Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАЙВАНЬСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ "ТРЕУГОЛЬНИКА ПЕКИН-ТАЙБЭЙ-ВАШИНГТОН" 2020-2021 ГГ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАЙВАНЬСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ "ТРЕУГОЛЬНИКА ПЕКИН-ТАЙБЭЙ-ВАШИНГТОН" 2020-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
610
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙВАНЬ / ПЕКИН / ВАШИНГТОН / ТАЙБЭЙ / ГОМИНЬДАН / КНР / США / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ / ТАЙВАНЬСКИЙ ПРОЛИВ / АТР / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОДНА СТРАНА - ДВЕ СИСТЕМЫ / КОНСЕНСУС 1992 Г / НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ АРМИЯ КИТАЯ / ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ / ВЫБОРЫ / ИСТРЕБИТЕЛИ / СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ / СИСТЕМЫ ПВО / ВМС / ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пятышев Кирилл Олегович

Статья исследует динамику развития, тайваньского вопроса в 2020-2021 гг., являющегося не только камнем преткновения в двусторонних отношениях Пекина и Вашингтона, но и неизменным очагом напряжённости в Азиатско-тихоокеанском регионе, временами затухающим, а временами обостряющимся. Проводится анализ текущей социально-политической ситуации вокруг острова и позиций основных игроков в споре. Автором также делается попытка выявить основные сценарии краткосрочного развития ситуации с учётом текущей конфигурации сил сторон, а также определить оптимальную линию поведения для РФ в создавшейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE TAIWANESE SETTLEMENT THROUGH THE PRISM OF INTERACTION WITHIN THE STRATEGIC TRIANGLE “BEIJING-TAIPEI-WASHINGTON” IN 2020-2021

The article investigates the dynamics of the development of the Taiwan issue in 2020-2021, which is not only a stumbling block in the bilateral relations between Beijing and Washington, but also a constant hot point of tension in the Asia-Pacific region, that sometimes fades, and sometimes escalating. The analysis of the current socio-political situation around Taiwan and the positions of the main players in the dispute is carried out. The author also attempts made to identify the main scenarios for the short-term development of the situation, taking into account the current configuration of the forces of the counterparts and also to determine the most rational line of behavior for the Russian Federation in the current situation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАЙВАНЬСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ "ТРЕУГОЛЬНИКА ПЕКИН-ТАЙБЭЙ-ВАШИНГТОН" 2020-2021 ГГ»

Проблемы и перспективы тайваньского урегулирования в контексте «треугольника

Пекин-Тайбэй-Вашингтон» 2020-2021 гг.

Problems and prospects of the Taiwanese settlement through the prism of interaction within the strategic triangle "Beijing-Taipei-Washington" in 2020-2021

Пятышев Кирилл Олегович

Студент 4 курса,

Международный институт энергетической политики и дипломатии (МИЭП-МГИМО), Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России,

РФ, г. Москва e-mail: pyatyshev.kirill5000@yandex.ru

Pyatyshev Kirill Olegovich

4ndyear student,

International Institute for Energy Policy and Diplomacy (MIEP-MGIMO),

MGIMO University, Russia, Moscow e-mail: pyatyshev.kirill5000@yandex.ru

Научный руководитель: Сидоров Андрей Юрьевич

к.и.н., доцент кафедры международных отношений и внешней политики России Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России,

РФ, г. Москва

Scientific supervisor:

Sidorov Andrey Yuryevich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of International Relations and Foreign Policy of Russia Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of Russia,

Russia, Moscow

Аннотация.

Статья исследует динамику развития, тайваньского вопроса в 2020-2021 гг., являющегося не только камнем преткновения в двусторонних отношениях Пекина и Вашингтона, но и неизменным очагом напряжённости в Азиатско-тихоокеанском регионе, временами затухающим, а временами обостряющимся. Проводится анализ текущей социально-политической ситуации вокруг острова и позиций основных игроков в споре. Автором также делается попытка выявить основные сценарии краткосрочного развития ситуации с учётом текущей конфигурации сил сторон, а также определить оптимальную линию поведения для РФ в создавшейся ситуации.

Annotation.

