Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологические тезисы'

Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологические тезисы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ФУТУРОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков Сергей Данилович

Статья посвящена анализу проблем и перспектив российского социального воспитания в ближайшие десятилетия. Автор предпринимает попытку прогноза динамики социокультурных процессов ближайших 10–20 лет, с вычленением технологических и экономических оснований и тенденций социального и социокультурной трансформации жизни людей, которые могут непосредственно и опосредованно влиять на появление новых проблем в сфере социального воспитания и постановку его новых задач. Предлагаются возможные сценарии педагогической составляющей жизнедеятельности школы: «арьергардный», «синергийный», «авангардный», «контркультурный», «стихизации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологические тезисы»

УДК 316.7+008+37.0

Поляков Сергей Данилович

Доктор педагогических наук, профессор ФГБОУВПО «Ульяновский государственный педагогический университет», sdpolyakov@mail.ru, Ульяновск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛьНОГО ВОСПИТАНИя: ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЗИСЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем и перспектив российского социального воспитания в ближайшие десятилетия. Автор предпринимает попытку прогноза динамики социокультурных процессов ближайших 10-20 лет, с вычленением технологических и экономических оснований и тенденций социального и социокультурной трансформации жизни людей, которые могут непосредственно и опосредованно влиять на появление новых проблем в сфере социального воспитания и постановку его новых задач. Предлагаются возможные сценарии педагогической составляющей жизнедеятельности школы: «арьергардный», «синергийный», «авангардный», «контркультурный», «стихизации».

Ключевые слова: социокультурные трансформации, футурология, социальное воспитание.

Polyakov Sergei Danilovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Ulyanovsk state pedagogical university, sdpolyakov@mail.ru, Ulianovsk

PRODLEMS AND PERSPECTIVES OF SOCIAL UPBRINGING: FUTUROLOGICAL THESES

Abstract. This article analyzes the problems and prospects of the Russian social education in the coming decade. The author attempts to forecast the 10 - 20 years dynamics of socio-cultural processes, with the isolation of the technological and economic principles and trends of social and socio-cultural transformation of people's lives, that can directly and indirectly affect the appearance of new problems in the field of social education and setting new objectives in this sphere. Some possible scenarios of the developmentof pedagogic basis of school are proposed. Among them are «rearguard», «synergetic», «avant-garde», «counter-cultural», and "spontaneous".

Keywords: sociocultural transformation, futurology, social education.

За последние годы в социально-педагогическом сообществе весьма интенсивно обсуждаются проблемы социального воспитания, связанные с социокультурными трансформациями последних десятилетий. Темы современных субкультурных молодёжных практик, сетевых процессорв, онлайн игр, интернет-ресурса как факторов социализации, социальной дифференциации детства и юности, социальной и культурной идентичности юного поколения, возможностей влияния на эти факторы заняли видное место в социально-педагогическом дискурсе. Однако практически отсутствуют работы, посвященные анализу социокультурной

Чтобы плыть, нужно знать, куда дует ветер

ситуации жизни детей и молодёжи в ближайшие десятилетия в свете социального воспитания. Немногие имеющиеся разработки, типа форсайт-проекта «Детство - 2030» [5; 9], носят весьма фантастический характер.

Принимаемый в данной работе прогнозный диапазон - 2013-2035 гг., - делится на два периода: 2013-2022 и 2023-2035 гг. Хотя обозначенные рамки условны, есть определённые основания для их выделения. Первый период связан с преимущественным продолжением уже существующих тенденций. В частности, его маркеры для России отражаются в базовых образовательных и социальных правительственных и экс-

пертных документах, разрабатываемых до 2020-2025 гг. Заметим, что дети, пришедшие в школу в 2013 году, будут её заканчивать в 2021, а получать профессиональное образование в массе своей как раз к 2025 г. (т. е. события их школьной и вузовской жизни относятся к 2013-2022 гг.). Второй период выделен также с учётом «судьбы детей»: дети, родившиеся в 2013 г., окончат школу в 2031 г. и завершат профессиональное образование в 2035-ом.

