Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы туристической отрасли России на примере постолимпийского развития города Сочи'

Проблемы и перспективы туристической отрасли России на примере постолимпийского развития города Сочи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1681
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ОЛИМПИЙСКИЙ СОЧИ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ECONOMY DEVELOPMENT / OLYMPIC SOCHI / POTENTIAL BRANCHES OF ECONOMY / TOURIST BRANCH / PROBLEM OF DEVELOPMENT OF TOURISM / PROSPECT OF DEVELOPMENT OF TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольцова Ю.Ю.

На сегодняшний день одной из основных проблем национальной экономики становится поиск и развитие новых отраслей. Туристическая отрасль представляет огромный потенциал для развития экономики России. В данной статье автор рассматривает перспективы развития туризма в России, а также выявляет основные проблемы, препятствующие развитию туристического потенциала национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TOURIST BRANCH OF RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE POST-OLYMPIC DEVELOPMENT OF THE CITY OF SOCHI

Today search and development of new branches becomes one of the main problems of national economy. The tourist branch represents huge potential for development of economy of Russia. In this article the author considers prospects of development of tourism in Russia, and also reveals the main problems interfering development of tourist potential of national economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы туристической отрасли России на примере постолимпийского развития города Сочи»

Проблемы экономики и менеджмента

Ю.Ю.Кольцова

студент, магистратура «Международный менеджмент», кафедра менеджмента ФГБОУВПО «Российскийуниверситет

дружбы народов»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПОСТОЛИМПИЙСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ

Аннотация. На сегодняшний день одной из основных проблем национальной экономики становится поиск и развитие новых отраслей. Туристическая отрасль представляет огромный потенциал для развития экономики России. В данной статье автор рассматривает перспективы развития туризма в России, а также выявляет основные проблемы, препятствующие развитию туристического потенциала национальной экономики.

Ключевые слова: туристическая отрасль, развитие экономики, олимпийский Сочи,

потенциальные отрасли экономики, проблемы развития туризма, перспективы развития туризма.

Y.Y. Koltsova, People’s friendship university of Russian

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TOURIST BRANCH OF RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE POST-OLYMPIC DEVELOPMENT OF THE CITY OF SOCHI

Abstract. Today search and development of new branches becomes one of the main problems of national economy. The tourist branch represents huge potential for development of economy of Russia. In this article the author considers prospects of development of tourism in Russia, and also reveals the main problems interfering development of tourist potential of national economy.

Keywords: tourist branch, economy development, Olympic Sochi, potential branches of economy, problem of development of tourism, prospect of development of tourism.

На сегодняшний день экономика Российской Федерации основывается на топливно-энергетическом потенциале страны. За счет высоких экспортных цен на природные ресурсы, наша страна имеет возможность увеличивать год от года ВВП и обеспечивать внутренние потребности государства. Безусловно, ресурсный потенциал России дает возможность на сегодняшний момент «закрывать глаза» на слабость и неконкурентоспособность большинства отраслей национальной экономики. Однако, всевозрастающая конкуренция в мире, а также разработки альтернативных источников энергии заставляют все чаще поднимать вопрос о необходимости комплексного развития экономики страны и расширения статей доходов. И если отечественный автопром практически безнадежен, то такая отрасль, как туризм открывает огромные перспективы для диверсификации экономики России.

В мировой практике туризм представляет собой третью статью доходов, после нефтедобычи и автомобилестроения. Кроме того, туристическая отрасль является не только высокодоходной, но также помогает бороться с проблемой безработицы: так, на трех туристов создается одно рабочее место. Еще одним положительным моментом выступает объем туристического рынка в мире: по оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму, каждый седьмой житель мира является туристом. Таким образом, данная отрасль является крайне перспективной для развития, и каждая страна прикладывает усилия для развития туристической привлекательности, осознавая какой

№ 12 (28) - 2013

87

Проблемы экономики и менеджмента

объем прибыли они могут от этого получить. На сегодняшний день даже возникло такое маркетинговое направление, как «территориальный маркетинг», целью которого является разработка стратегии по привлечению внимания мировой общественности к определенной местности.

Если говорить о туристическом потенциале России, то он безграничен: такого культурного, природного, национального и этнического многообразия нет ни у одной другой страны. Так, по мировому признанию, наша страна занимает пятое место среди стран, представляющих наибольшую привлекательность для туристов. Однако если говорить о доходах, получаемых от туристической деятельности, то они составляют всего лишь не более 6% ВВП страны. Кроме того, количество иностранных туристов намного меньше, чем могло бы быть.