The article investigates the dynamics of the development of the Taiwan issue in 2020-2021, which is not only a stumbling block in the bilateral relations between Beijing and Washington, but also a constant hot point of tension in the Asia-Pacific region, that sometimes fades, and sometimes escalating. The analysis of the current socio-political situation around Taiwan and the positions of the main players in the dispute is carried out. The author also attempts made to identify the main scenarios for the short-term development of the situation, taking into account the current configuration of the forces of the counterparts and also to determine the most rational line of behavior for the Russian Federation in the current situation.

Ключевые слова: Тайвань, Пекин, Вашингтон, Тайбэй, Гоминьдан, КНР, США, Демократическая прогрессивная партия, Тайваньский пролив, АТР, региональная безопасность, национальная безопасность, одна страна - две системы, консенсус 1992 г., народно-освободительная армия Китая, военная помощь, выборы, истребители, стрелковое оружие, системы ПВО, ВМС, эскалация конфликта.

Key words: Taiwan, Beijing, Washington, Taipei, Kuomintang, China, USA, Democratic Progressive Party, Taiwan Strait, Asia-Pacific Region, regional security, national security, one country - two systems, consensus 1992, People's Liberation Army of China, military assistance, elections, fighters, small arms, air defense systems, navy, aggravation of the conflict.

Тайваньский вопрос является наиболее острой проблемой региональной безопасности в АТР с 1949 г. Решить его полностью не удалось несмотря на американо -китайскую и китайско-тайваньскую нормализацию отношений в 1970-х гг., когда в основу тайваньского урегулирования были положены 3 коммюнике 1972, 1978 и 1982 гг., закрепившие принцип «одного Китая» и обязавшие США постепенно отказаться от военно-политической и военно-технической поддержки Тайваня, которые сохраняют своё действие и поныне, а договор США «О взаимном сотрудничестве и безопасности» с самим островом, укрывавший его под «ядерным зонтиком», был прекращён и заменён т.н. «Шестью гарантиями» [2]. Отчасти это объясняется принятым американским конгрессом в 1979 г. «Законе об отношениях с Тайванем» [5], согласно которому в случае возникновения угрозы силового воздействия на остров, президент и конгресс США имеют право санкционировать применение вооружённых сил страны против агрессора. Как видно, США не дали ясного сигнала о поддержке воссоединения материкового Китая с Тайванем, оставив себе простор для действий на случай любого развития событий. Такой политический курс, актуальный и сегодня, получил название «политики стратегической неопределённости». Главный её итог - усиление диалога между сторонами по обе части пролива при сохранении значительной роли США в решении вопроса. В силу этого процесс урегулирования быстро исчерпал свои возможности к концу 1990-х и продолжался по инерции: в 1992 г. сами КНР и Тайвань заключили т.н. «консенсус», согласно которому обе стороны признавали существование лишь одного Китая. Позже власти КНР приняли на вооружение концепцию «одна страна - две системы», сутью которой являлось воссоединение Китая с Тайванем мирными средствами на основе гуманитарного и экономического сближения и с сохранением особенностей политической системы острова. Однако вопрос, какой это Китай - гоминьдановский или коммунистический -, оставался открытым. Вместе с внутренней либерализацией КНР, снижением американского влияния на Тайвань и общего снижения напряжённости в регионе в 1990-е гг. возникла надежда на мирное воссоединение Тайваня с материковым соседом. С тех пор между Гоминьданом и Демократической Прогрессивной Партией (ДПП) произошёл раскол: первая выступила за сближение с КНР, вторая - за самостоятельное существование вплоть до объявления независимости. Наивысшей точкой в двусторонних отношениях можно считать встречу председателя КПК Си Цзиньпина и лидера Тайваня Ма Инцзю в 2016 г., по итогам которой были подписаны соглашения, увеличившие долю КНР во внешней торговле Тайваня до рекордных 40%, что является крайне благоприятным для КНР, стремящегося добиться воссоединения через усиление экономической зависимости острова от материка [11]. Однако всё изменилось в 2016 г. с приходом к власти в США Д. Трампа и лидера ДПП Ц. Инвэнь, крайне негативно настроенных в отношении китайско -тайваньского сближения. С тех пор в Тайваньском проливе периодически стали появляться суда ВМС США, администрация острова стала в открытую закупать оружие, а США - продавать. [11]. Более того, Цань Инвэнь неоднократно заявляла, что не приемлет условия и дух «консенсуса» 1992 г. и готова на решительные меры. Тандем «Трамп-Инвэнь «заставил КНР активизировать военные перемещения вдоль Тайваньского пролива и регулярно напоминать острову о том, что по закону от 2005 г. «О противодействии расколу страны» [12] он имеет право добиваться воссоединения «немирными» средствами, если мирные будут исчерпаны. В 2020 г. ситуация приняла интересный оборот: Ц. Инвэнь смогла переизбраться, а её воинственно настроенный коллега Д. Трамп - нет. Вместо него пришёл более мягко настроенный в отношении Китая Д. Байден, что придало Пекину решимости действовать.

