СТРАХОВОЕ ДЕЛО
ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СНИЖЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА
А.М. ГРАЧЕВ,
ГУ — Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
С.Н. ЯШИН, кандидат экономических наук, ГУ — Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
НЖ ЯШИНА, кандидат экономических наук, доцент Нижегородского государственного университета
им. Н.И. Лобачевского
Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон), вступившим в силу с января 2000 г., порядок возмещения вреда гражданам, пострадавшим при исполнении трудовых обязанностей, переведен на страховые принципы. Отечественная история развития социального страхования, конечно, противоречива, но в ней видны и позитивные элементы... Прежняя система сводилась в основном к решению двух задач: определение пропорций экономического развития и формирование общественных фондов потребления. Она заключалась в жестком регулировании не только экономической сферы, но и жизни всего общества. Предприятия выступали инструментом проводимой государством политики, и их социальная и экономическая функции совпадали с государственными. В зависимости от приоритета той или иной отрасли предприятия предоставляли работникам соответствующий уровень социально-экономического обеспечения. В таких условиях ни социальная,
ни экономическая политика, естественно, не могла саморазвиваться [1]. Новые социально-экономические условия жизни России, движение к рыночным отношениям, демократизация общества и децентрализация механизмов управления народным хозяйством настоятельно диктуют необходимость изменения способов социальной защиты работающих. Согласно закону от 24.07.98 № 125-ФЗ работодатель обязан возмещать причиненный работнику ущерб (полностью или частично) посредством страховщика. Четырехлетний опыт работы Фонда социального страхования Российской Федерации в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний позволяет подвести некоторые итоги.
Около 527 тыс. граждан Российской Федерации, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, получают страховые выплаты в счет возмещения причиненного вреда. Через Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования страховые выплаты получают более 20 тыс. человек, из них около
полутора тысяч граждан, пострадавших до 2000 г., но не получавших возмещения вреда по различным причинам, например, в связи ликвидацией (несостоятельностью) предприятия. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что первая задача, поставленная Законом, успешно решена — граждане, пострадавшие в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний получают возмещение вреда, а также дополнительные виды помощи в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
В случае, когда страховые выплаты, предусмотренные ст. 8 Закона, недостаточны для того, чтобы полностью возместить причиненный ущерб, разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба возмещает причини-тель вреда из собственных средств, например, только за счет средств работодателя-причините-ля вреда возмещаются расходы на компенсацию морального вреда, расходы на погребение умершего работника и пр.
Итак, основная часть расходов по возмещению вреда гражданам, пострадавшим при исполнении трудовых обязанностей, производится за счет страховых взносов, начисляемых работодателем на заработную плату работающих и уплачиваемых страховщику. В отличие от других видов обязательного социального страхования (пенсионное, обязательное медицинское страхование, государственное социальное страхование) размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не одинаков для всех страхователей, а устанавливается индивидуально каждому работодателю и зависит от уровня профессионального риска основной деятельности предприятия, организации и качества работы по охране труда. Таким образом, работодатели могут уменьшить размер обязательных отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации путем снижения профессионального риска и уровня производственного травматизма и профзаболеваемости. Такая задача сформулирована ст. 1 Закона, решение которой возложено и на работодателей, и на страховщика. Финансовые механизмы по сокращению производственного травматизма, по формированию экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска действуют около трех лет, можно подводить некоторые итоги.
В соответствии со ст. 21 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.99 № 975 утверждены Правила отнесения
отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно указанным Правилам все отрасли (подотрасли) экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска. Классификация отраслей (подотраслей) экономики предусматривает 22 класса профессионального риска. Интегральный показатель профессионального риска определяется как отношение величины суммарных затрат в отрасли (подотрасли) экономики на возмещение в истекшем календарном году вреда, причиненного застрахованным в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей (пособие по временной нетрудоспособности, возмещение утраченного заработка, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию), к размеру фонда оплаты труда в этой отрасли (подотрасли) экономики, на который начислены взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации. При изменении величины интегрального показателя профессионального риска в отрасли (подотрасли) экономики Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации предложения об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. Например, метрополитен в 2000 г. относился к девятому классу профессионального риска, а в 2003 г. относится к первому, и наоборот, некоторые отрасли (подотрасли) экономики за прошедшие три года переместились вверх по классификации.
