УДК 330.322
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА СТРУКТУРИРОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИИ
Игнатюк А.С.
Цель
Сформировать целостный взгляд на перспективы развития рынка структурированных инвестиционных продуктов в России, определить основные препятствия на пути реализации его потенциала.
Метод или методология проведения работы
Работа основана на поэлементном анализе функционирования рынка структурированных инвестиционных продуктов в России.
Результаты
Рынок структурированных инвестиционных продуктов потенциально является одним из наиболее привлекательных рынков инвестиционных услуг в РФ. Реализации потенциала данного рынка препятствует ряд проблем, связанных с недостатками развития нормативно-правовой базы, низкой финансовой грамотностью населения, а также слабостью развития инвестиционных институтов.
Область применения результатов
Результаты работы могут быть использованы при исследовании феномена структурированных инвестиционных продуктов, а также практической организации линейки структурированных продуктов в инвестиционных банках.
Ключевые слова: структурированные инвестиционные продукты; индексируемый депозит; защита капитала.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF STUCTURED INVESTMENT PRODUCTS IN RUSSIA
Ignatyuk A.S.
Purpose
To form a holistic view of the market prospects of structured investment products in Russia, to identify the main obstacles to the realization of its potential.
Methodology
The work is based on the partial analysis of structured investment products market in Russia.
Results
Market for structured investment products is potentially one of the most attractive markets for investment services in Russia. Realize the potential of this market is undermined by several problems associated with developmental regulatory framework, low financial literacy, as well as the weakness of investment institutions.
Practical implications
The results can be used to study the phenomenon of structured investment products, as well as the practical organization of the line of structured products in the investment banks.
Keywords: structured investment products; indexed deposits; capital protection.
Под структурированным инвестиционным продуктом (СИП, англ. structured investment product) принято понимать сложный комплексный финансовый инструмент, инвестиционную стратегию, сформированную посредством комбинации базовых (простых) инвестиционных инструментов, для решения различных задач, характеризующихся нестандартными характеристиками и признаками.
В результате анализа рынка СИП можно выделить следующие основные свойства данных инструментов:
• Финансовый характер. СИП в первую очередь являются именно финансовыми инструментами.
• Комплексность. Рассматриваемые продукты могут быть воспроизведены из комбинации простых базовых финансовых инструментов [3, с. 31].
• Многообразие задач. Ключевое свойство СИП, обуславливающее их привлекательность. При создании данных продуктов могут ставиться различные задачи: хеджирование, получение инвестиционного дохода, защита капитала, управление стоимостью компаний и пр. В результате в основе структурированного продукта возможна формулировка более сложной инвестиционной идеи, нежели традиционные.
• Нестандартные характеристики и признаки. Необходимость в создании структурированных продуктов возникает в случае, когда достижение желаемых параметров финансовой стратегии невозможно посредством использования тривиальных финансовых инструментов. Дополнительными характеристиками, к примеру, могут служить различные права в течение срока функционирования инструмента.
• Комбинирование. При выпуске структурированных продуктов осуществляется комбинирование финансовых инструментов, потоков активов и их различных параметров, таких как соотношение риска и доходности, волатильность, структура денежных потоков и т. д.
В дополнение к основным возможно отметить следующие свойства СИП:
• Удовлетворение специфических потребностей инвестора. В большинстве случаев инициатором выпуска структурированных продуктов является клиент (или непосредственно эмитент), имеющий ряд специфических потребностей, поэтому итоговый продукт ориентирован именно на удовлетворение уникальных интересов.
• Эмиссия СИП в большинстве случаев осуществляется институциональными инвесторами.
• Многообразие форм. По сравнению с традиционными ценными бумагами и инструментами спектр всевозможных структурированных продуктов широк и многообразен.
Таблица 1
Динамика рынка структурированных продуктов
в России 2004-2011 г., прогноз 2012 г., млн. д о л л.
2004 2005 2006 2007 2008
Оценка рынка СИП, млн. руб. 86 509 992 1 374 1 753
Средний курс доллара, руб. 28,60 28,27 27,56 25,44 26,97
ИПЦ, % 11,70% 10,90% 9,00% 11,90% 13,30%
Оценка рынка СИП в ценах 2004 г.
