Проблемы и перспективы совершенствования банковского регулирования в свете кризисов банковского сектора в США и Европе
Жукова Анастасия Анатольевна
магистрант кафедры международных финансов, направление «Финансы и кредит», ФГАОУ ВО "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации", [email protected]
В марте 2023 года в банковской системе США возникли кризисные явления, ставшие очередным испытанием для глобальной системы пруденциального регулирования, сформированной после мирового финансового кризиса 2007-2009 годов. В статье рассмотрены хронология и особенности кризиса банковского сектора США и ЕС весной 2023 года; выявлены основные пробелы в регулировании и надзоре, способствовавшие нестабильности банковского сектора, и приведена оценка возможных путей устранения этих пробелов, предложенных регуляторами в США и ЕС. Проведен сравнительный анализ пруденциального банковского регулирования в России и США на предмет потенциальной подверженности российского банковского сектора рискам финансовой неустойчивости под воздействием аналогичных факторов. По результатам исследования выявлены недостатки в текущем мониторинге и надзоре, недооценка рисков «набега вкладчиков» с учетом тренда цифровизации финансового сектора. Полученные выводы могут быть полезны банковским структурам и центральному банку при проведении оценки соответствующих рисков. Ключевые слова: финансовая стабильность, банки, пруденциальное регулирование, риски.
Потрясения в банковском секторе США, начавшиеся в марте 2023 года, по своим масштабам и размаху являются самым значительным общесистемным банковским стрессом со времен мирового финансового кризиса 2007-2009 годов. За 11 дней - с 8 по 19 марта 2023 года - были закрыты или переданы под управление Федеральной корпорации страхования депозитов США (FDIC) кредитные организации с совокупными активами около 900 млрд. долл. США. Банкротства банков, хотя и имели в основном разные причины, вызвали более широкий кризис доверия к устойчивости банков и банковских систем во многих юрисдикциях. В ответ на это в некоторых странах были приняты широкомасштабные меры государственной поддержки для смягчения последствий стресса, включая значительное предоставление банкам ликвидности центральным банком, активацию линий валютных свопов, предоставление государственных гарантий, а в некоторых случаях и расширение схем гарантирования вкладов. В этих условиях важно проследить хронологию этих событий, чтобы лучше понять взаимосвязи между отдельными финансовыми институтами, а также выявить пробелы в системе регулирования, которые могли способствовать возникновению кризисных явлений.
Считается, что наибольшее влияние на состояние банковского сектора оказало банкротство Silicon Valley Bank (SVB), 16-го банка в США по размеру активов (активы банка составляли 212 млрд долл. США по состоянию на конец 2022 года). Банк был основан в 1983 году и специализировался на финансировании технологических стартапов. Объем активов и депозитов SVB быстро увеличивался на фоне роста IT-сектора: за три года активы SVB выросли в 3,7 раза, а депозиты - в 3,8 раза (см. Табл. 1).
Таблица 1
Объем активов и депозитов SVB (31.12.2018-31.12.2022), млрд долл. США
31.12.2018 31.12.2019 31.12.2020 31.12.2021 31.12.2022
Ак- 56,9 71,0 115,5 211,5 211,8 «
тивы И
Депо- 49,3 61,8 102,0 189,2 173,1 X X
зиты п
Источник: составлено автором по данным из годовых отчетов
- Режим доступа: https://ir.svb.com/financials/annual-reports-and-proxies/default.aspx
Однако в 2022 году произошло замедление темпов роста технологического сектора, а связанное с этим сокращение финансирования технологических стартапов привело к выводу депозитов из банка (с конца 2021 года по конец 2022 года их объем сократился на 8,5%). Одновременно с этим повышение ставок ФРС США привело к падению рыночной стоимости казначейских облигаций и агентских ипотечных ценных бумаг, на которые приходилась основная часть активов SVB. На фоне продолжающегося оттока депозитов 8 марта 2023 года банк продал ценные бумаги на сумму 21 млрд долл. США, зафиксировав убыток в размере 1,8 млрд долл. США в 1 квартале 2023 года, и объявил о планах привлечь капитал на 2,25 млрд долл. США [2]. Это спровоцировало масштабный отток депозитов -
fO CS
0
CS
01
о ш m
X
<
m О X X
42 млрд долл. США за сутки. К окончанию рабочего дня 9 марта у банка образовался кассовый разрыв в размере 958 млн долл. США. При этом отмечается, что характер «набега вкладчиков» претерпел существенные изменения в условиях цифровизации финансового сектора: клиенты менее привязаны к конкретной кредитной организации и могут легко переключаться между ними с помощью средств мобильного банкинга в случае появления тревожных новостей в СМИ или социальных сетях [1].
