Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» В ГОРОДЕ ЭЛИСТЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» В ГОРОДЕ ЭЛИСТЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
506
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование комфортной городской среды / национальная программа / приоритетный проект / благоустройство территорий / общественное пространство / дворовая территория / софинансирование / Концепция комплексного благоустройства / концепция озеленения города. / formation of a comfortable urban environment / national program / priority project / landscaping / public space / yard area / co-financing / the concept of integrated landscaping / the concept of greening the city.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Авеева Булга Манцаевна, Кальдинова Галина Павловна

В статье анализируются этапы реализации в России и в городе Элисте проекта «Формирование комфортной городской среды», призванного кардинально повысить комфортность городской среды и обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности человека, повысить индекс качества городской среды, сократить количество городов с неблагоприятной средой, создать механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличить долю граждан, принимающих участие в решении вопросов её развития. В течение пяти лет исполнители, организаторы, участники проекта сталкиваются с рядом проблем, характерных для многих российских городов. Необходимо проводить изучение, исследование, анализ этих проблем, чтобы избежать возможных ошибок, минимизировать потери, добиваться максимальной эффективности использования ресурсов, направляемых на реализацию проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Авеева Булга Манцаевна, Кальдинова Галина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DIFFICULTIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «FORMATION OF A COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT» IN THE CITY OF ELISTA

The article analyzes the stages of implementation in Russia and in the city of Elista of the project "Formation of a comfortable urban environment", designed to radically increase the comfort of the urban environment and provide favorable living conditions for people, increase the index of the quality of the urban environment, reduce the number of cities with an unfavorable environment, create a mechanism for direct participation of citizens in the formation of a comfortable urban environment, increase the proportion of citizens involved in solving issues of urban environment development. For five years, the performers, organizers, and participants of the project have been facing a number of problems typical of many Russian cities. It is necessary to study, research, and analyze these problems in order to avoid possible mistakes, minimize losses, and maximize the efficiency of using resources allocated to the implementation of projects.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» В ГОРОДЕ ЭЛИСТЕ»

СОЦИОЛОГИЯ, политология

Р01: 10.24412/2071 -7830-2021 -243-54-60 АВЕЕВА Б.М.1, КАЛЬДИНОВА Г.П 2

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» В ГОРОДЕ ЭЛИСТЕ

' Пюджетиое научное учреждение «Институт комплексных исследований аридных

территории», г. Элиста, Россия, Ьи1%а. а\>ее\'аЪ)уапс!ех. г и 2Пюджетиое научное учреждение «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, %а1а75Н(щуап(1ех.ги

Аннотация: В статье анализируются этапы реализации в России и в городе Элисте проекта «Формирование комфортной городской среды», призванного кардинально повысить комфортность городской среды и обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности человека, повысить индекс качества городской среды, сократить количество городов с неблагоприятной средой, создать механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличить долю граждан, принимающих участие в решении вопросов её развития. В течение пяти лет исполнители, организаторы, участники проекта сталкиваются с рядом проблем, характерных для многих российских городов. Необходимо проводить изучение, исследование, анализ этих проблем, чтобы избежать возможных ошибок, минимизировать потери, добиваться максимальной эффективности использования ресурсов, направляемых на реализацию проектов.

Ключевые слова: формирование комфортной городской среды, национальная программа, приоритетный проект, благоустройство территорий, общественное пространство, дворовая территория, софинансирование, Концепция комплексного благоустройства, концепция озеленения города.

В городе Элисте так же, как в Республике Калмыкия и в России в целом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [13] реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», входящий в направление «Жилье и городская среда», который, в свою очередь, является одним из 12 национальных проектов. Данный федеральный проект является концептуальным продолжением приоритетного проекта с одноименным названием, реализовавшигося в 20172018 годах.

Цель проекта - создание механизма развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды [4].

В целях реализации положений национального проекта «Жилье и городская среда» Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 г. № 510-р (с изм. от 05.11.2019 г.) утверждена Методика формирования индекса качества городской среды. Методика разработана «в целях выявления конкурентных преимуществ городов и ограничений, препятствующих их развитию, актуальных проблем, перспективных направлений развития городов. Значения индексов субъектов Российской Федерации учитываются при определе-54

нии размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, реализуемых в рамках национального проекта» [6].

