Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы социально-экономического развития Ульяновской области'

Проблемы и перспективы социально-экономического развития Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3213
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / РАЗВИТИЕ / МИГРАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катаев Е.Н., Пиньковецкая Ю.С.

В статье рассматриваются основные характеристики социально-экономического положения Ульяновской области. Выявлены достоинства и недостатки региона, в частности, рассмотрены особенности миграционной политики и предпринимательства. Проанализированы возможности и выдвинуты предложения по развитию социальной сферы и экономики Ульяновской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Катаев Е.Н., Пиньковецкая Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы социально-экономического развития Ульяновской области»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 332.1; 316.4

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. Н. КАТАЕВ, студент факультета управления E-mail: evgkat10@mail.ru

Ю. С. ПИНЬКОВЕЦКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления E-mail: judy54@yandex.ru Ульяновский государственный университет

В статье рассматриваются основные характеристики социально-экономического положения Ульяновской области. Выявлены достоинства и недостатки региона, в частности, рассмотрены особенности миграционной политики и предпринимательства. Проанализированы возможности и выдвинуты предложения по развитию социальной сферы и экономики Ульяновской области.

Ключевые слова: экономика, социальная сфера, развитие, миграция, предпринимательство, Ульяновская область.

Уровень социально-экономического развития региона во многом определяет его привлекательность, конкурентоспособность, перспективы и возможности [1; 2]. В современной России сложилась тенденция дифференциации социально-экономического развития регионов. В связи с этим появились такие понятия, как депрессивные, отсталые регионы, регионы-доноры, регионы-реципиенты и т. д.

Положение Ульяновской области нельзя оценивать однозначно. По некоторым показателям регион имеет очень достойные результаты, а по другим - негативные. Однако для того чтобы точ-

нее оценить потенциал региона, нужно провести анализ основных показателей развития. Авторами представлены некоторые итоги исследований экономической и социальной ситуации, сложившейся к настоящему времени в регионе. Такой анализ может способствовать выработке предложений, направленных на развитие области.

Еще совсем недавно Ульяновская область могла быть охарактеризована как отсталый и депрессивный регион. Во время трансформационных изменений, перехода от советской экономики к экономике нового типа (рыночной) в России происходил отказ от старых устоев. Наблюдался процесс либерализации цен, и экономики многих регионов быстро оказались в кризисе. Это произошло из-за того, что правительство не вмешивалось в экономическое развитие регионов, не занималось его регулированием. После глубокого спада регионы начали активно развиваться. Так было, например, в таких субъектах Приволжского федерального округа, как Самарская область, Нижегородская область, Республика Татарстан.

Однако в Ульяновской области ситуация обстояла иначе. Региональные власти придерживались стратегии сдерживания спада, устранения негатив-

ных экономических явлении и всячески стремились сохранить прежний социальный уровень. Система талонов на товары сохранялась до 1996 г. В результате этого регион достиг экономического дна тогда, когда другие субъекты уже начали подъем. И это отставание сохраняется до настоящего времени, что негативно сказывается на потенциале развития региона и на его конкурентоспособности.

Конечно, нельзя отрицать, что в настоящее время ситуация в регионе улучшилась, во всяком случае, по сравнению с тем, что было до середины 2000-х гг., что позволяет рассматривать Ульяновскую область как стабильно развивающийся регион. Однако отставание от ведущих субъектов Приволжского федерального округа все еще наблюдается.

Ульяновская область относится к регионам-реципиентам. Однако данная категория не является определяющей, ведь подавляющее большинство регионов РФ являются реципиентами.

Размер валового регионального продукта на 1 000 чел. населения в Ульяновской области в 2011 г. достиг 173,1 млн руб. [3]. Тенденция изменения этого показателя по областям Приволжского федерального округа представлена на рис. 1.

Ульяновская область по рассматриваемому показателю находится в настоящее время в центре рейтинга регионов Приволжского федерального округа, обгоняя такие субъекты, как Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская

400 т

Республика, Кировская, Пензенская и Саратовская области, но уступая Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Пермскому краю, Нижегородской, Оренбургской и Самарской областям. Однако необходимо отметить, что отставание от лидеров по данному показателю является значительным.

