УДК 377
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА
А.И. Туюшева
Определены проблемы внутрифирменного обучения персонала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Раскрывается деятельность Центра дополнительного профессионального образования, созданного на производственно-технологической базе Федерального казенного предприятия «Казанский государственный казенный пороховой завод» Обозначены перспективы внутрифирменного обучения персонала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Ключевые слова: внутрифирменное обучение персонала, оборонно-промышленный комплекс, проблемы, обучающиеся.
На современном этапе развития экономики, внедрения инновационных принципов ее развития, а также задач, стоящих перед организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), выдвигаются принципиально новые требования к специалистам и рабочим кадрам, к качеству их профессиональной подготовки и системе поддержания их конкурентоспособности. В связи с этим все большее значение приобретает внутрифирменное обучение, позволяющее рабочим и специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку и получить профессию или специальность, дающую право работать в новой сфере деятельности, соответствующей запросам рынка труда.
В конце 90-х годов ХХ-го века были ликвидированы и реорганизованы институты повышения квалификации в оборонной промышленности, радиотехнике, электронике и автоматике, судостроении, авиационной промышленности и других сферах. В результате указанных преобразований была утеряна одна из основных функций внутрифирменного обучения, крайне востребованная в настоящее время - профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов (исследователей, разработчиков, системщиков, конструкторов, технологов и др.) и рабочих кадров по
направлениям их профессиональной деятельности с учетом новейших достижений науки, техники, технологий и инновационного развития. Таким образом, сложившаяся за многие годы эффективно действовавшая система внутрифирменного обучения на базе крупных промышленных организаций оказалась вне государственного регулирования, утратила прежнюю эффективность, а развитие частно-государственного партнерства в этой сфере находится на начальном этапе.
В настоящее время повышение квалификации и переподготовка работников организаций ОПК в основном осуществляются в учреждениях дополнительного профессионального образования на основе договоров с предприятиями. При этом состояние работы в этой сфере не в полной мере отвечает современным задачам повышения квалификации, переподготовки руководителей, специалистов и рабочих кадров на уровне, обеспечивающем разработку и производство приоритетных образцов военной техники. Внутрифирменное обучение персонала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса испытывает значительные трудности из-за различных проблем. Среди них:
- недостаточное стимулирование оперативной разработки и внедрения программ внутрифирменного обучения, отражающих динамику инновационного технологического развития, востребованных высокотехнологичными отраслями ОПК;
- уровень оснащенности структур внутрифирменного обучения ОПК современным учебно-лабораторным, стендовым, тренажерным и производственно-технологическим оборудованием не в полной мере соответствует требованиям новых технологий повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировок;
- слабая обеспеченность структур внутрифирменного обучения ОПК современными программно-аппаратными комплексами;
- ограниченность финансовых возможностей структур внутрифирменного обучения ОПК по привлечению высококвалифицированных специалистов и научных работников [3].
Кроме этого, к проблемам следует отнести также недостаточную правовую регламентацию деятельности внутрифирменного обучения; ограниченные финансовые возможности значительной части организаций ОПК; недостаточное выделение средств на полноценное обучение (переподготовку, повышение квалификации) персонала, модернизацию инфраструктуры внутрифирменного обучения и приобретение современного оборудования; недостаточную господдержку по созданию и развитию системы внутрифирменного обучения ОПК.