Вопросы студенческой науки

Выпуск №4 (68), апрель 2022

2020 Taiwan election quick count result

Last updated: 11/01/2020, 13:36:00 GMT (99% votes counted)

|] Tsai jt. Ing-wen

Han Kuo-yu

О James

H© Soong

4.3%

0 20 40 60 80 100

Рисунок 1 Результаты выборов на Тайване 2020 г.

На настоящий момент судьба вопроса зависит от действий в рамках треугольника «Пекин-Тайбэй-Вашингтон», где явно возросло влияние первого, что нашло отклик как в западных, так и в мировых СМИ. Поэтому главной целью статьи является рассмотрение проблемы тайваньского урегулирования и расстановку сил в нём с 2020 г. в рамках вышеуказанного трио, а также составление прогноза краткосрочных сценариев развития ситуации в краткосрочной перспективе.

Прошедшие в январе 2020 г. выборы в Таиланде вновь принесли победу Ц. Инвэнь настроенной против сближения с материковым Китаем, однако, никогда не высказывавшей это вслух. Показательно, что после обострения отношений с КНР в 2016-2018 гг. по результатам опросов впереди шёл сторонник нормализации отношений с Пекином, кандидат от Гоминьдана Г.Х. Гоюй [19]. Однако протестные демонстрации и беспорядки в Гонконге осенью 2019 г. привели к росту популярности ДПП, которой удалось перехватить инициативу и на лозунгах об укреплении самостоятельности и обороноспособности острова выиграть выборы, пусть и с потерей 7 мест (61 из 113) [10]. Однако с 2021 г. и поныне Тайбэй не прибегал ни к крупным закупкам оружия у США, как в 2017-2020 гг., когда были закуплены РСЗО HIMARS, комплексы береговой обороны Harpoon, а также боевые БПЛА, стрелковое оружие и САУ Paladin [18 d]. Эти действия явились главным раздражителем в тайвано -китайских отношениях [6 b]. Но в 2020 г. ситуация для Тайваня изменилась: на смену категоричному республиканцу Трампу пришёл более мягкий, в т.ч. по тайваньскому вопросу, Джо Байден. В этих условиях вполне логичным и осмотрительным выглядит отсутствие резких заявлений и действий по ревизии «консенсуса» 1992 г. со стороны Тайбэя.

Зато свои действия активизировал его материковый сосед. Если в 2016-2019 гг. Пекин ограничивался преимущественно дипломатическими и экономическими средствами воздействия на Тайвань, то в 2020 г. ситуация изменилась: не отказываясь от вышеназванных инструментов, КНР стала регулярно проводить десантные учения в Тайваньском проливе, учения ВВС и ВМС [14 a], недвусмысленно намекая, что вскоре может пойти на силовое решение вопроса, если станет ясно, что воссоединения материка с островом не удастся достичь мирными средствами в русле «консенсуса» 1992 г. Причин такому поведению несколько. Во-первых, такая возможность решения вопроса прямо прописана в вышеупомянутом законе от 2005 г. (по нему КНР может прибегнуть к «немирным» средствам в случае: а) провозглашения независимости; б) угрозы провозглашения независимости; в) исчерпания всех мирных средств для воссоединения материкового Китая с Тайванем;) [12]. Во-вторых, в целом, баланс сил в АТР меняется в пользу КНР и сегодня НОАК сильна, как никогда раньше. Так, если в 1990-е её бюджет не превышал 10 млрд долл., то сегодня он составляет уже порядка 170 млрд. При этом

