Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития туризма в Курганской области'

Проблемы и перспективы развития туризма в Курганской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / РЕКРЕАЦИЯ / УСЛУГА / ОТДЫХ / ДОСУГ / РЕГИОН / ПОТЕНЦИАЛ / ПРОДВИЖЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Вячеслав Михайлович, Васильева Ольга Евгеньевна, Косова Светлана Александровна, Лазарева Людмила Валерьевна

Статья посвящена проблеме развития туризма в Курганской области. Авторы проанализировали структуру рынка туристических и рекреационных услуг, особенности целевого рынка их потребителей, дали научные рекомендации по продвижению туристcкого продукта области на внутренних и внешних рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития туризма в Курганской области»

Семенов Вячеслав Михайлович Васильева Ольга Евгеньевна Косова Светлана Александровна Лазарева Людмила Валерьевна

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития туризма в Курганской области. Авторы проанализировали структуру рынка туристических и рекреационных услуг, особенности целевого рынка их потребителей, дали научные рекомендации по продвижению туристского продукта области на внутренних и внешних рынках.

Ключевые слова: туристический продукт, рекреация, услуга, отдых, досуг, регион, потенциал, продвижение, эффективность.

В условиях современной глобализации развитие региональной экономики непосредственно связано с развитием туристского рынка, который, с одной стороны, представляет собой сложное общественно-экономическое явление, с другой - специфический вид индустрии, функционирование которой при наличии соответствующей инфраструктуры и выполнения ряда маркетинговых исследований может приносить значительный доход территории региона.

Сегодня созданы достаточные предпосылки для развития туризма, к которым следует отнести:

- свободные рыночные отношения, т.е. возможность выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую работу;

- свободная деятельность администрации внутри туристкой организации по определению ее целей, стратегий, управленческих структур, распространению средств по статьям бюджета;

- насыщенность рынка туристскими услугами, существование рынка покупателей;

- конкурентная борьба туристских фирм.

Эти условия присущи рынку туризма в целом. Однако необходимо отметить, что для Курганской области характерно существование значительных различий на уровне конкретных сегментов рынка. Сегодня правомерно говорить о насыщенности рынка выездного туризма широким предложением зарубежных туров, сегмент же рынка, предлагающий региональный туризм (въездной и внутренний) до настоящего времени не нашел должного развития.

На наш взгляд, основным причинами сложившегося положения в нашей области являются:

а) недостаточное финансирование этой отрасли на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном;

б) отсутствие маркетинговых исследований по спросу и предложению туристских услуг.

Вместе с тем природное и климатическое разнообразие нашего региона позволяет развивать практически все виды туризма: культурно-познавательный; санаторно-курортный; оздоровительный; экологический; конный; сельский; активный; религиозный.

В Курганской области фирменная структура рынка туристских и рекреационных услуг представлена туристическими фирмами и коллективными средствами размещения (КСР).

Общее количество туристских фирм - 19, из них 17 представляют собой малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, и 2 индивидуальных предпринимателя. Турфирмы занимаются формированием, продвижением и продажей туров по Российской Федерации, по субъектам РФ и по зарубежным государствам.

В области действуют 58 организаций, осуществляющих комплексное размещение отдыхающих, из них 36 -это КСР общего назначения: гостиницы, мебилированные комнаты, мотели, общежития для приезжающих, характеристика которых представлена в табл 1.

Кроме санаторно-курортных организаций в области действует 1 база отдыха, имеющая 24 номера и 125 мест. В среднем за год в КСР общего назначения размещается около 45 тысяч человек (их них 98% в гостиницах), общее количество ночевок составляет примерно 100-110 тысяч, т.е немногим больше одних суток на человека.

Статистика свидетельствует о том, что большая часть размещенных в КСР лиц приезжает с деловыми и профессиональными целями (72,27%), 8,45% лиц приезжает с целью досуга, рекреации, отдыха.

Среднесписочная численность работников в КСР составляет 2700 человек, из них врачей 3,4%, среднего медперсонала 15,7%, работников общественного питания 13,3%.

Доходы от деятельности всех КСР ежегодно растут. Так, в 2007 году по сравнению с 2006 годом рост составил 30,2% (322365,9 тыс.р.). Доходы от специальных КСР составляют 67,1% от суммарных доходов, приносимых КСР

Доходы в расчете на 1 размещение лица были в 2007 году около 3,5 тыс.р. против 3,05 тыс.р. в 2006 году.

Среднегодовой рост численности размещенных лиц в КСР составляет около 15%. Если предположить сохранение тенденции и существующий потенциал рынка, то возможный доход, полученный от предоставления турус-луг, будет 373145,5 тыс.р.

