Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития велосипедного туризма в Республике Саха (Якутия)'

Проблемы и перспективы развития велосипедного туризма в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
велотуризм / респонденты / опрос / велосипедное движение / физическая активность / население / cycle tourism / respondents / survey / cycling / physical activity / population

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Стасов Павел Михайлович, Колодезникова Сардаана Ивановна

Экономические преобразования, происходящие в современной России, законодательно закрепили приоритетное развитие социальной сферы. В этой связи особую роль в области социальной политики приобретают инвестиции в человека: в его здоровье, образование, духовное и физическое развитие. Согласно классификации отраслей народного хозяйства Российской Федерации, туризм это подотрасль здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, т. е. элемент социальной сферы, при званный решать задачи физического и духовного оздоровления населения. В настоящей статье авторы обращают внимание на перспективы развития велосипедного туризма в условиях региона, делятся с результатами исследования по изучению проблемы велосипедного движе ния на примере г. Якутска. Анализ социологического опроса показывает актуальность поднятой проблемы. Даются рекомендации, способствующие развитию велотуризма в городской среде среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексеев Стасов Павел Михайлович, Колодезникова Сардаана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF BIKE TOURISM INTHE REPUBLIC OF SAHA (YAKUTIA)

The economic transformations taking place in modern Russia have legislatively fixed the priority development of the social sphere. In this regard, investment in a person acquires a special role in the field of social policy: in his health, education, spiritual and physical development. According to the classification of branches of the national economy of the Russian Federation, tourism is a sub-branch of health care, physical culture and social security, that is, an element of the social sphere, designed to solve the tasks of physical and spiritual recovery of the population. In this article, the authors draw attention to the prospects for the development of cycling tourism in the conditions of the region, share with the results of a study on the problem of cycling on the example of Yakutsk. An analysis of the sociological survey shows the relevance of the problem raised. Recommendations to promote the development of cycle tourism in an urban environment are given.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития велосипедного туризма в Республике Саха (Якутия)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ

ТЕРРИТОРИЙ

УДК 796.57

П.М. Алексеев-Стасов1, С.И. Колодезникова2

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF BIKE TOURISM IN THE

REPUBLIC OF SAHA (YAKUTIA)

Экономические преобразования, происходящие в современной России, законодательно закрепили приоритетное развитие социальной сферы. В этой связи особую роль в области социальной политики приобретают инвестиции в человека: в его здоровье, образование, духовное и физическое развитие. Согласно классификации отраслей народного хозяйства Российской Федерации, туризм - это подотрасль здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, т. е. элемент социальной сферы, призванный решать задачи физического и духовного оздоровления населения. В настоящей статье авторы обращают внимание на перспективы развития велосипедного туризма в условиях региона, делятся с результатами исследования по изучению проблемы велосипедного движения на примере г. Якутска. Анализ социологического опроса показывает актуальность поднятой проблемы. Даются рекомендации, способствующие развитию велотуризма в городской среде.

Ключевые слова: велотуризм, респонденты, опрос, велосипедное движение, физическая активность, население.

The economic transformations taking place in modern Russia have legislatively fixed the priority development of the social sphere. In this regard, investment in a person acquires a special role in the field of social policy: in his health, education, spiritual and physical development.

1 Алексеев-Стасов Павел Михайлович - студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова.

E-mail: alekstasov@yandex.ru

Alekseev-Stasov Pavel - student, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

2 Колодезникова Сардаана Ивановна - к.пед.н., доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова.

E-mail: kolsar@mail.ru

• Kolodeznikova Sardaana - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

According to the classification of branches of the national economy of the Russian Federation, tourism is a sub-branch of health care, physical culture and social security, that is, an element of the social sphere, designed to solve the tasks of physical and spiritual recovery of the population. In this article, the authors draw attention to the prospects for the development of cycling tourism in the conditions of the region, share with the results of a study on the problem of cycling on the example of Yakutsk. An analysis of the sociological survey shows the relevance of the problem raised. Recommendations to promote the development of cycle tourism in an urban environment are given.

Keywords: cycle tourism, respondents, survey, cycling, physical activity, population.

В последнее время велосипедный туризм становится все более востребованным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ жизни, так как велоспорт является одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, а также возможностью полноценного отдыха на природе [1].

