Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
444
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ВНУТРЕННИЙ / ВЪЕЗДНОЙ И ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бичева Ирина Борисовна, Казначеев Дмитрий Александрович

В статье анализируются современные тенденции развития российской и зарубежной туристской отрасли. Выделены виды туризма и основные факторы, влияющие на их развитие. Проводится анализ показателей за 2019 год. Особое внимание уделено характеристике состояния внутреннего, въездного и выездного туризма в России. Авторы обращают внимание на имеющиеся проблемы и обозначают перспективные направления развития туристской сферы деятельности. Сделан вывод, что туристская индустрия, являясь одной из наиболее стабильных, многогранных и динамично развивающихся экономических отраслей, требует особого внимания со стороны государства для расширения спроса на туристские услуги и распределение туристических потоков, в том числе, посредством информатизации и развития туристических региональных направлений, а также подготовки профессионально компетентных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бичева Ирина Борисовна, Казначеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TOURISM DEVELOPMENT

The authors analyze current trends in the development of the Russian and foreign tourism industry in the article. There are types of tourism and the main factors which influence their development. The authors make the analysis of indicators for 2019. Particular attention is paid to the characterization of the state of domestic, inbound and outbound tourism in Russia. The authors draw attention to the existing problems and identify promising areas for the development of the tourism sector. It is concluded that the tourism industry, being one of the most stable, multifaceted and dynamically developing economic sectors, requires special attention from the state to expand the demand for tourism services and the distribution of tourist flows, including through informatization and the development of tourist regional destinations, and as well as the training of professionally competent specialists.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА»

42 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022

DOI: 10.4758Ш022/ШЛ.59.06

УДК 331

Казначеева Светлана Николаевна, к.п.н., доцент (cnkaznacheeva@gmail.com) Бичева Ирина Борисовна, к.п.н., доцент (irinabicheva@bk.ru)

Казначеев Дмитрий Александрович, студент (dakaznacheev2001@gmail.com)

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

ПРОБЛЕМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Аннотация. В статье анализируются современные тенденции развития российской и зарубежной туристской отрасли. Выделены виды туризма и основные факторы, влияющие на их развитие. Проводится анализ показателей за 2019 год. Особое внимание уделено характеристике состояния внутреннего, въездного и выездного туризма в России. Авторы обращают внимание на имеющиеся проблемы и обозначают перспективные направления развития туристской сферы деятельности. Сделан вывод, что туристская индустрия, являясь одной из наиболее стабильных, многогранных и динамично развивающихся экономических отраслей, требует особого внимания со стороны государства для расширения спроса на туристские услуги и распределение туристических потоков, в том числе, посредством информатизации и развития туристических региональных направлений, а также подготовки профессионально компетентных специалистов.

Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, внутренний, въездной и выездной туризм.

В последние годы в России стремительно развивается сфера туризма, которая становится не только мощным импульсом для социально-экономического развития страны, но, самое главное, формирует ценностный мир человека, его интеллектуальный диапазон, творческий потенциал. По данным Всемирной туристической организации (ВОЗ), Российская Федерация занимает одно из ведущих положений в сфере интернационального туризма. Туризм занимает ключевую позицию почти во всех государствах, оказывая выраженное воздействие на экономический рост страны и создание дополнительных средств для государственного дохода. Кроме того, развитие туризма обеспечивает широкие возможности для карьерного роста местного населения, что, несомненно, следует рассматривать как его значимое преимущество [2,3].

Е.В. Мошняга выделяет следующие виды туризма [6]:

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 43

- устойчивый туризм - ученый подчеркивает, что данный вид туризма можно назвать философской концепцией, целью которой является уважение природного, культурного и социального окружения дестинации;

- ответственный туризм - данный вид туризма рассматривается с позиции туриста, который сам ответственно и уважительно относится к природному и культурному наследию определенной территории;

- доступный туризм - это туризм без каких-либо барьеров, т.е. создание среды, которая будет доступна как туристам, так и местным жителям территории (независимо от возраста, физического состояния и возможностей) [1];

- электронный туризм - предложение различных турпакетов через электронные офисы; вариантом электронного туризма выступает мобильный туризм (приложения в мобильных телефонах);

- нишевой туризм - туризм, занимающий узкие сегменты путешествий.

