Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: МНЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ И ПОЗИЦИЯ УПРАВЛЕНЦЕВ'

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: МНЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ И ПОЗИЦИЯ УПРАВЛЕНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гундуев Аламжа Владимирович

В статье рассматриваются проблемы и трудности профессиональной социализации молодых педагогов. С каждым годом профессиональная социализация учителя становится более сложной в современном обществе. Исследование проводилось на базе двух школ: МОУ «СОШ Хойтобэе» Иволгинского района и МАОУ «СОШ № 54» г. Улан-Удэ. Анализируются мнения молодых учителей и учитываются рассуждения административного персонала школ. Цель статьи - представление результатов исследования основных проблем и затруднений в профессиональной сфере молодых учителей, представление о перспективах и дальнейшего профессионального роста. За основу проблем и трудностей взяты такие аспекты профессиональной социализации, как дифференцированный подход к учащимся, нагрузка учебных часов, оплата труда, процедура аттестации педагогических кадров и слаборазвитый эмоциональный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DIFFICULTIES OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUNG TEACHERS: YOUNG TEACHERS OPINION AND THE POSITION OF MANAGERS

The article examines the problems and difficulties of professional socialization of young teachers. Every year, the professional socialization of a teacher is becoming more complex in modern society. The research was carried out on the basis of two schools: Municipal Educational Institution «Secondary School Khoytobeye», Ivolginskiy District and MAOU «Secondary School #54», Ulan - Ude, the Republic of Buryatia. The opinion of young teachers is analyzed and the opinion of the administrative staff of schools is taken into account. The purpose of the article is to present the results of a study of the main problems and difficulties in the professional sphere of young teachers, an idea of the prospects and further professional growth. The problems and difficulties are based on such aspects of professional socialization as: a differentiated approach to students, the teaching workload, remuneration, teaching staff attestation procedure and poorly developed emotional intelligence.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: МНЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ И ПОЗИЦИЯ УПРАВЛЕНЦЕВ»

Научная статья УДК 37.013.78

DOI: 10.18101/2307-3330-2021-3-16-20

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: МНЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ И ПОЗИЦИЯ УПРАВЛЕНЦЕВ

© Гундуев Аламжа Владимирович

учитель,

Средняя общеобразовательная школа Хойтобэе Россия, 670018, у. Хойтобэе, ул. Сагаан-Дали, 30 luchnik888@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и трудности профессиональной социализации молодых педагогов. С каждым годом профессиональная социализация учителя становится более сложной в современном обществе. Исследование проводилось на базе двух школ: МОУ «СОШ Хойтобэе» Иволгинского района и МАОУ «СОШ № 54» г. Улан-Удэ. Анализируются мнения молодых учителей и учитываются рассуждения административного персонала школ. Цель статьи — представление результатов исследования основных проблем и затруднений в профессиональной сфере молодых учителей, представление о перспективах и дальнейшего профессионального роста. За основу проблем и трудностей взяты такие аспекты профессиональной социализации, как дифференцированный подход к учащимся, нагрузка учебных часов, оплата труда, процедура аттестации педагогических кадров и слаборазвитый эмоциональный интеллект.

Ключевые слова: образование, проблемы, молодые педагоги, профессиональная социализация, эмоциональный интеллект, развитие.

Для цитирования

Гундуев А. В. Проблемы и трудности профессиональной социализации молодых педагогов: мнение молодых педагогов и позиция управленцев // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 16-20.

Проблема профессиональной социализации молодых педагогов становится все актуальнее на современном этапе формирования общества и системы образования. Ведь зачастую общество требует от учителя особых профессиональных навыков и постоянного роста в личностном плане. Не секрет, что система образования в Республике Бурятия «стареет», приток молодых учителей с каждым годом сокращается, и именно сегодня системе образования требуются молодые, компетентные и ответственные педагогические кадры. С каждым днем все больше требуются учителя — профессионалы, которые не только владеют навыками самовыражения, но и хотят постоянно развивать свои профессиональные и личностные компетенции, владеть функциональной грамотностью, что позволит педагогу действовать обдуманно в различных профессиональных и житейских ситуациях.