Ежегодно федеральным законом утверждаются страховые тарифы для каждого класса профессионального риска. Например, в настоящее время для первого класса профессионального риска установлен тариф 0,2, а для двадцать второго класса — 8,5. Таким образом, предприятия и организации, отнесенные к первому классу профессионального риска, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% от размера начисленной работникам оплаты труда, а предприятия и организации, отнесенные к двадцать второму классу, — 8,5%. Страховые тарифы по классам профессионального риска дифференцированы таким
образом, что разница между соседними классами составляет не более 1 /5 тарифа.
Страховые взносы уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя. Если, в конечном итоге, произведенную продукцию или предоставленные услуги оплатит покупатель, то не исчезает ли у работодателя стимул к снижению профессионального риска? Наверняка ни один работодатель не заинтересован в повышении себестоимости продукции и услуг и хочет быть конкурентоспособным и процветающим. Для того чтобы не допустить роста себестоимости, можно либо:
1) отказаться от вложения средств в охрану труда, от замены устаревшего оборудования, то есть создать иллюзию стабильности;
2) добиться снижения размера тарифа как одной из составляющих себестоимости путем снижения профессионального риска.
Первый путь, то есть отказ от деятельности, направленной на оздоровление производства, приведет не только к увеличению уровня травматизма и, соответственно, к увеличению затрат в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, но и к старению (гибели) производства. В связи с несчастными случаями на производстве очевидными являются прямые затраты на выплату пособий, страховых сумм пострадавшим, но мало кто подсчитывал косвенные затраты работодателя в связи с неудовлетворительной работой по охране труда. Например, несчастный случай с шахтерами, произошедший в октябре 2003 г. в г.Новошахтинске Ростовской области, показывает, что расходы на ликвидацию последствий несчастного случая значительно превысят размер страховых выплат 46 пострадавшим. А каков размер ущерба, вызванного простоем производства в связи с несчастным случаем; каков неполученный доход, в связи с отсутствием специалистов, получивших трудовое увечье; каковы расходы на подготовку новых специалистов; каковы расходы на обеспечение работы комиссии по расследованию и пр. Если общие затраты в связи с несчастным случаем на производстве схематично сравнивать с айсбергом, то видиодая часть айсберга сопоставима с расходами на выплату пособий и других страховых сумм, а невидимая часть айсберга сопоставима с иными потерями, связанными с производственным травматизмом.
Второй путь, на взгляд авторов, является наиболее рациональным, потому что направлен на
повышение качества производства, предусматривает деятельность работодателя на длительную перспективу и, что самое главное, позволяет изменить размер тарифа как путем перемещения в более низкие классы профессионального риска, так и путем получения скидки к страховому тарифу в пределах 40%, согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 № 652. Кроме того, работодатель вправе использовать подлежащие уплате страховые взносы в пределах 20% сумм, перечисленных за предыдущий год, на выполнение превентивных мероприятий, таких как аттестация рабочих мест и сертификация работ по охране труда; проведение периодических медицинских осмотров, санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на вредном производстве; приобретение приборов контроля за условиями труда и средств индивидуальной защиты.
Рассмотрим эффективность указанных мероприятий на примере Нижегородской области. В Нижегородском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации с 2001 г. проводится финансирование мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и предоставление скидок к страховым тарифам (установление надбавок) страхователям.
Оценка уровня профессионального риска и его динамика под действием определенных условий (например, в зависимости от величины страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) — сложная задача, которая стоит перед финансово-кредитным учреждением в лице Фонда социального страхования Российской Федерации. И дело тут не только в недостаточности накопленной статистики и опыта. Уровень профессионального риска, т.е. вероятность утраты трудоспособности либо смерти в результате исполнения работником его трудовых обязанностей, — величина, зависящая от комплекса технических, организационных и личностных причин, на которые величина страхового тарифа действует опосредованно и, кроме того, действует множество других факторов, многие из которых нам как страховщику неизвестны, вычленить влияние только этого фактора практически невозможно, а использовать модели многофакторного анализа — крайне сложно из-за закрытости для анализа многих важных факторов, в предоставлении которых не заинтересован страхователь.
