Научная статья
Б01: 10.15593/2224-9354/2022.3.4 УДК 330.34-37.016
Т.Ю. Кротенко
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В БИЗНЕСЕ, НАУКЕ, ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Изменения в России и мире настойчиво подталкивают бизнес, науку, образование к шагу в цифровое пространство. Цифровизации, развернутой как государственный проект, требуется поддержка в бизнесе, науке, управленческом и инженерно-экономическом образовании. Цель исследования - рассмотреть проблемы и возможности, связанные с использованием цифровых инструментов представителями этих институтов.
В ходе проведенного исследования изучались проблемы, возникающие в бизнесе, науке и инженерно-экономическом образовании при внедрении цифровых технологий, оценивались требуемые новые профессиональные компетенции инженеров-экономистов. Использованные в исследовании методы позволили сделать выводы по результатам анкетирования трех категорий респондентов: ученых-программистов, бизнесменов, студентов управленческих и инженерно-экономических специальностей.
Выявлены наиболее типичные проблемы, связанные с цифровизацией. Приведен анализ результатов опроса студентов Государственного университета управления. Показано, что необходимые для цифровизации профессиональные компетенции современных менеджеров и инженеров-экономистов предстоит в будущем расширить, о чем свидетельствует и выявленная опросом потребность в информационных инструментах студентов управленческих и инженерно-экономических специальностей.
Организациям, независимо от сферы их деятельности, требуется определенная готовность, без которой любое цифровое нововведение окажется преждевременной или ненужной мерой. Не только «цифровая зрелость» организации влияет на успех ее трансформации в направлении использования новых цифровых технологий. Имеет значение также способность работников и организации в целом к эксперименту, а также определенный энтузиазм, который основывается на информированности о прогрессе в области информационных технологий и цифрового инструментария.
Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, цифровые инструменты, цифровая зрелость, проблемы и возможности цифровизации, наука, бизнес, управленческое и инженерно-экономическое образование.
Введение. Цифровизация становится сегодня уже не просто модным трендом, а обязательным условием успешного существования организации на рынке. Это осознается большинством руководителей в развитых странах. Россия тоже делает шаги в этом направлении, осознавая, что без цифровой трансформации сегодня не обойтись. В ноябре 2021 г. автором статьи было проведено исследование по теме «Цифровизация: готовность бизнеса, науки, инженерно-
© Кротенко Т.Ю., 2022
Кротенко Татьяна Юрьевна - канд. филос. наук, доцент кафедры теории и организации управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», е-таИ; [email protected].
экономического образования». В нем участвовали ученые-программисты, представители бизнеса, преподаватели нескольких вузов, студенты.
Цифровизации, развернутой как национальный проект, требуется поддержка в государственных структурах, бизнесе, науке, образовании [1, 2]. Исходя из этого предположения, важно детально рассмотреть проблемы, связанные с использованием цифровых технологий представителями этих институтов.
Материалы и методы. В ходе исследования были применены методы: 1) анкетирование представителей науки, бизнеса и студентов управленческих и социально-инженерных специальностей с последующей обработкой и анализом собранных данных; 2) контент-анализ ответов на открытые вопросы.
В процессе подготовки к исследованию был сформулирован перечень проблем, которые были предложены для оценки представителям бизнеса с точки зрения наибольшей актуальности. В их числе:
• реальная готовность бизнеса к цифровизации;
• использование бизнесом, наукой, образованием новейших цифровых технологий;
• возможности современного образования обеспечить кадрами планируемый переход к цифровизации.
Анализ результатов анкетирования представителей бизнеса выявил наибольшее количество выборов по проблеме недостаточной сформированности цифровых компетенций, вследствие чего было решено провести анкетирование студентов управленческих и инженерно-экономических специальностей Государственного университета управления (Москва, Россия).