по ряду количественных показателей она уже превосходит американские вооружённые силы [8]. В-третьих, выборы 2020 г. не оправдали надежд Пекина на избрание сторонника экономической интеграции острова с материком, что в конечном счёте должно было бы привести к воссоединению [11]. В -четвёртых, это заметное ослабление внимание со стороны США к Тайваню в первые месяцы президентства Д. Байдена, которое стало восстанавливаться лишь с осени 2021 г. [9 с], когда заметно усилилась риторика в поддержку самостоятельности Тайваня. Несмотря на это число учений, равно как и количество участвующего в них личного состава и боевой техники, возросло. Отмечается, что в любой момент они могут перерасти в полноценную боевую операцию с высадкой на острове, что является одной из главных тем в китайских СМИ и в экспертном сообществе. В любом случае, целей в данной ситуации КНР придерживается двух: продемонстрировать Тайваню, что терпение на исходе и показать всю серьёзность, а главное, возможность реализации намерений по воссоединению Китая. Более того, действия НОАК по сути являются зондажем реакции США, которая в последние полгода была вялой в сравнении с 1996 г., когда после учений КНР в пролив зашла американская авианосная группа.

Что касается США, то весь 2020 г., как и предыдущие годы президентства Трампа, они деятельно поддерживали курс на укрепление самостоятельности Тайваня. Последним таким действием явилось одобрение предоставления кредитов в 8 млрд долл. в 2019 г. на закупку истребителей [22] и 1,8 млрд на закупку систем ПВО, обнаружения и переносных ракетных комплексов [18 Ь]. После вступления в должность Байдена на весну-лето 2021 г. США, пытаясь нормализовать отношения с Пекином и избежать очередного витка торговой войны, не предпринимали подобных действий. Более того, на прошедших переговорах Д. Байдена и Си Цзиньпина, американский лидер подтвердил свою приверженность идее «Одного Китая» и 3 коммюнике [9 а]. В то же время, США продолжили укреплять обороноспособность Тайваня [9 d], [15 Ь]. В середине октября ввиду возросшей активности китайских ВМС Байден заявил, что США придут на помощь Тайваню в случае нападения с материка. То же самое позже подтвердил госсекретарь Э. Блинкен [18 а]. Очевидно, что в данной ситуации США пытаются одновременно усидеть на двух стульях: не допустить нового витка напряжённости в американо-китайских отношениях и помешать возможным силовым акциям со стороны Пекина, тем самым, не допустив снижения своего влияния и ослабления своих позиций в АТР [1] [14 Ь]. Одновременно российские эксперты отмечают, что в случае высадки крупных сил НОАК на Тайвань, вооружённые силы США вряд ли смогут оперативно отреагировать и оказать действенную помощь [1], [11]. Также можно отметить, что США - единственный крупный союзник Тайваня, готовый поддержать его материально в то время, как остальные страны либо не желают, либо не в состоянии её обеспечить. Это также можно отнести к факторам, способствующим активизации действий Пекина.

Г

Рисунок 2. Система береговой обороны США Harpoon

На основе сделанного анализа, можно выявить несколько общих тенденций, которые будут сопровождать развитие отношений в рамках треугольника в среднесрочной перспективе. Во-первых, это растущее структурное влияние КНР, как в политическом, экономическом, так и в военно-стратегическом плане. Сейчас есть все основания полагать, что тенденция эта долгосрочная [25]. Во-вторых, администрация Байдена по состоянию на 2021 г., стремящаяся не допустить эскалации напряжённости в двусторонних американо-китайских отношениях, вряд ли решится на проведение каких-либо акций, наподобие тех, которые имели место быть в 1996 г. В-третьих, Тайвань продолжит получать американскую военную помощь, правда в масштабах явно меньших, чем при Д. Трампе [9 с]. В-четвёртых, по мере роста военной активности Пекина можно ожидать победы Гоминьдана на выборах 2024 г. Лакмусовой бумажкой здесь выступят муниципальные выборы, запланированные на конец 2022 г., которые покажут изменения в настроениях населения Тайваня. До этого времени возвращение Тайбэя к «консенсусу» 1992 г. маловероятно, равно как и нормализация отношений с материком.

