Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений между Россией и Китаем для субъектов российского малого и среднего бизнеса'

Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений между Россией и Китаем для субъектов российского малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Китай / экспорт / импорт / малый бизнес / средний бизнес / предпринимательство / выход на рынок / продвижение / реклама / стимулирование сбыта / таможня. / Russia / China / export / import / small business / medium business / entrepreneurship / market entry / promotion / advertising / sales promotion / сustoms.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. В. Непарко, А. Ю. Фролова

Актуальность участия российского малого и среднего бизнеса в развитии торгово-экономических отношений между Россией и Китаем заключается в том, что китайский малый и средний бизнес нацелен на экспорт своей готовой продукции во все страны мира, а для российского малого и среднего бизнеса китайский рынок остается до сих пор неизвестным. В то же время дифференциация товарной структуры российского экспорта необходима для того, чтобы снизить сырьевую ориентированность экономики и увеличить производственные мощности и благосостояние населения, работающего в производственно-торговой сфере. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается российский малый и средний бизнес при развитии внешнеторговых отношений с Китаем, а также определены пути решения проблем и повышения конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA FOR THE SUBJECTS OF RUSSIAN SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Russian-Chinese foreign trade is experiencing a new period characterized by an increase in foreign trade turnover, which for the first time reached $ 100 billion in 2018, as well as increased cooperation in many international projects within the framework of the “Turning East” strategy and because of Western sanctions against Russia. However, the bulk of exports to China from Russia are energy, while the Chinese are actively promoting their consumer goods and finished products on the Russian market. Chinese small and medium businesses are focused on exporting their products to all countries of the world; for the Russian small and medium businesses, the Chinese market is still unknown. Differentiation of the commodity structure of Russian exports is necessary in order to reduce the raw material orientation of the economy and increase the production capacity and welfare of the population working in the production and trade sphere. The article discusses the main problems faced by the Russian small and medium businesses in the development of trade relations with China, and also identifies ways to solve these problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений между Россией и Китаем для субъектов российского малого и среднего бизнеса»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И

СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

М.В. Непарко, старший преподаватель А.Ю. Фролова, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10644

Аннотация. Актуальность участия российского малого и среднего бизнеса в развитии торгово-экономических отношений между Россией и Китаем заключается в том, что китайский малый и средний бизнес нацелен на экспорт своей готовой продукции во все страны мира, а для российского малого и среднего бизнеса китайский рынок остается до сих пор неизвестным. В то же время дифференциация товарной структуры российского экспорта необходима для того, чтобы снизить сырьевую ориентированность экономики и увеличить производственные мощности и благосостояние населения, работающего в производственно-торговой сфере. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается российский малый и средний бизнес при развитии внешнеторговых отношений с Китаем, а также определены пути решения проблем и повышения конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса в Китае.

Ключевые слова: Россия, Китай, экспорт, импорт, малый бизнес, средний бизнес, предпринимательство, выход на рынок, продвижение, реклама, стимулирование сбыта, таможня.

Ключевой проблемой в выстраивании торговых отношений между Россией и Китаем является недостаточная осведомленность российских предпринимателей о ведении бизнеса в Китае. Данная проблема является универсальной для российских предпринимателей и относится не только к Китаю, но и к ряду других стран. Российские предприниматели до сих пор с предубеждением относятся к внешнеторговым сделкам ввиду следующих причин:

1. Внешняя торговля воспринимается как бизнес, связанный с высоким уровнем рисков.

2. Для малого и среднего российского бизнеса внешняя торговля ассоциируется с дополнительными затратами, которые российские предприниматели, напротив, стараются избегать.

3. До сих пор у российских предпринимателей существует неверное представление о том, что отпускная цена на экспортируемую продукцию должна быть выше, чем отпускная цена на национальном рынке, ввиду чего даже обычные продовольст-

венные товары проигрывают зарубежным в первую очередь по цене.

4. Различный подход к внешнеторговым сделкам со стороны китайской и российской сторон.

Китай сумел достичь таких успехов во внешней торговле в том числе и из-за того, что бизнес, связанный с переходом товара через границу, китайской стороной никогда не воспринимался как сложный и зарегулированный бизнес. Развитие Китая в 1995-2010 гг. происходило за счет активизации международного бизнеса, во внешней торговле принимали и принимают участие, как малые, так и средние компании. В то время, как в России, внешнеторговые сделки, как правило, относятся к сфере деятельности крупных промышленных конгломератов. Благодаря политике, направленной на привлечение иностранных инвестиций из-за рубежа и развитию экспортного направления в 1995-2010 гг., в Китае начал развиваться внутренний спрос и развивается по настоящее время. С приходом к власти в США Д. Трампа, который взял курс на протекционизм в между-

народных экономических отношениях, правильность пути, по которому идет Китай в настоящее время только подтвердилась. Развитие внутренних инвестиций, увеличение потребления, стимулирование сбыта экспортной продукции во все страны мира, включая Россию, способствует диверсификации рисков в период разногласий в вопросах внешней торговли с США и поиску других рынков сбыта.

