ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
УДК: 338 ББК 65
Шарипов Ш.И. - д.э.н., ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Sharipov Sh.I. - PhD, Professor, Principal research scientist of Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan state University of national economy
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АПК РД
PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF PROJECT MANAGEMENT IN THE AGRO INDUSTRIAL COMPLEX
В статье анализируются проблемы внедрения проектного управления в Республике Дагестан по новой методологической базе, выявляются проблемы стимулирования развития и оказания государственной поддержки АПК в регионе в рамках программно-проектной деятельности, а также предлагается механизм увязки проектного управления с конкурентными инвестиционными проектами. Ключевые слова: проектное управление, агропромышленный комплекс, экономика, инвестиции, программа, государственная поддержка, тепличное овощеводство.
The article analyzes the problems of implementing project management in the Republic of Dagestan on a new methodological basis, identifies the problems of stimulating the development and provision of state support to the agro-industrial complex in the region in the framework of program and project activities, and proposes a mechanism for linking project management with competitive investment projects.
Key words: project management, agro-industrial complex, economy, investments, program, state support, hothouse vegetable growing.
С прошлого года в Российской Федерации активно внедряется проектный формат управления в разные сферы деятельности, поскольку умение реализовать инициированные проекты с достижением поставленных целей в срок и в рамках установленных бюджетов является крайне актуальным. Механизмы проектного управления позволяют мобилизовать и структурировать ресурсы на достижение целей проектов. Правда все это происходит только при реальном внедрении проектных принципов, а не простой декларации идей и намерений.
Следует напомнить, что с 2013 года в республике осуществляется реализация десяти приоритетных проектов по базовым направлениям жизнедеятельности, которые в последующем были переформатированы в семь проектов.
На мой взгляд, по своему формату данные проекты больше напоминают планы работ соответствующих ведомств.
В результате возникла ситуация, когда в регионе параллельно существуют республиканские и соответствующие федеральные проекты, которые не корреспондируются между собой. Наличие такого числа разноуровневых проектов ведёт к сумятице и путанице, дублированию и необходимости проведения различного рода дополнительных совещаний, согласований, составления каких-то отчётных справок и документов.
Поэтому и в целях создания в республике настоящей эффективно работающей системы проектного управления, приведения его в соответствие с федеральными требованиями и повышения качества принимаемых решений, предлагаю передать все 7 республиканских приоритетных проектов на уровень министерств и ведомств в качестве рабочих планов деятельности или дорожных карт, тем более, что они вбирают в себя значительную часть основного функционала этих структур. Это позволит сконцентрировать управленческий ресурс органов власти на реализации важных задачах в рамках федеральных приоритетных проектов, адаптируемых к территориям с учётом своих особенностей.
Для АПК такой формат становится ещё более востребованным с учётом того, что на федеральном уровне Госпрограмма развития сельского хозяйства России на 2013-2020 годы [1] определена как «пилотная» для перевода на механизмы проектного управления с 2018 года, что потребует выстраивания тесной вертикали в рамках установок из Центра.
В новой редакции госпрограммы определены пять основных
целей:
- обеспечение продовольственной безопасности России с учётом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса;
- достижение значения произведённой добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве (в 2020 году прогнозируется в объёме 3890-4050 млрд рублей);
- темп роста экспорта продукции АПК (по прогнозу в 2020 году составит 132-133,3% к уровню 2015 года);
- индекс физического объёма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (в 2020 году прогнозируется на уровне 111,3-113,1% к уровню 2015 года);
- достижение объёма располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности (в 2020 году прогнозируется в размере не менее 17,9-18,3 тыс. рублей).
Перевод госпрограммы на механизмы проектного управления предусматривает выделение в её составе проектной и процессной частей.
Проектная часть Государственной программы состоит из четырёх проектов:
- ведомственный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
- ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»;
- ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса»;
- приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», реализуемый с 2017 года.
К процессной части госпрограммы отнесены мероприятия, которые сгруппированы по подпрограммам.
Подпрограммой «Управление реализацией Государственной программы» планируются совершенствование системы налогообложения и механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствование государственных
информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления АПК, обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
В рамках подпрограммы «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» предусматриваются регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, обеспечение эпизоотического благополучия, предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории России, компенсация понесённых затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей вследствие причинённого ущерба в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
Оценка эффективности реализации госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов.
В рамках реализуемых мер по стимулированию модернизации АПК страны с 2015 года введена новая форма государственной поддержки - возмещение прямых понесенных затрат инвесторов в размере 20% (по молочному направлению - 30%), реализовавших проекты по следующим семи направлениям:
создание и (или) модернизация:
- плодохранилищ;
- картофелехранилищ (овощехранилищ);
- тепличных комплексов;
- животноводческих комплексов молочного направления
(молочных ферм);
- селекционно-генетических центров в животноводстве;
- селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве;
- оптово-распределительных центров.
Все эти направления имеют для АПК республики исключительную актуальность и соответственно требуется обеспечить реализацию по ним инвестиционных проектов, создавая для этого необходимые благоприятные условия.