Далее рассмотрим основные факторы, которые влияют на развитие туризма (рис.).

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на развитие туризма

Статистические факторы неизменны во времени, динамическим же факторам свойственны изменения.

Ухудшение эпидемиологической обстановки в 2020 году, вызванное пандемией, напряженная социальная, геополитическая и экономическая ситуация привели к кризисным явлениям в туристской отрасли. Как отме-

44 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 чает Генеральный секретарь ЮНВТО Зураб Пололикашвили, в условиях неопределенной и нестабильной международной обстановки «туризм остается надежным сектором экономики», который «продолжает опережать мировую экономику и призывает нас не только расти, но и становиться лучше». Поэтому для изучения российского и зарубежного опыта развития туризма были использованы показатели 2019 года, которые свидетельствуют о повышении экономической успешности туристической отрасли по сравнению с предыдущим годом.

Самым популярным направлением явился Ближний Восток, практически в 2 раза превосходя средний мировой показатель (+ 8%). Азиатско-Тихоокеанский регион тоже не сдает позиций и рост поездок в этом направлении, по-прежнему, остается выше среднего, составляя 5%. Сохраняет первенство по числу межгосударственных поездок Европа, в которой побывало более 700 миллионов туристов, что составило 51% от мирового рынка. Высокие показатели (+9%) отмечаются и по направлению Африка. Анализ туристской отрасли на островах Карибского бассейна свидетельствует о некотором равновесии. В то же время, социальные и политические потрясения в Южной Америке снизили количество туристских поездок.

Следует отметить, что в России созданы необходимые предпосылки для эффективного развития туристской отрасли. Прежде всего, это наличие туристских объектов, имеющих значение общемирового уровня. Данный факт является одним из ключевых преимуществ, поскольку позволяет учитывать предпочтения разных групп потребителей туристских услуг. По данным ЮНЕСКО в России находится 18 объектов всемирного наследия и 11 объектов всемирного природного наследия [5].

Рассмотрим состояние внутреннего, въездного и выездного туризма в России за 2019 год.

Внутренний прирост составил 15%. Чемпионат мира по футболу, введенные в экспериментальных регионах Литвы, Латвии и Польши электронные визы, как и предвещали специалисты, привели к увеличению самостоятельного потока туристов из соседних стран.

Число туристов, которые путешествуют по Российской Федерации в 2019 году, выросло на 15 %, по соотношению с прошлыми годами. Однако распределение путешествий по регионам выглядит неравномерно: Москва приняла 39,2 % от всех путешественников (23,5 млн. человек). На Санкт-Петербург пришлось 8,5 млн. туристов, а на Сочи 6 млн. туристов.

Невзирая на то, что существенное воздействие на формирование туристских потоков оказало проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году, сохраняются прежние тенденции туристских направлений. Это Москва, Санкт-Петербург, поездки на юг к морю, а также в близлежащие к Москве Владимирскую и Ярославскую области с городами Золотого кольца. Республика Крым стала более посещаемой, благодаря вводу в эксплуатацию Крымского моста, что упростило логистику для туристов, которые предпочитают собственный автотранспорт. Открытие в конце 2019 года железно-

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 45 дорожного сообщения в Крым способствовало увеличению туристского потока по данному направлению на 20%. В то же время, идея российской туристической индустрии с созданием 7 особых экономических зон тури-стско-рекреационного типа по образцу Китая и Ирландии не оправдалась.

