УДК 338.242 + 334.012.62
ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Е. Н. ХРАМОВ,
аспирант кафедры управления социально-экономическими системами E-mail: evgenykhramov86@gmail.com Удмуртский государственный университет
Проблема управления знаниями усложняется размерами и географической рассредоточенностью интегрированных корпоративных структур (ИКС). Автором создана модель управления знаниями в ИКС, на ее основе проведен опрос руководителей компаний Удмуртской Республики. На базе основных положений синергетики сформулированы принципы управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре промышленности.
Ключевые слова: знание, управление, интеграция, корпоративная структура, промышленность.
Введение
В результате научно-технического прогресса к середине XX в. в мире произошла глобализация международных экономических отношений. Все большее число компаний стало рассредоточивать цепочку создания стоимости продукта в различных странах. Активное перемещение затронуло не только материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Информация и знания также стали активно передаваться на индивидуальном, групповом и организационном уровнях.
Знание превратилось в ведущий фактор производства [11]. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, предприятия начали активно применять знания для снижения себестоимости продукции и победы в конкурентной борьбе посредством разработки и покупки новых технологий и материалов, создания информационных сетей и баз данных, внедрения новых методов управления и т. д. Во-вторых, возросший уровень жизни и
смещение потребности людей в нематериальную плоскость привели к повышенному требованию к качеству, ассортименту, свойствам товаров со стороны потребителей [7].
Мотором современной инновационной экономики являются крупные промышленные предприятия, интегрированные корпорации. Распределение затрат российских организаций на инновации в 2006—2007 гг. в зависимости от численности сотрудников представлено в таблице. Очевидно, что крупные промышленные предприятия существенно лидируют и в уровне инновационной активности, и абсолютных затратах на инновации.
В странах, входящих в ОЭСР, компании с численностью более 250 чел. превышают средний уровень инновационной активности по всем компаниям в 1,5—2 раза. В целом инновационная активность малого бизнеса в странах ОЭСР низкая.
Большая роль, которую играют интегрированные корпоративные структуры промышленности в современной наукоемкой экономике, не случайна. Именно эти хозяйствующие субъекты в силу своих размеров концентрируют в себе производство, капитал, информацию и знания.
Эффективное управление знаниями является необходимым условием для выживания промышленных гигантов в современном глобальном мире. В то же время управлять знаниями в интегрированной корпоративной структуре достаточно сложно из-за их большого количества, разнообразия, размеров и географической рассредото-ченности.
Распределение затрат российских организаций на инновации в 2006—2007 гг. в зависимости от численности сотрудников [4]*
Числен- Совокупный уро- Затраты на технологичес-
ность вень инновационной кие, организационные,
работни- активности организа- маркетинговые иннова-
ков, чел. ций, % ции, млн руб.
2006 2007 2006 2007
До 50 2,1 2 9 209,7 7 682,2
50-99 5 5,3 2 280,8 3 567,1
100-199 8,6 8,7 5 371,3 7 020,2
200-249 10,1 10,6 6 668,1 3 730,2
250-499 14,7 14,8 25 666,2 16 147,7
500-999 23,6 23,9 15 621 19 350,2
1 000- 42,9 42,4 67 879,4 87 654,1
4 999
5 000- 70,5 67,9 36 503,8 40 152,4
9 999
10 000 72,6 69,6 46 449,9 56 392,2
и более
* Сферы деятельности организаций в выборке: добывающее и обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, оптовая торговля.
Развитие теории управления знаниями на промышленном предприятии
Для изучения проблемы менеджмента знаний на современном промышленном предприятии, особенностей и принципов этого процесса были изучены различные подходы к управлению этим ресурсом. В результате анализа была сформулирована концепция развития теории управления знаниями на промышленном предприятии. Ее этапы выделены в зависимости от объекта, предмета, цели и методов исследования, применявшихся учеными. В классификации учтено влияние на теорию различных учений, способствовавших ее развитию (см. рис. 1).
В начале XX в. американский инженер Ф. Тейлор впервые начал заниматься исследованиями понятия управления с помощью наблюдения и других методов. Управление стало считаться наукой [12].
