Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы влияния ведомственного контроля природоохранной деятельности на экономическую безопасность учреждений УИС'

Проблемы и перспективы влияния ведомственного контроля природоохранной деятельности на экономическую безопасность учреждений УИС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL SAFETY / ECONOMIC SECURITY / DEPARTMENTAL CONTROL / FINANCING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарева Екатерина Владимировна

Сегодня экологическая безопасность является одной из составляющих государственной безопасности России. Остро стоит проблема экологически безопасного обращения с отходами производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, это усиливает техногенную нагрузку на экологические системы и создает реальную угрозу здоровью населения. Автор анализирует такие проблемы ведомственного контроля при обеспечении экономической безопасности в области природоохранного законодательства, как: отсутствие в штатных расписаниях учреждений УИС экологов, переход ведомственного контроля в исполнение природоохранных мероприятий в части отчетности и разработки проектной документации в повседневную работу инспекций по охране окружающей среды УИС. Также автор рассматривает такие факторы риска экономической безопасности УИС как любого промышленного объекта: старая материальная база учреждений УИС, отсутствие дополнительного финансирования и стимулирования учреждений УИС к улучшению материальной базы учреждений УИС; разделение финансовой и материальной базы учреждений УИС на производственный и бюджетный сектора. На основе проведенного анализа автором внесены предложения по решению данных проблем и сокращению факторов риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INFLUENCE OF DEPARTMENTAL CONTROL OF ENVIRONMENTAL PROTECTION ACTIVITIES ON THE ECONOMIC SECURITY OF INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

Today, environmental safety is one of the components of state security in Russia. The acute problem is the environmentally safe management of waste from industrial and economic activities of correctional institutions; this increases the technogenic load on ecological systems and poses a real threat to public health. The author analyzes such problems of departmental control while ensuring economic security in the field of environmental legislation, such as: the absence of environmentalists in the staffing of institutions of the penal correction system, departmental control in the implementation of environmental protection measures in terms of reporting and the development of project documentation in the daily work of environmental inspectorates in the penal system. The author also considers such risk factors for the economic security of penal institutions as any industrial facility: the old material base of penal institutions, the lack of additional funding and incentives for penal institutions to improve the material base of penal institutions; separation of the financial and material base of the penal system in the production and budget sectors. Based on the analysis, the author made suggestions to solve these problems and reduce risk factors.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы влияния ведомственного контроля природоохранной деятельности на экономическую безопасность учреждений УИС»

удк 338.1

Пономарева Екатерина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, РФ, г. Рязань, e-mail: scanderbeg@mail.ru

проблемы и перспективы влияния ведомственного контроля природоохранной деятельности на экономическую безопасность учреждений уис

Реферат. Сегодня экологическая безопасность является одной из составляющих государственной безопасности России. Остро стоит проблема экологически безопасного обращения с отходами производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, это усиливает техногенную нагрузку на экологические системы и создает реальную угрозу здоровью населения. Автор анализирует такие проблемы ведомственного контроля при обеспечении экономической безопасности в области природоохранного законодательства, как: отсутствие в штатных расписаниях учреждений УИС экологов, переход ведомственного контроля в исполнение природоохранных мероприятий в части отчетности и разработки проектной документации в повседневную работу инспекций по охране окружающей среды УИС. Также автор рассматривает такие факторы риска экономической безопасности УИС как любого промышленного объекта: старая материальная база учреждений УИС, отсутствие дополнительного финансирования и стимулирования учреждений УИС к улучшению материальной базы учреждений УИС; разделение финансовой и материальной базы учреждений УИС на производственный и бюджетный сектора. На основе проведенного анализа автором внесены предложения по решению данных проблем и сокращению факторов риска.

Ключевые слова: экологическая безопасность; экономическая безопасность; ведомственный контроль; финансирование.

udc 338.1

Ponomareva Ekaterina,

Сandidate of Economics, associate professor, The Academy of Law Management of The Federal Penal Service of Russia, Russia, Ryazan, e-mail: scanderbeg@mail.ru

problems and prospects of influence of departmental control of environmental protection activities on the economic security of institutions of the penal system

Abstract. Today, environmental safety is one of the components of state security in Russia. The acute problem is the environmentally safe management of waste from industrial and economic activities of correctional institutions; this increases the technogenic load on ecological systems and poses a real threat to public health. The author analyzes such problems of departmental control while ensuring economic security in the field of environmental legislation, such as: the absence of environmentalists in the staffing of institutions of the penal correction system, departmental control in the implementation of environmental protection measures in terms of reporting and the development of project documentation in the daily work of environmental inspectorates in the penal system. The author also considers such risk factors for the economic security of penal institutions as any industrial facility: the old material base of penal institutions, the lack of additional funding and incentives for penal institutions to improve the material base of penal institutions; separation of the financial and material base of the penal system in the production and budget sectors. Based on the analysis, the author made suggestions to solve these problems and reduce risk factors.