Проблема недостаточной осведомленности российских предпринимателей о развитии бизнеса с Китаем казалось бы должна была решаться за счет различных двусторонних организаций, которые были созданы для развития сотрудничества между двумя странами - Китайско-Российский Инвестиционный Фонд, китайские культурные центры в России, Русско-Китайский фонд развития культуры и образования, Российско-Китайский центр торгово-экономического сотрудничества и другие организации. Однако, на практике, данные организации лишь в небольшой степени стимулируют развитие интереса российских предпринимателей к Китаю. Малый и средний бизнес России по-прежнему с настороженностью относится к Китаю, а крупный российский бизнес даже в условиях санкций предпочитает участвовать в торгово-экономических отношениях с европейскими партнерами, нежели с китайскими.

Преимущества для развития российского бизнеса в Китае, а, следовательно для укрепления китайско-российских торгово-экономических отношений заключаются в следующем:

1. Экономия на себестоимости производства по отдельным видам товаров. Если ранее производственная экономия достигалась в основном путем разницы в оплатах труда российских и китайских специалистов (оплата труда китайских специалистов была ниже), то после девальвации российского рубля в 2014 г. разница в оплате между российскими и китайскими работниками исчезла, а по отдельным отраслям в Китае оплата труда выше, чем в России. Но за счет того, что Китай все это время активно развивал производственную сферу, был создан эффект масштаба в

большинстве отраслей народного хозяйства, ввиду чего производственная себестоимость стала ниже за счет увеличения объема закупок сырья и материалов.

2. Политическая и экономическая стабильность. Даже в условиях кризисных тенденций 2014-2016 гг., когда валюты большинства развивающихся стран мира были девальвированы, китайский юань незначительно потерял в стоимости. Несмотря на то, что были применены административные меры для регулирования финансовой системы Китая, за что Китай подвергся критике со стороны международных финансовых институтов, благодаря политической воле руководства Китая не было допущено снижение доходов населения, а, следовательно, не произошло отказа от курса на развития внутреннего спроса и улучшения благосостояния китайских граждан.

3. Законность. Интересы иностранных предпринимателей, работающих в Китае защищены законом, но, если предприниматели преступают черту закона, то реакция правоохранительных органов следует незамедлительно. Мнение о том, что китайская судебная система сложна и запутана и чаще всего выступает на стороне своих граждан, основано чаще всего на том, что иностранные компании пытались установить свои правила игры на китайском рынке, которые шли в разрез с китайским законодательством, ввиду чего китайская судебная система априори не могла выступать на их стороне. Следует отметить, что после рассмотрения дел с участием иностранных предпринимателей в китайских судах, обращения в международные судебные инстанции для продолжения рассмотрения дел, встречаются редко, что может являться дополнительным свидетельством того, что китайская судебная система выносит справедливые решения;

4. Огромный рынок. На это преимущество Китая традиционно обращают внимание большое количество предпринимателей, которые планируют открывать бизнес в Китае. В российской научной литературе большое количество населения Китая также определяется как конкурентное пре-

имущество для развития торговых отношений, как крупным, так и малым бизнесом [2]. С точки зрения автора статьи, рассматривать Китай как огромный рынок из-за населения 1,4 млрд. человек, является главной ошибкой для развития российских субъектов малого и среднего бизнеса в Китае. Действительно, для крупных компаний, которые экспортируют энергетическую продукцию из России большое количество населения выступает преимуществом, так как они второй стороной сделки выступает, как правило, государственная компания Китая, которой необходимы большие объемы топлива, нефти и газа для сбыта по всей территории Китая. Но если вести речь о товарах народного потребления, которые производятся на территории России, то их сфера сбыта значительно уже, чем вся территория Китая и количество потенциальных потребителей не насчитывает 1,4 млрд. человек. Во-первых, российские предприниматели должны принять во внимание наличие пошлин на импорт в Китае, что автоматически приводит к тому, что российский товар попадает в ценовую категорию «выше среднего». Во-вторых, интерес к импортным товарам у населения в основном существует только в прибрежных провинциях Китая (Хэбей, Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун), а также в Пекине, Шанхае, Макао и Гонконге. Внутри же Китая импортные потребительские товары пользуются незначительным спросом ввиду меньшей платежеспособности населения этих провинций по сравнению с населением более развитых прибрежных провинций и центров Китая. В-третьих, выход на рынки товаров народного потребления прибрежных провинций для российских товаров затруднен в связи с наличием товаров американского, европейского, австралийского и другого происхождения, которые будут конкурировать с российскими товарами, а иностранные компании, производящие эти товары готовы инвестировать значительные средства в продвижение на китайском рынке (в отличие от российских компаний).

