Научная статья на тему 'Проблемы и пути создания радиолокационных систем для беспилотных летательных аппаратов тактического и оперативно-тактического назначения'

Проблемы и пути создания радиолокационных систем для беспилотных летательных аппаратов тактического и оперативно-тактического назначения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2498
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ / РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ БОРТОВОЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ / UAV / RADAR SVSTEM / RADAR ARMAMENT / INTEQRATED AIRBORNE COMPLEX / NON-TRADITIONAL RADAR METHODS / SCIENTIFIC AND METHODICAL SVSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Брайткрайц Сергей Гарриевич, Ильин Евгений Михайлович, Полубехин Александр Иванович, Прищеп Дмитрий Васильевич, Юрин Александр Дмитриевич

Рассмотрены различные формы объединения (интеграции) систем комплектование, аппаратная интеграция, функциональная интеграция и технологическая интеграция применительно к созданию многофункционального бортового радиоэлектронного комплекса межвидового применения для беспилотных летательных аппаратов малой и средней дальности. Показано, что в технологически интегрированном комплексе нет функционально полных систем, а их объединение осуществляется на уровне модулей, подсистем, чувствительных элементов. Предлагаемые формы интеграции систем и подсистем из состава бортового радиоэлектронного оборудования выявляют очень важный, с точки зрения разработчиков радиолокационных систем для беспилотных летательных аппаратов аспект, возможность формирования новых целей и задач, потенциально решаемых разрабатываемым средством локации. Рассмотренный подход позволяет выявить важный с позиции разработки радиолокационных систем аспект возможность формирования новых режимов функционирования локатора на этапе определения облика системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Брайткрайц Сергей Гарриевич, Ильин Евгений Михайлович, Полубехин Александр Иванович, Прищеп Дмитрий Васильевич, Юрин Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF DESIGNING RADAR SYSTEM FOR UAV

The paper deals with various forms of inteqration (inteqration) svstems acquisition, hardware inteqration, functional inteqration and technoloqical inteqration. It is shown that there are no functionallv complete systems in the technoloqicallv inteqrated complex, and their inteqration is carried out at the level of modules, subsvstems, sensitive elements. The forms of inteqration of svstems and subsvstems from the onboard radio electronic equipment considered in the article reveal a verv important aspect from the point of view of radar svs-tems developers for unmanned aerial vehicles the possibilitv of forminq new qoals and tasks, potentiallv solved bv the developed location tool. The considered approach allows to reveal an important aspect from the point of view of the development of radar svstems the possibilitv of forminq new qoals of the locator at the staqe of determininq the appearance of the svstem.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути создания радиолокационных систем для беспилотных летательных аппаратов тактического и оперативно-тактического назначения»

УДК 355.359

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОЗДАНИЯ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ

АППАРАТОВ ТАКТИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

С.Г. Брайткрайц, Е.М. Ильин, А.И. Полубехин, Д.В. Прищеп, А. Д. Юрин, К. А. Хомяков

Рассмотрены различные формы объединения (интеграции) систем - комплектование, аппаратная интеграция, функциональная интеграция и технологическая интеграция применительно к созданию многофункционального бортового радиоэлектронного комплекса межвидового применения для беспилотных летательных аппаратов малой и средней дальности. Показано, что в технологически интегрированном комплексе нет функционально полных систем, а их объединение осуществляется на уровне модулей, подсистем, чувствительных элементов. Предлагаемые формы интеграции систем и подсистем из состава бортового радиоэлектронного оборудования выявляют очень важный, с точки зрения разработчиков радиолокационных систем для беспилотных летательных аппаратов аспект, - возможность формирования новых целей и задач, потенциально решаемых разрабатываемым средством локации. Рассмотренный подход позволяет выявить важный с позиции разработки радиолокационных систем аспект - возможность формирования новых режимов функционирования локатора на этапе определения облика системы.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, радиолокационное вооружение, радиолокационная система, интегрированный бортовой комплекс, научно-методический аппарат.

Введение. Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последнего времени, свидетельствуют о возрастающей роли в них комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) различных типов и предназначения.

