Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции развития образовательных технологий в сфере высшего образования'

Проблемы и тенденции развития образовательных технологий в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФОРМАТЫ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карачурина Регина Фаритовна

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс высших учебных заведений, вопросам востребованности классического образования в будущем. Развитие инновационных подходов в сфере образования диктуется актуальностью и поддерживается на государственном уровне и потребностями рынка труда. В настоящее время нет ответов на вопрос, каким должно быть образование, чтобы обеспечить потребности будущего. Многие университеты перестраивают структуру обучения и организацию образовательного процесса. Но, тем не менее вопрос правильной комбинации технологий и форм обучения остается актуальным. Использование в образовательном процессе практикоориетированности, индивидуализации, непрерывности, цифровизации, онлайн образования, междисциплинарности либо сочетание всех указанных форм и технологий является важным условием формирования предложений образовательных услуг на пути к изменяющемуся рынку труда. Но образовательные организации обладают различной восприимчивостью к указанным изменениям. Их потенциал существенно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессорско-педагогического состава, информационно-аналитических структур, внешних условий деятельности и нормативно-методических подходов. Реформирование образовательного процесса (назовем так условно внедрение новых форматов передачи знаний), с одной стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, нацелено, в пределах изменяющихся технологий, на потребности рыночной экономики. Процесс внедрения является одним из основных векторов изменений образовательного процесса, при этом меняется не только роль педагога, форма обучения, но и роль университета в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and trends in the development of educational technologies in higher education

The article is devoted to topical problems of introduction of new educational technologies into the educational process of higher educational institutions, issues of demand of classical education in the future. The development of innovative approaches in the field of education is dictated by relevance and supported at the state level and by the needs of the labour market. There are currently no answers to the question of what education should be to meet the needs of the future. Many universities are restructuring the structure of education and the organization of the educational process. But, nevertheless, the question of the correct combination of technologies and forms of learning remains relevant. The use in the educational process of practicality, individualization, continuity, digitalization, online education, interdisciplinary, or a combination of all these forms and technologies is an important condition for the formation of offers of educational services on the way to a changing labour market. But educational organizations have different susceptibility to these changes. Their potential depends significantly on the parameters of organizational structures of management, faculty, information and analytical structures, external conditions of activity and normative and methodological approaches. Reforming the educational process (let us call it conditional to introduce new formats of knowledge transfer), on the one hand, in conflict with all conservative ones aimed at preserving the existing situation, on the other hand, is aimed, within the limits of changing technologies, at the needs of the market economy. The implementation process is one of the main vectors of change in the educational process, and not only the role of the teacher, the form of education, but also the role of the university as a whole changes.

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции развития образовательных технологий в сфере высшего образования»

Development of educaton

Карачурина Р.Ф. КагаеШппа R,F.

кандидат экономических наук, начальник отдела методического сопровождения образовательных программ, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 378.147.091.31

DOI: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-156-163

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс высших учебных заведений, вопросам востребованности классического образования в будущем. Развитие инновационных подходов в сфере образования диктуется актуальностью и поддерживается на государственном уровне и потребностями рынка труда. В настоящее время нет ответов на вопрос, каким должно быть образование, чтобы обеспечить потребности будущего. Многие университеты перестраивают структуру обучения и организацию образовательного процесса. Но тем не менее вопрос правильной комбинации технологий и форм обучения остаётся актуальным. Использование в образовательном процессе практикоориетированности, индивидуализации, непрерывности, цифровизации, онлайн-образования, междисциплинарности либо сочетание всех указанных форм и технологий является важным условием формирования предложений образовательных услуг на пути к изменяющемуся рынку труда. Но образовательные организации обладают различной восприимчивостью к указанным изменениям. Их потенциал существенно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессорско-педагогического состава, информационно-аналитических структур, внешних условий деятельности и нормативно-методических подходов.

