УДК: 39
DOI: 10.24411/1026-8804-2018-10054
Проблемы и закономерности локализации пространства проведения ярмарок на северо-востоке и востоке России
Людмила Ивановна Миссонова,
кандидат исторических наук, куратор многотомной серии «Народы и культуры» Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва. E-mail: missmila@iea.ras.ru
В статье рассмотрены более сорока ярмарок, локализация которых на об -ширном пространстве северо - востока и востока России до сих пор вызы -вала множество вопросов. В исследовании использованы возможности со -временного сравнительного геоинформационного картографирования для определения складывавшихся веками мест товарообмена. В приведённых картосхемах расстояния и указания на географическое месторасположение ярмарок определены в соответствии с детально изученными данными ар хивов и научной литературы и отображены с помощью наиболее доступной системы картографирования «Яндекс».
Метод картографирования позволяет более точно определить реальное рас -положение освоенного пространства и те принципы и критерии, по которым прокладывались торговые маршруты и выбирались наиболее безопасные и удобные места самих торгов: как правило, на берегу реки, на речном ост -рове, у тихой речной протоки; были важны наличие (или относительная бли -зость) устья другой реки, малое расстояние до острога (крепости); ярмарки также устраивались на морском побережье, рядом с устьем реки. Нередко торг вёлся на территории возле храма, а чаще всего — часовни. Эти места использовались для христианизации туземцев, совершения церковных треб местного населения и сдачи ясака.
Очевидно, что торговые тропы аборигенов северо - востока и востока Рос -со сии способствовали активному освоению огромных пространств исследуе -
° мого региона и послужили основой для путей, проложенных русскими зем -
лепроходцами и купцами.
<с
§ Ключевые слова: туземные ярмарки, товарообмен, тунгусы, якуты, Даль -
о
£ ний Восток, Сахалин.
Problems and Regularities of Space Localization of Fairs in the North-East and East of Russia.
Liudmila Missonova, Institute of Ethnology and Anthropology (N.N. Miklukho-Maklay), RAS, Moscow, Russia. E-mail: missmila@iea.ras.ru.
The article deals with more than forty fairs in the North - East and East of Russia. The localization of the venues of the fairs has risen many questions up to now. In this study the possibilities of modern comparative geographic information mapping are used in order to determine the places of commodities exchange. Distances and directions for the geographical location of the fairs are set in accordance with the data of archives and scientific literature studied in detail and displayed using the most accessible Yandex mapping system. The method of mapping allows to determine the real location of space develop ment more precisely as well as the principles and criteria by which trade routes were organized and the safest and the most convenient places for trade were chosen. Usually it was a river, a river island, a quiet river channel. Other important factors were the presence (or relative proximity) of the estuary of another river, small distance to the fortress. The fairs were also organized on the coast and near the estuary of the river. The fairs often took place next to the church and mostly next to the chapel. Such places were used for Christianization of the indigenes, religious rites of the local population and for paying off the tributes. It is obvious that the trade routes of the native population in the North East and East of Russia led to the active development of vast areas of the region and served as the basis for the routes of Russian explorers and merchants. Keywords: native fairs, commodity exchange, Tungus, Yakuts, Far East, Sakhalin.
Основная задача данного исследования — использовать возможности современного сравнительного геоинформационного картографирова -ния для выявления складывавшихся веками мест товарообмена1. В при -ведённых картосхемах расстояния и географическое месторасположение ярмарок определены в соответствии с данными архивов и научной лите -ратуры и отображены с помощью системы картографирования «Яндекс» (https://yandex.ru/maps). Метод картографирования (т.е. детального изучения и точного наложения информации на карту) позволяет вернее ука зать места освоения пространства и те принципы и критерии, по которым прокладывались торговые маршруты и выбиралось расположение торгов. Цель работы — разобраться в существующих в научной литературе проти -воречивых данных по локализации ярмарок на обширном пространстве се веро - востока и востока России и выявить реальные места, где складыва -лись товарообменные и торговые отношения.
1 Приношу благодарность А.П. Горбунову за помощь в составлении картосхем. Материалы исследования были частично собраны в рамках проекта РФФИ № 15 -06 -99451 «Геоинформационное картографирование денежного обмена сре -ди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (рук. Н.В. Ссорин - Чайков).
Как известно по различным исследованиям, ярмарочная торговля на северо - востоке и востоке России возникла во второй половине XVII в. С маньчжурами она началась, вероятно, ранее XIV в.2 В числе первых яр -марок отмечаются Якутская и Среднеколымская. В 1763 г. инструкцией правительства в Сибири были организованы первые «туземные» ярмар -ки [7, с. 223; 3, с. 12], т.е. период возникновения торговли с участием рос -сийских купцов в этом регионе — вторая половина XVIII в. Однако в архив -ных источниках и полевых материалах есть прямые свидетельства того, что задолго до появления российских купцов землепроходцев абориге ны создавали места ежегодного товарообмена, называвшиеся «собра -ния», «лагеря». «Собраниями» именовал территории, где проходили торги, и В.Г. Тан - Богораз [21]. В «Сравнительном словаре тунгусо - маньчжурских языков» [19, т. I, с. 252; т. II, с. 189] понятие «ярмарка» трактуется как се -зонное собрание, большое временное стойбище, куда можно «съехаться в одно место». Между указанным выше временем возникновения ярмароч -ной торговли и конкретной датой официального открытия «первой тузем -ной ярмарки» прошло около 100 лет. Получается, что в течение по край -ней мере целого века места товарообмена определялись аборигенами по своим критериям. Это касалось выбора как места, так и времени «собра -ний». Данное обстоятельство важно в контексте рассматриваемого вопро -са — выявления практической локализации проведения ярмарок в конкрет ном обширном регионе, что стало возможным благодаря использованию современных методов картографирования и геолокации.
Принимая во внимание длительный период совместной торговли рос сийских купцов и аборигенов, справедливо предположить, что при под готовке специальной инструкции правительства в 1763 г. [3, с. 12] были учтены уже сложившиеся традиции обмена и торговли, в том числе и в от ношении выбора места и времени. По исследованиям И. Георги, А. Мид -дендорфа, В. Йохильсона, И. Майнова, С. Патканова, Г. Башарина извест -но, что тунгусы, к примеру, Якутского края — «прежде всего оленеводы, а уже затем — звероловы», но в товарообменных отношениях успех в до -быче пушного зверя имел особое значение. Как и у иных народов Севе ра, «обмен» происходил в виде дара и других видов нерыночного деле жа внутри сообщества, а также шёл «по вертикали», т.е. с государственной властью (ясак, дань и др.). Такие отношения могли выстраиваться с пред -ставителями власти различных государств и осуществлялись как с каждым из них по отдельности, так и со всеми единовременно (например, с мань чжурами и русскими, якутами и др.). Уплата дани пушниной в XVII—XIX вв.
гг 2 См.: материалы Сиратори Куракити, работавшего с китайскими источниками ди -со настии Тан, описывавшими маршрут торгового пути кораблей по попутным тече -ниям и ветрам: из залива Ханчжоуванань (г. Ханчжоу и залив Ханчжоувань — пред -^ полагаемое место начала морского пути) через воды Восточно - Китайского моря <с и Корейского пролива до Японского моря и устья р. Амур, туда и обратно — через Цусимский пролив. Путь до о. Люгуй (Сахалин) был известен со времени эпохи ди -§ настии Тан (618—907) [18]; артефакты культуры народов Сахалина в краеведчес -£ ких музеях пгт Ноглики, г. Поронайска.
повлекла за собой хищническое истребление диких животных [13; 14; 15; Нац. арх. РС (Я). Ф. 1457. Оп. 2. Д. 199. Л. 2, 4].