К сожалению, Республика Дагестан остается единственным субъектом в СКФО, сельхозтоваропроизводители которого за все три года существования этой формы поддержки не привлекали средств федеральной господдержки из-за отсутствия практически реализованных проектов, за исключением тепличного овощеводства.
Учитывая, что острейшей проблемой регионального агросектора является низкий уровень технологичности, отсутствие проектов в этих актуальных сферах АПК ведет к дальнейшему снижению конкурентоспособности республиканского АПК, лишению реальной
возможности вовлечения богатого неиспользованного ресурсного потенциала Дагестана.
Из вышеупомянутых приоритетных направлений только в тепличном овощеводстве региона реализуется инвестиционный проект компанией ООО «Югагрохолдинг» по строительству современного тепличного комплекса площадью 21 га, первый этап которого размером 5,5 га официально сдан в эксплуатацию летом текущего года. Введенный тепличный комплекс на сегодня является самым крупным и современным по технико-технологической начинке. Следует отметить, что первый этап проекта всецело реализован без привлечения бюджетных средств. К тому же вся необходимая инфраструктура создана также на средства инвестора, тогда как нередки случаю обеспечения пустых площадок объектами инфраструктуры, якобы ожидающих прихода инвестиций.
Представленный пакет документов на участие в конкурсном отборе Минсельхоза России на получение возмещения прямых понесенных затрат в размере 20% дважды возвращены обратно из-за отсутствия выписки из республиканского бюджета с указанием предусмотренных нем ассигнований на эти цели.
В итоге, инвестор, добросовестно вложивший немалые финансовые средства в развитие АПК и подготовивший весь пакет необходимых документов, лишен возможности получения причитающихся ему законных средств. Получается, что, будучи регионом, якобы первым в стране внедрившим формат проектного управления, мы не в полной мере обеспечиваем учет интересов реальных инвесторов, реализующих так нужные для экономики территории проекты!
Поэтому предстоит выработать механизмы реальной увязки проектного управления с конкретными проектами, поскольку порой они сосуществуют в собственных мирах, не пересекаясь между собой. Все это требует изучения передового опыта регионов, продвинувшихся в практическом внедрении системы проектного управления.
Кроме того, проведенный анализ состава приоритетного проекта развития республики «Эффективный АПК» [2] показывает, что не все включенные в него проекты не только не имеют значимость для регионального агросектора, но и не имеют перспектив реализации в обозримой перспективе, что противоречит идеологии проектного управления.
В связи с этим, на мой взгляд, включение в перечень приоритетного проекта тех или иных мероприятий не должно быть увязано с лоббистскими способностями лиц, преследующих свои интересы.
Сельское хозяйство в силу природных особенностей требует более активного использования организационного ресурса, осуществления постоянного мониторинга хода реализации проектов, оказания инвесторам информационно-методической, консультационной поддержки и другой необходимой помощи.
Список литературы:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства от 14 июля 2012 года №717.
2. Приоритетный проект развития Республики Дагестан «Эффективный агропромышленный комплекс» // http://www.e-dag.ru/2017-01-17-10-21-20/prioritetnye-proekty-razvitiya-rd/effektivnyj-agropromyshlennyj-kompleks.html
УДК 625.7 ББК 65
Тагиров Ш.М. - к.э.н., старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Tagirov Sh.M. - Ph.D., senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan state University of national economy
К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РД
TO THE QUESTION OF THE PRESENT STATE TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье представлены объективные факторы, определяющие текущее состояние дорожно-транспортной инфраструктуры. Выявлена необходимость разработки проектов и программ развития с учётом особенностей и возможностей региональной экономики. Определены задачи, решение которых позволит улучшить состояние дорожно-транспортной инфраструктуры РД. Рассматриваются вопросы современного состояния дорожно-транспортной инфраструктуры региона, проведён анализ динамики роста или снижения показателей, влияющих на формировании стратегии развития республики. Определены целевые ориентиры развития отрасли во взаимодействии с ключевыми отраслями экономики региона. Выявлены проблемные зоны, влияющие на состояние дорожно-транспортного комплекса региона и предложен комплекс мер выхода из кризиса.
Ключевые слова: дорожно-транспортные работы, стратегия развития, интеграционные процессы, дорожно-транспортная инфраструктура, целевые ориентиры, проекты и программы развития, региональная экономика.
The article presents objective factors that determine the current state of the road transport infrastructure. The need for the development of projects and development programs has been identified, taking into account the features and capabilities of the regional economy. The tasks of the solution of which will allow to improve the condition of the road and transport infrastructure of the taxiway are determined. The questions of the current state of the road and transport infrastructure of the region are considered, the analysis of the dynamics of growth or decrease of the indicators of the development strategy of the republic influencing the formation is carried out. Target targets for the development of the industry in interaction with key sectors of the regional economy have been determined. Problems are identified, affecting the state of the road transport complex in the region and a set of measures to overcome the crisis.