Научная статья на тему 'Проблемы и противоречия налоговой системы Российской Федерации'

Проблемы и противоречия налоговой системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
722
62
Поделиться
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / СТАБИЛЬНОСТЬ/НЕСТАБИЛЬНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Ли Е.А.

«В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» эти слова принадлежат Бенджамину Франклину. Но налоги можно изучить, планировать, минимизировать, контролировать. Очевидна не только обязательность уплаты налогов, но и тесная связь налогообложения с экономической деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан. В данной статье рассмотрены проблемы и представлены возможные пути совершенствования налоговой системы РФ. Налоговая система это один из важнейших регуляторов экономических отношений. Актуальность исследуемой работы заключается в том, что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений в мире, поэтому она требует значительного усовершенствования.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблемы и противоречия налоговой системы Российской Федерации»

3. Купчинов Р.И. Физическая культура и здоровый образ жизни. / Р.И. Купчинов, М.А. Глазько. - М. 2004.

4. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. - М.: Ф и С, 1991.

5. Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкуль-турных вузов / под ред. А. В. Родионова. - М., 2004.

6. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений/под ред. профессора Г.Д. Бабушкина, профессора В.Н. Смоленцевой. - Омск: СибГУФК, 2007.

7. Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2007.

УДК 336.02

Ли Е.А.

ЮРИУ РАНХиГС

Науч. рук.: к.э.н., доц. Ажогина.Н.Н.

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» - эти слова принадлежат Бенджамину Франклину. Но налоги можно изучить, планировать, минимизировать, контролировать. Очевидна не только обязательность уплаты налогов, но и тесная связь налогообложения с экономической деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан. В данной статье рассмотрены проблемы и представлены возможные пути совершенствования налоговой системы РФ.

Налоговая система это один из важнейших регуляторов экономических отношений. Актуальность исследуемой работы заключается в том, что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений в мире, поэтому она требует значительного усовершенствования.

Ключевые слова: Налоги, налоговая система, налоговый кодекс, стабильность/нестабильность налоговой системы, проблемы налоговой системы РФ.

Можно уверенно сказать, что налоги является одним из ключевых механизмов экономической политики государства. Они являются инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, между доходами и расходами государства.

И в связи с этим следует, что налоговая система- это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных налоговым кодексом.

Налоговая система- это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ну, а теперь перенесемся от теории к практике и я попробую четко раскрыть смысл своего доклада.

Перед тем как приступить к написанию данной работы я изучила многие официальные электронные источники, научные публикации отечественных специалистов, обращающихся к проблемам развития налоговой системы в РФ и проанализировав полученные данные я поняла, что в нашей стране система налогов имеет очень сложную структуру. Объяснятеться это тем, что в ней присутствуют многочисленные виды налогов, различные отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются.

Однако я хочу заметить, что такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия организаций очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего организация платит пени за несвоевременную уплату налога.

И складывается такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Далее, невольно, следует логическая цепочка, что очень характеризует нашу налоговую систему. Применение многочисленных налоговых льгот ведет к усложнению налогового законодательства, а у налогоплательщиков появляется стимул перевести свою деятельность под формальные признаки и условия, позволяющие им претендовать на получение незаслуженных или избыточных налоговых льгот.

Уход от налогов был и остается серьезной проблемой в России. Наше правительство внедряет, совершенствует, систему налогообложения, но все-равно Российским властям пока что не удается достичь больших, явных, результативных успехов в повышении прозрачности и ясности налоговой системы.

По мнению специалистов, российская налоговая система не способствует экономическому росту, а наоборот является препятствием на его пути. К сожалению.

Следующей проблемой выступает: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет;

частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных

172

ресурсов. И этот перечень можно продолжать бесконечно .

Но все-таки я бы хотела остановиться над существенной проблемой. Она вызывает у меня крайне глубокое возмущение и непонимание. Отсутствие четкого разграничения видов налоговых проверок. Как мы знаем, существуют в нашей стране Камеральные и выездные проверки, на деле они не соответствуют своему уставу и порядку проведения процедуры налоговой проверки. Чтобы устранить данную проблему я предполагаю, что они должны быть очень четко регламентированы, а также нужно установить количество, виды запрашиваемых налоговыми органами и налогоплательщиками документов.