Уровень среднемесячной номинальной заработной платы в расчете на одного работника несколько отстает от средней величины по Приволжскому федеральному округу и значительно меньше среднего значения по стране (рис. 2). Исходя из представленных данных, вполне можно сделать вывод о том, что уровень оплаты труда в регионе является сравнительно низким. С одной стороны, это является благоприятным фактором, с помощью которого увеличивается инвестиционная привлекательность региона, с другой стороны, это ограничивает покупательную способность и потребительский спрос, без которых экономическое развитие невозможно. При низкой заработной плате нельзя обеспечить приток высококвалифицированных специалистов. А без высокой квалификации не может быть обеспечено внедрение инноваций в производство.

Такой показатель, как уровень безработицы, в Ульяновской области практически совпадает в настоящее время с соответствующими показателями по регионам Приволжского федерального округа и со средними значениями по России (рис. 3). На

♦ Республика Башкортостан -■—Республика Марий Эл

-А—Республика Мордовия О Республика Татарстан -■—Удмуртская Республика

* Чувашская Республика —I—Пермский край

■ Кировская область

Нижегородская область О Оренбургская область -В—Пензенская область

0

- Самарская область

- Саратовская область -Ульяновская область

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Валовой региональный продукт на 1 000 чел. населения по субъектам Приволжского федерального округа в 2000-2011 гг. в текущих ценах

30 000 -I 25 000 20 000 4= 15 000

СМ

10 000 5 000 0

■ Российская Федерация

■ Приволжский федеральный округ

■ Ульяновская область

2005 2006

2007

2008 2009 2010 2011

2012

Рис. 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника с 2005 по 2012 г

12 10 8 : 6 4 2 0

■ Российская Федерация

■ Приволжский федеральный округ

-Ульяновская область

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 3. Уровень безработицы в 2000-2012 гг.

уровень безработицы в области наибольшее влияние оказывают две тенденции: снижение численности трудоспособного населения и достаточно активная инвестиционная политика, направленная на создание новых рабочих мест. Следует отметить, что область уже сейчас сталкивается с нехваткой рабочих кадров, что может препятствовать развитию экономики региона в ближайшее время.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в расчете на 1 000 чел. населения по Ульяновской области представлен в табл. 1. Проведенный анализ свидетельствует, что по величине этого показателя за 2012 г. область находится в середине рейтинга. За период с 2009 по 2012 г. значение показателя возросло более чем на 100 %. Однако следует отметить, что Ульяновская область существенно (более чем в 2 раза) отстает от таких регионов, как Пермский край и Республика Татарстан.

Оценка инновационной активности проводилась по такому показателю, как затраты на научные исследования и разработки, приходящиеся на 1 000 чел. населения. Этот показатель во многом опреде-

Таблица 1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на 1 000 чел. населения

за 2009-2012 гг., млн руб.

Субъект 2009 2010 2011 2012

Республика 147,71 200,91 257,54 255,24

Башкортостан

Республика Марий Эл 64,37 81,02 101,13 114,34

Республика Мордовия 85,36 108,37 118,50 144,83

Республика Татарстан 225,66 273,06 347,44 389,96

Удмуртская 130,53 143,93 197,69 200,80

Республика

Чувашская 69,61 82,24 102,80 114,58

Республика

Пермский край 195,06 226,10 383,13 413,08

Кировская область 72,67 81,87 100,30 105,46

Нижегородская область 171,90 224,68 271,14 271,24

Оренбургская область 174,36 215,21 264,79 286,97

Пензенская область 45,89 53,58 73,13 75,90

Самарская область 158,70 210,98 268,10 307,50

Саратовская область 82,25 96,79 114,90 123,10

Ульяновская область 71,83 94,01 115,91 146,54

ляется потенциалом и конкурентными возможностями региона, а также характеризуется наличием новых технологий в промышленности, сфере услуг и в других отраслях. Рассматривая приведенную на рис. 4 динамику изменения данного показателя по регионам Приволжского федерального округа, можно отметить, что Ульяновская область занимает 2-е место.

Важным параметром, который определяет уровень экономического развития региона, является состояние сферы предпринимательства. Анализ уровня, достигнутого предпринимательством в Ульяновской области [4], основывался на данных проведенного в Российской Федерации в 2010 г. сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Это наблюдение в полном объеме отразило закономерности развития предпринимательского сектора экономики страны, в том числе и Ульяновской области. Авторами использовались итоги, представленные на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновс-

кой области [5] (под предпринимательскими структурами понимаются малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели).

