Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ РФ'

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭПИДЕМИЯ КОВИД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Никита Владимирович

В статье рассмотрено понятие «искусственный интеллект», а также его структура и основные характеристики. Показаны функции, структура и примеры внедрения искусственного интеллекта в современное образовательное пространство России. Проведен анализ отдельных ВУЗов России по программам подготовки в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Выведены основные риски применения этих технологий в сфере современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND RISKS OF THE APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the concept of «artificial intellect», as well as its structure and main characteristics. The functions, structure and examples of the introduction of artificial intellect into the modern educational space of Russia are shown. An analysis was made of individual Russian universities on training programs in the field of artificial intellect and machine learning. The main risks of using these technologies in the field of modern education are derived.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ РФ»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ РФ

Н. В. Соколов

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0220-7959, Elibrary.ru: AuthorID: 1076093, в-mail: SokolovNV@tksu.ru

~Ж%. Аннотация: В статье рассмотрено понятие «искусственный интеллект», а также его структура и основные характеристики. Показаны функции, структура и примеры внедрения искусственного интеллекта в современное образовательное пространство России. Проведен анализ отдельных ВУЗов России по программам подготовки в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Выведены основные риски применения этих технологий в сфере современного образования.

^^ Ключевые слова: Искусственный интеллект, технологии искусственного интеллекта, современное образовательное пространство, образование, эпидемия ковид-19.

Введение и актуальность. Рост числа случаев заражения Ковид-19 и Омикрон в период с 2020 года и по сегодняшний день вызвал проблемы практически во всех сферах жизни общества, в том числе и в современном образовательном пространстве. По данным ЮНЕСКО на 1 февраля 2022 года, эпидемия затронула 437 42376 учащихся и 8 закрытий школ более чем в 190 странах мира, а также дестабилизировала планы на будущее по реализации стратегий в сфере образования. Общая продолжительность закрытия в России по этим данным составила от 11 до 20 недель (https://en.unesco.org/covid19/educationresponse). На сегодняшний день большинство стран сняли ограничения, но это не повод, чтобы отодвигать данную проблему на второй план.

Проблема, цель, задачи. Несмотря на финансовые и экономические ограничения, главной задачей современного общества становится разработка и применение новых образовательных технологий и одним из решений данной задачи является умелое внедрение методов обучения на основе современных технологий искусственного интеллекта. В связи с этим основным решением является повышение уровня цифровой компетентности всех образовательных субъектов, а также формирование и дальнейшее развитие цифрового образовательного пространства, с эффективным использованием современных технологий искусственного интеллекта. По мнению российских ученых эпидемия стала своего рода толчком к техно-логизации системы образования страны [3. С. 85].

Материалы и Методы исследования. Материалами исследования послужили работы Л.В. Лучшевой, Р.А. Амирова, У.М. Билаловой, С. Даггэна и А.И. Ракитова. Методом исследования является анализ научно-методических источников по теме, анализ отдельных образовательных программ ВУЗов России, обобщение информации.

Результаты и их обсуждение. Прежде чем перейти к рискам применения современных технологий искусственного интеллекта в образовании необходимо рассмотреть содержание, характеристики концепта искусственного интеллекта и опыт его применения в учебно-педагогических и воспитательных процессах России.

Научное сообщество даёт множество различных определений искусственного интеллекта.

Амиров Р.А. и У.М. Билалова У.М. говорят, что искусственный интеллект - это интеллектуальная система, главной задачей которой является моделирование умственных и образовательных процессов [1. С. 81].

Национальная стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. дает следующее определение - это комплекс технологических решений, позволяющий «имитиро-

вать когнитивные функции человека» и получать при выполнении конкретных задач результаты сопоставимые с интеллектуальными достижениями людей (http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731).

Стивен Даггэн рассматривает искусственный интеллект как «дополненный интеллект», который позволяет всем участникам получать и обрабатывать информацию, необходимую для принятия более информативных решений [2. С. 12].

Исходя из вышеприведенных определений мы видим, что технологии искусственного интеллекта являются дополнительной технологией, которая позволяет имитировать функции человека во всех сферах, в том числе и в образовании.

