5. Хегай Е. Ф. Гражданский иск в уголовном процессе: проблемы исполнения // Молодой учёный. 2016. №12. С. 650-652.
УДК 657.631
Шафикова К.Р. студент 4 курса научный руководитель: Баронина Т.В., к. э.н.
доцент
Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации, Уфимский филиал Российская Федерация, г. Уфа ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Аннотация: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это совокупность законодательных, нормативно-правовых актов и других документов, относящихся к финансовому учету. У существующей системы сегодня есть проблемы, которые требуют решения.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, отчетность, нормативное регулирование.
Shafikova K.R., student, 4th year Scientific head: Cand. Econ. Sciences, Doc. Boronina T. V. Financial University under the Government of the Russian Federation
Ufa branch Russian Federation, Ufa PROBLEMS AND SOLUTIONS THE REGULATION OF ACCOUNTING AND REPORTING
Abstract: the system of normative regulation of accounting is a set of legislative, regulatory and legal acts and other documents related to financial accounting. The existing system today has problems that need to be solved.
Keywords: accounting, reporting, regulatory.
В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется нормативно-правовыми документами, имеющими юридический статус. Некоторые из них обязательны к применению, а другие носят только рекомендательный характер. От знания нормативно-правовой базы бухгалтерского учета зависит достоверность бухгалтерской отчетности и, следовательно, успех организации. Поэтому вызывается интерес к рассмотрению современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухучета и отчетности в РФ.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это совокупность законодательных, нормативно-правовых актов и других документов, относящихся к финансовому учету.
Сегодня российская система бухгалтерского учета имеет
четырехуровневый порядок регулирования, обозначенный в Федеральном законе от 06.12.2011 №402 «О бухгалтерском учете» [1] (далее — Закон 402-ФЗ), который регламентирует общие принципы ведения учета в Российской Федерации и устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету. Закон отражает также правовой механизм регулирования бухгалтерского учета, являющийся обязательным для всех хозяйствующих субъектов.
Рассмотрим данные уровни.
Первый (высший с точки зрения иерархии) уровень нормативного регулирования — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Второй уровень нормативного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса — отраслевые стандарты, состоящие из комплекса Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые носят более детальный, чем вышерассмотренные документы, характер и разрабатываются на основании требований Федерального закона «О бухгалтерском учете». В данных ПБУ рассматриваются вопросы принятия к бухгалтерскому учету активов и обязательств, их первоначальной и последующей оценки, амортизации активов и их выбытия, раскрытия информации о текущем состоянии активов и обязательств в бухгалтерской отчетности. ПБУ обязательны для применения всеми экономическими субъектами.
Третий уровень нормативного регулирования — рекомендации в области бухгалтерского учета.
К последнему, четвертому уровню нормативного регулирования малого и среднего бизнеса относятся документы, разработанные самим предприятием. Обобщая вышеизложенное, мы приходим к следующим выводам.
С момента вступления в силу Закона о бухгалтерском учете [1] хозяйственные операции стали наиболее многогранны, ощутимо изменилось гражданское и налоговое законодательство.
При подобных обстоятельствах, нормы действующего Закона о бухучете, наделяющие бухгалтерский учет преимущественно контрольными функциями и основывающиеся на устаревших принципах и стандартах, не дают возможности бухучету занять свое место - главного источника информационного обеспечения для целей управления организациями.
Изданные на основе закона нормативные документы часто экономически и юридически не обоснованы, противоречивы, а устаревший закон затормаживает образование нормативной базы по бухучету.
В последнее время в РФ ведется активная работа по совершенствованию бухгалтерского учета. Однако, совершенствование бухгалтерского учета за счет разработки отдельных стандартов не в полной мере адекватно потребностям реформирования, так как в ряде случаев изданные стандарты идут в противоречие Закону о бухгалтерском учете, что значительно затрудняет их использование практикующими бухгалтерами. Особую актуальность приобретает необходимость гармонизации стандартов
по бухгалтерскому учету доходов и расходов, а также отдельных видов активов и обязательств и Налогового кодекса РФ.
Можно сказать, что необходимым условием гармонизации бухгалтерского и налогового законодательства будет сопоставление правил учета доходов и расходов учреждений, а также отдельных видов активов и обязательств в связи с требованиями налогового законодательства РФ.
Основные направления совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России:
- обеспечение открытости, ясности и полезности финансовой отчетности для заинтересованных пользователей, а также для иностранных инвесторов. При этом необходимо использовать МСФО в качестве основы для разработки положений и других нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету для конкретных условий рыночной экономики, что отвечает требованию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года по части усиления прозрачности ведения бизнеса [4, с.308];
- завершение формирования модели взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета. Существующая тенденция разделения бухгалтерского учета и налогового учета должна быть преодолена путем принятия изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации и разработке необходимых корректировок процедур бухгалтерского учета для целей налогообложения. Система налогового учета должна стать более привязанной к регистрам бухгалтерского учета.
Также обязательным и необходимым условием реформирования системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности изначальную разработку принципов реформирования и концепций представления информации, к которым мы относим следующие:
- принцип единообразия. Бухгалтерский учет для предприятий малого и среднего бизнеса должен вестись одинаково, без разделения по отраслевой специфике;
- принцип агрегирования источников информации. Необходимо создание специального комплекта нормативных документов исключительно для регламентации правовых и учетных вопросов малого и среднего бизнеса;
- принцип актуальности. Разрабатываемые положения должны отвечать текущим рыночным условиям функционирования экономики, иметь перспективную направленность и не должны противоречить требованиям Международных стандартов финансовой отчетности;
- принцип тотальности. С момента начала ведения бухгалтерского учета в его системе должны быть отражены все факты финансово -хозяйственной жизни организации;
- принцип двойной записи. В любых ситуациях любая хозяйственная операция в бухгалтерском учете должна отражаться в соответствии с принципом двойной записи;
- принцип значимости статей бухгалтерской отчетности.
Представляемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели должны обладать экономическим смыслом, позволяющим проводить общий анализ деятельности предприятия;
- принцип постоянства. Применяемые с начала деятельности предприятия формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и ведения бухгалтерского учета не должны меняться, если это не обусловлено изменением законодательства.
Предложенные подходы представляются нам обоснованными и рациональными, а их использование в практике учета и отчетности позволит выбрать наиболее правильные пути реформирования в данной сфере.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [сайт информационно-правовой компании]. - Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_122855/.
2. Гетьман В.Г., Блинова У.Ю., Герасимова Л.Н. Бухгалтерский учет в условиях модернизации экономики России[Текст]: монография. - М.: Финансовый ун-т, 2016. - 136 с.
3. КасьяноваГ.Ю. Учетная политика: бухгалтерская и налоговая [Текст]. -М.: АБАК, 2016. - 176 с.
4. Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (5). — С. 308-310.