Общие характеристики предприятий, организаций и предпринимателей в Ульяновской области представлены в табл. 2.

Предпринимательские структуры, в которых занято 24,6 % экономически активного населения и вложения в которые составляют 22,7 %, обеспечивают более половины всего объема производимых в Ульяновской области товаров и услуг. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне производства, достигнутого к настоящему времени на малых, средних предприятиях и индивидуальными предпринимателями, а также о важной роли, которую играет предпринимательский сектор в экономике региона.

Основные показатели деятельности предпринимательских структур (малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей) в муниципальных образованиях (МО) Ульяновской области за 2010 г. представлены в табл. 3.

ю а

16 14 12 10 8 6 4 2 0

2007

2008

2009

2010

2011

201

• Республика Башкортостан -■— Республика Марий Эл

— Республика Мордовия -в— Республика Татарстан -■— Удмуртская Республика

• Чувашская Республика —<— Пермский край

— Кировская область

— Нижегородская область о Оренбургская область

-в— Пензенская область -А— Самарская область

— Саратовская область -*— Ульяновская область

Рис. 4. Внутренние затраты на научные исследования и разработки на 1 000 чел. населения

Таблица 2

Общие характеристики хозяйствующих субъектов в Ульяновской области за 2010 г.

Показатель Количество хозяйствующих субъектов Численность работников, чел. Объем производства, млн руб. Инвестиции, млн руб.

Хозяйствующие субъекты, всего 65 831 694 600 385 758,8 44 848

В том числе малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели 37 658 171 057 199 480,5 10 189,81

Удельный вес предпринимательских структур, % 57,2 24,6 51,7 22,7

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели деятельности предпринимательских структур в Ульяновской области за 2010 г.

Показатель Количество Численность работников, чел. Объем производства, млн руб. Инвестиции, млн руб.

Предпринимательские структуры, всего 37 658 171 057 199 480,5 10 189,81

Предпринимательские структуры 10 228 46 670 29 073,2 3 011,39

по муниципальным районам

В том числе:

МО «Базарносызганский район» 173 995 288,8 7,02

МО «Барышский район» 893 4 295 2 361,2 50,98

МО «Вешкаймский район» 467 2 195 1 061,3 379,35

МО «Инзенский район» 690 3 265 1 668,1 40,49

МО «Карсунский район» 509 1 772 698,2 30,72

МО «Кузоватовский район» 460 2 193 1 562,6 44,38

МО «Майнский район» 535 2 334 1 060,7 86,57

МО «Мелекесский район» 557 3 555 3 984,7 889,20

МО «Николаевский район» 535 1 916 1 137,8 68,38

МО «Новомалыклинский район» 239 1 376 1 063,2 58,36

МО «Новоспасский район» 533 3 133 2 810,0 108,47

МО «Павловский район» 289 1 132 610,2 19,53

МО «Радищевский район» 349 1 230 580,4 38,54

МО «Сенгилеевский район» 511 2 088 1 073,3 57,41

МО «Старокулаткинский район» 249 883 262,8 19,88

МО «Старомайнский район» 512 2 453 1 312,6 77,47

МО «Сурский район» 469 2 201 1 041,0 57,40

МО «Тереньгульский район» 343 1 023 394,9 16,78

МО «Ульяновский район» 555 2 637 1 669,5 655,31

МО «Цильнинский район» 676 2 445 1 285,5 87,57

МО «Чердаклинский район» 684 3 549 3 146,4 217,56

Предпринимательские структуры 27 430 124 387 170 407,3 7 178,43

по городским округам

В том числе:

МО «Город Ульяновск» 24 117 106 655 145 392,5 6 357,64

МО «Город Димитровград» 3 065 16 550 22 783,8 783,07

МО «Город Новоульяновск» 248 1 182 2 231,0 37,71

Доля предпринимательских структур в общем объеме производства всех предприятий и организаций Ульяновской области составляет 56 %, что на 6 % выше соответствующего показателя по стране.

Средний объем производства, приходящийся на одну предпринимательскую структуру в Ульяновской области, составляет 7,2 млн руб. Это на 13 % меньше, чем средний показатель по стране.

