ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ
ПОДПИСИ
A.А. Асеев, аспирант
B.В. Макаров, д-р экон. наук, профессор В.Е. Наружный, канд. экон. наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1004
Аннотация. Анализируется практика использования электронной цифровой подписи (ЭЦП), необходимой для реализации системы электронного документооборота и обладающей механизмами защиты передаваемой документации. Показываются возможности и ограничения использования простой и квалифицированной ЭЦП. Исследуются преимущества и недостатки применения электронной цифровой подписи, а также причины низкого уровня ее распространенности в РФ.
Ключевые слова: электронная цифровая подпись, механизмы защиты документации, информатизация, электронный документооборот, конфиденциальность.
Начало XXI века рассматривается как эра информационного общества, требующего для своего эффективного развития создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры [1, с. 17]. Углубление информационного общества требует внедрения новых информационно-компьютерных технологий во все сферы жизнедеятельности, начиная с финансовых и товарных рынков, и заканчивая взаимодействием населения с органами государственной власти. Поэтому, актуальными становятся вопросы реализации системы электронного документооборота, обладающего механизмами защиты передаваемой документации на основании контроля подлинности и корректности документа [2]. Наиболее популярным и эффективным инструментом реализации указанных механизмов на текущий момент времени является такой атрибут цифровой экономики [3, 4], как электронная цифровая подпись.
Однако, данные, полученные Федеральной службой государственной статистики за предшествующий год, свидетельствуют, что личной электронной цифровой подписью (ЭЦП) в России пользуются не более 5% населения. Также примечательным является тот факт, что в закон «Об электронной цифровой подписи», сущест-
вовавший порядка10 лет, изменения вносились лишь единожды Федеральным законом от 08.11.2007 № 258-ФЗ. А в действующий закон «Об электронной подписи» изменения вносились уже девять раз. Подобный уровень внимания, скорее всего, связан с отсутствием положительной динамики в развитии электронной цифровой подписи в Российской Федерации в период действия первого закона, а также наличием цели в достижении максимальной отдачи от действующего закона.
За последнее время, с целью развития применения электронной цифровой подписи, в рамках развития процессов информатизации населения были приняты и реализованы различные нормативно-правовые акты, а также изменены редакции существующих федеральных законов. В частности, были составлены: Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020, Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», План мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности.
Рассмотрим основные направления использования различных видов ЭЦП. Так, в случае обращения юридических и физиче-
ских лиц с целью получения государственных и муниципальных услуг применяется простая (неквалифицированная) электронная подпись. Применение данного вида ЭЦП допускается в случае, если это разрешено на законодательном уровне, а также, если для получения данного вида услуг не требуется ЭЦП иного уровня [5].
Применение неквалифицированной электронной цифровой подписи в качестве инструмента для признания документа аналогичным документу на бумажном носителе с собственноручной подписью не определено Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно комментариям Минфина, документы, применяемые в налоговом учете и оформленные в электронном виде с неквалифицированной электронной подписью, не могут быть представлены как равнозначные бумажному документу с собственноручной подписью.
В связи с данным фактом, использование данного вида ЭЦП обосновано только между двумя хозяйствующими сторонами, и при наличии действующего соглашения. В случае же урегулирования споров с контролирующим органом, смысл данной ЭЦП утрачивается.
Использование квалифицированной (усиленной) электронной цифровой подписи, которая является наиболее совершенным видом ЭЦП, зачастую напрямую регламентируется законодательством. В частности, использование усиленной квалифицированной подписи строго регламентировано для годовой бухгалтерской отчетности, форм РСВ-1 ПФР, а также для отчетности в налоговую инспекцию.
Также требуется использование только усиленной (квалифицированной) ЭЦП руководителя организации, либо иных уполномоченных лиц организации, для электронных счет-фактур. Заявление на постановку на учет, либо снятие с учета в налоговом органе заверяется только путем простановки усиленной квалифицированной подписи. Заявление на возврат, либо зачет суммы налога тоже принимаются в электронном виде только в случае подписания их усиленной квалифицированной электронной подписью [6].
Несмотря на очевидные преимущества использования электронных подписей, их распространенность, как в коммерческой среде, так и при взаимодействии граждан и юридических лиц с органами государственной власти, все еще остается на достаточно низком уровне. Причины такого положения можно разделить на две группы:
- стоимость использования;
- низкий уровень доверия.
