tical Conference of Young Scientists "RUSSIA YOUNG, Moscow, pp. 1-2
2. Lebedev, V.A. and Skarzynskaya, E.N. (2016), "Computer sports as one of the sports", Proceedings of the VI international scientific conference of students and young scientists "University sports: the health and prosperity of the nation", Moscow, pp. 107-109.
3. Maltsev, A.M., Egorycheva, E.V. and Chernyshev, I.V. (2017), "Influence of physical exertion on the human body", Proceedings of the "Man, society and culture in the 21st century" conference, Belgorod, pp. 134-137.
4. Mikhailov, A.M. and Makhov, A.S., (2015) "Chess as a full-fledged sport: contemporary issues and methodological aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 132140.
5. Housew, M.H., Karginov, M.M., Atabaev, A.M., Cahow, S.Z., Soblirov A.M. and Perichi, T. A. (2016), "Peculiarities of speed endurance of young men of 15-17 years in the women's 800 m", Modern problems of science and education, available at: Academy Of Natural Sciences, https://science-education.ru/ru/article/view?id=24434.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2020
УДК 378.147
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Владимир Викторович Котенко, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве РФ, департамент языковой подготовки, Москва
Аннотация
Технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности на данный момент являются инновационным подходом в преподавании различных дисциплин, в том числе иностранных языков. В отечественной педагогике разработка методологии использования этих технологий остается на начальном этапе, но вследствие высокого потенциала представляется необходимым исследовать ключевые аспекты AR и VR в языковом образовании. Цель исследования - выявить ключевые проблемы и перспективы использования AR в VR в преподавании иностранных языков в рамках программ высшего образования. Методика и организация исследования. Проводится анализ лучших практик применения указанных технологий в зарубежных учебных заведениях (США, Великобритания, Франция), а также определяются ключевые барьеры, которые препятствуют применению AR и VR в российской системе обучения. Выводы - технологии AR и VR обладают большим потенциалом при преподавании иностранных языков, о чем свидетельствует успешный опыт иностранных учебных заведений.
Ключевые слова: виртуальная реальность, дополненная реальность, преподавание иностранных языков, ИКТ в образовании, языковое образование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p252-258
CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF APPLICATION OF AUGMENTED AND VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES IN TEACHING THE FOREIGN LANGUAGE
Vladimir Viktorovich Kotenko, the senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of Language Training, Moscow
Abstract
Introduction of Virtual (VR) and augmented (AR) reality technologies are currently the innovative approach in teaching to various disciplines, including the foreign languages. In domestic pedagogy, the development of the methodology for using these technologies remains at the initial stage, but due to its high potential, it seems necessary to study the key aspects of AR and VR in language education. The pur-
pose of the study is to identify the key problems and prospects for using AR in VR in teaching foreign languages as part of higher education programs. Methodology and organization of research. The analysis of the best practices of using these technologies in foreign educational institutions (USA, Great Britain, France) is carried out, and key barriers that impede the use of AR and VR in the Russian training system are identified. Conclusions - AR and VR technologies have great potential in teaching foreign languages, as evidenced by the successful experience of foreign educational institutions.
Keywords: virtual reality, augmented reality, teaching foreign languages, ICT in education, language education.
Термин «виртуальная реальность» используется для различных исследовательских целей, и исследования, касающиеся виртуальной реальности не как кибернетического явления (например, поведения человека в виртуальной реальности), а как о самостоятельной технологии конструирования трехмерных объектов с помощью совокупности устройств, впервые были опубликованы в конце 1980-х годов [3].
Согласно наиболее распространенной позиции, виртуальная реальность обладает следующими характеристиками: создание трехмерных объектов, наличие анимации, так как объекты передвигаются в зависимости от положения и движений пользователя, обработка данных в режиме реального времени, наличие иллюзии присутствия и включенности пользователя в среду, генерируемую с помощью VR- и AR-устройств [7].
Зарубежные специалисты с начала 2000-х годов начали анализировать перспективы внедрения технологий виртуальной реальности в образовательную систему. Интерес к этой тематике усилился после начала разработки устройства виртуальной реальности Oculus Rift в начале 2010-х гг. [1]. Ключевым назначением применения технологий виртуальной и дополненной реальности заключается в погружении человека в среду, которая повторяла бы ситуации из реальной жизни. В связи с этим технологии виртуальной реальности позволяют, к примеру, проводить опыты или медицинские манипуляции, а также конструировать как взаимодействие с материальными объектами, так и ситуации межличностной коммуникации [7].
