Научная статья на тему 'Проблемы и способы формирования нравственных ценностей при подготовке будущих журналистов (на примере практических занятий по радиожурналистике в Челябинском госуниверситете)'

Проблемы и способы формирования нравственных ценностей при подготовке будущих журналистов (на примере практических занятий по радиожурналистике в Челябинском госуниверситете) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЖУРНАЛИСТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Анатольевна

Рассматривается актуальная проблема формирования нравственных ценностей у будущих журналистов. Предложены различные методы формирования нравственных ценностей у студентов. Опыт Челябинского университета может быть полезен и другим российским вузам, осуществляющим подготовку журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND METHODS OF FORMING MORAL VALUES WHEN PREPARING FUTURE JOURNALISTS (AS EXEMPLIFIED BY PRACTICAL TRAINING ON BROADCAST JOURNALISM AT THE CHELYABINSK STATE UNIVERSITY)

The problem of forming moral values in future journalists is considered. Various methods are proposed to form moral values in journalism students. The experience of the Chelyabinsk University may be useful to other Russian universities engaged in the training of journalists.

Текст научной работы на тему «Проблемы и способы формирования нравственных ценностей при подготовке будущих журналистов (на примере практических занятий по радиожурналистике в Челябинском госуниверситете)»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1 (2), с. 332-334

УДК 070

ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ (на примере практических занятий по радиожурналистике в Челябинском госуниверситете)

© 2012 г. А.А. Морозова

Челябинский госуниверситет roxfan@rambler.ru

Поступила в редакцию 09.12.2011

Рассматривается актуальная проблема формирования нравственных ценностей у будущих журналистов. Предложены различные методы формирования нравственных ценностей у студентов. Опыт Челябинского университета может быть полезен и другим российским вузам, осуществляющим подготовку журналистов.

Ключевые слова: духовность, нравственность, общество, журналистика, высшее образование.

Проблема духовности и нравственности общества всегда была актуальна, на всех ступенях развития нашего общества. Ценности и принятые большинством модели поведения с течением времени менялись. С появлением средств массовой информации вопрос нравственности и духовности обрел новый аспект - влияние СМИ на аудиторию, а вместе с тем и формирование духовных и нравственных ценностей при подготовке будущих журналистов.

Вопросы духовности и нравственности берут своё начало в самом понимании термина, поскольку границы духовности можно обозначить в восприятии каждого человека весьма условно.

Рассмотрим соответствующие определения, которые помогут нам расшифровать понятие данного термина.

По Толковому словарю Ушакова, духовность - это отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа [1].

Нравственность - это совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе, моральные качества человека (Малый академический словарь) [2].

То есть согласно вышеуказанным определениям для журналиста духовность и нравственность определяются как совокупность моральных норм и качеств, формирующих отношения журналиста с редакцией, политическими, социальными и прочими институтами и с аудиторией, в том числе посредством своих журналистских материалов.

Психологи выделяют два уровня нравственного сознания:

1) практический (обыденный);

2) теоретический.

«Обыденный уровень нравственного сознания можно определить как представленный в виде нравственных норм, оценок, обычаев способ освоения мира, отражающий будничные, изо дня в день повторяющиеся отношения между людьми» [3]. Для журналиста это ежедневная модель поведения и содержания статей, теле- и радиопрограмм, направленная на формирование имиджа издания, телеканала, радиостанции.

«Теоретический - как представленный в виде нравственных понятий, концепций способ освоения мира, отражающий глобальные нравственные проблемы» [3]. На наш взгляд, этот уровень отражен в более серьезных журналистских материалах, чаще всего аналитического или информационно-аналитического характера, когда выбор темы для публикации уже является проявлением уровня нравственности конкретного журналиста.

А.И. Титаренко отмечает, что «структура нравственного сознания - это не только система уровней, но это целостность, где все взаимосвязано и где каждый элемент получает смысл лишь в особой связи с другими элементами» [4]. Поэтому мы можем говорить о том, что нравственность для каждого человека, в том числе и для журналиста, - это аспект либо наличествующий, либо отсутствующий.

Нравственность состоит из следующих элементов: нравственной нормы, являющейся

своеобразной мерой допустимых и обязательных вариантов поведения людей, на основе ко-

торой осуществляется регуляция деятельности и отношений индивидов с позиции добра и зла, и нравственной оценки, с помощью которой устанавливается соответствие или несоответствие поведения человека моральным нормам

[3].

Рассматривая современную российскую журналистику, мы видим, что далеко не всегда журналист придерживается нравственной нормы в подготовке и публикации своих материалов, пренебрегает уровнем их нравственной оценки для достижения наибольшей популярности теле-, радиоканала или печатного издания.

Данная ситуация нуждается в коррекции. Мы считаем, что самый эффективный вариант -воспитание нравственности при обучении будущих журналистов, когда у них еще формируются понятия относительно выбранной профессии.

На факультете журналистики Челябинского госуниверситета (ЧелГУ) происходит деление студентов на специализации: печать, телевидение и радиовещание, начиная со 2-го курса. Каждая специализация состоит из теоретических и практических занятий. Мы рассмотрим проблемы и способы формирования нравственных ценностей в рамках практической части обучения радиовещанию.