Особенности Методики [2] расчета скидок и надбавок таковы, что в настоящее время скидку
к страховому тарифу проще получить крупным промышленным предприятиям, в то время как более половины страхователей, получивших надбавку, — мелкие или неплатежеспособные предприятия. Процедура установления скидок (надбавок) к страховому тарифу строится на сравнении среднеотраслевых показателей с показателями конкретных страхователей. Скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — скидки и надбавки) устанавливаются исполнительными органами Фонда на текущий календарный год в размерах не более 40% страхового тарифа, исходя из следующих основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год:
1. Показатель а — отношение суммы обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — обеспечение по страхованию) в связи со всеми страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы).
Показатель а рассчитывается по следующей формуле:
а= О/У,
где О — сумма обеспечения по страхованию, в которую включаются суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию за предшествующий календарный год, произведенные суммарно страхователем и Фондом в связи со страховыми случаями, произошедшими за весь период осуществления страхователем финансово-хозяйственной деятельности;
V — сумма начисленных страховых взносов за предшествующий календарный год.
2. Показатель Ь — количество страховых случаев на тысячу работающих.
Показатель Ъ рассчитывается по следующей формуле:
Ь = (К/Щ х 1 ООО, где К — количество страховых случаев за предшествующий календарный год;
N — среднесписочная численность работающих за предшествующий календарный год, человек.
3. Показатель с — количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями на один страховой случай.
Показатель с рассчитывается по следующей формуле:
с = Т/К,
где Т — количество дней временной нетрудоспособности за предшествующий календарный год в связи со страховыми случаями.
Средние значения основных показателей, упомянутых в Методике, по отраслям (подотраслям) экономики (яотр, Ьотр, сотр), соответствующим общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), рассчитываются и утверждаются Фондом по согласованию с Минтрудом России не позднее 31 марта текущего календарного года.
Надбавка устанавливается страхователю в случае, если значения основных показателей страхователя больше утвержденных в соответствии Методикой средних значений аналогичных показателей по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя.
Скидка устанавливается страхователю в случае, если значения основных показателей страхователя меньше утвержденных в соответствии с Методикой средних значений аналогичных показателей по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя. Условиями рассмотрения Фондом заявления страхователя о предоставлении скидки являются:
• осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности с момента его государственной регистрации в течение не менее 3 лет;
• своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
• отсутствие задолженности по страховым взносам;
• выполнение (не менее чем на 90%) работодателем требований ст. 213 Трудового кодекса РФ о проведении медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда;
• выполнение (не менее чем на 30%) работодателем требований постановления Минтруда РФ от 14.03.97 № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».
Для малого предприятия, численность работающих и фонд оплаты труда, а значит и начисленные страховые взносы которого невелики, даже случай легкой производственной травмы, не повлекший за собой стойкой утраты трудоспособности, произошедший в расчетном периоде, может стать причиной установления надбавки. С другой стороны, вероятность превышения всех трех основных показателей у крупного страхова-
Таблица 1
Сведения об установлении надбавки и скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Нижегородской области за 2003 г.
Показатель Надбавки к страховому тарифу Скидки к страховому тарифу
1 2 3
Количество страхователей, которым установлены 147 21
в том числе страхователи с численностью застрахованных работников менее 100 чел. 81 (55,1%) 3 (14,3%)
в том числе страхователи с численностью застрахованных работников более 100 и менее 1 000 чел. 52 (35,4%) 13 (61.9%)
в том числе страхователи с численностью застрахованных работников более 1 000 и менее 5 000 чел. 8 (5,4%) 3 (14,3%)
в том числе страхователи с численностью застрахованных работников более 5 000 чел. 1 (0,7%) 2 (9,5%)
в том числе страхователи, не осуществляющие хозяйственную деятельность 1 5 (3.4%)
Сумма излишне начисленных (недоначисленмых) страховых взносов в I полугодии 2003 г. в связи с их установлением (тыс. руб.) 1176,4 2 295,9
Сумма излишне начисленных (недоначисленных) страховых взносов в 2003 г. в св язи с их установлением, прогноз (тыс. руб.) 4705.5 10551.4
теля над их среднеотраслевыми значениями маловероятен. Кроме того, большинство крупных предприятий имеют подразделения, чья деятельность направлена на охрану труда и оздоровление работающих (отделы охраны труда, лаборатории, медсанчасти, санатории-профилактории), их силами проводят мероприятия по охране труда, чего нет на большинстве мелких предприятий, которые не уделяют должного внимания
Примечание. За 2003 г. данные приведены за I полугодие.