Как отмечает Л. С. Набокова, «уникальность и одновременно простота использования AR и VR-технологий, яркая и эмоциональная образность виртуального поля обеспечивают привлечение внимания и потребительский интерес» [4].
Применение технологий виртуальной реальности особенно актуально в ситуациях, когда доступ к реальным объектам затруднен или требует значительных материальных затрат. Соответственно, в преподавании иностранных языков становится возможным воссоздать ситуации присутствия в различных ситуациях за границей (к примеру, в учебном заведении), а также взаимодействия с носителем языка. Таким образом, VR и AR в педагогике представляют собой особое информационное пространство, в котором обучающиеся могут получать информацию, осуществлять взаимодействие, а также реализовывать разнообразные проекты и другие элементы научно-учебной деятельности.
Согласно данным отчета Goldman Sachs, в 2020 году доход от образовательных программ VR/AR составит около 300 миллионов долларов, и ожидается, что к 2025 году эта цифра вырастет до 700 миллионов долларов [15]. По мере роста инвестиций качество контента улучшается, а стоимость аппаратных средств уменьшается, технология теперь доступна для учебных заведений по всему миру.
В настоящее время систематическая деятельность по внедрению VR и AR-технологий осуществляется в разных странах мира, но в педагогике Российской Федерации эта методика пока находится в стадии теоретического осмысления. Стоит отметить значительный корпус публикаций, созданный в последние 5 лет отечественными учеными, но большинство работ носит абстрактный характер [2]. Специалисты отмечают, что применение технологий виртуальной и дополненной реальности представляется перспективной практикой, которая обладает значительными преимуществами (например, эколо-гичностью), а также способна значительно улучшить эффективность преподавания различных дисциплин, в том числе иностранных языков.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И
ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
В развитых странах наблюдается значительных интерес к применению технологий виртуальной реальности в образовании. К примеру, в ноябре 2015 года Министерство образования США объявило конкурс EdSim Challenge, в рамках которого разработчики и представители EdTech-сообщества могли представить свои разработки для школьников и студентов университетов. Ключевая задача конкурса заключалась в том, чтобы участники конкурса разрабатывали решения, которые закрепляют научные и технические навыки, а также навыки трудоустройства. Эти разработки впоследствии были применены в различных образовательных учреждениях Соединенных Штатов Америки. К концу 2018 года технологии VR работали в 18% образовательных учреждений всей страны [6].
В частности, там была проведена первая научно-практическая конференция, которая была организована с помощью стримингового сервиса Twitch и устройств виртуальной реальности. Образовательные программы с использованием VR и AR реализуются в различных высших учебных заведениях, таких как Высшая школа дизайна (г. Саманта, штат Джорджия, Университет Шенандоа (штат Виргиния), Дрексельский университет (штат Филадельфия).
Кроме того, Государственный университет Сан-Диего запустил инициативу по разработке курсов с применением анализируемых технологий по десяткам дисциплин. Эта инициатива была отмечена преподавателями как успешная, способная мотивировать и заинтересовать учащихся, а также позволяющая дать знания в интересной форме и быстро закреплять полученную информацию.
Правительство Франции также осуществляет инвестиции в VR- и AR-разработки, используемые в образовательных целях. В частности, Министерство образования страны включило AR в качестве рекомендуемой технологии для использования в преподавании технических дисциплин в средней школе при пересмотре национальной учебной программы. Технологии дополненной реальности широко используются в школах Франции: более 1000 преподавателей во всех 17 академических регионах страны регулярно используют их на занятиях.
Министерство образования Объединенных Арабских Эмиратов также инициировало пилотный проект по обучению студентов с помощью устройств виртуальной реальности. Эксперимент был проведен в 17 общеобразовательных школах, его основная цель заключалась в погружении учащихся в ситуации, которые либо слишком сложны для реконструкции в условиях школы, либо опасны для непосредственного изучения.
По итогам пилотного эксперимента было установлено, что использование AR и VR является перспективной технологией, так как учащиеся показывали лучшие результаты по тестам и экзаменам, в связи, с чем количество школ, где применяются эти технологии, было увеличено.
Эти выводы подтверждаются и исследованиями, нацеленными на оценку эффективности применения VR и AR при изучении иностранных языков [8, 10, 12]. Л. Борд-кош, директор по учебной работе Американской школы иностранных языков в Лос-Анджелесе, отмечает, что виртуальная реальность (VR) облегчает изучение языка и значительно улучшает результаты обучения [9]. В ходе эксперимента фокус-группа студентов выполняла одни и те же задания в двух форматах: по классической методике или с использованием оборудования VR.