Рассмотрим эти причины. Несмотря на
положительный опыт использования технологий ПЭП (простой электронной подписи), например, в банковской сфере или Интернет-торговле (классическая пара логин/пароль или sms-подтверждение), преобладает точка зрения, что данная технология не обеспечивает 100% безопасности и не гарантирует авторства подписанта. Это обусловлено тем, что такая электронная подпись не исключает ее использования посторонними лицами, получившими доступ к ней как непосредственно от владельца (добровольная передача), так и в результате злоумышленных действий (взлом пароля, кража оборудования).
И хотя технологии, использованные для защиты усиленной электронной подписи, сводят риск ее подделки практически к нулю, низкий уровень доверия затормаживает не только ее распространение, но и переход на «истинный» электронный документооборот - без использования оригиналов документов в бумажной форме.
Помимо отсутствия единого пространства доверия к электронной подписи, большую роль в ее распространении играет также стоимость получения квалифицированного сертификата, который наделяет документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, полной юридической силой.
Именно квалифицированная электронная подпись используется для взаимодействия с органами государственной власти и обмена юридически значимыми документами. Сертификат для такой подписи выдается удостоверяющим центром, аккредитованном Минкомсвязи (теперь Минцифра) России.
В зависимости от типа сертификата затраты на его получение могут составлять
до 25 тысяч рублей. Учитывая, что для использования квалифицированной электронной подписи также необходимо специализированное программное обеспечение, как и сам сертификат требующее ежегодного обновления, ценовой фактор играет не последнюю роль в принятии решения о переходе на безбумажный документооборот с контрагентами и органами государственной власти.
Однако использование ЭЦП в документообороте компании имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- сокращение времени на обмен документами с контрагентами, клиентами и органами государственной власти, и исключение «промежуточных» звеньев (курьеры, секретари и т.д.);
- гарантия авторства подписанта и защита документов от подделки, ведь для создания корректной подписи нужен за-
крытый ключ, которым обладает только владелец подписи;
- использование ЭЦП становится финальным этапом при переходе компании на безбумажный документооборот при взаимодействии с контрагентами и клиентами, позволяя не только гарантировать неизменность документа после его подписания, но и повышая уровень прозрачности процессов согласования документов и обмена ими;
- электронная подпись необходима для аккредитации и участия в конкурсах на электронных торговых площадках, позволяя компании получить доступ к дополнительному источнику клиентов;
- квалифицированная электронная подпись упрощает сдачу отчетности в контролирующие органы, экономя время ответственных сотрудников и гарантируя конфиденциальность переданных данных [7].
Библиографический список
1. Макаров В.В., Цатурова Р.Г., Мазурова М.М., Горбачев В.Л. Менеджмент в телекоммуникациях. - Санкт-Петербург, 2011. (2-е изд., перераб. и доп.).
2. Минбалеев А.В. Особенности защиты прав получателей электронных государственных услуг / А.В. Минбалеев, И.У. Кулдыбаева // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. - 2014. - №3 (13). - С. 20-33.
3. Блатова Т.А., Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Количественные и качественные аспекты измерения цифровой экономики // Радиопромышленность. - 2019. - №4. - С. 6372.
4. Макаров В.В., Старкова Т.Н., Устриков Н.К. Цифровая экономика: эволюция, состояние и резервы развития // Журнал правовых и экономических исследований. - 2019. -№4. - С. 222-229.
5. Остроушко А.В. К вопросу о правовом регулировании оборота электронной подписи // Правовая информатика. - 2013. - №1. - С. 51-55.
6. Какова область применения электронной подписи? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/appeals/faq/31/ (дата обращения: 20.01.2021).
7. Бондарев В.В. Введение в информационную безопасность автоматизированных систем: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. - 250 с.
PROBLEMS AND PRACTICE OF USING ELECTRONIC DIGITAL SIGNATURE A.A. Aseev, Postgraduate
V.V. Makarov, Doctor of Economics Sciences, Professor
V.E. Outdoor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
St. Petersburg State University of Telecommunications prof. M.A. Bonch-Bruevich
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The practice of using an electronic digital signature (EDS) is analyzed, which is necessary for the implementation of an electronic document management system and has mechanisms for protecting the transmitted documentation. The possibilities and limitations of using a simple and qualified digital signature are shown. The advantages and disadvantages of using an electronic digital signature, as well as the reasons for the low level of its prevalence in the Russian Federation, are investigated.
Keywords: electronic digital signature, document protection mechanisms, informatization, electronic document management, confidentiality.