данным мероприятиям и в нарушение действующего законодательства их не проводят. Поэтому, несмотря на то что на большинстве мелких предприятий производственный травматизм и проф-заболеваемость отсутствуют, получить им скидку не удается.
Попробуем проанализировать информацию о скидках к страховому тарифу, которую получили некоторые страхователи в 2002 и 2003 гг.:
Таблица 2
Влияние скидки к страховому тарифу на уровень травматизма
Показатель ОАО «ВМЗ» ОАО «Коммаш» ОАО «Нижфарм» Нижегородский филиал «АЦВ» ООО «Городе цкое УПП вое»
Код по ОКОНХ 12 130 14 541 19310 51300 14 292
Класс проф.риска 14 10 6 9 14
Страховой тариф, % 2,1 и 0,7 1,0 2,1
Скидка к страховому тарифу, % 2002 г.-25 2003* г. -27 2002 г. -40 2003 г. - 33 40 40 40
Страховой тариф с учетом скидки, % 2002 г. - 1,575 2003 г. - 1,53 2002 г. - 0,66 2003 г. - 0,74 0.42 0,6 1,26
Количество страховых случаев, в т.ч. 2001 г. -46 2002 г. - 43 2003 г. - 11 2001 г. - 1 2002 г. -4 2003 г. -2 2001 г. - 1 2003 г. - 1 2003 г. - 1
- тяжелых 2001 г. -1 2002 г. - 4 2003 г. -3 2002 г.-2
- смертельных 2003 г. - 1
- профзаболеваний 2002 г. - 1 2003 г. - 3
Таблица 3
Влияние надбавки к страховому тарифу на уровень травматизма
Показатель ОАО «СМТ «Нефтезавод-строй» ОАО «Борская фабрика первичной обработки шерсти» ОАО Завод ЖБК Борская Б'ГОФ ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» ЗАО «Хромтан»
Код по ОКОНХ 61 129 17 114 16 140 51 221 17310
Класс проф. риска 11 21 15 9 14
Страховой тариф, % 1,2 7,0 2,5 1,0 2,1
Надбавка к страховому тарифу в 2002 г.. % 40 40 30 16 40
Страховой тариф с учетом скидки в 2002 г., % 1,68 9,8 3.25 1,16 2,94
Количество страховых случаев, в т.ч. 2001 г. -4 2002 г. - 9 2003 г. - 3 2001 г. - 2 2001 г. -5 2002 г. - 2 2003 г. - 2 2001 г. -3 2002 г. - 3 2001 г. - 1
- тяжелых 2001 г. - 1 2002 г. - 2 2003 г. - 1 2001 г. - 1 2001 г. - 1 2002 г - 1 2003 г. - 1 2001 г. - 1 2001 г. - 1
- смертельных 2001 г. - 1
Приведенные данные говорят о том, что ежегодное количество страховых случаев в организациях, получивших скидку и надбавку к страховому тарифу, не увеличивается, а по многим организациям уменьшается, и это при том, что обозначился рост объема производства. Можно смело утверждать, что работодатели начали анализировать уровень травматизма, затрат на охрану труда и на страхование от несчастных случаев. Одно предприятие Нижегородской области не согласилось с решением Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования об установлении надбавки к страховому тарифу, другое — с решением об отказе в предоставлении скидки к страховому тарифу, возникшие споры решались Арбитражным судом и вышестоящими органами Фонда. Радует то, что исчезает безразличие работодателей к вопросам охраны труда, имевшее место еще в 2000 г., когда работодатель, уплатив страховые взносы, считал себя свободным от ответственности за причиненный работникам вред. Из 134 страхователей, получивших надбавку в 2002 г., только 15 получили надбавку в 2003 г. повторно, у 119 страхователей, не получивших повторно надбавку, в 2002 г. основные показатели значительно улучшились и не превышали среднеотраслевые значения. Расширяется число работодателей, претендующих на скидку или надбавку к страховому тарифу — 132 страхователя, получивших надбавку к страховому тарифу в 2003 г., получили ее впервые.