Но главным основанием выделения данных периодов всё-таки является аргументация прогнозистов и футурологов о периоде 2025-2040 гг., как времени серьёзных бифуркаций в жизни человеческого общества (в частности, России), которые в значительной степени определят формы его, человечества, дальнейшего бытия [8; 10; 12]. Очевидно, что современным школьным детям жить в эпоху нарастания социокультурных проблем (2013-2025 гг.), а последующему детскому поколению - в разгар социокультурных бифуркаций (2025-2040 гг.)

Чтобы охарактеризовать тенденции социокультурного развития на ближайшие десятилетия необходимо выделить технологические и экономические основания их формирования.

К числу главных технологических оснований социокультурных трансформаций ближайших десятилетий можно отнести следующие тенденции.

А) Продолжение миниатюризации элементов электроники (чипов), что позволит иметь электронные «умные» датчики (в перспективе размещённые где угодно), соединённые с компьютером пользователей или с хранилищем информации у фирм-хозяев сети («облачные технологии»). Развитие «облачных технологий» - самостоятельная линия технологического прогресса, с одной стороны, «облегчает» компьютерные устройства (данные и программы можно не иметь в своём компьютере), с другой - усиливает их зависимость от удалённых фирм.

Б) Развитие биотехнологий, в том числе -генной инженерии, выходит из лабораторий в повседневную жизнь (хотя существуют правительственные и отраслевые программы развития биотехнологий до 2020 г., но скачок в её массовом применении стоит ожидать к 2030 г. и далее).

В) Нанотехнологии обеспечивают материальные возможности как миниатюризации электроники, так и развития биотехнологий. Вероятно, её достижения будут входить в жизнь людей относительно незаметно, начиная с фармакологии. В ближайшее десятилетие их результаты будут иметь скорее экспериментальный характер, их массовое применение всё-таки впереди.

Г) На перекрёстке этих явлений складывается феномен практико-ориентированной научной области - биоинформатики, в которой методы информатики и математики позволяют решать существенно более сложные, чем в 2013 году, задачи биотехнологии и генной инженерии. Темпы развития биоинформатики и будут задавать скорость развития био- и нанотехнологий.

Экономические основания социокультурных трансформаций ближайших 20 лет.

A) Продолжение глобализации экономики: за счёт информационных средств экономические связи одновремённо упростятся и усложнятся (результат - появление так называемой «новой экономики» [10]).

Б) Предметом приоритетных инвестиций (сфер «делания денег») по-прежнему будет hard and soft в электронике: производство новых материалов (здесь пересечение с hard) и новые биотехнологии в аспекте как материалов, так и способов действий (и hard, и soft).

B) Экономическая и политическая борьба за естественные ресурсы (нефть, газ; позже - к 2030 гг. - вода) продолжится.

Каковы отклики, последствия этих процессов для социокультурной сферы? Для удобства анализа разделим их на культурные, социальные, политические и психологические последствия.

Культурные последствия:

- Нарастание «англоязычности» мира, но в своеобразной форме: развитие целого «облака» квазианглийских языков типа «пин-джин» (в частности - интернет-пинджина [4]). Медленное нарастание значимости китайского языка, этот процесс относится скорее к 2020-30-м гг.

- Продолжение развития целой группы интернет-феноменов (вседоступности информации, появление новых культурных практик, обострение проблем качества информации, феномен «закукливания жизне-

деятельности» на интернет-сфере и пр.). Очень интересный анализ этих процессов представлен в крупном международном исследовании «Дети цифровой эры» [8], которое демонстрирует отставание российской социокультурной интернет-ситуации от развитых стран.

- Противоречия между нарастанием все-мирности культуры и стремлением к сохранению локальных культур. Следствием этого становится интеграция и дифференциация культур, о которой И. С. Кон говорил ещё в 1979 году [3]. В частности, проявлением подобной дифференциации выступает продолжение и развитие в ближайшие годы эффекта поляризация социальных слоёв по степени их втянутости в информационную культуру. Разрыв между культурным авангардом и арьергардом, в том числе в юном поколении не исчезнет, но будет приобретать новые формы.

Социальные последствия.

- Становление новых эталонов повседневности: ориентация на новые материалы и вещи в быту; практики изменения своей телесности (тату, пирсинги, пластические операции, диеты и т. п.); роботизация домашнего быта (последний сюжет, как массовое явление, скорее за пределами 2030-х гг.).

- Обострение отношений социокультурного авангарда, массы и социокультурного арьергарда [13].

