Научная статья на тему 'Проблемы и возможности повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли'

Проблемы и возможности повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1325
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕРЧЕНДАЙЗИНГ / АССОРТИМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скопина Ирина Васильевна, Новикова Елена Александровна

В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности розничной торговой компании является актуальной. Особенно остро эта проблема наблюдается на региональном рынке, поскольку темпы экспансии столичных и иностранных розничных торговых компаний на региональный рынок становятся с каждым годом выше. Причиной экспансии является насыщение столичных рынков и отсутствие перспектив роста. Розничные рынки в столичных городах (г. Москва, г. Нижний Новгород, г. Екатеринбург) сегодня поделены между компаниями, поэтому их рост может быть связан с захватом региональных рынков, где розничный рынок пока не достаточно насыщен и есть возможность завоевать определенную долю рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скопина Ирина Васильевна, Новикова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли»

Проблемы и возможности повышения конкурентоспособности предприятий

розничной торговли Дата: 20/07/2008 Номер: (14) УЭкС, 2/2008

Аннотация: В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности розничной торговой компании является актуальной. Особенно остро эта проблема наблюдается на региональном рынке, поскольку темпы экспансии столичных и иностранных розничных торговых компаний на региональный рынок становятся с каждым годом выше. Причиной экспансии является насыщение столичных рынков и отсутствие перспектив роста. Розничные рынки в столичных городах (г. Москва, г. Нижний Новгород, г. Екатеринбург) сегодня поделены между компаниями, поэтому их рост может быть связан с захватом региональных рынков, где розничный рынок пока не достаточно насыщен и есть возможность завоевать определенную долю рынка.

Abstract: Now the problem of increase of competitiveness of the retail trading company is actual. Especially sharply this problem is observed in the regional market as rates of expansion of the capital and foreign retail trading companies every year become higher the regional market. The reason of expansion is saturation of the capital markets and absence of prospects of growth. The retail markets in capitals (Moscow, Nizhni Novgorod, Ekaterinburg) today are divided between the companies, therefore their growth can be connected with capture of the regional markets where the retail market is not sated enough yet and is an opportunity to win the certain share of the market.

Ключевые слова: розничная торговля, конкурентоспособность, мерчендайзинг, ассортимент

Keywords: retail trade, competitiveness, merchandising, assortment

Скопина Ирина Васильевна доктор экономических наук, профессор

sunny@mcnip.ru

Новикова Елена Александровна

Вятский государственный университет

Выходные данные статьи: Скопина, И.В. Проблемы и возможности повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли / И.В.Скопина, Е.А.Новикова // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права, МЦНИП - [Электронный ресурс]. -Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008. - № 2 (14). -№ рег. статьи 0045. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Конкурентоспособность предприятия - один из основных критериев оценки эффективности его деятельности и развития.

Конкурентоспособность предприятия[1] - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Внешняя среда как фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятий розничной торговли

Факторы внешней среды задают условия, в которых компания функционирует. Они никак не зависят от хозяйственной деятельности организации.

Р. А. Фахтутдинов[2] выделяет следующие факторы внешние среды, влияющие на розничную торговлю:

• уровень конкурентоспособности отрасли, определяемый количеством торговых компаний, занимающихся однородным видом деятельности (торговля продуктами питания, торговля бытовой техникой и др.). Чем больше на рынке розничной торговли компаний, тем сильнее конкуренция.

• федеральное и региональное законодательство.

В настоящее время сфера торговой деятельности регламентируется целым рядом законодательных и подзаконных актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне в рамках осуществления деятельности по продаже товаров детально урегулированы отношения между продавцом и покупателем. В данной сфере действует Гражданский кодекс Российской Федерации[3] , регулирующий договорные обязательства и другие отношения, возникающие между участниками товарооборота, а также принятые в соответствии с ним иные акты гражданского законодательства. В частности, регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[4] , который гарантирует права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах), а также определяет механизм реализации прав и защиты интересов потребителей.