Исследования показали, что целевой рынок потребителей туристического продукта, предлагаемого Курганской областью, характеризуется следующими признаками:

Таблица 1

Характеристика КСР специального назначения

Наименование характеристики Всего КСР спец. назначения в том числе

санаторно-курортные организации из них

санатории для взрослых детские санатории санатории для детей с родителями санаторный оздоровительный лагерь санаторий -профилакторий

Число организаций, ед. 21 21 4 5 - 4 8

Число номеров, ед. 1490 1466 986 104 - 153 223

в том числе:

высшей категории 17 17 13 - - - 4

первой категории 195 195 182 - - - 13

второй категории 144 144 - 74 - 44 26

прочие 1134 1110 791 30 - 109 180

Число мест в месяц максимального развертывания, ед. 3497 3372 158 4 589 - 580 619

Число номеров в расчете на 1 КСР, ед. 68 70 247 21 - 38 28

Число мест в месяц максимального развертывания на 1 КСР, ед. 159 161 396 118 - 145 77

1. Возраст

1.1. Подростки. Подростки предпочитают активные виды времяпровождения, многие имеют самостоятельные источники дохода, они оказывают большое влияние на членов семьи в выборе времени и места отдыха, особенно в семьях с большим достатком.

1.2. Молодые люди двух возрастных категорий от 18 до 24 лет и от 25 до 34 лет. Эти категории достаточно активны и составляют многочисленную группу. Исследование позволило определить тенденции в данном сегменте: относительно позднее замужество, появление в семье первого ребенка, небольшое домашнее хозяйство, важность карьеры для обоих взрослых членов семьи. Наиболее часто встречающиеся подгруппы этого сегмента: молодые одиночки и молодые семьи без детей, молодые семьи с одним ребенком.

1.3. Люди в возрасте от 35 до 44 лет Это наибольшая по численности группа, она способна оказывать существенное влияние на покупательские предпочтения населения. Эта группа склонна к отдыху на курортах, готова тратить деньги на путешествия и средства размещения. Приоритетными для этих людей является самосовершенствование, получение новой информации, расширение кругозора. Удовлетворение запросов этой группы - важное условие развития внутреннего туризма и отдыха.

1.4. Люди в возрасте от 45 до 54 лет. Эта группа также предпочитает отдых на курортах.

1.5. Люди пожилого возраста. Группа включает три подгруппы: люди в возрасте 55-64; 65-74; 75 лет и старше. Первая подгруппа, в основном работающие пенсионеры, предпочитающие организованный отдых. Это достаточно перспективный сегмент для внутреннего туризма и отдыха в санаториях и домах отдыха. Лица, входящие во вторую и третью подгруппы, несколько ограничены в денежных средствах, не так активны.

В целом сегмент людей зрелого возраста является емким для внутреннего туризма, так как люди располагают свободным временем, могут воспользоваться предоставляемыми туруслугами в любое время года и на более продолжительный период времени в отличие от молодых групп населения, что особенно важно для минимизации недогрузки предприятий отдыха в межсезонье. Указанные возрастные группы могут стать потребителями недорогих услуг, им целесообразно предлагать специальные возрастные льготы, скидки на размещение, питание, дополнительный набор медицинских услуг.

2. Доход

Спрос на туристский продукт является эластичным по доходу населения. Относительно невысокий уровень доходов населения Курганской области по сравнению с другими областями Уральского региона, а также углубляющийся финансовый кризис и сокращение денежных доходов работающего населения делают внутренний туризм привлекательным для зауральцев; спрос переносится от более дорогих поездок за рубеж или на юг страны (значительные транспортные расходы) на более доступный разнообразный отдых на территории проживания.

3. Образование

Уровень образования делает интересы людей шире и, следовательно, стимулирует активный отдых. Уровень образования населения Курганской области ежегодно растет, что предъявляет более высокие требования к качеству предлагаемых туристских продуктов и услугам коллективных средств размещения гостей.

4. Пол

Опросы населения свидетельствуют о том, что инициатором в принятии решения и виде и месте отдыха в семье является жена (около 73%). Кроме того, растущая социальная экономическая роль женщин увеличивает их долю на туристском рынке (65% по Курганской области). Для большего числа женщин содержание дома не является основным занятием. Многие из них занимают ответственные должности, располагают высоким доходом, тем самым способствуют увеличению семейного дохода, и росту спроса на турпродукты и изменению потребительского поведения.

