Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве'

Проблемы и перспективы толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
216
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ / ТРАДИЦИИ / ЭТНОС / TOLERANCE / CULTURAL ECOLOGY / CULTURAL HERITAGE / CULTURAL CONTINUITY / TRADITIONS / ETHNOS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Стороженко Виктория Михайловна

В статье рассматриваются проблемы толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве. Автор подчёркивает, что сохранение и передача многовековых традиций наших предков способствует процессу обновления межкультурных и межпоколенческих контактов и восстановлению культурного наследия в многонациональной среде. Обозначена также тенденция возрождения народной культуры и сохранения межэтнической и межнациональной стабильности. В этом контексте автор рационально обосновывает, что толерантные отношения в культурном пространстве способствуют сохранению культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and perspectives of tolerant relations in culture ecological sphere

This article deals with the problems of tolerant relations in cultureecological sphere. Preservation and transference of our ancestors. ancient traditions contribute to the revival of the cultural heritage in multiethnic environment. The generation continuity in transference of national traditions, culture and way of life plays an important role in the rebirth of national culture and supporting of international stability. Tolerant cultural ecological environment considers the cultural heritage protection and maintenance

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве»

2. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура [Текст] / Э. Б. Тайлор. — М. : Издательство политической литературы, 1989. — 573 с. — ІБВК 5-250-00379-6

3. Лосев, А. Ф. Античный космос и современная наука // А. Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос. — М. : Мысль, 1993. — 958 с. — КВК 5-244-00717-3

4. Фалалеева, И. В. Социально-философский феномен библиотеки [Текст] : монография / И. А. Фалалеева. — Омск : ОмГУПС, 2006. - 130 с. - ІБВК 5-94941-034-3

5. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление [Текст] : монография / В. И. Вернадский. — М. : Наука, 1991. — 271 с. — ІБВК 5-02-003505-Х

6. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] : сборник / П. А. Сорокин ; пер. с англ. — М. : Политиздат, 1992. — 543 с. — ІБВК 5-250-01297

7. Бердяев, Н. А. Человек и машина: (Пробл. социол. и метафизики техники) [Текст] / Н. А. Бердяев // Вопр. философии. — 1989. — №2. — С. 143— 162.

8. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр. — М. : Касталь, 1996. — 448 с. — ІБВК 5-85374-006-7

9. Луман, Н. Реальность масс-медиа / Н. Луман ; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. — М. : Праксис, 2005. — 256 с. — ІБВК 5-901574-46-Х

10. Пригожин, И. Р. Сетевое общество [Текст] / И. Р. Приго-жин // Социс. — 2008. — №1. — С 25-26.

ЧИЖМА Владислав Сергеевич, соискатель по кафедре связей с общественностью.

Адрес для переписки: e-mail: tchijma@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.12.2009 г.

© В. С. Чижма

УДК 008. 001 В. М. СТОРОЖЕНКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматриваются проблемы толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве. Автор подчёркивает, что сохранение и передача многовековых традиций наших предков способствует процессу обновления межкультурных и меж-поколенческих контактов и восстановлению культурного наследия в многонациональной среде. Обозначена также тенденция возрождения народной культуры и сохранения межэтнической и межнациональной стабильности. В этом контексте автор рационально обосновывает, что толерантные отношения в культурном пространстве способствуют сохранению культурного наследия.

Ключевые слова: толерантность, экология культуры, культурное наследие, преемственность культуры, традиции, этнос.

Работа выполнена при поддержке Гранта РФФИ 08-06-0026.

В процессе взаимодействия культур на современном этапе мы не можем не говорить о значимости толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве. С ростом национального самосознания современное общество востребует человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей и верований.

Восстановление и возрождение традиций, которые сегодня утрачены или забыты, является необходимым условием для сохранения культурного национального достояния. Особое значение в настоящее время приобретает вопрос терпимости, взаимопомощи, уважения к культуре различных групп государства. Отношение понятия «толерантность» к вышеуказанной проблеме, а также признание возможности равноправного существования «другого» начинает приобретать мировую значимость.

В процессе сохранения этнических ценностей традиционной культуры необходимо решить вопрос о мирном сосуществовании и взаимодействии друг с другом отдельных наций.

Поэтому вопрос толерантного отношения одной культуры к другой, одного этноса к другому является актуальным и в то же время сложным и многогранным, т.к. затрагивает все сферы нашей жизни.

Рассматривая понятийное значение «толерантности» необходимо отметить, что это слово в разных языках понимается по-разному. В самом широком смысле оно означает терпение. В семантической корневой системе слова определяется более точное понимание его значения — это признание и уважение иных взглядов, убеждений, традиций, стилей и практик жизни без внутреннего согласия с ними.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость»^, с. 726]. В «Новом словаре иностранных слов и выражений» это понятие также определяется как

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

«...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо»[2, с. 622].