Данная ситуация должна быть полностью изменена, ведь Россия имеет для этого огромное количество предпосылок и возможностей для развития. Так, например, кроме рекреационного потенциала Краснодарского края и культурного и исторического потенциала Москвы и Санкт-Петербурга, в России есть и такие интереснейшие достопримечательности, как озеро Байкал, Уральские горы, Алтай, Коми, Карелия и другие объекты природного наследия. Однако для привлечения внимания к данным объектам, необходима грамотно выстроенная стратегия развития регионов, необходимо создавать «имидж объектов», рекламу для мировой общественности, многие из которых даже не имеют представления о существовании данных достопримечательностей. Последнее время отечественные власти стали задумываться об организации PR-мероприятий для привлечения мирового внимания. Такие мировые события, как Чемпионат мира по легкой атлетике 2013 г. в Москве, Универсиада в Казани, Олимпийские игры в Сочи, Чемпионат мира по хоккею в 2016 г., Чемпионат мира по футболу в 2018, должны привлечь внимание общественности и создать благоприятный имидж России в глазах мировой общественности.

Отдельно рассмотрим влияние проведения Олимпийских игр - 2014 на развитие туристического потенциала города Сочи. Прошло уже около семи лет, как Международный Олимпийский комитет объявил новость о том, что город Сочи станет столицей зимних Олимпийских игр 2014 г. С тех пор в городе проведена огромная работа: были построены с нуля 12 олимпийских объектов, более 50 новейших отелей, проложены новые дороги, построены новейшие объекты курортной инфраструктуры. В строительство были вложены огромные средства не только федерального бюджета, но и частных инвесторов. Однако данные средства еще не гарантируют положительную финансовую отдачу и увеличение привлекательности города в глазах мировой общественности.

Проведенные работы - это всего лишь первый шаг на пути развития мирового туристического потенциала Сочи. Дальнейшие действия руководства города и страны в целом должны быть направлены на фееричное и высококлассное проведение самой Олимпиады. Страна должна заявить об уникальности и потенциале города, привлечь и заинтересовать мировую общественность. Туристы, посетившие Олимпийские игры,

88

№ 12 (28) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

должны остаться полностью довольны проведением и самим городом, получить положительные эмоции и воспоминания и привести в свои страны только положительные отзывы о России. Это должно создать эффект масштаба и привлечь в город еще больше туристов, заинтригованных гостеприимством, красотой и уникальностью города Сочи. Только таким образом мы сможем окупить те миллиарды, которые были вложены в олимпийское строительство. Кроме того, постолимпийское развитие города и использование олимпийских объектов должно быть зафиксировано в определенной стратегии развития региона. Бесконтрольное использование олимпийских объектов и перевод их в частную собственность будет тормозить дальнейшее развитие города. Поэтому уже сегодня краевые и федеральные власти планируют дальнейшую эксплуатацию олимпийских объектов: так, например,

Олимпийский стадион планируется использовать как футбольное поле, а Большую ледовую арену - в качестве многофункционального спортивного и концертного зала. Только применяя комплексный подход к развитию города, мы сможем построить новый город, который привлечет не только отечественных туристов, но также и мировую общественность.

Однако нельзя забывать и о существовании достаточного количества объективных проблем, которые служат препятствием для развития туристического потенциала, как отдельных городов, так и страны в целом.

Во-первых, главная проблема, по мнению автора, - это соотношение цены и качества. Цены, предлагаемые отечественными гостиницами и другими объектами туристических зон, абсолютно неконкурентоспособны с мировыми ценами. Если даже наши соотечественники предпочитают путешествовать по миру, то нечего говорить и об иностранцах, которые могут выбирать другие курортные и туристические направления. Кроме того, качество обслуживания в России во много раз уступает мировым конкурентам.

Второй проблемой, по мнению автора, является отсутствие инвестиционной привлекательности отечественных туристических объектов. Для построения и развития туристической инфраструктуры необходим плодотворный диалог властей и бизнеса. Необходимо создавать благоприятные условия в туристических зонах для привлечения инвесторов и развития потенциала регионов. Однако коррупционные проблемы и отсутствие особых налоговых и экономических условий только тормозят развитие туристического потенциала и вынуждают предпринимателей вести теневой бизнес.

Третья проблема, тормозящая приток иностранных туристов - это сложная бюрократическая процедура получения российской визы. Даже из личного опыта, мы понимаем, что при выборе страны для путешествия, мы отдадим предпочтение той стране, где процесс получения визы будет наименее проблематичным. Поэтому, несмотря на амбиции нашей страны, необходимо как можно быстрее решить вопрос об односторонней отмене визы на въезд резидентов ЕС, чья платежеспособность могла бы значительно увеличить доходы российской туристической отрасли.

Таким образом, постепенно решая вышеперечисленные проблемы, а также

№ 12 (28) - 2013

89

Проблемы экономики и менеджмента

выстраивая логичную и последовательную стратегию развития регионов, наша страна сможет открыть новые возможности и направления для развития экономики страны. Кроме того, мы сможем решить вопрос инвестиционной привлекательности некоторых регионов, что также сократит расходы федерального бюджета на субсидирование депрессивных регионов страны.

Список литературы:

1. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебное пособие. - 6-е изд.. -М.: Новое знание, 2009. - 408 с.

2. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. - М.: Дрофа, 2011. -

251 с.

3. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. -М.: Финансы и статистика, 2010. - 288 с.

90

№ 12 (28) - 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.