Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗОВ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / УНИВЕРСИТЕТ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирхин Владимир Николаевич, Ирхина Ирина Витальевна, Собянин Федор Иванович, Кравец Анастасия Олеговна

Современная система дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров (ДПО НПК) вузов выступает необходимым условием, фактором и механизмом развития высшей школы страны, одним из катализаторов стабильности и социально-экономического роста в России. Совершенствование отечественного ДПО НПК вузов происходит многоаспектно, достаточно динамично и в то же время сложно и противоречиво, что требует глубокой и всесторонней научной рефлексии, осмысления характера, хода и вектора происходящих изменений, выстраивания на этой основе перспективных линий развития рассматриваемой системы. Цель исследования - выявление проблем и перспектив развития системы ДПО НПК вузов России. В работе сделана попытка вычленить проблемы развития ДПО НПК вузов России на социально-педагогическом, теоретико-методологическом, программно-методическом, нормативно-правовом и организационно-управленческом уровнях. Представлены перспективы развития ДПО НПК вузов России, ключевым вектором из которых является движение к национально-целостной, адаптивной и универсальной образовательной модели, базирующейся на передовой методологической, программно-методической, нормативно-правовой, материально-технической, кадровой базе и организационно-управленческой основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирхин Владимир Николаевич, Ирхина Ирина Витальевна, Собянин Федор Иванович, Кравец Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL OF RUSSIAN UNIVERSITIES

The modern system of additional professional education of scientific and pedagogical personnel (DPO NPK) of universities is a necessary condition, factor and mechanism for the development of higher education in the country, one of the catalysts for stability and socio-economic growth in Russia. The improvement of the domestic DPO of the NPC of universities is multidimensional, multilevel, quite dynamic and, at the same time, complex and contradictory, which requires deep and comprehensive scientific reflection, understanding the nature, course and vector of the changes taking place, building on this basis promising lines of development of the system under consideration. The purpose of the study is to identify the problems and prospects for the development of the system of DPO RPC of Russian universities. The paper attempts to isolate the problems of the development of the DPO of the NPC of Russian universities at the socio-pedagogical, theoretical and methodological, program and methodological, regulatory and organizational and managerial levels. The prospects for the development of the DPO of the RPC of Russian universities are presented, the key vector of which is the movement towards a nationally holistic, adaptive and universal educational model based on advanced methodological, program-methodical, regulatory, material-technical, personnel base and organizational and managerial basis.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗОВ РОССИИ»

УДК 378.046.4

Б01 10.52575/2712-7451-2023-42-2-242-251

Проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров вузов России

1 Ирхин В.Н., 2 Ирхина И.В., 2 Собянин Ф.И. , 2 Кравец А.О.

1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35 2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 3008015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Е-шай: V irkhin@list.ru; irhina@bsu.edu.ru; sobyanin@bsu.edu.ru; bsu.kravets@gmail.com

Аннотация. Современная система дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров (ДПО НПК) вузов выступает необходимым условием, фактором и механизмом развития высшей школы страны, одним из катализаторов стабильности и социально-экономического роста в России. Совершенствование отечественного ДПО НПК вузов происходит многоаспектно, достаточно динамично и в то же время сложно и противоречиво, что требует глубокой и всесторонней научной рефлексии, осмысления характера, хода и вектора происходящих изменений, выстраивания на этой основе перспективных линий развития рассматриваемой системы. Цель исследования - выявление проблем и перспектив развития системы ДПО НПК вузов России. В работе сделана попытка вычленить проблемы развития ДПО НПК вузов России на социально-педагогическом, теоретико-методологическом, программно-методическом, нормативно-правовом и организационно-управленческом уровнях. Представлены перспективы развития ДПО НПК вузов России, ключевым вектором из которых является движение к национально-целостной, адаптивной и универсальной образовательной модели, базирующейся на передовой методологической, программно-методической, нормативно-правовой, материально-технической, кадровой базе и организационно-управленческой основе.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, научно-педагогические кадры, университет, проблемы, перспективы, развитие

Для цитирования: Ирхин ВН., Ирхина И.В., Собянин Ф.И., Кравец А.О. 2023. Проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров вузов России. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(2): 242-251. БОТ: 10.52575/2712-7451-2023-42-2-242-251

Problems and Prospects of Development of the System of Additional Professional Education of Scientific and Pedagogical Personnel of Russian Universities