В тоже время реализация всех потенциальных возможностей БЛА, в том числе, ведение высокодетальной разведки по наземным и низколетящим целям, выдача целеуказаний средствам поражения в любых погодных условиях независимо от времени суток, затрудняется в виду отсутствия в составе бортового радиоэлектронного оборудования комплексов с БЛА эффективных малогабаритных современных радиолокационных средств (РЛС).

В настоящее время рядом отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса ведутся разработки многофункциональных бортовых РЛС для комплексов с БЛА на уже отработанных технических и технологических решениях, однако при этом их тактико-технические (ТТХ) и массогабаритные характеристики, невозможность реализации большинства режимов радиолокации в одной РЛС не удовлетворяют современным требованиям разведки и целеуказания.

303

Принципиально новым решением задачи создания многофункционального бортового радиоэлектронного комплекса (МБРЛК) межвидового применения для комплексов с БЛА малой и средней дальности является использование нескольких режимов радиолокации, дополняющих друг друга с возможностью интеграции локатора с элементами штатного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) носителя на основе его модульного построения.

Реализация МБРЛК и размещение его на БЛА малой и средней дальности связаны с большими трудностями, обусловленными, в первую очередь, необходимостью решения противоречивых требований удовлетворения массогабаритным параметрам носителя и реализации заданных тактических характеристик по дальности действия, разрешающей способности и др.

В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть технические возможности создания многорежимных радиолокационных систем для БЛА малой и средней дальности на основе их модульного построения, реализующих многодиапазонные режимы работы и интегрированных в состав БРЭО летательного аппарата.

Проблема создания РЛС для БЛА. В настоящее время в соответствии с принятой классификацией БЛА по назначению [1 - 3] представлены тремя классами - комплексы ударных БЛА, разведывательно-ударные комплексы и информационно-разведывательные комплексы.

Информационно-разведывательные - самый распространенный тип БЛА. Можно с уверенностью прогнозировать, что потребность в этих БЛА будет только возрастать. В перспективе их назначение ориентировано не столько на решение задач разведки, сколько на создание глобальной информационной сети, обеспечивающей функционирование всей системы боевой пилотируемой и беспилотной авиации.

Различают стратегические, оперативно-тактические и тактические информационно-разведывательные комплексы БЛА [1].

Стратегические комплексы используют на высотах 12 - 20 км в течение 24 - 48 часов в интересах обеспечения боевых действий авиации и других видов вооруженных сил на театре боевых действий. К стратегическим БЛА относятся «Global hawk», «Sensor craft» (США), «Frigate» (Франция) и др. В составе ВС РФ стратегические БЛА отсутствуют.

Оперативно-тактические комплексы БЛА предназначены для обеспечения разведывательной информацией частей и соединений сухопутных войск от корпусного звена и выше. В эту категорию входят RQ-1A «Predator», А-160 «Hummingbird» (США), европейский «Eagle», израильский «Hermes-450». В РФ тяжелые БПЛА оперативно-тактического назначения разрабатываются ЗАО «Транзас» - «Дозор-600», «Дозор-3», «Дозор-5» [2].

Тактические БЛА - самый многочисленный и наиболее развитый тип беспилотных комплексов разведывательного назначения (полет на высотах до 6 км в течение 2 - 6 часов). Они популярны на мировом рынке и, по мнению специалистов, сохранят свое лидерство в обозримом будущем. Вооруженные конфликты последних лет (Югославия, Чечня, Афганистан,

Ливия, Ирак, Сирия) продемонстрировали, что применение этого класса БЛА резко повышает эффективность боевых операций.

Преимущество воздушной разведки с использованием БЛА данного класса определяют следующие факторы [1 - 2]:

- скрытность базирования и боевого применения;

- мобильность (возможность запуска с наземных транспортных средств или с самолетов-носителей);

- высокая достоверность и точность получаемых разведданных, возможность быстрого сосредоточения нескольких БЛА в заданном районе, автономность применения, в том числе с неподготовленных площадок;

- низкая стоимость комплексов и простота подготовки персонала пунктов управления и обработки данных.

