Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ACCOUNTING / REPORTING / REGULATORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафикова К.Р.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это совокупность законодательных, нормативно-правовых актов и других документов, относящихся к финансовому учету. У существующей системы сегодня есть проблемы, которые требуют решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND SOLUTIONS THE REGULATION OF ACCOUNTING AND REPORTING

The system of normative regulation of accounting is a set of legislative, regulatory and legal acts and other documents related to financial accounting. The existing system today has problems that need to be solved.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ»

5. Хегай Е. Ф. Гражданский иск в уголовном процессе: проблемы исполнения // Молодой учёный. 2016. №12. С. 650-652.

УДК 657.631

Шафикова К.Р. студент 4 курса научный руководитель: Баронина Т.В., к. э.н.

доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, Уфимский филиал Российская Федерация, г. Уфа ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это совокупность законодательных, нормативно-правовых актов и других документов, относящихся к финансовому учету. У существующей системы сегодня есть проблемы, которые требуют решения.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, отчетность, нормативное регулирование.

Shafikova K.R., student, 4th year Scientific head: Cand. Econ. Sciences, Doc. Boronina T. V. Financial University under the Government of the Russian Federation

Ufa branch Russian Federation, Ufa PROBLEMS AND SOLUTIONS THE REGULATION OF ACCOUNTING AND REPORTING

Abstract: the system of normative regulation of accounting is a set of legislative, regulatory and legal acts and other documents related to financial accounting. The existing system today has problems that need to be solved.

Keywords: accounting, reporting, regulatory.

В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется нормативно-правовыми документами, имеющими юридический статус. Некоторые из них обязательны к применению, а другие носят только рекомендательный характер. От знания нормативно-правовой базы бухгалтерского учета зависит достоверность бухгалтерской отчетности и, следовательно, успех организации. Поэтому вызывается интерес к рассмотрению современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухучета и отчетности в РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это совокупность законодательных, нормативно-правовых актов и других документов, относящихся к финансовому учету.

Сегодня российская система бухгалтерского учета имеет

четырехуровневый порядок регулирования, обозначенный в Федеральном законе от 06.12.2011 №402 «О бухгалтерском учете» [1] (далее — Закон 402-ФЗ), который регламентирует общие принципы ведения учета в Российской Федерации и устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету. Закон отражает также правовой механизм регулирования бухгалтерского учета, являющийся обязательным для всех хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим данные уровни.

Первый (высший с точки зрения иерархии) уровень нормативного регулирования — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Второй уровень нормативного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса — отраслевые стандарты, состоящие из комплекса Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые носят более детальный, чем вышерассмотренные документы, характер и разрабатываются на основании требований Федерального закона «О бухгалтерском учете». В данных ПБУ рассматриваются вопросы принятия к бухгалтерскому учету активов и обязательств, их первоначальной и последующей оценки, амортизации активов и их выбытия, раскрытия информации о текущем состоянии активов и обязательств в бухгалтерской отчетности. ПБУ обязательны для применения всеми экономическими субъектами.

Третий уровень нормативного регулирования — рекомендации в области бухгалтерского учета.

К последнему, четвертому уровню нормативного регулирования малого и среднего бизнеса относятся документы, разработанные самим предприятием. Обобщая вышеизложенное, мы приходим к следующим выводам.

С момента вступления в силу Закона о бухгалтерском учете [1] хозяйственные операции стали наиболее многогранны, ощутимо изменилось гражданское и налоговое законодательство.

При подобных обстоятельствах, нормы действующего Закона о бухучете, наделяющие бухгалтерский учет преимущественно контрольными функциями и основывающиеся на устаревших принципах и стандартах, не дают возможности бухучету занять свое место - главного источника информационного обеспечения для целей управления организациями.

Изданные на основе закона нормативные документы часто экономически и юридически не обоснованы, противоречивы, а устаревший закон затормаживает образование нормативной базы по бухучету.

В последнее время в РФ ведется активная работа по совершенствованию бухгалтерского учета. Однако, совершенствование бухгалтерского учета за счет разработки отдельных стандартов не в полной мере адекватно потребностям реформирования, так как в ряде случаев изданные стандарты идут в противоречие Закону о бухгалтерском учете, что значительно затрудняет их использование практикующими бухгалтерами. Особую актуальность приобретает необходимость гармонизации стандартов

по бухгалтерскому учету доходов и расходов, а также отдельных видов активов и обязательств и Налогового кодекса РФ.

Можно сказать, что необходимым условием гармонизации бухгалтерского и налогового законодательства будет сопоставление правил учета доходов и расходов учреждений, а также отдельных видов активов и обязательств в связи с требованиями налогового законодательства РФ.

Основные направления совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России:

- обеспечение открытости, ясности и полезности финансовой отчетности для заинтересованных пользователей, а также для иностранных инвесторов. При этом необходимо использовать МСФО в качестве основы для разработки положений и других нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету для конкретных условий рыночной экономики, что отвечает требованию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года по части усиления прозрачности ведения бизнеса [4, с.308];

- завершение формирования модели взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета. Существующая тенденция разделения бухгалтерского учета и налогового учета должна быть преодолена путем принятия изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации и разработке необходимых корректировок процедур бухгалтерского учета для целей налогообложения. Система налогового учета должна стать более привязанной к регистрам бухгалтерского учета.

Также обязательным и необходимым условием реформирования системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности изначальную разработку принципов реформирования и концепций представления информации, к которым мы относим следующие:

- принцип единообразия. Бухгалтерский учет для предприятий малого и среднего бизнеса должен вестись одинаково, без разделения по отраслевой специфике;

- принцип агрегирования источников информации. Необходимо создание специального комплекта нормативных документов исключительно для регламентации правовых и учетных вопросов малого и среднего бизнеса;

- принцип актуальности. Разрабатываемые положения должны отвечать текущим рыночным условиям функционирования экономики, иметь перспективную направленность и не должны противоречить требованиям Международных стандартов финансовой отчетности;

- принцип тотальности. С момента начала ведения бухгалтерского учета в его системе должны быть отражены все факты финансово -хозяйственной жизни организации;

- принцип двойной записи. В любых ситуациях любая хозяйственная операция в бухгалтерском учете должна отражаться в соответствии с принципом двойной записи;

- принцип значимости статей бухгалтерской отчетности.

Представляемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели должны обладать экономическим смыслом, позволяющим проводить общий анализ деятельности предприятия;

- принцип постоянства. Применяемые с начала деятельности предприятия формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и ведения бухгалтерского учета не должны меняться, если это не обусловлено изменением законодательства.

Предложенные подходы представляются нам обоснованными и рациональными, а их использование в практике учета и отчетности позволит выбрать наиболее правильные пути реформирования в данной сфере.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [сайт информационно-правовой компании]. - Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_122855/.

2. Гетьман В.Г., Блинова У.Ю., Герасимова Л.Н. Бухгалтерский учет в условиях модернизации экономики России[Текст]: монография. - М.: Финансовый ун-т, 2016. - 136 с.

3. КасьяноваГ.Ю. Учетная политика: бухгалтерская и налоговая [Текст]. -М.: АБАК, 2016. - 176 с.

4. Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (5). — С. 308-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.