Надбавка к страховому тарифу и штрафы, предусмотренные ст. 15 и 19 Закона, уплачиваются страхователем из суммы прибыли либо из сметы расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость
произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Таким образом, надбавка к страховому тарифу повлечет либо увеличение себестоимости продукции, либо (при неизменной себестоимости) приведет к сокращению других статей расходов. Поскольку существенное уменьшение переменных издержек практически невозможно, произойдет уменьшение постоянных издержек, что выразится в отказе от замены физически и морально устаревшего оборудования, отказе от дорогостоящих средств индивидуальной и коллективной защиты, экономии на мероприятиях по охране труда. Это неизбежно повлечет увеличение производственного травматизма и профзаболеваемости, то есть само как таковое увеличение страхового тарифа за счет надбавки не снизит профессиональный риск. Другое дело, когда сумма надбавки направляется на мероприятия, которые помогут снизить уровень травматизма и профзаболеваемости, что и было предпринято в 2003 г. Однако из всех возможных мероприятий по охране труда предпочтение было отдано отнюдь не самому эффективному. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 08.02.2003 № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» страхователи, которым установлены надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вправе осуществлять в счет указанных надбавок оплату полной или частичной стоимости путевок работникам в санаторно-курортные учреждения, независимо от того, заняты эти работники на работах во вредных условиях или нет. Профилактическое лечение работников за счет средств уста-
новленной надбавки допускается не по профилю профпатологии, что вряд ли повлечет за собой значительное снижение вредного влияния факторов производства на здоровье работающих.
С другой стороны, уменьшение страхового •тарифа за счет установления скидки, которое само по себе снижения профессионального риска не несет, напрямую связано с проведением мероприятий по охране труда, поскольку для получения скидки страхователь должен проводить периодические медицинские осмотры и аттестацию рабочих мест. Эти мероприятия позволяют своевременно выявить наиболее опасные и вредные производственные участки, выявить профессиональные патологии на ранних стадиях и т.п.
Проводимая в 2001-2003 гг. Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации работа по финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников показала высокую заинтересованность крупных и средних страхователей (более 100 работающих) в проведении такого финансирования. В 2001 г. финансирование получили 10 предприятий области, в чьей собственности находились лечебно-профи-лактические и санаторно-курортные учреждения.
В 2002 г. 266 страхователей изъявили желание израсходовать 20% от сумм страховых взносов на превентивные мероприятия (периодические меди-
цинские осмотры, санаторно-курортное оздоровление, аттестация рабочих мест, приобретение приборов контроля за состоянием условий труда).
В 2003 г. уже 403 страхователя получили разрешение финансировать предупредительные мероприятия за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Производственная деятельность таких предприятий и организаций в значительной степени связана с неблагоприятными условиями труда, вредными и опасными для здоровья работников производственными факторами. Значительное число профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве выявляется именно на этих предприятиях.
Расширился круг направлений финансирования. В соответствии с Перечнем предупредительных мер на 2003 г. по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.03.2003 № 9), страхователи могут финансировать периодические медицинские осмотры, санаторно-курортное оздоровление, аттестацию рабочих мест, приобретение приборов контроля за состоянием условий труда и новые направления — сертифи-
СВЕДЕНИЯ
о проведении превентивных мероприятий в Нижегородской области в 2002 г.
Таблица 4
Медосмотр
Санаторно-курортное лечение
Аттестация рабочих мест'
Приборы контроля
а
с.
о
и
О
у.
о
э- ^
Я гг;
о
О ;г
С 04 У ° а °
&
о
о о
о, Й
ё § 1« О.
* 3 Й п ¥ о
О. Й
га
- о
а §
л О
5 в
Й 3
§ й
Й §
г- 3
о Ч
га о
о о сч
о с.
Р о
I О
-в ч
к з
^ и
о
Я н
Й О
Я о«
н ¥
я °
~ Он
О о
^ н
о 5
5 л 3"
51 П.
X ° О. п
р И
5 х
(Л т
о о
с га ч
го
X" о
Я 5
и в
о Й х
Й о О- ч
>- к
о о
га и
" о
О £ (-
о п.
к о
3" а.
2 = У. 'СГ
5 X
6 I ^ Й Я И
ь =
ш
С Р
3 « о о
о
о с
3 и
о *
га 12 о.