Для измерения влияния технологического эффекта использовалось количество информации, которую студенты узнали во время занятий. Оценка группы, которая обучалась с помощью VR-технологий, заняла первое место. Было установлено, что студенты осваивают больший словарный запас, в том числе сложные терминологические единицы [9]. Кроме того, обучающиеся с помощью VR показывали большую сосредоточенность и
вовлеченность в занятие.
Португальские исследователи в своем эксперименте также указывают, что использование АЯ и УЯ в преподавании иностранных языков [14]. Основная цель этого экспериментального исследования состояла в том, чтобы изменить восприятие учителями иностранного языка преимуществ применения виртуальной реальности как инструмента, помогающего студентам погружаться в языковую среду, вместо классических упражнений на аудирование, когда ученик не взаимодействует с носителем языка.
С этой целью было разработано приложение для виртуальной реальности, которое позволило пользователю погрузиться в виртуальный мир, в котором воспроизводятся формальные и неформальные сценарии общения. Протестировав его с учителями иностранных языков, исследователи пришли к выводу, что существует единодушное мнение о том, что такая технология не только привлекательна, но и может помочь мотивировать учащихся и повысить уровень успеваемости учащихся в освоении навыков аудирования.
В исследовании турецких ученых было также установлено, что ученики, которые используют приложения АЯ в изучении английского языка, демонстрируют положительное отношение к приложению АЯ для мобильных устройств, кроме того, они чувствовали себя очень комфортно и получали удовольствие от занятий [11].
Многие технологии, стили и стратегии обучения могут быть использованы с технологией АЯ в классе, и проанализировали мнение учителя, которое будет подходящим.
Схожее исследование о применении УЯ для изучения фундаментальных дисциплин ранее проводилось в Уорикском университете (Великобритания) [8]. В рамках работы проводился сравнительный анализ использования технологий виртуальной реально -сти, бумажных учебников, а также видеоуроков.
По результатам тестов качество усвоения материала при использовании УЯ-устройств на 28,5%, видео - на 16,1%, бумажных учебников - на 24,9%. Уверенность по шкале от 1 до 5 после применения УЯ-устройства выросла на 1,12 балла, после обучения по видео - на 0,71 балла, а после изучения учебника - на 1,18 балла. Кроме того, УЯ существенно повысил количество положительных эмоций, а видео - их снизило. Уровень вовлечения в УЯ-обучение был существенно выше.
Таким образом, применение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательной сфере показывает высокую эффективность как в рамках школьного, так и высшего образования в разных странах мира. В связи с этим можно заключить, что анализируемые технологии обладают значительным потенциалом при использовании в образовательных программах различных дисциплин, которые требуют воссоздания ситуаций, которые затруднительно реконструировать в условиях учебного заведения. К таким ситуациям относится и взаимодействие с носителями иностранных языков или знакомство с культурой и историей другого государства.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ УЯ И АЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ
Как было отмечено ранее, применение АЯ и УЯ в образовательной системе Российской Федерации находится на начальном этапе, при этом внедрение инновационных технологий, к которым относятся и анализируемые, являются одним из приоритетов правительства РФ. Это следует из паспорта одного из федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика» - «Кадры для цифровой экономики», одной из целей которого является формирование сети из центров цифровой трансформации университетов и развитие учащихся по персональным траекториям с использованием инновационных технологий [5]. Кроме того, М. Шалаев, министр цифрового развития Российской Федерации, отметил 7 приоритетных направлений развития цифровой экономики, которая бы удовлетворяла в первую очередь интересы граждан и государства. Среди них была отмечена реализация мероприятий по повышению доступа к качественному образованию
с помощью различных технологий, в том числе АЯ и УЯ.
Важно указать, что к 2024 году учащиеся с ограниченными возможностями смогут использовать онлайн видео-занятия. 50% занятий должны будут проводиться с использованием цифрового образовательного контента. 80% учащихся в рамках дополнительной подготовки смогут использовать электронные образовательные сервисы и контент для изучения предмета.
Важность применения инновационных технологий отмечена и в национальном проекте «Образование»: это проявляется, в том числе в наличии особенного направления «Современная цифровая образовательная среда». Внедрение АЯ и УЯ в российских высших учебных заведениях началось в 2015 году в программах Московского института открытого образования, с 2017 года это направление стало разрабатываться Департаментом информационных технологий г. Москвы и Дальневосточным федеральным университетом. Таким образом, перспективность применения технологий виртуальной и дополненной реальности подтверждается не только результатами экспериментов и зарубежным практическим опытом, но и вниманием к этому вопросу со стороны Правительства Российской Федерации и научно-исследовательских учреждений.