1 Vladimir N. Irkhin, 2 Irina V. Irkhina, 2 Fedor I. Sobyanin, 2Anastasia O. Kravets

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, 35 Decembrists St., St. Petersburg 190121, Russia 2 Belgorod National Research University 85 Pobeda St, Belgorod 308015, Russia E-mail: V irkhin@list.ru; irhina@bsu.edu.ru; sobyanin@bsu.edu.ru; bsu.kravets@gmail.com

Abstract. The modern system of additional professional education of scientific and pedagogical personnel (DPO NPK) of universities is a necessary condition, factor and mechanism for the development of higher education in the country, one of the catalysts for stability and socio-economic growth in Russia. The

improvement of the domestic DPO of the NPC of universities is multidimensional, multilevel, quite dynamic and, at the same time, complex and contradictory, which requires deep and comprehensive scientific reflection, understanding the nature, course and vector of the changes taking place, building on this basis promising lines of development of the system under consideration. The purpose of the study is to identify the problems and prospects for the development of the system of DPO RPC of Russian universities. The paper attempts to isolate the problems of the development of the DPO of the NPC of Russian universities at the socio-pedagogical, theoretical and methodological, program and methodological, regulatory and organizational and managerial levels. The prospects for the development of the DPO of the RPC of Russian universities are presented, the key vector of which is the movement towards a nationally holistic, adaptive and universal educational model based on advanced methodological, program-methodical, regulatory, material-technical, personnel base and organizational and managerial basis.

Keywords: additional professional education, scientific and pedagogical personnel, university, problems, prospects, development

For citation: Irkhin V.N., Irkhina I.V., Sobyanin F.I., Kravets A.O. 2023. Problems and Prospects of Development of the System of Additional Professional Education of Scientific and Pedagogical Personnel of Russian Universities. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(2): 242-251 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-2-242-251

Введение

Происходящая в мире информационно-технологическая революция определяет требование к перманентному обновлению компетентностей научно-педагогических кадров вузов России, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров (ДПО НПК) в университетах страны в соответствии с вызовами времени. Решение обозначенной задачи невозможно без глубокого анализа проблем и перспектив развития системы ДПО НПК отечественных вузов. Отметим, что в последние годы ученые усилили внимание к данному вопросу. Так, исследование В.В. Шеховцова и И.Л. Гоника [2017] посвящено анализу проблем и тенденций развития дополнительного профессионального образования; А.А. Аниськина [2019] акцентирует внимание на проблемах развития и нормативной поддержки дополнительного профессионального образования в Российской Федерации; в работе Е.Н. Глубоковой [2016] обозначены перспективы реализации вариативных моделей повышения квалификации преподавателя современного вуза, И.А. Шумакова [2021] касается проблем развития системы ДПО НПК университета в аспекте управления маркетинговой деятельностью российских вузов. В коллективной монографии под редакции А.Ю. Нагорновой (2020 г.), посвященной теории и практике современного высшего образования, отдельная глава посвящена системе ДПО НПК вузов России, в которой также затрагиваются интересующие нас вопросы [Салихова, Донина, 2020]; Е.С. Мироненко [2022] вскрывает проблемы и тенденции развития дополнительное профессиональное образование в современной России; П.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский [2022] исследуют проблемы развития научного и коммуникативного сообщества российских университетов в контексте программы «Приоритет 2030», анализ современных моделей ДПО НПК в вузах России проведен в работе И.В. Ирхиной и А.О. Кравец [2022а].

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы показывает, что задачи, связанные с проблемами и перспективами развития системы ДПО НПК вузов России в научных исследованиях специально не ставились, а освещались лишь фрагментарно, в увязке и второстепенном значении с основными исследовательскими целями, выдвинутыми авторами. Однако без рассмотрения и научного осмысления вышеуказанных вопросов выстроить современную систему ДПО НПК в вузах страны невозможно, что обнажает противоречие между социальной потребностью, запросами педагогической науки

и практики в изучении проблем и перспектив развития системы ДПО НПК вузов России и недостаточной разработанностью данной области научно-педагогических представлений.

В этой связи проблема исследования определяется следующим образом: каковы проблемы и перспективы развития системы ДПО НПК вузов России? Цель исследования авторы видят в выявлении проблем и перспективных направлений развития системы ДПО НПК вузов России на основе анализа научных исследований, изучения опыта учреждений, занимающихся повышением квалификации профессорско-преподавательского состава высшей школы.