Приведём «Устав об управлении инородцев» от 22 июля 1822 г. [цит. по: 20]:
Ч. I. Права инородцев. Гл. V. § 45. «Инородцы имеют право сбывать свои произведения и лов продажею и меною в городах, селениях и на учре ждённых ярмарках. § 46. Позволяется свободная торговля с кочующими во всякое время всеми припасами и изделиями, кроме горячих напитков. § 47. Ввоз и продажа горячих напитков в стойбищах и на ярмарках ко -чующих строжайше запрещается. § 48. Торговля с кочующими служащим в той же Губернии чиновникам, под каким бы то предлогом и видом ни было, запрещается. § 49. Служащие чиновники не должны входить ни в ка кое частное посредство по торговле с кочующими и запрещается им ру чаться за них по долгам или другим условиям. § 50. В долговых делах ча стных людей с кочующими инородцами наблюдается особенной порядок, в положении о долгах предписанный. § 51. Необходимое пособие неко торым инородцам в продовольствии и промыслах, как то: продажа хле -ба, пороха и свинца, в приличных местах доставляется от Губернскаго На чальства <...>
Ч. II. Гл. VI. О ярмарках и Сугланах. § 133. Для удобства торговли ино -родцев <...> назначить места для ярмарок и время, когда оныя имеют быть производимы сообразно с временем взноса податей и сообразно с нуж дами инородцев <...> § 135. В местах, куда не предвидится возможности привлечь потребнаго числа торгующих, для составления ярмарки, но где была бы оная для взимания податей необходима, назначить в определён ное время сугланы. § 136. Суглан есть не что иное, как мирское собрание инородцев <...> § 138. По прибытии на ярмарку инородцы избирают из себя особеннаго старосту. § 139. Староста сей во время продолжения ярмарки наблюдает за порядком, разбирает словесно по степным обычаям взаимный инородцев жалобы и прибегает к Российскому Правительству с просьбами о всём, в чём нужду иметь будет (курсив и выделение. — Л.М.)».
В результате анализа доступного в научной литературе материа-ла чётко выявляются критерии выбора мест проведения ярмарок на се веро - востоке и востоке России с участием туземного населения. Ключе -вым можно считать наличие речного острова, образованного одной или несколькими протоками. Исключения составляют острова в районе про ведения Парапольской и Вархаламской ярмарок (рис. 29). В этих случа -ях ярмарки организовывались на участках суши, расположенных внут ри локального расширения небольших речек, протекающих по равнине (рис. 9 и 29). Изучение остальных мест позволяет сделать вывод: во вре -мя организации официальных «туземных ярмарок» принципы выбора тор говых площадок оставались неизменными — река, речной остров, тихая речная протока, наличие (или близость) устья другой реки. В некоторых случаях учитывались такие естественные препятствия, как горы или забо лоченная местность [11, с. 211], обеспечивающие безопасность. Примеров
нападения на торговых людей и ярмарки в рассматриваемый период пре достаточно (в частности, на Сахалине, Амуре).
Распространённым местом для торговли можно назвать территорию вблизи часовни (храма). Так, название Марковской ярмарки связано со святым Марком и храмом в его честь (рис. 10). Локализованы (в разной степени) и представлены в данной работе часовни/ярмарки: Буруканская (рис. 31), Инканская (рис. 32), Буреинская (рис. 33) и Учурская (рис. 34). В XIX в. часовни устанавливались не только в крупных селеньях, но и час -то в тайге, именно в местах, удобных для регулярного проведения ярмарок (а также для сдачи ясака). Выбирались территории, куда можно было доб раться вдоль рек или по рекам. Использовались места соединения несколь ких рек, куда съезжались представители коренных народов. К примеру, подобные ярмарки посещали эвены оленеводы Охотского региона. Такие часовни имелись на реках Кетанде, Улье, Уяге, Ланковой и в небольших се -лениях Арка, Амбарчик, Армань, Тахтаям, Туманское и др. (список ярмарок можно продолжить!). По документальным свидетельствам, большинство часовен возводилось на средства самих эвенов, а также охотских чинов ников или купцов. Например, «кетандинская часовня построена в 1876 г. на деньги охотского отставного статского советника Ивана Михайловича Поротова, а Ольская часовня, позже преобразованная в церковь, — на по жертвования эвена 1 го Уяганского рода Гавриила Афанасьевича Необу това и якутского купца Митрофана Фёдоровича Соловьёва, за что жертво -ватели были награждены Святейшим синодом: первый — благословением Святейшего синода с установленной грамотой, а вторые — Серебряной ме далью на Станиславской ленте» [22, с. 80; Нац. арх. РС (Я). Ф. 227. Оп. 2. Д. 77. Л. 3; Д. 95. Л. 22].
К следующему критерию выбора мест можно отнести близость остро гов (крепостей), что также было призвано обеспечить безопасность торгов. Примерами могут служить Олёкминская (рис. 18), Анюйская -1 (рис. 3), Ги -жигинская (рис. 6) ярмарки. Здесь совмещались два критерия: размещение у острога и наличие речного острова, образованного речной протокой. По казателен пример Олёкминского и Анюйского (Нижнеколымск) острогов, когда первоначальное ошибочное расположение (из за отсутствия опыта и информации об уровне сезонного (весеннего) подъёма рек на конкретных участках) приводило к затоплению и последующему переносу на «правиль ное» место. Олёкминский острог изначально возвели на мысу левого бере га р. Лены, напротив устья р. Олёкма. После паводка его вынужденно пе ренесли на 12 км выше по течению. При этом название осталось прежним. Хотя фактически острог находился на берегу р. Лены. Существовали также ярмарки на морском побережье, вблизи устья реки. При этом соблюдались те же базовые критерии выбора места: речной остров, речная протока, ти хая бухта (защищённая косой от моря) и т.п. Примером могут служить яр -марки Тауйская3 на р. Яна (рис. 7), Ямская на р. Яма (рис. 8), Туманская на р. Туманская (рис. 13), Мариинская в устье р. Казачка (рис. 15), Наяханская
3 Была прежде на р. Тауй, на несколько десятков километров южнее нового места.
Рис. 1. Якутская. Официально яр -марка в Якутске учреждена в 1767 г., однако в источниках упоминания о ней встречаются начиная с рубежа XVII — XVIII вв. [8]. Есть дан -ные, что в первой половине XIX в. в Якутске существовали две ярмар -ки: «июльская» (с 10 июля по 1 ав -густа) и «декабрьская» (с 10 декаб -ря по 10 января) (по материалам ру -кописи Григория Андреевича Попова, подготовленной для издания книги к 300 - летнему юбилею города (сайт г. Якутска: yakutskhistory.net))
ентир — название речной протоки, а не реки [7, с. 223; 4, с. 121 — 122]
Рис. 6. Гижигинская (р. Гижига). Яр -марка учреждена в конце XVIII — первой половине XIX в. [7, с. 223; 4, с. 121—122]
Рис. 12. Усть-Белая (реки Белая и Анадырь) [7, с. 223; 4, с. 121 — 122]
Рис. 2. Среднеколымская. Возникла во второй половине XVII в. [7, с. 223; Нац. арх. РС (Я). Ф. 12и, Оп. 1, Д. 10284, Л. 24]
Рис. 7. Тауйская (р. Яна и р. Тауй). Ярмарка учреждена в конце XVIII — первой половине XIX в. [7, с. 223; 4, с. 121 — 122]. Расположена в рай -оне двух рек, села Тауйск
Рис. 13а. Туманская (р. Туманская). Расположение ярмарки значит ся «у села Ваеги» [7, с. 223; 4, с. 121 — 122], но такого населённого пункта на этой реке нет
Рис. 3. Анюйская-1. Ярмарка в устье р. Ангарка (р. Большой Анюй). Исто -рия чукотских ярмарок начинается в конце XVIII в. Данная ярмарка на -чала существовать с 1788 г. В источ никах в качестве места проведения ярмарки упоминается устье р. Ан гарки и остров (местечко Остров ное) [7, с. 223; 12, с. 82]
Рис. 8. Ямская (р. Яма). Ярмарка уч реждена в конце XVIII — первой поло -вине XIX в. [7, с. 223; 4, с. 121 — 122]
Рис. 13б. Ваежская (р. Майн).