В составе бортового оборудования оперативно-тактических и тактических БЛА важное место отводится бортовым радиолокаторам. Несмотря на очевидные успехи оптико-электронных средств разведки и целеуказания (в том числе низкоуровневых телевизионных и инфракрасных) бортовые РЛС с синтезированной апертурой признаются наиболее универсальным и перспективным средством разведки, наблюдения и целеуказания. Современные РЛС с синтезированной апертурой могут обеспечивать получение изображения с высокой разрешающей способностью (до 0...0,5 м); успешно выполнять функции разведки, включая наблюдение за скрытыми или замаскированными объектами, дополнять современные телевизионные и ИК-системы при выполнении задач обнаружения и целеуказания [3].

В бортовых РЛС не могут быть получены детальные изображения, различаемые в видимом диапазоне, но с другой стороны, длины волн, на которых они работают, позволяют им воспринимать информацию в условиях облачности, наличия в воздухе пыли и дыма - таких мешающих факторов, которые непреодолимы в приборах, использующих оптический и ИК-диапазоны длин волн [3].

Вместе с тем, оснащение современных и перспективных БЛА (особенно оперативно-тактического и тактического назначения) сталкивается с необходимостью удовлетворения требований по массогабаритным параметрам и параметрам энергопотребления современных бортовых РЛС. Так, масса бортовой вертолетной РЛС «Арбалет», предназначенной для перспективных вертолетов типа Ка-52, составляет 140 кг, масса радиолокационной системы управления вооружением РЛСУ «Барс-29» самолета МиГ-29 составляет 250 кг, самолетные РЛС типа «Жук» (самолеты МиГ-23, Су-27, МиГ-29) имеют в зависимости от модификации массу 220.300 кг, масса бортовых РЛС поколения «4++» «Ирбис-Э» превышает 480 кг.

Наименьшими массогабаритными показателями из отечественных обладают РЛС семейства «Копье», предназначенные для установки на легкие истребители типа МиГ-21 - 100 кг. Однако, максимальная взлетная масса тактических и оперативно-тактических БЛА, например, БЛА «До-

зор-85» составляет 85 кг, БЛА «Иркут» - 200 кг, для БЛА «Форпост» -430 кг, для БЛА «Пчела» - 138 кг. При этом масса их целевых нагрузок не должна превышать 50...100 кг. Последнему условию не удовлетворяет ни одна из отечественных малогабаритных бортовых РЛС.

Таким образом, очевидно наличие противоречия между ростом потребностей в оснащении современных и разрабатываемых БЛА радиолокационными системами и комплексами - с одной стороны и отсутствием малогабаритных, удовлетворяющих возможностям БЛА по массе полезной нагрузки и имеющимся на борту энергоресурсам - с другой. Реализация современных гибридных технологий и комплексного подхода при разработках малогабаритных бортовых радиолокационных нагрузок, а также внедрение интегрированных систем и комплексов позволяет разрешить данное противоречие.

При этом под интеграцией систем понимается объединение различных по происхождению и назначению систем в единый комплекс для достижения общей цели при рациональном использовании ресурсов [4]. Стимулом для интеграции систем является ограниченность располагаемых ресурсов (энергетических, информационных, аппаратных, временных, интеллектуальных), а также нецелесообразность простого количественного увеличения ресурсов. Особую актуальность возможности интеграции приобретают при рассмотрении вопросов создания бортового оборудования БЛА.

Типовые формы интеграции систем из состава БРЭО. К настоящему времени известны следующие формы объединения (интеграции) систем.

Комплектование - простейшая форма интеграции, при которой множество целей и множество ресурсов не пресекаются, а новое качество интегрированной системы - просто сумма результатов каждой из объединяемых подсистем [5]:

С1 0 С2 = С;

Я1 0 Я2 = Я;

С1 п С2 =0;

Я1 п Я2 =0.

где С, Я! - цели функционирования и ресурсы объединяемых систем.