млн. руб. 86 459 821 1 016 1 144
Оценка рынка СИП, млн. долл. 3 18 36 54 65
2009 2010 2011 2012П 2015П
Оценка рынка СИП, млн. руб. 9 681 19 674 26 426 40 156 -
Средний курс доллара, руб. 29,79 30,27 31,27 31,68 -
ИПЦ, % 8,80% 8,80% 6,10% 6,00% -
Оценка рынка СИП в ценах 2004 г.
млн. руб. 5 806 10 845 13 729 19 681 -
Оценка рынка СИП, млн. долл. 325 650 845 1 268 9 000
Рынок СИП в России начал свое развитие в 2003-2004 гг., однако вплоть до второй половины 2008 г. суммарный его объем не превышал 65 млн. долл. Свое второе рождение структурированные продукты в нашей стране получили в конце 2008 - начале 2009 гг., когда предпочтения инвесторов развернулись к инструментам, обеспечивающим высокую защиту вложенного капитала при сохранении приемлемого уровня доходности. Всего за полтора года уровень продаж этого относительно нового продукта вырос в 10 раз, достигнув величины в 600-700 млн. долл. 2010 г.
Согласно оценкам инвестиционного сообщества есть все основания полагать, что в ближайшие несколько лет эта цифра увеличится до 8-10 млрд. долл. Резюмируя вышесказанное, отметим, что рост востребованности СИП, проявившийся в период высокой изменчивости инвестиционных трендов, объясняется сущностью рассматриваемых продуктов, сконцентрированной в возможности удовлетворения максимально полного набора уникальных потребностей его потребителя.
Российский рынок СИП имеет четко выраженную сегментацию, основных его участников целесообразно разделить на три основные подгруппы:
1. Представительства крупнейших иностранных инвестиционных банков, ориентированные на продажи продуктов, сформированных на зарубежных рынках;
2. Крупнейшие инвестиционные дома и банки, ориентированные на создание массовых стандартизованных продуктов в основных на пассивной стратегии управления;
3. Частные инвестиционные бутики, обладающие возможностью настройки структурированных продуктов под интересы и потребности индивидуальных клиентов.
До 70% российского рынка СИП сформировано за счет продуктов с защитой капитала, эмиссируемых инвестиционными компаниями, и аналогичных им по строению инвестиционных депозитов коммерческих банков. В нашей стране такие продукты предлагают, в частности, Тройка Диалог, Ренессанс Капитал, БКС, Открытие, ВТБ Капитал, Банк Юникредит, Райфайзенбанк, КИТ Финанс и прочие.
Таблица 2
Структура оборота опционов рынка ФОРТС, I пг. 2012 г.
1 Тип контракта Доля в обороте рынка, %
Индекс РТС 81,54%
Индекс ММВБ 1,46%
Сбербанк 4,63%
Г азпром 4,66%
Лукойл 1,05%
Прочие акции 1,54%
Товарные контракты 1,11%
Процентные ставки 0,11%
Валютные контракты 3,90%
Большинство структурированных продуктов в России выпускается на срок 3 мес., что объясняется стандартным периодом экспирации деривативов. Выбор базовых активов для структурированных продуктов на российском рынке также обусловлен в большей степени соображениями ликвидности основного российского опционного рынка.
Самым распространенным активом для российских структурированных продуктов является индекс РТС, на него приходится до 80% выпущенных СИП. Из соображений ликвидности, для СИП, основанных на товарах и валютных курсах, в качестве базовых активов используют фьючерсы, обращающиеся на зарубежных биржах, где и производится хеджирование данных продуктов. Еще реже встречаются продукты на зарубежные индексы. В результате, инфраструктурные вопросы эффективности рынка деривативов превалируют над потребностями инвесторов.
Еще одной важнейшей проблемой становления рынка СИП в России являются недостатки организации системы правового регулирования и регламентирования. На практике существует большое количество юридических форм структурированных продуктов, что, в свою очередь, сопряжено с появлением целого ряда нетипичных для инвестиционной деятельности правовых рисков.
■ Индексируемый депозит
■ Договор ДУ
■ Векселя
■ Внебиржевой договор
■ Облигация
■ Иностранные ноты
Рис. 1. Формы продаж структурированных продуктов в России.
С точки зрения юридических форм в России можно выделить:
• Индексируемый депозит (ВТБ, Банк Санкт-Петербург, Райфайзен банк, банк КИТ Финанс и проч.), действующий на основании договора банковского вклада [2].