Анализируя прогресс в разработке и внедрении программ изучения иностранных языков в российских высших учебных заведениях, стоит отметить, что он пока находится на начальной стадии - основное внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, в частности, биологии и медицине. Далее необходимо проанализировать ключевые вызовы, которые возникают при внедрении анализируемых технологий в образовательную систему Российской Федерации.
Прежде всего, необходимо отметить высокую стоимость разработки обучающих материалов и оборудования для их демонстрации. Средняя розничная цена комплекта устройств виртуальной реальности достигает 40-50 тысяч рублей. При этом существует возможность демонстрации обучающих материалов в режиме виртуальной реальности на ноутбуках, планшетах и других устройствах.
Кроме того, возникают издержки, связанные с переподготовкой специалистов, а также внесением изменений в программы подготовки будущих преподавателей учебных заведений, поскольку преподавание будет требовать не только элементарной цифровой грамотности, необходимой для управления персональным компьютером и другими устройствами, но и понимания работы УЯ-устройств, умения ими управлять, а также другими техническими и педагогическими компетенциями.
ВЫВОДЫ
Таким образом, было установлено, что технологии виртуальной реальности обладают значительным потенциалом при внедрении в программу высшего образования, в том числе в преподавании иностранных языков. Эффективность УЯ- и АЯ-решений доказана многими исследованиями, как в Российской Федерации, так и за рубежом. Практическое применение анализируемых технологий также дает высокие результаты: обучающиеся демонстрируют большую включенность в занятие, лучше запоминают полученную информацию, так как получают возможность ее использовать в процессе обучения.
В условиях поддержки внедрения инновационных технологий в образовательный процесс на уровне Российской Федерации (программы «Цифровая экономика», «Образование») применение технологий УЯ и АЯ на всех уровнях, в том числе и в высшей школе, является не только перспективным, но и реалистичным проектом. Тем не менее, в настоящее время российские высшие учебные заведения не разрабатывают и не реализуют программы по использованию АЯ и УЯ при преподавании иностранных языков - в большинстве своем они применяются в естественнонаучных дисциплинах.
Среди проблем, которые препятствуют внедрению анализируемых технологий, выделяется высокая стоимость технологического оснащения, а также разработки программ
подготовки. Кроме того, возникает необходимость в профессиональной переподготовке педагогов и формировании новых компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борщева, В.В. Виртуальная реальность в языковом образовании : потенциал технологии / В.В. Борщева // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 1. - С. 64-70.
2. Доброва, В.В. Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков / В.В. Доб-рова, П.Г. Лабзина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия : Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 4 (32). - С. 13-21.
3. К вопросу о применении технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании / Л.В. Курзаева, О.Е. Масленникова, Е.И. Белобородов, Н.А. Копылова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27285 (дата обращения: 20.02.2020).
4. Набокова, Л. С. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы / Л.С. Набокова, Ф.Р. Загидуллина // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. 9, № 2. - С. 2710-2719.
5. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» // Министерство цифровой развития Российской Федерации. - 2019. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf (дата обращения 20.02.2020).
6. Подплетько, К. Магические очки : проблемы и преимущества VR-обучения в школе / К. Подплетько. - URL : https://www.rbc.ru/trends/education/5d8df78d9a7947725033da5a (дата обращения 20.02.2020).
7. Селиванов, В.В. Виртуальная реальность как метод и средство обучения / В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова // Образовательные технологии и общество. - 2014. - № 3. - С. 378-391.
8. Allcoat, D. Learning in virtual reality : Effects on performance, emotion and engagement / A. Muhlenen, D. Allcoat // Research in Learning Technology. - 2018. - Т. 26. - С. 1-13.
9. Better Learning Conference 2018 : Why use virtual reality in the classroom? // Cambridge University Press. - 2018. - URL : https://www.cambridge.org/elt/blog/2018/07/20/better-learning-conference-2018-use-virtual-reality-classroom/ (дата обращения: 21.02.2020).
10. Elfeky, A.I. Developing skills of fashion design by augmented reality technology in higher education / A. Elfeky, M. Elbialy // Interactive Learning Environments. - 2018. - No. 10. - С. 1-16.
11. Guyndomush, N. Foreign language teaching with augmented reality application / N. Gun-dogmu§, G. Orhan, I. Sahin // The Eurasia Proceedings of Educational and Social Sciences. - 2016. - Т. 4.
- С. 309-312.
12. Iqbal, J. A review on making things see : Augmented reality for futuristic virtual educator / J. Iqbal, M. Sidhu, P. Wang // Cogent Education. - 2017. - Т. 4, issue 1. - С. 1-14.
