Научная статья на тему 'Проблемы и возможности развития инновационной сферы экономики в России'

Проблемы и возможности развития инновационной сферы экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2165
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / НАУЧНО / INNOVATIONS / INNOVATION-DRIVEN ECONOMY / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / RESEARCH UNIVERSITIES / STATE INNOVATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова А. А.

В статье исследованы суть инновационной экономики в России и возможности ее развития, выявлены основные тенденции развития инновационной экономики. Показана структура российской национальной инновационной системы. Определены основные проблемы и перспективы инновационного развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE ECONOMIC INNOVATION SPHERE IN RUSSIA

The article researches innovation-driven economy in Russia and its development prospects. The author observes the main trends of the innovation-driven economy’s development, studies a structure of the Russian national innovative system, and defines the main challenges and prospects of the innovation-driven development of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности развития инновационной сферы экономики в России»

УДК 001.895 : 330.342 (470+571) Сидорова Алина Андреевна

студентка экономического факультета Кубанского государственного университета [email protected]

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Sidorova Alina Andreevna

Student of the Economic Faculty, Kuban State University [email protected]

CHALLENGES AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE ECONOMIC INNOVATION SPHERE IN RUSSIA

Аннотация:

В статье исследованы суть инновационной экономики в России и возможности ее развития, выявлены основные тенденции развития инновационной экономики. Показана структура российской национальной инновационной системы. Определены основные проблемы и перспективы инновационного развития России.

Ключевые слова:

инновации, инновационная экономика, инновационная инфраструктура, национальная инновационная система, научно-

исследовательские университеты, государственная инновационная политика.

The summary:

The article researches innovation-driven economy in Russia and its development prospects. The author observes the main trends of the innovation-driven economy’s development, studies a structure of the Russian national innovative system, and defines the main challenges and prospects of the innovation-driven development of Russia.

Keywords:

innovations, innovation-driven economy, innovative infrastructure, national innovation system, research universities, state innovative policy.

Формирование инновационной экономики, главную роль в которой играют информационные технологии, является стратегическим направлением развития экономики России. В развитых странах 80-95 % прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Актуальность обоснования инновационного типа воспроизводства экономики России заключается в том, что в современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития.

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективной инновационной деятельности и реализации инноваций.

В современном мире господствуют следующие тенденции, которые оказывают мощное влияние на развитие инновационной экономики и тесно переплетаются между собой:

- поддержка инновационного бизнеса;

- расширение спроса на инновации в экономике;

- развитие инновационной инфраструктуры;

- эффективная интеграция в глобальную инновационную систему;

- реализация технологических и научно-исследовательских проектов, обеспечивающих конкурентоспособность на мировых рынках;

- развитие научно-образовательного потенциала;

- формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса инноватора [1].

В современном понимании национальная инновационная система (НИС) - это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и ме-

ханизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

Эффективная НИС строится общими усилиями государства, предпринимательской и научной среды и формирует такую систему взаимоотношений, когда инновации служат основой развития экономики и общества. В центре НИС находятся предприятия, которые организуют производство, стремясь к его развитию за счет инноваций. Неоспорима и роль государства как участника НИС. Оно создает рамочные условия функционирования системы, к которым следует отнести: макроэкономическую политику, поддержание и развитие конкурентной среды, создание и развитие нормативно-правовой среды, способствующей развитию предпринимательства, состояние технологической базы, создание благоприятного налогового и инвестиционного климата, формирование условий для международной торговли. В России в результате провалов государства многие из перечисленных выше рамочных условий для инновационной деятельности не находятся в удовлетворительном состоянии [2].

Следует признать неразвитость российской банковской системы, которая не могла удовлетворить даже достаточно скромные потребности российских предприятий в инвестиционных ресурсах: их собственные средства играли гораздо большую роль в инвестировании, чем заемные средства банка (40,3 % против 10,4 % от общего объема инвестиций в 2010 г.).

Серьезные проблемы Россия имеет и в развитии технологической базы производственных предприятий, в частности низкий уровень загрузки мощностей в отраслях промышленности.

Хотя государственное финансирование науки в абсолютном выражении в прошедшее десятилетие возросло, доля затрат на исследования и разработки как процент от валового внутреннего продукта значительно упала.

Неутешительны и первые итоги деятельности научно-исследовательских университетов (НИУ): в 2009 г. не «выполненными» оказались 9,5 % от всех показателей. В частности, в Минобрнауки России планировалось, что в 2009 г. будет создано более 250 научных лабораторий, оснащенных высокотехнологическим оборудованием; доходы НИУ от научной и образовательной деятельности из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника возрастут до 3,1 млрд рублей. В результате было создано лишь 42 лаборатории; а доходы возросли до 1,7 млрд рублей [3].

Важным является структура затрат по видам инноваций. В стране традиционно почти 60 % всех затрат на технологические инновации расходуется на приобретение машин и оборудования, 20 % - на производственное проектирование, маркетинг и обучение персонала, около 10 % - на НИОКР, выполненные собственными силами. Оставшиеся средства (около 5 %) предприятия тратят на приобретение новых технологий, выполненных сторонними организациями. Межстрановые сравнения показывают, что, в то время как в России на НИОКР приходится лишь 10 % объема затрат на технологические инновации, в Германии их доля составляет 50 %, в Швеции - около 65 %, во Франции почти 70 %.

Тем не менее имеют место быть и положительные тенденции в развитии российской НИС. Так, в первое десятилетие XXI в. наблюдался значительный рост элементов инновационной инфраструктуры. К 2009 г. было уже зарегистрировано более 80 технопарков; имелось более 100 центров трансфера технологий; около 10 национальных инновационно-аналитических центров; 86 центров научно-технической информации; 62 бизнес-инкубатора; 15 центров инновационного консалтинга и т. д. [4].