Объекты и методы

Объектом исследования выступает противоречивый процесс и перспективы современного развития системы ДПО НПК вузов России. Методологическую основу исследования составили принципы научности, развития, детерминизма, системности, идеи о всеобщей связи и взаимообусловленности социально-экономических и образовательных процессов и явлений. Методами исследования являются: анализ научных исследований, законодательных и нормативных документов, статистических данных, опыта учреждений системы ДПО НПК вузов России, опрос, наблюдение, изучение документации, метод экспертных оценок и др.

Проблемы современной системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в вузах России

Развитие современной отечественной системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров высшей школы происходит в условиях глобальных перемен в социально-экономической и социокультурной сферах жизни российского общества. А.М. Митина охарактеризовала современный период развития отечественного образования «не только обострением противоречий в дополнительном профессиональном образовании, но и приобретением этой формой образования особого социального статуса. Развитие дополнительного образования происходит в направлении переключения в режим разнообразной и мобильной системы образовательных услуг, интеграции традиционно сложившейся системы с учебными заведениями нового типа. Преимущества современной системы дополнительного образования состоят в ее гибкости, быстром отклике на меняющиеся потребности в рабочей силе, реализации уже актуализированных потребностей личности» [Митина, 2004].

Современная российская система ДПО НПК вузов уже сформировалась как целостное явление, однако идет напряженный и противоречивый процесс ее дальнейшего развития. Анализ проблем развития системы ДПО НПК вузов представлен в исследовании на социально-педагогическом теоретико-методологическом, программно-методическом, нормативно-правовом и организационно-управленческом уровнях.

Анализ проблем развития исследуемой системы на социально-педагогическом уровне свидетельствует о том, что на фоне объективно возрастающей потребности в высоко подготовленных, конкурентоспособных профессорско-педагогических кадрах вузов в настоящее время существует катастрофическая нехватка таких специалистов из-за проводимой в последнее десятилетие политики сокращения количества вузов в стране, внутривузовской оптимизации НПК, их старения, ухудшения состояния здоровья и общей профессиональной деградации, в том числе и в связи с возросшей интенсификацией труда. Так, по данным Ambarova P.A. и Zborovsky, G.E. (2022), за последние 20 лет численность НПР сначала росла (с 280 тыс. чел. в 2000/2001 уч. г. до 360 тыс. в 2010/2011 уч. г.), а затем сократилась в 1,5 раза и упала до 230 тыс. в 2019/2020 уч. г. [Амбарова, Зборовский, 2022].

Можно констатировать, что в условиях острейшего противостояния с коллективным Западом, усиливающегося технологического отставания от ведущих стран, учреждения

ДПО НПК вузов России должны принимать активное и непосредственное участие в подготовке кадров к решению задачи импортозамещения во всех серах жизни, к осуществлению жизненно важного технологического прорыва, к чему существующая система пока недостаточно готова.

К социально-педагогическому уровню относятся проблемы, связанные с содержанием и процессом обучения научно-педагогических работников вузов на курсах повышения квалификации и переподготовки. В этой связи Л.Ф. Красинская отмечает, что дополнительные профессиональные программы должны быть вариативными, гибкими, в них должны учитываться потребности и затруднения разных категорий преподавателей вуза, касающиеся управления образовательным процессом на учебных занятиях, организации воспитательной работы со студентами, учебно-методической или административно-управленческой работы. На педагогическом уровне следует указать проблему использования преподавателями устаревших технологий обучения, недостаточно обеспечивающих интерактивное взаимодействие слушателей курсов повышения квалификации, что, безусловно, сказывается на качестве формирования педагогических компетенций [Красинская, 2011]. Наиболее перспективным, обеспечивающим адаптацию курсов к требованиям и практическим задачам научно-педагогических работников, является модульный подход, способствующий формированию индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сложившегося опыта работы, развитию потребности в профессиональном развитии. Кроме того, модульность обучения предоставляет возможности выходить с разработанным модулем основной программы на привлекательный рынок дополнительных образовательных услуг.

Таким образом, внешние угрозы и вызовы, а также противоречивый характер развития образовательного процесса внутри самого ДПО НПК отечественных вузов предопределяют необходимость анализа проблем и принятия соответствующих мер по их решению на организационно-управленческом уровне развития рассматриваемой системы. В первую очередь, речь идет о выстраивании системы управления развитием ДПО НПК вузов на федеральном и региональном уровнях, о создании механизмов регулирования и координации отдельными структурами, учреждениями и региональными системами ДПО на всероссийском уровне и в перспективе выхода на всероссийское сообщество организаций, занимающихся ДПО повышением квалификации НПК вузов, чего нет в настоящее время.