Кроме того, законодательство Российской Федерации содержит также ряд специальных требований к продаже отдельных видов товаров. В частности, к таким законодательным актам могут быть отнесены: Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[5] ; Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[6] ; Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»[7] ; Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»[8] и целый ряд иных федеральных законов, устанавливающих нормы и правила регулирования торговой деятельности отдельно взятых групп товаров.

Согласно ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ[9] , Положению о государственном санитарно -

эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554[10] , санитарных правил «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» от 1.01.2002 года[11] , определяются основные требования к организации магазина. Сюда относятся требования к размещению организации торговли, требования к водоснабжению и канализации, требования к вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений и условиям труда работающих, требования к оборудованию, инвентарю и посуде, требования к приему и хранению пищевых продуктов, требования к реализации пищевых продуктов, требования к содержанию помещений и оборудования, гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов, мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами и личной гигиене персонала.

В настоящее время вопросы организации торговой деятельности в целом, включая требования к созданию крупных торговых объектов или размещению нестационарных торговых объектов, регулируются исключительно на уровне законодательства субъектов Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии предсказуемого и единообразного режима регулирования данной сферы отношений[12] .

Отсутствие на законодательном уровне комплексного правового регулирования в данной области, единых требований и условий осуществления торговой деятельности в совокупности с разноплановым и зачастую противоречивым регулированием данных вопросов на уровне каждого отдельного субъекта Российской Федерации не дает возможности эффективного регулирования данной отрасли экономики на территории всей страны и, более того, не соответствует принципу единства экономического пространства Российской Федерации.

14 апреля 2008 Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработан проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[13] , основной идей которого является регулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Принятие законопроекта позволит устранить пробелы и недостатки нормативной правовой регламентации в сфере торговой деятельности, обеспечить единообразное и системное государственное регулирование данного вида деятельности на всей территории страны, а также упорядочить отношения в области осуществления торговой деятельности.

Кроме того, принятие законопроекта создаст правовые основы для развития современных форматов торговли и цивилизованной практики ее ведения.

Последствиями принятия законопроекта также должны стать унификация требований, применяемых к субъектам торговой деятельности, на всей территории Российской Федерации, а также упрощение процедур доступа на рынок представителей малого и среднего предпринимательства, что станет дополнительным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса в стране12.

• налоговые ставки в стране и в регионах. Специфика торговой деятельности

предполагает ряд особенностей налогообложения. Основные вопросы, с которыми сталкиваются налогоплательщики, возникают при совмещении различных режимов налогообложения, налогообложении предоставляемых скидок, уценке товаров, недостаче, учете транспортных расходов и др.

• климатические условия и географическое положение региона. Месторасположение торговой точки розничной компании также влияет напрямую на её конкурентоспособность. В более развитых и сильных регионах Российской Федерации есть возможность установления более высоких цен на товары и предложить покупателю уникальные товары.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности, розничная компания должна учитывать вкусы и интересы покупателей. В северных регионах покупатели предпочитают покупать одни товары, в южных регионах совсем другие. Здесь же следует учитывать национальные особенности населения региона, в котором компания осуществляет или планирует осуществлять свою деятельность. Поэтому оптимальный ассортимент в торговой точке одного региона может быть совсем нерациональный в другой торговой точке.

• уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране. Появление новых компаний в стране и регионах стимулирует развитие розничной торговли, увеличивая при этом конкуренцию в отрасли. Это естественный процесс, поскольку эффективное функционирование любой розничной компании возможно лишь при её непрерывном развитии.

Перечисленные выше внешние факторы ограничивают деятельность компании.

Факторы внутренней среды предприятия розничной торговли как возможность для повышения конкурентоспособности

Среди факторов внутренней среды, способных оказать влияние на розничную торговлю можно выделить следующие:

а) структурные. К ним относиться организационная структура управления, миссия организации, персонал, информационная и нормативно-методическая база управления. Оптимально построенная организационная структура управления способна организовать эффективные связи между сотрудниками, а четкое разделение функций и обязанностей способствует эффективному и быстрому принятию решений.