А также, помимо перечисленных мною ряда проблем, в настоящее время на первое место все же выходят проблемы налогового администрирования.

К их числу относятся:

-Проблемы определения субъекта налогового обязательства -Правильное определение субъекта налогового обязательства применительно к организациям, имеющим свои филиалы в различных субъектах РФ, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, которое обуславливают четыре фактора.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Во-первых, при дифференциации ставок налогообложения по региональным и местным видам налогов, налоговые обязательства двух подразделений одного и того же юридического лица, просто расположенных в различных регионах, при одинаковой налогооблагаемой базе окажутся различны.

Во-вторых, в ряду регионов России существуют особые экономические зоны с льготным режимом налогообложения. Следовательно, необходимы

172

Харченко О.К., Черниченко А.Г. Процессы развития оптовой торговли в экономиках развитых стран // PER ASPERA AD ASTRA Через тернии к звёздам сборник студенческих научных работ. Ставрополь, 2014. С. 72-75

законодательные меры, препятствующие концентрации налогооблагаемой прибыли юридического лица в регионах с пониженным налогообложением.

В-третьих, даже при равенстве налоговых ставок по всей территории страны предприятие в силу ряда причин может быть не заинтересовано уплачивать налоги в бюджеты всех регионов, где оно осуществляет свою хозяйственную деятельность (предпочитая, например, состоять на налоговом учете в налоговых органах, где имеются связи).

И наконец в-четвертых, при удаленности места осуществления производственной деятельности от места налогового учета налоговые органы имеют меньше возможностей для контроля за налогоплательщиком (например, путем проведения выездных проверок). Поэтому законодательство должно быть направлено на обеспечение соответствия места поступления налоговых доходов от предпринимательской деятельности месту ее осуществления.

Но на этом все не заканчивается, потому что, существует еще несколько случаев, когда определение субъекта налогового обязательства, имеет принципиальное значение.

Поясню, это касается, например, случаев, когда обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налога возлагается на третье лицо - так называемого налогового агента.

Хочу обосновать важность данной проблемы, во-первых, тем что подоходный налог со всех наемных работников, а также налоги с доходов в форме дивидендов, уплачивается именно через налоговых агентов.

И тут возникает естественный вопрос: в каких пределах и на каком правовом основании налоговый агент должен отвечать за неисполнение этой обязанности.

Налоговая система является одним из главных инструментом рыночной экономики, так сказать ядром отношений. Она выступает главным

механизмом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. И, конечно же, следует, что в этой связи необходимо, чтобы налоговая система нашей страны- России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Далее, упомяну нестабильность налоговой системы, которая на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Но эта проблема решается в данный момент, так как Первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов заявил, что кабинет министра постарается сохранить существующий уровень налоговой нагрузки неизменными до 2018 года.

В заключении, хотелось бы сказать, что да наша налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Ее основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таким образом, от решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны. Не стоит забывать, что главная роль налогов - регулирующая.

И основная задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц.

Список использованной литературы

1. Бабанов А.Б., Еременко К.П. Инвестиционно-налоговый инструментарий поддержки инновационной сферы в российской экономике // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.

2012. № 3. С. 83-92

2. Ивлева О.А. Налоговый менеджмент: сущность и содержание // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.

2013. № 1. С. 196-202

3. Голик Е.А. Налоговая составляющая экономической безопасности государства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 234-240

4. Бородина Ю.И. Экономическая безопасность современного государства: налоговый аспект// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 315-318.

5. Вовченко Н.Г., Гашенко И.В., Костоглодова Е.Д., Литвинова С.А. Налоговые системы зарубежных государств. Учебник для бакалавров и магистров / Ростов-на-Дону, 2016.

6. Бородина Ю.И. Экономическая безопасность современного государства: налоговый аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 315-318.

7. Золочевская Е.Ю. Методики прогнозирования налоговых индикаторов микроуровня // Управленческий учет. 2010. № 9. С. 62-66.

8. Игнатова Т.В., Черкасова Т.П. Бюджетно-налоговый инструментарий реализации механизма инициализации инновационного роста в России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 2. С. 178-186.