Реформирование образовательного процесса (условно назовём так внедрение новых форматов передачи знаний), с одной стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны - нацелено, в пределах изменяющихся технологий, на потребности рыночной экономики. Процесс внедрения является одним из основных векторов изменений образовательного процесса, при этом меняется не только роль педагога, форма обучения, но и роль университета в целом.

Ключевые слова: реформирование образовательного процесса, форматы передачи знаний, индивидуализация, персонализация, цифровая экономика, управление университетом, образовательная траектория, нормативные требования, проектный подход, образовательная программа.

PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

The article is devoted to topical problems of introduction of new educational technologies into the educational process of higher educational institutions, issues of demand of classical education in the future. The development of innovative approaches in the field of education is dictated by relevance and supported at the state level and by the needs of the labour market. There are currently no answers to the question of what education should be to meet the needs of the future. Many universities are restructuring the structure of education and the organization of the educational process. But, nevertheless, the question of the correct combination of technologies and forms of learning remains relevant. The use in the educational process of practicality, individualization, continuity, digitalization, online education, interdisciplinary, or a combination of all these forms

Развитие образования

and technologies is an important condition for the formation of offers of educational services on the way to a changing labour market. But educational organizations have different susceptibility to these changes. Their potential depends significantly on the parameters of organizational structures of management, faculty, information and analytical structures, external conditions of activity and normative and methodological approaches.

Reforming the educational process (let us call it conditional to introduce new formats of knowledge transfer), on the one hand, in conflict with all conservative ones aimed at preserving the existing situation, on the other hand, is aimed, within the limits of changing technologies, at the needs of the market economy. The implementation process is one of the main vectors of change in the educational process, and not only the role of the teacher, the form of education, but also the role of the university as a whole changes.

Key words: educational reform, knowledge transfer formats, individualization, personalization, digital economy, university management, educational trajectory, regulatory requirements, design approach, educational program.

Глобализация, смена технологий, сложная демографическая ситуация, стремительное развитие наукоёмких технологий, с одной стороны, модернизация экономики знаний, рост междисциплинарных исследований, распространение открытых образовательных ресурсов, повышение интенсивности конкуренции и сотрудничества между учебными заведениями, увеличение значимости количественной оценки образовательного процесса - с другой стороны - оказывают серьёзное влияние на изменение роли университета в условиях меняющихся социально-экономических парадигм. Вызовы, которые встают перед высшим образованием, изучаются во многих исследованиях и подтверждаются

наличием большого количества работ, посвя-щённых данной проблематике (Б. Кларк, Й. Уисема, М. Карной, А. Аврус, М. Барбер, А. Волков, А. Дельбанко, К. Доннели, И. Ильинская, Г. Ицковица, С. Коллини, С. Ризви, И. Фрумин, С. Фуллер, П. Щедровицкий).

Знания становятся основным ресурсом экономики. В свою очередь, университет должен как производить эти знания, так и эффективно транслировать их. При этом студент должен быть не субъектом, а объектом взаимодействия. На рисунке 1 представлена модель взаимодействия студента в сфере высшего образования.

Элекгронные курсы Онлайн курсы Программы ДНО

Pc

Студент Работодатель

Непрерывное взаимодействие

M

Цифровизация Информ атизация Междисциппинарвость Soft, hard компетенции Когнитивные компетенции Внедрение ИИ как партнера Курсы (предметы)

ш

О ,

ÍP-

Каталог продуктов (прототипов) (сервисов, технологий и др.)