Велосипедное движение - это один из видов и способов обеспечения передвижений в городской среде, наряду с автомобильными перевозками или перемещениями с помощью общественного транспорта. Понимание велосипедного движения (велодвижения) как одного из средств обеспечения мобильности граждан в городской среде, к сожалению, пока не находит достаточного выражения в российских условиях, где использование велосипеда чаще всего связывается с целями досуга, а не перемещений. Хотя в последнее время ситуация начинает меняться. В частности, интерес к развитию велодвижения в конце 2014 года проявило и профильное Министерство транспорта Российской Федерации [2].

Однако, несмотря на все усилия и достигнутые успехи, велосипеду еще предстоит стать признанным, широко используемым и равноправным по отношению к другим транспортным средствам. Для этого необходимо активно содействовать использованию велосипеда как разумной альтернативы другим транспортным средствам в повседневной жизни, в свободное время и на отдыхе, чтобы велосипед стал использоваться чаще, чем раньше. Это разгрузит центры крупных и средних городов, будет способствовать эффективной защите климата. Добавьте к этому экономичность, пользу для здоровья.

Для Российской Федерации главными проблемами остаются отсутствие регламентирования велодвижения во многих нормативных документах, отсутствие четких пунктов в ПДД, а также политика автомобилизации населения. При строительстве любого здания, начиная от государственных школ, больниц и т.д., и заканчивая реставрацией исторических зданий, проектами должны предусматриваться не только доступность для автомобилей, но и для пешеходов с велосипедистами. При этом движение на велосипеде должно быть безопасным, удобным и выгодным в плане маршрутов.

В настоящее время движение на велосипеде не просто опасно, оно совершенно неудобно. Составной частью комплекса мер по содействию велотранспорту должно быть также постоянное повышение уровня безопасности для велосипедистов. В особенности дети, подростки и пожилые люди должны чувствовать себя уверенно, передвигаясь по улицам городов на велосипеде [3].

Предпосылками обращения к данной проблеме стало исследование, проведенное магистрантами кафедры в 2016 г. Суть исследования заключалась в сравнительной оценке развития физической активности населения г. Якутска и населения г. Инсбург (Австрия) [4]. По результатам опроса было выявлено, что большая часть европейцев в лице жителей Австрии поддерживают себя в оптимальной физической форме благодаря велоспорту, так как там есть специальные трассы для велосипедистов.

В связи с этим для оценки необходимости создания велосипедных дорожек в городе Якутске мы провели опрос среди жителей г. Якутска. Опрошено 100 человек: 64% женщин, 36% мужчин. Самое большое количество опрошенных были в возрастной категории от 18 до 29 лет - 53%, за ней следует категория от 30 до 45 лет - 37%, и остальные 6% - это от 46 лет и более и 4% в возрастной категории от 0 до 17 лет. Что касается рода деятельности респондентов, категории работников больше всего - 67%, студентов - 22%, безработных - 5%, 3% опрошенных - школьники и фрилансеры.

По способу передвижения респонденты разделились примерно на равные доли:

пешеходы - 33%, далее 24% - это люди, пользующиеся общественным транспортом, на личном автомобиле передвигаются 22% опрошенных, 20% - велосипедисты и 1% -выбрали значение «другое».

На вопрос «Удобно ли передвигаться на велосипеде по городу», результат опроса показал, что большинство не удовлетворены удобством передвижения на велосипеде по г. Якутску - 73%, далее 15% затруднились ответить, лишь 12% респондентам удобно передвигаться на велосипеде.

94% респондентов поддержало появление велодорожек по городу, 5% -затруднились ответить и 1% не поддержал. При условии появления велодорожек в городе 90% респондентов согласны передвигаться на велосипедах по городу, 6% - затруднились с ответом, и остальные 4% - ответили отрицательно. Логично, что 95% - поддержало необходимость создания велосипедных парковок по городу, 3% - затруднились ответить и 2% респондентов не поддержало.

Для нас было важным получить оценку уровня безопасности передвижения на велосипедах от горожан, в результате опроса получился средний показатель 4 из 10:

Рис. 1. Показатели безопасности езды на велосипеде по оценке горожан

Это говорит о том, что на сегодняшний день население города все же с опаской относится к передвижению на велосипеде по городу, что опять же подтверждает необходимость велодорожек.