Текст анкеты для представителей бизнеса содержал ряд закрытых и открытых вопросов, касающихся цифровизации в их организациях: 1. Есть ли в Вашей компании план и/или программа цифровизации? 2. Есть ли в организации должность директора по цифровому развитию? 3. Внедрены ли уже (или внедряются сегодня) значимые цифровые технологии в Вашей компании? 4. С какими проблемами чаще всего сталкивается бизнес, участвуя в цифровой трансформации (отметьте, как минимум, три наиболее актуальные):
а) опасения, связанные с рисками эксперимента;
б) низкий уровень энтузиазма, объяснимый слабой информированностью в этой области;
в) неэффективное организационное взаимодействие по горизонтали;
г) слабость инфраструктуры, необходимой для ассимиляции цифровых технологий;
д) низкий уровень информационно-экономической безопасности;
е) отсутствие последовательного плана и/или комплексной программы цифровой трансформации;
ж) реализация пилотных проектов по внедрению популярной технологии не соответствует стратегическому плану развития компании;
з) отсутствие достаточных для внедрения бюджетных средств и/или нескорый возврат инвестиций;
и) неспособность имеющихся бизнес-процессов воспринять цифровые решения;
к) недостаточный уровень 1Т-грамотности управленцев;
л) слабая сформированность цифровых компетенций у части руководителей и специалистов.
Вопрос, предложенный студентам инженерно-экономических и управленческих специальностей, был сформулирован так: «Каковы потребности будущих менеджеров в изучении и применении конкретных информационных технологий для будущей профессиональной деятельности?»
Текст анкеты для респондентов, являющихся учеными-разработчиками программного обеспечения, включал два открытых вопроса: 1. Как Вы оцениваете возможный вклад академических структур (например, Российской академии наук и Высшей аттестационной комиссии) в процесс цифровизации? 2. Каковы взаимоотношения российской академической науки со сферой информационных технологий?
Результаты опроса представителей бизнеса. Примененный контент-анализ позволяет сделать следующие выводы. Действительно, крупные российские компании встали на путь планомерной цифровизации, понимая, что внедрение цифровых технологий позволит сократить издержки, обеспечит приток инвестиций и повысит производительность труда [3-6]. Но этих компаний, которые приступили к «пилотным цифровым проектам», не так много. Те организации, которые уже провели цифровизацию, а также те, которые по ряду причин еще не осуществили трансформацию, назвали сопряженные с ней трудности.
В ходе анализа полученных результатов был отмечен акцент респондентов на следующих препятствиях для внедрения информационных технологий: недостаточный уровень 1Т-грамотности управленцев (42 % опрошенных); слабая сформированность цифровых компетенций у части руководителей и специалистов (38 % респондентов), неспособность имеющихся бизнес-процессов воспринять цифровые решения (37 % ответивших). О дефиците финансовых ресурсов и/или медленном возврате вложенных в цифровизационные проекты средств упомянули меньше трети - 30 % опрошенных представителей бизнеса.
Бизнес достаточно быстро ассимилирует информационные технологии [7, 8]. Но есть и барьеры. В качестве наиболее серьезных препятствий на пути использования 1Т в бизнесе респонденты видят проблемы, связанные с последовательным планированием (32 % назвали отсутствие плана и программы трансформации, 23 % отметили, что пилотные проекты не соответствуют стратегии компании). Особенно примечательным представляется, что речь об этих проблемах заходит на образовательной площадке управленческого вуза. Полученная информация свидетельствует о необходимости усиления образовательных программ управ-
ленческих специальностей такими дисциплинами, которые позволят студентам освоить цифровые компетенции на современном уровне.
Результаты опроса ученых-разработчиков. Взаимоотношения российской науки и информационных технологий нельзя назвать простыми и понятными. Российская академия наук (РАН), которая начиная с 1960-х гг. вырастила отечественное программирование до общезначимых достижений мирового уровня, относится к нему по прошествии полувека снисходительно, а в случае признания российского программного продукта на мировом рынке - покровительственно, но наукой не признает, высокомерно рассматривая программирование всего лишь как процесс создания компьютерных программ - деятельность из сферы искусства, мастерства [9]. Редко кто из РАН называет М.В. Донского, И.А. Данилова, Е.В. Касперского, И.В. Сегаловича, чьи научные заслуги признаны в мире, учеными. Скорее - успешными предпринимателями от программирования. Академия вытеснила информационные технологии из поля фундаментальных исследований, и теперь эти разработки ведутся в далеких от нее структурах. Между тем стоит заметить, что более 85 % «точной» американской науки происходит с участием 1Т [10].
Вклад Российской академии наук в цифровизацию (проект государственного, национального масштаба) сегодня явно не может быть существенным. Академия неохотно идет на эксперимент с использованием достижений 1Т-отрасли и многократно обнаруживает свою ригидность, тормозящую прогрессивную, грамотную, прозрачную экспертизу научных достижений.