Рис. 9. Парапольский дол (верховья р. Опуки и р. Кууль). Ярмарка учре -ждена в конце XVIII — первой поло -вине XIX в. [7, с. 223; 4, с. 121 — 122]
Рис. 4. Анюйская-2. Ярмарка в мес -течке Островное (р. Малый Анюй). Ярмарка на острове, учрежде на в конце XVIII — первой половине XIX в. [7, с. 223; 12, с. 82]
Рис. 14. Заячьи горы (р. Волчья). «В первой половине прошлого сто летия место собрания было в тундре в двадцати милях к северу от устья Анадыря, близ Заячьих гор (Ушканий хребет)» [21, с. 83]
Рис. 5. Каменская (р. Пенжина). Яр -марка учреждена в конце XVIII — первой половине XIX в. [7, с. 223; 4, с. 121 — 122]
Рис. 10. Марковская (р. Анадырь). Чукотская ярмарка учреждена в кон -це XVIII — первой половине XIX в. [7, с. 223; 4, с. 121 — 122]
Рис. 15. Мариинская. «Лучшим ме -стом для торговых собраний являют ся не ярмарки, перечисленные выше, а местность близ устья Анадыря <..> но в последнее десятилетие XIX сто -летия вместо этого были организова ны две маленькие ярмарки на Мари инском Посту» [21, с. 55]
Рис. 16. Росомашья (р. Росомашья, на чукотском языке Кепервеем, — приток р. Малый Анюй). «В начале XX столе -тия около 10 или 15 караванов, каж -дый из 6 или 8 шатров, являлись ка -ждую весну на реку Росомашью на восточной границе Анюйской облас ти, прибывая с востока» [21, с
Рис. 21. Бердинская [17]
Рис. 22. Нерюктайская [17]
Рис. 17. Еропольская (р. Еропол, приток р. Анадырь) [7, с. 223; 4, с. 121—122]
Рис. 18. Олёкминская (р. Олёкма, р. Лена). В 1635 г. енисейские ка -заки под предводительством Пет -ра Бекетова основали небольшой острог (крепость). Первоначаль но Олёкминск располагался напро -тив устья р. Олёкмы, позже его пе -реместили на 12 км вверх по р. Лене на незатопляемое место. Официаль -ное учреждение — в 1812—1813 гг. [17, с. 107; 22]
Рис. 24а. Майская-1 (на р. Мая, при -ток р. Лены)
Рис. 19. Кыллахская (р. Лена, о. Кыл -лах). Олёкминская и Кыллахская яр -марки функционировали в Олёкмин -ске и на о. Кыллах с 1 по 22 июня. То -вар подвозился по р. Лене [17, с. 107, 103—128]
Абзгн
Речные острова
Протока — . 0
Река Лена '
Рис. 26. Наяханская (р. Наяхан, на мор -ском побережье). Ежегодная туземная тунгусская ярмарка (по материалам рукописи Григория Андреевича Попо -ва, подготовленной для издания книги к 300- летнему юбилею города (сайт г. Якутска: yakutskhistory.net))
Рис. 23. Учурская (Хабаровский край) [4, с. 131]
Рис. 27. Пантелеихская (протока Пантелеихинская). В 1909 г. ярмарка для жителей края проводилась в мес течке Пантелеиха, недалеко от совре менного райцентра — пос. Черский
Рис. 28. Нижнеколымская [8, с. 132]
Рис. 29. Вархаламская. Ярмарка рас -полагалась на открытой местности у небольшой реки. Очевиден выбор места с небольшими островами сре ди реки [6]
Рис. 24б. Майская-2 (р. Мая, приток р. Алдан). «На ней сосредотачивал -ся весенний пушной товар. Исследо -вание материалов отчёта позволяет сделать вывод, что обороты Майской ярмарки были невысокими. Ежегод ная сумма привоза товаров составля ла 1006 руб., продажи — 737 руб.» [4, с. 131; 21]
Рис. 30. Колымская (р. Колыма, р. Омо -лон) [8, с. 131]
Рис. 20. Абагинская [17]
Рис. 25. Анюйская (р. Малый Анюй) [8, с. 131]
Рис. 31. Буруканская. Спустившись по Нимелену и повернув далее на се -вер, отряд вышел к Буруканской ча -совне на Тугуре [РГИА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 1006]. Необходимо обратить вни -мание, что ярмарка называется Буру-канская, хотя стоит на р. Тугур, а р. Бу рукан находится в другом месте и от носится к рекам другого водораздела
Рис. 35. Николаевская (Николаевск -на Амуре)
Дере, Дерень. — Л.М.) была достиг -нута» [10]. Именно это место (обо -значено звёздочкой) стало конечным пунктом Мамия Риндзо и его спут -ников (а не с. Софийск или Новоиль иновка, как принято считать). Здесь была ярмарка. Перенос расстояния (после перевода японских мер длины на метрическую) на интерактивную карту позволил впервые определить это место с максимальной точностью
Рис. 32. Инканская. Пройдя через долину Галама, вверх по Шевли и пе -рейдя водораздел, отряд вышел к Ин канской часовне на правобережье Се лемджи [РГИА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 1006]
Рис. 36. Сирануси. Сахалинская ярмар -ка (мыс Крильон, о. Сахалин). В 1790 г. японский вассал Такахаси Хиромицу прибыл на Сахалин с целью организа -ции торговой фактории [2, с. 84]
Рис. 33. Буреинская. На левобережье Буреи, в верховьях Дубликана нахо дилась Буреинская часовня. В отли чие от Инканской часовни, сожжён ной в августе этого года китайцами, Буреинская оказалась неповреждён ной [РГИА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 1006]. Бу-реинскую ярмарку и часовню точ но локализовать не удалось, так как слишком мало информации о месте их нахождения. «Хотя после подписа -ния в 1689 г. Нерчинского договора русские и покинули Приамурье более чем на полтора века, контакты с его коренными жителями не прекрати лись: .они вели меновую торговлю с кочующими инородцами, устроив для них даже три часовни: Бурукан скую, Буреинскую и Инканскую, где в известное время и вели свои тор ги». Причём часовню в урочище Ин кан тунгусы построили сами для себя в начале 1850 - х гг. Там приамурских эвенков ежегодно посещали и пра вославные священники из Якутска и Удского острога [1]
Рис. 34. Учурская. Учурская Троиц кая часовня была построена и ос вящена в 1846 году в месте прове -дения Учурской ярмарки на правом берегу Учура вблизи устья речки Сэ линдэ, известной своей заполненной льдом долиной [РГИА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 1006]. Обращает на себя внимание тот факт, что ранее наличие речного острова было суровой необходимо стью, а в более позднее время, когда потребность в этом отпала, традиция или привычка остались
Рис. 37. Мариин рейд (озеро Кизи, р. Амур). «По озеру добрались до се ления Киции (современный пос. Ма риинский Рейд) на берегу Амура. <...> Местные туземцы назывались Сантан эзо (Сантанские дикари)». Риндзо отмечал, что в это место пре жде приходили для торговли мань чжурские эзосцы [10]. На схеме по -казан маршрут перехода Мамия Риндзо с туземцами, передвигающи мися на ярмарку
Рис. 40а, рис. 40б. Дэрэнская-2. «Ныне на этом месте селение Но воильиновка. Там находилась мань чжурская временная торговая конто ра, куда прибывали туземцы для под ношения дани и торговли во время ежегодной ярмарки <...> Эта контора открывалась только в середине лета на небольшой период времени (око ло полутора месяцев)». На современ ных топографических картах остров, находящийся напротив с. Новоильи новка, называют Дыринский. На рус ской карте 1894 г. на этом месте обо -значено селение Монголь. Г.Г. Лёвкин описывает представленное на кар те место, однако не то, где был Ма мия Риндзо [Путаница в публикации Г.Г. Лёвкина: 10]
Рис. 38. Лодочная. Здесь туземец с Сахалина, с которым прибыл Ма мия Риндзо, на привезённые меха выменял новую лодку [10]
Рис. 41. Дэрэнская-3 (озеро Кади, р. Амур). «Следует сказать, что ещё в двух местах существовали названия местности Дырен (Дэрэн). Это около озера Кади, где туземцы разруши ли торговое строение, и около устья реки Анюй (в прошлом река Дондон) вблизи современного населённо го пункта Найхин в Нанайском рай оне Хабаровского края, где назва ние сохранилось за Дыренской про токой» [10]
Рис. 39. Дэрэнская-1. «На следующий день, проплыв вверх по течению око ло 18 километров, цель путешест вия — местечко Тэрэн (Дэрэн) (в раз ных источниках встречаются назва ния Тэрэн, Дэрэн, Дырен, Дырэн,
Рис. 42. Дэрэнская-4 (с. Найхин, р. Амур)
на р. Наяхан (рис. 26). Совершенно иными критериями руководствовались японцы при создании торговой фактории в Сирануси (мыс Крильон, о. Са халин) — без речного острова, пологий берег с удобной бухтой (рис. 36).
