Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В СФЕРУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В СФЕРУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / дорожное движение / административный регламент / требование / государственный надзор / административное правонарушение / safety / traffic / administrative regulations / requirement / state supervision / administrative offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Вадим Вячеславович

В статье приведен анализ состояния и развития интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах в Российской Федерации. Рассмотрены особенности и основные направления их применения. Сделан вывод о том, что автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Российской Федерации ввиду того, что связывают между собой населенные пункты, важны непосредственно для жизнедеятельности всех городов, частично определяют уровень развития регионов. Кроме того, они обеспечивают мобильность населения и доступ к материальным ресурсам. Однако автором выявлены основные проблемы и пути решения в области инновационного использования интеллектуальных транспортных систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE INTRODUCTION OF INTELLIGENT SYSTEMS IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

The article provides an analysis of the state and development of intelligent transport systems on highways in the Russian Federation. The features and main directions of their application are considered. It is concluded that highways are of strategic importance for the Russian Federation due to the fact that they connect settlements with each other, are important directly for the vital activity of all cities, partially determine the level of develop-ment of regions. In addition, they ensure the mobility of the population and access to material resources. However, the author has identified the main problems and solutions in the field of innovative use of intelligent transport systems

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В СФЕРУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Административное право, административный процесс

Научная статья УДК 351.81

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В СФЕРУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ

Афонин Вадим Вячеславович

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,

Россия

vadim. afoni n@mail.ru

Аннотация. В статье приведен анализ состояния и развития интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах в Российской Федерации. Рассмотрены особенности и основные направления их применения. Сделан вывод о том, что автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Российской Федерации ввиду того, что связывают между собой населенные пункты, важны непосредственно для жизнедеятельности всех городов, частично определяют уровень развития регионов. Кроме того, они обеспечивают мобильность населения и доступ к материальным ресурсам. Однако автором выявлены основные проблемы и пути решения в области инновационного использования интеллектуальных транспортных систем.

Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, административный регламент, требование, государственный надзор, административное правонарушение.

Для цитирования: Афонин В.В. Проблемы и перспективы внедрения интеллектуальных систем в сферу обеспечения безопасности дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 1(94). С. 40-49.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE INTRODUCTION OF INTELLIGENT SYSTEMS IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Vadim V. Afonin

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia

vadim. afoni n@mail.ru

Abstract. The article provides an analysis of the state and development of intelligent transport systems on highways in the Russian Federation. The features and main directions of their application are considered. It is concluded that highways are of strategic importance for the Russian Federation due to the fact that they connect settlements with each other, are important directly for the vital activity of all cities, partially determine the level of development of regions. In addition, they ensure the mobility of the population and access to material resources. However, the author has identified the main problems and solutions in the field of innovative use of intelligent transport systems.

Keywords: safety, traffic, administrative regulations, requirement, state supervision, administrative offense.

For citation: Afonin V.V. Problems and prospects of the introduction of intelligent systems in the field of road safety // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 1(94). Р. 40-49.

Значительную часть дня многие проводят в дороге, в том числе и за рулем. Сопровождаемая множеством правил система дорожного движения составляет целую компьютерную сеть, основанную на работе умных программ искусственного интеллекта, которые обладают множеством плюсов (не устают, обрабатывают массивы информации за минимальное время, имеют большой диапазон видения за счет камер и радаров, могут запрашивать данные спутников и отлично ориентируются в картах (например, навигаторы предотвращают пробки, прокладывая маршруты в объезд им).

Нельзя не учитывать человеческий фактор, совсем не предусмотренный искусственным интеллектом, по причине которого совершаются некоторые дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП), но иногда именно он, опирающийся на интуицию, выручает в ситуациях, когда автомобиль не может сам принять решение. При этом следует отметить, что именно искусственный интеллект является эффективным в дорожном движении и применяется:

для массовой компьютеризации транспортных средств и корректировки поведения водителей;

построения маршрутов и объезда пробок;

эффективной работы инфраструктуры и дорожных светофоров, а также отображения дорожных знаков и территорий для объезда на картах.