Проведенный нами анализ практики дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в вузах [Ирхина, Кравец, 2022а] показывает, что в России сложились и развиваются различные организационные модели функционирования системы ДПО НПК вузов (см. таблицу).

Опора на федеральный принцип управления (взамен доминирующего сегодня регионального принципа) позволила бы повысить роль отельных отраслей в управлении качеством ДПО НПК вузов; выстроить эффективные механизмы взаимодействия с ДПО работодателями и частно-государственного партнерства; сделать такую систему более ясной и прозрачной для потребителя, дать ему возможность выбора программ (т.е. проводить конкурсы программ); «отфильтровать» низкопробные конторы, наживающиеся за счет демпин-гования на услугах по повышению квалификации; простимулировать работодателей и работников к повышению квалификации; спрогнозировать перспективные направления повышения квалификации НПК вузов; обеспечить подготовку кадров для системы ДПО НПК вузов; повысить количество и качество образовательных технологий, применяемых при организации обучения НПР и др.

Как показывает анализ деятельности системы ДПО НПК вузов России, в последние годы существенно обновилась ее нормативно-правовая база. Так, с 2013 года выполнение программ ДПО НПК вузов России стало обязательным для университетов, а в 2019 году статья 76 «Закона об образовании» закрепила «повышение статуса дополнительного профессионального образования», нацелив его «на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека» [Федеральный закон... 2012].

Организационные модели функционирования системы ДПО НПК вузов в России Organizational Models for the Functioning of the AVE System of Scientific and Technical Qualifications

of Universities in Russia

Название организационной модели ДПО НПК вуза Ведущие идеи и принципы, реализуемые в модели

«Сетевая модель» Сетевое взаимодействие ДПО НПК университетов на разных уровнях, от регионального до международного; сетевое взаимодействие вузов с государственными и иными учреждениями, с промышленными организациями; создание «сетевой информационно-аналитической системы сопровождения повышения квалификации кадров на базе образовательных структур национальной нанотехнологической сети»; сочетание дистанционного электронного обучения с очными лабораторными практикумами в программах учебных курсов.

«Модель корпоративного образования» Тесная интеграция академической науки и вуза; «принцип комплексной «командной» переподготовки и повышении квалификации преподавателей кафедры или целого факультета». Образовательный процесс строится вокруг совместного поиска слушателями путей решения общей для всех исследуемой проблемы, либо путем создания в ходе обучения временных исследовательских лабораторий или творческих микрогрупп, или посредством «выращивания практического опыта», когда в группу начинающих преподавателей включается опытный педагог-наставник.

«Компетентностная модель» Ориентация на формирование профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава.

«Маркетинговая модель» Маркетинговое управление деятельностью; наличие определенной «структуры: субъекты всех уровней маркетинг-менеджмента ДПО, ориентированных на маркетинговую поддержку и продвижение образовательных возможностей ДПО вуза; группы маркетинга персонала, отвечающие за обучение и вовлечение ППС в прямые маркетинговые взаимодействия с потенциальными слушателями курсов повышения квалификации».

Однако противоречивость происходящих в системе ДПО НПК вузов России изменений можно проиллюстрировать на примере профессионального стандарта Педагога профессионального образования, введенного в 2015 г., введенного приказом Минтруда, а затем отмененного с января 2020 г. [Об утверждении... 2015]. Профессиональный стандарт носил лишь рекомендательный характер. Его отмена была обусловлена необходимостью включить в образовательный процесс вузов не только остепененных преподавателей, но и опытных преподавателей-практиков. Таким образом делалась попытка усилить практикоориен-тированность профессиональной подготовки будущих специалистов, устранить дискриминацию важной части НПК, дав им возможности поделиться со студентами накопленным громадным опытом практической деятельности. В 2021 г. был разработан новый проект Профессионального стандарта, который, однако, так до сих пор не принят. Наряду с отсутствием соответствующего Профессионального стандарта, до сих пор не разработаны четкие требования к качеству результатов и программам; не определены источники финансирования повышения квалификации НПК вузов (возникает противоречие, когда вузы, научно-педагогические работники которых обязаны в соответствии с принятыми законами пройти обязательное повышение квалификации, не получают финансирования на обучение); отсутствует

механизм внешней независимой оценки качества системы ДПО НПК вузов. Несмотря на то, что в последнее время стали появляться новые типы образовательных учреждений: межотраслевые учебные центры, включая негосударственные, учебно-консультационные фирмы, центры делового образования и др., материально-техническая база системы ДПО НПК вузов продолжает отставать от современных требований.