Доктор философских наук Ракитов А.И. выводит ряд функций, которые искусственный интеллект сможет выполнять в образовательном пространстве [4. С. 46]:

а) способность идентифицировать и различать визуальные и акустические образы предметов;

б) формулировать и решать профессиональные задачи;

в) находить, обрабатывать и использовать все типы информации и знаний правильным образом;

г) понимать смысл отдельных актов человеческой деятельности и речи».

Искусственный интеллект в образовательном пространстве представляет собой сложную

систему, включающую несколько элементов (рис. 1).

Структура ИИ

Рис. 1. Структура искусственного интеллекта в образовании

Исходя из указанных выше определений, особенностей и характеристик, становится понятно, что актуальность искусственного интеллекта в современном образовании является первостепенной задачей.

Что же касается опыта применения искусственного интеллекта в образовательных процессах России, мы говорим, что его развитие, внедрение и применение с 2019 года регулируется Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 о котором говорилось ранее. Одной из важных проблем в направлении искусственного интеллекта является отсутствие подготовленных кадров (специалистов) в данной области. Несмотря на это, уже сегодня в этом направлении можно фиксировать достижения таких ВУЗов как ВШЭ, МАИ, РУДН, МГПУ, МГИМО, Томский политехнический университет и другие. В них, совместно с компанией Microsoft, проводятся программы по таким направлениям как «машинное обучение» и «искусственный интеллект.

Согласно исследованию SAP в период с 2014 по 2020 год, образовательные программы, связанные с искусственным интеллектом, поддерживают 286 ВУЗов, 1 628 кафедр. За последние пять лет подготовку по этим программам прошло более 200 тыс. человек (https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Исследования_в_сфере_искусственного_интеллекта).

Анализ образовательных программ бакалавриата отдельных ВУЗов, проходной балл и стоимость обучения представлены в таблице 1.

Таблица

Сведения отдельных ВУЗов России по реализации образовательных программ бака-

лавриата в области искусственного интеллекта и машинного обучения

Наименование Направления подготовки Балл и стоимость обучения Ссылка

НИУ ВШЭ Прикладной анализ данных и искусственный интеллект - бакалавриат 60 за каждый предмет профильная математика, информатика/физика, русский язык. Стоимость обучения на платных местах 450000 руб. в год https://spb.hse.ru/

НИТУ «МИ-СИС» Интеллектуальные системы анализа данных - бакалавриат 60 за каждый предмет профильная математика, информатика/физика, русский язык. Стоимость обучения на платных местах 236500 руб. в год https://misis.ru/

Университет ИТМО Робототехника и искусственный интеллект 60 за каждый предмет профильная математика, информатика/физика, русский язык. Стоимость обучения на платных местах 250000 руб. в год https://abit.itmo.ru/

МГТУ им. Н.Э. Баумана Математические методы искусственного интеллекта 60 за каждый предмет профильная математика, информатика/физика, русский язык. Стоимость обучения на платных местах 270 200 руб. в год https://www.bmstu.ru/

Как видно из приведенной выше таблицы еще одной из проблем можно выделить стоимость обучения по данным образовательным программам.

Кроме введения в образовательный процесс программ, связанных с направлением искусственного интеллекта, некоторые ВУЗы России уже сегодня могут «похвастаться» своими разработками в данной области.

Так, к примеру, в Томском политехническом университете ведется разработка технологии интеллектуального анализа Web-данных для обнаружения связей сообществ в социальных сетях. По мнению разработчиков, данная технология окажет помощь социологам и экономистам.

Еще одним примером может служить Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. Магистрант данного ВУЗа Александр Селютин разрабатывает программное обеспечение для компьютерной диагностики в области рентгенологии.

Больше всего разработок наблюдается в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Там ученые разработали систему анализа спутниковых данных, которая позволяет спрогнозировать запасы воды, определить очаги возгорания для предотвращения лесных пожаров. Кроме этого, ученым

принадлежат такие сервисы нейросетевой обработки текста и графики как «PassAre» (www.passare.ru) и «AlterDraw» (https://alterdraw.com/ru/).