Следует отметить, что в главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ1 не предусмотрены ситуации и мера наказания, когда вместо водителя в машине оказался бы автопилот. С 1 сентября 2021 г. в г. Москве убрали все предупреждающие о наблюдении таблички, пояснив, что необходимость в них исчерпала себя, так как почти вся площадь дорог столицы находится в фокусе камер, функционирующих как общая система нейросети, которая совершенствуется и систематически обновляется.

Например, камеры и специалисты умеют уже распознавать непристегнутые ремни, номера машин, отслеживать неправомерное поведение водителей на пешеходных переходах, телефон - все это работа платы внутри корпуса, нейросети в процессоре (искусственного интеллекта). Помимо этого, ведутся разработки для опознавания включения/ выключения фар. Программисты прописывают программы для нейросети, обучая и прорисовывая, как должна выглядеть та или иная вещь, и после получения снимков с фотокамер они проходят еще одну обработку - уже сотрудниками, а искусственный интеллект проходит своеобразное обучение, продолжая совершенствовать нейросеть.

На одном из форумов «Открытые инновации» рассматривалась объединенная экосистема города (весь транспорт, здания, пробки, транспортные потоки) и сам город, принимающий решения посредством «умной системы». Ее работа поможет избежать пробок, передавая информацию о них на устройства, установленные в автомобилях, и перераспределяя одновременно движение на свободные полосы, не дожидаясь максимального приближения и визуального обзора для водителя [1, с. 9]. Помощь смогут

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: в ред. от 24 сентября 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.

оказывать датчики как элементы инфраструктуры, а также умные светофоры и парковки. Города, перешедшие на умные дорожные системы, основанные на нейросети, обладают возможностями избегания пробок, экономии топлива, получения команд для пешеходов, что уже было заложено для городов, где население превысило порог 300 тыс., в нацпроекте «Безопасные и качественные автодороги». Под эти цели уже определен участок «умной дороги» Волоколамского шоссе и г. Истры. Там будут предусмотрены алгоритмическое директивное управление 56 светофорами, 28 датчиков, 42 камеры и 2 табло. Загруженность участка будет рассчитываться по математическим моделям, причем приоритет будет предоставляться тому потоку, у которого интенсивность выше.

Таким образом, применение в дорожном движении искусственного интеллекта внесет значительный вклад в эффективность транспортного движения, сокращение времени пути и усиление безопасности на дорогах.

Внедрение интеллектуальных систем в процесс организации управления дорожным движением является одной из приоритетных задач на автомобильном транспорте. Применение искусственного интеллекта обеспечивает оптимизацию движения автомобилей на дороге и позволяет снизить транспортные издержки при перевозке грузов различного назначения. Положительно использование интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС) отражается на безопасности дорожного движения (далее - БДД) и экологической ситуации в городах [2, с. 218].

Современный уровень развития данных механизмов позволяет применять их практически в любой производственной сфере, и автомобильный транспорт не является исключением. В настоящее время существует достаточно широкий спектр разработок, основанных на искусственном интеллекте, позволяющих качественно изменить процесс управления автомобильным движением на дорогах.

Рассмотрим некоторые примеры использования ИТС в области дорожного движения.

1. Системы наблюдения за соблюдением правил дорожного движения. Среднесрочной тенденцией развития этой группы является более широкое распространение систем онлайн-наблюдения (стационарных и мобильных устройств вне транспортных средств), а также внедрение их сетевой эксплуатации. Долгосрочная стратегическая цель - применение бортовых устройств, которые способны предотвращать нарушения на дорогах [3, с. 34]. Системы видеонаблюдения значительно повышают вероятность быть пойманными, поскольку соответствующие камеры способны выявлять и контролировать участников дорожного движения с потенциальными рисками для безопасности. Системы в автомобиле также предоставляют возможности для предотвращения рискованного, недисциплинированного поведения [4, с. 34].

Второстепенными функциями являются анализ отношения водителей и атрибутов профиля с применением методов интеллектуального анализа данных. Полученные данные позволяют исследовать основные причины пространственной плотности ДТП и пересмотреть весовые коэффициенты аварийности [5, с. 65].