Ведущие издания РАН давно и похоже надолго исчезли из общедоступного онлайна, тем самым исключив российские публикации из мирового научного пространства, вместо того, чтобы квалифицированно перевести лучшие работы российских ученых на общепринятый английский и разместить в открытом доступе, используя самые разные возможности Webometrics. Снижается прирост контента наших академических сайтов. Сейчас в России фактически недопустимо размещение научной статьи для общего доступа перед публикацией в журнале. Еще более несправедливое положение (в сравнении с «малым жанром» - научными статьями) сложилось с изданием и рецензированием монографий. В списке научных трудов ученого серьезная монография стала восприниматься (в угоду формальным международным требованиям) как протест против академической системы и может негласно перечеркнуть карьерные достижения исследователя. Работа над объемным изданием требует много времени и сил, а значимым результатом больше не признается.
Такой путь демонстрации и обсуждения своих научных результатов, как «живая публикация», которую можно было бы использовать с целью развития и совершенствования исследовательской работы, пока не получил поддержки РАН. Хотя, конечно, и для ученого, и для читателя этот онлайн-способ продуктивнее статичного, поскольку любые изменения в отрасли и в конкретной работе тут же становятся заметными.
Связь информационных технологий и Высшей аттестационной комиссии также малоэффективна: статьи не «публикуются» (в изначальном смысле этого слова), т.е. не доводятся до всеобщего сведения, а всего лишь принимаются или отвергаются рецензируемым изданием. Полные тексты и результаты диссертаций по-прежнему не выносятся на всеобщее рассмотрение и, тем более, не становятся объектом оперативной корректировки и обновления.
Онлайновым словарям и энциклопедиям приходится преодолевать чиновничьи барьеры, чтобы стать инструментом для своих пользователей. К слову, проект bigenc.ru начал свою работу при поддержке не Российской академии наук, а Министерства культуры РФ.
Ученые-разработчики программного обеспечения в своих ответах явно не удовлетворены взаимодействием науки и 1Т. И выражают надежды на восстановление баланса фундаментальных наук в структуре РАН, и на то, что 1Т-разработки вновь займут свое достойное место в науке.
Высказывания специалистов в прикладной математике и программировании позволили подвести следующий итог выявленных в ходе опроса мнений. Цифровые разработки, несмотря на свою инновационность и перспективность, не воспринимаются академической наукой как фундаментальные [11]. При этом сами прикладные математики часто считают создаваемые ими модели «чистой» математикой. Отсюда - ущемляющее всех участников спора и обедняющее научный процесс недоразумение: ученые из РАН не рассматривают 1Т-специалистов частью своего сообщества, и это только тормозит восприятие академической наукой новейших технологий в области 1Т [12].
Результаты опроса студентов. В ходе исследования было также выявлено осознание студентами необходимости расширения 1Т-грамотности, приобретения цифровых компетенций. Более того, стало ясно, что новое понимание 1Т-грамотности для управленцев включает значительно больший объем знаний и умений, чем сейчас заложено в образовательных программах. Очевиден вывод о необходимости включения цифровых компетенций в современные образовательные практики, поиск конкретных возможностей формирования требуемых компетенций [13]. Сегодня профессиональные компетенции менеджеров должны расширяться в направлении актуальных потребностей бизнеса, за счет осознанной потребности студентов в 1Т.
Обсуждение результатов. Представители бизнеса в своих ответах на вопросы предложенной им анкеты выбрали в качестве наиболее значимой проблемы слабую цифровую компетентность и даже просто недостаточную 1Т-грамотность (в сумме 90 % респондентов отмечали эти барьеры). Это опровергло выдвинутую нами гипотезу о том, что ведущей проблемой, тормозящей внедрение информационных технологий в бизнесе, является дефицит финансовых ресурсов и/или нескорый возврат инвестиций [14, 15].
Бизнес достаточно быстро ассимилирует информационные технологии [16]. Но есть и барьеры [17]. В качестве наиболее серьезных препятствий на пути использования 1Т в бизнесе респонденты видят проблемы, связанные с последовательным планированием (32 % назвали отсутствие плана и программы трансформации, 23 % отметили, что пилотные проекты не соответствуют стратегии компании). Другие проблемы связаны со слабостью инфраструктуры для ассимиляции новейших инструментов (37 % опрошенных) и с трудностями сочетания бизнес-процессов с «незнакомыми» 1Т-решениями, часто требующими множества коренных изменений (35 % опрошенных).