Значительные обновления в последние время наблюдаются в программно-методическом блоке системы ДПО НПК вузов во всех регионах страны. Содержание образовательных программ и способы их реализации варьируются в зависимости от приоритетных задач, в первую очередь связанных с развитием определенных профессиональных компетенций и решением актуальных профессиональных задач. Усилилась психологизация программ; индивидуализация образовательного процесса (расширился спектр выбора слушателями предлагаемых программ обучения, возможность продвижения по образовательным модулям и индивидуальным образовательным маршрутам). На занятиях активно используются мультимедиа, методы мозгового штурма и проектов, деловые игры, тестирование и другие методы и средства обучения. Короновирусная пандемия интенсифицировала использование систем дистанционного и электронного обучения.

Однако количество и качество программ ДПО по-прежнему не удовлетворяют потребностям заказчика, а содержание программ и технологии их реализации не соответствуют современным требованиям (остро стоит вопрос о разработке программ в области научно-исследовательской, инновационной деятельности и образовательного менеджмента). В ряде случаев наблюдается нарушение принципа преемственности программ ДПО и основного профессионального образования.

Анализ проблем развития системы ДПО НПК российских вузов на теоретико-мето-дологическомуровне показывает дефицит современных научных концепций развития ДПО. Внимание исследователей, разрабатывающих в последние годы те или иные теоретико-методологические вопросы, сосредоточены на выявлении теоретико-практических предпосылок создания системы ДПО НПК, этапов и тенденций, факторов развития, разнообразных моделей функционирования современной системы ДПО НПК российских вузов; обосновании отдельных методологических подходов, например, модульного, компетентностного, применительно к вопросам повышения квалификации и переподготовки НПК российских вузов в условиях ДПО. Вместе с тем общим вектором теоретико-методологических исследований в данной области является движение от авторитарной к антрополого-гуманистиче-ской стратегии обучения взрослых, высококвалифицированных специалистов.

Перспективные направления развития дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров вузов России

По мере возрастания роли науки и высшей школы в жизни страны возрастает и значимость ДПО НПК вузов России. Анализ проблем развития данной системы образования на социально-педагогическом, теоретико-методологическом, программно-методическом, нормативно-правовом и организационно-управленческом уровнях позволяет определить перспективные направления развития ДПО НПК вузов России, ключевым вектором из которых является движение к национально-целостной, адаптивной и универсальной образовательной модели, базирующейся на передовой методологической, программно-методической, нормативно-правовой, материально-технической, кадровой базе и организационно-управленческой основе. Нуждается в разработке интегративная методология адаптивной модели ДПО НПК вузов России, представляющая собой синтез антрополого-гуманистиче-ского, андрогогического, системно-деятельностного, модульного, компетентностного и других подходов к подготовке высококвалифицированных кадров для высшей школы.

Организационно-управленческий аспект предполагает создание системы управления развитием ДПО НПК вузов, гармонично сочетающей принципы федерализации и регионализации, координации деятельности всех организаций, занимающихся ДПО повышением квалификации НПК вузов. Решение проблем программно-методического сопровождения деятельности рассматриваемой системы находятся в тесной увязке с разработкой методологических подходов в аспекте фундаментализации и индивидуализации, модульности, вариативности, гибкости обучения, непрерывности педагогической подготовки НПК, использования потенциала дидактик электронного обучения, наработок в сфере андрагогики.

Совершенствование нормативно-правовой базы системы повышения квалификации НПК вузов связано с решением комплекса проблем нормативно-правового регулирования ДПО; с разработкой и принятием Профессионального стандарта; с обеспечением нормативно-правовой основы финансирования и комплексной, качественной оценки работы учреждений ДПО НПК вузов.