Все мы понимаем, что расширение границ города Якутска, несовершенная схема общественного транспорта вынуждает жителей пересаживаться в личный автотранспорт. Однако центр города не адаптирован под высокий автомобильный трафик. Это влечёт за собой ухудшение экологической ситуации, а мнимая мобильность жителей города при возрастающих транспортных заторов усугубляет проблему. На сегодняшний день владельцы велосипедов в Якутске редко используют их для регулярных поездок, ввиду отсутствия приемлемых дорожных условий и маршрутов.

Велосипедное движение как средство передвижения по городу обладает многими преимуществами с точки зрения здоровья человека и охраны окружающей среды. Благодаря переходу от вождения транспортных средств к пешеходному или велосипедному движению можно уменьшить количество заторов транспорта, сократить затраты на дорожные и парковочные сооружения, а также снизить степень воздействия на окружающую среду и укрепить здоровье населения.

В результате проведенного социологического исследования был предложен проект создания велосипедного маршрута в условиях городской среды.

Веломаршрут № 1 - рекреационный. Проходит по территории Парка отдыха и культуры. Вдоль лесного массива, что обуславливает рекреационное значение маршрута. Маршрут выполнен линией, проходящей по обязательным объектам парка.

Веломаршрут № 2 - городской. Маршрут разработан с учетом функциональных зон рассматриваемой территории и проложен по наиболее густонаселенным районам с охватом объектов массового пребывания населения, вдоль основных транспортных направлений. Всё это позволит привлечь к велодвижению наибольшее количество потенциальных велосипедистов, которым маршрут позволит добираться до места работы, либо учёбы на велосипеде.

Маршрут оптимальным образом обходит участки со сложным рельефом: спустившись с террасы при следовании от Студенческого городка к площади Ленина,

далее следует по наиболее ровному подножию террасы, минуя при этом участки с овражно-эрозионными формами рельефа на поверхности. Это способствует более комфортному передвижению на велосипеде.

Также маршрут проходит по главным улицам города, дублируя основные маршруты передвижения на автомобиле, что способствует снижению интенсивности транспортных потоков в рассматриваемом направлении. Примерная общая протяженность велосипедной дорожки по данному маршруту составляет 21,2 км. В связи с тем, что маршрут проходит по главным улицам, он создаёт необходимую инфраструктуру для велосипедиста. Так, на пути маршрута расположены объекты образования, включая детские сады и университеты, более 25 объектов массового пребывания населения (торговые центры, театры, рестораны и т.д.), более 5 рекреационных зон (лесные массивы, парки, скверы, набережные и т.п.). Следует отметить, что благодаря более развитой улично-дорожной сети, прохождение веломаршрута занимает наименьшее время.

Разработанный веломаршрут организует оптимальное передвижение велосипедистов, пешеходов и автомобилей по центральной части города до его окраин и будет работать на перспективные северное и южное направления г. Якутска (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные показатели веломаршрутов

Наименование маршрута Длина(м) Время прохождения(мин) Колическтво рекреационных зон Количество транспортных узлов Объекты образования Количество объектов массового пребывания

Маршрут № 1. Рекреационный 4100 30 9 1 0 3

Маршрут № 2. Городской 21200 120 7 16 15 30

Кроме указанных выше параметров оценена сравнительная стоимость на проектирование, строительство и содержание веломаршрутов (табл.2).

Каждый из предложенных двух веломаршрутов имеет свои сложные участки, требующие увеличения затрат на строительство и эксплуатацию:

I маршрут - участки со сложным рельефом, требующие организацию склонов с нормативными уклонами; участки ИЖС, требующие обустройства ливневой канализации, новое дорожное покрытие.

II маршрут - участок прохождения маршрута по оврагу, требующий организацию велопарка, обустройства спуска с нормативным уклоном, новое дорожное покрытие, освещение.

Таким образом, в связи со сложностью определения конкретной стоимости затрат на строительство и эксплуатацию каждого варианта веломаршрутов, рассчитаны ориентировочные стоимости проектирования, строительства и содержания 2 вариантов веломаршрутов относительно их длин (согласно методического подхода МАДИ).