Объектом исследования школы научного управления выступают операции, выполняемые рабочими, орудия труда, используемые ими в процессе трудовой деятельности. Предметом исследования является эффективное управление операциями рабочих для рацио-
нализации их трудовой деятельности, повышения производительности труда, прибыли предприятия.
В процессе научной деятельности Ф. Тейлор исследовал знания персонала о том, какие орудия труда использовать и как это делать, как с помощью орудий труда оказывать действие на предмет труда. В результате ученый и его коллеги создали методику управления знаниями работников нижнего звена промышленного предприятия. Научная школа, основанная Ф. Тейлором, описала процедуру оценки, создала правила и нормы трудовой деятельности рабочих. Кроме того, в рамках учения были выдвинуты предложения по организации управления и использованию знаний сотрудниками на благо предприятия, а также по стимулированию персонала применять навыки и умения наилучшим образом.
В качестве предмета труда рабочего школой научного управления рассматриваются материальные ресурсы. Соответственно, это влияет и на характер исследуемых орудий труда.
Появление школы научного управления невозможно представить без развития метрологии. С помощью методов исследования, используемых в естественных науках, ученые-метрологи разработали шкалы измерения физических величин (длина, время, масса и др.), ставшие едиными для всех ученых [2, 5]. Без них Ф. Тейлор, его коллеги и последователи не смогли бы изучать орудия и предмет труда рабочих, делиться научными результатами и опытом, создать методику управления знаниями.
Следующим этапом развития теории управления знаниями на предприятии является появление информатики. Термин «информатика» появился в Европе около 50 лет назад. В целом можно сказать, что объектом исследования этой науки выступают операции, осуществляемые электронно-вычисли-
Этапы развития теории управления знаниями на предприятии
Школа научного управления —► Информатика —* Целостная концепция управления знаниями
4 к к к 1 к
Метрология Кибернетика Синергетика
Естественнонаучная база теории управления знаниями на предприятии
Рис. 1. Этапы развития теории управления знаниями на предприятии
тельными машинами и средствами связи с информацией, алгоритмы и программы, создаваемые для этих технических средств, а также сами технические средства [1, 8, 13].
Предметом исследования информатики является эффективное управление операциями с информацией, осуществляемое техническими средствами для рационализации деятельности, повышения производительности труда, прибыли предприятия.
Информатикой была создана методика управления знаниями в своей области изучения. В информатике знания представлены в виде алгоритмов и программ для электронно-вычислительных машин. Программы позволяют техническим средствам работать как единому механизму и обрабатывать информацию, а пользователям использовать электронно-вычислительные машины и средства связи по назначению.
Появление науки информатики было бы невозможно без развития кибернетики. Кибернетика включила в себя целый перечень учений, среди которых теория информации, теория автоматического регулирования и др. Работа американского инженера и математика К. Э. Шеннона [16], создавшего унифицированную формулу для измерения количества информации , имела такое же значение для информатики, как метрология для школы научного управления. Без теории информации было бы невозможно создать электронно-вычислительную машину, исследовать операции, проводимые ею над данными. Кибернетика выявила сходные черты в процессе управления, имеющие место и в живых, и в неживых системах. Эта наука сформулировала законы и принципы управления (декомпозиция, обратная связь и др.), которые легли в основу управления, в том числе в управление информацией и знаниями в информатике. Кибернетика применяет экспериментальный и математико-аналитический методы исследования, а также метод математического моделирования, революционный для своего времени, широко использующийся в электронно-вычислительных машинах.
Наконец, третьим этапом развития теории управления знаниями на предприятии является зарождение в конце XX в. целостной концепции управления знаниями на предприятии (К. Свейби, И. Нонака и др.).
Объектом исследования целостной концепции являются операции, выполняемые работниками интеллектуального труда со знаниями и информацией, используемые при этом средства, методы и организационные структуры, условия труда работников, а также сами знания. Предметом ис-
следования выступает эффективное управление операциями работников интеллектуального труда со знаниями и информацией для рационализации их трудовой деятельности, повышения производительности труда, прибыли предприятия.
