Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ОБРАЩЕНИЕ ОТХОДОВ / ЭКОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЛИЦЕНЗИИ / ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКТ / ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касулина Влада Владимировна

В статье рассмотрен субъектный состав правоотношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Выявлены пробелы в регулировании отношений между субъектами, задействованными в данной системе. Представляется, что деятельность региональных операторов по своей природе направлена на достижение общественно полезных целей, а не на извлечение прибыли, как это отражено в законодательстве и на практике. Кроме того, она должна носить прозрачный характер, итоги такой деятельности следует в обязательном порядке размещать на сайтах организаций и специальных экопорталах в открытом доступе. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с ТКО, в частности касающиеся правового положения ее субъектов. Предлагается дополнить Градостроительный кодекс императивным предписанием о предоставлении для ввода объекта в эксплуатацию акта приемки выполненных работ по организации сбора и сортировки отходов для целей формирования инфраструктуры мест их сбора нового уровня, также необходимо расширение полномочий регионального оператора в части подписания акта приемки выполненных работ по организации сбора и сортировки отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND OPPORTUNITIES FOR INTERACTION BETWEEN SUBJECTS OF LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF WASTE MANAGEMENT

The article examines the subject matter of legal relations in the field of solid municipal waste management. Regulation gaps in the relationship between the actors involved in the system have been identified. It appears that the activities of regional operators are inherently aimed at achieving socially beneficial goals rather than making a profit, as reflected in legislation and practice. In addition, it should be transparent and the results of such activities should be made publicly available on the organisations' websites and special eco-portals. Proposals have been formulated to improve the current legislation in the sphere of MSW management, in particular concerning the legal status of its subjects. Amendment of the Town Planning Code with a mandatory requirement for the commissioning of a waste collection and sorting acceptance certificate for the purpose of forming the infrastructure of new collection sites is proposed, and the regional operator should be empowered to sign an acceptance certificate for waste collection and sorting works.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ»

LAW

Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. С. 134-137. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 7. P. 134-137.

Научная статья УДК 349.6

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.7.17

Проблемы и перспективы взаимодействия субъектов правоотношений в области обращения с отходами

Влада Владимировна Касулина

Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород, Россия, vlada.kasulina@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрен субъектный состав правоотношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Выявлены пробелы в регулировании отношений между субъектами, задействованными в данной системе. Представляется, что деятельность региональных операторов по своей природе направлена на достижение общественно полезных целей, а не на извлечение прибыли, как это отражено в законодательстве и на практике. Кроме того, она должна носить прозрачный характер, итоги такой деятельности следует в обязательном порядке размещать на сайтах организаций и специальных эко-порталах в открытом доступе. Сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения с ТКО, в частности касающиеся правового положения ее субъектов. Предлагается дополнить Градостроительный кодекс императивным предписанием о предоставлении для ввода объекта в эксплуатацию акта приемки выполненных работ по организации сбора и сортировки отходов для целей формирования инфраструктуры мест их сбора нового уровня, также необходимо расширение полномочий регионального оператора в части подписания акта приемки выполненных работ по организации сбора и сортировки отходов.

Ключевые слова: субъект, обращение отходов, экология, региональный оператор, потребитель, лицензии, цели деятельности, акт, ввод в эксплуатацию

Для цитирования: Касулина В.В. Проблемы и перспективы взаимодействия субъектов правоотношений в области обращения с отходами // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. С. 134137. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.7.17.

Original article

Challenges and Opportunities for Interaction Between Subjects of Legal Relations

in the Field of Waste Management

Vlada V. Kasulina

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia, vlada.kasulina@yandex.ru

Abstract. The article examines the subject matter of legal relations in the field of solid municipal waste management. Regulation gaps in the relationship between the actors involved in the system have been identified. It appears that the activities of regional operators are inherently aimed at achieving socially beneficial goals rather than making a profit, as reflected in legislation and practice. In addition, it should be transparent and the results of such activities should be made publicly available on the organisations' websites and special eco-portals. Proposals have been formulated to improve the current legislation in the sphere of MSW management, in particular concerning the legal status of its subjects. Amendment of the Town Planning Code with a mandatory requirement for the commissioning of a waste collection and sorting acceptance certificate for the purpose of forming the infrastructure of new collection sites is proposed, and the regional operator should be empowered to sign an acceptance certificate for waste collection and sorting works.

Keywords: actor, waste management, ecology, regional operator, consumer, licenses, activity goals, act, commissioning

For citation: Kasulina, V.V. (2022) Challenges and Opportunities for Interaction Between Subjects of Legal Relations in the Field of Waste Management. Theory and Practice of Social Development. (7), 134-137. Available from: doi: 10.24158/tipor.2022.7.17 (In Russian).

В нашей стране с 2018 г. реализуется национальный проект «Экология», который направлена на модернизацию системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Задачами реформы являются ликвидация несанкционированных свалок, сокращение объема захоронения отходов, развитие культуры раздельного накопления мусора, развитие инфраструктуры по сортировке отходов, увеличение объемов переработки.