2. Персонализированные, непрерывные системы мониторинга и поддержки поведения дорожного движения в режиме реального времени. Среднесрочное видение заключается в распространении приложений для широко используемых интеллектуальных устройств, которые способны отслеживать привычки передвижения участников дорожного движения (например, выбор режима, скорость, аспекты БДД) и применять их для составления предложений по поведению мобильности. Исходя из этого, социальные сети должны быть сформированы таким образом, чтобы способствовать появлению общих, индивидуальных транспортных профилей. Поэтому основная цель (развитие индивидуального транспортного отношения) ИТС-группы должна быть достиг-

нута системами сообщества. Второстепенными функциями являются анализ отношения водителей и атрибутов профиля с использованием методов интеллектуального анализа данных. Записанные локомоционные процессы позволяют оценить от-до матриц.

Эти данные позволяют также изучить причины пространственной плотности ДТП и пересматривать весовые коэффициенты аварийности. Кроме того, при определенных обстоятельствах системы способны отслеживать участников дорожного движения с потенциальными рисками для безопасности [6, с. 21].

3. Системы предупреждения об опасных дорожных ситуациях. Стратегической целью является распространение вспомогательных приложений для широко применяемых интеллектуальных устройств, способных непрерывно отслеживать текущее положение и характеристики движения участников дорожного движения. Эти системы могут предупреждать водителей о потенциальных опасностях. В будущем должны быть распространены такие онлайновые социальные сети и приложения, которые готовы прогнозировать потенциальные конфликты и предоставлять информацию о БДД в режиме реального времени.

Основная функция этих ИТС-систем заключается в предупреждении водителей об опасных ситуациях на основе статических параметров дороги (данные об авариях, радиус кривой, уклон и т. д.), а также динамических данных (положение, характеристики движения и т. д.), полученных от участников дорожного движения. Исходя из количества прогнозируемых конфликтов, становится возможным поиск особо опасных участков дороги и анализ поведения водителя [7, с. 10].

4. Системы поддержки спасательных операций. Механизмы поддержки аварийно-спасательных работ существенно снижают исходы уже произошедших аварий. Распространение в автомобиле автоматических аварийных систем является ключевым фактором развития, поскольку технология уже готова к рынку. Фактические данные о местоположении, характеристиках движения и статические дорожные данные ГИС позволяют запускать автоматические или полуавтоматические экстренные вызовы.

Основная цель вспомогательных систем заключается в передаче информации о положении и основных характеристиках дорожно-транспортных происшествий в ближайший центр экстренной помощи сразу же после аварии. Это повышает эффективность и сокращает время проведения спасательной операции, тем самым система способна снизить количество погибших в ДТП, а также содействовать снижению уровня травматизма.

Зафиксированные особенности аварий могут быть проанализированы методами интеллектуального анализа данных, становится возможным поиск особо опасных участков дорог. Кроме того, эти системы способны выявлять и контролировать участников дорожного движения с потенциальными рисками для безопасности [8, с. 90]. В ИТС-группу также входят системы безопасности и охраны транспортных средств, используемых в общественном транспорте. Их интеллектуальные системы (сложные камеры, регистраторы и модули сигнализации) также имеют функции контроля и управления.

5. Системы для создания характеристик безопасности дорожной инфраструктуры. Внедрение систем, позволяющих проводить периодические измерения и анализ состояния транспортной системы только на основе базовых данных (инфраструктура, данные об авариях и т. д.) и ГИС-данных, обеспечивающих создание характеристик БДД. Стратегической целью является внедрение систем, которые применимы для этой цели. В случае элементарной реализации (среднесрочной) основными функциями являются (на основе ГИС) классификация безопасности дорожной сети и выполнение задач, связанных с процессами управления инфраструктурой.

В будущем оценка БДД транспортной сети и ее визуализация в алгоритмах маршрутизации станут возможными с помощью ГИС-ориентированного, постоянно публикуемого дисплея в режиме реального времени. Исследование корреляции между данными об авариях и характеристиками инфраструктуры можно назвать второстепенной функцией, как и создание модели оценки аварийности, а также идентификация особо опасных участков с применением пространственных автокорреляционных моделей [9, с. 40].