Необходимо отметить, что выявляются ярмарки, проводившиеся на об ширном пространстве, например, на Парапольскому долу (рис. 9), Варха -ламская на р. Опука (рис. 29), торг вблизи Заячьих гор на р. Волчья (рис. 14). Используя имеющиеся весьма общие данные, мы всё же смогли в той или иной степени определить, где конкретно они проходили: в качестве основ ного ориентира выступали острова, образованные речными протоками.
Не случайно первыми местами ярмарок стали Якутск и Среднеколымск (рис. 1, 2). Рассмотрим их с позиции исследуемого вопроса — поиска за -кономерностей в выборе территории для товарообмена (торговли). Мож но предположить, что именно соответствие требованиям безопасности и удобства для обмена товарами (полноводная река, речные острова, реч ные протоки и др.) явилось впоследствии главным «градообразующим» фактором. Для пространства Якутска определённо характерен не только традиционный принцип выбора расположения мест товарообмена (нали чие речных островов, речной протоки и удобных затонов), но и близость мест сбора ясака к культовым сооружениям русской православной церк ви (где осуществлялись и христианизация аборигенов, и сбор пожертво ваний). Часто торговля шла не просто возле храмов, а непосредственно на церковных землях. Эта взаимосвязь очевидна на современном спутнико -вом снимке, на нём хорошо видны ближайшие к городу речные острова и многочисленные речные протоки (и в наше время в протоке Городская сконцентрировано большое количество крупных речных судов). На спут никовой карте современного Якутска до сих пор отчётливо заметна бли зость расположения старинных и современных храмов с местами разме щения ярмарок, базаров и торговых центров.
Классический набор признаков очевиден и для старейшей Среднеко лымской ярмарки (рис. 2): вблизи населённого пункта находится речной остров, отделённый от берега речной протокой.
Рассмотрим два обозначенных в литературе места проведения яр марки Анюйской -1 и Анюйской - 2 (рис. 3, 4). Устье р. Ангарка, впадающей в р. Большой Анюй, буквально забито речными островами и протоками. Между тем в строго географическом смысле оно должно заканчиваться в месте впадения одной реки в другую. Непосредственно в устье действи -тельно имеется маленький островок, но маловероятно, что ярмарка про водилась там. На реальное место торга указывают с. Ангарка и ближайший к нему речной остров, отделённый от берега протокой. Из соображений безопасности ярмарки организовывались не в самих селениях, а на неболь шом удалении от них. Нередко населённый пункт, фактически располагав шийся на более крупной реке, имел название ближайшего притока, нахо дящегося в некотором удалении от него. Видимо, приток реки и его устье выбирались в качестве явно выраженного ориентира. Данный принцип бо лее удобен, чем амурская система обозначения мест проведения ярма рок путём использования одного общего названия — Дэрэн (Дерен) — для
нескольких из них. Для туземных жителей, скорее всего, это никакой про блемы не представляло, а для исследователей, начиная с Р. Маака и до на -ших дней, указанное обстоятельство делает крайне актуальной тему на стоящей работы [11, с. 211].
Рассмотрим ярмарки, учреждённые в конце XVIII — первой половине XIX в. Обратимся к торгу в Каменском (рис. 5). Его место проведения мож -но считать классическим, поскольку учтены все элементы формулы выбо -ра: р. Пенжина, с. Каменское, речные острова, речные протоки, близость крупного притока — р. Белая.
При рассмотрении ярмарки в Тауйске (на р. Тауй) и Тауская (на р. Яна) (рис. 7) необходимо учитывать, что первоначально поселение было зало -жено на правом берегу р. Тауй. В конце XVII в. его перенесли восточнее на 40 (!) км, на нынешнее место близ р. Яна. Т.е. на прежнем месте осталась только р. Тауй, а на новом — село Тауй и Тауская ярмарка: они стали рас полагаться на р. Яна.
В то же время между этими достаточно удалёнными местами нахож -дения Тауской ярмарки можно обнаружить много общего: 1. Обе локации расположены в устье рек с речными островами и протоками. 2. Оба места находятся на берегу Амахтонского залива Охотского моря. 3. Наличие за крытой от моря обширной водной территории в устье р. Яна делает про странство более привлекательным для захода морских судов. 4. Оба мес та — очередные примеры того, что населённый пункт переносится, а его название сохраняется. (Крепость Гижига и Гижигинская ярмарка тоже явля ются примером переноса названия, но с той разницей, что на старом месте, после переноса, не осталось ничего, а на новом — только название Гижи гинск, просто присвоенное небольшому населённому пункту в устье р. Ги жига, в который переселились в советское время.)
В других случаях населённый пункт и/или ярмарка именовались по ближайшему притоку той реки, на которой были расположены: Ангарская (рис. 3) получила название по р. Ангарке, впадающей в р. Большой Анюй выше по течению, при этом само селение находится фактически на р. Боль шой Анюй; Тауйская ярмарка на р. Яна носит название реки, протекаю -щей на 40 км южнее; Усть - Белая ярмарка (рис. 12) размещается на правом берегу р. Анадырь, а устье самой р. Белой (впадающей в р. Анадырь) — на противоположном берегу; с. Росомашье (рис 6) располагается на р. Ма -лый Анюй, а её приток, р. Росомашья (Кепервеем), — немного выше по те чению и т.д.
