Феномен интернет-сообществ в социальных сетях и поведенческих характеристик аудитории соцсетей только начинает изучаться. Исследователь из Сиднейского университета Дебора Луптон выделяют отдельную научную область социологии - «цифровую социологию», где объектом исследования являются социальные сети.
И именно у «цифровой социологии» есть блестящие исследовательские перспективы как в России, так и за рубежом.
Список литературы:
1. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе: пер с англ. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
3. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004.
4. Deborah Lupton. Digital Sociology: An Introduction [Электронный ресурс]. - Sydney: University of Sydney, 2012. - Режим доступа: http://ses.libra-ry. usyd. edu. au/bitstream/2123/8621/2/Digital %20Sociology.pdf.
5. ОРейли Т. Что такое Веб 2.0: пер с англ. [Электронный ресурс] // Журнал Компьютерра-Онлайн. - Режим доступа: http://old.computerra.ru/ think/234100.
6. Уникальная активная аудитория Вконтакте составляет 11, 3 миллиона пользователей [Электронный ресурс] // Портал Searchengines.ru. - Режим доступа: http://www.searchengines.ru/seoblog/unikalnaya.html.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Прозоровская К.А.*
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Статья посвящена проблемам трудоустройства выпускников-гуманитариев, в том числе изложены результаты анкетирования студентов двух вузов С.-Петербурга по вопросам перспектив их трудоустройства.
Ключевые слова: перспективы трудоустройства, проблемы трудоустройства, студенты, выпускники вузов, неформальные связи.
Проблема трудоустройства выпускников вузов в России очень актуальна.
Во-первых, в процессе формирования рыночной экономики произошли серьезные сдвиги в структурах занятости населения, в спросе на различные
* Доцент кафедры Социологии и управления персоналом, кандидат экономических наук, доцент.
категории работников. Структура спроса на специалистов и структура предложения являются несогласованными.
Во-вторых, система государственного распределения была ликвидирована и лишила учебные заведения обратной связи с работодателями, а новая система не создана. Экономика не получает нужных специалистов, выпускники вузов вынуждены работать не по специальности либо переучиваться под потребности рынка труда. При этом вузы продолжают подготовку по специальностям, не пользующимся спросом. Бюджетные деньги, выделяемые на подготовку молодого специалиста в этом случае оказываются потраченными с очень низкой эффективностью.
Как правильно отмечает Е.П. Илясов, директор Межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профобразования МГТУ им. Н.Э. Баумана: «Значительная проблема в кадровом вопросе и вопросе организации системы поддержки трудоустройства и занятости молодых специалистов состоит в том, что вуз напрямую не заинтересован в реализации своего продукта - качественном трудоустройстве своих выпускников. Происходит разрыв существующей цепочки между производителем специалиста и его потребителем. Выпускник оказывается за пределами системы трудоустройства. Вуз уже за него не отвечает, а работодатель еще не отвечает» [1].
Существует ряд факторов, которые определяют состояние проблемы трудоустройства. Один из них - специальность, направление подготовки выпускника. Есть тенденция, суть которой сводится к тому, что молодому специалисту технического профиля трудоустроится легче и проще, нежели выпускнику-гуманитарию [2].
Исследования также показывают, что большая доля студентов, стремящихся получить дополнительное образование, приходится на студентов гуманитарных специальностей (за исключением психологии и юриспруденции), чем на студентов технических специальностей [4].
К слову сказать, это проблема не только России. По данным немецкого исследовательского агентства Hochschul-Informations-System (HIS), уровень безработицы среди гуманитариев в первый год после окончания университета несколько выше, чем среди выпускников других, более прикладных специальностей. Однако после года «свободного плавания» уровень занятости и тех и других выравнивается. Получается, что гуманитариям нужно просто немного больше времени для ориентации [2].
По мнению Т.И. Заславской, для России характерно скорее штучное трудоустройство выпускников-социологов. Заметная доля их устраиваются не по специальности, хотя знания, безусловно, помогают. Наблюдается определенная сегментация рынка: академически-ориентированное меньшинство идет в науку, чуть большее количество студентов - в маркетинг, а остальные -куда придется [3].
Студенты и выпускники социологических факультетов г. Москвы чаще всего устраиваются непосредственно на работу по специальности, используя информацию из неформальных источников (в первую очередь, личные профессиональные связи). Это согласуется с теорией Грановеттера, по которой неформальные связи дают быструю отдачу; те же, у кого нет таких контактов, вынуждены дольше искать работу.
