Научная статья на тему 'Проблемы и возможности российского рынка цветов'

Проблемы и возможности российского рынка цветов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2236
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЦВЕТОВ / ПРОИЗВОДСТВО / ЦВЕТОВОДСТВО / ИМПОРТ / МИРОВОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ПОТЕНЦИАЛ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вдовина Ю. А.

В статье рассмотрены наиболее крупные страны-участники мирового рынка цветов. Уделено внимание отечественным производителям цветочной продукции. Охарактеризовано состояние российского рынка цветов. Выявлены причины несостоятельности отечественных производителей. Предложены направления дальнейшего развития цветоводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности российского рынка цветов»

УДК 339.1:581.6

проблемы и возможности российского рынка цветов

ю. а. в до вина, аспирант кафедры технического сервиса машин E-mail: yuliavdovina@bk. ш Институт механики и энергетики Национального исследовательского Мордовского государственного университета

В статье рассмотрены наиболее крупные страны-участники мирового рынка цветов. Уделено внимание отечественным производителям цветочной продукции. Охарактеризовано состояние российского рынка цветов. Выявлены причины несостоятельности отечественных производителей. Предложены направления дальнейшего развития цветоводства.

Ключевые слова: рынок цветов, производство, цветоводство, импорт, мировое разделение труда, потенциал, перспективы.

Флористический бизнес относится к сфере розничной торговли и представляет собой последнее звено в цепи от производителя до покупателя. Цветочный бизнес России переживает не лучшие времена, что напрямую связано с кризисом и безработицей. Всегда в первую очередь в таких случаях падает спрос на цветы, которые играют роль своеобразного барометра благосостояния общества [1].

Срезанные цветы — это уникальный продукт, оказывающий благотворное влияние на настроение человека. Они позволяют ощутить сопричастность к прекрасному, активно влияют на формирование личности.

Свежие цветы украшают нашу жизнь, являются тонким подарком для выражения самых искренних чувств. Чем быстрее развивается мировая экономика, тем выше уровень жизни общества. И чем выше становится стандарт жизни, тем выше потребность в красоте и духовном разнообразии.

Цветочный рынок напрямую зависит от уровня жизни населения. Если в предкризисный 2008 г. Герма-

ния закупила на голландских аукционах до 30 % всех цветов на сумму 1 514 млн евро, то Россия — лишь 3 % на 152 млн евро.

При этом на душу населения больше всех расходуют на цветы швейцарцы — 125 евро в год, сами голландцы — 86, немцы — 84, а россияне — 6 (наравне с румынами). Спрос на цветы в России в 2009 г. снизился до 3—4 евро (в зависимости от региона).

Основу мировой торговли и флористического сервиса составляют срезанные цветы, это самая транспортабельная продукция. Современный ассортимент насчитывает 290 культур, в том числе 50 основных. Список возглавляют розы, букетные хризантемы, тюльпаны, лилии, герберы, цимбидиумы, крупноцветные хризантемы, фрезии, антуриум, альстремерия.

В целом выращивание срезки переместилось в Латинскую Америку, Африку, Израиль, Испанию, Индию.

Все страны Северной и Центральной Европы с высокоразвитым цветоводством закупают значительную часть срезки энергоемких культур, в том числе розы, сосредотачивая собственное производство на менее энергоемких горшечных и садовых растениях (рассада летников и многолетников). Даже традиционно сильная в этой сфере Голландия предпочитает переносить непосредственное производство продукции в страны с более дешевой рабочей силой и расположенные в более благоприятном климате (такие, как Эквадор) [2].

В горах Анд, на высоте 2500—3000 м располагаются огромные плантации, на которых выращивают розы, гвоздики, хризантемы, лилии и всевозможные тропические цветы. Именно здесь

сложился идеальный климат и условия для их роста. Лучи солнца здесь падают на землю перпендикулярно, а температура воздуха круглый год не имеет существенных колебаний. Вулканические породы и высокогорье способствуют росту крепких, устойчивых к внешним воздействиям цветов. По разным оценкам, в Эквадоре больше 400 плантаций цветов, часть которых специализируется на определенных цветах или сортах.

Около 60 % импортных цветов на рынке — это эквадорские и колумбийские, в Россию оттуда везут гвоздики и розы. Цветы в Россию попадают также из Израиля (астры, стрелиции, герберы, орхидеи, зелень для букетов), Индии, Китая, Кении и, конечно же, из Голландии (хризантемы и тюльпаны). С той лишь разницей, что Голландия лишь собирает всех производителей и покупателей в одном месте, где цветы можно купить оптом.