Обратимся к ярмарке в Ямске (рис. 8). Предполагаемое место торгов могло быть на речном острове, отделённом от берега речной протокой; се ление находится рядом с морским побережьем (залив Шелихова), но так -же окружено болотами (кроме северного направления к отмеченному реч ному острову). Поэтому территория имеет характерное название — Ямская низменность. Методом исключения можно определить наиболее вероят ное место проведения меновой ярмарки дореволюционного периода. Бли зость реки обязательна из за необходимости доставки грузов. Населённый пункт находится в некотором удалении от реки. В качестве площадки для
торгов удобен во многих отношениях именно речной остров. Обращает на себя внимание и тот факт, что р. Яма впадает в залив с характерным назва нием — Переволочный. Данное обстоятельство может свидетельствовать: между реками разных водоразделов осуществлялось перетаскивание воло ком судов (лодок), что, в свою очередь, косвенно указывает на ведение ак тивной деятельности, связанной и с доставкой товаров.
Непростой оказалась локализация ярмарки в Вакарёве (рис. 11) и Усть -Белом (рис. 12). В рассматриваемом районе кроме протоки Вакарёва име -ется река с аналогичным названием, существенно уступающая протоке по ширине и полноводности. На карте можно видеть, что подобных рек и речушек в данном районе предостаточно. В устье реки — в месте впаде ния в один из многочисленных притоков р. Анадырь — нет значимых ори ентиров, которыми могли бы пользоваться участники ярмарок. Тогда как в устье протоки Вакарёва можно наблюдать «классический» набор при -знаков, говорящих в пользу версии об этом месте проведения ярмарки. С. Усть - Белое основано в конце XIX в., расположено на берегу р. Анадырь, напротив места впадения в неё р. Белой, на северном склоне горы Гын -рырэтык. Название села прямо свидетельствует, что оно связано с устьем р. Белой, хотя фактически находится на противоположном (правом) бере гу другой реки — Анадырь. Исходя из общего правила проведения торгов, логично предположить, что ярмарка могла проводиться в следующих мес тах: 1) на речном острове, находящемся в устье р. Белой; 2) на речном ост рове, расположенном в правом нижнем углу картосхемы, приведённой на рис. 12. Оба острова имеют протоки и равноудалены от населённого пунк -та, а само селение находится на северном склоне горы Охраняющая (на чу котском языке — гынрырэтык).
Ярмарку на р. Туманской (район с. Ваеги) полностью локализовать к на стоящему времени не удалось (рис. 13а). Проблемы определения места за -ключаются в следующем: р. Туманская есть, как и упоминание о забро шенном посёлке с аналогичным названием, а вот села с названием Ваеги на этой реке нет. Село Ваеги имеется только на р. Майн (притоке р. Ана дырь). А это никак не связанные места! Между тем в районе с. Ваеги на р. Майн тоже фиксируются речные острова, образованные протоками, — вполне подходящее место для ярмарки. Село образовано только в 1951 г., названо по одноимённой сопке. Удалось выяснить, что с. Ваеги находит ся на р. Майн, примерно в 27 км от устья одноимённой р. Ваеги (рис. 13б).
Чукотская ярмарка была образована в 1781 г. Однако понятие «чу -котская ярмарка» требует конкретизации. По сути, это несколько мест, где в разные времена проводились торги. Рассмотрим следующие чукот ские ярмарки: Анюйскую (рис. 25), Марковскую (рис. 10), Пантелеихскую (рис. 27). Из - за отсутствия достаточной информации вопрос о локализации Анюйской оказался очень запутанным. В 1860—1880- х гг. XIX в. центр тор -говли с чукчами переместился с Анюя в с. Марково — ярмарка Панте леиху (Пантелеевская, Пантелеихская, протока Пантелеихинская). По имеющейся информации, в 1904 г. Чукотскую ярмарку из Анюйской крепости перене -сли в деревню Пантелеиху, расположенную в 45 вёрстах от Нижнеколымска.
Объясняя якутскому губернатору причины перемещения, земский заседа -тель в своём донесении указывал, что раньше торговлю с чукчами необхо -димо было отнести подальше из за опасений перед их дикостью, а сейчас это не имеет значения и сильно удорожает дорогу [7, с. 224; 5, с. 128]. Получается, что Анюйская крепость — это и есть Нижнеколымск. Однако между Нижнеколымском (Анюйской крепостью) и деревней Панте -леиху (Панте -леихой) расстояние составляет значительно меньше 45 вёрст. Пантелеиха есть не что иное, как место, очень близкое к прежнему нахождению Анюй ской крепости (см. рис. 28). Путаница происходит из - за того, что ярмарок с названием «Анюйская» было несколько. В этом случае автор взял за осно -ву только ту «Анюйскую» ярмарку, которая связана с Анюйской крепостью (см. рис. 3, Анюйская -1). Между тем В.Г. Тан - Богораз даёт более подроб -ное описание места проведения другой «Анюйской» ярмарки: «Чукотская ярмарка проводилась не регулярно, иногда на Сухом Анюе (совр. Малый Анюй. — Л.М.), близ горы Обром (находится выше по течению от с. Ост -ровное. — Л.М.), на месте, называемом Островное, иногда на Большом Анюе, вблизи устья его притока Ангарка...» [21, с. 54]. Таким образом, есть данные о двух Анюйских острогах: один — в устье Анюя (Нижнеколымск), а другой — в районе с. Островное. При этом в литературе говорится толь ко о том, который находится в устье реки (Нижнеколымск). Место прове дения ярмарки, указываемое В.Г. Тан Богоразом, «вблизи устья его прито ка Ангарка» — это отдельная территория проведения «Анюйской» ярмарки. Но как учитывать информацию о двух одинаковых по названию остро гах? Перечислив места проведения «Анюйских» ярмарок, В.Г. Тан - Богораз пишет: «русские построили в Островном деревянный острог, названный Анюйским острогом». Известно, что «Анюйский острог» был один и пере носился только один раз в 1810 г. Это подтверждает «Записка Колымского Окружного Исправника о ходе Чукотской ярмарки в Анюйской крепостце, Колымского Округа, в 1893 году»: «В 250- ти вёрстах к востоко - северо -востоку от селения Нижне Колымска, Колымского округа, при реке Ма лом Анюе, впадающем в р. Колыму, против Нижне Колымска, на склоне безлесной крутой покатости одного из отрогов Анюйскаго горнаго хребта приютилась одиноко стоящая Анюйская крепостца. Крепостица эта была прежде в десяти вёрстах выше теперешняго ея места и находилась [на] од -ном из островов р. Анюя, почему и носила названия „Островное"; имя это отчасти сохранилось за нею и до сих пор. На настоящее своё место Анюй ская крепостца перенесена в 1810 году, когда быстрыя воды р. Анюя раз лили остров, на котором она была устроена» [Нац. арх. РС (Я). Ф. 12и. Оп. 1. Д. 10284. Л. 23; 7, с. 225].
Очевидно, «географические путаницы» случались в разные времена. Как определено выше, «Анюйских» ярмарок было несколько, как и, скорее всего, местечек под названием «Островное». Читая приведённое донесение, можно предположить наличие и нескольких «Анюйских» острогов. Но так ли это? Обратимся к карте и вернёмся к источнику: «в 250 ти вёрстах к вос токо северо востоку от селения Нижне Колымска», т.е. «Анюйская» крепо стица находится за 250 вёрст (266 км 700 м) от Нижнеколымска. Судя по
указанному расстоянию, описание больше подходит для «Анюйской» яр -марки у горы Обром (данный пример восхищает поразительной точностью: наблюдается полное совпадение данных 1893 г. с современными замера -ми). Затем якутский чиновник пишет: «Крепостица эта была прежде в деся -ти вёрстах выше теперешняго ея места и находилась [на] одном из островов р. Анюя, почему и носила названия „Островное"; имя это отчасти сохра -нилось за нею и до сих пор». Наблюдаем массу неточностей. Фраза «кре -постица эта была прежде в десяти вёрстах выше теперешняго ея места» похожа на историю переноса той Анюйской крепости, которая находилась в устье Анюя (Нижнеколымск), только изменено расстояние. Далее: назва -ние «Островное» сохранилось и до наших времён, но это никак не помогает в определении местонахождения конкретного «Островного» и конкретной «Анюйской крепостицы». Окончательно всё запутывает фраза о переносе крепостицы в 1810 г. Известно, что Анюйская крепость (Нижнеколымская) переносилась из - за большого половодья в 1810 г. на новое место — но это именно Нижнеколымская. В докладе чиновника можно прочитать инфор -мацию, ещё раз указывающую на то, почему вопросам безопасности при выборе мест проведения ярмарок следовало уделять особое внимание: «...сама Анюйская крепостца, по своему устройству, носит одно только на -звание крепостцы, так как не имеет никаких приспособлений для прикрытия и самозащиты съезжающихся в неё людей, в случае если бы на неё сделано самое простое нападение с целью грабежа и убийства, даже и такими дика рями как носовые чукчи, в ней нет не только бойницы, но даже и простого блокгауза» [Нац. арх. РС (Я). Ф. 12и. Оп. 1. Д. 10284. Л. 23; 7, с. 225].