Важно отметить, что в качестве предмета труда изучаемого персонала целостная концепция рассматривает нематериальные ресурсы — знания и информацию, а в качестве орудия труда — персональные компьютеры, средства связи и т. д.
Данное учение исследует не один, а множество видов знаний (знания, навыки и умения персонала; базы данных, ноу-хау, методы и др.). Кроме того, оно опирается на принципы и методы, использованные на предыдущих этапах развития теории управления знаниями (школой научного управления, кибернетикой и информатикой). Именно поэтому можно говорить о появлении в конце XX в. целостной концепции управления этим ресурсом. Свершение этого события было бы невозможно пятьдесят или сто лет назад. Ведь для того, чтобы комплексно руководить всеми знаниями и информацией предприятия на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях, сначала необходимо изучить их текущее функционирование по отдельным видам.
Управление большим количеством разных по качеству знаний в организации требует упорядочивания этого процесса. Наука синергетика, исследующая нелинейные динамические системы, к которым относится и интегрированная корпоративная структура промышленности, может быть применима для решения этой проблемы. По мнению автора, на основе определенных принципов управления, базирующихся на положениях синергетики, руководство организации способно принимать эффективные стратегические, тактические и оперативные решения в области менеджмента знаний.
Основные положения синергетики связаны с такими понятиями, как «фрактал», «бифуркация» и «синергия». Элементы нелинейной динамической системы фрактальны, т. е. дробны, а дробящиеся части подобны друг другу. Нелинейная динамическая система периодически оказывается в состоянии бифуркации (перепутья), в результате преодоления которого она меняет траекторию развития и приобретает новые качества. В момент выбора она становится чрезвычайно чувствительной к случайным воздействиям, после чего переходит к детерминированному хаосу, который сменяется более предсказуемым движением [9, 15]. Под синергией стоит понимать появление новых свойств в системе в результате интеграции ее частей.
Модель и принципы управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре промышленности
Для более глубокого изучения менеджмента знаний, особенностей и принципов его протекания в интегрированных корпоративных структурах промышленности автором была разработана модель этого процесса (рис. 2).
Результатами деятельности компании являются получение прибыли и рост ее капитализации. Средствами достижения результата управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре промышленности являются интеграция и концентрация знаний.
Промышленная интегрированная корпоративная структура в силу своих размеров и нередко географической разобщенности должна интегрировать знания входящих в нее хозяйствующих субъектов.
Под интеграцией понимаются состояние связанности и процесс, ведущий к связанности отдельных дифференцированных частей и функций
Внутренние факторы
Внешние факторы
Оценка показателей и процесса работы со знаниями
Планирование показателей и процесса работы со знаниями
Организация работы со знаниями
Мотивация к работе со знаниями
Контроль за показателями и процессом работы со знаниями
Работа со знаниями
Создание
Покупка знаний
Обмен знаниями
Поддержание
Ликвидация
Этапы процесса управления знаниями
Рис. 2. Модель управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре
промышленности
системы в единое целое. Таким образом, интеграция - это и динамический процесс, и статический результат одновременно [6].
Сущность интеграции знаний в объединенной промышленной корпоративной структуре заключается в следующем. Вначале происходит установление связей между людьми, оперирующими этим ресурсом. Эти люди могут работать в одной или разных компаниях, входящих в интегрированную корпоративную структуру промышленности. Здесь наблюдается несистемный обмен знаниями. Затем наблюдаются углубление, усиление, придание систематического характера существующим связям. Впоследствии количество связей увеличивается, устанавливаются новые связи, появляются новые виды передаваемых знаний. В результате достижения положительного синергетического эффекта в системе появляются новые свойства, она меняет согласование связей и структуру [6]. Появляется новое, качественно отличающееся знание. В противном случае объединения знаний не происходит.
Интегрированная корпоративная структура промышленности должна объединять не только внутренние знания. Объединение также должно касаться внутренних и внешних нематериальных ресурсов (клиенты, конкуренты, научно-исследовательские институты, контрагенты и т. д.).