Несмотря на положительный эффект от внедрения этих технологий в образовательное пространство, совместно с учеными мы можем выделить определенные риски и проблемы для эффективности учебных процессов и благополучия всех участников образования. К ним относятся:

• непрерывное повышение технических компетенций участников учебного процесса несмотря на материально-технические условия [2. С. 28];

• возрастающая стандартизация навыков и компетенций в рамках основных образовательных дисциплин [4. С. 45];

• формализация знаний и снижение результатов трудовой деятельности выпускников [4. С. 45];

• отсутствие «прямых контактов студентов» с преподавателем [4. С. 45];

• ухудшение оперативной памяти обучающихся в связи с биологическими изменениями в структуре мозговой деятельности, которые обусловлены новой значительной нагрузкой на их психическое состояние (в основном в системе довузовского образования) [4. С. 46].

Это только часть рисков, но тем не менее следует установить факт, что искусственный интеллект пока ещё не может в полной мере заменить «живую» обратную связь в системе «учитель - ученик».

Заключение. В заключении хотелось бы сказать, что модернизация образовательной деятельности включает в себя не только улучшение процесса обучения, но и оптимизацию учебных процессов. Подразумевается, что следующим этапом развития современного образовательного пространства России на базе искусственного интеллекта должно стать слияние локальных образовательных пространств отдельных территорий и регионов и их объединение в единое образовательное пространство. При этом должна быть принята во внимание, как ментальность участников образования, так и особенности образовательных систем.

Литература

1. Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Р.А. Амиров, У.М. Билалова // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 80-88.

2. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО, 2020 / С. Даггзн. URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf (22.04.2022).

3. Лучшева Л.В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы / Л.В. Лучшева // Научный Татарстан. 2020. № 4. С. 8489.

4. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России / А.И. Ракитов. 2018. № 6. С. 41-49.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Соколов Н.В. Проблемы и риски применения современных технологий искусственного интеллекта в образовании РФ / Н.В. Соколов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 5. С. 10-14.

Сведения об авторе

Соколов Никита Владимирович, аспирант первого года обучения кафедры педагогики. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Калуга, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-0220-7959, AuthorID: 1076093, E-mail: SokolovNV@tksu.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 5, pp. 10-14.

PROBLEMS AND RISKS OF THE APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sokolov N.V.

Kaluga State University. K.E. Tsiolkovsky. Kaluga, Russia. ORCID: 0000-0002-0220-7959, Au-thorlD: 1076093, E-mail: SokolovNV@tksu.ru

Abstract: The article considers the concept of «artificial intellect», as well as its structure and ^ main characteristics. The functions, structure and examples of the introduction of artificial intellect into the modern educational space of Russia are shown. An analysis was made of individual Russian universities on training programs in the field of artificial intellect and machine learning. The main risks of using these technologies in the field of modern education are derived.

Keywords: Artificial intellect, artificial intellect technologies, modern educational space, education, covid-19 epidemic.

References

1. Amirov R.A., Bilalova U.M. Perspektivyi vnedreniya tehnologiy iskusstvennogo intellekta v sfere vyisshego obrazovaniya [Prospects for the introduction of artificial intelligence technologies in higher education]. Upravlencheskoe konsultirovanie [Managerial consulting], 2020, no. 3, pp. 80-88. (In Russ.).

2. Daggen S. Iskusstvennyiy intellekt v obrazovanii: izmenenie tempov obucheniya. Analitich-eskaya zapiska IITO YuNESKO, 2020 [Artificial intelligence in education: changing the pace of learning. UNESCO IITE Analytical Note, 2020]. iite.unesco.org [iite.unesco.org]. Available at: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf (22.04.2022). (In Russ.).

3. Luchsheva L.V. Sotsialnyie problemyi ispolzovaniya iskusstvennogo intellekta v vyisshem obrazovanii: zadachi i perspektivyi [Social problems of using artificial intelligence in higher education: tasks and prospects]. Nauchnyiy Tatarstan [Scientific Tatarstan], 2020, no. 4, pp. 84-89. (In Russ.).

4. Rakitov A.I. Vyisshee obrazovanie i iskusstvennyiy intellekt: eyforiya i alarmizm [Higher education and artificial intelligence: euphoria and alarmism]. Vyisshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2018, no. 6, pp. 41-49. (In Russ.).

Information about the author Sokolov Nikita Vladimirovich

Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky. Kaluga, Russia. ORCID: 0000-0002-0220-7959, Au-thorlD: 1076093, E-mail: SokolovNV@tksu.ru

Поступила в редакцию 30.04.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.05.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.