Объем производства в расчете на одного работника предпринимательских структур составляет в настоящее время 1 197 тыс. руб., что на 11 % ниже соответствующего показателя по всем регионам страны в целом.

Инвестиции, вкладываемые в настоящее время в основной капитал в среднем на одну предпринимательскую структуру по Ульяновской области,

составляют 360 тыс. руб. Это на 16 % больше значений инвестиций по стране в целом, что позволяет сделать вывод о более быстром развитии предпринимательства в Ульяновской области по сравнению с большинством других регионов.

Средняя численность работников по совокупности предпринимательских структур (малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей) по Ульяновской области составляет 6 чел., что практически совпадает с соответствующим показателем по стране в целом.

Учитывая имеющую место существенную дифференциацию показателей, описывающих доли предпринимательских структур в общем объеме производства субъектов страны по пяти основным видам деятельности в нашей стране, был проведен анализ этих показателей по Ульяновской области.

Доля предпринимательских структур в торговле составляет 83 %, что более чем на 10 % выше соответствующего значения по регионам страны в целом. Доля предпринимательских структур обрабатывающих производств по Ульяновской области составляет 26 %, что достаточно близко к соответствующему показателю по стране в целом. В строительстве доля предприятий и предпринимателей достигла 76 %, что немного выше среднего показателя по регионам нашей страны. Доля предпринимательских структур, занятых в транспорте и связи, относительно невелика и составляет 32 %. Доля предпринимательских структур, специализирующихся на операциях с недвижимым имуществом по Ульяновской области, составляет 60 %, что более чем на 10 % меньше, чем по всем регионам в целом.

Общий объем товаров и услуг всех предпринимательских структур в Ульяновской области в расчете на одного жителя составляет 158 тыс. руб. в год. Эта величина на 15 % ниже, чем средняя по стране, что позволяет сделать вывод об имеющихся существенных резервах роста объемов производства предпринимательскими структурами в области.

Учитывая существенную дифференциацию объемов производства по видам экономической деятельности, далее приведены соответствующие значения показателей по пяти основным видам деятельности в Ульяновской области:

- предпринимательские структуры, занятые в торговле - 89 тыс. руб. в год;

- предпринимательские структуры, занятые в обрабатывающих производствах - 24 тыс. руб. в год (что на 20 % выше средней величины по стране);

- предпринимательские структуры, занятые в строительстве - 15 тыс. руб. в год;

- предпринимательские структуры, занятые в транспорте и связи - 5,43 тыс. руб. в год;

- предпринимательские структуры, специализирующиеся на операциях с недвижимым имуществом - 11,47 тыс. руб. в год. Проведенный анализ свидетельствует о существенной дифференциации уровня развития предпринимательских структур, специализированных на основных видах деятельности в МО Ульяновской области. Поэтому дальнейшее совершенствование функционирования этого сектора экономики МО и существенное наращивание объемов производства предпринимательских структур должно предусматривать два основных направления.

Первое направление связано с увеличением количества предпринимательских структур по тем видам деятельности, которые в настоящее время еще не получили должного развития.

Второе направление связано со стимулированием межмуниципальной кооперации.

Принятие решений о целесообразном преобладании каждого из указанных направлений в процессе проектных решений может основываться на дальнейших исследованиях и разработках, а также на разработке и принятии соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время сложилась существенная неравномерность в уровне развития предпринимательских структур по различным МО Ульяновской области. Большую роль эти структуры играют в городских муниципальных образованиях, а также в Мелекесском, Новоспасском и Кузоватовском районах. Недостаточное развитие характерно для деятельности малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в Тереньгульском, Старокулаткинском, Карсунском и Базарносызган-ском районах.

Наряду с имеющейся дифференциацией по МО необходимо отметить также существенные различия в уровне развития предпринимательских структур по основным видам экономической деятельности. Учитывая, что потребности в товарах и услугах предприятий и предпринимателей имеются в каждом из МО, их удовлетворение должно предусматривать в качестве основного принципа развитие кооперации и позиционирование предпринимательских структур в различных отраслях экономики. Таким образом, нужно создавать предпосылки для совершенствования конкуренции и стимулировать кооперационные взаимодействия в Ульяновской области.

Одним из наиболее важных социальных показателей является естественное движение населения. Тенденции изменения трех значений, характеризующих этот показатель, представлены в табл. 4.