Рост конкур ентных преимуществ на рынке услуг

Выпуск квалифицированных кадров с циф р о вым п ор тф о ли о

Ин дивиду ализ ация Конкурсы

обучения Проекты

Практико- Патенты

ориентированность Новые

Гибкая МО бильная технологии

система подготовки Гранты

кадров Исследования

Непрерывность

ДПО

Коло бор ативное пространство

Социальная Ф аблабы

мобильность Нетворк

Гри д-техн ол огии Воркшоп

Экосистема Практические

задачи

Рисунок 1. Модель взаимодействия студента в сфере высшего образования

Development of education

В исследовании М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви «Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция» отмечается: «Университеты крепки своим «низом» и слишком невосприимчивы к давлению сверху, чтобы руководство могло последовательно проводить свою линию на протяжении долгового времени. Скорее, трансформация происходит тогда, когда в базовых единицах университета и в нем самом многие люди объединяются для того, чтобы со временем путем организованной инициативы изменить устройство и ориентацию института» [5]. До

настоящего времени методы построения управления университетами характеризовались нормативным подходом, без альтернативных вариантов, что привело в основном к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Процесс реформирования образовательного процесса невозможен без трансформационных подходов к структуре управления проектно-ориентированной организацией. На рисунке 2 представлен процесс моделирования общей структурной схемы управления университетом.

Рисунок 2. Процесс моделирования общей структурной схемы управления университетом

Анализируемая проблема не может решиться одномоментно, так как структурно университеты достаточно консервативны. Но скорость изменяющихся условий требует такой же аналогичной ускоренной адаптации в целях обеспечения конкурентоспособности «поставки» образовательных услуг. Минимизация вертикальной организации делегирует наибольшую часть ответственности структурным подразделениям, функциональная траектория которых может иметь принципиальное отличие от предыдущей. Группы преподавателей и административных служащих должны уметь создавать новые структуры, образовательные услуги, процессы, которые обеспечат готовность университета принять новые вызовы. В данные группы также могут входить студенты, так как могут выступать проектировщиками своей образовательной траектории.

При реализации технологического уровня рекомендуется применить метод исследования структуры проблемы проектного обучения - проектирование нововведений путём смещения границ, когда традиционные подходы переориентируются на новые форматы передачи знаний и способы реализации, но при этом сохраняется имеющийся потенциал без значительной потери ресурсов образовательной организации. В результате будут разработаны новые модели, формирующие «сбалансированную систему поддержки всех стадий «жизненного цикла» знаний» [3], с учётом целей ускоренной подготовки по компетенциям цифровой экономики. Один из вариантов жизненного цикла знаний представлен на рисунке 3. Считается, что система образования должна быть выстроена таким образом, чтобы базовые знания, формирующие универсальные компетенции, и профес-

сиональные умения и навыки, формирующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции, обеспечивались преподавателями, наставниками и специалистами, у

Развитие образования

которых есть внедрения в соответствующих направлениях, которые позволяют быстро выйти на качественно иной уровень.

Рисунок 3. Жизненный цикл знаний

В представленном рисунке выделены отдельным блоком нормативные требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Обеспечение качества образовательных программ через развитие стандартов является приоритетной задачей государственной политики в сфере высшего образования.

Можно выделить следующие нормативные требования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования:

- общие положения: форма обучения, объём, срок обучения, виды и сферы профессиональной деятельности выпускников; тип (типы) задач профессиональной деятельности выпускников и т.д.;

- требования к структуре программы;

- требования к результатам освоения: универсальные и общепрофессиональные компетенции определяются стандартом, профессиональные компетенции - образовательной организацией;

- требования к условиям реализации программы: общесистемные требования; требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, к кадровым

условиям реализации программы, к финансовым условиям реализации программы, к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе [4].

Очевидно, что модернизация форматов передачи знаний образовательных организаций ограничена нормативными требованиями стандарта. Отсюда вопрос о возможностях организации индивидуальной траектории обучающихся, её персонализации, прак-тикоориентированности остаётся открытым. На рисунке 4 представлена модель встраивания проектного подхода в образовательный процесс с учётом требований стандартов. Логично предположить, что нормативные требования не ограничивают возможности использования в образовательном процессе новых форм и технологий.