© Касулина В.В., 2022

В рамках трансформации системы обращения с отходами вводится следующий субъектный состав:

1) региональный оператор, оказывающий услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности; он должен получить лицензию на осуществление данного вида деятельности, а контроль за ней реализует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования1;

2) потребитель, к которым относятся юридические, физические лица, а также индивидуальные предприниматели.

На законодательном уровне закреплен субъектный состав, состоящий из регионального оператора и потребителя. В статье рассмотрен их правовой статус путем анализа их прав, обязанностей и ответственности.

На уровне субъекта РФ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов выполняются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами. Оператор является юридическим лицом и избирается по конкурсу, проводимому уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством. В процессе реализации деятельности они отвечают за определенную территорию, которую обслуживают, и в обязательном порядке заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками этих отходов.

Под потребителем понимается собственник ТКО (уполномоченное лицо), который заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Под уполномоченными лицами понимаются управляющие компании.

К обязанностям регионального оператора можно отнести следующие: прием ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре; обеспечение всего цикла обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление потребителю информации согласно стандартам раскрытия информации в области обращения с ТКО в порядке, предусмотренном законодательством РФ; формирование ответов на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением в течение срока, установленного законодательством для рассмотрения обращений; принятие необходимых мер по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему по праву собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, определенные законодательством субъекта РФ. Региональный оператор имеет право осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых ТКО, инициировать проведение сверки расчетов по договору.

К обязанностям потребителя относятся следующие: складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; обеспечение учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета; оплата по договору в порядке, размере и сроки, которые определены договором; складирование ТКО в контейнеры или иные места, установленные в договоре; недопущение повреждения контейнеров, сжигания ТКО в них, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов; назначение лица, ответственного за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения договора; уведомление регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в договоре, к новому собственнику2. Потребитель имеет право получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с ТКО, инициировать проведение сверки расчетов по договору.

В ходе анализа уставных документов региональных операторов выявлено, что каждая организация является коммерческой и создана в форме ООО, что, на наш взгляд, неверно, поскольку такие учреждения должны ставить общественно полезные цели выше извлечения прибыли. От качества выполняемой ими работы зависит развитие культуры в области обращения с отходами, гармоничное взаимодействие природы и человека. К недостаткам можно отнести и отсутствие на сайтах организаций информации о процессе движения отходов, их дальнейшей

1 Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности : утв. Постановлением Правительства РФ от 26 дек. 2020 г. № 2290 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 1, ч. II. Ст. 149.

2 Тихомирова Л.А. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности: особенности и проблемы правового регулирования [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

\-A\N

судьбе. Экологически ответственные граждане в такой ситуации находятся в положении неопределенности, у них возникают сомнения в правильности выбора компании. Полагаем, что деятельность организаций в области обращения с ТКО должна быть более прозрачной. Считаем целесообразным ежемесячно публиковать на сайте организации отчет о деятельности, этапах работы, что увеличит лояльность и доверие к ним населения.

В настоящее время существует проблема отсутствия инфраструктуры для сбора ТКО по разным категориям. Ситуация со сбором, транспортировкой, сортировкой и переработкой на территориях, прилегающих к многоквартирным домам и домам индивидуального жилищного строительства (ИЖС), требует кардинального пересмотра, организации новой системы взаимодействия между субъектами правоотношений в области обращения с ТКО, прежде всего необходимо реформирование рассматриваемой системы законодательными инструментами.

Кроме того, следует отметить обсуждаемую в научном сообществе проблему получения соответствующих разрешительных документов и проведения экспертизы при рекультивации земель для осуществления захоронения ТКО (Беляев, 2018; Гайсина, 2015; Киселева, 2020; Татарников, 2020). Так, Л.А. Тихомирова обращает внимание на наличие разных вариантов поведения субъектов при рекультивации земель с использованием отходов согласно требованиям законодательства1. Законодательство в рассматриваемой области характеризуется большим объемом и отсутствием системы, что, на наш взгляд, создает сложности в правоприменении (Проблемы правового обеспечения..., 2015). Вместе с тем получение экспертных заключений имеет большое значение, поскольку подразумевает добросовестное использование результатов государственной экологической экспертизы: при проведении экспертизы заключение выдается только на представленные документы и материалы, в соответствии с которым лицензиат в последующем ведет деятельность. Если он будет выходить за рамки, установленные заключением, то создается опасность нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Другой проблемой является отсутствие законодательных критериев относительно специального оборудования, используемого в сооружениях для размещения отходов. Л.А. Тихомирова справедливо отмечает, что такие объекты должны соответствовать нормам законодательства как об охране окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, так и о техническом регулировании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения2.

В результате анализа действующих законодательных положений предлагаем внести следующие изменения, направленные на совершенствование системы организации сбора и сортировки ТКО и отношений между субъектами, участвующими в указанной деятельности.