Для расчета индекса качества городской среды городов учитываются экономические, природно-климатические, экологические индикаторы, выраженные через качества 6 пространств:

• жилье и прилегающие пространства,

• улично-дорожная сеть,

• озелененные пространства,

• общественно-деловая структура и прилегающие пространства,

• социально-досуговая структура и прилегающие пространства,

• общегородское пространство.

Каждое из этих пространств оценивается по шести критериям:

• безопасность,

• комфортность,

• экологичность и здоровье,

• идентичность и разнообразие,

• современность и актуальность среды,

• эффективность управления.

Элиста лишь по жилью и прилегающим к нему пространствам набирает более половины из 60 возможных баллов - 41 балл, по всем остальным пространствам - менее полови-

• улично-дорожная сеть - 26 баллов,

• озелененные пространства - 15 баллов,

• общественно-деловая структура и прилегающие пространства - 19 баллов,

• социально-досуговая структура и прилегающие пространства - 28 баллов,

• общегородское пространство - 23 балла [5].

Таким образом, в рейтинге комфортности российских городов в 2020 году Элиста занимает 81-ю позицию в списке из 85 городов в 3-й размерно-климатической группе больших городов, находящихся в условно-комфортном климате, что можно оценивать как негативную оценку для столицы российского региона [1].

Для Элисты, равно как и для всей Республики Калмыкия, стабильно дотационного региона, участие в реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» крайне важно - это возможность на средства федерального бюджета благоустроить город. Благодаря нацпроекту город может решить ряд своих насущных проблем:

с помощью федеральной поддержки получить современные благоустроенные пространства с комплексом детских игровых и спортивных сооружений, местами отдыха, улучшить подъездные пути, увеличить парковочные места во дворах;

- модернизировать облик общественных территорий, которые многие годы не реконструировались, не ремонтировались из-за нехватки финансовых ресурсов;

- повысить уровень туристической привлекательности города, выразив через элементы благоустройства свою национальную идентичность;

- пробудить в элистиицах интерес, вовлеченность в жизнь города, дать возможность гражданам проявить инициативу, ответственность за свой двор, за свой город.

Калмыкия участвует в нацпроекте с 2017 года. По итогам первого года реализации проекта в рейтинге Минстроя России по выполнению приоритетного проекта «Комфортная городская среда» республика заняла 22 место, набрав 68 баллов из 75 возможных [8]. По результатам работы в 2018 году Калмыкия оказалась на 21 месте из 35, набрав 57 баллов из 122 возможных по 28 показателям [7]. В 2019 году темпы продолжили снижение, и республика заняла лишь 34 место из 41, набрав всего 41 балл из 132 возможных по 35 критериям оценки качества реализации приоритетного проекта [9].

За 4 года действия Указа Президента в Элисте благоустроено 22 дворовых и 5 общественных территорий. Из вынесенных на голосование общественных территорий были выбраны и благоустроены Парк «Дружба» (2017-2018 гг.), сквер имени Сергия Радонежского (2017 г.), Парк Победы (2018-2019 гг.), Аллея Героев (2019 г.), Площадь Победы (2020 г.). В 2021 году ведутся работы в Скейт-парке с зоной отдыха в 7 микрорайоне города, в 2022 году будет благоустроен парк «Молодежный».

В ходе реализации приоритетного проекта в городе Элисте выявился ряд проблем, которые осложняют выполнение нацпрограммы. Надо отметить, эти проблемы присущи не только Элисте, но многим другим населенным пунктам в разных регионах страны.

Одним из условий участия в нацпроектах является софинансирование, финансовое обеспечение реализации проектов по формированию комфортной городской среды осуществляется из нескольких источников: при благоустройстве дворовых территорий - это федеральный, муниципальный бюджеты и средства граждан; при благоустройстве общественных территорий - федеральный и местный бюджеты. И здесь основная проблема -ограниченность городского бюджета и финансовых возможностей жителей. Привлечение финансов жителей проходит трудно, лишь в редких случаях встречается взаимопонимание, сплоченность и взаимное доверие у жильцов многоквартирных домов, готовность вкладывать свои средства в общую придомовую территорию.