Возвращаемся к В.Г. Тан - Богоразу, который, перечислив локации из -вестных ему «Анюйских» ярмарок и только перед этим обозначив нахожде ние у подножья горы Обром местечка «Островное», связал его с Анюйским острогом. Почему же все исследователи того времени в данном вопро -се как будто ходят по кругу: описывая «разные» ярмарки и остроги (кре пости и крепостицы), по существу, говорят об одной — Нижнеколымской? Нельзя не вспомнить сомнения следующего по Амуру Р. Маака в том, что в указанном ему месте Дерен [16, с. 17: вид Амура близ деревни Дырен, ли -тография] может проходить ярмарка. Основными проблемами в опреде лении территории проведения чукотской ярмарки под Нижнеколымском были следующие: 1. На р. Малый Анюй есть посёлок Анюй, рядом с кото рым тоже имеются речной остров и протока, но находится он на значитель ном удалении от р. Колыма и Нижнеколымска. В рассматриваемом случае нет никакой возможности сказать, что столь крупная ярмарка находилась «под» Нижнеколымском. 2. Между тем немного ниже по течению распо ложена протока Пантелеихинская (переделанное на русский манер абори -oi генное название Панте - леиху). Но в источниках об этом месте говорится S как об отдельной ярмарке [5, с. 224, 228; 7, с. 128; Нац. арх. РС (Я). Ф. 12и. ^ Оп. 2. Д. 1877. Л. 4—4 об.]. 3. При этом под Нижнеколымском, на проти -Î воположном берегу, в устье двух крупных притоков Колымы (Большом I и Малом Анюе), имеется группа речных островов, очевидно подходящих £ для проведения ярмарки, — удобно и для жителей селения, и для тех, кто
двигался по р. Колыме, и для перемещавшихся по двум названным прито кам. Это классический перекрёсток и концентратор движения людей, гру зов и товаров с различных направлений.
Об изначальном нахождении Анюйского острога в источниках указы вается, что в 1756 г. в 21 км от него, на левом берегу главного русла Ко -лымы, напротив устья рек Большой и Малый Анюй, была заложена новая крепость четырёхугольной формы, обнесённая палисадом с четырьмя баш -нями. Это именно то место, куда острог переместили и где возникла рас сматриваемая ярмарка. Пренебрежение принципом размещения крепости именно на речном острове привело к тому, что во время сезонного подъё -ма воды её сильно подмыло и находиться там стало опасно.
При рассмотрении ярмарки близ устья р. Анадырь (рис. 14) встаёт во -прос, что считать её устьем: место, где река заканчивается и начинается за лив Онемен, или водную территорию в районе г. Анадырь. Первый вариант представляется более логичным: там, где река впадает в более крупную водную среду, начинается другое название, а сама р. Анадырь заканчива ется. Этот вопрос важен в решении проблемы мест проведения «собра -ний» аборигенами. Если считать указанные В.Г. Тан - Богоразом 20 миль на север от верхней точки устья реки, то этого недостаточно, чтобы оказать ся «в окрестностях» Заячьих гор. Но зато расстояние от последних до мес та, находящегося напротив г. Анадырь (направление на северо восток), — 37 км (20 миль х 1852 м = 37 040 м) — точное «попадание» на речной остров у подножья Заячьих гор: «В первой половине прошлого столетия место со -брания было в тундре в двадцати милях к северу от устья Анадыря, близ Заячьих гор (Ушканий хребет)» (Ушканий кряж (см. карту Чукотского авто -номного округа). — Л.М.) [подр. см.: 21, с. 83].
Далее В.Г. Тан - Богораз отмечает, что «в последнее десятилетие XIX сто -летия вместо этого (т.е. ярмарки у Заячьих гор. — Л.М.) были организованы две маленькие ярмарки на Мариинском Посту». Мариинский пост находит ся в устье р. Казачка (получила имя в 1889 г. от русских казаков, основав -ших Ново - Мариинский пост). Чукотское название реки — Тавайваам («река для поездок»), когда она замерзала, чукчи приезжали с северных террито рий в Ново - Мариинск для торговли [21, с. 55; 9, с. 167, 348—349].
Обратимся к описанию ярмарки на р. Росомашья (рис. 16): «В нача -ле XX столетия около 10 или 15 караванов, каждый из 6 или 8 шатров, явля -лись каждую весну на реку Росомашью на восточной границе Анюйской об ласти, прибывая с востока. Некоторые из них являлись из Чаунской тундры, другие с мыса (Восточный. — Л.М.) <...> а некоторые — из окрестностей Ко -лючинской губы. Оживлённая меновая торговля шла в течение двух недель, а затем торговцы отправлялись в обратное путешествие» [21, с. 56, 82].
Здесь очередная нестыковка информации: в Анадырском районе Чу котского автономного округа есть две реки с названием «Росомашья». Обе очень небольшой протяжённости, расположенные друг от друга на значительном расстоянии. Между тем в источнике сказано: «.являлись каждую весну на реку Росомашью на восточной границе Анюйской облас ти». В ходе детального картографического исследования сразу не удалось
обнаружить реки с подобным названием. Но В.Г. Тан - Богораз пишет: «То был заречный берег реки Сухого Анюя, принимавшего воды реки Росо -машьей почти под прямым углом». Сухой Анюй — это Малый Анюй. На этой реке нет такого названия. В ходе дальнейших поисков выяснилось, что река и село с таким именем существуют в Билибинском районе Чукотского ав -тономного округа, но на карты нанесены под местным, этническим назва нием — Кепервеем (в переводе с чукотского языка %эпэрвээм — «росома -шья река»)4.
Отдельные критерии выбора мест проведения «собраний» характер -ны для открытых пространств и малых рек. Отметим их особенности: тон кая линия речки имеет резкое расширение с внутренним участком суши (островом); это не единственное расширение, а целая группа таковых, со -стоящая из 5—6 подобных образований. Примером может служить ярмар -ка на Парапольском долу, на р. Опука. Следует отметить, что в литерату ре вообще крайне мало информации об этой ярмарке, возможно, ввиду её значительной удалённости от мест изначального комплектования купцами товаров и грузов и незначительного товарного оборота. В.Г. Тан - Богораз пишет о ней: «В начале XIX столетия, одновременно с весенней ярмаркой для оленных коряков, была установлена ярмарка для юго западных чукоч на Парапольском Долу, в районе верхней части течения р. Опуки» [21]. Река Опука впадает в Берингово море. Все основные реки Парапольского дола входят в бассейн Охотского моря, а р. Опука (и р. Кууль) — в другой бас -сейн, впадая в Берингово море. Только в своих верховьях р. Опука сопри касается с обширной и благодатной для оленей территорией Парапольско го дола. Именно поэтому в верховьях реки было выбрано место для обмена товарами: с одной стороны, туда могли прибывать купцы с Берингова моря, а с другой — жители берегов Охотского моря. Именно в верховьях р. Опука удалось обнаружить небольшую группу речных островов (рис. 9, на карто -схеме обозначены кружками). Рядом с этой рекой протекает р. Кууль, при -ток другой крупной реки данного региона (Хатырка), тоже впадающей в Бе -рингово море. По этим двум рекам к месту проведения обмена и торговли могли перемещаться и люди, и грузы. Парапольская ярмарка отмечена как очень небольшая и малодоходная: «Ежегодный торг чукотской ярмарки на реке Опуке выражался лишь в немногих тысячах рублей» [21, с. 83].