Исследование в вузах Москвы показало, что устраивающиеся по блату на старте занимают более высокие должности, чем трудоустраивающиеся самостоятельно. Однако позже карьерный рост первых приостанавливается, а вторых ускоряется [3].
Автор статьи провела исследование методом анонимного анкетирования среди студентов старших курсов двух вузов С.-Петербурга - Государственного морского технического университета (СПбГМТУ) и Государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ) (в 2012 г. он в результате объединения с еще двумя вузами переименован в СПбГЭУ). В СПбГМТУ опрос проводился на специальности «социология» (квалификация выпускников - социолог), в СПбГУЭФ - на специальности «управление персоналом» (квалификация - менеджер по управлению персоналом).
Целью исследования было выявить, каковы, по мнению студентов, их перспективы в трудоустройстве, как они собираются искать работу, в том числе определить роль неформальных каналов поиска работы (по знакомству).
Всего было опрошено 114 человек. Из них 49 чел. (42,98 %) - студенты СПбГУЭФ; 65 чел. (57,02 %) - СПбГМТУ
Автор проводила опрос среди студентов своих потоков, присутствующих на лекциях, поэтому не претендует на то, чтобы результаты можно было бы признать строго научными. Для научного исследования надо делать тщательную выборку, чего автор не делала. Но тем не менее это можно было бы признать пилотажным исследованием, которое обозначило проблемы для их дальнейшего более тщательного исследования, с соблюдением требований репрезентативности.
Автор при этом надеется на честность ответов, поскольку были соблюдены все требования анонимности (большие потоки, в которых даже при желании, которого, разумеется, нет, невозможно «вычислить» ответивших так или иначе).
Ряд вопросов касался перспектив студентов в части их будущего трудоустройства. Был задан вопрос: «Знаете ли Вы уже, где и кем Вы будете работать по окончании института?», на который были получены следующие ответы1:
1. Предполагаю в самых общих чертах - 63 чел. (55,26 %).
1 Все вопросы закрытые, т.е. с заранее подготовленными ответами. Студенты могли также дописать свой вариант ответа, но в данной короткой статье эти ответы не приводятся.
2. Знаю только кем (по какой специальности), но не знаю где - 20 чел. (17,54 %).
3. Не имею представления - 17 чел. (14,91 %).
4. Уже работаю - 8 чел. (7,02 %).
5. Знаю точно и где и кем - 6 чел. (5,26 %):.
Как видно из распределения ответов, у половины студентов весьма «туманные» представления о своем будущем трудоустройстве. Причем анализ распределения ответов по вузам показал, что разницы нет, т.е. и для будущих менеджеров по персоналу и для будущих социологов перспективы не совсем для них ясны.
Другой вопрос о перспективах имел целью выяснить, насколько студенты уверены в том, что после окончания института им удастся найти хорошую работу (которая бы их устроила). Тут были получены следующие ответы:
1. Абсолютно уверен - 22 чел. (19,30 %).
2. Больше уверен, чем нет - 63 чел. (55,26 %).
3. Скорее, не уверен - 26 чел. (22,81 %).
4. Совсем не уверен - 3 чел. (2,63 %).
Тут ответы более оптимистичны, в общей сложности почти 75 % студентов дали ответы положительной направленности. Хотя 22 % «неуверенных» тоже немаленькая цифра. Другое дело, что хорошая работа, которая человека устроила бы, может быть вовсе не связана со специальностью. А это самостоятельная большая проблема, поскольку государство тратит огромные деньги на обучение специалистов, которые потом не работают по специальности и таким образом деньги оказываются потраченными почти впустую.
Следующий вопрос был: «Если Вы уверены в хорошем трудоустройстве, на чем основана эта уверенность?». На него ответы распределились таким образом:
1. У меня есть нужные личные качества для этого - 75 (63,79 %).
2. У меня есть знакомые (родственники, друзья), которые меня устроят - 20 (17,54 %).
3. Я удачлив, мне везет - 19 (16,67 %).
4. У меня хорошие знания, высокая успеваемость - 18 (15,79 %).
5. Престиж учебного заведения - 18 (15,79 %).
Сумма ответов больше 100 %, т.к. можно было выбрать два, наиболее важных, фактора. Большинство, как видно, надеются на личные качества, в том числе хорошие знания и успеваемость, и / или на удачу. В целом это неудивительно, т.к., напомню, в опросе приняли участие присутствующие на лекциях, а это, в основном, студенты достаточно добросовестные, с хорошей
1 Здесь и далее ответы изложены не в той последовательности, как в анкете, а в порядке убывания значимости, кроме ответов, имеющих характер шкалы.