Высказывания специалистов в прикладной математике и программировании позволили подвести следующий итог выявленных в ходе опроса мнений. Цифровые разработки, несмотря на свою инновационность и перспективность, не воспринимаются академической наукой как фундаментальные. При этом сами прикладные математики часто считают создаваемые ими модели «чистой» математикой. Отсюда - ущемляющее всех участников спора и обедняющее научный процесс недоразумение: ученые из Российской академии наук не рассматривают 1Т-специалистов частью своего сообщества, и это только тормозит восприятие академической наукой новейших технологий в области 1Т.
Анкетирование студентов управленческих специальностей и обработка полученных ответов позволили сделать вывод о том, что требуемые профессиональные компетенции современных менеджеров должны быть расширены и дополнены знаниями и навыками в области цифровых технологий. Толчком к этому может стать осознанная потребность студентов в цифровых инструментах [18]. Действительно, анкетирование бизнесменов выявило в качестве наиболее часто встречающейся проблему недостаточной 1Т-компетентности работников. В ходе исследования было также выявлено осознание студентами необходимости расширения 1Т-грамотности, приобретения цифровых компетенций. Более того, стало ясно, что новое понимание 1Т-грамотности для управленцев включает значительно больший объем знаний и умений, чем сейчас заложено в образовательных программах [19].
Выводы и заключение. Очевиден вывод о необходимости включения цифровых компетенций в современные образовательные практики, поиск конкретных возможностей формирования требуемых компетенций. Сегодня профессиональные компетенции менеджеров должны расширяться в направлении актуальных потребностей бизнеса, за счет осознанной потребности студентов в 1Т.
Современный мир формирует новое пространство для жизнедеятельности людей [20]. Пока наука, бизнес, образование испытывают сомнения по поводу использования той или иной цифровой технологии, теряется инструменталь-ность решений, их созвучность времени, наконец, способность влиять на конкурентоспособность практически любой организации. Знание современных цифровых технологий и возможностей их использования в организационной
жизни производств, вузов, академических структур обусловливает разнообразие и новизну цифровых инициатив.
Преподавателям вуза отрадно констатировать: цифровые технологии все увереннее входят на образовательные площадки, что объясняет динамичное изменение образовательных стандартов [21]. «Наступление» цифровизации требует от образования адекватного ответа. Ассимилировать ресурсы информационных технологий в учебном процессе вуза необходимо не только для повышения управленческой цифровой грамотности, но и для формирования профессиональной культуры будущих менеджеров. Осваивать (часто вместе со студентами, в режиме «здесь и теперь») возможности языков программирования, баз данных, корпоративных IT-систем, средств анализа данных, маркетинговых инструментов для продвижения через соцсети, комплексных средств поиска, анализа, прогноза, средств Machine Learning невозможно без понимания преподавателями дидактической роли того или иного цифрового инструмента.
Возникающая опасность, которая сопровождает любые образовательные реформы в области профессиональной подготовки, требует ясного понимания от всех участников учебного процесса в вузе: знание возможностей цифрови-зации, освоение новейших информационных технологий - не цель, а средство, благодаря которому студенты-менеджеры смогут принимать обоснованные управленческие решения в будущем.
Такая установка при внедрении в вузовские образовательные программы цифровых технологий необходима, чтобы образование, провозглашаемое как приоритетное, инновационное, а теперь и цифровое, не выполняло всего лишь сервисную функцию, удовлетворяя спонтанно возникающие потребности социума в образовательных услугах, а становилось фактором развития общества.