13. Augmented reality learning environment for physiotherapy education / D. Kelly, T.N. Hoang, M. Reinoso, Z. Joukhadar, T. Clements, F. Vetere // Physical Therapy Reviews. - 2018. - Т. 23, issue 1. -С. 21-28.
14. Using Virtual Reality Tools for Teaching Foreign Languages / B. Peixoto, D. Pinto, A. Krassmann, M. Melo, L. Cabra, M. Bessa // World Conference on Information Systems and Technologies.
- Galicia, Spain, 2019. - С. 581-588.
15. Virtual and Augmented Reality // Goldman Sachs. - 2016. - URL : https://www.goldmansachs.com/insights/pages/technology-driving-innovation-folder/virtual-and-augmented-reality/report.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
REFERENCES
1. Borshcheva, V.V. (2018), "Virtual reality in language education: the potential of technology", Pedagogy and Psychology of Education, No. 1, pp. 64-70.
2. Dobrova, V.V., and Labzina, P.G. (2016), "Virtual reality in teaching foreign languages", Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, No. 4 (32), pp. 13-21.
3. Kurzaeva, L.V., Maslennikova, O.E., Beloborodov, E.I., and Kopylova, N.A. (2017), "On the application of virtual and augmented reality technology in education", Modern problems of Science and Education, No. 6, available at: www.science-education.ru/ru/article/view?id=27285.
4. Nabokova, L.S., and Zagidullina, F.R. (2019), "Prospects for the introduction of augmented and virtual reality technologies in the sphere of the educational process of higher education", Professional Education in the Modern World, No. 9 (2), pp. 2710-2719.
5. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation (2019), Passport offederal program "Human resources for digital economy", Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation, Moscow, available at: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf.
6. Podpletko, K. (2019), Magic Glasses: Challenges and Benefits of VR Learning at School, available at: www.rbc.ru/trends/education/5d8df78d9a7947725033da5a (accessed 20 February 2020).
7. Selivanov, V.V., and Selivanova, L.N. (2014), "Virtual reality as a method and means of learning", Educational Technology and Society, No. 17 (3), pp. 378-391.
8. Allcoat, D., and von Mulenen, A. (2018), "Learning in virtual reality: Effects on performance, emotion and engagement", Research in Learning Technology, Vol. 26, pp. 1-13.
9. Cambridge University (2018), "Better Learning Conference 2018: Why use virtual reality in the classroom?", available at: www.cambridge.org/elt/blog/2018/07/20/better-learning-conference-2018-use-virtual-reality-classroom/ (accessed 21 February 2020).
10. Elfeky, A. I. M., and Elbyaly, M. Y. H. (2018), "Developing skills of fashion design by augmented reality technology in higher education," Interactive Learning Environments, No. 10, pp. 1-16.
11. Guyndomush, N., Orkhan, G., and Shakhin, I. (2016), "Foreign language teaching with augmented reality application", The Eurasia Proceedings of Educational and Social Sciences, No. 4, pp. 309312.
12. Iqbal, J., and Sidhu, M.S. (2017), "A review on making things see: Augmented reality for futuristic virtual educator", Cogent Education, No. 4 (1), pp.1-16.
13. Kelly, D., Hoang, T. N., Reinoso, M., Joukhadar, Z., Clements, T., and Vetere, F. (2018), "Augmented reality learning environment for physiotherapy education", Physical Therapy Reviews, No. 23 (1), pp. 21-28.
14. Peixoto, B., Pinto, D., Krassmann, A., Melo, M., Cabra, L. and Bessa, M. (2019), "Using Virtual Reality Tools for Teaching Foreign Languages", Paper presented at the World Conference on Information Systems and Technologies, Galicia, Spain, pp. 581-588.
15. Goldman Sachs (2016), Virtual and Augmented Reality, available at: https://www.goldmansachs.com/insights/pages/technology-driving-innovation-folder/virtual-and-augmented-reality/report.pdf (accessed 20 February 2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.03.2020
УДК 796.412
АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АЭРОБИКИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Мария Викторовна Кошелева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Ивановна Пономарева, старший преподаватель, Тольяттинский государственный университет
Аннотация
Цель - выявить эффективность экспериментальной программы по направлению степ-аэробика среди женщин среднего возраста 40-50 лет. Для решения поставленной цели в ходе исследования определены следующие задачи: 1. Анализ научно-методической литературы по представленной теме. 2. Разработать программу спортивных занятий по степ-аэробике для женщин среднего возраста, с учетом индивидуальных возрастных особенностей и уровня физического развития занимающихся. 3. Внедрить в тренировочный процесс экспериментальную программу по