Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы рынка пусковых услуг России'

Проблемы и перспективы рынка пусковых услуг России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Л.А.

Представлены обзор состояния рынка пусковых услуг России, проблемы и перспективы развития парка средств выведения космических аппаратов. Сформулированы возможности сохранения за Россией коммерческого рынка пусковых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND PROSPECTS FOR RUSSIAN LAUNCH SERVICES MARKET

The article presents an overview of the state and launch services market in Russia, problems and prospects of development of launch vehicles park spacecraft. Formulated for the possibility of continuing Russian commercial launch services market.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы рынка пусковых услуг России»

Проектирование и производство летательных аппаратов, космические исследования и проекты

тить, что платой за увеличение уровня сигнала в ЗО стало увеличение габаритов антенн, количества излучателей решетки, а, следовательно, и увеличение мас-согабаритных показателей антенны.

Для реализации кластерной схемы необходима разработка сложной диаграммо-образующей схемы (ДОС), что также приведет к увеличению срока разработки антенны и возрастанию ее конечной стоимо-

сти. Конечный выбор типа построения схемы АФУ для многолучевых антенн будет зависеть от требова -ний, предъявляемых к антенне.

Библиографическая ссылка

1. Volakis J. L. Antenna Engineering Handbook. 4th ed. 2007.

A. S. Pershin, Yu. I. Soshenko JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk

MULTIPLE-BEAM ANTENNAS WITH CLUSTER CIRCUIT

The article considers an alternative design of array for multiple-beam antennas with cluster circuit.

© nepmHH A. C., Comemo M. H., 2011

УДК 629.783

Л. А. Семенова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ПУСКОВЫХ УСЛУГ РОССИИ

Представлены обзор состояния рынка пусковых услуг России, проблемы и перспективы развития парка средств выведения космических аппаратов. Сформулированы возможности сохранения за Россией коммерческого рынка пусковых услуг.

Рынок пусковых услуг является одним из существенных сегментов международного космического рынка. Индустрия производства ракет-носителей (РН) и космических аппаратов (КА) инициировала переход к коммерческим отношениям между организациями-заказчиками, организациями, изготавливающими КА, и организациями, обеспечивающими их запуск. Это способствовало появлению с конца 70-х гг. XX в. коммерческого рынка полезных нагрузок, а также рынка пусковых услуг по выводу КА на различные орбиты.

Рынок пусковых услуг зависит от двух основных факторов: спроса на пуски создаваемых КА и возможностей космических ракетных комплексов, определяемых парком средств выведения и пропускной способностью наземных средств обеспечения запусков.

В настоящее время РН, способные доставить на низкую околоземную орбиту грузы массой до 20 т, успешно эксплуатируют США (ААа8-У, БеИа-1У), Россия («Протон»), Европа (Апапе-5), Япония (Н-11А), Китай (С2-5). Интенсивную работу в этом направлении осуществляют Индия и Южная Корея.

Задача создания перспективных средств выведения КА сформулирована в Федеральной космической программе России на 2006-2015 гг. Сохранению позиций страны на рынке пусковых услуг должно спо-

собствовать наличие семейства РН, ориентированных на обслуживание достаточно широкого диапазона масс и целевых орбит КА.

Наибольшее количество КА (39 %) эксплуатируются на геостационарной орбите (ГСО) [1]. В России для вывода на ГСО используется РН «Протон-М»» с разгонным блоком «ДМ» или «Бриз-М». Кроме того, РН «Протон-М» выводит на высокую круговую орбиту (20 тыс. км) КА навигационной системы ГЛОНАСС. С 2013 г. Россия начнет отказываться от РН «Протон». Замену «Протону» в коммерческих миссиях связывают с космическим ракетным комплексом (КРК) «Ангара», новым поколением носителей на основе универсального ракетного модуля (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями РД-191. Одна из причин отказа от РН «Протон» - это то, ракета работает на ядовитом топливе (в настоящее время ядовитые виды топлива по сравнению с экологически чистыми в тяжелых РН обеспечивают максимальную тягу на определенном режиме работы). По заявлению главы Роскосмоса, «если ракеты „Протон" убрать, мы получим остановку запусков аппаратов военного и двойного назначения, а коммерческие запуски остановятся на 50 %».