С проблемой софинансирования также сталкивается благоустройство общественных территорий. Несмотря на то, что доля регионального бюджета в общем объеме финансового обеспечения проектов очень мала - в 2020-2021 годах лишь по 7,2%, но даже эта сумма для бюджета Элисты обременительна, поэтому город не может исполнять высокие по сметной стоимости проекты. По этой причине проекты, реализованные в таких богатых регионах как Москва, Московская область, Татарстан, Башкирия, Нижегородская область, разительно отличаются от тех, которые может софинансировать город Элиста. К сожалению, Элиста не может принимать участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, поскольку в нем участвуют города с численностью населения до 100 тысяч человек, а также исторические поселения федерального и регионального значения. Ни к первой, ни ко второй категории наш город не относится.

Еще одной обязательной процедурой программы является рейтинговое голосование, которое имеет своей целью повысить уровень вовлеченности граждан в процесс принятия решений по вопросам развития городской среды, выбор для благоустройства действительно востребованных общественных пространств. Голосование является одним из наиболее эффективных инструментов вовлечения граждан в вопросы благоустройства. Эта процедура призвана упростить и систематизировать запросы граждан в части развития городской среды во всех регионах России, помочь им принимать участие в формировании облика своих горо-

дов, сделать так, чтобы их пожелания и потребности учитывались при работе с территориями. Это, в свою очередь, значительно упрощает создание востребованных, полезных пространств. В результате - экономия средств бюджета, популярные у горожан территории становятся точками роста. Правильное, востребованное благоустройство повышает экономическую привлекательность территории, дает новые возможности для развития бизнеса. Голосование устроено максимально просто - жители выбирают территории или дизайн-проекты в городе или регионе, которые, по их мнению, нужно благоустроить или реализовать в следующем году. Рейтинговое голосование является одним из наиболее эффективных механизмов обратной связи с жителями, но обязательное требование учета его результатов, имеет существенный недостаток: победителями становятся общественные территории, расположенные в центре города и густонаселенных микрорайонах. Такие объекты предсказуемо выигрывают при общественном голосовании, так как численность жителей в спальных районах с многоэтажной застройкой намного превосходит население индивидуальных жилых домов на окраинах города. К тому же национальная программа вынужденно обходит своим вниманием благоустройство городских территорий малоэтажной застройки, поскольку в терминологии Приоритетного проекта такие территории не относятся ни к общественным зонам, ни к дворовым территориям многоквартирных домов [3]. Вследствие этого реализация программы в Элисте в течение четырех лет, за время которых благоустраиваются общественные территории лишь в центре города и в 8 микрорайоне столицы, вызывает нарекание жителей периферийных районов - там нет ни благоустроенных детских площадок, ни хороших спортивных сооружений, куда можно было бы приходить отдохнуть с детьми. Для такого отдыха необходимо ехать в центр города, не для всех горожан это доступно и в материальном плане, и во временном. Благоустроенные детские и спортивные площадки должны находиться в пешей доступности во всех районах города.

Третья проблема возникла в связи с удорожанием строительных материалов за 20202021 годы. По информации Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), повышение цен доходило до 100% в зависимости от региона и ассортимента. Материалы, в производстве которых применяют металлопрокат, подорожали на 10-70%, а прокат черных металлов и цветные металлы по итогам 2020 года взлетели в цене на 50-150% [11]. Причин такого скачка цен на стройматериалы несколько. Повышенный спрос на зарубежных сырьевых рынках стал основным фактором удорожания, после повышения мировых цен на металлургическую продукцию стали расти и внутренние. Вторая причина - увеличение налога на добычу полезных ископаемых для производства удобрений, черных и цветных металлов. В итоге страдает строительная индустрия, подрядчики, особенно те, кто заключил контракты годом-двумя ранее. «Тяжелее всего придется исполнителям государственных и муниципальных контрактов. Они работают по твердым ценам, и возможное подорожание стройматериалов не учитывается при расчете стоимости. Проблема заключается в принципах исчисления стоимости проекта региональными операторами на основе данных прошлых периодов, которые не учитывают резкого скачка цен, причиной которого стал коронакризис. Между ценами, заявленными на конкурсе, и реальной стоимостью строительных материалов огромная разница», - сообщает президент Национального объединения строителей Антон Глушков [2].