На сегодняшний момент у большинства российских предпринимателей отсутству-

ет четкое понимание китайского рынка. В связи с отсутствием реальной и проверенной информации о перспективах и проблемах, которые могут ожидать российского предприниматели при экспорте продукции в Китай, на веру может приниматься информация, которая не только затруднит выход на китайский рынок, но может привести и к финансовым потерям. Так, например, в 2017 г. на одном из российских форумов, посвященном вопросу импортозамещения, в свете стратегии «Поворота на Восток» было сказано, что китайские граждане с недоверием относятся к своей пищевой продукции, так как в ней присутствует большое количество химических веществ и качество китайской пищевой продукции ставится под сомнение самими китайскими гражданами. Соответственно, далее строится вывод, что население Китая доверяет иностранному продовольствию и готово платить в несколько раз больше, чтобы покупать иностранное продовольствие (в том числе и из России). В контексте данного заявления было сделано предположение о том, что российских производителей продуктов питания ждут на китайском рынке [1].

В действительности же китайский рынок продуктов питания - это в основном рынок товаров, произведенных китайскими гражданами из китайского сырья и на китайских предприятиях. Заявления о том, что китайские граждане не доверяют своим производителям не просто голословны, но и не выдерживают никакой критики, учитывая, что население Китая составляет 1,4 млрд. чел. и даже при таком количестве населения импортеры, желающие продавать свою продукцию на китайском рынке вынуждены инвестировать огромные средства, чтобы создать торговую инфраструктуру (реклама, продвижение товара на торговых полках, логистика, отношения с торговыми сетями, компенсация маркетинговых акций и скидок торговых сетей и т.д.). Китайский рынок уже давно прошел стадию развития, когда существует нехватка товаров, и сейчас он находится на стадии перенасыщения, когда для того, чтобы занять место на торговой полке сам производитель должен пла-

тить (инвестировать в развитие своего продукта на китайском рынке). Большой удельный вес на китайском рынке сейчас занимают китайские конгломераты и международные транснациональные компании, с которыми и предстоит конкурировать субъектам российского малого и среднего бизнеса по качеству и цене, чтобы продавать свою продукцию в Китае.

Таким образом, для стимулирования проникновения российского экспорта на китайский рынок мало создания организаций партнерства, необходимо проводить научно-практические семинары с участием

российских и китайских предпринимателей, на которых будут обсуждаться вопросы налогообложения, сложностей продвижения товаров на китайском рынке. Также и государство должно оказывать поддержку субъектам малого и среднего бизнеса, экспортирующим продукцию на китайский рынок. Такая поддержка может выражаться в налоговых каникулах для предприятий-экспортеров, низких ставках по кредитам для модернизации основных средств, специальных программах, направленных на продвижение российских товаров на китайском рынке.

Библиографический список

1. Перфильева А.А., Хуан Юе Проблемы и перспективы российского-китайского экономического сотрудничества // Карельский научный журнал. - 2018. - Том 7. - № 2. -С. 114.

2. Шехурдина В.И. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ экономики КНР в условиях нестабильной мировой экономики. - Автореф. канд. дисс. - М.: Изд-во РАНХиГС, 2015. - С. 7.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA FOR THE SUBJECTS OF RUSSIAN SMALL AND

MEDIUM BUSINESS

M.V. Neparko, senior lecturer A.Yu. Frolova, student Tsiolkovsky Kaluga state university (Russia, Kaluga)

Abstract. Russian-Chinese foreign trade is experiencing a new period characterized by an increase in foreign trade turnover, which for the first time reached $ 100 billion in 2018, as well as increased cooperation in many international projects within the framework of the "Turning East" strategy and because of Western sanctions against Russia. However, the bulk of exports to China from Russia are energy, while the Chinese are actively promoting their consumer goods and finished products on the Russian market. Chinese small and medium businesses are focused on exporting their products to all countries of the world; for the Russian small and medium businesses, the Chinese market is still unknown. Differentiation of the commodity structure of Russian exports is necessary in order to reduce the raw material orientation of the economy and increase the production capacity and welfare of the population working in the production and trade sphere. The article discusses the main problems faced by the Russian small and medium businesses in the development of trade relations with China, and also identifies ways to solve these problems.

Keywords: Russia, China, export, import, small business, medium business, entrepreneurship, market entry, promotion, advertising, sales promotion, customs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.