Важным направлением развития системы ДПО НПК российских вузов на теоретико-методологическом уровне становится его «поворот» к конкретному человеку для удовлетворения его образовательных потребностей. Переориентация современной системы ДПО НПК на человека и его развитие, являясь важнейшей задачей, поставленной самой жизнью, становится логическим центром обновления исследуемой системы. В этой связи антропологический подход может быть использован в качестве ориентира для разработки отечественной концепции развития ДПО НПК вузов. Важной методологической задачей является решение проблемы гармонизации запросов работодателей и сиюминутных интересов рынка, с одной стороны, а, с другой стороны, стратегической направленностью на раскрытие сущностных сил человека. Учитывая сложность и многоаспектность решения задачи вывода национальной системы ДПО НПК российских вузов на современный уровень, предполагающий создание универсальной образовательной системы, методологическая основа ее развития должна быть, по нашему мнению, интегративной по своей сути, включающей системный, деятельностный, антропологический, аксиологический, андрагогический, ком-петентностный и модульный подходы. Научная проблемы заключается в том, чтобы добиться синергетического эффекта от такой интеграции.

Заключение

По мере возрастания роли науки и высшей школы в жизни страны возрастает и значимость ДПО НПК вузов России. Анализ проблем развития данной системы образования на социально-педагогическом, теоретико-методологическом, программно-методическом, нормативно-правовом и организационно-управленческом уровнях позволяет определить перспективные направления развития ДПО НПК вузов России, ключевым вектором из которых является движение к национально-целостной, адаптивной и универсальной образовательной модели, базирующейся на передовой методологической, программно-методической, нормативно-правовой, материально-технической, кадровой базе и организационно-управленческой основе.

Нуждается в разработке интегративная методология адаптивной модели ДПО НПК вузов России, представляющая собой синтез антрополого-гуманистического, андрагогиче-ского, системно-деятельностного, модульного, компетентностного и др. подходов к подготовке высококвалифицированных кадров для высшей школы. Организационно-управленческий аспект предполагает создание системы управления развитием ДПО НПК вузов, гармонично сочетающей принципы федерализации и регионализации, координации деятельности всех организаций, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой научно-педагогических работников вузов.

Совершенствование нормативно-правовой базы связано с разработкой и принятием Профессионального стандарта, обеспечением нормативно-правовой основы финансирования и оценки работы учреждений ДПО НПК вузов. Решение проблем программно-

методического сопровождения деятельности рассматриваемой системы находятся в тесной увязке с разработкой методологических подходов в аспекте фундаментализации и индивидуализации, модульности, вариативности, гибкости обучения, непрерывности педагогической подготовки НПК, использования потенциала дидактик электронного обучения, наработок в сфере андрагогики.

Список источников

Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". 2015. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 N 608н. Утратил силу с 13 июня 2020 года на основании приказа Минтруда РФ от 26.12.2019 N 832н. URL: https://docs.cntd.ru/document/420304273 (дата обращения 28.03. 2021) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2012. Принят Государственной Думой 21.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Одобрен Советом Федерации 26.12.2012. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 26.04.2022)

Список литературы

Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. 2022. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы "Приоритет-2030": проблемы и перспективы. Высшее образование в России, 31(1): 59-71. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71 Аниськина А.А. 2019. Проблемы развития и нормативной поддержки дополнительного профессионального образования в Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 2(44): 1-6. Глубокова Е.Н. 2016. Вариативные модели повышения квалификации преподавателя современного вуза. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 179: 53-61. Ирхина И.В., Кравец А.О. 2022а. Анализ современных моделей дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в университетах. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41 (3): 496-508. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-413-496-508.

Ирхина И.В., Кравец А.О. 2022б. Этапы развития системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в вузах России. Научный результат. Педагогика и психология образования, 8(3): 17-27. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-2. Красинская Л.Ф. 2011. Особенности организации дополнительного профессионального образования преподавателей технического вуза. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 13 (2-2): 296-299. Мироненко Е.С. 2022. Дополнительное профессиональное образование в современной России: проблемы и тенденции развития. Образование и право, 3: 164-175. DOI: 10.24412/2076-15032022-3-164-176

Митина А.М. 2004. Дополнительное профессиональное образование за рубежом: концептуальное

становление и развитие. Москва, Наука, 304 с. Кравцова С.А., Косталанова Н.В., Долгих Ю.А., Сумароков В.К., Мамонов Е.А., Кузьменко А.В., Станкевич А.В., Сумарокова В.В. 2021. Проблемы дополнительного профессионального образования. В кн.: Педагогическое мастерство. Материалы XIX Международной научной конференции (г. Казань, 20-23 декабря 2021 г.). Под ред. И.Г. Ахметова. Казань, Молодой ученый: 57-60.