PEDAGOGICAL SCIENCE

Development of education

• Системное и критическое мы шление

• Разработка и реализация проекта

■ Командная работа и лидерство

■ Коммуникаций

■ Межкультуриое видам оде йетвир •Самоорганизация и

саморазвитие {в том числе з доровьесбережен ие)

1

Новые образовательные курсы Визионерские лекции н лекториум мышления, клуб мышления Проектная (командная! работа, экспертная панель

Иностранный язык, История, Философия, БЖД

Мастер-класс, воркшон, откритьте дни Спорт и ресурсные состояния

Универсаль

ные компетенц ии

Обшепр-офсссиоыал

ьные компетенци

■ Применение фундаментальных знаний

■Техническое проектирование

■ Когнитивное управление ■Использование

инструментов и оборудования

■ Исследование

■ Принятие решений ■Применение прикладных

знаний

1рофессионал

ьные компетенции профиля

В

■Технологический тип задач (как пример) - (профильные дисциплины - обязательные для освоения)

Профессиональные дисциплины профиля технологического типа задач

и

НИР в лабораториях

Проектная (командная) работа, экспертная

пашшь

Профессионал

ьные компетенции

■ Организационно-управленческий тип задач

■ Научно-исследовательский тип задач

• Проектный тип задач

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектная (командная) работа, экспертная панель НИР в лабораториях

Рисунок 4. Модель встраивания проектного подхода в образовательный процесс с учётом требований ФГОС ВО

Таким образом, основными аспектами, благоприятствующими их внедрению, можно назвать следующие:

- универсальный подход к сформированным компетенциям по уровням подготовки;

- ориентация на проектное обучение, что даёт возможность для персонализации;

- ориентация на компетенции информационно-коммуникационных технологий цифровой экономики (включая компетенции управления), основанных на данных и защите интеллектуальной собственности, с фиксацией цифрового следа на единой платформе [1];

- новые подходы к оценке качества образовательной деятельности.

При этом следует отметить, что в настоящее время не конкретизирована роль примерных основных образовательных программ по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), которые должны регламентировать структуру образовательных программ.

Далее следует выделить требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся:

- наличие системы внутренней оценки качества;

- предоставление возможности обучающимся оценивать условия, содержание, организацию и качество образовательного процесса;

- привлечение работодателей и (или) их объединений, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников организации, к проведению регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся;

- проведение внешней оценки качества образовательной деятельности (на добровольной основе) [4].

Итак, федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрено участие студентов в оценке качества

160-

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 4 (30), 2019

Развитие образования

образовательного процесса. А также становится очевидным, что сегодня выпускники хотят на ранних этапах спрогнозировать своё будущее, соответственно, управлять индиви-

дуальным выбором образовательной траектории. На рисунке 5 представлены проблемы, барьеры и пути решения при реализации персональных образовательных траекторий.

Проблемы Дефициты

1

- создание цифрового компетентностного профиля; - сервисы и инструменты;

- реализация в гринфилде; - модель компетенций, оценка компетенций, разработка

- поиск партнеров; описания индикаторов компетенции;

- подготовка команды наставников и тьютеров; - образ результата проекта;

- мотивация студентов; - внедренческий опыт;

- поиск навыков для реализации проекта - механика организации и сопровождения учебного процесс

Ж

Барьеры ¥

- излишний контроль образовательной деятельности;

- бюрократизация контроля;

- рассогласованность действий законодательных органов;

- отсутствие нормативно-правовых актов, которые регламентируют значительную часть процессов индивидуализации образовательных траекторий;

- отсутствие нормативных документов по академической мобильности, проектной деятельности, сетевой формы реализации образовательных программ, базовым кафедрам, для реализации образовательного процесса по двойным дипломам;

- неразработанные примерные образовательные программы, противоречащие логике индивидуализации образовательных траекторий обучающихся;

- сопротивление изменениям

Цепь-разработка индивидуальных траекторий и управление индивидуальным выбором обучающегося