5. Наличие свободного времени

Более длительный отпуск, праздничные дни, возможность работать неполный день, занятие внештатных должностей расширяет емкость рынка туруслуг. Новой тенденцией могут стать туры выходного дня по достопримечательностям Курганской области, и они могут быть использованы как элемент пробного маркетинга и способствовать росту потенциала рынка.

6. Урбанизация

В результате урбанизации в области сокращается численность населения, проживающего в мелких населенных пунктах. Именно эта социальная группа составляла часть непутешествующего населения, теперь она добавляется на туристский рынок как новый сегмент.

Стратегия развития внутреннего туризма в Курганской области должна базироваться на формировании рекреационных кластеров, включающих в целом богатый природный комплекс территории. В качестве основы рекреационных кластеров в Курганской области целесообразно использовать деление области в соответствии с особенностями ландшафта и природно-рекреационного потенциала на три провинции.

1. Уральско-Тобольская, которая включает Исетскую, Миасскую провинции, занимающие значительную часть западной территории Курганской области.

2. Тобол - Иртыш - Обская область, занимающая долину реки Тобол.

3 Тоболо-Ишимская область, находящаяся в восточ-

ной части Курганской области.

В каждом кластере прежде всего необходимо обеспечить дальнейшее развитие существующего рекреационного потенциала с устоявшимися туристскими потоками в направлении повышения качества предоставляемых туристских услуг, оснащения санаторно-курортных учреждений современным медицинским оборудованием, расширения перечня досуговых услуг и дальнейшее развитие инфраструктуры туризма.

Российские регионы имеют различный уровень туристской привлекательности вследствие неравномерности их развития и распределения туристских ресурсов на территории страны.

Очевидно, что социально-экономическое развитие регионов отражает уровень развития сферы обслуживания, инфраструктуры и кадрового потенциала, во многом определяющих развитие туризма.

Положительная тенденция улучшения социально-экономического развития Курганской области дает возможность повышать уровень туристской привлекательности региона. Ведущая роль при этом в маркетинге туристских услуг принадлежит продвижению туристского продукта региона. Инструментами продвижения турпродукта региона являются реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, связи с общественностью.

Информационное воздействие на потребителя туристского продукта происходит путем максимального его информирования о наличии уникальных туристских ресурсов в Курганской области и развиваемых видах туризма: культурно-познавательного, санаторно-курортного, оздоровительного, экологического, сельского, религиозного. При этом информационное воздействие должно осуществляться в значительном объеме, регулярно и продолжительно, поскольку экономический эффект возникает с определенного порога восприятия потребителем информации.

В целях всестороннего показа туристского потенциала Курганской области на международном, внешнем и внутреннем рынках и повышения конкурентоспособности ее туристского рынка целесообразно создать комплекс формирования и продвижения туристского продукта региона, что в перспективе позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики Курганской области.

К механизмам продвижения туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках следует отнести нижеперечисленные виды деятельности.

1. Участие в международных туристских и иных выставках путем представления стенда туристских продуктов Курганской области.

В рамках данного направления необходимо сформировать застройку и экспозицию единого стенда Курганской области на ежегодных крупнейших международных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, специализированных межрегиональных выставках в Екатеринбурге, Тюмени.

Для организации продвижения турпродукта Курганской области целесообразно разрабатывать план участия в международных и межрегиональных туристских выставках на календарный год.

2. Некоммерческое рекламное продвижение туристского продукта Курганской области на направляющих зарубежных и внутреннем рынках с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока.

Основная задача состоит в продвижении турпродукта Курганской области на внутреннем, внешнем и мировом рынках. Частный бизнес, представленный различными туристскими агентствами, не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию региона, поскольку продвигает и продает только свой собственный продукт

3. Подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции, в том числе на нескольких общеупотребительных иностранных языках, для распространения на международных и российских туристских выставках.

4. Распространение информации о Курганской области как о привлекательном туристском направлении в общероссийских туристских каталогах, справочниках и газетах.

5. Распространение информации о Курганской области как о привлекательном туристском направлении в глобальной сети Интернет позволит информировать потребителей о туристском потенциале области. Развитие собственных информационных ресурсов и каналов Курганской области является эффективным и недорогим средством распространения информации о туристском потенциале региона, туристских продуктах, туристских агентствах, туристских маршрутах и другой спарвочной информации.

6. Проведение иных акций, например, информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, проводимых в регионе, презентации новых туристских направлений, организация пресс-туров для СМИ.

Для реализации названных составляющих механизма продвижения туристского продукта, как и других мероприятий, развития туризма необходимы значительные инвестиции, расчет эффективности которых представляет значительные трудности. Для непроизводственной сферы, каковой и является туризм, оценить экономическую эффективность в количественных значениях и параметрах весьма сложно, поскольку продукт нематериального производства не имеет зачастую количественного выражения.