1. Федеральный закон «Об экологической экспертизе»3 дополнить перечнем документов, которые необходимо предоставить на экспертизу, и требованиями к экспертам. В настоящее время эта информация отсутствует в свободном доступе.

2. Части 9 и 10 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»4 дополнить исключениями, при которых не требуется согласование с органами прокуратуры при обращении граждан и юридических лиц; включить те случаи, когда промедление с мерами нанесет существенный вред окружающей среде.

3. Разработать закон об организации сбора и сортировки мусора на придомовых территориях многоквартирных домов в Российской Федерации. В документе в обязательном порядке прописать порядок вывоза мусора, требования к контейнерам для сортировки, обозначить ответственность за несоблюдение порядка вывоза мусора и отсутствие полного комплекта контейнеров, расширить полномочия регионального оператора.

При этом Росприроднадзор выступает органом, уполномоченным на дачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в части соответствия требованиям нового закона об организации сбора и сортировки мусора на придомовых территориях многоквартирных домов, а также уполномоченным контролировать соблюдение закона. Следует поручить Росприроднадзору разработку следующих проектов федеральных законов:

- об организации сбора и сортировки мусора на придомовых территориях многоквартирных домов в Российской Федерации;

1 Тихомирова Л.А. Лицензирование деятельности ... ; Ее же. Правовой режим объектов размещения отходов [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Тихомирова Л.А. Правовой режим ...

3 Об экологической экспертизе : Федер. закон от 23 нояб. 1995 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

4 О лицензировании отдельных видов деятельности : Федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Там же. 2011. № 19. Ст. 2716.

- о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»1 по вопросам сортировки мусора в местах накопления отходов на придомовых территориях.

В соответствии с принятым законом подготовить акт приемки выполненных работ по организации сбора и сортировки мусора на придомовых территориях многоквартирных домов.

4. Дополнить ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации2 словами: «акт приемки выполненных работ по организации сбора и сортировки мусора на придомовых территориях многоквартирных домов (участков ИЖС)».

Отметим, что относительно проблем обращения с твердыми коммунальными отходами в условиях ИЖС представляется возможным региональному оператору требовать обустройства специального участка хранения ТБО от потенциальных потребителей и только после подписания региональным оператором акта приемки выполненных работ по организации сбора и сортировки мусора на специально выделенных и оборудованных территориях массива ИЖС заключать договоры с потребителями и осуществлять услуги по сбору и сортировке мусора.

Список источников:

Беляев В.Л. Градостроительные аспекты размещения объектов хранения и захоронения отходов и выполнения инженерных изысканий для его обоснования // Сергеевские чтения. Вып. 20. Обращение с отходами: задачи геоэкологии и инженерной геологии : материалы годичной сессии Научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии / отв. ред. В.И. Осипов. М., 2018. С. 8-15.

Гайсина Д. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности // Технадзор. 2015. № 12 (109). С. 93-94.

Киселева Е.Б. Лицензирование деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности в 2020 г. // Твердые бытовые отходы. 2020. № 3 (165). С. 20-23.

Проблемы правового обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления в Республике Казахстан : монография / под общ. рук. А.А. Мукашевой. Астана, 2015.

Татарников А.В. К вопросу о требованиях, предъявляемых к объектам размещения отходов производства и потребления // Молодой ученый. 2020. № 6 (296). С. 141-143.

References:

Belyaev, V.L. (2018) Town Planning Aspects of Waste Storage and Disposal Facilities and Engineering Surveys for its Justification. In: Osipov, V.I. (ed.) Sergeev Readings. Vol. 20. Waste Management: Tasks of Geoecology and Engineering Geology: Proceedings of the Annual Session of the Scientific Council of the RAS on Geoecology, Engineering Geology and Hydrogeology. Moscow, RUDN, 8-15. (In Russian)

Gaysina, D. (2015) Licensing the Collection, Transport, Treatment, Utilisation, Decontamination and Disposal of Hazard Classes I-IV Waste. Tekhnadzor. (12), 93-94. (In Russian)

Kiseleva, E.B. (2020) Licensing of I-IV Hazard Classes of Waste Management in 2020. Tverdye Bytovye Otkhody. (3), 2023. (In Russian)

Mukasheva, A.A. (ed.) (2015) Challenges of Legal Enforcement of Environmental Safety in Production and Consumption Waste Management in the Republic of Kazakhstan : Monograph. Astana, ENU im. L.N. Gumilyov. (In Russian)

Tatarnikov, A.V. (2020) On the Issue of Requirements for Industrial and Consumption Waste Disposal Facilities. Young Scientist. (6), 141-143. (In Russian)

Информация об авторе В.В. Касулина - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1110063.

Information about the author V.V. Kasulina - PhD in Law, Senior Lecturer, Department of Civil Law and Procedure, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1110063.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 05.07.2022.

1 Об отходах производства и потребления : Федер. закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

2 Градостроительный кодекс РФ от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1, ч. 1. Ст. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.