ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чжан Вэньци, аспирант
Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-222-224
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальное состояние семейного образования в Китае с точки зрения его возможностей и недостатков. Выявлены психологические особенности взаимоотношения родителей и детей в рамках семейного образовательного процесса в китайской специфике. Описано частичное применение школьного образования как способа преодоления проблем семейного обучения. Приведено отношение родителей и учителей к наведению дисциплины. Проанализированы перспективы применения онлайн-технологий как метода улучшения коммуникации между родителями и педагогами.
Ключевые слова: семейное обучение, воспитание, КНР, родители, школьники.
Обеспечение семейного образования -это одновременно и практическая, и теоретическая проблема. Семейное образование действительно может оказать положительное влияние на процесс обучения школьника, если будет организовано должным образом, совмещая комфорт обучения с обеспечением необходимого уровня образовательной подготовки. Таким образом, рассмотрение проблем и перспектив семейного образования в современном Китае является актуальным вопросом.
1 января 2022 года в Китайской Народной Республике началось полномасштабное поощрение семейного образования в рамках осуществления «Закона о содействии семейному образованию». Семейное образование привлекло большое внимание академического сообщества и общественности. Взаимосвязь между семейным воспитанием и внешней социальной средой является одной из важнейших проблем в рамках осуществления семейного образования, поскольку при домашнем обучении ребенок может недополучить важных социальных взаимодействий, которые он обычно получает в школе. Следовательно, при данном формате обучения родителям нужно обратить особое внимание на обеспечение должного общения ребенка со сверстниками.
В целом семейное образование основано на отношениях между родителями и
детьми. Естественная эмоциональная связь между ними обусловлена кровным родством, и в этом заключается ключевое различие между обучением со стороны учителя и обучением со стороны родителя. При домашнем образовании родителю необходимо чутко следить за сохранением теплых и доверительных отношений со своим ребенком, чтобы избежать патологического переноса учительского образа на родительский и наоборот. Вместе с тем статус родителя является своеобразным капиталом, позволяющим родителю оказывать незаменимое влияние на развитие своих детей, потому что человеческое воспитание детей и формирование их личности в основном зависят от родственников [1].
Для китайского менталитета характерна следующая серьезная проблема семейного обучения детей: семейное воспитание игнорирует желания и права детей. Дело в том, что успех многих родителей зависит от успеваемости их детей в учебе. Если у ребенка есть небольшое отклонение в успеваемости - родители порой становятся похожи на врагов. Развитие личности и хобби не стоят на первом месте перед успеваемостью детей. Как результат этого страдает психологическое развитие ребенка, повышается уровень тревожности, может рухнуть доверие к родителям. Решением данной проблемы может выступить
частичное привлечение детей к школьному обучению, поскольку это позволит родителям ощущать, что не они одни ответственны за уровень знаний своего ребенка, а это, в свою очередь, позволит уменьшить накал страстей в процессе семейного обучения. При использовании данного подхода перед родителями встает задача управлять отношениями со школьным образованием, уважать и доверять школе и учителям. Для этого необходимо правильно выражать свои требования - быть активным участником школьного образовательного и воспитательного процесса, а не пассивным наблюдателем. Семьи должны в полной мере использовать различные ресурсы социального воспитания и в полной мере участвовать в социальном воспитании. Тогда частичное школьное образование стало полезным дополнением к семейному воспитанию, способствующим индивидуализации детей и разностороннему их развитию. Школа, в свою очередь, предоставляет возможности, условия и платформы для расширения кругозора детей.
При привлечении детей из формата домашнего обучения к участию в некоторых школьных уроках встает вопрос обеспечения дисциплины среди них. Для корректного формирования должного уровня учебной мотивации школьников необходимо одновременно применять меры воздействия со стороны школы и родителей [2]. Большинство китайских родителей и учителей позитивно относятся к применению наказаний как способу наведения дисциплины среди школьников. Кроме того, как показал опрос, проведенный Центром социальных опросов молодежной газеты, 74,3% опрошенных людей поддерживают посещение родителями учащихся начальной и средней школы школьного здания для поддержки внедрения дисциплинарной системы образования. Из этого
можно видеть, что и родители, и школа имеют вместе решают, следует ли применять воспитательное наказание [3]. Следовательно, дисциплинированным детям будет доступно на выбор либо полностью семейное, либо совместное семейно-школьное обучение. Эта мера позволяет включить учащихся домашнего обучения в полноценный образовательный процесс, тем самым делая возможным совместное семейно-школьное обучение, сочетающее в себе положительные черты как семейного, так и школьного форматов. Актуальным для Китая методом коммуникации между школой и родителями при совместном семейно-школьном формате является применение онлайн-платформ и форумов. Они обеспечивают образовательный доступ детей к анкетированию, интерактивным лекциям и семинарам. В перспективе онлайн-платформы смогут открыть школьникам неограниченный доступ к учебным материалам при условии доступа к интернету. Однако уже сейчас данные платформы дают достаточное поле для плодотворной коммуникации между педагогами и родителями учеников.
Заключение. В данной работе были рассмотрено актуальное состояние применения семейного обучения в КНР, которое имеет множество проблем в его практической реализации, особенно в области педагогической психологии применительно к родителям. Возможным путем решения данных проблем является использование совмещенного школьно-семейного обучения, однако условием его успешного применения является обеспечение дисциплины, которое в Китае реализуется в первую очередь наказаниями. Весьма перспективным с точки зрения улучшения коммуникации и увеличения доступности образовательной информации является применение онлайн-платформ.
Библиографический список
1. Ли Г. О тройственном единстве семейного воспитания // Педагогический журнал Ху-наньского университета. - 2024. - №5. - С. 103-112.
2. Малявина, В.В. Партнерство школы и семьи в вопросах учебной мотивации младших школьников / В.В. Малявина, В.А. Казанцева // Культура родительства и семейные ценности в современном мире: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Краснодар, 10 ноября 2023 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. - С. 200-204.
3. Чжан С. Логический механизм и реальность сотрудничества дома и школы при реализации учебной дисциплины // Педагогический журнал Хунаньского университета. -2024. - №4. - С. 196-202.
4. Фатерина, О.А. Взаимодействие классного руководителя начальных классов с семьями первоклассников / О.А. Фатерина, Л.В. Мамедова // Современное педагогическое образование. - 2023. - № 10. - С. 74-78.
5. Леонова, Е.С. Формирование учебной мотивации у школьников: практико-ориентированный подход / Е.С. Леонова // Lurian Journal. - 2023. - Т. 4, № 3. - С. 69-77.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF FAMILY EDUCATION FOR MODERN CHINESE
SCHOOLCHILDREN
Zhang Wenqi, Postgraduate Moscow State Pedagogical University (Russia, Moscow)
Abstract. This article examines the current state of family education in China in terms of its opportunities and disadvantages. The psychological features of the relationship between parents and children in the framework of the family educational process in Chinese specifics are revealed. A partial application of school education to overcome the problems offamily education is described. The attitude of parents and teachers to discipline is given. The prospects of using online technologies as a method of improving communication between parents and teachers are analyzed.
Keywords: family education, nurture, PRC, parents, schoolchildren.