- Анклавы социокультурного арьергарда: появление и демонстрация групп, позиционирующих себя как противник тех или иных инновационных тенденций, в том числе среди молодёжи.

Политические последствия.

- Взаимное давление, конкуренция авангардных цивилизаций: новых (догоняющих) - Китай, Индия и «старых» - США, Европа, Япония. Ярко эти процессы проявятся, по-видимому, после 2030 г.

- Лёгкость возникновения и диффузии политических акций, событий, их случайность.

- Становление и рост практик электронной демократии.

- Появление феномена электронной автократии (скорее после 2020 г.).

На антропологическом уровне эти тенденции, явления, трансформации отражаются в «биологическом качестве» новых поколений и типовых изменениях психики. Трансфор-

мация «биологического качества» детей (по Е. А. Ямбургу) проявляется в форме относительно б'ольшего, в сравнении с предыдущими эпохами, выживания детей, которым ранее медицина и условия жизни не позволяли выжить. Следствие этого - рост числа детей с врождёнными инвалидностями и базовыми психологическими проблемами (феномен дефицита внимания и пр.). В ближайшие десятилетия будет, по-видимому, разворачиваться «соревнование» между темпами роста этой тенденции и способностью психофизиологии, психологии, педагогики предложить массовые средства поддержки и развития таких детей. Вероятно и то, что это «соревнование» в разных странах будет иметь разные «результаты».

В любом из вариантов развития этих событий социальное воспитание, педагогика получает относительно новый, встречавшийся ранее существенно реже, объект работы, требующий новых концепций, технологий, условий.

Типовые психологические последствия социокультурных трансформаций определяются, прежде всего, новыми предметами деятельности и средствами общения. Приведём некоторые примеры соответствующих процессов, на которых акцентируют внимание психологи:

- изменение в восприятии, его переструктурирование под влиянием компьютерной реальности: опыт компьютерной деятельности создаёт новые, в сравнении с «классическими, естественными», эталоны цветово-сприятия; «атака» восприятия пространства;

- компьютерная деятельность и использование мобильников в массовом масштабе меняет психомоторику (по Саймону Уотер-фоллу: тип развития моторики, проявляющийся ранее в «элитном» обучении игре на пианино, стал почти массовым в связи с опытом клавиатурной деятельности дошкольников и младших школьников [11]);

- культуризация новых способов поиска информации. Умение поиска информации с использованием поисковых систем Интернета и других электронных форм информации (электронные учебники и пр.), становясь частью функциональной грамотности растущего человека, формирует новые типовые особенности «ручных» и мыслительных действий»;

- развитие новых массовых «умелостей»: рисования, сочинения музыки, текстов, создание фильмов, проектирование и пр. с помощью интернет-средств;

- развитие полилингвистического сознания, объединяющего в новые психологические структуры освоение и использование естественного и «новых», «всемирных» языков;

- новые основания для социальной категоризации, конкуренции, зависти, формирования образов Я и Других как следствие экспериментов и трансформаций с телесностью.

Эти культурные, социальные, психологические последствия порождают новые предметы, вызовы, задачи для педагогической деятельности. Назовём некоторые их них:

- развитие визуального восприятия и визуального мышления;

- информационно-коммуникативное операциональное развитие;

- формирование умения распознавать полезную и вредную информацию;

- формирование отношения к новым эталоном и формам жизни (социальным, социокультурным);

- развитие умения распознавать и понимать Других и формирование толерантного отношения к ним;

- формирование личностной идентичности как комплекса (системы?) всемирной, государственной, культурной и социальной идентично стей.

Эти общие педагогические (культурно-педагогические?) задачи, вызовы отразятся в социальном воспитании как процессе относительно контролируемого и планомерного создания условий для ценностной ориентации школьников в соответствии с целями воспитательных организаций [5] как:

- задача работы с ценностностью нового способа видения (восприятия, мышления), его поддержки как нового основания для возможной адекватной самооценки;

- задача поддержки ценности операционального развития в сфере ИКТ;

- задача поддержки ценности умения противостоять информационному манипулированию;

- создание опыта выработки отношения к социальным и культурным эталонам, в частности к молодёжным субкультурным деятельностям и практикам по критериям

потенциалов к развитию;

- создание опыта распознавания Другого и толерантного отношения к Другому, в частности связанного с ситуациями инклюзивного и экслюзивного образования;

- создание опыта толерантного отношения к людям из различных социальных сло-ёв, групп;

- поддержка становления комплекса социальной и культурной идентичности («Я - кто, Я - с кем») в контексте усложняющейся социокультурной сферы.