В связи со всем сказанным выше, хотелось бы выделить 3 сценария. Первый - базовый: КНР будет дожидаться результатов выборов 2024 г., наращивая при этом свой военный потенциал и отрабатывая сценарии высадки на Тайване. При этом сам Тайвань будет воздерживаться от резких заявлений, а США будут обеспечивать ему военно-техническую и дипломатическую поддержку, призывая КНР к деэскалации конфликта и оказывая политическое давление на Поднебесную. После 2024 г. в зависимости от результатов парламентских выборов можно будет ожидать либо военной операции КНР, либо возвращения к «консенсусу» 1992 г. в зависимости от множества факторов: новый политический цикл в США, КНР, на Тайване, поставка ему новых систем вооружений, степень обострения других проблем КНР (уйгурского вопроса, ситуации в Гонконге), ситуация на мировой арене, в целом и т.д. Второй - агрессивный (маловероятный): КНР решается на десантную операцию во время или сразу после выборов 2022 г., в случае укрепления позиций ДПП и усиления Тайбэем недружественной риторики. Одновременно США предпринимают действия по поддержке союзника, которые в первом подсценарии сводятся к действиям, направленным на достижение военно-политического эффекта, а во втором - имеют конечной целью нанесение эффективного контрудара по группировке НОАК. Третий -превентивный (самый маловероятный): США размещают на Тайване передовые комплексы береговой обороны и ракеты средней и малой дальности, а также многократно усиливают военно-техническую поддержку, что заставляет КНР отказаться от планов силового решения или отодвинуть их на более отдалённую перспективу. Стоит подчеркнуть, что сценарии не предлагают наиболее вероятного исходов в каждом из сценариев ввиду множества переменных, которые невозможно учесть без доступа к закрытым данным и в силу наличия непредсказуемых экстерналий. С учётом происходящих на момент написания работы событий, стоит также добавить, что на линию поведения КНР и Тайваня в значительной степени будут влиять итоги военной спецоперации России на Украине с точки зрения способности и наличия у США возможности поддерживать своих

Рисунок 3. Учения НОАК с высадкой десанта в Тайваньском проливе в 2020 г.

Говоря отдельно о значении и влиянии данной ситуации на РФ, можно отметить, что страна, как и в предыдущие годы, занимает выжидательную позицию. Официально РФ поддерживает усилия КНР по восстановлению территориальной целостности страны, как это зафиксировано в указе президента РФ от 15.09.1992 г. «Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем» и в договоре «О дружбе, сотрудничестве и добрососедстве между РФ и КНР» от 16.07.2001 г. [29]. Для сохранения дружественных отношений с КНР нужно делать то, что российская внешняя политика и делала последние 25 лет. Во-первых, при любых обострениях ситуации необходимо делать последовательные заявления в поддержку территориальной целостности Китая и призывать к мирному решению спора. Во-вторых, стоит осуждать любые попытки Тайбэя провозгласить независимость или вступить в ООН [9 е]. Также необходимо ограничить контакты с Тайванем, что в противном случае может быть негативно истолковано Пекином, как в случае с Литвой [24 Ь]. В отношении США нужно дать понять им, что РФ выступает против их вмешательства в суверенные дела Китая, но при этом не провоцировать возникновения ещё одной точки напряжённости в двусторонних отношениях. Для этого, во-первых, необходимо не делать излишне агрессивных заявлений, во-вторых, при вступлении конфликта в острую стадию не демонстрировать излишне деятельной поддержки Пекину, как он сам делает это сегодня в случае с нашей страной [9 1] Вместе с тем, открывается возможность для усиления контактов с китайскими коллегами для поставок российской продукции ОПК, которая может ей потребоваться в ближайшем будущем. Одновременно стоит активизировать сотрудничество и с такими странами, как Индия, которые в случае обострения ситуации могут заинтересоваться закупкой российской продукции ОПК. Таким образом, РФ, не смотря на ряд сложностей, может извлечь политические и экономические дивиденды из создавшейся ситуации.