Вслед за SVB произошло банкротство Signature Bank (29-й банк в США по размеру активов; на конец 2022 года размер активов составлял 110 млрд долл. США; банк также занимался финансированием технологических стартапов) на фоне «набега на банки» продолжился отток депозитов из других банков, например, First Republic Bank (на конец 2022 года - 14-й банк в США по размеру активов; сумма активов - 270 млрд. долл. США; специализировался на обслуживании крупных частных клиентов).
Для борьбы с паникой вкладчиков Минфин, ФРС США и FDIC приняли меры, гарантирующие возврат незастрахованных депозитов, а также была запущена программа срочного финансирования Bank Term Funding Program (BTFP) для предоставления кредитов сроком до 1 года, в качестве обеспечения по которым выступают казначейские облигации, агентские и ипотечные ценные бумаги с оценкой по номиналу. Минфин США выделил 25 млрд долл. США из валютного стабилизационного фонда в качестве поддержки BTFP. Кроме того, объем заимствований банков в рамках дисконтного окна (стандартного механизма предоставления ликвидности) за неделю с 9 по 15 марта 2023 года вырос до рекордных 152,85 млрд долл. США.
После начала банковского кризиса в США опасения участников рынка относительно устойчивости банковской системы распространились на швейцарский банк Credit Suisse, являвшийся глобальным системно значимым банком (ГСЗБ) с активами 531,4 млрд швец. фр. (порядка 590,4 млрд долл. США) на конец 2022 года. В марте 2023 года проблемы Crédit Suisse усугубились на фоне банкротства банков в США. Стоимость акций банка только за 15 марта снизилась на 30% в ответ на новость об отказе одного из акционеров - Саудовского национального банка (SNB) - предоставить дополнительное финансирование, спреды по кредитным дефолтным свопам резко возросли. В результате Credit Suisse был поглощен банком UBS, Национальный банк Швейцарии (Swiss National Bank, SNB) предоставил UBS дополнительную ликвидность в размере 100 млрд швейц. фр. (примерно 111,5 млрд долл. США), а правительство Швейцарии предоставило UBS гарантии на сумму 9 млрд швейц. фр. на покрытие возможных убытков от сделки [4].
Несмотря на то, что у SVB, Signature Bank и Crédit Suisse были различные бизнес-модели, эти банки обладали определенными параметрами, которые существенным образом отличали их от своих ближайших конкурентов. В числе таких параметров можно выделить клиентскую базу, структуру баланса (например, высокие процентные риски и риски концентрации), темпы роста активов, качество корпоративного управления. В то же время, возникает вопрос, почему влияние этих идиосинкратических факторов имело системные последствия, учитывая широкое внедрение мер по обеспечению финансовой стабильности и постоянное совершенствование пруденциального регулирования.
Проведенный анализ позволил выделить следующие пробелы в регулировании, способствовавшие банковскому кризису в США. Во-первых, одним из основных триггеров выступили несовершенства в подходах к учету активов и низкая доля застрахованных депозитов в пострадавших банках (см. Рис. 1). В США на протяжении длительного периода низких
ставок банки покупали значительные объемы долгосрочных облигаций и агентских ипотечных ценных бумаг и учитывали их в портфелях AFS (available for sale) и HTM (held to maturity). При этом после начала ужесточения денежно-кредитных условий отрицательная переоценка стоимости этих ценных бумаг у небольших (региональных) банков расценивалась как нереализованные убытки и в отличие от крупных банков не отражалась в регуляторном капитале. В США некрупные банки по своему усмотрению могли не отражать убытки по портфелю AFS даже в капитале. Убытки по портфелю HTM не отражаются ни в отчете о прибылях и убытках, ни в регуляторном капитале.