Семейство РН «Ангара» - это носители четырех классов: от легкого до тяжелого в диапазоне грузо-

Решетневскце чтения

подъемностей от 1,5 до 35 т («Ангара-7») на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома Плесецк). Полезная нагрузка «Ангары-7» будет примерно на 37 % больше, чем у «Протона». Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ-1 -для первой ступени, УРМ-2 - для второй и третьей) -один модуль для РН легкого класса («Ангара-1.1» и «Ангара-1.2»), три - для носителя среднего класса («Ангара-3») и пять - для РН тяжелого класса («Анга-ра-5»). Портфель нагрузок существует только для РН «Ангара-1.2», а для РН «Ангара-3» - нет [2].

В качестве верхних ступеней на РН «Ангара-1.2» применяется разгонный блок «Бриз-КМ» прошедший летные испытания в составе конверсионной РН «Рокот», а на «Ангаре-5» планируется применять разгонный блок «Бриз-М» и кислородно-водородный блок тяжелого класса КВТК.

Начало летно-конструкторских испытаний «Анга-ры-1.2» сдерживается неготовностью стартового комплекса (СК) в Плесецке. К настоящему времени пусковые сооружения СК смонтированы на 80 % [2]. Летно-конструкторские испытания «Ангары» в восьмой раз отложены уже на 2013 г. Тем не менее универсальный СК для всего семейства РН «Ангара» вместе с универсальным пусковым устройством - это новое решение для космодромов России.

Планируется также создание СК для семейства РН «Ангара» на Байконуре на основе соглашения между Россией и Казахстаном (проект «Байтерек»). На Байконуре предусмотрено строительство стартового и технического комплексов РН «Ангара» с условием проведения первого летного испытания «Ангары-5» с космодрома Плесецк.

Прекращены коммерческие пуски КА с участием России по программе «Морской старт», имеющей преимущества по месту старта по сравнению с Плесецком и Байконуром.

К 2013 г. завершится эксплуатация РН «Космос-3М», начавшаяся в 1964 г. (до настоящего времени эксплуатация была продлена за счет модернизации). Это

соответствует планам Роскосмоса по сокращению используемых РН с 10 до 4 типов.

В силу вышеуказанных обстоятельств в ближайшее время возникает опасность потери Россией приоритета на рынке коммерческих запусков и эту нишу могут занять другие страны. В первом полугодии 2011 г. Украиной было запланировано возобновление производства РН для «Морского старта», создание основной конструкции первой ступени РН Таигш-П для США (доклад Председателя ГКА Украины от 04.08.11 г.). Также Украина разрабатывает РН легкого класса «Циклон-4», предназначенную для оперативного и высокоточного выведения на круговые, ГСО и солнечно-синхронные орбиты КА различного назначения с космодрома в Алькантаре (Бразилия). Эта РН позволит выводить на экваториальную орбиту высотой 500 км полезный груз массой до 5,5 т и массой до 1,8 т на геопереходную орбиту. Первый старт намечен на середину 2012 г. «Циклон-4» составит конкуренцию РН «Ангара-1», а на низких и средних орбитах эксплуатируется 32 % КА мира. Украина, кроме доступа к экваториальному космодрому, получает шанс закрепиться на бразильском космическом рынке.

Итак, спрос на запуски КА на ГСО стабилен и будет сохраняться. С 2013 г. Россия потеряет часть позиций на рынке пусковых услуг и возвращение их будет связано со снижением себестоимости пусковых услуг за счет использования более дешевых комплектующих и технологий. Дальнейшее развитие ракетно-космической техники будет осуществляться по модульному принципу проектирования, конструирования, производства и сборки летательных аппаратов с использованием универсальных модулей.

Библиографические ссылки

1. Сердюк В. К. Проектирование средств выведения космических аппаратов : учеб. пособие / под ред. А. А. Медведева. М. : Машиностроение, 2009.

2. Афанасьев И. Ангарский марафон // Новости космонавтики. № 5 (340). 2011. Т. 21.

L. A. Semenova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

CHALLENGES AND PROSPECTS FOR RUSSIAN LAUNCH SERVICES MARKET

The article presents an overview of the state and launch services market in Russia, problems and prospects of development of launch vehicles park spacecraft. Formulated for the possibility of continuing Russian commercial launch services market.

© Семенова Л. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.