Интеграция знаний структурных подразделений является чрезвычайно важным процессом для интегрированной корпоративной структуры промышленности. Это подтверждают результаты опроса 30 экспертов - руководителей интегрированных промышленных корпораций Удмуртской Республики. Исследованные организации работают в сфере пищевой промышленности, машиностроения и приборостроения, производства стали, хи-
Интеграция знаний
Концентрация знаний
мической, космической и военной промышленности, транспортировки газа, производства тары, продукции для железных дорог, в области деревообработки, нефтедобычи, производства автомобилей. Респондентам было предложено оценить показатели управления знаниями на их предприятиях по 10-балльной шкале. Самой низкой оценкой выступал 1 балл. Важность интеграции знаний между головной компанией и внешними организациями была оценена экспертами на 8,77 балла, между головной компанией и дочерними (зависимыми) подразделениями — на 8,73 балла. Важность объединения знаний по горизонтали — между отдельными дочерними (зависимыми) подразделениями — руководители отметили на уровне 7,73 балла, а между дочерними (зависимыми) подразделениями компании и внешними организациями — на уровне 7,5 балла.
Механизм влияния процесса интеграции знаний на рост прибыли интегрированной корпоративной структуры промышленности заключается в снижении себестоимости единицы продукции, увеличении объема производства и сбыта, росте цены единицы продукции в результате повышения ее качества или монополизации рынка. Например, изобретение нового типа микросхемы может привести к резкому взлету объема продаж конечных изделий, увеличив рентабельность. Создание нового метода или способа производства способно незначительно снизить себестоимость продукции. Даже простое получение информации об изменении курса валют или предпочтении клиентов может существенно сказаться на финансовом результате интегрированной корпоративной структуры промышленности.
Рост ее капитализации происходит после процесса объединения информации и знаний о положительных финансовых результатах деятельности компании и знаний СМИ о том, как преподнести эту новость или, например, вследствие проведения успешных переговоров о продаже крупного пакета акций организации по цене выше рыночной с представителями другого хозяйствующего субъекта.
Объединение знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности может привести к появлению качественно нового знания и росту прибыли и/или капитализации. Таким образом, по мнению автора, первый принцип управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре промышленности — принцип достижения положительной синергии через интеграцию знаний.
Кроме интеграции знаний перед данной организацией стоит задача их концентрации. Интегрированная корпоративная структура, как и любой крупный
объект, является центром притяжения, центром концентрации. Кроме материальных и финансовых ресурсов она притягивает к себе огромное количество информации и знаний из внешней среды. После притяжения знаний и информации они вместе с внутренними знаниями концентрируются в головном подразделении организации. Это вполне обоснованно в разумных пределах, так как в противном случае интегрированная корпоративная структура теряет свою управляемость и постепенно распадается.
Таким образом, концентрация знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности — процесс сосредоточения внутренних, а также привлеченных внешних знаний в головном подразделении организации для получения и увеличения прибыли, повышения капитализации.
Важность концентрации знаний в работе объединенной промышленной корпоративной структуры была подтверждена в ходе опроса 30 экспертов удмуртских предприятий, о котором уже было упомянуто. Необходимость сосредоточения в головной компании наиболее квалифицированных сотрудников респонденты оценили на 8,47 балла из 10 возможных, информации о внутренней деятельности всех подразделений — на 8,83 балла, внешней информации о потребностях клиентов, деятельности контрагентов, конкурентов, макроэкономической ситуации — на 9,27 балла.
Концентрация знаний влияет на прибыль и капитализацию организации посредством эффекта масштаба. Эффект масштаба в теории производственных функций — соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов [10]. Эффект масштаба положителен, когда при увеличении объема используемых ресурсов в п раз результаты возрастают в большей степени [3]. Так, в процессе работы предприятия это явление имеет место при постепенном сокращении средних затрат наряду с увеличением объемов производства и, соответственно, прибыли и капитализации. Уменьшение средних затрат происходит за счет снижения средних постоянных издержек, к которым относятся расходы на использование зданий и оборудования, коммунальные и кредитные выплаты и др.