В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Так, в «Новой философской энциклопедии» толерантность понимается как «.качество, характеризующее отношение к другому человеку, как равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.)....» [3, с.75 — 76]. Эти изменения являются естественным явлением, т.к. общество менялось, и в основе человеческих взаимоотношений ставились разные идеи.

Таким образом, мы видим, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпимости к чужим мнениям, верованиям и поведению, всё же имеет положительную окраску.

Говоря о проблеме толерантных взаимоотношений, необходимо подчеркнуть и тот факт, что «.российская толерантность основана, прежде всего, на нравственно-понимающем сопереживании» [4, с. 265]. «Оно возникло в связи с особенностями социальноэкономических условий Россиян. Такие условия способствовали выработке определённой психологии поведения. Таким образом, российская форма толерантности, где терпеливость, терпимость к кому-либо перерастает в участие. Отсюда милосердие не только к единомышленникам, но и к недругам» [5, с. 16].

Толерантность сегодня — это определяющий фактор в жизнеспособности нашего общества, это — одно из условий выживания человечества. Толерантное отношение к традициям и культуре, как своего народа, так и к другим народам необходимо сегодня нашему обществу для сохранения и передачи духовно-нравственных идеалов, создания исторической цепочки передачи культурных традиций. В основе этих традиций заложены истоки духовности, которые способны изменить уровень духовной ментальности, сохранить культурную преемственность, поднять национальный патриотизм и тем самым укрепить психологию терпимости современного общества через веровосприятие, дружелюбие, укрепление отношений.

Рассматривая проблему толерантных отношений в культурно-экологическом обществе, необходимо отметить, что «.принцип толерантности лежит в основании самого понимания целостности такого многообразного, всеохватного многофункционального явления, как культура» [6, с. 205]. Именно толерантность «.обуславливает сосуществование, со-причастие различных субъектов культурных традиций, которые далеко не всегда находятся в согласии и взаимоотношении. Толерантность в этих случаях предполагает поиски компромиссов, взаимной уступчивости во имя сохранения целого как высшего императива устойчивого функционирования культуры» [6, с. 205]. Такого типа отношения формируются благодаря культуре мира, согласию, миролюбию, доброте, любви и взаимопониманию.

Через познание особенностей национальной культуры, черт характера народов, любви к родному краю, Родине предстают одновременно любовь, открытость и уважение к другим народам и нациям. В исследованиях традиционно-бытовой культуры неоднократно подчёркивается, что «.для сохранения межнационального согласия и мира необходимо вза-

имопонимание этносов, которое достигается через знакомство с историей и традиционной культурой своего народа и других, что позволяет узнать о межэтнических контактах, о взаимовлиянии культур» [7, с. 57]. Поэтому становление культуры и интеллигентности необходимо воспитывать на толерантном отношении как к традициям своего народа, так и традициям других народов.

Становление толерантных отношений в обществе рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека. Воспитание в новом поколении патриотизма, культуры, нравственных ценностей, возникающих на традициях культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, народных обрядах, праздниках, неразрывно связано с формированием культурно-экологического сознания.

В настоящее время, ознаменованное обострением культурного кризиса, актуальность данной проблемы обусловлена возросшей потребностью в духовнонравственных идеях. Запас моральных ценностей, который был накоплен народом — сегодня во многом утерян. Общество, в котором исчезают представления о высших ценностях и идеалах становится ду-ховно-оскуднённым и безнравственным. Поэтому его необходимо восстановить и пополнить через сохранение культурных ценностей, через традиционные знания и фольклор. И. А. Ильин — один из значительных мыслителей русского зарубежья, чьи мысли составляют единую концепцию интеллектуального и духовного обновления человеческой личности утверждает, что «.каждая такая ценность имеет своё содержание, обеспечивающее связь между прошлым, настоящим и будущим. Забвение этих ценностей означает и забвение нравственной перспективы жизни, утрату идеала, угрозу морального разложения личности» [8, с. 5].

Д. И. Лихачёв так же подчёркивал, что вся история развития человеческой культуры есть история не только создания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей. Он говорил, что не может быть никакого национального самосознания, если человек не знает, какова была культура его предков. «Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из простого населения — народом, нацией» [9, с. 316].

Говоря о сохранении культурного наследия, Ю.М. Лотман писал: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» [10, с. 8].

Следовательно, каждый из нас должен соблюдать историческую цепочку передачи во времени и пространстве многовековых традиций нашей культуры всех эпох и поколений. При этом, заботясь о сохранении как своей культуры, традиций и обрядов, так и других национальностей, человечество обязано принимать правила и нормы культурного и нравственного поведения. Это позволит укрепить взаимопонимание на уровне межэтнических отношений.

