Научная статья на тему 'Проблемы и пути совершенствования ценообразования на торговых предприятиях'

Проблемы и пути совершенствования ценообразования на торговых предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1031
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамардина О.В., Подольский С.В.

Статья посвящена механизму формирования эффективной ценовой политики торговых предприятий. Рассматриваются принципы формирования ценовой политики торговых предприятий. Предложен алгоритм разработки ценовой политики и стратегии ее внедрения на торговых предприятиях под влиянием факторов внешнего окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути совершенствования ценообразования на торговых предприятиях»

структуре активов, изменяя направления инвестирования. Эффективное управление реальными инвестициями предприятия в условиях современного финансового менеджмента позволит повысить финансовые результаты, создать, развить и реализовать конкурентные преимущества российских предприятий.

Список литературы:

1. Внучков Ю.А., Хмелевой В.В. Инновации как важнейший фактор повышения конкурентоспособности национальной продукции и машиностроительных предприятий // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2010. - № 17 (89). -С. 250-256.

2. Михайлова Л.В. Современные проблемы стратегической организации инновационной деятельности российских машиностроительных предприятия // Организатор производства. - 2004. - Т. 23, № 4. - С. 63-66.

3. Сазонов А.А. Совершенствование системы управления на промышленном предприятии // Вопросы экономических наук. - 2012. - № 1 (52). -С. 29-30.

4. Михайлова Л.В. Некоторые аспекты инновационного развития наукоемкого производства машиностроительных предприятий России // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2006. - Т. 74. - С. 211-225.

5. Внучков Ю.А., Хмелевой В.В. Формирование продуктового портфеля на основе показателей рыночной эффективности изделий // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2013. - № 21 (93). - С. 283-290.

6. Чараева М.В. Исследование процесса управления инвестиционной деятельностью предприятия // Финансы и кредит. - 2010. - № 45 (429). - С. 15-21.

7. Арсеньева Н.В.. Сазонов А.А., Сазонова М.В. Исследование теоретических аспектов инноваций в современной экономике // Управление инновациями: теории я, методология, практика. - 2015. - № 13. - С. 47-51.

8. Сазонов А.А. Эффективность инновационной деятельности предприятия // Вопросы гуманитарных наук. - 2012. - № 1 (57). - С. 16-17.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© Шамардина О.В.*, Подольский С.В.Ф

Дальневосточной федеральный университет, г. Владивосток

Статья посвящена механизму формирования эффективной ценовой политики торговых предприятий. Рассматриваются принципы форми-

* Студент 3-го курса кафедры «Бизнес-информатики и экономико-математических методов» (направление подготовки «Экономика», профиль «Бизнес-аналитика и статистика»). Научный руководитель: Подольский С.В.

* Старший преподаватель кафедры «Экономики и управления на предприятии», кандидат экономических наук.

рования ценовой политики торговых предприятий. Предложен алгоритм разработки ценовой политики и стратегии ее внедрения на торговых предприятиях под влиянием факторов внешнего окружения.

Ключевые слова: ценообразование, торговое предприятие, ценовая политика.

Обеспечение экономической устойчивости торговых предприятий в условиях конкуренции заключается в обосновании и внедрении эффективной ценовой политики. При формировании ценовой политики и определении уровня наценки торговые предприятия должны учитывать факторы внутренней и внешней среды. Большинство торговых предприятий, при разработке ценовой политики, ориентируются на затраты и прибыль, платежеспособный спрос потребителей, учитывают экономические риски и уровень конкуренции на потребительском рынке. Проблема состоит здесь в том, что указанные факторы воздействуют на цену в противоположных направлениях. Так, платежеспособный спрос растет, когда цена снижается, но при этом ухудшается соотношение между выручкой и издержками обращения на единицу товара, и наоборот. Поэтому поиск оптимальной цены - сложная задача, при решении которой учитывается множество разнонаправленных факторов. Указанная научная проблема тесно связана с практической деятельностью торговых предприятий. Необходимость совершенствования ценообразования вызвана его влиянием на экономические результаты их хозяйственной деятельности - объем товарооборота, издержки обращения и показатели прибыльности.

Ценовая политика торговых предприятий отличается от системы ценообразования других субъектов хозяйствования. Механизм ценообразования предусматривает различные закономерности, методы формирования цен и принципы ценообразования (единство цен, обоснованность, непрерывность, целенаправленность, контроль), а также способы формирования цены, в данном случае цены реализации товаров. В ходе ценообразования продавец оперирует такими определениями, как структура и состав цены, индекс расценок, цены конкурентов, цены на подобный продукт, потери обращения, норма прибыли и т.д.

Большую часть издержек обращения составляет стоимость товарных ресурсов, т.е. цена производителя. Эта стоимость зависит от объемов заказов товаров торговыми предприятиями и возможности получения соответствующих скидок к цене производителя. Необходимо отметить, что степень гибкости ценовой политики торговых предприятий имеет ограниченный характер по отдельным сегментам потребителей, времени на формирование товарных запасов в связи с изменением поставщиков и т.п. Учитывая специфику, торговые предприятия выбирают соответствующий метод ценообразования, разрабатывают и внедряют различные ценовые стратегии.

В качестве иллюстрации проблем ценообразования и возможных путей их решения рассмотрим ценовую политику предприятия ООО «Каскад», ко-

торое организовано в 2010 году в Сахалинской области. Предприятие создано как коммерческая организация в форме хозяйственного общества в целях насыщения рынка услугами и товарами, а также извлечения прибыли в интересах участников.