Профессиональная социализация — это накопление профессионального опыта педагога в процессе его деятельности. Основы профессиональной социализации закладываются еще при вузовской подготовке. Однако проблема заключается в том, что эта подготовка не всегда соответствует новым требованиям. Инновационная подготовка должна дать возможность реализовать педагогу не только свои знания, но и быть фактором формирования у него опыта управления собой. А это проявляется во владении психолого-педагогическими технологиями, которыми характеризуется деятельность специалиста. Поэтому при подготовке в вузе желательно обучать специалиста практическому решению педагогических задач (а для этого нужно изменить роль и место педагогической практики).

Как правило, молодые учителя не владеют методикой преподавания на профессиональном уровне, по сравнению с их старшими коллегами. Обычно учителя тщательно готовятся к уроку, пытаются найти новые и разнообразные методики преподавания для того, чтобы обучающиеся более эффективно восприняли образовательную информацию. Но урок — это не только постоянное, муторное восприятие знаний, но и еще формирование у детей знаний, навыков и умений. Именно на этом этапе урока молодые педагоги начинают терять контроль, класс начинает шуметь и происходит срыв урока. Не обладая большим багажом методов обучения, молодой учитель терпит неудачу в проведении занятия. Для того чтобы в будущем избежать таких проблем, молодому специалисту стоит посещать курсы повышения квалификации, различные мастер-классы от учителей-наставников, посещать открытые уроки и постараться самому дать открытый урок, активно изучать и осваивать новые методики и технологии преподавания, а также знакомиться с научной литературой по педагогике, психологии и методике преподавания того предмета, который он ведет.

Чаще всего у молодого специалиста в сфере образования возникают проблемы в сфере дифференцированного подхода к учащимся. Не имея опыта работы и практического применения методов обучения, молодой учитель не в состоянии разобраться в характере, особенностях и способностях каждого ученика, что ведет за собой определенные риски в обучении всего класса. Молодой учитель избегает вызывать к доске слабого ученика, работает только с теми учениками, которые сразу воспринимают учебную программу. В итоге отставание определенных учеников растет из года в год.

Следующая трудность у молодых учителей возникает при распределении нагрузки учебных часов и оплаты труда. Оплата труда зависит от региона или конкретной республики, где живет и работает молодой специалист. В некоторых школах возникают проблемы с оплатой труда молодых специалистов, так как при приеме на работу некоторые руководители предпочитают промолчать о небольших заработных платах, а молодому специалисту неудобно спрашивать насчет заработной платы, впервые устраиваясь на официальную работу после вуза или колледжа. Нередко случается так, что молодому специалисту дают большую нагрузку учебных часов для того, чтобы молодой специалист не ушел из школы из-за низкой заработной платы. Все это тоже имеет негативные последствия: из-за большой нагрузки на молодого учителя происходит эмоцио-

нальное, профессиональное выгорание в первый год работы, что ведет за собой полное отсутствие мотивации самого учителя.

Главной проблемой профессиональной социализации молодых педагогов является процедура аттестации педагогических кадров. Через определенный промежуток времени молодому специалисту нужно пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности, а после этого нужно обязательно получить первую квалификационную категорию. При аттестации на первую квалификационную категорию возникает немало трудностей с материалами, так как необходимо собрать много материалов своей трудовой деятельности и достойно презентовать перед аттестационной комиссией.

На базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Хойтобэе» и муниципальной автономной общеобразовательной школы № 54 г. Улан-Удэ был проведен опрос молодых специалистов. Опрос состоял из 4 вопросов с выборами ответа. Было опрошено несколько десятков молодых специалистов, которые имеют стаж работы до 2 лет. Опрос был анонимный и мог иметь несколько вариантов ответов.

Вопросы и варианты ответов Кол-во человек, в %

1. Что вызвало наибольшую проблему в адаптационный период?

Перегруженность учебными часами, неудобное расписание уроков 40

Недостаточный уровень профессиональной подготовки 60

Недостаток свободного времени 100

2. Какие трудности Вы испытали в подготовке к уроку и его проведении?