Голландия — один из главных поставщиков цветов на мировой рынок. В ХУИ в. в Голландии случилась «тюльпаномания»: цены на луковицы тюльпанов стали стремительно дорожать, пока не приблизились к целому состоянию. В определенный момент луковицу редких тюльпанов можно было обменять на большой дом. Эта лихорадка продолжалась целых 15 лет, но ничто не вечно — весной 1637 г. рынок тюльпанов рухнул, оставив многих людей без средств к существованию. Целые известные голландские династии пропали без следа. Однако годы «тюльпаномании» принесли Голландии не одни лишь несчастья. Они положили начало голландской цветочной индустрии.

Реализация продукции в Нидерландах осуществляется на 15 аукционах. На данный момент самая большая биржа цветов в Голландии, а может быть и в мире, расположена в городе Алсмере. Здесь ежедневно совершается около 30 тыс. сделок, на каждую из которых уходит лишь 10— 15 мин. Аукцион проходит не по привычному, а по обратному нам сценарию. Вначале устанавливается запредельно высокая стартовая цена, которая в ходе торгов не повышается, а снижается до тех пор, пока не найдется покупатель. Если цена упала ниже определенного уровня, а покупатель не нашелся, значит, цветок не выдержал конкуренции и отбраковывается. Аукцион обслуживают 1 тыс. чел., за час работы здесь продается 1 млн тюльпанов и 3 млн роз. Отсюда цветы отправляются по всему миру, в том числе и в Россию [6].

Однако в последнее время наметилась тенденция завоза цветов напрямую из стран-производите-

лей, минуя Голландию. Крупнейшим российским импортером срезанных цветов являются ООО «Спартан» и ООО «Престиж Консалтинг». Эти фирмы ввезли 3 тыс. т цветов, их статистическая стоимость составила 27,6 млн долл.

Поставки цветов в Россию осуществляют более ста зарубежных компаний. Среди этих компаний выделяются около 15 наиболее крупных поставщиков — это в первую очередь «Грин Лайн» и «Амадей». На долю этих компаний приходится до 70 % продаж [10].

К опыту ведущих цветочных держав — Голландии, Эквадора, которые закупают значительную часть срезки энергоемких культур, сосредотачивая собственное производство на менее энергоемких горшечных и садовых растениях, необходимо обратиться и России. Отечественное цветоводство должно идти тем же путем исходя из конкурентных условий производства, технической оснащенности хозяйства, соотношения затрат и доходов, возможностей сбыта.

Выгонка луковичных культур в российских условиях настолько выгодна, что спрос на посадочный материал неуклонно растет. Россия все больше закупает укорененных черенков горшечных и садовых растений. Оправдывает себя и доращивание модных горшечных цветов из импортного полуфабриката, который поставляют российским хозяйствам оптовые фирмы «Грин Лайн» и «Полицвет».

По данным Блюиенбюро Холланд, спрос на срезку за кризисный 2009 г. составил 75 % от объема

2008 г., эти процессы продолжались и в I квартале 2010 г. Стоит отметить, что на реализации горшечных цветов и рассады спад отразился меньше.

Тенденция поступательного развития отечественного цветоводства подтверждается тем, что Россия закупает все больше посадочного материала для сре-зочной и горшечной продукции (в 2008 г. и I квартале

2009 г. этот рост составил 34 %, или 1,3 млн евро).

Однако только разумное сочетание импорта и

собственного производства с учетом энергоемкости культур и рыночного спроса сделают наш рынок цивилизованным.

Поэтому каким бы заманчивым не казалось производство роз в средней полосе, мы не должны забывать, что в зимне-осенний период досветку доводят до 19 ч в сутки (зимой это составляет 115 тыс. люкочасов). Затраты тепла на обогрев 1 га составляют 3—4 Гкал/ч. А капиталовложения в строительство современных розоводческих комплексов с посадочным материалом достигают

1,4—1,5 млн евро/га с окупаемостью 4—5 лет. При подобных затратах российская роза может быть не хуже голландской, но не может быть дешевле. А соперничать в роскоши с продукцией из Эквадора, Колумбии, Кении она не сможет никогда [1].

Обращаясь к опыту мирового разделения труда, наталкиваемся на факт: розы выращивают в одной стране, герберы — в другой, торговля идет в третьей. Возникает вопрос: какое же место занимает Россия на мировом цветочном рынке? Ответ может вызвать и сожаление, и надежду одновременно. Потенциал у российского рынка цветов большой. Однако лишь немногие хозяйства занимаются выращиванием цветов, обеспечивая пока только 10 % поставок на рынок. Соответственно, доля импортной продукции подавляющая — 90 %.

В цветочном производстве России новые высокотехнологичные комплексы составляют лишь малую часть. Подавляющее большинство хозяйств — это старые муниципальные совхозы бывших горзеленс-троев, нуждающиеся в дорогостоящей реконструкции. Именно там и сосредоточена большая часть рабочих мест отрасли. И именно там технологически можно выращивать рассаду и горшечные культуры, а также выгонять луковицы к празднику 8 марта. Эти хозяйства работают на местную реализацию, что может обеспечить им гарантированный сбыт продукции и преимущества по сравнению с импортной.