6. Системы активной безопасности в автомобиле. Современные системы помощи водителю в автомобиле повышают БДД, однако в настоящее время большинство из них работают автономно. Среднесрочная стратегическая цель - более широкое распространение этих систем и внедрение их в коммуникационные процессы. В дальнейшем планируется внедрение систем управления полными процессами, связанными с движением транспортных средств (парковка, отслеживание полосы движения и др.), и сетевое функционирование их является основной задачей. Эти системы способны предотвращать автомобильные аварии или смягчать их последствия, распознавая и предотвращая опасные ситуации и выполняя динамические операции вождения. Системы этой ИТС-группы позволяют блокировать и контролировать транспортные средства с рисками безопасности.

7. Обязательные системы обеспечения БДД в транспортном средстве. В среднесрочной перспективе ожидается унификация обязательных внутрикорпоративных систем обеспечения БДД [10, с. 964]. Тахографы способны оценивать режим труда и отдыха водителей, а также обеспечивать обратную связь для операторов. Этот вид контроля будет распространен и на начинающих водителей. Стратегической целью является внедрение онлайн-системы, которая умеет централизованно регистрировать водительские действия и выполнять автоматические проверки на их основе.

Таким образом, основными функциями систем являются непрерывный мониторинг водительской деятельности соответствующей группы водителей (официальных, начинающих и т. д.), обратная связь типичных проблем, ошибок, электронная проверка в режиме реального времени и автоматическое санкционирование совершенных правонарушений. Кроме того, система способна регистрировать данные в случае аварий и отслеживать участников дорожного движения с потенциальными рисками для безопасности.

Дорожное движение - это процесс, который охватывает все страны и континенты. Поэтому вряд ли вызывает какие-либо сомнения необходимость обсуждения и разработки совместной (межгосударственной) концепции, которая бы определила основные требования к обеспечению безопасности в ходе первоначального и завершающего этапов внедрения в процесс дорожного движения беспилотных автомобилей, полностью исключающих возможность нахождения в них человека-водителя. Это позволило бы задать общий вектор научных изысканий в данной сфере для всех ученых мира. Организация и управление нераздельно связаны с необходимостью их нормативного урегулирования и закрепления. Уже сейчас становится очевидным и констатируется на высоком уровне тот факт, что в столь быстро меняющемся современном мире нормотворчество не будет поспевать за темпами развития технологий [11, с. 30].

Так, в ходе своего выступления на пленарном заседании VI Московского международного форума «Открытые инновации» Д. А. Медведев, говоря о готовности государства к будущей трансформации, отметил, что цифровизация меняет подходы как к самому государственному управлению, так и к правовому регулированию. Но параллельно возникает целый ряд противоречий. Заполнение законодательных пробелов и разработка новых юридических приемов урегулирования общественных отно-

шений в анализируемой нами сфере должны стать приоритетными направлениями юридической мысли на ближайшее время1.

Американские ученые из Калифорнийского университета в Беркли предложили выделять для беспилотных автомобилей полосы на уже существующих трассах. Данный концептуальный проект они назвали «Иурег1апе», по аналогии с нашумевшим концептом Илона Маска «Иурвг1оор»>. В 2013 году создатель Tesla и 8раееХ Илон Маск описал концепт под названием «Иурег1оор», идея которого заключалась в создании поезда, перемещающегося в специальных трубах с пониженным давлением со скоростью до 1200 км/ч.

Трассы для Иурег1оор предполагается строить над землей и оснащать их солнечными батареями. Согласно указанному проекту управлять потоком беспилотных автомобилей будет специальная компьютерная система. Автомобили будут подключаться к ней автоматически в момент заезда на специальную полосу. При этом сами беспилот-ники также будут «общаться» друг с другом. Связь между автомобилями наладят с помощью высокоскоростного интернета 50.

По мнению экспертов, такая коммуникация между участниками движения и главным компьютером, который будет анализировать плотность и скорость потока, даст возможность обеспечить высокую скорость по трассе - до 190 км/ч, а также избежать аварий. В конечном счете Иурег1апе будет иметь в четыре раза больше пропускную способность по сравнению с традиционной автомагистралью, так как управление транспортными средствами одной системой и возможность их «общения» между собой позволят обеспечить движение большого количества автомобилей в унисон, а также более близко друг к другу.