успеваемостью (в обоих вузах есть проблемы с посещаемостью, особенно на старших курсах). На престиж учебного заведения надеются меньше всего.
Оба вуза очень известны к городе, считаются престижными, однако абсолютное большинство студентов полагает, что наличия диплома престижного вуза недостаточно для хорошего трудоустройства и дипломы таких вузов не играют существенной роли. Это видно из ответов на соответствующий вопрос (достаточно ли наличия диплома престижного учебного заведения для того, чтобы найти хорошую работу?):
1. Да, вполне - 12 чел. (10,53 %).
2. Скорее, недостаточно - 66 чел. (57,89 %).
3. Диплом мало что определяет - 31 чел. (27,19 %).
Логично задуматься над вопросом, что делать?
Тут возникают, по мнению автора, три направления:
1. оптимизировать численность студентов соответствующих специальностей, чтобы они более соответствовали потребностям рынка труда, заниматься их трудоустройством на государственном уровне;
2. усилить роль вузов в трудоустройстве как посредников между выпускниками и работодателями;
3. самим студентам проявлять больше активности при поиске работы.
Первая задача должна решаться государством. Оно его как-то решает, в
основном сокращая количество бюджетных мест. Кроме того, Министерство образования и науки РФ приняло решение о подготовке концепции формирования и функционирования общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
Что касается второго направления, по мнению автора именно на вуз, а не на «дядю» должен надеяться студент при поиске работы. При этом исследования показывают, что достаточных знаний о рынке труда и возможностях будущего трудоустройства студенты не получают ни в вузах, ни из специализированных информационных источников.
Правильно пишут авторы, что проблему могла бы решить деятельность по профориентации среди молодёжи: предоставляя знания о том, куда, кем, как и на каких условиях можно устроиться, она помогла бы выбирать эффективную стратегию [3].
При этом перспективы у выпускников-гуманитариев есть. Как считают эксперты именно в экономическом секторе в будущем будут возникать дополнительные рабочие места для выпускников гуманитарных факультетов. Гуманитарии - профессионалы широкого профиля, обладают гибким, аналитическим мышлением, быстро вникают в суть дела. Они, как правило, хорошо срабатываются в команде, умеют нестандартно мыслить и находить нетривиальные решения. Все эти качества в сочетании со специализацией в какой-то конкретной сфере существенно повышают шансы на престижное рабочее место [2].
По наблюдению зарубежных экспертов, мировой экономический кризис в какой-то мере поспособствовал этому феномену. До недавних пор в финансовом секторе заправляли специалисты узкого профиля - экономисты и юристы. Их интересовала лишь краткосрочная максимизация прибыли, и мы видим, к чему это привело.
В перспективе экономика должна и будет привлекать к работе гуманитариев - людей с многомерным мышлением. Многие компании уже сегодня обратили внимание на них. Особенно в сфере консалтинга и маркетинга зачастую востребованы именно специалисты-гуманитарии с их знаниями и умениями. Например, крупная консалтинговая компания The Boston Consalting Group даже гордится тем, что лишь половина их практикантов изучает экономику [2].
У студентов-гуманитариев России также есть шансы найти работу. Российским выпускникам следует более активно вести себя на рынке труда, искать компанию или организацию, где их способности и умения могут быть востребованы. Важно уметь самим заявить о своем существовании:
На вопрос о том, в чем причина проблем с трудоустройством на работу по специальности, многие респонденты в уже цитируемом выше исследовании отмечали отсутствие энтузиазма у самого соискателя, безынициативность, неумение преподать себя, неуверенность в себе, а также завышенные требования к работодателям, особенно по зарплате [3].
Респондентами отмечается также низкий уровень информированности работодателей относительно возможностей социологии. На этом фоне умение подать себя, продемонстрировать преимущества своих знаний является важнейшим фактором для трудоустройства по специальности.
Список литературы:
1. Илясов Е.П. Вуз должен «реализовать свой продукт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akvobr.ru/problema_sodeistvia_trudoustroist-vu_vypusknikov.html.
2. Осепян А.К., Шаталин И.Д. Трудоустройство выпускников-гуманитариев: реальность и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf8/521.doc.
3. Перспективы трудоустройства студентов социологического факультета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/socio-logy/00201297_0.html.
4. Шевченко Д.А., Каплан Д.А. Студенты гуманитарного вуза на рынке труда: состояние проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shevchenko.rggu.ru/?p=47.