Функциональная интеграция (комплексирование) - более сложная форма интеграции, при которой в комплексе объединяются функционально полные системы. Примером функциональной интеграции в части радиолокационных средств является комплексирование инерциальной навигационной системы (ИНС) и доплеровского измерителя скорости и угла сноса (ДИСС), ИНС и радиовысотомера (РВ). При комплексировании:

С1 0 С2 Ф С;

Я1 п Я2 =0;

Я = Я1 + Я2;

С1\ (С1 п С2 )Ф0.

Аппаратная интеграция подразумевает возможность достижения новых целей на основе одних и тех же ресурсов. Примером аппаратной интеграции является РЛС предупреждения столкновений. Эта станция используется в режиме определения дальности до упрежденной точки в режиме маловысотного полета, а с использованием информации от телевизионных или оптических бортовых визиров для определения координат цели

С1 п С2 Ф 0;

Я1 п Я2 Ф0.

Технологическая интеграция - наиболее сложная форма интеграции, которая предполагает объединение различных систем, имеющих общее множество целей и общие ресурсы на стадии разработки и изготовления комплекса (на технологической стадии). Примерами технологической интеграции являются интегрированные инерциально-спутниковые системы [6] и интегрированные многофункциональные радиолокационные комплексы [3, 7, 8], для которых:

С1 п С2 Ф 0;

Я1 п Я2 Ф 0.

В технологически интегрированном комплексе нет функционально полных систем. Их объединение осуществляется на уровне модулей, подсистем, чувствительных элементов. Академиком А. А. Красовским приводится следующее определение интегрированного бортового комплекса: «Интегрированный бортовой комплекс - это часть человеко-машинной системы, состоящая из первичных измерительных преобразователей (датчиков информации), распределенной многопроцессорной вычислительной системы, системы отображения информации, управляющего поля кабины, исполнительных устройств, которые за счет глубокого комплексирования на всех уровнях и соответствующего математического обеспечения решают задачи применения ЛА оптимальным образом с достижением максимальной эффективности на каждом этапе и режиме полета» [3, 8]. Данное определение, безусловно, применимо и к проблематике бортового оборудования БЛА с единственным уточнением - необходимость исключения из состава комплекса человека-оператора.

Анализ основных способов интеграции показывает, что процесс создания новой интегрированной системы или комплекса сводится к целенаправленному использованию неединственности решения задач, как для каждой из объединяемых подсистем, так и комплекса в целом [4]. Так, при аппаратной интеграции используется неединственность аппаратных решений - способность РЛС определять дальность до препятствия и до цели, при функциональной интеграции используется наличие у ИНС и СРНС совпадающих функций - определение координат и скорости ЛА и т.д. Можно утверждать, что интеграция как процесс содержит последовательность двух крупных фаз [2, 9]:

- генерация множества альтернативных вариантов создаваемой интегрированной системы (комплекса);

- выбор из этого множества предпочтительного варианта (группы вариантов).

Пути создания интегрированных РЛС для БЛА. В [8] авторами этой статьи данный интеграционный подход был рассмотрен применительно к формированию комплекса БРЭО БЛА большой дальности. Общая схема предлагаемого подхода представлена следующим образом (рис. 1):

- имеется множество вариантов Л1т, построения комплекса

БРЭО БЛА, каждый из которых оценивается совокупностью показателей, имеется методический аппарат и моделирующий комплекс, позволяющие для набора типовых задач применения БЛА (удаленности до вскрываемого объекта, конфигурации траектории, информационного обеспечения каждого участка траектории, помеховой обстановки и выбранного варианта программно-алгоритмического обеспечения) оценить эффективность выполнения задачи в целом;

- для каждого из сформированных вариантов построения системы управления выполняется моделирование применения комплекса БЛА, результатом которого является оценка эффективности выполнения задачи (разведки, наведения, целеуказания и т.д.);

- полученные сочетания элементов системы управления разбиваются на две (три) группы в соответствии с обеспечиваемым уровнем эффективности;

- производится упорядочение сформированных вариантов (сочетаний элементов) системы по критерию стоимости для каждого уровня эффективности.