Таким образом, реальная на сегодняшний день движущая сила отечественного производства заранее из конкурентной борьбы исключается, а мы с завидным упорством продолжаем вкладывать немалые денежные средства в развитие цветочной индустрии зарубежных стран.

Также стоит обратить внимание на всевозрастающий в объемах малый бизнес, родившийся из любительского приусадебного цветоводства. Многие его участники имеют сегодня фермерские хозяйства или другие юридические зарегистрированные формы малого бизнеса. Цветы от так называемого частного производителя имеют большой спрос на местных рынках, и это надо учитывать.

Никто из владельцев розничных салонов не отказывается от хороших цветов отечественного производства. Российские цветоводы, поставляющие по разным оценкам 2—5 % от потребности российского рынка срезки, не испытывают проблем с реализацией при хорошем качестве цветка. Но, во-первых, их пока мало, а во-вторых, далеко не все цветочные культуры выращиваются и могут выращиваться в России.

Большинство российских предприятий, занимающихся выращиванием и поставкой цветов, расположены на Юге России, но есть «жемчужины» и в средней полосе, даже в Сибири! Многие из них созданы на базе бывших тепличных комплексов, причем предоставляют множество услуг — занимаются озеленением, оформляют клумбы, выращивают цветы под срез, горшечные культуры, цветочную рассаду, зелень для оформления букетов, саженцы. Некоторые выбирают работу на перспективу, занимаясь селекцией, сорто-изучением и испытанием сортов [4].

Среди российских поставщиков живых цветов самым крупным является совхоз «Южный». Его расположение в южном регионе (Карачаево-Черкесская Республика) позволяет значительно сократить затраты на электроэнергию. Цены на розы вполне конкурентоспособны, а перелет в один час позволяет доставить цветы в самом свежем виде.

Также нельзя не отметить еще некоторых отечественных производителей, сохраняющих свои позиции несколько последних лет. Так, ЗАО Агрофирма «Ко-сино» — одно из старейших сельскохозяйственных предприятий ближнего Подмосковья. Еще недавно хозяйство располагало обширными землями, на которых выращивало картофель и овощи более 20 наименований для жителей столицы и области. Сокращение посевных площадей заставило перестроить хозяйственную деятельность, сделать акцент на овощеводство защищенного грунта и цветоводство.

Мытищинский совхоз декоративного садоводства производит розы, каллы, альстремерию, тюльпаны, хризантемы, гиацинты, аспарагусы, предлагает большой выбор растений для оформления интерьеров, а также посадочный материал для озеленения и ландшафтного проектирования [9].

Ульяновский совхоз декоративного садоводства выращивает розы на срезку и лилии в качестве горшечной культуры. Совхоз располагает площадью теплиц в 8,3 га, торговой сетью и является официальным дистрибьютором французской компании «Meilland Star Rose», специализирующейся на селекции роз, а также фирмы «Viherpeukatol» (Финляндия), специализирующейся на разведении лилий.

Стоит обратить внимание на открытый в 2007 г. тепличный комплекс ОАО «Мир цветов», поселок Кадошкино (Республика Мордовия). Это современный тепличный комплекс, использующий самые прогрессивные технологии выращивания роз в защищенном грунте, построенный голландскими специалистами фирмы Bulneth BV.

Максимальная светоироиускаемость конструкций, автоматическая система управления микроклиматом, котельной, смешением и подачей удобрений, капельное орошение и посадочный материал всемирно известных селекционных компаний БсЬ гсигэ и Ьех+ гарантируют высокое качество выращиваемых голландских роз. Черенки роз, удобрения и ядохимикаты также закуплены в Нидерландах. Специалисты, прошедшие обучение за рубежом, под руководством профессионального агронома из Голландии следят за каждым этапом развития растений, обеспечивая тем самым стабильность урожая цветов. «Мир цветов» предлагает розы 16 наиболее популярных в России сортов. Ведется постоянный контроль за качеством, свежестью цветов и своевременностью поставок [7].

Современная теплица по выращиванию цветов 4 видов занимает 3 га. 4 тыс. светильников специально для теплицы разработаны на местном заводе. Предполагаемый объем производства составит 6 млн роз на сумму около 130 млн руб. в год.

Тепличный комплекс в Кадошкино стал лучшим в стране по технологии и по условиям труда. Ручной труд на предприятии минимальный, управление идет при помощи компьютеров [11].

Но несмотря на существующие перспективные тенденции развития рынка цветов, все-таки общая приверженность к импортной продукции остается неизменной. Причина кроется в специфике самого российского рынка.