Несмотря на принимаемые меры, экономика страны не становится инновационной и продолжает терять конкурентоспособность. Так, в рейтинге 133 стран по конкурентоспособности на 2010 г. Россия опустилась с 51-го на 63-е место.

В числе основных причин низкой инновационной активности экономики можно назвать следующие: низкое качество управления на микро- и макроуровне; недостаточное развитие научного обеспечения управления; индифферентность предпринимательского сектора к науке и инновациям, ориентация на получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде; отсутствие системного инновационного законодательства; коррупция при размещении заказов на выполнение НИОКР; малая результативность научной и научнотехнической деятельности, отсутствие активного рыночного спроса на результаты интеллектуальной деятельности; дефицит квалифицированных кадров вследствие диспропорций в развитии системы профессионального образования по уровням знаний и отраслевой структуре, а также низкое качество их подготовки; высокая стоимость нововведений и риск.

Разрыв между наукой, образованием и производством в последнее время возрос до критической черты: они оказались организационно и экономически разобщены. А без интеграции науки, образования и производства, объединенной инновационной стратегии экономика развиваться не сможет. Кроме того, даже в государственном секторе наука организационно разобщена по разным структурам (государственным академиям наук, министерствам и ведомствам, государственным корпорациям), которые в научном и инновационном плане слабо взаимодействуют между собой.

В настоящее время планирование расходов федерального бюджета и бюджетов ряда субъектов Федерации на научно-инновационное развитие осуществляется по «остаточному принципу», без соблюдения пропорций в отраслевом разрезе. Действующая система финансирования НИОКР в рамках федеральных целевых программ и Программы фундаментальных научных исследований государственной академии наук на 2008-2012 гг., государственных фондов поддержки НИОКР, как правило, не предусматривает доведение научно-технической продукции до ее коммерческого использования.

Еще одно препятствие на пути инноваций - отсутствие эффективного механизма экономического стимулирования субъектов научной деятельности, а также хозяйствующих субъектов, внедряющих результаты НИОКР. Для поддержки научной и инновационной деятельности необходимо создать систему льгот и преференций.

Следует также отметить, что в стране не созданы благоприятные финансовокредитные и налоговые условия для модернизации промышленного производства на новой технологической основе, привлечения инвестиций в инновационную деятельность, без чего устойчивое развитие экономики практически невозможно. Финансовые потоки находят пути к менее рискованным, но более выгодным видам бизнеса: в сфере торговли, на финансовом рынке, операциям с недвижимостью и др.

Кроме того, в стране слабо развита инновационная инфраструктура. Она представляет собой отдельные, не связанные между собой фрагменты. К тому же существует дефицит рабочих и специалистов в наукоемком секторе экономики, а также в области организации и управления инновационной деятельностью, коммерциализации достижений науки и техники, поскольку вузы в основном осуществляют подготовку специалистов гуманитарного профиля (педагоги, экономисты, менеджеры, юристы) [5].

В связи с вышеизложенными проблемами главной стратегической целью государственной инновационной политики должно стать создание условий для осуществления технологического скачка, прежде всего в промышленном секторе экономики. Достичь этого можно за счет концентрации ресурсов в направлениях науки, где существует инновационный потенциал.

В сложившейся ситуации государственная инновационная политика должна быть нацелена на решение следующих задач:

- создание национальной инновационной системы, способной к массовому освоению инноваций;

- формирование государственных органов координации инновационной деятельности;

- разработка и реализация различных форм государственной поддержки научнотехнической и инновационной деятельности;

- осуществление комплекса мер по сохранению и сбалансированному развитию фундаментального и прикладного секторов науки;

- определение условий, способствующих ускоренному развитию малого и среднего научно-технического, инновационного предпринимательства;

- создание полной инновационной инфраструктуры;

- реализация мер по модернизации экономики на базе передовых достижений науки и техники [6].

Очевидно, что для России актуально повышение конкурентоспособности. Поэтому органам государственной власти необходимо ускорить решение перечисленных задач, чтобы предотвратить угрозу полной утраты наукоемких отраслей в случае отмены тех или иных мер защиты внутреннего рынка. В России имеется интеллектуальный и образовательный потенциал и все предпосылки для его реализации.

Ссылки:

1. Голиченко О. Г. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики. 2008. № 14.

2. Тодосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике // Вопросы экономики. 2011. № 5. С. 25-38.

3. Бекетов Н. В. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики России // Проблемы современной экономики : Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2008. № 26.

4. Голиченко О. Г. Переход России на инновационный путь развития и основные направления государственной политики // Инновации. 2011. № 9. С. 65-79.

5. Степаненко Д. Инновационная политика: нормативно-правовой подход // Инновации. 2010. № 1. С. 51-57.

References (transliterated):

1. Golichenko O. G. Rossiyskaya innovatsionnaya sistema: problemy razvitiya // Voprosy ekonomiki. 2008. № 14.

2. Todosiychuk A. Usloviya perekhoda k innovatsionnoy ekonomike // Voprosy ekonomiki. 2011. № 5. P. 25-38.

3. Beketov N. V. Problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii // Problemy sovremennoy ekonomiki : Evraziyskiy mezhdunarodniy nauchno-analiticheskiy zhurnal. 2008. № 26.

4. Golichenko O. G. Perekhod Rossii na innovatsionniy put' razvitiya i osnovnie napravleniya gosudarstvennoy politiki // Innovatsii. 2011. № 9. P. 65-79.

5. Stepanenko D. Innovatsionnaya politika: normativno-pravovoy podkhod // Innovatsii. 2010. № 1. P. 51-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.