б) ресурсные: наличие конкурентоспособных поставщиков товаров. В данном случае под конкурентоспособными поставщиками понимаются поставщики, предлагающие либо товары лучшего качества, либо по более низкой цене.

Столичные и иностранные розничные компании имеют больше возможностей для выбора лучших поставщиков товаров за счет того, что их магазины могут находиться в других регионах, что позволяет заключить тесные долговременные связи с производителями продуктов питания в этом регионе. Здесь же следует отметить эффект масштаба, который проявляется прежде всего в возможности покупки у одного поставщика сразу большой партии товаров не только для одного магазина, но для всей торговой сети, что в конечном итоге позволяет столичной компании представить в магазине более широкий ассортимент товаров, чем местной региональной компании.

Разнообразие поставщиков создает для компании возможность пополнения

ассортимента магазина так называемыми эксклюзивными товарами, под которыми понимаются товары, которых нет в других магазинах на данном рынке. Если эксклюзивный товар отличается более высоким качеством и относительно низкой себестоимостью, то наличие его в ассортименте магазина приносит не только дополнительную прибыль (на такой товар есть возможность сделать более высокую наценку, поскольку такого товара нет в других магазинах города), но и делает магазин наиболее привлекательным для покупателя, повышая тем самым его конкурентоспособность.

в) технические. К ним относятся: технологии, применяемые в компании;

используемое торговое оборудование в магазинах; системы автоматизации на предприятии; качество обслуживания покупателей.

В настоящее время в розничной торговле появилось множество разнообразных инструментов, способных повысить эффективность работы магазина. Одним из таких инструментов является использование автоматизированных систем управления, которые обеспечивают оперативность сбора, обработки и анализа самой различной информации, на основе которой принимаются управленческие решения.

Сегодня появились специальные информационные продукты, позволяющие автоматизировать любые бизнес-процессы в компании: управление торговлей, управление персоналом, управление финансами, управление маркетингом, управление закупками и другие. Автоматизация бизнес-процессов позволяет повысить при этом эффективность всей работы компании при этом снижая затраты.

Современное торговое оборудование позволяет моментально фиксировать объемы продаж любого товара в каждый промежуток времени: час, сутки, день, неделя, месяц и т.д. Использование при этом автоматизированных систем управления позволяет оперативно проанализировать показатели товарооборота любого товара в торговой точке, что в конечном итоге позволяет рационализировать процесс закупки каждого товара во избежание порчи и сохранения качества.

Использование автоматизированных систем управления выгодно для розничной торговой компании выгодно не только на этапе закупок, но и на этапе реализации товара в торговой точке. Современные программные продукты позволяют наиболее эффективно организовать планировку торгового зала, выкладку товаров и определить оптимальное количество рекламных материалов.

В настоящее время, качественный сервис и возможность воспользоваться дополнительными услугами (оплата сотовой связи, Интернета; возможность оплатить покупку пластиковой картой и другие) в магазине играет все большую роль в выборе магазина для совершения покупки. Не случайно столичные компании открывают свои магазины, как правило, в составе торговых и торгово-развлекательных центров. Покупатель, посетив универсальный торговый центр, имеет возможность не только приобрести продукты питания и сопутствующие им товары, но и другие: одежда, обувь, бытовая техника и ряд других товаров. Таким образом, ассортимент магазина и дополнительные услуги, предоставляемые покупателю, также являются фактором конкурентоспособности компании.

г) управленческие. К ним относятся: менеджеры; функционирование системы менеджмента, организация основных бизнес-процессов. Насколько четко и быстро реагирует система управления на изменения, настолько эффективно она функционирует.

Розничная торговля относиться к такой отрасли, в которой быстрота принятия решений играет ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности компании. Внешняя среда постоянно изменяется, что связано не только с появлением новых конкурентов, но и действиями конкурентных сил на рынке. Действия конкурентов могут быть весьма разнообразны: изменение цен на товары, появление новых позиций товаров в ассортименте, появление новых технологий торговли и другие. Поэтому, чем быстрее компания среагирует на действия конкурентов, тем больше вероятности, что компания сохранит своих покупателей и обеспечит свою конкурентоспособность.