Недостаток современной информации о различных вариантах осуществления туризма в Российской Федерации мешает активному развитию внутреннего и въездного туризма в России. Важно подчеркнуть, что актуальность развития туристских информационных центров закреплена законодательно. Основной целью их деятельности является осуществление информирования «физических и юридических лиц о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках» [8]. В этой связи необходимо усилить информационную составляющую туристской отрасли, предлагая различные программы и маршруты с целью популяризации уникальности туристского ресурса конкретной территории и реализации ее туристского потенциала [4]. Например, разработка специальных программ по Русскому северу, Камчатки, Алтайскому краю, Северному Кавказу, другим регионам будет способствовать изучению богатых природных, исторических, социально-культурных объектов туристского показа.

Кроме того, снижают эффективность развития внутреннего туризма высокая стоимость авиаперелетов, что вызвано снижением курса рубля и необходимостью компенсировать расходы, связанные с подорожанием топлива; неразвитость малой авиации; дефицит инфраструктуры на российских курортах. Так, курорты Крыма всегда переполнены, а на Алтайском Крае или в Мурманской области до сих пор имеются недостроенные объекты.

Прирост от выездного туризма составил 7%. Сохраняется высокий спрос российских туристов на путешествия в Турцию, причем, не только на пляжный отдых в Анталии, но и на экскурсионные туры в Стамбул и горнолыжные курорты центральной и восточной Турции. Во многом это объясняется соотношением «цены и качества» обслуживания, отсутствием визы для въезда в страну, достаточно близким расположением страны. Размер путешествий в Турцию уже превысил 6,7 миллиона поездок, что на 15% больше по сравнению с 2018 годом. На положительную динамику влияет расширение сезона путешествий. Этой зимой на Новый год активно летают чартеры в Анталию. Кроме того, на рынок добавлены чартеры из шести новых городов, которые будут летать в Стамбул зимой. Зимний сезон характеризуется увеличением продажи туров и в Таиланд. Отмечается динамика роста по туристическим направлениям в Италию.

Минимальная стоимость новогодней поездки за границу на данный момент составляет 90 000 рублей. Средняя цена новогодних праздников на выездных маршрутах с учетом продаж акций раннего бронирования составила 70-75 тысяч рублей на человека в неделю.

46 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022

Среди стран СНГ по количеству путешествий лидирует Беларусь, а в Узбекистане начинает активно развиваться туристическая отрасль, но не в сфере организованного туризма. В целом, несмотря на очевидную заинтересованность многих правительств в увеличении потока туристов из России, поездки в страны СНГ по-прежнему обходятся массовым туристам дорого, прежде всего, из-за редкости и высокой стоимости авиаперелетов.

Нововведения, обусловленные расширением вариативности предложений (например, в туристический продукт включались путешествия в Арктику и другие регионы), а также начавшееся распространение электронного визового режима позволили увеличить туристический сезон в российском въездном туризме.

Исследование проблемы развития российского и зарубежного туризма приводит к следующим выводам.

Туристская отрасль является одной из наиболее стабильных, многогранных и динамично развивающихся экономических отраслей. Ее развитие обеспечивает стимулирующее воздействие на экономику стран. На развитие туризма оказывают влияние происходящие в мире политические и социально-экономические факторы, что влечет изменение спроса на туристские услуги и распределение туристических потоков.

Процесс эффективного развития туристской индустрии обуславливает комплексное решение имеющихся проблем при законодательной поддержке на государственном уровне. Прежде всего, это проблемы в области развития инфраструктуры регионов, установление баланса «цена-качество» оказываемых туристских услуг.

Усиление информационной функции туристского рынка в Российской Федерации позволит значительно расширить туристические региональные направления, владеющие значительным потенциалом для оказания туристских услуг, что положительно скажется на развитии внутреннего туризма.

Важным направлением следует выделить подготовку специалистов, обладающих необходимыми компетенциями с целью осуществления профессионального коммуникативного взаимодействия с потенциальными туристами [7].

Список источников

1. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Казначеев Д.А. К вопросу о доступном туризме // Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 3-3. С. 71-75.

2. Казначеева С.Н., Кетрарь М.В. К вопросу о формировании бренды территории // В сб.: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции. 2015. С. 136-139.