В.Г. Тан - Богораз упоминает также три ярмарки в Анадыре: «В тече -ние последнего полустолетия XIX века, со времени учреждения отдель -ного окружного управления, в Анадыре было открыто ещё три ярмарки: первая — Туманская, на западе, близ горы Иргуней, преимущественно для телькепских чукоч», другая ярмарка — в маленьком селении Вакарена, на среднем течении Анадыря, для «внутренних чукоч» [21]. В ходе детально -го поиска не удалось найти «селения Вакарена, на среднем течении Ана дыря». Возможно, автор пишет о «протоке Вакарева» — притоке р. Майн, которая, в свою очередь, впадает в р. Анадырь именно в её средней части.
4 Побывав в экспедиции в пос. Кепервеем, автор статьи может подтвердить, что в той местности в 1980 г. коренные жители успешно вели охоту на росомах.
Кроме протоки в этом районе имеется очень маленькая речка с аналогич -ным названием. Подобное сходство не редкость и наблюдалось в ситуа -ции с Пантелеихинской ярмаркой, расположенной в месте впадения про -токи Пантелеихинская в р. Колыма, недалеко от современного райцентра пос. Черский, о которой речь шла выше (рис. 27).
Третья ярмарка располагалась «...на реке Еропол, для чукоч Верхнего Анадыря и для ламутов.». На рис. 17 видно, как много рек сходится в од -ном месте, что позволяло концентрировать участников торгов с различ ных направлений.
В заключение необходимо отметить, что работа по локализации более 40 ярмарок (рис. 43), рассмотренных в статье, безусловно, должна быть продолжена, так как слишком много противоречивой информации на -копилось в узкоспециализированных исследованиях за прошедшие века. Именно возможности современного геоинформационного картографиро -вания способны ответить на вопросы, возникающие при изучении имею -щихся описаний. Классической оказалась схема разумного и выверенно го веками выбора места проведения товарообмена, включающая условия
Рис. 43. Сводная картосхема ярмарок на севере и северо - востоке России (XVII — первая половина XX в.)
наличия реки, речного острова, тихой речной протоки, относительной бли зости устья другой реки. Нередко проводились ярмарки на морском побе режье, вблизи устья реки, учитывалась при выборе места близость остро га (крепости) и часовни (храма).
История создания аборигенным населением ярмарок и торговых троп ярко демонстрирует вклад туземных народов в активное освоение огром ных пространств исследуемого региона. Именно эти маршруты послужи ли основой для путей, проложенных впоследствии русскими землепроход цами и купцами.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Административные документы и письма Высокопреосвященнейшего Иннокен -тия, архиепископа Камчатского, за 1846—1868 гг. / сост. В. Крылов. Казань, 1908. 422 с.
2. Акидзуки Т. Японо - российские отношения и остров Сахалин / пер. с яп. яз. и вводная ст. А.В. Трёхсвятского // Краеведческий бюллетень. Южно - Сахалинск. 2002. № 1. С. 41 — 128.
3. Исаков А.Н. Краткие очерки истории русской торговли на Северо - Востоке Сиби -ри и Аляске (XVII—XIX вв.). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1994. 50 с.
4. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. — февраль 1917 г.). М.: Наука, 1990. 471 с.
5. Карих Е.В. Значение Анюйской ярмарки в межэтнической интеграции русских и чукчей // Вестник Томского гос. ун - та. 2010. № 1(9). С. 124—129.
6. Кит Т.В. Ярмарочная торговля на Дальнем Востоке России в XVII — начале XX в. // Россия и АТР. 2008. № 1. С. 5—17.
7. Коломиец О.П. Чукотские ярмарки в отчётах и донесениях царских чиновников (конец XIX — начало XX в.) // Вестник Омского ун - та. Серия: Исторические науки. 2016. № 3. С. 222—233.
8. Кушнарёва М.Д. Значение ярмарок в развитии пушной торговли (Северо Восточ ная Сибирь во второй половине XIX — начале XX в.) // Известия Алтайского гос. ун - та. Серия: История и политология. 2014. № 4/1 (84). С. 130—137.
9. Леонтьев В.В., Новикова К.А. Топонимический словарь Северо Востока СССР / науч. ред. Г.А. Меновщиков. Магадан: Магад. кн. изд - во, 1989. 456 с.
10. Лёвкин Г.Г. Что искал Мамия Ринзоо на Сахалине и в Приамурье? URL: http:// svgbdvr.ru/istoriya/chto - iskal - mamiya - rinzoo - na - sakhaline - i - v - priamure (дата об -ращения: 21.12.2016).
11. Маак Р. Путешествие на Амур, совершённое по распоряжению Сибирского отде -ла Императорского Русского географического общества в 1855 году Р. Мааком. СПб., 1859. 320 с.
12. Майдель Г. Путешествие по северо- восточной части Якутской области в 1868—1870 годах: репр. М., 2011. 611 с.
13. Майнов И.И. Некоторые данные о тунгусах Якутского края. Иркутск, 1898. 245 с.
14. Миддендорф А. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. 2. Север и восток Си -бири в естественно историческом отношении. Отд. 6. Коренные жители Сибири. СПб.: Изд - во Имп. акад. наук, 1878. 242 с.
15. Патканов С. Опыт географии и статистики тунгусских племён Сибири на основа -нии данных переписи населения 1897 г. и других источников. Ч. 1. Вып. 2: Тунгу -сы собственно. СПб., 1906. 283, [5] с.
16. Путешествие на Амур, совершённое по распоряжению Сибирского отдела Импе -раторского русского географического общества в 1855 году: атлас / [художник] С.Ф. Соловьев. СПб., 1859. 24 с.
17. Сафронов Ф.Г. Русские промыслы и торги на северо - востоке Азии в XVII — сере -дине XIX в. М.: Наука, 1980. 142 с.
18. Сиратори Куракити. О Сахалине в китайскую эпоху Тан // Краеведческий бюлле -тень. Южно - Сахалинск, 1997. № 2. С. 3—78.
19. Сравнительный словарь тунгусо - маньчжурских языков. Материалы к этимологи -ческому словарю / под ред. В.И. Цинциус. Л., 1975. Т. I. 672 с.; 1977. Т. II. 992 с.
20. Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы / сост.
B.А. Кряжков. М.: Юринформцентр, 1994. 488 с.
21. Тан - Богораз В.Г. Чукчи: в 2 ч. Ч. 1: Социальная организация. Л.: Изд - во Ин - та на -родов Севера ЦИК СССР, 1934. 194 с.
22. Титорева Г.Т. К вопросу о христинизации эвенов Приохотья // Записки Гроде -ковского музея. Хабаровск: КГБНУК «ХКМ им. Н.И. Гродекова», 2013. Вып. 28.
C. 76—82.
23. Нац. арх. РС (Я) (Национальный арх. Республики Саха (Якутия)).