У исполнителей государственных контрактов в нашей республике есть еще одна трудность, связанная с тем, что в Калмыкии практически нет производства, все материалы привозятся из соседних регионов, следовательно, расходы по доставке строительных, посадочных материалов существенно возрастают, и у подрядчиков снижается маржа. Вследствие

этого б последнее время тендеры на выполнение работ по нацпроектам не привлекают достаточного количества участников.

В процессе реализации приоритетной программы по благоустройству городской среды в Элисте выявилось ее слабое место - отсутствие единого стиля, архитектурной целостности, цельного образа города как столицы национального региона. Проекты по благоустройству выбранных территорий, исполненные разными проектировщиками, сильно отличаются по стилю, тематике, цветовой гамме, использованным строительным материалам, выбранным малым архитектурным формам. Город становится похож на лоскутное одеяло в стиле пэчворк. Решение этой проблемы, на наш взгляд, в разработке Концепции комплексного благоустройства Элисты, которая определит единое архитектурно-художественное направление, основные принципы обустройства города. Этот документ должен содержать анализ современного состояния благоустройства столицы, а также критерии оценки и рекомендации по оптимизации системы благоустройства городской территории, учитывающие эколого-функциональное зонирование, географические, исторические и национальные особенности, перспективы градостроения. Тогда все проекты, разрабатываемые по программе Комфортной городской среды, и не только они, будут подчинены общему конструктивному принципу Концепции.

Наряду с разработкой Концепции комплексного благоустройства Элисты целесообразно разработать Генеральную концепцию озеленения города, что является распространенной практикой в других городах. В проектах по приоритетной программе «Комфортная городская среда» обязательный пункт благоустройства - озеленение. В Элисте катастрофически не хватает зеленых зон.

В Элисте, как крупном городе по классификации городов по численности населения, площадь зеленых насаждений на одного человека должна составлять 16 м2: по 10 м2 на общегородских территориях и по 6 м2 в жилых районах. К тому же с поправкой на условие, что Элиста находится в степной зоне, эти показатели должны быть увеличены на 10-20% [10].

Численность населения в городе Элисте на 1 января 2021 года составляла 103 535 человек [13], следовательно, площадь зеленых насаждений должна быть около 186 га. В настоящее время это далеко не так. На сегодняшний день в городе существует 4 парка, 3 сквера. Парк «Дружба», самый большой и старый парк, открытый в 1940 году, является самым озелененным и занимает площадь в 25 га. Второй по площади — Парк Победы в 7 микрорайоне столицы, его площадь около 1,5 га. Другие парки и скверы занимают незначительные площади, и в отличие от вышеупомянутых парков состояние деревьев и кустарников в них требует усиленного внимания, ухода и обновления. К тому же во всех парковых зонах посадка зеленых насаждений ведется хаотично, так как нет плана озеленения. Есть надежда, что благодаря национальной программе в Элисте станет больше зеленых зон, и они будут грамотно спланированы, высажены в соответствии с существующими в строительстве правилами и нормами, с применением современных технологий полива.

Еще одной серьезной проблемой при реализации программы по благоустройству городских пространств является вандализм. Ущерб, причиняемый вандалами государственному, муниципальному имуществу, оценивается немалыми суммами и обходится государству, т.е. нам, налогоплательщикам, достаточно дорого. В обновленных по приоритетной программе парках, дворовых территориях мы ожидаем современные проектные решения: МА-Фы (малые архитектурные формы) из полимеров, органического стекла, с устройствами для зарядки мобильного телефона, сенсорные панели, экраны с виртуальной картой, красивые,

безопасные детские и спортивные площадки, интересное освещение. Стоимость таких элементов и работ высокая. Но всё это может быть испорчено за короткий срок действиями хулиганов и вандалов - стекла, даже закаленные, разбиты, провода вырваны, скамьи, детали детских и спортивных площадок сломаны, поверхности исписаны, разрисованы баллончиками с краской. Территория с поломанными, исписанными, закрашенными элементами теряет свой эстетический вид, требует ремонта или замены испорченных деталей. Поэтому при проектировании общественных объектов вынужденно делается выбор в первую очередь в пользу антивандальности, а не эстетичности архитектурных элементов проекта.