я ^
5 Я Я
га ,
о н га Н
СЬ. я
¡- х
и о га
г о
з а
г о
о о.
X с
и о
— о. я х Н н
га Р
х ^ ■
. - о
г- с О
о н
ю га о.
с-^Й га
9 ае
а я
К га
Й ^
° р.
ю >5
К 5 а. 5
с о
о 3 1)
5 и
г> X
ю 2 Р 55
к р
с 5 с о о •->
СП
о У. га с.
СО
266
88 481
48 245
5 344
4 274
139 597
79 800
4 399
15 798
7 898
кация работ по охране труда и приобретение средств индивидуальной защиты.
Говорить о сиюминутном снижении уровня производственного травматизма и профзаболевае-мости в результате проведенной работы по финансированию превентивных мероприятий не приходится. Профессиональные заболевания выявляются, как правило, после 5—10 лет работы во вредных условиях. Несчастный случай сам по себе является событием непредсказуемым. Трудно ожидать, что за счет данного финансирования будут решены все вопросы страхователей в области охраны труда, но в то же время по данным, представленным страхователями, можно судить о том, что превентивные мероприятия проводятся, и в значительной части, за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По данным за 2002 г. (см. табл. 3), расходы 266 страхователей по проведению периодических медицинских осмотров на 55% покрыты за счет страховых взносов, расходы на санаторно-курортное оздоровление на 80%, расходы на аттестацию рабочих мест на 57%, расходы на приобретение приборов контроля за состоянием условий труда на 50%.
Необходимо отметить тот факт, что сама по себе аттестация рабочих мест (оценка условий труда) не снизит профессиональный риск. Снижения профессионального риска можно добиться путем выполнения плана оздоровления производства, составленного по результатам аттестации. Постановление Минтруда России от 14.03.97 № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» требует проведения аттестации всех рабочих мест не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Аттестацию всех рабочих мест можно провести за один прием либо проводить поэтапно, например, ежегодно аттестовать по 20% рабочих мест. Таким образом, было бы целесообразным финансирование мероприятий по оздоровлению производства страхователя один раз в пять лет либо поэтапное финансирование, при условии, что оздоровление производства проводится по результатам аттестации не менее 20% рабочих мест.
Таким образом, анализ работы по финансовому стимулированию работодателей позволяет судить о целесообразности продолжения работы в данном направлении и ее совершенствованию. Работодателю целесообразнее финансировать мероприятия по оздоровлению производства (обновление основных фондов, автоматизация производства, совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты и др.), чем увеличивать размер кредитования страховщика на цели возме-
щения вреда пострадавшим на производстве работникам. Часть средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве (в размере возможного профицита) должна использоваться на укрепление финансовой устойчивости этого страхования, а другая часть — на финансирование мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профза-болеваемости. Существующая система дифференциации отраслей (подотраслей) экономики на 22 класса профессионального риска носит слишком обобщенный характер: во-первых, в одной отрасли (подотрасли) экономики могут быть предприятия с различными уровнями организации производства (профессионального риска), во-вторых, в один класс профессионального риска могут попасть отрасли с существенными различиями по характеру профессионального риска. Эти недостатки сглаживаются на уровне исполнительных органов Фонда социального страхования путем установления скидки (надбавки) к страховому тарифу в пределах 40% от установленного Федеральным законом страхового тарифа, а также путем финансирования превентивных мероприятий в пределах 20% сумм перечисленных работодателем страховых взносов. Благодаря этим механизмам уменьшение тарифа для конкретного страхователя (в зависимости от качества работы по охране труда) возможно в пределах 60% от тарифа, установленного для отрасли (подотрасли). Несомненно то, что финансовые рычаги, предусмотренные Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», приведут к оздоровлению и производства, и работников. Страховые тарифы и скидки или надбавки к ним призваны сыграть роль главного инструмента в механизме экономической заинтересованности работодателя в снижении степени профессионального риска. Поэтому совершенствование порядка их установления представляет собой одну из главных задач на этапе улучшения Закона [3].
Список литературы
1. Косарев Ю.А. // Вестник государственного социального страхования. 2003. № 4. С. 8, 9.
2. Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденная постановлением Фонда социального страхования РФ от 05.02.2002. № 11.
3. Пашуто В.Р., Збышко Б.Г. // Социальный мир. 2001. №9. С. 7.