• Вексель (Еврофинансы), налагающий дополнительную ответственность на эмитента.
• Внебиржевой договор (БКС, Ренессанс Капитал, Энергокапитал) или договор займа с плавающей ставкой, при котором инвесторы более уязвимы, чем инвесторы-вкладчики.
• Облигация (Банк Тройка Диалог) с плавающей ставкой купона.
• Договор доверительного управления (Финам, Открытие, Атон, более мелкие инвестиционные компании).
• Ноты (Credit Suisse, BNP Paribas, UBS, Ренессанс Капитал, Goldman Saches).
Таким образом, при использовании любой из рассмотренных правовых форм структурированных продуктов говорить о 100% защите капитала можно
лишь с той оговоркой, что инвесторы не защищены от возможного дефолта эмитента продукта в целом и/или эмитента, на основании ценных бумаг которого построена часть с фиксированной доходностью. С другой стороны, различные виды иностранных ценных бумаг, построенных на базе местного права, например, правового поля Великобритании, предоставляют возможность инвестировать в такие продукты только инвесторам, обладающим статусом «квалифицированных», то есть требуют дополнительных затрат.
Подводя итог, отметим, что популярность СИП в России растет темпами значительно превышающими темпы роста фондового рынка в целом. Не смотря на увеличение объемов проданных структурированных контрактов в 15 раз за последние 5 лет, потенциал развития рынка оценивается экспертами в 1000%. Другими словами, хотя большинство инвестиционных домов и большое количество банков и предлагают уже СИП, рынок последних все же находится на начальной стадии своего развития: его объемы чрезвычайно низки, а сами продукты в большинстве своем основаны на простейших стратегиях.
Основные препятствия на пути реализации потенциала рынка СИП можно сформулировать следующим образом:
• Правовые. Несмотря на обилие юридических форм структурированных контрактов, рынок нуждается в четком механизме, закрепляющем интересы инвестора и соответственно обязательства эмитентов структурированных продуктов.
• Узость продуктовой линейки. Ограниченная ликвидность многих базовых активов снижает возможности для расширения линейки структурированных продуктов.
• Доступность. Классическая проблема российского инвестиционного сообщества, заключающаяся как в низком уровне финансовой грамотности инвесторов, так и в недостаточной осведомленности о наличии подобных продуктов и их преимуществах по сравнению с традиционными финансовыми инструментами.
В результате, несмотря на серьезные психологические, информационные и инфраструктурные барьеры для развития, мы полагаем, что рынок СИП способен не только стать одним из самых обширных финансовых рынков в РФ.
Список литературы
1. Буренин А. Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. М.:НТО, 2011. 352 с.
2. Веретенников Д. Биржевые депозиты// Д-Штрих. 2008. № 17 (56). C.
17-21.
3. Шляпочник Я., Сорокопуд Г. Новая культура инвестирования или структурированные продукты. М.: ЭКСМО, 2010. 272 с.
4. Bernard, Boyle. Structured Investment Products and the Retail Investor. Canada: Watwerloo University, 2008. Р. 34
References
1. Burenin A.N. Rynok tsennykh bumag i proizvodnykh finansovykh inst-rumentov [Market securities and derivative financial instruments]. M.: NTO, 2011. 352 p.
2. Veretennikov D. Birzhevye depozity [Exchange godwits deposits]. D-Shtrikh 56, no. 17 (2008): 17-21.
3. Shlyapochnik Ya., Sorokopud G. Novaya kul'tura investirovaniya ili strukturirovannye produkty [The new culture of investment or structured products]. M.: EKSMO, 2010. 272 p.
4. Bernard, Boyle. [Structured Investment Products and the Retail Investor]. Canada: Watwerloo University, 2008. Р. 34
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Игнатюк Александр Сергеевич, аспирант кафедры «Финансов и банковского дела»
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
ул. Марата, д.27, г. Санкт-Петербург, Россия, 191002 e-mail: priem@engec.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Ignatyuk Aleksandr, postgraduate student of Department of finance and banking
St. Petersburg State University of Engineering and Economics 27, Marata street, St. Petersburg, 191002, Russia e-mail: priem@engec.ru
Рецензент:
Аксенов Д.Б., к.э.н., заместитель генерального директора ЗАО «УК» Энергокапитал»