1. HTM and AFS Securities for All US Banks
2. Share of Uninsured Deposits versus CET1 impact if AFS/HTM Losses Were to Fully Materialize for US Banks
Signature Bank of New York
302520-
Ч.Л
I ' 4
-1 a
-3 I 1
-5 I
S
'S
► Assets > 500 billion
► Assets between 100 and 500 billion
Silicon Valley Bank
-9 ro
20 40 60 80 Share of uninsured deposits (%)
--11 г
Ё о
13
Рисунок 1. Бумаги HTM и AFS в структуре банковского баланса (левый график, в %), доля незастрахованных депозитов банков США и влияние AFS/HTM на CET1 (правый график, п.п.) Источник: IMF Global Financial Stability Report, April 2-23, p. 13
Во-вторых, немаловажно отметить негативное влияние ослабления надзора в отношении средних и малых банков с активами менее 250 млрд долл. США в 2018 году, когда произошло сворачивание ряда положений Закона Додда-Франка 20lO года и Закона о защите потребителей (Consumer Protection Act) [5]. В результате смягчения регулирования на банк SVB не распространялись многие меры, которые были бы целесообразными в отношении кредитной организации, расширяющейся быстрыми темпами. В Таблице 2 ниже представлена сравнительная характеристика регулирования в сШа и России, позволяющая сделать вывод о том, что российские банки в целом являются предметом более строгого антициклического регулирования.
Таблица 2
Сравнение ключевых регуляторных требований к банку SVB и к российским банкам
Элемент регулирования БУБ после послаблений от 2018 года SVB в случае отсутствия послаблений от 2018 года Российские банки
Учет прочих доходов (AOCI) в нет да Да
регулятивном ка-
питале
Антициклическая надбавка нет да Да
Буфер консерва- нет да Да
ции капитала
LCR нет да Да (для СЗКО)
NSFR нет да Да (для СЗКО)
Надзорное раз в два года ежегодно ежегодно
стресс-тестиро-
вание
Источник: составлено автором.
С учетом выявленных недостатков ФРС США планирует пересмотреть правила в отношении небольших банков с активами более 100 млрд долл. США [2, с. 3-4]. В частности, рассматриваются следующие потенциальные меры:
• переоценка стабильности незастрахованных депозитов и пересмотр режима ценных бумаг нТм в стандартизированных требованиях к ликвидности и внутренних стресс-тестах финансовых институтов;
• расширение охвата надзорного стресс-теста ФРС;
• распространение требования к учету нереализованной прибыли или убытков по ценным бумагам AFS на большее число финансовых институтов;
• ужесточение минимальных стандартов стимулирующих выплат руководству;
• обеспечение более четкого и быстрого перехода банков в более высокие категории для целей надзора с акцентом на готовность банков к соблюдению более жестких стандартов.
В свою очередь международные организации, в том числе Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) и Совет по финансовой стабильности (СФС) планируют провести независимую оценку причин и мер реагирования на банковский кризис.
Таким образом, события весны 2023 года показали, что регулирующим органам не следует значительно ослаблять контроль за деятельностью малых и средних банков, поскольку последние так же могут служить источником системных рисков для финансовой стабильности. Также важно обеспечить упорядоченное и своевременное внедрение международных стандартов в разных юрисдикциях, в первую очередь, обновлений к стандарту расчета процентного риска БКБН, опубликованных в 2016 году, но не применяемых в США. С точки зрения подверженности рисков российские банки пока вне опасности, поскольку Банком России проводятся регулярные надзорные стресс-тесты и поддерживается риск-ориентированный характер регулирования, несмотря на определенные послабления на фоне санкционных ограничений. Отрицательный опыт американских и европейских регуляторов при этом подчеркивает важность своевременной и комплексной оценки рисков, в том числе путем детального изучения структуры активов и обязательств банковского сектора и ее изменений под влиянием макроэкономических условий.
