Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственной авиации в России'

Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственной авиации в России Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
272
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельскохозяйственная авиация / авиахимобработка посевов / авиалимработы / авиация общего назначения / защита растений / продовольственная безопасность / авиационные комплексы / agricultural aviation / aviation chemical processing of crops / aviation work / general aviation / plant protection / food security / aviation complexes

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — А Г. Фарков

В статье рассматриваются проблемы развития технологического комплекса авиахимзащиты. Приводятся данные об основных этапах развития сельскохозяйственной авиации в России. Анализируются основные технологические направления и приоритеты развития сельскохозяйственной авиации. Указывается на существенное отставание данной отрасли, возникшее в течение последних десятилетий. Предложена концепция перспективного авиационного комплекса сельскохозяйственной авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS AND PERPECTIVES OF AGRICULTURAL AVIATION IN THE RUSSIA

The article deals with the problems of the development of a technological complex of aviation chemicals. The data on the main stages of the development of agricultural aviation in Russia. The main technological directions and priorities of the development of agricultural aviation are analyzed. It indicates a significant lag of this industry that has arisen during the last decades. The main technical and economic problems of agricultural aviation development at present are revealed. Alternative ways of solving the main economic difficulties are proposed, based on public-private partnership. The necessity of introducing new technological approaches to the organization of aviation protection in agriculture was determined. The concept of a promising aviation complex of agricultural aviation is proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственной авиации в России»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АВИАЦИИ В РОССИИ

А.Г. Фарков, канд. экон. наук, доцент

Алтайский государственный аграрный университет

(Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10680

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития технологического комплекса авиахимзащиты. Приводятся данные об основных этапах развития сельскохозяйственной авиации в России. Анализируются основные технологические направления и приоритеты развития сельскохозяйственной авиации. Указывается на существенное отставание данной отрасли, возникшее в течение последних десятилетий. Предложена концепция перспективного авиационного комплекса сельскохозяйственной авиации.

Ключевые слова: сельскохозяйственная авиация, авиахимобработка посевов, авиалим-работы, авиация общего назначения, защита растений, продовольственная безопасность, авиационные комплексы.

Позитивные тенденции развития сельскохозяйственного производства в России, тем не менее, требуют дальнейшего развития, для закрепления достигнутых рубежей в деле обеспечения продовольственной безопаности и расширения экспортного потенциала российского АПК. Одним из факторов риска являются периодические нашествия насекомых-вредителей, в первую очередь, саранчи и лугового мотылька. От успешной борьбы с ними во многом зависит продовольственная безопасность России. С наибольшим успехом данную проблему путем авиационной обработки посевных площадей. На всем пространстве бывшего Советского Союза этими вопросами занималось объединение «ПАНХ» («Применение авиации в народном хозяйстве»). Очевидно, что в наше время необходимо возрождение такой структуры, разумеется, применительно к новым условиям. Исходя из современных реалий, такая структура могла бы входить в состав МЧС РФ, либо Министерства сельского хозяйства РФ, либо быть выделена как самостоятельное РАО.

Дополнительным направлением специализации такого объединения может быть использование сельскохозяйственных воздушных судов для нужд лесоохра-ны, для дезинсекции лесных массивов в период пика активности сибирского энце-

фалитного клеща, распространение которого приобретает угрожающие масштабы.

Но, большой проблемой на пути возврата к ранее достигнутым рубежам сегодня является практически полное отсутствие воздушных судов, предназначенных для проведения авиахимработ. Парк самолетов Ан-2, составлявших костяк сельскохозяйственной авиации СССР, сохраняется сегодня лишь как мобилизационный, однако, фактическое состояние большинства из них делает их эксплуатацию невозможной [1].

Надо заметить, что применение самолета Ан-2 для авиахимработ в СССР было во многом вынужденной мерой, из-за отсутствия более подходящих воздушных судов. По сути, это - приспособленный для выполнения авиахимработ транспортный самолет, и в этом качестве он имеет достаточно большое количество недостатков. В частности, для него невозможно применение современных ядохимикатов, в первую очередь высокоэффективных фосфорорга-нических инсектицидов, пригодных для ультрамалообъемного опрыскивания

(УМО). В настоящее время свыше 95% посевов в мире обрабатывается по так называемым технологиям ультрамалообъемно-го опрыскивания (УМО), с расходом рабочего раствора не более 0,5-1,0 л/га.

Анализ зарубежного опыта в данной области показывает, что по результатам

разработок ведущих фирм сформировался тип специализированного самолета, по своей компоновке существенно отличающегося от Ан-2. Это моноплан цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом большого размаха, одним газотурбинным двигателем и баком для химикатов, расположенным в центроплане. Ведущим производителем авиатехники для авиахимработ является фирма AirTractor Inc. (США), которая и является первоначальным автором описываемой концепции сельскохозяйственного самолета, повторенной впоследствии многими фирмами по всему миру [2, 3].

Надо отметить, что газотурбинные двигатели имеют весьма высокую стоимость, практически исключающую рентабельную эксплуатацию воздушного судна в сфере авиахимработ. Успешное развитие сельскохозяйственной авиации в Соединенных Штатах базируется на действии целевой программы. В рамках этой программы армия США (US Army) безвозмездно передает газотурбинные двигатели семейства "Pratt&Whitney Canada" РТ-6, (обычно от вертолетов UH-1 «Ирокез»), после первого ремонта и конвертации их в турбовинтовые, в распоряжение авиастроительных фирм, специализирующихся в области сельскохозяйственной авиации. Двигатель при этом приобретает статус «национального достояния», его стоимость не включается в себестоимость оснащенного им воздушного судна, а само оно запрещено к экспорту из США (допускается, правда, краткосрочная аренда за пределами страны) [3].