Аналогичная ситуация наблюдается и с динамикой средних расходов на знания в процессе увеличения объемов производства. Эти затраты уменьшаются из-за сокращения средних постоянных издержек на знания (затраты на выплату заработной платы руководящим работникам, создание методологии, покупку программного обеспечения и т. д.).
Эффект масштаба может меняться при разных объемах производства. В любом случае у любых мощностей есть пределы, расширить которые можно только за счет дополнительных постоянных затрат на строительство зданий и сооружений, приобретения станков, найма специалистов-управленцев, покупки программного обеспечения, баз данных и др. Момент осуществления этих действий каждая успешная организация выбирает для себя сама. Расширение объема производства является необходимым условием ее выживания в современном глобальном мире. Ведь конкурент, создающий и продающий большее количество продукции, скорее всего, обладает и более низкими издержками. Принципиальным также является то, насколько материальные и нематериальные объекты вложений будут технологически совершеннее, производительнее предыдущих. Рост прибыли, капитализации и конкурентоспособности организации достигается не только за счет количества созданной и реализованной продукции, но и за счет производительности субъектов и орудий труда.
Переход на новый технологический уровень интегрированной корпоративной структуры промышленности связан с появлением нового качества знаний, функционирующих в компании. Под новым качеством понимается появление новых навыков и умений, новых теоретических знаний сотрудников (прежде всего руководящих), способствующих значительному росту прибыли и капитализации организации в долгосрочном периоде; нового поколения ЭВМ и программного обеспечения, позволяющих совершать операции с тем же количеством информации и знаний за меньшее время; более совершенных принципов и методов управления деятельностью компании, снижающих себестоимость производства и значительно увеличивающих ее финансовый результат на протяжении длительного периода времени и др. По мнению автора, технологический скачок комплексно затрагивает и знания персонала, и знания компании.
Переход интегрированной корпоративной структуры промышленности на новый технологический уровень, к качественно новому знанию может пойти по разным сценариям, а может и не произойти вовсе. В последнем случае организация со временем не выдержит конкуренции и погибнет. Поэтому интегрированная корпоративная структура промышленности должна руководствоваться вторым принципом менеджмента знаний - принципом управления бифуркациями в развитии предприятия через концентрацию знаний. С помощью сосредоточения информации и знаний организация способна предвидеть моменты необ-
ходимых качественных переходов, организовывать, реализовывать и контролировать этот процесс, упорядочивать хаотические проявления, возникающие в момент изменения технологического уровня для стабилизации работы системы, устранения действия негативных случайных факторов и др.
Этапы процесса управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре промышленности изображены на рис. 2. Выделено пять основных действий, осуществлямых сотрудниками организации со знаниями - создание, покупка, поддержание, обмен и ликвидация. Эффективное использование новых знаний значительно увеличивает прибыль и капитализацию компании, ее конкурентоспособность. Выбор между созданием и покупкой данного ресурса зависит от таких факторов, как качество, общая стоимость, время операции и др. Получение нового знания извне (покупка, обмен) способно рождать новые идеи, использоваться для его производства внутри организации в результате интеграции структурных подразделений. Часть приобретенных, обмененных и вновь созданных знаний концентрируется в головном подразделении интегрированной корпоративной структуры промышленности.
Поддержание знаний, по мнению автора, представляет собой сохранение стабильности кадров, информационных потоков внутри и вне корпорации, надежность технологического процесса, сохранность важной документации и др. Все это, безусловно, влияет на интеграцию и концентрацию нематериальных ресурсов в компании. Новому сотруднику трудно вживаться в коллектив, вникать в специфику работы; если руководство не обладает полной и достоверной информацией о деятельности компании, ему сложно принимать решения и т. д.
Сохранение знаний в работающем состоянии требует затрат со стороны предприятия. К расходам относятся выплата заработной платы персоналу, издержки на обучение сотрудников, эксплуатацию и ремонт ЭВМ и локальных сетей и др. В то же время знания постепенно устаревают, и организации приходится заниматься их ликвидацией - увольнять и перемещать сотрудников, закрывать программы обучения, менять ЭВМ и программное обеспечение на более современное и др. Процесс плавной ликвидации устаревших знаний постепенно протекает в любой эффективной компании, в момент перехода на другой технологический уровень он приобретает стремительный характер.