Борьба с хулиганами ведется с помощью видеокамер, дежурств полицейских, тем не менее, порчи имущества на общественных территориях нередки. Одна из причин - наказание, предусмотренное в России за вандализм, недостаточно строгое. Необходимо ужесточить его, увеличить штрафы, которые должны покрывать расходы государства на восстановление испорченного имущества. Авторы статьи предлагают Администрации города принять локальный акт о способе и сумме компенсации виновными за поврежденное имущество. Также на региональном, местном уровнях необходимо разработать программы по профилактике вандализма. В образовательных заведениях города важно проводить воспитательную работу среди детей и молодежи, в ходе которой говорить о патриотизме, проявляющемся в бережном отношении к имуществу (своего) города, в уважении к труду тех, кто делает город красивым и ухоженным, в сохранении культурно-исторических ценностей Элисты. Каждый житель должен знать социальные нормы и правила поведения, понимать их важность и соблюдать их.

Федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» продлена до 2030 года, поэтому выявление ошибок, проблем, возникающих в ходе благоустройства городских пространств, их анализ, поиск решений этих вопросов крайне важны для успешной реализации будущих проектов.

1. Индекс качества городской среды городов Российской Федерации за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://pravdaosro.rn/wp-content/uploads/202 l/04/lndeks-kachestva-gorodskoi_-sredy-2020-1 pdf (дата обращения 21.11.2021 г.).

2. Даром не надо: почему подрядчики не интересуются капремонтом (Электронный ресурс). URL: https://iz.ru/1248762/sofia-smirnova/darom-ne-nado-pocheiTiu-podriadchiki-ne-interesuiutsia-kapremontom (дата обращения 19.11.2021 г.)

3. Основные проблемы реализации программ формирования комфортной городской среды. Фонд "Институт экономики города" [Электронный ресурс]. URL: https://urbaneconomics.ru/research/analytics/osnovnye-problemy-realizacii-programm-fonnirovaniya-komfortnoy-gorodskoy-sredy (дата обращения: 26.09.2021 г.).

4. Паспорт национального проекта Жилье и городская среда: утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, (протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyr f.gov.ru/upload/iblock/426/Pasport-natsionalnogo-proekta-_ZHile-i-gorodskaya-sreda_.pdf (дата обращения: 12.09.2021 г.).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 № 210-р (с изм. на 30.12.2020) «Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553937399 (дата обращения: 12.09.2021 г.).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 г. № 510-р «Об утверждении методики формирован™ индекса качества городской среды» с изм. от

05.11.2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553937399 (дата обращения: 16.09.2021 г.).

7. Рейтинг субъектов по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2018 году) [Электронный ресурс]. URL: https://view.offi ceapps. live, com/op/view.aspx?src=http://www. minstroyrf.ru/upload/iblock/6fa/Rey ting-2018-_kriterii_-mesta_-04.03.2019.docx (дата обращения: 21.09.2021 г.)

8. Рейтинг регионов по выполнению приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (по состоянию на 19.05.2017) [Электронный ресурс]. URL: https://view. officeapps. live, com/op/view. aspx?src=http:// www.minstroyrf.ru/ upload/ iblock/835/reyting-regionov-may-2017-na-sayt.xlsx (дата обращения: 21.09.2021 г.).

9. Рейтинг субъектов по реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» за 2019 год [Электронный ресурс]. URL: http://belgkh.rU/media/site_platform_media/2020/4/7/reyting-subektov-rfza-2019-godpdf.pdf. (дата обращения: 21.09.2021 г.).

10. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений [Электронный ресурс]. URL: https://docs. cntd.ru/ document/456054209 (дата обращения: 03.10.2021 г.).

11. Степанова Е. М. Необходимость формирования комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в России // Молодой учёный. 2019. № 49 (287). С. 542-545.

12. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года (Электронный ресурс) - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282?print=l (дата обращения 15.10.2021 г.)

13. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018 № 444, от

21.07.2020 № 474) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // Собрание законодательства РФ. 2018. Вып. № 20, Ст. 2817.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.