УДК 339
Болкунец Дмитрий Викторович
преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНЗИТА РОССИЙСКИХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ ЧЕРЕЗ БЕЛАРУСЬ
Balkunets Dmitry Viktorovich
Lecturer, World Economy and World Politics Department, National Research University «Higher School of Economics», Moscow
PROBLEMS AND PROSPECTS OF RUSSIAN ENERGY RESOURCES TRANSIT THROUGH BELARUS
Аннотация:
В статье утверждается, что последствия украинского политического кризиса 2014 г. неизбежно приведут к пересмотру отношений ЕС и России в сфере энергетики. В новых условиях актуальной задачей является минимизация транзитных рисков. Основой данного процесса должно стать создание общего энергетического рынка в рамках Евразийского союза. Формирование общего энергетического рынка является последовательным объективным процессом, направленным на повышение уровня экономического развития стран-участников.
Ключевые слова:
энергетика, Беларусь, Россия, Казахстан, единое экономическое пространство.
Summary:
It is stated in the article, that the consequences of the recent political crisis of 2014 in Ukraine will inevitably lead to the review of the relations between the European Union and Russia in the energy sphere. In these new conditions the urgent task is to minimize the transit risks. As the first measure, the members of the Eurasian Union should create the single energy market. The creation of the united energy market is a consequent objective process focused on increase of the economic development level of participating countries.
Keywords:
energy, Belarus, Russia, Kazakhstan, Common Economic Space.
Бесперебойная поставка энергоресурсов является одной из важнейших столпов национальной безопасности для стран-импортеров. Начиная с 70-х гг. прошлого века СССР начал играть активную роль поставщика углеводородов на рынках Восточной и Западной Европы. В 1979 г. был построен газопровод «Союз», имевший проектную мощность 26 млрд куб. м в год. В 1983 г. был пущен в строй газопровод «Уренгой - Помары - Ужгород» проектной мощностью 32 млрд куб. м в год. Сформированная до 1991 г. экспортная газопроводная сеть в значительной степени проходила через территорию Украины. Появление новых независимых государств создало дополнительные риски в транзите энергоресурсов. До 1999 г. около 95 % объема транзита российского газа в Западную и Восточную Европу осуществлялось через территорию Украины. Любой сбой в транзите приводил к невозможности российской компании «Газпром» выполнить свои обязательства по поставкам газа европейским потребителям.
После распада СССР для России важно было укрепиться не только на постсоветском пространстве, но и наращивать свои позиции на рынках Западной Европы. Проблемы, связанные с платежеспобностью Украины, угрозы прибегнуть к несанкционированному отбору транзитного газа в случае его отключения, а также политические противоречия в российско-украинских отношениях стали одной из причин диверсификации транзита российского газа в Европу. Изменившееся условия хозяйствования в начале 1990-х гг., возрастающий спрос на газ в ЕС, необходимость выхода на новые рынки и минимизация транзитных издержек привели к строительству газопровода «Ямал - Европа». Политический вес проекту придавали российско-белорусские интеграционные соглашения. Ввод в эксплуатацию в 1999 г. данной газовой магистрали мощностью 32,9 млрд куб. м в год позволил России существенно увеличить транспортировку газа через Беларусь европейским потребителям, а республике получать ренту со своего транзитного положения. Через республику российский газ поставляется в Калининградскую область, Литву, Украину, Польшу и Германию. Планировалось строительство второй ветки газопровода «Ямал - Европа», однако проект был отложен, и лишь в 2012 г. страны смогли к нему вернуться. Несмотря на это, компания «Газпром» продолжает видеть определенные риски транзита российского газа в Европу через Украину, Молдову и Беларусь. Для их минимизации был построен газопровод Nord Stream («Северный поток»), ввод в действие которого привел к сокращению транзита газа через Украину на 13 % в 2013 г. по сравнению с 2011 г. (Рисунок 1). В период с 2001 по 2013 гг. транзит российского газа через территорию Беларуси увеличился в 1,8 раза и составил 48,8 млрд куб. м в 2013 г. Положительная динамика объясняется вводом в действие газопровода «Ямал - Европа», а также переходом в собственность «Газпрома» белорусской газотранспортной системы.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
-О- Беларусь Украина -Л-1 авді гровод Ыон! Яііеапі
Рисунок 1 - Динамика транспортировки газа из России в Европейский союз, 2001-2013 гг., млрд куб. м (составлено на основании данных Росстата)
За счет доходов от транзита газа в 2001 г. покрывалось около 10 % расходов на его покупку, а в 2009 г. - 16 %. В планах белорусского правительство увеличить к 2015 г. объем доходов от транзита природного газа до 0,6 млрд долларов США [1].
