 от 04.05.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ecosoc/ru

31. Доклад Международный фонд защиты животных (IFAW) и Минприроды России «Разыскиваются живыми или мертвыми: правда о торговле животными онлайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ifaw.org/russia;

32. Пояснительная записка к Федерального закону Федеральный закон от 27.06.2018 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/bill/356397-7;

33. Доклад Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Международного фонда защиты животных: «Разрушение криминальных сетей: Ки-берпреступность в сфере торговли дикими животными [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/1a5/IFAW_Rus_confirm_ file_14_05_18_timetable.pdf;

34. Доклад Всемирного фонда природы «Живая планета 2018. Краткое изложение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wwf.ru/upload/iblock/2fe/lpr_ 2018_sum m ary_ru. pdf;

35. Интернет портал «Известия» статья «Генассамблея ООН поддержала резолюцию России по борьбе с киберпреступностью» от 05.12.2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/820547/2018-12-05/genas-sambleia-oon-podderzhala-rezoliutciiu-rossii-po-borbe-s-kiberprestupnostiu

36. Статья «Зверье выдернут из Сети» Российская газета - Федеральный выпуск № 237(7105) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2016/10/19/minprirody-zapretit-prodazhu-redkih-zhivotnyh-v-internete.html;

37. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news// as-set_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3222491;

38. Официальный сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiaun.ru/ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта Рыжовой Ирины Андреевны на тему «Проблемы имплементации в законодательство Российской Федерации международно-правовых актов, регулирующих обращение особо ценных видов диких животных, водных биологических ресурсов, их частей и дериватов через информационно-телекоммуникационные сети» В своей статье автор затронул весьма актуальную тему, касающуюся проблем реализации международно-правовых актов направленных на борьбу с незаконной добычей и оборотом редких и исчезающих видов дикой фауны в отечественную правовую систему.

Необходимость освещения указанной темы подтверждается увеличением числа преступлений против животного мира, между тем наибольшую угрозу в настоящий момент представляют новые способы совершения преступления, что подтверждается действиями международных организаций. Усугубляет положение отсутствие единого международного акта направленного на противодействие киберпреступности дикой природы, которое будет содержать основные положения по рассматриваемому вопросу и иметь обязательный характер исполнения.

Автором всесторонне рассмотрены основные решения международных организаций по противодействию с кибер-преступностью против дикой природы и их имплементация в национальное законодательство, сделаны выводы об имеющихся пробелах и предложены возможные пути их решения.

На основании изложенного, указанная статья может быть рекомендована к опубликованию.

Заведующий кафедрой «Уголовно-правовых дисциплин» Юридического института ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Доктор юридических наук, доцент

А.В. Ростокинский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.