24. РГИА (Рос. гос. ист. арх.).
REFERENCES
1. Administrativnyye dokumenty ipis'ma Vysokopreosvyashchenneyshego Innokentiya, arkhiyepiskopa Kamchatskogo, za 1846—1868 gg. [Administrative Documents and Letters from His Eminence Innokentiy, Archbishop of Kamchatka, 1846—1868]. By V. Krylov. Kazan', 1908, 422 p. (In Russ.)
2. Akidzuki T. Yapono - rossiyskiye otnosheniya i ostrov Sakhalin. Perevod s yap. yaz. i vvodnaya stat'ya A.V. Trekhsvyatskogo [Japanese - Russian Relations and Sakha -lin Island. Translated from Japanese and Introduction by A.V. Trekhsvyatskiy]. Krayevedcheskiy byulleten'. Yuzhno - Sakhalinsk, 2002, no. 1, pp. 41 — 128. (In Russ.)
3. Isakov A.N. Kratkiye ocherkiistorii russkoy torgovli na Severo-Vostoke Sibiri iAlyaske (XVII—XIX vv.) [Brief History of Russian Trade in North - East of Siberia and Alaska (the 17th — 19th Centuries)]. Magadan, SVKNII DVO RAN Publ., 1994, 50 p. (In Russ.)
4. Istoriya Dal'nego Vostoka SSSR v epokhu feodalizma i kapitalizma (XVII v. — fev-ral' 1917 g.) [History of the Far East of the USSR in the Epoch of Feudalism and Capitalism (the 17th Century — February 1917)]. Moscow, Nauka Publ., 1990, 471 p. (In Russ.)
5. Karikh Ye.V. Znacheniye Anyuyskoy yarmarki v mezhetnicheskoy integratsii russkikh i chukchey [The Role of the Anyuysk Fair in Interethnic Integration of the Russians and the Chukchi]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 1(9), pp. 124—129. (In Russ.)
6. Kit T.V. Yarmarochnaya torgovlya na Dal'nem vostoke Rossii v XVII — nachale XX v. [Fai Trade in the Russian Far East in the 17th Century — the early 20th Century]. Ros-siya i ATR, 2008, no. 1, pp. 5—17. (In Russ.)
7. Kolomiyets O.P. Chukotskiye yarmarki v otchotakh i doneseniyakh tsarskikh chi -novnikov (konets XIX — nachalo XX veka) [Chukchi Fairs in the Reports and Mes -sages of Tsar's Officials (the End of the 19th Century — the Early 20th Century)]. Vestnik Omskogo universiteta, series "Istoricheskiye nauki", 2016, no. 3, pp. 222—233. (In Russ.)
8. Kushnareva M.D. Znacheniye yarmarok v razvitii pushnoy torgovli (Severo - Vostoch -naya Sibir' vo vtoroi polovine XIX — nachale XX v.) [The Role of Fairs in the Develop -ment of Fur Trade (North - East Siberia in the Second Half of the 19th Century — the
Early 20th Century)]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta, series "Is -toriya i politologiya", 2014, no. 4/1 (84), pp. 130—137. (In Russ.)
9. Leont'yev V.V., Novikova K.A. Toponimicheskiy slovar' Severo-Vostoka SSSR [Top -onymic Dictionary of the North - East of the USSR]. Science ed. G.A. Menovshchikov. Magadan, Magadanskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1989, 456 p. (In Russ.)
10. Ljovkin G.G. Chto iskal Mamiya Rinzoo na Sakhaline i v Priamur'ye? [What Did Mamiya Rinzo search in Sakhalin and the Amur Region?]. Available at: http://svg -bdvr.ru/istoriya/chto iskal mamiya rinzoo na sakhaline i v priamure (accessed 21.12.2016). (In Russ.)
11. Maak R. Puteshestviye na Amur, sovershennoye po rasporyazheniyu Sibirskogo otde-la Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva v 1855 godu R. Maakom [A Trip to the Amur by R. Maack under the Authority of the Siberian Department of the Imperial Russian Geographical Society in 1885]. Saint Petersburg, 1859, 320 p. (In Russ.)
12. Maydel' G. Puteshestviye po severo-vostochnoy chasti Yakutskoy oblasti v 1868—1870 godah: reprint [A Trip through the North - East of the Yakut Territory in 1868—1870: Reprint]. Moscow, 2011, 611 p. (In Russ.)
13. Maynov I.I. Nekotoryye dannyye o tungusakh Yakutskogo kraya [Some Data about the Tungus in the Yakut Territory]. Irkutsk, 1898, 245 p. (In Russ.)
14. Middendorf A. Puteshestvie na sever i vostok Sibiri. Ch. 2. Sever i vostok Sibiri v es-testvenno-istoricheskom otnoshenii. Otd. 6. Korennye zhiteli Sibiri [A Trip to the East and to the North of Siberia. Part 2. The North and the East of Siberia in Natu ral Historical Aspect. Chapter 6. Indigenous People of Siberia]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Imperatorskoj akademii nauk Publ., 1878, 242 p. (In Russ.)
15. Patkanov S. Opyt geografii i statistiki tungusskih plemen Sibiri na osnovanii dannyh perepisi naselenija 1897 g. i drugih istochnikov. Ch. 1. Vyp. 2: Tungusy sobstvenno [Experience of Geography and Statistics of the Tungus Tribes in Siberia according to the Population Census of 1897 and other sources. Part 1. Issue 2: The Tungus]. Saint Petersburg, 1906, 283, [5] p. (In Russ.)
16. Puteshestviye na Amur, sovershennoye po rasporyazheniyu Sibirskogo otdela Imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva v 1855: atlas [A Trip to the Amur under the Authority of the Siberian Department of the Imperial Russian Geographi -cal Society in 1885: Atlas]. Illustr. by S.F. Solov'yev. Saint Petersburg, 1859, 24 p. (In Russ.)
17. Safronov F.G. Russkiye promysly i torgi na severo-vostoke Azii v XVII — seredine XIX v. [Russian Trade and Hagglings in North - East Asia in the 17th Century — the Middle of the 19th Century]. Moscow, Nauka Publ., 1980, 142 p. (In Russ.)
18. Siratori Kurakiti. O Sakhaline v kitayskuyu epokhu Tan [Sakhalin during the Tan Ep -och]. Krayevedcheskiy byulleten', Yuzhno - Sakhalinsk, 1997, no. 2, pp. 3—78. (In Russ.)
19. Sravnitel'nyy slovar' tunguso-man'chzhurskikh yazykov. Materialy ketimologiches-komu slovaryu [Comparative Dictionary of the Tungusic Languages. Materials for Etymological Dictionary]. Ed. by V.I. Tsintsius. Leningrad, 1975, vol. 1, 672 p.; 1977, vol. 2, 992 p. (In Russ.)
20. Status malochislennykh narodovRossii. Pravovyye akty i dokumenty [The Status of Indigenous People of Russia. Legal Acts and Documents]. By V.A. Kryazhkov. Moscow, Yurinformtsentr Publ., 1994, 488 p. (In Russ.)
21. Tan - Bogoraz V.G. Chukchi: v 2 ch. Ch. 1: Social'naja organizacija [The Chukchi: in 2 Volumes. Part 1: Social Organization]. Leningrad: Izdatel'stvo Instituta narodov Se -vera TSIK SSSR Publ., 1934, 194 p. (In Russ.)
22. Titoreva G.T. K voprosu o khristinizatsii evenov Priokhot'ya [The Issue of Christian -ization of the Evens]. Zapiski Grodekovskogo muzeya. Khabarovsk, KGBNUK "KHKM im. N.I. Grodekova" Publ., 2013, iss. 28, pp. 76—82. (In Russ.)