Структура управления компанией должна способствовать быстрому принятию решений при изменении внешней среды. Организация бизнес-процессов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить наиболее оптимальную организацию всей торговли, начиная от определения наиболее оптимального ассортимента товаров, заканчивая и заканчивая непосредственно реализацией товаров в магазине.

д) рыночные. К ним относятся: доступ к рынку ресурсов, необходимых организации; доступ к рынку новых технологий; использование новых маркетинговых инструментов; использование мерчандайзинга.

Доступ к рынку новых технологий позволяет компании получить дополнительное конкурентное преимущество за счет использования технологии, которую компания-конкрурент реализовать у себя не может по ряду причин: финансовых, отсутствие опыта и другие. Именно за счет доступа к рынку новых технологий (использование систем самообслуживания взвешивания товаров, определение через сенсорную панель местонахождения нужной группы товаров, определение покупателем по штрих-коду цены товара и др.), столичные и зарубежные розничные компании наиболее конкурентоспособны перед региональными компаниями.

В настоящее время розничные компании особое внимание в обеспечении конкурентоспособности уделяют инструментам мерчандайзинга, под которым понимается оптимальное расположение торгового оборудования и эффективное представление товаров.

Российские исследователи и практики в области розничной торговли Р. и К. Канаян[ 14] дают следующее определение мерчандайзинга:

Мерчандайзинг - это маркетинговая деятельность в розничной торговой точке, включающая в себя размещение товара, разработку и размещение рекламных материалов, которые содержат информацию о товаре в том месте, где потребитель готов сделать покупку. Вопросам мерчандайзинга значительное внимание уделяли Ф. Котлер[15] , С. Эстрелинг[16] , Д. Энджел[17] , Р. Колборн[18] и другие исследователи.

Сегодня зарубежные и столичные розничные торговцы знают какой эффект может дать мерчандайзинг. Согласно В.Снегиревой[19] , анализ полученных статистических данных показывает зависимость увеличения уровня продаж, в среднем, на 10-20% от эффективного и грамотного применения стратегии мерчандайзинга.

Использование инструментов мерчандайзинга повышает конкурентоспособность компании за счет быстрого нахождения товаров покупателем, удобного расположения торгового оборудования и сервиса в магазине.

В магазине может быть представлен очень широкий и разнообразный ассортимент, но

по причине плохого представления в торговом зале часть товара может быть совсем незамечена покупателем, поэтому не найдя нужного товара в магазине, покупатель начнет задумываться о смене места покупки. Покупатель должен увидеть по возможности все товары, но и, не забыв при этом целенаправленную покупку определенных товаров. Если покупателю комфортно в магазине, он придет ещё раз в этот магазин. Таким образом, весь товарный ассортимент магазина должен быть представлен в самом выигрышном виде.

Одним из требований мерчандайзинга является качество товара. Все предложенные товары должны быть самого лучшего качества. Отличное качество товаров является также одним из основных критериев выбора покупателем места покупки, а следовательно залогом высокой конкурентоспособности торговой точки.

Таким образом, чтобы мерчандайзинг был действительно эффективным, он должен быть организован самым лучшим образом: оптимальная расстановка оборудования в торговом зале и представление качественного товарного ассортимента.

е) эффективность функционирования организации, определяемая показателями доходности компании, оборачиваемости и финансовой устойчивости.

Целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Поэтому если компания по каким-либо причинам не получает желаемой прибыли, говорить об эффективности её деятельности нельзя. Компания должна быть платежеспособна, ликвидная и финансово независимая. Поскольку внешняя среда розничных компаний очень разнообразна (большое количество поставщиков, кредитных организаций и других участников), обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости гарантирует компании инвестиционную привлекательность и является залогом в обеспечении конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Решение проблемы обеспечения конкурентоспособности розничного торгового предприятия

Проблема повышения конкурентоспособности актуальна в большей степени для региональных розничных компаний, поскольку столичные компании обладают большими конкурентными преимуществами и возможностями для завоевания прочных позиций на рынке.