При оценке стоимости ВТИ были приняты следующие основные допущения: ширина велодорожки 3,0 м; ширина полосы под благоустройство (демонтаж/монтаж дорожного покрытия, организация газона, монтаж бордюрного камня и пр.) 0,5 м с внешней стороны от велодорожки; установка светофоров 1 шт./2 км велодороги; дорожная разметка по краям велодороги с регулярным нанесением знака велосипеда; обслуживание велодороги осуществляется импортной малогабаритной техникой производительностью 50 км/смена; расчеты затрат проводятся в ценах на 2017 год, полученных от цен на 2015 год с учетом коэффициента-дефлятора.

Стоимости приводятся в ценах на 2018 год, полученных от цен на 2015 год с учетом коэффициента-дефлятора и рассчитаны относительно длины веломаршрута [2].

Таблица 2

Ориентировочная стоимость проектирования, строительства, благоустройства и эксплуатации веломаршрутов на 2018 год

№п.п. Наименование работ Маршрут № 2 Маршрут №1

Протяженность велодорожек 21,2 км 4,1 км

1. Затраты на проектирование и строительство велодорожек с покрытием из песчаного асфальтобетона, тыс. р. 22 000,00 6 000,00

2. Благоустройство велодорожек, тыс. р. 79 000,00 15 000,00

3. Обслуживание велодорожек, тыс. р. 10 000,00 2 000,00

4. Техническое обслуживание, тыс. р. 23 000,00 6 000,00

5. Административные расходы, тыс. р. 100,00 50,00

6. Ремонт элементов инфраструктуры, тыс. р. 5 000,00 1 500,00

7. Устройство велосипедных стоянок и велобоксов, тыс. р. 3 000,00 1 200,00

8. Итоговая стоимость: 122 100, 00 26 750,00

Проведенное исследование полностью подтверждает целесообразность развития велосипедного движения и на необходимость изменения градостроительной структуры. Для этого нами предлагаются:

- переоборудование перекрестков с отдельным светофором для велосипедистов;

- создание велодорожек и велополос за счет перепланировки парковочных мест и сужения крайней левой полосы;

- создание продуманных веломаршрутов, исходя из существующего велопотока и опросов велосипедистов;

- создание велопарковок и специальных велобоксов;

- оборудование мест в общественном транспорте на случай поломки велосипеда или усталости велосипедиста.

Велосипедное движение в Якутии позволит его жителям всегда находиться в хорошей спортивный форме. Процесс становления и развития велосипедного движения в Якутии не получил должного отражения в научных работах. Поиск оптимальных организационных форм и методических направлений дальнейшего развития сибирского велосипедного туризма должен опираться на богатейший опыт становления и совершенствования физкультурно-спортивного движения и велосипедного туризма в стране.

Литература

1. Булгаков, А.А. Велосипедный туризм. - М.: Профиздат, 1998. - 373 с.

2. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка методик и стандартов для объектов транспортной инфраструктуры: пешеходного и велосипедного движения по теме: Обоснование мероприятий, разработка проектов нормативных правовых и методических документов» / ФГБОУ «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет». - М., 2016. - 223 с.

3. Сенин, В.С. Введение в туризм. МБИ. - М.: Просвещение, 2005. - 245 с.

4. Алексеева И.Я. Сравнительный анализ уровня физической активности в Республике Саха (Якутия) и Австрии / И.Я. Алексеева, П.Н. Трофимова, А.И. Захарова, Х. Филэ, С.И. Колодезникова // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). -С. 295-297.

References

1. Bulgakov, A.A. Cycling. - Moscow: Profizdat, 1998. - 373 p.

11

2. Report on the research work "Development of methods and standards for transport infrastructure objects: walking and cycling on the topic: Justification of measures, development of draft regulatory legal and methodological documents" / Moscow State Automobile and Highway State Technical University. - Moscow, 2016. - 223 p.

3. Senin, V.S. Introduction to tourism. MBI. - Moscow: Enlightenment, 2005. - 245 p.

4. Alekseeva I.Ya. Comparative analysis of the level of physical activity in the Republic of Sakha (Yakutia) and Austria / I.Ya. Alekseeva, P.N. Trofimova, A.I. Zakharova, H. Filets, S.I. Kolodeznikova // Young scientist. - 2017. - No. 9 (143). - P. 295-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.