На (рис. 1) приняты следующие обозначения БИНС - бесплатформенная инерциальная навигационная система, ДИСС - доплеровский измеритель скорости и угла сноса, РВ - радиовысотомер, КЭНС - корреляционно-экстремальная навигационная система, СИО - система информационного обеспечения.

Рис. 1. Схематичное представление методического подхода к формированию облика комплекса БРЭО БЛА

Наличие в рассматриваемом методическом подходе обратной связи дает возможность варьирования входными данными - техническими характеристиками элементов БРЭО и их информационным обеспечением, что обеспечивает гибкость и адаптивность процесса формирования (разработки) комплекса БРЭО и БЛА в целом [10 - 12].

Рассмотренные в предыдущем разделе формы интеграции систем и подсистем из состава БРЭО выявляют очень важный с точки зрения разработчиков РЛС для БЛА аспект - возможность формирования новых целей и задач, потенциально решаемых разрабатываемым средством локации. Итак, возможны следующие формы объединения систем - комплектование, комплексирование, аппаратная интеграция и технологическая интеграция. Опуская комплектование как заведомо неприемлемую для РЛС БЛА форму интеграции в силу массогабаритных и энергетических ограничений, свойственных данному виду ЛА, можно сформулировать следующий трехконтурный методический подход формирования РЛС и радиолокационного вооружения (РЛВ) в целом для БЛА.

Технологическая интеграция представляет собой внутренний контур интеграции, поскольку он опирается только на собственные ресурсы, закладываемые в РЛС на стадии разработки и создания (рис. 2). Помимо примеров, приведенных выше, к технологической интеграции могут быть отнесены создание многодиапазонных, многофункциональных комплексов с приданием РЛС функций ДИСС, РВ, позиционного корректора и пр.

Рис. 2. Алгоритмическое представление внутреннего и внешнего контуров интеграции при создании перспективных бортовых РЛС для БЛА

Аппаратная и функциональная интеграция представляет внешний контур интеграции. При функционировании этого контура вовлекаются новые, внешние по отношению к РЛС системы, в том числе функционально полные, такие как ИНС, корреляционно-экстремальные навигационные системы, баро- и радиовысотомер, оптические прицельные системы (ОПС), в перспективе астроинерциальные системы.

Наиболее важным свойством этого подхода является наличие третьего контура - телеоцентрического (от греч. Те1еоБ - цель). При формировании телеоцентрического контура основная роль отводится целям и задачам функционирования системы (комплекса). На наш взгляд возможности телеоцентрического контура шире (рис. 2). В процессе формирования облика РЛС БЛА выявляются новые задачи, цели, потенциально решаемые разрабатываемым средством локации. Именно этот смысл заложен в назначение третьего контура интеграции.

Разрабатываемый бортовой радиолокатор за счет использования различных форм интеграции потенциально может обеспечивать решение целого ряда дополнительных задач, а именно:

- обнаружение и распознавание воздушных, наземных и наводных, селекции подвижных и неподвижных объектов;

- вскрытие схронов и замаскированных объектов;

- картографирование и топографическая съёмка;

- идентификация объектов;

- мониторинг акваторий морских портов, территорий боевых действий, урбанизированной местности при антитеррористических операциях;

- обнаружение и распознавание действий различных группировок авиации противника в условиях сложной фоноцелевой обстановки;

- создание радиолокационных барьеров в условиях сложного рельефа местности при охране гостиниц;

- обеспечение полета БЛА на малых и сверхмалых высотах;

- формирование сплошного радиолокационного поля в ответственной области пространства;

- обнаружение скопления людей;

- обнаружение и контроль очагов экологических катастроф и др.

Использование различных диапазонов длин волн позволит значительно повысить информативность и, как следствие, решить всё многообразие задач, возникающих при ведении боевых действий, проведении контртеррористических операций, народнохозяйственных задач [12 - 13].