По уровню рождаемости Ульяновская область отстает от средних показателей регионов как Приволжского федерального округа, так и Российской Федерации в целом. Показатель уровня смертности в области выше, чем среднероссийский и окружной показатели. Естественная убыль населения в 2011 г. достигла 4 чел. на 1 000 чел. населения. В Приволжском федеральном округе данный показатель

Таблица 4

Динамика населения за 2000-2012 гг.

Количество родившихся Количество умерших Естественный прирост

Год на 1 000 чел. населения на 1 000 чел. населения на 1 000 чел. населения

РФ ПФО УО РФ ПФО УО РФ ПФО УО

2000 8,70 8,80 8,10 15,30 15,30 15,60 -6,60 -6,50 -7,50

2001 9,00 9,00 8,10 15,60 15,50 15,80 -6,60 -6,50 -7,70

2002 9,70 9,70 8,80 16,20 16,30 16,80 -6,50 -6,60 -8,00

2003 10,20 10,00 8,90 16,40 16,50 17,30 -6,20 -6,50 -8,40

2004 10,40 10,20 9,00 16,00 16,30 16,80 -5,60 -6,10 -7,80

2005 10,20 9,80 8,60 16,10 16,50 16,90 -5,90 -6,70 -8,30

2006 10,37 10,03 8,71 15,21 15,55 16,35 -4,80 -5,50 -7,70

2007 11,29 11,03 9,26 14,65 15,15 15,76 -3,30 -4,10 -6,50

2008 12,11 11,83 10,28 14,67 15,17 15,31 -2,50 -3,30 -5,00

2009 12,44 12,12 10,51 14,20 14,65 14,91 -1,80 -2,50 -4,40

2010 12,62 12,35 10,62 14,32 14,98 15,79 -1,70 -2,63 -5,17

2011 12,60 12,40 10,80 13,50 14,30 14,80 -0,90 -1,90 -4,00

2012 13,30 13,20 11,30 13,30 13,90 14,10 0,00 -0,70 -2,80

Примечание. УО - Ульяновская область.

был в 2 раза меньше. В среднем по России убыль составила 0,9 чел. на 1 000 чел. населения.

Динамика населения определяется уровнем младенческой смертности, которая характеризует также уровень развития системы здравоохранения в регионах. Этот показатель в Ульяновской области (7,6 умерших на 1 000 родившихся в 2011 г.) немного превышает средний показатель по Приволжскому федеральному округу (6,3 умерших на 1 000 родившихся), а также среднероссийское значение показателя (7,3 умерших на 1 000 родившихся в 2011 г.).

Если говорить о продолжительности жизни, то стоит отметить, что данный показатель в Ульяновской области практически не отличается от среднероссийского, а также среднего по округу. Поэтому в данном случае нет оснований говорить о существенных достоинствах или недостатках региона в данном аспекте.

3 500

3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

Среди позитивных факторов можно выделить то, что в Ульяновской области сохраняется невысокий уровень преступности даже по сравнению с более развитыми регионами Приволжского федерального округа (рис. 5). Это является положительным фактором, повышающим привлекательность региона.

На социальное положение в Ульяновской области существенное влияние оказывает миграция населения. Данный показатель неразрывно связан с экономическим положением региона.

Масштабы миграции населения Ульяновской области представлены в табл. 5.

Миграционный оборот характеризует миграционный поток, т. е. совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия на данном отрезке времени. Начиная с 1993 г., в миграционные процессы по Ульяновской области было

■ Российская Федерация

■ Приволжский федеральный округ

- Ульяновская область

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 5. Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения

Таблица 5

Миграционный оборот по Ульяновской области, чел.