На этом предприятии применяется метод прямых (переменных) издержек (метод «директ-костинг»), который предусматривает покрытие всех издержек обращения. В совокупности с этим методом, в организации применяется также метод установления цен с ориентацией на конкурентов.

Прежде чем применять на практике ту или иную ценовую политику, руководство ООО «Каскад» постоянно анализирует складывающейся уровень цен на рынке.

В 2011-2013 гг. цель политики ценообразования ООО «Каскад» заключалась в максимизации прибыли. Целевым рынком были потребители, имеющие средний и выше среднего доход, поэтому цена на товар была завышена по сравнению с конкурентами. Предприятие позиционировало себя как магазин высоких цен, что до сих пор отрицательно влияет на объем продаж, из-за потери части потребительского сегмента. Средняя наценка по товарным группам составляла около 54 %.

В 2014 году в Сахалинской области обострилась конкуренция среди предприятий, реализующих продукты питания, были открыты новые торговые центры и специализированные продуктовые магазины, которые стали основными конкурентами для ООО «Каскад». В связи с этим, руководству предприятия пришлось пересмотреть свою ценовую политику и ориентировать её не только на покрытие издержек, но и на цены конкурентов.

Целью ценообразования в 2014 году стало удержание наибольшей доли среди продуктовых магазинов в регионе. Средняя торговая наценка в 2014 году снизилась по сравнению с 2013 годом примерно на 9 %, что стало результатом снижения цен до уровня конкурентов, что положительно отразилось на уровне спроса.

Учитывая приведенные выше факты, можно сказать, что в 2011-2014 гг. ценовая политика ООО «Каскад» была ориентирована на выполнение интересов поставщиков-посредников закупаемого товара при недостаточном внимании к интересам покупателей по поводу установления цен. Все это привело к тому, что цены в магазине ООО «Каскад» не оптимальны для покупателя - как следствие, продажи падают или не растут, компания недополучает потенциальную прибыль, работая только на оборот, и не может развиваться, возможны злоупотребления среди персонала, т.к. никто не занимается контролем над отпускными ценами.

Итак, в политике ценообразования ООО «Каскад» можно выделить три основных аспекта, требующих внесения корректировок в процесс формирования, установления и применения цен: 1) ценообразование в большей степени ориентировано на учет издержек обращения, в меньшей - на исследо-

вание спроса; 2) механизмы адаптации цен достаточно инертны в сравнении с быстро меняющимися рыночным условиями; 3) не всегда про -цесс ценообразования увязывается с влиянием других элементов системы маркетинга.

Для эффективного ценообразования в ООО «Каскад» целесообразно использовать механизм согласования ценовой политики и целей развития компании.

Также важна стратегия ценообразования, которая представляет комплекс основных направлений, мер и методов, с помощью которых может быть достигнута определенная цель ценовой политики. Проблема определения цены имеет особое значение, когда обстоятельства вынуждают менять цены вследствие поступления на рынок дешевых товаров, когда начинается выпуск принципиально новой продукции и т.д.

Параметр

Кто отвечает за ценообразование?

Философия ценообразования

Основные параметры, влияющие на цены

Измерение эффективности ценовых решений

Основной фокус при принятии решений

Результат ценовых решений

Ориентация на прибыльность

Рис. 1. Характеристики интегрированного подхода к ценообразованию с ориентацией на прибыльность

Вообще, выбор стратегии ценообразования - не просто определение соответствующей цены продукта, это расстановка приоритетов всего бизнеса. Если она выбрана удачно, это позволяет не только получить дополнительную прибыль, но и «укрепить» имидж, что, в свою очередь, приведет к удорожанию компании в целом [2].

Конечная цена товара зависит от многих факторов - как внешних, так и внутренних, они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми, при этом они могут оказывать воздействие, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Успешная ценовая политика должна учитывать максимальное количество факторов и покрывать одновременно как финансовые, так и маркетинговые задачи. В связи с этим наиболее универсальным является интегрированный подход к ценообразованию с ориентацией на прибыльность (рис. 1).

Исследования показывают, что ценовая политика отечественных предприятий, как правило, формируется недостаточно эффективно. Многие предприятия, подобно ООО «Каскад», учитывают только некоторые важные факторы и характеристики, как уровень спроса, конкуренцию, стадию жизненного цикла товара, а также многие другие факторы, хотя во внимание нужно брать всё в совокупности. У предприятия ООО «Каскад» ситуация на рынке ухудшалась с каждым годом в период 2011-2013 гг., пока руководство не исправило недочеты, путем принятия в штат маркетолога. Этот шаг позволил проводить полный анализ рынка, и уже в 2014 г. дела компании пошли в гору. При всём при этом у каждого предприятия существует необходимость решения таких проблем как: дефицит рыночной информации; нестабильность и отсутствие научной основы законодательства; отсутствие эффективной системы мониторинга рынка; несовершенство мероприятий по корректированию цен и т.д. Без учёта всего вышеперечисленного никак не разработать и не внедрить эффективную ценовую политику, которая, в свою очередь, обеспечит торговым предприятиям рост объема товарооборота, оптимизацию издержек, обращение и увеличение прибыли.

Список литературы:

1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учебное пособ. для вузов / А.С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2011. - С. 332.

2. Троицкая А.Н. Оптимальная стратегия ценообразования // Планово-экономический отдел. - 2012. - № 4. - С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.