Использование рассмотренных форм интеграции указывает на возможность создания унифицированного радиолокационного комплекса, обеспечивающего возможность решения большинства задач, стоящих перед беспилотной авиацией, оснащаемой радиолокационным вооружением. Хотя создание такого комплекса является, в известной степени, гипотетической задачей, но базовые решения, реализуемые в нем, безусловно, могут стать основой для построения конкретных образцов радиолокационных средств, систем и комплексов.

Заключение. Основываясь на возможных формах интеграции систем из состава бортового радиоэлектронного оборудования, авторами предложен новый подход к созданию радиолокационных систем для беспилотных летательных аппаратов тактического и оперативно-тактического назначения. Предложенный подход базируется на обеспечении комплекси-рования процессов технологической и функциональной интеграции, представленных внутренним и внешним контурами. Рассмотренный подход позволяет выявить важный с точки зрения разработки РЛС аспект - возможность формирования новых целей функционирования локатора на этапе определения облика системы.

Список литературы

1. Основы устройства, проектирования, конструирования и производства летательных аппаратов (дистанционно-пилотируемые летательные аппараты) / Под ред. И.С. Голубева и Ю.И. Янкевича. М.: МАИ, 2006.

2. Основы интеграции систем авиационного оборудования: учебное пособие для слушателей и курсантов ВВИА им. Н.Е. Жуковского / В.В. Косьянчук, В.Н. Буков, С.В.Горюнов, В.С. Кулабухов, А.И. Наумов, В.С. Рябченко. Под ред. В.В. Косьянчука. М.: Изд. ВВИА им. Проф. Н.Е. Жуковского, 2007.

3. Ильин Е.М. Полубехин А.И., Савостьянов В.Ю., Самарин О.Ф., Черевко А.Г. Малогабаритный многофункциональный бортовой РЛК для беспилотных летательных аппаратов малой дальности // Вестник СибГУТИ. № 4. 2017.

4. Бабич О. А. Обработка информации в навигационных комплексах. М.: Машиностроение, 1991.

5. Чернодаров А.В., Патрикеев А.П., Билик В.В., Коврегин В.Н. Пространственно-распределенная система микронавигации для радиолокатора с синтезированной апертурой // Сборник трудов 18-й научно-технической конференции по интегрированным навигационным системам. СПб, 2011.

6. Красовский А. А. Избранные труды: Теоретическая и прикладная теория управления. Последние проекты и открытия. М.: Мысль, 2001.

7. Ильин Е.М., Полубехин А.И., Черевко А.Г. Конформные антенные системы - перспективное направление развития РЛК для беспилотных летательных аппаратов // Вестник СибГУТИ. № 2. 2015.

8. Брайткрайц С.Г., Евдокимов В.А., Ильин Е.М., Полубехин А.И. Методический подход к формированию облика комплекса бортового радиоэлектронного оборудования беспилотных летательных аппаратов большой продолжительности полета // Вестник СибГУТИ. № 3. 2016.

9. Козлов А.И., Амнинов Э.В., Вареница Ю.И., Румянцев В.Л. Поляриметрические алгоритмы обнаружения радиолокационных объектов на фоне активных шумовых помех // Известия Тульского государственного университета. Технические науки, 2016. Вып. 12. Ч. 1. С. 179 - 187.

10. Michael H. Perrott, Mitchell D. Trott. A modeling approach for sig-madelta fractional-N frequency synthesizers allowing straightforward noise analysis // IEEE Journal of sold-state circuits. Vol. 37. No. 8. 2002.

11. Marques A., Steyaert M., Sansen W. (1997) Theory of PLL fractional-N frequency synthesizers, Journal of Wireless Networaks, Special issue: VLSI in Wireless Networks.

12. Акиншин Р.Н., Затучный Д.А., Шевченко Д.В. Уменьшение влияния эффекта многолучёвости при передаче информации с воздушного судна // Информатизация и связь. № 3. 2018. С. 6 - 12.

13. Затучный Д.А. Анализ воздействия различных помех на навигационные системы воздушных судов гражданской авиации // Информатизация и связь. № 2. 2018. С. 7 - 11.