За годы советской власти в стране так и не была создана инфраструктура отрасли, отсутствовала традиция цветоводства. Те теплицы, которые существуют сейчас, строились для выращивания овощей и не подходят для цветоводства. Лишь на 10 % площадей выращивают цветы как дополнительный продукт, занимаясь в основном выращиванием овощных культур (см. рисунок). В настоящий момент от общего количества имеющихся теплиц в России цветами занято только 1,5 % [12].

Из-за высокой стоимости выращенных в России цветов им очень сложно выдержать ценовую конкуренцию с теми же голландцами. Местный производитель не способен удовлетворить все потребности рынка по части разнообразия и качества, поскольку круглогодичное выращивание цветов в российской климатической полосе сопряжено с серьезными трудностями. В итоге получается удивительный парадокс: привезти розу из Эквадора порой дешевле, чем вырастить у себя.

1 (10%)

2 (10%)

Площади, занимаемые цветами и овощными культурами, в российских тепличных хозяйствах, %:

1 — площадь под цветами; 2 — площадь овощных культур

Таким образом, можно выделить основные причины оттеснения российских производителей с цветочного рынка:

• в первую очередь, несостоятельность и неконкурентоспособность производителей цветов. Популярные у покупателя розы в товарных объемах сегодня производят не более десятка фирм. Поэтому оптовые компании и не рассматривают отечественного производителя даже как своего потенциального поставщика. Цветоводческие хозяйства вынуждены сами налаживать мелкооптовый сбыт напрямую в магазины или частным торговцам [3];

• основной бедой российских производителей цветов в основном является отсутствие современных технологий. Цветы, которые выращиваются в еще советских теплицах, построенных по старым технологиям, сильно уступают по качеству тем, что привезены из-за рубежа, не в состоянии удовлетворить покупателя, при этом цены на российские и импортные цветы зачастую совпадают. Поэтому многие крупные оптовые и доставочные компании отказались от работы с отечественной продукцией;

• третья беда наших цветоводов в бедном ассортименте. Они не предлагают покупателям те цветы, которые востребованы на современном рынке. На данный момент закупщики-оптовики предпочитают голландские цветы. В частности, из-за того, что Нидерланды предлагают более широкий ассортимент, экзотические сорта, технологии выращивания которых в российских условиях пока не освоены. А для освоения даже самого простого цветочного ассортимента необходимы немалые инвестиции;

• отсутствие финансирования селекционных работ по выведению новых видов, гибридов цветов [8];

• уверенность большинства населения в том, что отечественная цветочная продукция сильно уступает импортной по качеству. Этот имидж трудно изменить, с учетом этого оптовики предпочитают иностранных партнеров — несмотря на то, что прекрасно осведомлены об успехах соотечественников [5].

Таким образом, можно сделать логичный вывод, что возможности развития российского цветочного рынка достаточно велики. Ведущие специалисты в области цветоводства сходятся во мнении, что оптимальный путь, по которому может идти отечественная индустрия цветов — это собственное производство рассады, горшечных растений и тех культур, выращивание которых не требует значительных затрат. Широкое использование импортной срезки экономически оправдано в отношении тех видов цветов, выращивание которых в России является дорогим и энергоемким.

Стоит обратить внимание на опыт лидеров мирового цветочного рынка, которые переносят энергоемкое производство продукции в страны с более благоприятным климатом. При этом акцентируется внимание на производстве тех культур, где страны являются бесспорными лидерами, что во многом определено историческим фактором: например, в Нидерландах уже 300 лет цветоводство является

самостоятельной отраслью. Страна не имеет нефти, алмазов и газа, но тем не менее продает цветов на 4 млрд евро в год. Любовь к цветам стала национальной чертой нидерландцев. Хочется верить, что эта черта станет и русской особенностью, а традиция дарить цветы по благоприятному поводу очень скоро приживется и в нашей стране.

Список литературы

1. Актуальные проблемы развития цветочного бизнеса // Цветоводство. 2010. Май-июнь.

2. Бизнес-Технологии: «СРО: радость или горе?» // Цветы. 2010. 5.

3. URL: http://www. art. thelib. ru/business/ cveti_deneg_pochemu_chastnie_kompanii_ne_spe shat_investirovat_v_stroitelstvo_rozariev.

4. URL: http://www. atlant. ru/opt/articles/ analitika/20080808162317/index. php.

5. URL: http://www. cvetocyniki. ru/ru/taxonomy/ term/24.

6. URL: http://www. iphosting. ru/view.

7. URL: http://www. mirtsvetov. ru.

8. URL: http://www. proza. ru/2010/01/07/522.

9. URL: http://www. sostav. ru/news/2007/06/05/ 47issl.

10. URL: http://www. spbgid. ru/index. php?news=20613.

11. URL: http://www. vysokovo. ru/pages/new. php?new=147.

12. URL: http://www. 4p. ru/main/research/110111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.