Поддержание дисциплины на уроке 40

Сохранение и повышение учебной мотивации учащихся 50

Выбор форм и методов обучения 50

Отбор учебного материала 50

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса Вы испытываете трудности?

В календарно-тематическом планировании 100

В проведении внеклассных мероприятий 40

В общении с учащимися, с их родителями 50

В проведении уроков 30

4. Какие негативные чувства Вы испытывали в период адаптации на рабочем месте

Тревожность 30

Неуверенность в своих силах 80

Также был опрошен административный персонал школ. В опросе приняли заместители директоров и директор школы г. Улан-Удэ. На вопрос: «В чем проблема профессиональной социализации молодых педагогов» — были даны следующие ответы: уровень подготовки функциональной грамотности выпускников оставляет желать лучшего, т. е. они не умеют применять полученные знания на

практике. Также управленцы в основном отмечали, что молодым педагогам не хватает предметных, методических и психологических компетенций. Немаловажным фактором в успешной профессиональной социализации молодого педагога являются хорошие жилищно-бытовые условия, хорошая заработная плата, определенный круг учителей-единомышленников и наличие наставника.

Исходя из опроса мы можем сделать выводы, что в среднем минимум 50% молодых специалистов имеют определенные затруднения в профессиональной социализации и некоторые из проблем могут решаться годами. Очень хорошо, если в школе есть старшие коллеги-наставники, которые могут помочь и помогают молодым учителям в профессиональном становлении.

На основе ответов опрошенных учителей, заместителей директоров и директора школы напрашивается еще один вариант решения проблемы профессиональной социализации молодых педагогов: развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект — это вид интеллекта, отвечающий за распознание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Самым важным является то, что развитие эмоционального интеллекта поможет в развитии мотивации профессиональной деятельности и саморазвитии у молодых педагогов. В распознавании уровня эмоционального интеллекта поможет тест Даниэла Гоулмана или Дмитрия Владимировича Люсина. Эти тесты помогут определить, насколько у вас развиты способности к пониманию и управлению своими эмоциями, а также насколько вы умеете определять эмоции других людей и влиять на них. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Формирование и совершенствование эмоционального интеллекта помогут молодым учителям совладать своими эмоциями во время проведения уроков и в целом профессиональной деятельности, что будет способствовать более лучшей профессиональной социализации молодых педагогов.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. Москва: Академия, 2006. 240 с. Текст: непосредственный.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 4, стер. Москва: Академия, 2010. 304 с. Текст: непосредственный.

3. Глухов П. Эмоциональный интеллект — ключ к успешному взаимодействию с другими людьми. URL: https://lifehacker.ru/emotional-intelligence (дата обращения: 25.10.2021). Текст: электронный.

Статья поступила в редакцию 18.11.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принята к публикации 07.12.2021.

PROBLEMS AND DIFFICULTIES OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUNG TEACHERS: YOUNG TEACHERS OPINION AND THE POSITION OF MANAGERS

Alamzha V. Gunduev Teacher

Khoytobeye Secondary School

30 Sagaan-Dali St., Khoytobeye, Buryatia, 670018 Russia

The article examines the problems and difficulties of professional socialization of young teachers. Every year, the professional socialization of a teacher is becoming more complex in modern society. The research was carried out on the basis of two schools: Municipal Educational Institution «Secondary School Khoytobeye», Ivolginskiy District and MAOU «Secondary School #54», Ulan — Ude, the Republic of Buryatia. The opinion of young teachers is analyzed and the opinion of the administrative staff of schools is taken into account. The purpose of the article is to present the results of a study of the main problems and difficulties in the professional sphere of young teachers, an idea of the prospects and further professional growth. The problems and difficulties are based on such aspects of professional socialization as: a differentiated approach to students, the teaching workload, remuneration, teaching staff attestation procedure and poorly developed emotional intelligence. Keywords: Education, problems, young teachers, professional socialization, emotional intelligence, development.

The article was submitted 18.11.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 07.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.