В качестве средства обучения практическим навыкам выступает учебное студенческое радио «Диктум», оно вещает на 4-й этаж учебного корпуса ЧелГУ. На этой радиостанции выходят учебные программы студентов 2-го курса специализации «радиовещание». Несмотря на то что «Диктум» является медиаобразовательным проектом, именно на протяжении «работы» на нём у студентов должен формироваться взгляд на журналистскую деятельность в целом, нравственные ценности и нормы поведения. Во многом на уровень нравственного сознания влияет работа на указанную тему преподавателя со студентами. Исходя из нашего собственного опыта ведения занятий по радиожурналистике, обозначим основные проблемы формирования нравственных ценностей у студентов - будущих журналистов.

1. Разнородность аудитории - это самая главная и острая проблема, которая стоит перед преподавателем. В современном обществе молодежная культура представляет собой довольно разносторонние направления, формирующие определенную модель поведения и социальную практику, которых придерживаются люди подросткового и юношеского возраста. Такие убеждения мы можем обозначить понятием

«субкультура» (в широком смысле) - это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование и накладывающая своеобразный отпечаток на взаимодействие данной группы лиц/человека с окружающей средой. То есть, иными словами, практически всё, что есть вокруг, рассматривается через призму убеждений, свойственных той или иной субкультуре. По данным нашего исследования, в ходе которого было опрошено 120 человек в возрасте от 14 до 25 лет, принадлежность к субкультурам обозначили 25% опрошенных, кроме того, 27.7% опрошенных ответили, что состояли в субкультуре ранее. То есть всего это 52.7% респондентов, или более 60 человек из 120. Но даже те студенты, которые не относят себя к определенной субкультуре, в любом случае имеют уже сформировавшиеся к 19-20 годам собственные нравственные ценности, которые преподаватель практически не в силах изменить.

2. Отсутствие какого-либо единого свода нравственных ценностей, поскольку данный вопрос сугубо индивидуален и для каждого, как мы отмечали выше, они свои. То есть нет единого основания, по которому преподаватель сможет разделить для студентов окружающую среду и модели поведения на «нравственное» и «безнравственное».

3. Отсутствие метода воздействия на студентов при формировании духовных и нравственных ценностей. Качество, количество заданий и учебных программ можно регламентировать и оценивать при помощи выставления баллов, зачетов, оценки за экзамен. Нравственную составляющую программы возможно оценить только с субъективной точки зрения, вследствие чего преподаватель не имеет права снижать оценку за какие-либо «ненравственные» фрагменты текста при выполнении студентом остальных основных требований к материалу.

Вышеуказанные проблемы не могут быть полностью решены, но их возможно упростить, используя различные способы формирования нравственных ценностей на практических занятиях и при подготовке учебных радиопрограмм. Итак, обозначим методы, которые используются в рамках занятий по радиовещанию на факультете журналистики ЧелГУ.

1. Выбор темы учебных радиопрограмм студенты в большинстве случаев осуществляют сами, но преподаватель высказывает своё мнение и дает рекомендации относительно соответствия темы и контента программы ряду журна-

листских критериев (актуальность, информативность и так далее), в том числе придерживаясь уровня нравственности в определении и развитии темы.

2. Создание и выпуск в эфир социальной рекламы, которая направлена на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. Например, ролики о вреде курения, алкогольных напитков, вопросы отношений детей и их родителей и так далее.

3. Агитация посредством радио студентов и преподавателей факультета к участию в социальных и прочих акциях. Например, «Помощь детскому дому», акция по защите бездомных животных, участие в мероприятиях на тему культуры и искусства и так далее.

4. Прослушивание на занятиях программ коммерческих, государственных и других учебных радиостанций, их обсуждение, в том числе и относительно нравственного уровня текста и модели поведения журналиста в эфире.

5. Проведение «сотрудниками» учебной редакции социологических опросов аудитории для определения уровня оценки контента ра-

диостанции слушателями по различным критериям, одним из которых является степень нравственности выпускаемых в эфир программ.

Подводя итог, мы можем отметить, что вопрос о наличии у журналистов духовных и нравственных ценностей на сегодняшний день является очень актуальным, и их формирование необходимо осуществлять еще на этапе подготовки будущих профессионалов для достижения наилучшего результата.

Список литературы

1. Духовность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/духовность (дата обращения 24.09.2011).

2. Нравственность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://febweb.ru/feb/mas/masabc/

Wma251308.htm (дата обращения 24.09.2011).

3. Антилогова Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура// Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Кемерово, Кузбасс-вузиздат, 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2480.htm (дата обращения 24.09.2011).

4. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974. 278 с.

PROBLEMS AND METHODS OF FORMING MORAL VALUES WHEN PREPARING FUTURE JOURNALISTS (AS EXEMPLIFIED BY PRACTICAL TRAINING ON BROADCAST JOURNALISM AT THE CHELYABINSK STATE UNIVERSITY)

A.A. Morozova

The problem of forming moral values in future journalists is considered. Various methods are proposed to form moral values in journalism students. The experience of the Chelyabinsk University may be useful to other Russian universities engaged in the training of journalists.

Keywords: spirituality, morality, society, journalism, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.