В то же время в условиях недостаточного пополнения организаций оборонно-промышленного комплекса молодыми специалистами, повышение квалификации и переподготовка кадров должны быть приоритетными, служить базой для карьерного роста, обеспечивать минимизацию доучивания на рабочем месте, при этом основной путь доучивания - это обучение в специализированных учебных центрах на современном высокотехнологичном оборудовании. Такой специализированный Центр дополнительного профессионального образования работников оборонно-промышленного комплекса РФ с 2010 года функционирует на производственно-технологической базе Федерального казенного предприятия «Казанский государственный казенный пороховой завод». К наиболее важным и актуальным задачам, стоящим перед внутрифирменным обучением персонала ОПК в Центре, относятся:
- расширение охвата персонала ОПК внутрифирменным обучением (работники предприятий и организаций ОПК один раз в 5 лет [действующий норматив] должны повышать квалификацию);
- ориентация внутрифирменного обучения ОПК на приоритетное развитие образовательных программ технического и технологического профиля;
- учет при разработке учебных программ приоритетных направлений подготовки специалистов в сфере критически важных базовых технологий двойного применения, таких как технологии новых материалов, технологии энергетики и энергосбережения, технологические процессы, метрология, стандартизация, контроль качества, диагностика и эксплуатация, технологии экспериментальной отработки и испытаний, технологии экологической безопасности и жизнеобеспечения и др.;
- привлечение в качестве преподавателей ведущих ученых и конструкторов предприятий и организаций ОПК, докторов и кандидатов наук;
- создание информационной образовательной среды внутрифирменного обучения персонала ОПК и развитие дистанционного обучения;
- внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий.
В настоящее время у большинства образовательных учреждений ОПК нет возможности обеспечить достаточный уровень профессиональной переподготовки и повышения квалификации из-за отсутствия или высокой стоимости такой базы, необходимости больших площадей и значительного штата персонала, обслуживающего и поддерживающего ее в рабочем состоянии. В то же время переориентация внутрифирменного обучения на менее затратные, но востребованные на рынке образовательных услуг направления подготовки, привела к значительному сокращению перечня образовательных программ технического и технологического профилей. Поэтому важно установить оптимальный баланс между внутрифирменным обучением специалистов по «экономическим и правовым» программам и программам «технического и технологического профиля» таким как проектирование, разработка и создание военно-технических объектов и систем, а также новых технологий, повышающих их эффективность и качество. Другими словами, внутрифирменное обучение должно быть направлено на
обеспечение подготовки инженерно-технических работников и рабочих высокой квалификации по направлениям, определяющим стратегические и тактические программы развития ОПК. Кроме того, учебные программы внутрифирменного обучения для работников ОПК должны учитывать специфику направлений и специальностей подготовки дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием оборонного профиля, научных работников, обеспечивая принцип непрерывности в повышении квалификации работников по специальности - от молодых специалистов до руководителей организаций.
Процесс профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников ОПК практически ничем не отличается от подготовки специалистов и рабочих в системе профессионального образования. Но все же имеет свои особенности, в том числе: наличие в образовательной программе закрытого блока учебно-методического комплекса с соответствующей организацией учебного процесса, наличие спецаудитории для изучения устройств спецтехники, их проектирования, конструирования, эксплуатации и испытания и др. Все это требует наличия соответствующей ресурсной базы. К тому же внутрифирменное обучение работников ОПК происходит на территории предприятия и тесно связано с производством [1, 2].
Система оценка качества внутрифирменного обучения рабочих и специалистов на Федеральном казенном предприятии «Казанский государственный казенный пороховой завод» состоит из следующих функционально взаимосвязанных между собой элементов:
- процедура оценки учебных достижений обучающихся;
- измерительные средства и инструменты, направленные на определение уровня учебных достижений обучающихся;
- организационная структура, осуществляющая оценку учебных достижений обучающихся.
Процедура оценки качества внутрифирменного обучения осуществляется на основании и в соответствии с действующими на предприятии нормативными документами, регламентирующими осуществление контроля за качеством подготовки рабочих и специалистов. В основе процедуры оценки качества внутрифирменного обучения лежит компетентностный подход как сочетание системно-функционального и личностного подходов. В соответствии с личностным подходом процедура оценки:
- является личностно-значимой для обучающегося;
- активизирует деятельность обучающегося;
- протекает в атмосфере взаимодействия, когда усилия членов оценочной комиссии и обучающихся идут навстречу друг другу.
В соответствии с системно-функциональным подходом общая структура оценки качества внутрифирменного обучения объективно включает следующие компоненты (этапы):
• подготовка отдела технического обучения предприятия к оценке;
• подготовка обучающихся к оценке;
• процедура оценки, протекающая как перевод целей оценки в цели обучающихся;
• изучение, анализ результатов оценки;
• подведение итогов оценки.