По итогу проделанного исследования можно отметить, что события последних двух-полутора лет, благодаря корректировке модели поведения тайваньских властей и смене администрации США, несколько снизили градус напряжённости в отношениях треугольника «Пекин-Тайбэй-Вашингтон», однако, в целом, он остаётся высоким и в кратко- и среднесрочной перспективе по мере долговременного роста совокупной мощи КНР и приближения выборов 2022 и 2024 гг. с большой долей вероятности будет повышаться. В зависимости от их результата может произойти либо возвращение к мирной экономической и культурно-гуманитарной интеграции острова с материком, либо к очередному витку обострения, который приведёт к активации положения закона КНР «О противодействии расколу страны» от 2005 г. об использовании силовых средств, в случае исчерпания мирных. Безусловно, чем бы не закончился данный этап китайско-китайских и китайско-американских отношений, влияние КНР в регионе будет расти, а отношения с США будут становиться всё более конфронтационными. В то же время страна будет всё смелее действовать в отношении Тайваня. При этом и США

останутся одним из двух ведущих игроков региона и продолжат оставаться гарантом статуса-кво в отношениях материка и острова.

Список используемой литературы:

1. Кашин В.Б. Тайваньская проблема: военно-политические аспекты и последствия для российско-китайского военно-технического сотрудничества, РСМД: https://russiancouncil.ru/analvtics-and-comments/comments/taYvanskaYa-problema-voenno-politicheskie-aspekty-i-posledstvÍYa-dlYa-rossÍYsko-kitaYskogo-voenno-te/;

2. Фелдман Х. Шесть гарантий президента Рейгана Тайваню и их значение сегодня. Фонд наследие: https://www.heritage.org/asia/report/president-reagans-six-assurances-taiwan-and-their-meaning-todaY;

3. BBC:

a. https://www.bbc.com/russian/international/2016/01/160116 taiwan elections polling tsai ingwen;

b. https://www.bbc.com/news/world-asia-59005300;

c. https://www.bbc.com/news/world-58925971;

d. https://www.bbc.com/news/world-asia-china-58511173;

4. Турицын И.В., Рау И., Тайвань во внешнеполитической стратегии КНР: исторические условия возникновения и трудности решения проблемы. 2019: https://cvberleninka. ги/а^с1е/пАаууап-уо -vneshnepo1iticheskoY-strategii-knr-istoricheskie-us1oviYa-vozniknoveniYa-i-trudnosti-resheniYa-prob1emY/viewer:

5. Сайт конгресса США: Taiwan Relations Act (1979): https://www.congress.gov/bill/96th-congress/house-bill/2479:

6. The Times:

a. https://www.thetimes.co.uk/article/the-times-view-on-taiwan-tensions-price-of-war-g5btnfbgp:

b. https://www.thetimes.co.uk/article/could-taiwan-defend-itself-against-chinese-invasion-fd7npl67p:

7. The Independent:

a. https://www.independent.co.uk/news/china-taiwan-beijing-united-states-experts-b1934739.html

b. https://www.independent.co.uk/news/taiwan-chinese-beijing-iapan-taipei-b1933286.html

8. Коммерсант: https://www.kommersant.ru/doc/4012699:

9. ТАСС:

a. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12933397:

b. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12564373:

c. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12671051:

d. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12605957:

e. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12770243:

f. https://tass.ru/politika/13871057?from=feed&utm source=yandex.ru&utm medium=organic&utm c

ampaign=yandex.ru&utm referrer=yandex.ru;

10. РИА Новости, парламентские выборы на Тайване 2020 г.: https://ria.ru/20200112/1563330161.html;

11. Современные международные отношения 1991-2020: Европа, Северо-Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка// под ред. Б.Ф. Мартынова, Ю.В. Боровского, О.В. Шишкиной. М: изд. АСТ, 2021 г.