К функциям управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре промышленности следует отнести оценку и планирование
показателей и процесса работы со знаниями, организацию работы со знаниями, мотивацию к работе со знаниями и контроль за показателями и процессом работы со знаниями (см. рис. 2).
Оценка знаний в компании предполагает выявление на различных организационных уровнях (индивидуальном, коллективном, организационном) их соответствия требуемым нормативам. Она затрагивает и статические показатели, и динамический процесс работы и управления этим ресурсом. В процессе оценки применяются стоимостные методы (затратный, доходный и рыночный), метод сравнений статистических показателей, экспертный метод и др. В объединенной промышленной корпорации оценка должна учитывать состояние и результаты интеграции и концентрации знаний.
Оперативное, тактическое и стратегическое планирование и прогнозирование знаний в промышленной корпорации реализуются такими методами, как создание бюджетов, построение сценариев, созыв комиссий и др. Планирование уровня квалификации сотрудников, степени их взаимодействия, технологического процесса производства осуществляется на основе их предварительной оценки с учетом задачи взаимодействия между структурными подразделениями и появления новых знаний, сосредоточения в головной компании высококлассных специалистов, уменьшения искажений и повышения оперативности передаваемой информации и др.
Под организацией работы со знаниями понимается процесс образования структуры компании, которая позволяет сотрудникам эффективно управлять, а также создавать, покупать, поддерживать, обменивать и ликвидировать знания. Любая деятельность не способна реализовываться без соответствующей структуры, поэтому последняя имеет огромное значение для управления нематериальными ресурсами в объединенных промышленных корпорациях. Кроме того, она должна давать возможность знаниям в компании интегрироваться и сосредоточиваться в головном подразделении с минимальными барьерами. Одно из основных положений синергетики — фрактальное подобие элементов системы позволяет дать направление решения этой проблемы. Таким образом, третий принцип управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре промышленности — принцип формирования оптимальной структуры управления знаниями на основе фрактального подобия.
Мотивация к работе со знаниями в организации подразумевает воздействие руководителей на персо-
нал для совершения операций с этим ресурсом, его интеграции и концентрации [12]. К методам управленческого воздействия можно отнести социально-психологические, экономические и административные. В контексте менеджмента знаний они проявляются в плате за наставничество, участие в конференциях, введении штрафов за отказ передавать знания, продвижении по службе сотрудников, активно участвующих в обмене информацией и знаниями и др.
Контроль за знаниями предполагает проверку соответствия их наличия, денежной стоимости, состояния интеграции и концентрации и процесса работы с ними поставленным организационным целям.
Наконец, на процесс управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре промышленности влияет множество внутренних и внешних факторов, таких как организационная структура, наукоемкость выпускаемой продукции, развитие национальной и региональной инновационных систем, конъюнктурный цикл экономики региона и страны и др.
Созданная модель и принципы менеджмента знаний были использованы для оценки состояния и разработки путей совершенствования системы управления этим ресурсом в ОАО «Межрегиональная сетевая компания Центра и Приволжья». На основании статистических материалов, документации, а также опросов специалистов, проведенных в филиале «Удмуртэнерго», был сделан вывод, что система управления знаниями в ОАО «Межрегиональная сетевая компания Центра и Приволжья» и его филиале «Удмуртэнерго» имеет множество проблем и недостатков. Прежде всего они касаются концентрации идей и предложений сотрудников в головном подразделении корпоративной структуры, управления карьерой высококвалифицированного персонала, обмена и создания новых знаний, низкой инновационной активности и др.