Keywords: environmental safety; economic security; departmental control; financing.

Сегодня экологическая безопасность является одной из составляющих государ-

ственной безопасности России, затрагивая сферу производственной и финансово-хо-

зяйственной деятельности. В полной мере это касается деятельности учреждений УИС. В свою очередь, экономической безопасности хозяйствующего субъекта могут угрожать природные катаклизмы и экологические катастрофы. Данная проблематика для Федеральной службы исполнения наказаний становится все более актуальной.

Предприятия уголовно-исполнительной системы страны оказывают отрицательное влияние на экологию, это связано с образованием огромного количества веществ, приводящих к загрязнению атмосферы, почвы, водных объектов, изменению естественных ландшафтов. Предприятия УИС оснащены многопрофильным оборудованием по переработке лесоматериталов, металлообработке, камнеобработке, швейному производству, производству изделий из пластмассы, содержанию и разведению скота. Эти отрасли используют значительные сырьевые ресурсы.

Наибольшее загрязнение воздуха в районах дислокации учреждений происходит от котельных, работающих на твердом топливе при отсутствии золоулавливающих устройств. Самым опасным для здоровья людей и состояния экосистем в настоящее время является загрязнение атмосферы вредными веществами.

Существующая в настоящее время система обращения с отходами основана преимущественно на их передаче для захоронения на свалках твердых бытовых отходов или длительном хранении (складировании) на специализированных объектах (отвалах), либо передаче на очистные сооружения сторонних организаций. Но порядок сбора и удаления отходов, сложившийся за десятилетия, основан на размещении/захоронении отходов на несанкционированных свалках территорий городских округов.

Проблема экологически безопасного обращения с отходами остается одной из самых важных для производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений. Нерешенность проблем с отходами усиливает техногенную нагрузку на экологические системы и создает реальную угрозу здоровью населения.

При прочих равных условиях экологическая обстановка может повлиять на выбор места проживания и работы населения, что в свою очередь влияет на стабильность и

устойчивое развитие муниципалитетов, регионов.

Предприятия уголовно-исполнительной системы имеют опыт работы с отходами, так на предприятиях ГУФСИН России по Свердловской области накоплен положительный опыт использования отходов на собственных предприятиях. Так, в учреждениях используются: отходы деревообработки применяются в изготовлении штакетника, изделий ТНП, изготовления пеллет, древесного угля, используется как подстилочный материал в подсобных хозяйствах, передаются населению или используются в качестве дополнительного топлива в котельных, с целью экономии сырья и бюджетных денежных средств; от сжигания угля в котельных золошлак используется для изготовления шлакоблоков, отсыпки запретной зоны, для засыпки заболоченных территорий и как утеплитель потолочных перекрытий; пищевые отходы кухонь - для корма животным; отходы резинотехнических изделий - на благоустройство территории, на обустройство тренировочных площадок и питомников для собак; отработанные масла для обработки деревянных конструкций, консервации неработающего технологического оборудования, для смазки деревообрабатывающего оборудования и автотракторной техники[2].

Однако, некоторые вопросы по утилизации отдельных видов отходов на сегодняшний день остаются не урегулированными, поэтому нами предлагается направить обращение в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о подготовке разъяснений по использованию отходов 3 и 4 классов опасности в качестве вторичного сырья в учреждениях УИС в целях экономии бюджетных средств, без оформления лицензии на утилизацию [3].

дополнительное финансирование за последние три года позволило активизировать деятельность в учреждениях по разработке и согласованию проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (НДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, нормативов допустимых сбросов (НДС) в водные объекты, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Учреждениями УИС разработано 85% проектов нормативов негативного воздействия на окружающую среду от их общей потребности, что дало

возможность минимизировать плату за негативное воздействие на окружающую среду, избежать значительных санкций со стороны природоохранных органов. Также из двенадцати учреждений десятью получены лицензии на пользование недрами (подземными источниками) для обеспечения хозяйственно-питьевых целей, для семи учреждений разработаны и согласованы проекты ЗСО. Хотя это, конечно, не решает глобальных экологических проблем в рациональном природопользовании и природовосстановлении.

Основными проблемами ведомственного контроля при обеспечении экономической безопасности в области природоохранного законодательства являются:

- отсутствие в штатных расписаниях учреждений УИС экологов, наличие которых позволило бы реально оценивать ведение природоохранной деятельности в учреждении и доводить актуальные вопросы данного направления и информацию о последствиях при нарушении действующего законодательства до руководства учреждения. При этом введение в штатное расписание вольнонаемных работников на данные должности про -блему не решает в связи с низкими заработными платами вольнонаемного персонала, дефицита специалистов в данной области на рынке труда.