Список литературы
1. Гибадуллин А.А. Развитие научно-технического потенциала в государствах - членах Евразийского экономического союза // Вестник Челябинского государственного университета. - 2020. - № 2(436). - С. 138-144. DOI: 10.24411/1994-2796-2020-10213
2. Легостаева Н.И. Цифровая трансформация системы государственного управления: классификация цифровых акторов государственных структур // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2021. - № 4. - С. 155-165. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.4.10
3. Азоев Г. Л. Формирование новых востребованных компетенций в области цифрового маркетинга для укрепления кадрового потенциала и ускорения диверсификации оборонно-промышленного комплекса // E-Management. -2021. - Т. 4, № 4. - С. 66-76. DOI: 10.26425/2658-3445-2021-4-4-66-76
4. Гилева Д.В. Цифровизация в бухгалтерском учете // Вестник университета. - 2022. - № 2. - С. 108-113. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-2-108-113
5. Мацкуляк И. Д., Кулигин В. Д., Мацкуляк Д.И. Управление фирмой в условиях перемен // Управление. - 2021. - Т.9, № 1. - С. 27-39. DOI: 10.26425/2309-3633-2021-9-1-27-39
6. Орешина М.Н. Применение искусственного интеллекта в инновационной деятельности промышленных предприятий // E-Management. - 2021. - Т. 4, № 1. - С. 29-37. DOI: 10.26425/2658-3445-2021-4-1-29-37
7. Стожко Д. К., Стожко К. П. Совершенствование информационных технологий управления в условиях макроэкономической нестабильности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2021. - № 2. - С. 124-137. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.2.10
8. Шарипов Ф.Ф. Об опыте Китая по внедрению искусственного интеллекта в национальную производственную систему // Путеводитель предпринимателя. -2021. - Т. 14, № 4. - С. 16-20. DOI: 10.24182/2073-9885-2021-14-4-16-20
9. Крыштановская О.В., Лавров И.А., Евсегнеева Н.С. Культура: управление и финансирование в российской цифровой реальности // Цифровая социология. - 2021. - Т. 4, № 1. - С. 12-23. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-1-12-23
10. Соснило А.И. Применение инструментов машинного обучения и им-мерсивных технологий в менеджменте // Управление. - 2022. - Т. 10, № 1. -С. 74-84. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-1-74-84
11. Ковалев С. А. Настоящая наука беспристрастна, бескорыстна и бесстрашна // Троицкий вариант - наука. - 2019. - № 7. - С. 1-2.
12. Устойчивость государственной системы в условиях цифровой трансформации / В.А. Корнилович, К.А. Арамян, А.В. Милехин, А.В. Миронов // Цифровая социология. - 2021. - Т. 4, № 2. - С. 13-22. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-2-13-22
13. Сундукова Г.М., Бобылева Н.В., Деревягина Л.Н. Стратегическое управление вузом в условиях цифровой экономики // Вестник евразийской науки. - 2019. - Т. 11, № 3. - С. 27.
14. Головин С.В., Луценко М.С., Шендрикова О.О. Вопросы организации комплаенс-контроля в условиях цифровой экономики // Вестник Воронежского государственного университета. Экономика и управление. - 2021. - № 2. -С. 15-26. DOI: 10.17308/econ.2021.2/3457
15. Семенова Г.Н. Оценка тенденций развития бизнеса в России в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Московского государственного областного университета. Экономика. - 2021. - № 3. - С. 122-137. DOI: 10.18384/23106646-2021-3-122-137
16. Моттаева А.Б. Совершенствование системы управления транспортными потоками // Вестник Московского государственного областного
университета. Экономика. - 2021. - № 1. - С. 109-118. DOI: 10.18384/23106646-2021-109-118
17. Баскакова М.Е., Соболева И.В. Новые грани функциональной неграмотности в условиях цифровой экономики // Вопросы образования. - 2019. -№ 1. - С. 244-263. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-244-263
18. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н., Разинский Г.В. Готовность студентов технического вуза к дистанционному обучению в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2021. - № 3. - С. 27-36. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.2
19. Афанасьев В.Я., Воронцов Н.В. Влияние типов мышления и личностных качеств студентов на академическую успеваемость при дистанционном обучении в цифровой среде // Цифровая социология. - 2022. - Т. 5, № 1. -С. 76-86. DOI: 10.26425/2658-347X-2022-5-1-76-86
20. Чернавин Ю.А. Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы // Цифровая социология. - 2021. - Т. 4, № 2. - С. 4-12. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-2-4-12
21. Рогозин Д.М., Солодовникова О. Б., Ипатова А. А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. - 2022. - № 1. - С. 271-300. DOI: 10.17323/1814-95452022-1-271-300
References
1. Gibadullin A.A. Razvitie nauchno-tekhnicheskogo potentsiala v gosudarstvakh - chlenakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza [Development of scientific and technical potential in the member states of the Eurasian Economic Union]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 2 (436), pp. 138-144. DOI: 10.24411/1994-2796-2020-10213.
2. Legostaeva N.I. Tsifrovaia transformatsiia sistemy gosudarstvennogo upravleniia: klassifikatsiia tsifrovykh aktorov gosudarstvennykh struktur [Digital transformation of public administration system: Classification of digital actors of state structures]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2021, no. 4, pp. 155-165. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.4.10.