Стартовая позиция

Банк проектных задач от стейкхолдеров

Стратегическое партнёрство с предприятиями региона

Решение ▼

Пул проектных наставников (медиаторов), навигаторов

1

Наличие проектного модуля в ООП

1

I

Компетенц ии

тьюторов

Кейсы от индустриальн ых партнеров

На выходе

- Индивидуальный график освоения ОП

- Проектные дни (2-3) в неделю в расписании Онлайн активности (выбор собственной траектории)

- Зачёт результатов на основе результатов проектной работы

- Эффективные контракты с командой реализации

Чёткий образ результата проектной деятельности

- Рефлексия тьюторов и наставников

- Работа с наставником над проектом

- Встреча с тьютером

- Визионерские лекции

- Тренинги

- Мастер/классы, клубы мышления

- Открытые дни

- Спорт и ресурсные состояния

- Консультации экспертов (индустриальных партнеров, власти)

- Методическое обеспечение интенсива: образовательная программа, работа с тьюторами, дорожная карта

Взаимодействие с индустриальными партнерами: регулярная работа с экспертной группой индустриальных партнеров; ярмарка кейсов с индустриальными партнерами

- конспект лекции/веби нара

рефлексивно е эссе с тремя вопросами

- сертификат онлайн-курса

презентация

- план

коммуникац ий

бенчмаркинг (перечень аналогичных решений) и

др.

Уровни освоения: уровень 1. Владение конкретными инструментами, относящимися к данной области, образовательный обмен между

обучающимися уровень 2. Концептуальное понимание данной области уровень 3. Способность результативной продуктовой деятельности в рамках данной истории Такты:

Первый такт - дизайн-мышления, геймификация Второй такт

выстраивание индивидуальной траектории

Третий такт - выход на защиту, рефлексия

Цифровой след Уровни и такты Формируемые компетенции

1 1

- умение генерировать и использовать данные;

- взаимодействие с индустриальными партнёрами;

- умение формировать цифровой след, персональное портфолио

- работа с презентацией навыков и образования;

- личная эффективность (тимннг и командное взаимодействие, мышление и креативность, самоорганизация)

- освоение технологий на рынке НТИ: новые производственные технологии; сенсорика и робототехника; искусственный интеллект; виртуальная и дополненная реальность, создание 1Т технологий (продуктов)

- экономика и управление на основе данных: проектирование и моделирование, вывод продукта на рынки

Навыки: алгоритмика, ИИ,

криптография, нейропрограммирование. Критическое мышление, самообучение, творческий подход ко всему. Коммуникативные навыки

Рисунок 5. Персонализация траектории обучения

Development of education

Основными преимуществами для обучающихся можно назвать следующие:

- возможность использования ресурсов иных организаций и, соответственно, снижение собственных издержек;

- возможность получения образования у лучших специалистов, преподавателей в данном направлении;

- улучшение возможностей для получения обучающимися профессиональных компетенций;

- возможность построения индивидуальных траекторий освоения образовательных программ;

- удовлетворение более широких потребностей обучающихся (гибкость образовательного процесса, обучение по уникальным образовательным программам);

- развитие самоорганизации и самодисциплины у обучающихся;

- возможность построения индивидуальных траекторий освоения образовательных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует обратить внимание на риски образовательных организаций:

- неравномерность распределения нагрузки преподавателей;

- увеличение издержек в образовательном процессе;

- организационные сложности при реализации обучения;

- непредвиденные расходы в случае отказа организации-партнера от исполнения своих обязанностей;

- снижение качества предоставляемых услуг (в том числе в случае отклонения от утверждённых учебных планов).

Отмеченные риски должны быть проанализированы и минимизированы на начальном уровне соответствующей модифициро-

Список литературы

1. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта "Цифровая экономика", утвержденный протоколом от 24 декабря 2018 г. № 16 заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным

ванной системой управления образовательной организации.