Объем Миграция Внутри- Межреги- Между- Миграция Миграция с дру-

Год миграции, в пределах региональная ональная народная со странами гими зарубеж-

всего РФ миграция миграция миграция СНГ и Балтии ными странами

1993 89 476 67 617 34 075 42 754 21 859 21 088 771

1994 85 771 65 569 32 445 33 134 20 202 19 661 541

1995 76 879 63 493 31 232 32 261 13 386 12 962 424

1996 68 974 60 331 29 472 30 809 8 643 8 166 377

1997 63 377 55 698 27 340 28 558 7 679 7 235 444

1998 58 755 52 231 25 980 26 351 6 424 6 072 352

1999 57 235 51 709 26 438 25 271 5 526 5 009 517

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 54 755 49 319 25 516 23 803 5 436 4 992 444

2001 44 779 42 622 22 028 20 594 2 157 1 829 328

2002 41 394 39 622 20 178 19 444 1 772 1 436 336

2003 38 706 37 139 18 572 18 567 1 567 1 199 368

2004 36 821 35 678 17 698 17 980 1 143 865 278

2005 31 550 30 247 13 806 16 441 1 303 1 094 209

2006 29 534 28 337 12 034 16 303 1 197 1 007 190

2007 34 308 29 809 13 534 16 275 4 499 4 142 357

2008 31 848 27 826 11 558 16 258 4 032 3 773 259

2009 25 360 22 338 8 573 13 765 3 022 2 768 254

2010 25 896 24 328 9 212 15 116 1 568 1 337 231

вовлечено около 900 тыс. чел. Из них около 500 тыс. чел. въехало в область и около 400 тыс. чел. выехало. Абсолютные масштабы миграционных потоков по Ульяновской области с 1993 г. сокращаются. Если в 1993 г. оборот внутренней миграции (сумма прибытий и выбытий) составил более 67,6 тыс. чел., то по итогам 2010 г. - всего 24,3 тыс. чел. (сокращение в 2,8 раза). Объемы внешней миграции также имели тенденцию к сокращению: в 1993 г. миграционный оборот составил 21,8 тыс. чел., по итогам 2010 г. -1,5 тыс. чел., т. е. сократился в 14,5 раза.

Если доля внутрирегиональной миграции в общем объеме прибывших в Ульяновскую область составляла 30,5 %, доля межрегиональной миграции -

35.3 %, доля международной - 34,2 %, то в 2010 г. доля внутрирегиональной миграции в общем объеме прибывших составляла

40.4 %, доля межрегиональной миграции -

47.5 %, доля международной - 12,1 %. Если рассматривать структуру выбывших, то доля внутрирегиональной миграции в общем объеме в 1993 г составляла 50,7%,

доля межрегиональной миграции - 41,1 %, доля международной - 8,2 % (в 2010 г. доля внутрирегиональной миграции в общем объеме выбывших составляла 31,8 %, доля межрегиональной миграции -67,0 %, доля международной - 1,2 %) [6].

Динамика изменения численности прибывших и выбывших по Ульяновской области представлена на рис. 6.

За период с 1993 по 2010 г. численность прибывших на территорию Ульяновской области сократилась с 55,8 до 11,4 тыс. чел., или на 80 %. За этот же период численность выбывших уменьшилась с 33,6 до 14,5 тыс. чел., или на 57 %. Таким образом, темпы сокращения прибывших оказались выше темпов сокращения выбывших (в результате, начи-

60

50 ■

40

^ 30

20

10

0

■Прибыло □Выбыло

1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 Рис. 6. Численность прибывших и выбывших по Ульяновской области за 1993-2010 гг.

ная с 2001 г., количество прибывших в Ульяновскую область не замещает количества выбывших).

Кроме этого на социально-экономическое развитие Ульяновской области усиливается воздействие негативных демографических факторов (отсутствие резервов в структуре населения для повышения рождаемости, старение жителей региона, сокращение доли трудоспособного населения, рост нагрузки бюджетных обязательств на одного работающего, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда).

Численность населения Ульяновской области имеет устойчивую тенденцию к снижению и ежегодно сокращается примерно на 0,5 %. При этом миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль только до 1996 г., далее наблюдается снижение этого показателя (в 2000 г. его значение составило только 6,2 %).

Проведенные исследования позволили сделать вывод, что Ульяновская область нуждается в научно обоснованных, креативных продуманных мерах, направленных на стимулирование социально-экономического развития, ведь именно от этого зависит будущее области. В целом можно констатировать, что в Ульяновской области имеются необходимые предпосылки для наращивания социально-экономического потенциала и сокращения отставания от регионов-лидеров.

Основными стратегическими направлениями развития области, на взгляд авторов, должны стать:

1) увеличение инвестиций (в частности, иностранных) на основе улучшения инвестиционного климата;

2) повышение роли предпринимательской активности, увеличение количества предпринимательских структур и занятого в них населения;

3) стимулирование инновационных производств, оказание им необходимой финансовой и организационно-технической поддержки;

4) совершенствование региональной институциональной базы и инфраструктуры;

5) привлечение в регион высококвалифицированных специалистов;

6) повышение профессиональной подготовки кадров.