12. Трощинский П.В., Современное законодательство КНР: проблемы и перспективы развития. 2020: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-zakonodatelstvo-knr-problemy-i-perspektivy-razvitiya/viewer;

13. Тренин Д., влияние американо-китайского соперничества на отношения России с Китаем, Московский центр Карнеги, URL: https://carnegie.ru/2021/11/03/ru-pub-85688;

14. Deutche Welle:

a. https://www.dw.com/de/china-verletzt-taiwans-luftverteidigungszone/a-59387810;

b. https://www.dw.com/de/g%C3%B6rlach-global-deutschland-in-der-nach-merkel-%C3%A4ra-neu-positionieren/a-59340568;

c. https://www.dw.com/en/joe-biden-says-us-would-defend-taiwan-if-attacked-by-china/a-59583996;

15. Fox news

a. china-taiwan-tension-worst-40-years;

b. us-special-forces-secretly-deployed-taiwan;

c. chinese-president-insists-taiwan-reunification;

16. The Times of India:

a. https://timesofindia.indiatimes.com/world/rest-of-world/taiwan-china-wants-to-emulate-the-taliban/articleshow/85510105.cms;

b. https://timesofindia.indiatimes.com/world/china/starting-a-fire-us-and-china-enter-dangerous-territory-over-taiwan/articleshow/86895853.cms;

17. The Statesman:

a. https://www.thestatesman.com/?s=taiwan&search btn inner=Search;

b. https://www.thestatesman.com/world/joe-biden-says-xi-jinping-agreed-abide-taiwan-agreement-1503015021.html;

18. Reuters:

a. https://www.reuters.com/world/us/blinken-says-any-move-by-china-invade-taiwan-would-be-

potentiallv-disastrous-2021-12-03/;

b. https://www.reuters.com/article/us-usa-taiwan-arms/u-s-state-department-approves-1-8-billion-in-potential-arms-sales-to-taiwan-pentagon-idUSKBN27638I;

c. https://www.reuters.com/world/china/taiwan-talks-chips-chinese-coercion-us-meeting-2021-11-23/;

d. https://www.reuters.com/article/us-usa-taiwan-arms-exclusive-idUSKBN2671M4;

19. Кочешков Г.А. Выборы 2020 года на Тайване в контексте ситуации в Тайваньском проливе и американо-китайского конфликта, URL: https://cvberleninka.ru/article/n/vvborv-2020-goda-na-tavvane-v-kontekste-situatsii-v-tavvanskom-prolive-i-amerikano-kitavskogo-konflikta/viewer;

20. Синьхуа:

a. http ://russian. news.cn/2021-10/13/c 1310241555.htm;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b. http://russian.news.cn/2021-11/10/c 1310301310.htm;

c. http://www.news.cn/english/2021-10/27/c 1310272416.htm;

d. http://www.news.cn/english/2021-10/09/c 1310235109.htm;

21. The Washington Post: xis-taiwan-problem-isnt-going-awav;

22. CNBC: https://www.cnbc.com/2019/08/21/us-state-department-approves-possible-8-billion-fighter-jet-sale-to-taiwan.html;

23. Sohu:

a. http://www.chinanews.com.cn/gn/2021/12-05/9622656.shtml;

b. https://www. 163.com/dv/article/GM8TH2K00550EJYD.html?f=post2020 dv recommends;

24. Жэньминь Жибао:

a. http://russian.people.com.cn/n3/2021/1202/c31521-9927149.html;

b. http://russian.people.com.cn/n3/202m 122/c31521-9922339.html;

25. Трансформация международных отношений в Северо-Восточной Азии и национальные интересы России // А. В. Торкунов, И. В. Дьячков, А. А. Киреева [и др.]; под ред. А. В. Торкунова, Д. В. Стрельцова; МГИМО (У) МИД России. - Москва : Аспект Пресс, 2019. - с. 212-234: табл. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573904 (дата обращения: 28.11.2021). - ISBN 978-5-7567-1025-0. -Текст: электронный.

26. Российская газета:

a. https://rg.ru/2021/11/21/kitaj -iz-za-taivania-ponizil-uroven-dipotnoshenii-s-litvoi.html;

b. https://rg.ru/2021/09/11/kak-kitai-i-ssha-sobiraiutsia-nalazhivat-dvustoronnee-sotrudnichestvo.html;

27. US National Security Strategv - 2017: https ://trumpwhitehouse. archives. gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf;

28. US Interim National Security Strategv - 2021: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf;

29. Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве между РФ и КНР. 2001: http://www.kremlin.ru/supplement/3418;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.