Результатами освоения персональных образовательных траекторий станут:

- предложения работодателей;

- оценка выпускников работодателями;

- банк знаний в разных областях;

- сбор мнений и оценок для грамотного выстраивания образования других обучающихся;

- работа с отзывами компаний о навыках студентов;

- персональные цифровые профили.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что тенденциями развития образовательных технологий в сфере высшего образования являются следующие:

- формирование и реализация образовательных программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации с внедрением новых форматов передачи знаний;

- формирование консолидированных центров в университетах, обеспечивающих «сбалансированную систему поддержки всех стадий «жизненного цикла» знаний»;

- определение единых правил, действующих в отношении всех высших учебных заведений независимо от их локализации и статуса;

- обеспечение реализации в системе высшего образования персональных траекторий развития обучающихся;

- обеспечение формирования персонального профиля компетенций, персональной траектории развития и непрерывного образования граждан с использование цифровых сервисов.

проектам [Электронный ресурс]. URL: https:// www.consultant.ru/

2. Паспорт Национального проекта "Образование", утвержденный протоколом от 24 декабря 2018 г. № 16 заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и

национальным проектам [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/

3. План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год, утв. Министром науки и высшего образования Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/

4. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/

5. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция. - М., 2013.

6. Ильинская И. ДНК инновационного развития // Вопросы образования. - 2013. -№ 3. - С. 152-236.

7. Карачурина Р.Ф., Шайхутдинова Г.Ф. Становление опорного вуза в контексте задач социально-экономического региона // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 4. - С. 53-57.

8. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М., 2011. - 240 с.

9. Ковалевич Д.А., Щедровицкий П.Г. Конвейер инноваций [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/conveyor-of-innovations/

10. Коллини С. Зачем нужны университеты? / пер. с англ. Д. Кралечкина. - Высшая школа экономики. - М., 2016. - 264 с.

11. Фуллер С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства / пер. с англ. С. Филоновича. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/v-chem-unikalnost-universitetov-obnovlenie-ideala-v-epohu-predprinimatelstva-per-s-angl-s-filonovicha/viewer

References

1. Passport of the federal project "Personnel for Digital Economy" of the national project "Digital Economy," approved by the protocol of December 24, 2018. No. 16 of the meeting of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Strategic Development

Развитие образования

and National Projects [Electronic Resource]. URL: https://www.consultant.ru/

2. Passport of the National Project "Education," approved by the Protocol of December 24, 2018 No. 16 of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Strategic Development and National Projects [Electronic Resource]. URL: https://www.consultant.ru/

3. Plan of activity of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for the period from 2019 to 2024, Ed. Minister of Science and Higher Education of the Russian Federation of February 8, 2019 [Electronic Resource]. URL: https://www.consultant.ru/

4. Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education [Electronic Resource]. URL: http://fgosvo.ru/

5. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. On the eve of the avalanche. Higher education and the coming revolution. - M., 2013.

6. Ilinsky I. DNA of innovative development//Education issues. - 2013. - № 3.

- С152-236.

7. Karachurina R.F., Shaikhutdinova G.F. Formation of a support university in the context of the tasks of the socio-economic region// Higher education today. - Moscow, 2018. - № 4.

- S. 53-57.

8. Clark B.R. Establishment of entrepreneurial universities: organizational directions of transformation with English A. Smirnov; Gos.un-t - Higher School of Economics. - Moscow, 2011. - 240 p.

9. Kovalevich D.A., Shchedrovitzky P.G. Pipeline of Innovation [Electronic Resource]. URL: https://asi.ru/conveyor-of-innovations/

10. Collini S. Why do you need universities?/p. With English D. Kralechkin. -Higher School of Economics. - M., 2016. - 264 p.

11. Fuller S. What is the uniqueness of universities? Renewal of the ideal in the era of entrepreneurship/per. with English S. Filonovich. [Electronic Resource]. URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/v-chem-unikalnost-universitetov-obnovlenie-ideala-v-epohu-predprinimatelstva-per-s-angl-s-filonovicha/viewer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.