3. Казыбайкызы А., Муханова А.Е., Смагулова Ж.Б. Особенности и перспективы развития туризма в мире // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2. С. 265-269.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 47

4. Лебедева Т.Е., Шкунова А.А., Слаутина М.С. Продвижение на рынке туризма: новое решение // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 81-85.

5. Лизунков В.Г., Морозова М.В., Захарова А. А., Малушко Е.Ю. К вопросу о критериях эффективности взаимодействия образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики в условиях территорий опережающего развития // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №1. С 1.

6. Мошняга Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. 2013. №3 (9). URL: https:^yberlenmka.m/artide/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-turizma-v-sovremennom-mire (дата обращения: 08.02.2022).

7. Суренская Н.С., Илюхин А.Г. Эмпирический анализ содержания психологических компетенций менеджеров по активным продажам // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №4. С.5.

8. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=129632-8&req=doc&rnd=6uE66w&base=LAW&n=381525#QisGTwSYnc20uMZX3/ (дата обращения: 08.02.2022).

Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna, PhD, Associate Professor (e-mail: cnkaznacheeva@gmail.com)

Nizhny Novgorod Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia

Bicheva Irina Borisovna, PhD, Associate Professor (irinabicheva@bk.ru)

NizhnyNovgorodPedagogicalUniversity named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia Kaznacheev Dmitry Alexandrovich, student (dakaznacheev2001@gmail.com, 89108737971)

Nizhny Novgorod Pedagogical University named after K. Minin,

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TOURISM DEVELOPMENT

The authors analyze current trends in the development of the Russian and foreign tourism industry in the article. There are types of tourism and the main factors which influence their development. The authors make the analysis of indicators for 2019. Particular attention is paid to the characterization of the state of domestic, inbound and outbound tourism in Russia. The authors draw attention to the existing problems and identify promising areas for the development of the tourism sector. It is concluded that the tourism industry, being one of the

48 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 most stable, multifaceted and dynamically developing economic sectors, requires special attention from the state to expand the demand for tourism services and the distribution of tourist flows, including through informatization and the development of tourist regional destinations, and as well as the training of professionally competent specialists.

Key words: tourism, tourism industry, domestic, inbound and outbound tourism

DOI: 10.47581/2022/IE.1.59.07 Ковшова Татьяна Петровна, доктор делового администрирования, старший преподаватель кафедры «Финансы и менеджмент» (e-mail: tanya_timoshina@mail.ru) Резникова Татьяна Сергеевна, студент (e-mail: tanya_200201@mail.ru)

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Казахстан

РАХОВОГО РЫНКА

Аннотация. В статье рассматриваются основные понятия, касающиеся цифровой трансформации финансового рынка. Проанализированы возможности, перспективы и проблемы цифровой трансформации на рынке страхования. Изучены основные аспекты цифровой трансформации на примере АО «СК «Jysan Garant». Изучен вопрос влияния цифровой трансформации на деятельность и финансовую составляющую страховых компаний, в том числе, АО «СК «Jysan Garant». Обозначены выгоды цифровой трансформации для страховых компаний.

Ключевые слова: цифровая трансформация, инновации, технологии, АО «СК «Jysan Garant», страховой рынок, страховые компании.

На сегодняшний день страховой рынок выступает перспективным сегментом финансового рынка, который в последние годы начал увеличивать оборот капитала [1], тем самым отвоёвывая у банковского свою долю в экономике государства. Рост активов страховых компаний обуславливается такими возможными причинами, как поддержание западного тренда, увеличение степени доступности страхования с точки зрения свободных денежных средств у потенциальных потребителей и количества страховых компаний, нормативно-правовой аспект, регулируемый государством через обязательное страхование, поддержание страхования банковским сектором, личные мотивы страхователя и другое. Таким образом, актуальность страхования растёт с каждым годом, и рост эффективности страхового бизнеса является приоритетной задачей для многих владельцев страховых компаний.

Для прибыльного функционирования страховых компаний необходимо совершать преобразования в различных аспектах их деятельности [2]. Сле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.