В зависимости от местоположения, Иурег1апе может быть настроен одним из двух способов. На открытой местности это может быть своя магистраль, построенная с нуля, а в плотно застроенных районах, не имеющих свободного места, - на уже существующей автодороге несколько полос может быть выделено для движения автономных автомобилей после установки на них соответствующих датчиков.

Но следует обратить внимание на то, что применение указанных технологий в дорожном движении может породить за собой и новый вид общественно-опасных посягательств, способных принести серьезный вред и угрозу безопасности данному процессу. Речь в первую очередь идет о вероятности появления хакерских атак с целями от завладения управления беспилотным автомобилем (автомобилями) до полного прекращения дорожного движения на отдельно взятом участке улично-дорожной сети. Причем такие хакерские атаки - это уже не какая-то фантастика, а реальность сегодняшнего дня. Так, еще в 2015 году американские исследователи ки-бербезопасности Крис Валасек и Чарли Миллер обнаружили возможность получить доступ к управлению электроникой автомобиля ^ерСкегокее практически из любого места на Земле, используя для этого брешь в системе безопасности мультимедийного комплекса иСоппеМ. Осуществив взлом, они смогли удаленно задействовать тормоза, отрегулировать громкость аудиосистемы и переключать передачи.

Однако, по их утверждению, возможности такого взлома на деле куда шире - перехватить можно даже рулевое управление. Кроме того, получивший доступ к электронике автомобиля сможет отслеживать и его параметры - например, местонахождение и скорость движения. Результаты своего эксперимента ученые представили американской Комиссии по БДД. Поэтому защита дорожного движения от подобных общественно

1 Выступление на пленарном заседании VI Московского международного форума «Открытые инновации» Д. А. Медведева [Электронный ресурс]. URL: government.ru (дата обращения: 15.12.2022).

опасных проявлений в будущем - это задача, которую необходимо будет решать не только законодателю, но и правоприменителю в лице правоохранительных органов.

На основании изложенного можно предположить, что в ближайшей перспективе такую службу, как Госавтоинспекция МВД России, ждут кардинальные изменения. От инспектора дорожно-патрульной службы, который в настоящее время осуществляет государственный контроль за соблюдением установленных правил БДД, необходимо будет перейти к созданию указанных выше «центров», деятельность которых должна быть обеспечена подготовкой специалистов с соответствующим техническим образованием.

В таких условиях распределение сфер ответственности между основными субъектами обеспечения БДД должно выглядеть следующим образом:

ответственность за техническое состояние транспортного средства, соответствующее требованиям безопасности, должна возлагаться на собственника транспортного средства;

ответственность за состояние улично-дорожной сети в надлежащем виде - на собственника дороги;

ответственность за организацию дорожного движения и взаимодействие между собой основных ее компонентов (человека, транспортного средства и дороги) - на государство.

Также, когда появятся технические возможности обеспечить процесс передвижения беспилотных автомобилей полностью без участия человека-водителя, необходимо будет в Правилах дорожного движения нормативно закрепить понятие «беспилотное транспортное средство», под которым следует понимать «механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, процесс передвижения которого контролируется водителем или интеллектуальной транспортной системой».

Для того чтобы полноценно использовать беспилотный автомобиль в процессе дорожного движения, мало его просто разработать и произвести. Для этого еще нужна переформатированная под возможности внедряемых инноваций законодательная база, устанавливающая не только права, обязанности и ответственность участников дорожного движения, но и соответствующие полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и владельцев частных автомобильных дорог в области обеспечения БДД.

На текущий момент созрела необходимость включения в российское законодательство правовых норм, определяющих условия применения беспилотных автомобилей на общественных дорогах. Подобные законодательные акты уже приняты в таких странах, как США и ФРГ.