В рамках толерантного культурно-экологического общества человеку необходимо учитывать аспекты чуждых ему культур, принимать их, перед тем как создать что-либо новое. Значительную роль в возрождении и сохранении народной культуры, в межэтнической и межнациональной стабильности играет преемственность поколений в передаче народных традиций, культуры и быта.

Определение границ и критериев толерантности в культурно-экологическом пространстве связано с полным рациональным обоснованием этого феномена. Учитывая Декларацию принципов толерантности, рассматривающей основные её принципы и пути утверждения этих принципов в мировом сообществе, можно выразить сущность толерантных отношений:

— в мировом культурном пространстве должны учитываться интересы каждой культуры;

— мирное сосуществование культур возможно при взаимопонимании и взаимном принятия их друг другом;

— сохранение культуры возможно только при транслировании её через поколения.

Таким образом, сущность толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве заключается в сближении разных национальных культур и их взаимном обогащении, сохранении и передачи во времени и пространстве.

Здесь толерантность предполагает не только терпение, но и признание культуры одного этноса — другим, а также сохранение культуры этноса на основе взаимопонимания.

Говоря о проблеме сохранения этнических ценностей традиционной культуры разных народов в России в аспекте толерантного отношения, хотелось ещё раз подчеркнуть, что толерантное взаимодействие поможет сохранить культурное мировое пространство.

Библиографический список

1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. — М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательствао АСТ», 2000. - Т. 4. - 752 с.

Книжная полка

Макарова, Т. В. Информационные технологии в рекламе [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Макарова ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 118 с. : рис. — Библиогр.: с. 118. — ISBN 978-5-8149-0635-9.

Каждая сфера рекламы требует применения тех или иных технических и программных средств, что объясняет актуальность материала, представленного в данном учебном пособии: понятие и основные свойства информации, характерные особенности, которыми обладает данное явление; виды информации в рекламе; обзор информационных технологий, используемых в различных областях рекламной деятельности.

В пособии рассмотрены основы применения информационных технологий в рекламной деятельности.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Реклама», очной и очно-заочной форм обучения.

Марочкина, С. С. Введение в специальность. Реклама [Т екст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Реклама» / С. С. Марочкина, Л. М. Дмитриева, Е. В. Азарова ; под ред. Л. М. Дмитриевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 239 с. : ил. — (Азбука рекламы). — Библиогр.: с. 208-210. — ISBN 9785-238-01657-3.

Излагаются базовые понятия рекламной деятельности. Рассказывается об истории зарождения и развитии рекламы с античных времен до наших дней, основных этапах рекламного дела в России, советской политической и социальной рекламе.

Подробно рассматривается современное состояние рекламного дела: классификация рекламы, каналы ее распространения, профессиональная деятельность в рекламном бизнесе. Уделяется внимание процессу создания рекламы и планированию рекламной кампании. Отдельная глава посвящена вопросам правового регулирования и саморегулирования рекламной деятельности в России.

Усвоению материала помогут тесты, предлагаемые в конце учебного пособия.

Для студентов, обучающихся по специальности «Реклама», а также для всех интересующихся рекламной деятельностью.

2. Словарь иностранных слов и выражений: более 17000 единиц / авт.-сост. Е. С. Зенович. — М. : ООО «Издательство АСТ: Олимп», 2000. — 784 с.

3. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.- науч. фонд. — М. : Мысль, 2001. — Т. 4. — С. 75 — 76.

4. Петрицкий, В. А. Толерантность как принцип нравственной культуры общения / В. А Петрицкий // Проблемы нравственной культуры общения. — Вильнюс, 1986. — С. 265.

5. Толерантность: конформизм или милосердие // Дискурс. — 2003. — Вып. 3. — С. 15 — 16.

6. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчелдова. — М. : Республика, 2004. — 414 с.

7. Князева, И. Н. Фольклорные процессы в художественной культуре Казахстана / И. Н Князева // Культурологические исследования в Сибири. — 2004. — № 3 (14). — С. 57.

8. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — М. : АСТ Москва : Хранитель, 2007. — 221 с.

9. Лихачёв, Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет : в 3 т. [К 100-летию Д. С. Лихачева] / Д. С. Лихачёв : Т. 2. — СПб., 2006. — 511 с.

10.Лотман, Ю. М. Беседы в русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб., 1994. — 399 с.

СТОРОЖЕНКО Виктория Михайловна, старший преподаватель кафедры режиссуры.

Адрес для переписки: е-шаД : svm75@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2009 г.

©В. М. Стороженко

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.