Одним из путей решения вопроса является финансирование учреждений УИС для использования экологического аутсорсинга - заключения договорных отношений с частными организациями, осуществляющими ведение организаций в данном направлении, в том числе сопровождение при проведении проверок надзорными органами. При наличии договорных отношений введения в штатное расписание специалистов-экологов не требуется. При рассмотрении этого вопроса в одном из учреждений уголовно-исполнительной системы организациями аутсорсинга озвучивалась стоимость договорных отношений в районе 100 тыс. руб. в год (при наличии проектов ПДВ и ПНООРЛ) и 200 тыс. руб. в год с учетом ведения учреждения и разработки данных проектов;

- переход ведомственного контроля исполнения природоохранных мероприятий по отчетности и разработке проектной документации в повседневную работу инспекций по охране окружающей среды УИС. При от-

сутствии заинтересованности в выполнении требований природоохранного законодательства руководителей учреждений УИС, функция ведомственного контроля данного направления полностью прекращает осуществляться инспекциями по охране окружающей среды, и деятельность по инспектированию учреждений заменяется на работу по разработке проектной документации и ведению отчетности с целью недопущения наложения штрафных санкций со стороны надзорных органов.

Инспекциями по вышеуказанной причине проводились работы по разработке и внедрению в учреждениях УИС Свердловской области проектов ЗСО скважин, программ производственного экологического контроля, технических регламентов по обращению с отходами животноводства, разработка материалов по паспортизации отходов 1-4 классов опасности на основе исследований КХО, деклараций платы за НВОС. Для упорядочения ведения экологической документации был внедрен стандарт «Перечень обязательных документов по охране окружающей среды в учреждениях ГУФСИН России по Свердловской области»;

- старая материальная база учреждений УИС. Огромной проблемой и фактором риска экономической безопасности любого промышленного объекта являются: устаревшее, изношенное производственное оборудование; котельные, работающие на твердом топливе; много лет не обновляющаяся автотранспортная база, которая была сформирована в прошлом веке, когда производство транспорта и оборудования велось без учета негативного воздействия на окружающую среду.

Учреждений УИС, имея низкие доходы, не позволяющие обновлять оборудование и транспорт, пользуясь котельными без газоочистки и пылеулавливания, оказывают негативное воздействие на атмосферу, и, как следствие, приводят к обязательству оплаты учреждениями больших средств за НВОС, при экономии которых возможно бы было использовать данные средства на установку пылеулавливателей и газоочистных установок (ГОУ). Существующая система обязательной авансовой платы НВОС не отражает реального возврата средств на природоохранные мероприятия;

- отсутствие дополнительного финансирования и стимулирования учреждений УИС на улучшение материальной базы учреждений УИС. Решение данной проблемы возможно при рассмотрении механизма корректировки платы за НВОС в счет денежных средств, затраченных на финансирование природоохранных мероприятий, это может быть возврат определенной процентной части от выплаченной платы НВОС на модернизацию материальной базы (например, золо- и пылеулавливателей, что приведет к реальному уменьшению (в десятки раз) выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) и, следовательно, к улучшению показателей загрязненности атмосферного воздуха в месте дислокации данных учреждений).

Мы считаем, что необходимо изменить действующий порядок определения размера квартального авансового платежа, который заключается в том, что лицо, обязанное вносить плату за НВОС, по истечении каждого квартала уплачивает 1/4 суммы платы за НВОС за предыдущий год, в связи с чем и возникают переплаты, так как объемы воздействия и, соответственно, платежная база в текущем и прошедшем годах могут существенно отличаться (например, если в прошлом году произошел сверхнормативный выброс загрязняющих веществ, а в этом году объем выбросов оказался в пределах нормы (с получением норматива) или снизился в связи с модернизацией производства.

Способ расчета авансовых платежей на основе данных о фактически оказанном за прошедший квартал негативном воздействии в принципе исключит возможность возникновения излишне уплаченных сумм.

Действующим законодательством целевое расходование платы за НВОС тоже не предусмотрено (ст. 16 Закона об охране окружающей среды), величину расходов на природоохранные мероприятия определяют региональные и муниципальные власти [1].

Пока экологические поступления будут рассматриваться как ординарные доходы бюджета и тратиться на что угодно, проблема причинения вреда окружающей среде не решится.

Способом реализации целевого использования указанных средств может быть создание прозрачных целевых экологических фондов.