Заключение
Эффективное управление знаниями становится чрезвычайно актуальной проблемой для интегрированных корпоративных структур промышленности по всему миру. Целью современной концепции менеджмента знаний является системное управление знаниями организации. Это достаточно сложно реализовать на практике из-за большого количества и видов знаний компании. Размер объединенной промышленной корпоративной структуры, задача интеграции и концентрации знаний в ней вносят дополнительные сложности в этот процесс. Для
решения этой проблемы была разработана модель управления знаниями в интегрированной корпоративной структуре промышленности. С помощью основных положений синергетики выделены принципы эффективного управления знаниями в этом виде организации, на основе которых можно сформулировать несколько рекомендаций.
Принцип формирования оптимальной структуры управления знаниями на основе фрактального подобия. Специализированные структуры в области управления знаниями отсутствуют на российских предприятиях. В то же время они присутствуют за рубежом (53 % из опрошенных Conference Board и Pricewater House-Coopers 158 корпораций) [14]. В структуру менеджмента знаний интегрированной корпоративной структуры промышленности целесообразно включить подразделения, занимающиеся построением экспертных систем, технические библиотеки, аналитические службы, отдел содействия деятельности профессиональных сообществ и др. К функциям головного подразделения организации должно относиться формирование проекта стратегии в области управления знаниями, контроль за утвержденной стратегией, создание стандартов для разработки тактической и оперативной документации дочерними и зависимыми подразделениями, координация деятельности структурных подразделений в рамках своей компетенции, участие в проектировании организационной структуры, поддержка работы профессиональных сообществ и т.д. Дочерним и
Список литературы
зависимым компаниям следует заниматься тактическими и оперативными вопросами менеджмента знаний на местах - оценка нематериальных ресурсов, их классификация, построение карт знаний и др.
Принцип достижения положительной синергии через интеграцию знаний. Для достижения положительного синергетического эффекта и появления нового знания необходимо пройти много стадий. На каждой стадии менеджменту необходимо воздействовать на этот процесс, чтобы ускорить его и направить в нужное русло, получить максимальный эффект. Поэтому интегрированной корпоративной структуре промышленности крайне важно обладать комплексной методикой воздействия на интеграцию знаний, регламентирующей этот процесс.
Принцип управления бифуркациями в развитии предприятия через концентрацию знаний. Перед интегрированной корпоративной структурой стоит задача привлечения необходимой информации и знаний и сосредоточения их в головном подразделении для предвидения, подготовки и действий в момент перехода на качественно новый технологический уровень. Концентрация знаний осуществляется прежде всего за счет найма высококвалифицированных сотрудников из вузов и других организаций, движения персонала по карьерной лестнице внутри компании. На пути этого процесса стоит множество барьеров. Интегрированной корпоративной структуре промышленности крайне необходимыих выявление, классификация и создание системы мер по их устранению.
1. Айламазян А. К., Стась Е. В. Информатика и теория развития. М.: Наука, 1989.
2. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Метрология и квалиметрия: сходство, различия? // Мир измерений. 2010. № 1.
3. Гальперин В. М. Микроэкономика / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. СПб: Экономическая школа, 1999. Т. 1.
4. Городникова Н. В. Индикаторы инновационной деятельности: 2009 / Н. В. Городникова, С. Ю. Гостева, Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева и др. М.: ГУ - ВШЭ, 2009.
5. Димов Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация. 2-е изд. СПб: Питер, 2004.
6. Зайнуллина М. Р. Сущность и роль горизонтальной интеграции в рыночной экономике. URL: http://www. tisbi. ru/ science/vestnik/2005/issue4/Econom3.html.
7. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая индустриальная волна на Западе / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
8. Информатика / под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2000.
9. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал, УРСС, 2000.
10. ЛопатниковЛ. И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2003.
11. Макаров А. М. Интеллектуальный капитал организации: сущность, измерение, развитие. Ижевск: Удмуртский университет, 2005.
12. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 2004.
13. Мизин И. А. Развитие определений «информатика» и «информационные технологии» / И. А. Мизин, И. Н. Синицын, Б. Г. Доступов и др. М.: ИПИ АН СССР, 1991.
14. Мильнер Б. З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента. 2003. № 1.
15. Найман Э.Л. Мастер трейдинг: секретные материалы. М.: Альпина паблишер, 2002.
16. Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1963.