Литература
1. E. Katz 'Bank runs in the digital age' // The Banker, 2 June 2023 [Electronic resource] - URL: https://www.thebanker.com/Bank-runs-in-the-digital-age-1685691605
2. M.S. Barr 'Review of the Federal Reserve's Supervision and Regulation of Silicon Valley', 28 April 2023. - URL: https://www.federalreserve.gov/publications/files/svb-review-20230428.pdf
3. SVB Financial Group Announces Proposed Offerings of Common Stock and Mandatory Convertible Preferred Stock // SVB,
official website, 8 March 2023 [Electronic reource]. - URL:
https://ir.svb.com/news-and-research/news/news-
details/2023/SVB-Financial-Group-Announces-Proposed-
Offerings-of-Common-Stock-and-Mandatory-Convertible-
Preferred-Stock/default.aspx
4. Swiss National Bank provides substantial liquidity assistance to support UBS takeover of Credit Suisse // SNB, official website, 19 March 2023 [Electronic resource]. - URL: https://www.snb.ch/en/mmr/reference/pre_20230319/source/pre_ 20230319.en.pdf
5. T. Philips 'How 2018 Regulatory Rollbacks Set the Stage for the Silicon Valley Bank Collapse, and How to Change Course' // Roosevelt Institute, 15 March 2023 [Electronic resource]. - URL: https://rooseveltinstitute.org/2023/03/15/how-2018-regulatory-rollbacks-set-the-stage-for-the-silicon-valley-bank-collapse-and-how-to-change-course/
Problems and prospects of enhancing the banking regulation in the wake of the
banking sector crises in the US and Europe Zhukova A.A.
MGIMO University
JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34
In March 2023, crisis phenomena emerged in the US banking system constituting another test for the global system of prudential regulation established after the global financial crisis of 2007-2009. The article covers the timeline and peculiarities of the US and EU banking sector crisis in the spring of 2023; identifies the main gaps in regulation and supervision that contributed to the instability of the banking sector, and provides an assessment of possible ways to eliminate these gaps proposed by regulators in the US and EU, as well as by international organizations. A comparative analysis of prudential banking regulation in Russia and the United States was conducted with regard to the potential exposure of the Russian banking sector to the risks of financial instability under the influence of similar factors. The results of the study revealed shortcomings in current monitoring and supervision, underestimation of 'run' risks taking into account the trend of digitalization of the financial sector. The findings may be useful for banking structures and the central bank in assessing the relevant risks.
Keywords: financial stability, banks, prudential regulation, risks. References
1. E. Katz 'Bank runs in the digital age' // The Banker, 2 June 2023 [Electronic
resource] - URL: https://www.thebanker.com/Bank-runs-in-the-digital-age-1685691605
2. M.S. Barr 'Review of the Federal Reserve's Supervision and Regulation of Silicon
Valley', 28 April 2023. - URL:
https://www.federalreserve.gov/publications/files/svb-review-20230428.pdf
3. SVB Financial Group Announces Proposed Offerings of Common Stock and
Mandatory Convertible Preferred Stock // SVB, official website, 8 March 2023 [Electronic reource]. - URL: https://ir.svb.com/news-and-research/news/news-details/2023/SVB-Financial-Group-Announces-Proposed-Offerings-of-Common-Stock-and-Mandatory-Convertible -Preferred-Stock/default.aspx
4. Swiss National Bank provides substantial liquidity assistance to support UBS
takeover of Credit Suisse // SNB, official website, 19 March 2023 [Electronic resource]. - URL:
https://www.snb.ch/en/mmr/reference/pre_20230319/source/pre_20230319.en. pdf
5. T. Philips 'How 2018 Regulatory Rollbacks Set the Stage for the Silicon Valley Bank
Collapse, and How to Change Course' // Roosevelt Institute, 15 March 2023 [Electronic resource]. - URL: https://rooseveltinstitute.org/2023/03/15/how-2018-regulatory-rollbacks-set-the-stage-for-the-silicon-valley-bank-collapse-and-how-to-change -course/
X X О го А С.
X
го m
о
м о м
CJ