При проведении ревизионного контроля учреждений возникают вопросы о разделении финансовой и материальной базы учреждений УИС на производственный и бюджетный сектора. Нередко это приводит к трактовке о неправильных затратах учреждений УИС на природоохранные мероприятия, а именно, при учете ревизором финансовых затрат раздельно на бюджетные и производственные объекты учреждений. При этом не учитывается разработка экологической документации в целом по учреждению. Затраты на разработку документации, связанной с воздействием на атмосферный воздух и недра невозможно делить на производственный и бюджетный сектора, так как оказываемое негативное воздействие учреждением происходит в целом по учреждению, а не отдельными его секторами. Решением данной проблемы является подготовка методических рекомендаций для контрольно-ревизионных групп УИС в части разъяснения процесса негативного воздействия учреждениями на атмосферный воздух и недра и недопущения введения санкций к учреждениям, учитывающих затраты на вышеуказанные мероприятия в целом по учреждению, без деления на сферы деятельности.

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что для достижения перспективных результатов в природоохранной деятельности учреждений, системе УИС требуется:

- разработка ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России подпрограммы в ФЦП развития УИС на 2021-2025 гг. по проблемным вопросам экологической безопасности, в которую необходимо включить создание централизованных лабораторий, финансирование их обеспечения и обучения персонала;

- разработка системы экологического аудита, введения единого стандарта, который позволял бы руководителям учреждений УИС иметь минимальную нормативную базу, порядок действий в сфере природоохранной деятельности и локальный нормативный акт, исполнение требований которого являлось бы неукоснительным;

- введение и стимулирование в части дополнительного финансирования передового опыта по внедрению новых производств, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду («зеленые зоны»), с по-

следующим представлением данного опыта во всех регионах для учреждений УИС;

- введение единой системы обращения с вторичными отходами в учреждениях УИС в части раздельного накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) по группам отходов, с применением цветовой сортировки, дальнейшей сдачи в специализированные пункты приема отходов, относящихся к 5 классу опасности (лицензирования данного вида деятельности не требуется). Например, сбор бумаги и картона как отходов канцелярской деятельности, распаковки сырья и материалов, т.е. макулатуры, отходов продукции из полиэтилена незагрязненной, сбор пластика (пластмасс), черного и цветного металла, доходы от сдачи которых предприятиям-переработчикам такого сырья возможно использовать для организации вывоза этих отходов до пунктов сдачи, производить оплату осужденным, участвующим в данном процессе, для оплаты договоров на передачу ТКО, на благоустройство мест временного накопления отходов (контейнерной площадки), закупку цветных контейнеров для разделения видов отходов;

- введение практики накопления отходов с изменением свойств отхода в период накопления на территории предприятий, например, навоз свиней, навоза КРС, позволяющие получать из данных отходов удобрения, при этом снижать затраты на оплату НВОС и участвовать в системе рециклинга.

Кроме отходов, относящихся к опасности 5 класса, можно организовать раздельное накопление отходов других классов опасности (покрышки, камеры, пищевые отходы) [3].

При таком раздельном накоплении отходов следует ввести понижающий коэффициент при расчете платы от регионального оператора за передачу отходов, не требующих дальнейшей сортировки.

При привлечении к раздельному накоплению ТКО осужденных данные мероприятия по улучшению экологической обстановки

будут являться воспитательным процессом, который позволяет вырабатывать навык сортировки мусора и формировать культуру бережного отношения к природе.

Проанализировав проблемы ведомственного контроля при обеспечении экономической безопасности в области природоохранного законодательства и рассмотрев факторы риска экономической безопасности УИС как любого промышленного объекта, нами внесены предложения по решению данных проблем и сокращению факторов риска. Это позволит руководству и начальствующему составу уголовно-исполнительной системы принять обоснованные решения о применении тех или иных проектов, а в случае их некорректности или недостаточной готовности направить их на доработку или запросить дополнительные исследования.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды : Федеральный закон № 7-ФЗ [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года] // СПС КонсультантПлюс.

2. Российская Федерация. Законы. Об отходах про -изводства и потребления: Федеральный закон № 89-ФЗ [принят Государственной Думой 22 мая 1998 года : одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года] // СПС Консультант Плюс.

3. Российская Федерация. Минприроды России. О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности: письмо Минприроды России от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376 // СПС КонсультантПлюс.

References:

1. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob okhrane okruzhayushchei sredy, Federal'nyi zakon no. 7-FZ, 20.12.2001 // SPS Konsul'tantPlyus.

2. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniya, Federal'nyi zakon no. 89-FZ, 22.05.1998 // SPS Konsul'tantPlyus.

3. Rossiiskaya Federatsiya. Minprirody Rossii. O litsenzirovanii deyatel'nosti po sboru, transportirovaniyu, obrabotke, utilizatsii otkhodov I-IV klassov opasnosti: pis'mo Minprirody Rossii, 05.05.2016 г. no. 04-12-27/9376 // SPS Konsul'tantPlyus.

_I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.