Главные требования этих законов состоят в том, чтобы водитель был обязан находиться за рулем беспилотного транспортного средства и в любой момент мог бы взять управление беспилотным автомобилем на себя. Кроме того, в беспилотном автомобиле должен быть установлен черный ящик, который бы фиксировал ход поездки. В случае ДТП данные с черного ящика покажут, кто был виновником аварии - водитель или автопилот. Если ДТП произошло по вине водителя, то он должен нести ответственность согласно действующему законодательству. В случае, если авария произошла из-за технической ошибки, ответственность должен нести уже автопроизводитель.

Появление указанных правовых норм в нашем законодательстве позволит апробировать технические разработки по созданию и совершенствованию отечественных беспилотных автомобилей в реальных условиях дорожного движения, что обеспечит, по крайней мере, участие России в международной гонке по разработке данных технологий, которая, несомненно, уже началась (в случае отставания России в этой гонке ей, по всей видимости, придется препятствовать предстоящим интеграционным процессам в области

дорожного движения, так как именно такой вариант поведения позволит отсрочить наступление ее зависимости от технически более развитых стран).

Таким образом, искусственный интеллект - одна из наиболее актуальных тем современных научных исследований, зародившаяся несколько десятилетий назад. В последние годы многие известные ученые высказывали реальные опасения относительно его развития. В то время как исследователи по всему земному шару соревнуются в том, чтобы изучить эволюцию мозга человека, большинство экспертов уверены, что возможности машины в долгосрочной перспективе достигнут уровня человеческого развития, а другие вместе с тем обосновывают теорию о недостижимой сложности человеческого мышления.

Из всего вышеизложенного подытожим, что основными функциями проанализированных нами систем являются непрерывный мониторинг водительской деятельности соответствующей группы водителей (официальных, начинающих и т. д.), обратная связь типичных проблем, ошибок, электронная проверка в режиме реального времени и автоматическое санкционирование совершенных правонарушений. Кроме того, система способна регистрировать данные в случае аварий и отслеживать участников дорожного движения с потенциальными рисками для безопасности.

1. Горельчик М.Р. Искусственный интеллект в автомобильной индустрии: варианты использования машинного обучения для самоуправляемых транспортных средств // Исследования молодых ученых: материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). Казань: Молодой ученый, 2020. С. 8-11.

2. Кондрашова Е.А., Мертвищев Г.А., ЛатышенокН.М. ИТС как устойчивое развитие транспортной инфраструктуры // Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте: сборник материалов V Международной научно-практической конференции /редколлегия: Д.М. Дубинкин (отв. ред.) [и др.]. Кемерово, 2021. С. 217-219.

3. Зейналов Ф.Н.о. Проверка документов как основание остановки транспортных средств сотрудниками дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции // Научный Вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 1(70). С. 36-39.

4. Андреев К.П., Терентьев А.В., Шемякин В.В. Психологические аспекты подготовки водителей // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых 2017: сборник научных статей 6-й Международной научной конференции, 2017. С. 33-35.

5. Андреев К. П., Горячкина И. Н., Шемякин А. В., Евтеева А. С. К вопросу внедрения интеллектуальных систем на автомобильном транспорте // Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок и безопасности движения: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. С. 62-67.

6. Андреев К.П., Кильдишев А.А., Терентьев В.В., Шемякин А.В. Оценка безопасности транспортных узлов средствами компьютерного моделирования // Бюллетень транспортной информации. 2019. № 1(283). С. 20-23.

7. Андреев К.П., Терентьев В.В., Шемякин А.В. Применение дорожного энергопоглощающего ограждения для повышения безопасности движения // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2018. № 1. С. 5-12.

8. Терентьев В.В., Андреев К.П., Шемякин А.В. Повышение эффективности системы «ЭРА-ГЛОНАСС» // Современные материалы, техника и технологии. 2017. № 5(13). С. 86-91.

9. Терентьев В.В., Андреев К.П., Киселев В.А. Принципиальные предложения и решения по основным мероприятиям организации дорожного движения // Грузовик. 2020. № 3. С. 37-42.

10. Дзю Е.Л., Овчинникова Л.А. Дорожно-транспортные происшествия: участники, причины, последствия в России за 2017 год // Роль аграрной науки устойчивом развитии сельских территорий:материалы II Всероссийской (национальной) научной конференции. Новосибирск, 2017. С. 963-965.