Одними из самых сильных сторон столичных компаний является возможность предложить покупателю широкий ассортимент товаров, обеспечить качественное представление товаров в торговом зале, предоставить дополнительные услуги и предложить покупателю отличный сервис в магазине.

Столичные компании, работая на розничном рынке и сотрудничая с иностранными компаниями, имеют богатый опыт, как в организации самой торговли, так и в обеспечении качественного сервиса для покупателей в каждом конкретном магазине.

Опыт в организации торговли заключается в использовании столичными компаниями современных автоматизированных систем сбора, обработки, анализа информации и принятия на её основе управленческих решений. В результате практически каждое управленческое решение принимается качественно, быстро и оперативно, что ведет в конечном итоге к сокращению затрат, повышению прибыли и рентабельности продаж. Возможности для повышения конкурентоспособности региональных розничных компаний могут быть связаны с внедрением технологий мерчандайзинга,

использованием автоматизированных систем управления и оптимизацией структуры управления и основных бизнес-процессов.

Использование в практической деятельности мерчандайзинга, позволит розничной компании держать марку стабильно функционирующей компании, в магазинах которой удобно совершать покупки и есть возможность найти все необходимые товары. Для региональных розничных компаний расширить ассортимент связано с рядом трудностей, одной из которых являются высокие транспортные расходы.

Внедрение автоматизированных систем управления позволит региональной розничной компании сократить затраты в целом на организацию торговли, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. В настоящее время рынок информационных продуктов в области торговли предлагает большое количество разнообразных программ, обеспечивающее эффективное выполнение большинства функций и оптимизацию основных бизнес-процессов.

Достижению нужного эффекта от внедрения как мерчандайзинга, так и автоматизированной системы управления способствует оптимальная структура управления в компании, которая позволяет четко организовать работу всего персонала компании.

Для того, чтобы компания смогла обеспечить конкурентоспособна в течение длительного времени, необходимо проводить регулярный мониторинг, как внешней среды, так и основных внутренних факторов, обеспечивающих конкурентоспособность. Ведение такого мониторинга позволит компании реагировать быстро на изменение внешней среды.

Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности региональной розничной компании необходимо комплексное использование всех внутренних факторов и обязательный мониторинг внешней среды.

Литература:

[ 1] Фатхутдинов, Раис Ахметович. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Эксмо, 2004. - 544 с.

Г2] Фатхутдинов, Раис Ахметович. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Эксмо, 2004. - 544 с.

Г3] Гражданский Кодекс РФ. В 2 ч. - М.: ИНФРА-М, 2007

Г4] Федеральный Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Г5] Федеральный закон Российской Федерации от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Г6] Федеральный закон Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Г7] Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»

Г8] Федеральный закон Российской Федерации от 7 марта 2GGS г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»

Г9] Федеральный Закон Российской Федерации "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 3G марта 1999 г. N 52-ФЗ.

Г101 Положение о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2GGG г. N 554

Г111 Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1G66-G1" от 1.G1.2GG2 года

Г12] Жигульский Р. Концепция проекта федерального закона «Об основах

государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Режим доступа: http://www.vdcr.ru/content/view/242/193/

Г13] Жигульский Р. Концепция проекта федерального закона «Об основах

государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Режим доступа: http://www.vdcr.ru/content/view/242/193/

Г14] Канаян К, Канаян Р. Мерчандайзинг. — М.: РИП-холдинг, 2GG6

Г15] Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент — М.: Экономика. 1999

Г16] Эстрелинг С. Мерчандайзинг в розничной торговле: Пер. с англ. / Эстрелинг С., Флоттман Э., Джерниган М., Маршалл С. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2GG4

Г17] Энджел Д. Поведение потребителей. — СПб.: Питер, 1999

Г18] Колборн Р. Мерчандайзинг/ Пер. с англ. под ред. И. О. Черкасовой. - СПб.: ИД «Нева», 2GG4

Г19] Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. - СПб.: Питер, 2GG7. - 416 с.: ил.

№ рег. статьи GG4S

Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"

http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=106

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.