Салихова А.А., Донина О.И. 2020. Основные признаки и личностно-ориентированный характер внутривузовской системы повышения квалификации педагогов. В кн.: Современное высшее образование: теория и практика. Под ред. А.Ю. Нагорновой. Ульяновск, Зебра: 546-556. Шеховцов В.В., Гоник И.Л. 2017. Проблемы и тенденции развития дополнительного профессионального образования. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 9(3): 102-108. DOI: 10.14529/ped170311

Шумакова И.А. 2021. Управление маркетинговой деятельностью российских вузов в условиях развития национальных и глобальных образовательных рынков. Белгород, БелГУ, 365 с.

References

Ambarova P.A., Zborovskiy G.E. 2022. Scientific and pedagogical community in Russian universities in the context of the program "Priority-2030" implementation: problems and prospects. Higher Education in Russia, 31(1): 59-71. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71

Anis'kina A.A. 2019. Problemy razvitiya i normativnoy podderzhki dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Problems of development and regulatory support of additional professional education in the Russian Federation]. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire, 2(44): 1-6.

Glubokova E.N. 2016. Variable models training teacher of modern university. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 179: 53-61 (in Russia).

Irkhina I.V., Kravets A.O. 2022а. Analysis of Modern Models of Additional Professional Education of Scientific and Pedagogical Personnel at Universities. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41 (3): 496-508 (in Russia). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-496-508.

Irkhina I.V., Kravets A.O. 2022b. Stages of development of the system of additional professional education of scientific and pedagogical personnel in Russian universities. Research result. Pedagogic and psychology of education, 8(3): 17-27 (in Russia). DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-2.

Krasinskaya L.F. 2011. Features of further vocational training organization of technical institution teachers. Izvestiya of Samara scientific center of the Russian academy of sciences, 13 (2-2): 296-299 (in Russia).

Mironenko E.S. 2022. Additional professional education in modern Russia: problems and development trends. Education and Law, 3: 164-175 (in Russia). DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-164-176

Mitina A.M. 2004. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie za rubezhom: kontseptual'noe stanovlenie i razvitie [Additional professional education abroad: conceptual formation and development]. Moscow, Publ. Nauka, 304 p.

Kravtsova S.A., Kostalanova N.V., Dolgikh Yu.A., Sumarokov V.K., Mamonov E.A., Kuz'menko A.V., Stankevich A.V., Sumarokova V.V. 2021. Problemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Problems of additional professional education]. In: Pedagogicheskoe masterstvo [Pedagogical skill]. Proceedings of the XIX International Scientific Conference (Kazan, December 20-23, 2021). Ed. I.G. Akhmetov. Kazan', Publ. Molodoy uchenyy: 57-60.

Salikhova A.A., Donina O.I. 2020. Osnovnye priznaki i lichnostno-orientirovannyy kharakter vnutrivuzovskoy sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogov [The main features and personality-oriented nature of the intra-university system of advanced training for teachers]. In: Sovremennoe vysshee obrazovanie: teoriya i praktika [Modern Higher Education: Theory and Practice]. Ed. A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk, Publ. Zebra: 546-556.

Shekhovtsov V.V., Gonik I.L. 2017. Problems and development trends of continuing professional education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 9(3): 102-108 (in Russia). DOI: 10.14529/ped170311

Shumakova I.A. 2021. Upravlenie marketingovoy deyatel'nost'yu rossiyskikh vuzov v usloviyakh razvitiya natsional'nykh i global'nykh obrazovatel'nykh rynkov [Management of marketing activities of Russian universities in the context of the development of national and global educational markets]. Belgorod, Publ. BelGU, 365 p.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 20.02.2023 Received February 20, 2023

Поступила после рецензирования 11.03.2023 Revised March 11, 2023 Принята к публикации 10.06.2023 Accepted June 10, 2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ирхин Владимир Николаевич, профессор кафедры педагогики, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Россия

Ирхина Ирина Витальевна, профессор кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Собянин Федор Иванович, профессор кафедры теории и методики физической культуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Кравец Анастасия Олеговна, аспирант кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Vladimir N. Irkhin, Professor of the Department of Pedagogy, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg, Russia

Irina V. Irkhina, Professor of the Department of Pedagogy of Belgorod National Research University, Belgorod, Russia

Fedor I. Sobyanin, Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Culture, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia

Anastasia O. Kravets, Postgraduate Student of the Department of Pedagogy of Belgorod National Research University, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.