Брайткрайц Сергей Гарриевич, д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник, braitkrait_e@,mail.ru, Россия, Москва, ФГБУ «46 ЦНИИ» МО РФ,

Ильин Евгений Михайлович, д-р физ.-мат. наук, ведущий аналитик, [email protected], Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана,

Полубехин Александр Иванович, канд. техн. наук, руководитель инновационного технологического центра, [email protected], Россия, Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана,

Прищеп Дмитрий Васильевич, магистрант, инженер инновационного технологического центра, [email protected], Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юрин Александр Дмитриевич, канд. техн. наук, ведущий аналитик, [email protected], Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана,

Хомяков Кирилл Александрович, ведущий инженер, [email protected], Россия, Тула, АО Центральное конструкторское бюро аппаратостроения

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF DESIGNING RADAR SYSTEM FOR UA V

S.G. Braytkrayts, E.M. Il'yin, A.I. Polubekhin, D.V. Prischep, A.D. Yurin

The paper deals with various forms of integration (integration) systems - acquisition, hardware integration, functional integration and technological integration. It is shown that there are no functionally complete systems in the technologically integrated complex, and their integration is carried out at the level of modules, subsystems, sensitive elements. The forms of integration of systems and subsystems from the onboard radio electronic equipment considered in the article reveal a very important aspect from the point of view of radar systems developers for unmanned aerial vehicles - the possibility of forming new goals and tasks, potentially solved by the developed location tool. The considered approach allows to reveal an important aspect from the point of view of the development of radar systems - the possibility of forming new goals of the locator at the stage of determining the appearance of the system.

Key words: UAV, radar system, radar armament, integrated airborne complex, non-traditional radar methods, scientific and methodical system.

312

Braytkrayts Sergey Garrievich, doctor of technical sciences, leading researcher, hraitkrait eamail. ru, Russia, Moscow, Federal State-Funded Institution «46 CRI» Russian Ministry of Defence,

Il 'yin Evgene Mikhailovich, doctor of physico-mathematical sciences, leading analyst, evgil45amail.ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,

Poluhekhin Aleksandr Ivanovich, candidate of technical sciences, head of Innovation Technology Center, poluh 1980 a mail.ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,

Prischep Dmitry Vasilievich, master's, engineer of the innovative technological center, pdvdevayandex. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,

Yurin Aleksandr Dmitrievich, candidate of technical sciences, leading analyst of the innovation technology center, yurin. mailayandex. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,

Khomiakov Kirill Aleksandrovich, leading engineer, [email protected], Russia, Tula, JSC CDBAE

УДК 621.396.67

УНИФИЦИРОВАННЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ С ПОДСИСТЕМОЙ МИКРОНАВИГАЦИИ МАЛОГАБАРИТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАТОР ДЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ СРЕДНЕЙ

И МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ

С.Г. Брайткрайц, Е.М. Ильин, А.В. Мартышин, А.И. Полубехин,

В.Ю. Савостьянов, О.Ф. Самарин, А. Д. Юрин, К. А. Хомяков

Рассматривается задача формирования облика унифицированного интегрированного с подсистемой микронавигации малогабаритного многофункционального радиолокатора (МБРЛК) для беспилотных летательных аппаратов средней и малой дальности, с обеспечением высокоточного позиционирования фазового центра антенны. Подобная задача возникает при реализации так называемого режима картографирования, предназначенного для формирования радиолокационных изображений с высоким разрешением. В рамках данной статьи понятие «облик» включает архитектуру системы и алгоритм высокоточного позиционирования фазового центра, основанный на улучшении оценок, формируемых инерциальной спутниковой системой за счет использования ПМН и измерений скорости носителя, генерируемых МБРЛК одновременно с формированием изображений. Приведены результаты технической реализации и испытаний МБРЛК с ПМН, подтверждающие перспективность данного технического решения.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, радиолокационное вооружение, радиолокационная система, интегрированный бортовой комплекс, научно-методический аппарат, микронавигация, фазовый центр антенны.

Введение. Комплексы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) нашли самое широкое применение как при ведении боевых действий, так и в народном хозяйстве [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.