Необходимо, безусловно, наращивать поступления средств в регион из федерального бюджета за счет лоббирования интересов, стимулировать новые инновационные проекты, которые способны привлечь дополнительные средства. Если говорить о конкретных отраслях, то нужно развивать те отрасли, которые уже имели опыт эффективного функционирования в регионе, прижились в нем либо являются приоритетными в современных условиях хозяйствования (авиастроение, энергетика, атомная промышленность, машиностроение). В связи с этим наибольшее внимание следует уделить расширению имеющихся региональных кластеров (ядерный инновационный кластер, портовая экономическая зона, автомобильный и авиационный кластеры) [7]. Для этого необходимо увеличить количество входящих в эти кластеры отечественных и совместных предприятий, развивать производство технологичной и высококонкурентной продукции, а также усилить роль научных и образовательных учреждений в деятельности кластеров.

Список литературы

1. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ. 2003. 495 с.

2. Пиньковецкая Ю. С. Предпринимательство в Российской Федерации: генезис, состояние, перспективы развития. Ульяновск: УлГУ. 2013. 226 с.

3. Пиньковецкая Ю. С. Управление развитием кластеров в региональной экономике. Ульяновск: УлГУ. 2013. 146 с.

4. Погодина Е. А., Катаев Е. Н. Оценка ситуации и пути регулирования миграционных потоков в Ульяновской области // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 37(268). С. 51-57.

5. Региональная экономика / под ред. Видя-пина В. И., Степанова М. В. М.: ИНФРА-М. 2007. 666 с.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области. URL: http://uln. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/uln/ru/census_and_researchmg/researchmg/ statistic_researching_2011/score_2011.

7. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

Problem. Research. Solution

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE UL'IANOVSK REGION

Evgenii N. KATAEV, Iiiliia S. PIN'KOVETSKAIA

Abstract

The article deals with the main characteristic features of economic and social situation ofthe Ul'ianovsk region. Virtues and shortcomings of the region, in particular concern the migration policy and business. The region's potential analyzed permits to bring up some certain proposals on the development of the social and economic spheres of the Ul'ianovsk region.

Keywords: economy, social sphere, development, migration, business, Ul'ianovsk region

References

1. Granberg A. G. Osnovy regional'noi ekonomiki [Fundamentals of regional economy]. Moscow, GU-VShE Publ., 2003, 495 p.

2. Pin'kovetskaia Iu. S. Predprinimatel'stvo v Rossiiskoi Federatsii: genezis, sostoianie, perspektivy razvitiia [Business in the Russian Federation: genesis, state, development prospects]. Ul'ianovsk, ULGU Publ., 2013, 226 p.

3. Pin'kovetskaia Iu. S. Upravlenie razvitiem klas-terov v regional 'noi ekonomike [Management of development of clusters in regional economy]. Ul'ianovsk, ULGU Publ., 2013, 146 p.

4. Pogodina E.A., Kataev E. N. Otsenka situat-sii i puti regulirovaniia migratsionnykh potokov v

Ul'ianovskoi oblasti [Assessment of the situation and ways of regulation of migration flows in the Ul'ianovsk region]. Regional'naia ekonomika: teoriia ipraktika-Regional economics: theory and practice, 2012, no. 37, pp. 51-57.

5. Regional 'naia ekonomika [Regional economy]. Manual edited by Vidiapin V. I. and Stepanova M. V. Moscow, INFRA-M Publ., 2007, 666 p.

6. Territorial Executive Body of the Federal State Statistics Service in the Ul'ianovsk region. Available at: http://uln. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/uln/ru/ census_and_researching/researching/statistic_research-ing_2011/score_2011.

7. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru.

Evgenii N. KATAEV

Student of Faculty of Management, Ul'ianovsk State

University, Ul'ianovsk, Russian Federation

evgkat10@mail.ru

Iuliia S. PIN'KOVETSKAIA

PhD of Economics, Associate Professor

of Department of Economic Analysis and Public

Administration, Ul'ianovsk State University,

Ul'ianovsk, Russian Federation

judy54@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.