Они, эти вызовы, эти задачи уже «стучатся в дверь», но будет ли дверь открыта? Насколько к этому готова практическая и теоретическая педагогика? Анализ идей, педагогического опыта относительно новых социокультурных явлений в контексте социального воспитания пока что невелик [См., напр.: 1; 2; 7].

Каковы возможные сценарии соотношения педагогической составляющей жизнедеятельности школы (здесь это синоним образовательной организации) и развития социокультурной ситуации?

«арьергардный сценарий»: школа «плетётся» за социокультурными процессами, запаздывая и пытаясь не сильно отстать.

«Синергийный сценарий»: школа распознаёт, поддерживает и регулирует разворачивающиеся социокультурные процессы.

«авангардный сценарий»: школа прогнозирует развитие социокультурных процессов и более-менее их опережает, развивает.

«Контркультурный сценарий»: школа сопротивляется нарастающим социокультурным процессам, пытается их «запретить», вывести за пределы школы».

«Сценарий стихизации»: школа не обращает внимание на развёртывающиеся социокультурные процессы и реагирует на них случайным образом. .

Какие-то из этих сценариев «естественно» возникают в жизнедеятельности современных школ (например, «стихийный» и «арьергардный»), какие-то реализуются в радикальной инновационной работе (например, близок, вероятно, к «синергийному» варианту опыт Бауманского лицея Йошкар-олы). Важней другое: какие из этих сценариев скорее реализуются и будут лидировать в перспективе? Ответ на этот вопрос невозможен без анализа массовой и инновационной

практики социального воспитания и прогнозов соответствующих тенденций.

В нашей статье затрагивается только круг социокультурных проблем, объективных задач, с которыми, по нашему мнению, социальное воспитание будет сталкиваться в ближайшие годы, десятилетия в мире. Но насколько эти вызовы, проблемы, задачи -собственно российские?

«Оптимистическое» суждение: все названные тенденции и задачи коснутся и нас. Хотя при этом сохранятся и будут актуальны собственные российские специфические практические и теоретические темы социального воспитания, такие как соотношение педагогической практики с бюрократизацией и патернализмом массового сознания, нарастанием потребительской ориентаций в молодёжной культуре. «Пессимистическая» версия: нам будет не до того, не до высоких социокультурных проблем, придётся заниматься, прежде всего, более базовыми вопросами: обеспечением у детей чувства защищённости и принятия через создание хоть каких-то минимальных условий социального и психологического здоровья детей.

Библиографический список

1. Башманова Е. Л. Введение в педагогику социальной справедливости // Вопросы воспитания. - 2012 - №3 (12) - С. 5-13.

2. Воропаев М. В. Социализация в сфере информационно-коммуникативных технологий // Вопросы воспитания - 2010. - № 1 (2) - С. 79-91.

3. Кон и. С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 190 с.

4. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. - М.: Астрель, 2011. - 480 с.

5. Круглый стол на тему «Детство как социокультурный феномен» // Образовательная политика. - 2010. - №5. - С. 90-99.

6. Мудрик а. В. Социализация человека. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.

7. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от HOMO SAPIENS'A до «HOMO CYBERUS'A»? // Вопросы воспитания. - 2010 №1 (2) - С. 92-97.

8. Пэлфри Дж., Урс Г. Дети цифровой эры. -М.: Эксмо, 2011. - 386 с.

9. радченко А. Ф., Попов С. В. «Дет-ство-2030» - опыт проведения форсайт-проекта в России// Образовательная политика. - 2010. -№ 5-6. - С. 66-81.

10. ришар Ж-Ф. На переломе: двадцать глобальных проблем - двадцать лет на решение. -М.: Ладомир, 2006. - 240 с.

11. Савицкая Н. Сенсорная школа [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ng.ru/ education/2011-11-22/8_school.html (дата обращения 10.01.2013).

12. Турчин А. В., Батин М. А. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 263 с.

13. Уотсон р. Файлы будущего: история следующих 50 лет. - М.: Эксмо, 2011. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.