Очевидно, подобная программа - это единственный способ обеспечить развитие сельскохозяйственной авиации на современном технологическом уровне.

Необходима разработка и реализация подобной программы в России. Применительно к российским реалиям речь может идти о самом распространенном двигателе ТВ3-117, использующемся на вертолетах семейства Ми-8. Учитывая, что сельскохозяйственная авиация тоже решает вопросы национальной безопасности, было бы логичным участие российских силовых ведомств в такой программе, путем предос-

тавления бывших в эксплуатации силовых агрегатов, по аналогии с заокеанскими «коллегами».

В настоящее время в России существуют все технологические предпосылки для разработки специализированного типа ВС, предназначенного для авиахимработ. Необходимо создание комплекса сельскохозяйственной авиации, включающего в себя: (а) воздушные суда - распылители ядохимикатов, в пилотируемом, или беспилотном исполнении; (б) воздушные суда зондирования сельскохозяйственных угодий; (в) воздушные суда, оборудованные для дозаправки в воздухе, как топливом так и ядохимикатами. Надо отметить, что еще в 70-е гг. ХХ века ОКБ «Туполев» была создана модификация самолета Ту-134СХ (сельскохозяйственный), оснащенная приборами, позволяющими осуществлять контроль за состоянием сельхозугодий, пораженностью посевов вредителями, и т.п. [5, 6] Такая машина, вероятно, должна быть воссоздана на новом технологическом уровне. В России есть и технологические возможности для создания воздушных судов-заправщиков, например на базе Ил-96-400Т, производимого Воронежским самолетостроительным объединением. Эти воздушные суда, могут обеспечивать работу 10-12 единиц воздушных судов, осуществляющих авиахимработы, с одновременной обработкой, в течение одного вылета до 100000 га. Создание такого комплекса особенно полезно для решения задач лесоохраны и подавления популяции сибирского энцефалитного клеща. Данная задача до настоящего времени является практически не решаемой, даже в советские времена, в Сибири тайга обрабатывалась только вокруг крупных промышленных центров, поскольку обработка больших пространств требовала создания дополнительных сетей аэродромов в труднодоступной местности, доставку туда расчетного количества горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и прочих ресурсов. Использование средств воздушной дозаправки может позволить охватить комплексом защитных мероприятий очень большие пространства от Урала до Тихого

океана, остановив распространение этого опасного насекомого.

На основании вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы:

1) для решения задач по обеспечению продовольственной безопасности страны в долгосрочном периоде необходима комплексная программа по возрождению сельскохозяйственной авиации в России;

2) создание воздушных судов сельскохозяйственного назначения, с целью снижения затрат, может вестись на основе технологий двойного назначения;

3) возможно также внедрение в гражданскую сферу упрощенных технологий управления беспилотными летательными аппаратами;

Библиографический список

1. Agronautas. Available: http://www.agronautas.com.br. Accessed on August, 2014.

2. Carvalho, W. P. A., Antuniassi, U. R., Araújo, E. C., Schroder, E. P. 2011. Tecnología de aplica9äo por via aérea In: Tecnología de aplica9äo para culturas anuais.led. Passo Fundo: Aldeia Norte/ FEPAF, v. 1, p. 143-188.

3. Demand N. High for Agricultural Airplane. // Aviation Week. - March 3, 1958. - Vol. 68. -№9. - P. 253.

4. Schröder, E.P. 1998.Tecnologias inovadoras em avia9äo agrícola. In: Tecnologia e seguraba na aplica9äo de agrotóxicos. Santa Maria: Departamento de Defesa Fitossanitária; Sociedade de Agronomia de Santa Maria, p. 87-94.

5. Будрик Е.С. Крылья земледельцев: Справ, фермера и инженера. - Краснодар, 2001. -120 с.

6. Говдя В.В. Экономическая эффективность использования удобрений и средств защиты растений в сельском хозяйстве: Монография. - Краснодар: КГАУ, 2001. - 327 с.

THE PROBLEMS AND PERPECTIVES OF AGRICULTURAL AVIATION

IN THE RUSSIA

A.G. Farkov, candidate of economic sciences, associate professor Altai state agrarian university (Russia, Barnaul)

Abstract. The article deals with the problems of the development of a technological complex of aviation chemicals. The data on the main stages of the development of agricultural aviation in Russia. The main technological directions and priorities of the development of agricultural aviation are analyzed. It indicates a significant lag of this industry that has arisen during the last decades. The main technical and economic problems of agricultural aviation development at present are revealed. Alternative ways of solving the main economic difficulties are proposed, based on public-private partnership. The necessity of introducing new technological approaches to the organization of aviation protection in agriculture was determined. The concept of a promising aviation complex of agricultural aviation is proposed.

Keywords: agricultural aviation, aviation chemical processing of crops, aviation work, general aviation, plant protection, food security, aviation complexes.

4) авиационный комплекс сельскохозяйственной авиации должен включать в себя следующие типы воздушных судов: (а) воздушные суда - распылители химреагентов (в пилотируемом, или беспилотном вариантах); (б) воздушные суда, несущее средства контроля земной поверхности; (в) воздушные суда - заправщики, как топливом, так и химреагентами;

5) создание предложенного комплекса обеспечивает возможность глобального контроля популящий различных сельскохозяйственных вредителей, а также состава энтомофауны и флоры в определенных районах планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.