Таким образом, оценка качества внутрифирменного обучения - это сложная система. Каждому из ее компонентов отведена своя роль, исключение любого компонента ведет к тому, что система не сможет в полной мере выполнять поставленные перед ней задачи. Лишь совокупность всех этапов образует полноценную систему оценки.
Оценка качества внутрифирменного обучения на предприятии способствует совершенствованию многих сторон учебного процесса:
- управлению внутрифирменным обучением на всех его уровнях: в масштабе предприятия, цеха, учебной группы, обучающегося;
- повышению квалификации и педагогического мастерства инженерно-педагогических и руководящих работников;
- изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта, а также опыта управления учебным процессом;
- коллективной творческой деятельности инженерно-педагогических работников по совершенствованию учебного процесса;
- стимулированию ответственности всех членов инженерно-педагогического коллектива за качество учебного процесса.
Таким образом, оценка качества внутрифирменного обучения - это универсальная форма, через применение которой можно успешно решать многие задачи совершенствования учебного процесса. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
- оценка не должна носить формальный характер, а должна проводиться в интересах повышения качества подготовки рабочих и специалистов;
- со стороны членов оценочной комиссии должны быть проявлены следующие качества: ответственность при проведении оценки за ее результаты; глубина и всесторонность при анализе, справедливость и доброжелательность при оценке результатов;
- оценка должна ориентироваться на современные требования ГОС и требования предприятия к качеству подготовки рабочих и специалистов.
Оценка качества внутрифирменного обучения реализуется через оценку учебных достижений обучающихся и проводится на основе стандартизированных процедур тестирования и выполнения квалификационных (пробных) работ.
При выполнении квалификационных (пробных) работ качество легко проверяется по продукту, поскольку:
- продукт изготовляется в соответствии с четко определенными требованиями;
- каждый элемент материальной деятельности определен, и эти элементы можно изучить как по составу действий, так и по результату -элементам продукта или по элементам его создания;
- между качеством действий работника и качеством продукта его труда имеется прямая зависимость.
В соответствии с нормативными документами [3] к концу 2015 года планируется создание в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования, включающей в себя подготовку, переподготовку, повышение квалификации и закрепление кадрового потенциала. Данная система должна учитывать перспективы развития техники и технологий и обеспечивать опережающую подготовку кадров для предприятий ОПК, внедряющих инновационные наукоемкие промышленные технологии, основанные на последних достижениях научно-технического прогресса. Предполагаются создание новой и модернизация существующей материально-технической базы переподготовки, повышения квалификации специалистов и рабочих кадров на производстве, с тем, чтобы развивать внутрифирменное обучение на новых учебно-технологической и методической основах. И как результат - предполагается обеспечить соответствие качества обучения специалистов и рабочих кадров современным технологическим требованиям и мировым стандартам в области ОПК.
Источники:
1. Дьячков Ю.А., Матухин Е.Л., Сафин Р.С. и др. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как элемент интеграции профессионального образования и производства // Казанский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 3-9.
2. Мухаметзянова Г.В., Матухин Е.Л., Сафин Р.С. и др. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации // Казанский педагогический журнал. 2010. №
3. С. 5-10.
3. Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года. Утверждена приказом № 256 от 13 апреля 2009 г. Министерством промышленности и торговли РФ. Сайт: www.minprom. gov. ru/docs/order/3 00
References:
1. D'yachkov YU.A., Matuhin E.L., Safin R.S. i dr. Vzaimodeystvie uchebny'h zavedeniy i predpriyatiy kak element integracii professional'nogo obrazovaniya i proizvodstva // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2009. № 2. S. 3-9.
2. Muhametzyanova G.V., Matuhin E.L., Safin R.S. i dr. Vzaimodeystvie obrazovaniya i proizvodstva: soderjanie, modeli realizacii // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2010. № 3. S. 510.
3. Strategiya sozdaniya v oboronno-promy'shlennom komplekse sistemy' mnogourovnevogo neprery'vnogo obrazovaniya na period do 2015 goda. Utverjdena prikazom № 256 ot 13 aprelya 2009 g. Ministerstvom promy'shlennosti i torgovli RF. Sayt: www.minprom.gov.ru/docs/order/300
Зарегистрирована: 09.09.2013