С начала 2000-х годов Россия проводит последовательную политику по диверсификации зависимости транзита нефти от сопредельных государств. Ввод в эксплуатацию в декабре 2001 г. первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) привел к сокращению поставок в направлении латвийского нефтеналивного порта Вентспилс и переключении российского транзита нефти на порт в Приморске. Вывод БТС на полную мощность в 2006 г. вызвал фактический отказ от поставок нефти на литовский НПЗ через Беларусь. В период с 2005 по 2010 гг. экспорт сырья по нефтепроводу «Дружба» сократился на 25 % - с 70 млн т до 53 млн т. Введение в эксплуатацию БТС-1 привело к уменьшению доходности белорусских предприятий по транспортировке нефти и повышению тарифов за транзит данного сырья. С 2001 по 2013 гг. произошло снижение транзита нефти через территорию Беларуси на 37 до 50,26 млн т. При этом экспорт нефти в 2013 г. по системе БТС-2 увеличился в два раза по сравнению с 2012 г. и составил 25 млн т [2].
В 2010-2011 гг. увеличился объем транзита казахской нефти по нефтепроводам «Дружба-1» и «Дружба-2» составлял около 8 млн т в год. Данные поставки регулируются трехсторонним Соглашением «О порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 09.12.2010 года [3]. Благодаря достигнутым договоренностям участники Единого экономического пространства в пределах имеющихся технических возможностей получили доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов. Учитывая планы Казахстана по наращиваю экспорта нефти в ЕС, стоит ожидать увеличения транзита казахской нефти через Беларусь до 2020 г.
Последствия украинского кризиса создают новую форму отношений между странами континента. Серьезной ревизии будут подвержены отношения в сфере энергетического сотрудничества России и стран Европы, которые будут стремиться минимизировать свою энергетическую зависимость и транзитные риски. Получение контроля над газовой системой Беларуси, строительство обходных нефте- и газопроводов позволило России минимизировать транзитные риски и создать гарантии надежных поставок энергоносителей в ЕС. Перезагрузка интеграционного сотрудничества России, Беларуси и Казахстана и планы по созданию общего энергетического рынка стран Евразийского союза являются важным инструментом для формирования стабильных отношений в области транзита энергоресурсов России и Казахстана через территорию республики. Общность интересов и целей стран-участниц создает дополнительные гарантии надежности долгосрочного сотрудничества на взаимовыгодной основе. Для России и Казахстана по-прежнему важным является наращивание ее присутствия на энергорынке ЕС, минимизация транзитных рисков и сокращение зависимости от Украины. В сложившихся условиях наиболее продуктивным и взаимовыгодным будет расширение транзитного коридора через Беларусь.
Ссылки:
1. Г осударственная программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 -2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gki.gov.by/docs/programma_tranzita_2011_2015.pdf (дата обращения: 30.05.2014).
2. Транзит российской нефти по территории Беларуси снизился в 2013 г. на 5,6 % до 50,26 млн т [Электронный ресурс]. URL: http://guide.export.by/?act=news&mode=view&id=53528 (дата обращения: 30.05.2014).
3. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (подписано сторонами 9 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/formuep/agree-ment/doc20110404_07 (дата обращения: 30.05.2014).
4. Газовые конфликты России за последние 15 лет. Справка [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/spravka/20080212/99021453.html (дата обращения: 30.05.2014).
5. Соглашение «О вхождении Белорусского государственного предприятия по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз» в состав РАО «Газпром», Москва, 8 сентября 1993 года [Электронный ресурс]. URL: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=806 (дата обращения: 30.05.2014).
6. Коржубаев А. Г., Эдер Л.В. Экспорт нефти из России: итоги 2010 года на фоне долгосрочных тенденций. [Б. м.], 2011.