Тем не менее существуют различные методологические и методические подходы к определению критериев социально-экономической эффективности непроизводственной сферы, в том числе в сфере туризма. В частности, на макроэкономическом уровне интегрированной оценкой эффективности туристской сферы может быть прирост валового внутреннего продукта как результат развития индустрии туризма, рост доходов региона от въездного и внутреннего туризма и ряд других показателей, которые количественно могут быть выражены туристским мультипликатором, полученным из макроэкономической модели [4].

Поскольку в большинстве регионов страны основным источником финансирования целевых программ по развитию туризма является региональный бюджет, методические подходы к расчету бюджетной эффективности представляют значительный интерес.

Классификация эффективности бюджетных вложений в развитие туризма приведена на рис. 1, а система показателей оценки эффективности представлена в табл. 2.

Проведенные авторами исследования экономической эффективности развития туризма Курганской области позволили выявить приоритеты стратегического развития по видам туризма:

1. Виды туризма, относимые к наиболее приоритетным при оказании государственной поддержки: санаторно-курортный туризм, историко-культурный туризм, паломнический туризм.

2. Виды туризма, обладающие высоким приоритетом при оказании государственной поддержки: охотничий и рыболовный туризм, экологический туризм.

3. Виды туризма, значимые при оказании государственной поддержки: спортивный туризм, активный индивидуальный туризм.

4. Виды туризма, перспективные для развития и оказания государственной поддержки: экстремальный туризм.

Рис.1. Классификация эффективности бюджетных вложений в развитие туризма региона как туристской дестинации по уровням воздействия

Таблица 2

Система показателей оценки эффективности развития туризма в регионе

Составляющая эффективности П роя вление эффекта Содержание Показатели

Коммерческая эффективность Прирост финансовой активности участников туристского бизнеса региона Непосредственные участники: - туристские фирмы - производственные туристские предприятия; - предприятия размещения; - учреждения самодеятельного туризма - Динамика темпов роста объема туристских услуг (туристских товаров); - динамика повышения рентабельности туристского производства; - динамика повышения рентабельности смежных сфер экономики

Опосредованные участники: - предприятия питания; - предприятия транспортного обслуживания; - рекламно-информационные учреждения; - предприятия торговли; - предприятия сферы досуга; - органы управления туризмом; - страховые компании; - финансовые учреждения

Бюджетная эффективность Прямая бюджетная эффективность Стимулирование бюджетными средствами развития непосредственных участников туристского бизнеса Величина поступления налогов от объектов туристкой сферы и смежных отраслей экономики региона в бюджет в абсолютном и относительном выражении

Косвенная бюджетная эффективность Стимулирование бюджетными средствами смежных сфер деятельности экономики, результатами которых пользуются туристы во время своего пребывания в регионе с туристскими целями

Социальная эффективность Общие показатели социального плана для развития региона и его жителей Снижение уровня безработицы в регионе Появление новых рабочих мест в сфере туризма и смежных сферах деятельности

Составляющая эффективности П роя вление эффекта Содержание Показатели

Духовное развитие населения региона Повышение культурного уровня социума как результат развития культурно-исторического потен -циала региона

Частные показатели Свидетельствуют об удовлетворенности работников туристской сферы и адаптации их к условиям внутренней и внешней среды - Повышение квалификации работниками сферы туризма; - улучшение условий труда и культурно-бытовых условий работников сферы туризма; - рост мотивации к повышению качества туристских услуг; - улучшение материального климата и повышение удовлетворенности персонала

Социальные показатели по влиянию на туристов - Предложение более дифференцированного туристского продукта с качественно новыми потребительскими свойствами; - повышение качества обслуживания туристов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Быстрое С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэконо-

мика. СПб.: Издательский дом «Герда», 2008.

2. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов.

2-е изд., исп. и доп. М.: Экономика, 2000.

3. Мероприятия целевой программы Курганской области «Развитие

туризма в Курганской области на 2008 - 2010 годы» // Целевая программа Курганской области «Развитие туризма в Курганской области на 2008 - 2010 годы».

4. Морозов В. А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями

национальной экономики. М.: ТЕИС, 2004.

5. Закорин Н.Д. Методологические аспекты анализа экономической

эффективности туристской отрасли //Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекреационного

комплекса: Материалы региональной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во «ДАРК», 2006.

6. Деятельность туристических фирм и коллективных средств

размещения в Курганской области в 2008 году: Статистический бюллетень. Курган, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.