3. Azoev G.L. Formirovanie novykh vostrebovannykh kompetentsii v oblasti tsifrovogo marketinga dlia ukrepleniia kadrovogo potentsiala i uskoreniia diversifikatsii oboronno-promyshlennogo kompleksa [Formation of new in-demand digital marketing competencies to strengthen human resource capacity and accelerate the diversification of defence industry complex]. E-Management, 2021, vol. 4, no. 4, pp. 66-76. DOI: 10.26425/2658-3445-2021-4-4-66-76.
4. Gileva D.V. Tsifrovizatsiia v bukhgalterskom uchete [Digitalisation in accounting]. Vestnik universiteta, 2022, no. 2, pp. 108-113. DOI: 10.26425/18164277-2022-2-108-113.
5. Matskuliak I.D., Kuligin V.D., Matskuliak D.I. Upravlenie firmoi v usloviiakh peremen [Managing a firm in the face of change]. Upravlenie, 2021, vol. 9, no. 1, pp. 27-39. DOI: 10.26425/2309-3633-2021-9-1-27-39.
6. Oreshina M.N. Primenenie iskusstvennogo intellekta v innovatsionnoi deiatel'nosti promyshlennykh predpriiatii [The use of artificial intelligence in the innovation activities of industrial enterprises]. E-Management, 2021, vol. 4, no. 1, pp. 29-37. DOI: 10.26425/2658-3445-2021-4-1-29-37.
7. Stozhko D.K., Stozhko K.P. Sovershenstvovanie informatsionnykh tekhnologii upravleniia v usloviiakh makroekonomicheskoi nestabil'nosti [Improving information technologies of management under macroeconomic instability]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2021, no. 2, pp. 124-137. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.2.10.
8. Sharipov F.F. Ob opyte Kitaia po vnedreniiu iskusstvennogo intellekta v natsional'nuiu proizvodstvennuiu sistemu [On China's experience in introducing artificial intelligence into the national manufacturing system]. Putevoditel' predprinimatelia, 2021, vol. 14, no. 4, pp. 16-20. DOI: 10.24182/2073-9885-202114-4-16-20.
9. Kryshtanovskaia O.V., Lavrov I.A., Evsegneeva N.S. Kul'tura: upravlenie i finansirovanie v rossiiskoi tsifrovoi real'nosti [Culture: Management and financing in the Russian digital reality]. Tsifrovaia sotsiologiia, 2021, vol. 4, no. 1, pp. 12-23. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-1-12-23.
10. Sosnilo A.I. Primenenie instrumentov mashinnogo obucheniia i immersivnykh tekhnologii v menedzhmente [Application of machine learning tools and immersive technologies in management]. Upravlenie, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 74-84. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-1-74-84.
11. Kovalev S.A. Nastoiashchaia nauka bespristrastna, beskorystna i besstrashna [Real science is impartial, disinterested and fearless]. Troitskii variant -nauka, 2019, no. 7, pp. 1-2.
12. Kornilovich V.A., Aramian K.A., Milekhin A.V., Mironov A.V. Ustoichivost' gosudarstvennoi sistemy v usloviiakh tsifrovoi transformatsii [Sustainability of the state system in the context of digital transformation]. Tsifrovaia sotsiologiia, 2021, vol. 4, no. 2, pp. 13-22. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-2-13-22.
13. Sundukova G.M., Bobyleva N.V., Dereviagina L.N. Strategicheskoe upravlenie vuzom v usloviiakh tsifrovoi ekonomiki [Strategic university management in a digital economy]. Vestnik evraziiskoi nauki, 2019, no. 11, no. 3, pp. 27.
14. Golovin S.V., Lutsenko M.S., Shendrikova O.O. Voprosy organizatsii komplaens-kontrolia v usloviiakh tsifrovoi ekonomiki [Organising compliance controls in the context of the digital economy]. Vestnik Voronezhskogo gosudarst-
vennogo universiteta. Ekonomika i upravlenie, 2021, no. 2, pp. 15-26. DOI: 10.17308/econ.2021.2/3457.
15. Semenova G.N. Otsenka tendentsii razvitiia biznesa v Rossii v usloviiakh pandemii COVID-19 [Assessment of business development trends in Russia under the COVID-19 pandemic]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ekonomika, 2021, no. 3, pp. 122-137. DOI: 10.18384/2310-66462021-3-122-137.