11. Попова Н.Ф. Применение технологий искусственного интеллекта в правоохранительной деятельности // Административное право и процесс. 2021. № 3. С. 29-32.

1. Gorel'chik M.R. Iskusstvenny'j intellekt v avtomobil'noj industrii: varianty' ispol'zovaniya mashinnogo obucheniya dlya samoupravlyaemy'x transportny'x sredstv // Issledovaniya molody'x ucheny'x: materialy' XIV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', noyabr' 2020 g.). Kazan': Molodoj ucheny'j, 2020. S. 8-11.

2. Kondrashova E.A., Mertvishhev G.A., Laty'shenokN.M. ITS kak ustojchivoe razvitie transportnoj infrastruktury' // Innovacii v informacionny'x texnologiyax, mashinostroenii i avtotransporte: sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii /redkollegiya: D.M. Dubinkin (otv. red.) [i dr.]. Kemerovo, 2021. S. 217-219.

3. Zejnalov F.N.o. Proverka dokumentov kak osnovanie ostanovki transportny'x sredstv sotrudnikami dorozhno-patrul'noj sluzhby' Gosavtoinspekcii // Nauchny'j Vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2017. № 1(70). S. 36-39.

4. Andreev K.P., Terent'ev A.V., Shemyakin V.V. Psixologicheskie aspekty' podgotovki voditelej // Pokolenie budushhego: Vzglyad molody'x ucheny'x 2017: sbornik nauchny'x statej 6-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 2017. S. 33-35.

5. Andreev K.P., GoryachkinaI.N., Shemyakin A.V., Evteeva A.S. K voprosu vnedreniya intellektual'ny'x sistem na avtomobil'nom transporte // Aktual'ny'e voprosy' organizacii avtomobil'ny'x perevozok i bezopasnosti dvizheniya:sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018. S. 62-67.

6. Andreev K.P., Kil'dishevA.A., Terent'ev V.V., Shemyakin A.V. Ocenka bezopasnosti transportny'x uzlov sredstvami komp'yuternogo modelirovaniya

// Byulleten' transportnoj informacii. 2019. № 1(283). S. 20-23.

7. Andreev K.P., Terent'ev V.V., Shemyakin A.V. Primenenie dorozhnogo e'nergopogloshhayushhego ograzhdeniya dlya povy'sheniya bezopasnosti dvizheniya // Transport. Transportny'e sooruzheniya. E'kologiya. 2018. № 1. S. 5-12.

8. Terent'ev V.V., Andreev K.P., Shemyakin A.V. Povy'shenie e'ffektivnosti sistemy' «E'RA-GLONASS» // Sovremenny'e materialy', texnika i texnologii. 2017. № 5(13). S. 86-91.

9. Terent'ev V.V., Andreev K.P., Kiselev V.A. Principial'ny'e predlozheniya i resheniya po osnovny'm meropriyatiyam organizacii dorozhnogo dvizheniya // Gruzovik. 2020. № 3. S. 37-42.

10. Dzyu E.L., Ovchinnikova L.A. Dorozhno-transportny'e proisshestviya: uchastniki, prichiny', posledstviya v Rossii za 2017 god // Rol' agrarnoj nauki ustojchivom razvitii sel'skix territorij:materialy' II Vserossijskoj (nacional'noj) nauchnoj konferencii. Novosibirsk, 2017. S. 963-965.

11. Popova N.F. Primenenie texnologij iskusstvennogo intellekta v pravooxranitel'noj deyatel'nosti // Administrativnoe pravo i process. 2021. № 3. S. 29-32.

Информация об авторе

Афонин Вадим Вячеславович. Доцент кафедры организации деятельности ГИБДД. Кандидат юридических наук.

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, 2.

Information about the author

Vadim V. Afonin. Associate Professor of the Chair of Organization of State Traffic Police Activities.Candidate of Sciences (Law).

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, 2 Ignatov str.

Статья поступила в редакцию 12.12.2022; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 13.02.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted December 12, 2022; approved after reviewing January 30, 2023; accepted to the writing of the article for publication February 13, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.