16. Mottaeva A.B. Sovershenstvovanie sistemy upravleniia transportnymi potokami [Improving the traffic management system]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ekonomika, 2021, no. 1, pp. 109-118. DOI: 10.18384/2310-6646-2021-109-118.
17. Baskakova M.E., Soboleva I.V. Novye grani funktsional'noi negramotnosti v usloviiakh tsifrovoi ekonomiki [New dimensions of functional illiteracy in the digital economy]. Voprosy obrazovaniia, 2019, no. 1, pp. 244-263. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-244-263.
18. Stegnii V.N., Kurbatova L.N., Razinskii G.V. Gotovnost' studentov tekhnicheskogo vuza k distantsionnomu obucheniiu v usloviiakh pandemii COVID-19 [Readiness of technical university students for distance learning during the covid-19 pandemic]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2021, no. 3, pp. 27-36. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.2.
19. Afanas'ev V.Ia., Vorontsov N.V. Vliianie tipov myshleniia i lichnostnykh kachestv studentov na akademicheskuiu uspevaemost' pri distantsionnom obuchenii v tsifrovoi srede [The influence of students' intelligence types and personality traits on academic performance in distance learning in the digital environment]. Tsifrovaia sotsiologiia, 2022, vol. 5, no. 1, pp. 76-86. DOI: 10.26425/2658-347X-2022-5-1-76-86.
20. Chernavin Iu.A. Tsifrovoe obshchestvo: teoreticheskie kontury skladyvaiushcheisia paradigmy [Digital society: Theoretical outlines of the emerging paradigm]. Tsifrovaia sotsiologiia, 2021, vol. 4, no. 2, pp. 4-12. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-2-4-12.
21. Rogozin D.M., Solodovnikova O.B., Ipatova A.A. Kak prepodavateli vuzov vosprinimaiut tsifrovuiu transformatsiiu vysshego obrazovaniia [How university teachers view the digital transformation of higher education]. Voprosy obrazovaniia, 2022, no. 1, pp. 271-300. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300.
Оригинальность 93 %
Поступила 09.04.2022 Одобрена 28.04.2022 Принята к публикации 28.09.2022
T.Yu. Krotenko
PROBLEMS AND OPPORTUNITIES OF DIGITAL TRANSFORMATION IN BUSINESS, SCIENCE, ENGINEERING-AND-ECONOMIC EDUCATION
Changes in Russia and the world are persistently pushing business, science and education to step into the digital space. Digitalization, deployed as a state project, requires support in business, science, management and engineering and economic education. The purpose of the study is to consider the problems and opportunities associated with the use of digital tools by representatives of these institutions.
In the course of the study, the problems that arise in business, science and engineering and economic education during the introduction of digital technologies were studied, and the required new professional competencies of engineer-economists were assessed. The methods used in the study made it possible to draw conclusions based on the results of a survey of three categories of respondents - programmer scientists, businessmen, students of management and engineering and economic specialties.
The most typical problems associated with digitalization are identified. An analysis of the results of a survey of students of the State University of Management is given. It is shown that the professional competencies of modern managers and economic engineers necessary for digitalization will have to be expanded in the future, as evidenced by the need for information tools for students of management and engineering and economic specialties identified by the survey.
Organizations, regardless of their field of activity, require a certain readiness, without which any digital innovation will be premature or unnecessary. Not only does the "digital maturity" of an organization affect the success of its transformation towards the use of new digital technologies. The ability of employees and the organization as a whole to experiment is also important, as well as a certain enthusiasm based on awareness of progress in the field of information technology and digital tools.
Keywords: digitalization, information technology, digital tools, digital maturity, problems and opportunities of digitalization, science, business, management and engineering and economic education.
Tatyana Yu. Krotenko - Cand. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Department of Management Theory and Organization, State University of Management, e-mail: [email protected].
Received 09.04.2022 Accepted 28.04.2022 Published 28.09.2022
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Вклад автора. 100%.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Кротенко, Т.Ю. Проблемы и возможности цифровой трансформации в бизнесе, науке, инженерно-экономическом образовании / Т.Ю. Кротенко // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 3. - С. 48-59.
Please cite this article in English as:
Krotenko T.Yu. Problems and opportunities of digital transformation in business, science, engineering-and-economic education. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 3, pp. 48-59 (In Russ).