Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рынка воздушно-тепловых завес'

Проблемы и перспективы развития рынка воздушно-тепловых завес Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
244
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
климат / воздушно-тепловая завеса / производитель / модельный ряд / climate / air curtains / manufacturer / model range

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Рыспаева А.К.

В статье произведении краткий обзор моделейосновных производителей и особое внимание уделено большимзавесам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper product of a brief overview of the main producers of models and focuses on the big screens.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рынка воздушно-тепловых завес»

Территория науки. 2015. № 5

Рыспаева А.К.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВЫХ ЗАВЕС

Костанайский инженерно-экономический университет им. М.Дулатова

Ключевые слова: климат, воздушно-тепловая завеса,

производитель, модельный ряд.

Аннотация: В статье произведении краткий обзор моделей основных производителей и особое внимание уделено большим завесам.

Keywords: climate, air curtains, manufacturer, model range.

Abstract: The paper product of a brief overview of the main producers of models and focuses on the big screens.

В перспективе особенности климата делают нашу страну самым крупным потребителем любого теплового оборудования. Не исключено, что развитие рынка завес несколько сдерживалось весьма мягкими зимами последних лет (средняя температура на 2-4 градуса выше нормы). Однако число фирм, предлагающих тепловые завесы, по-прежнему велико, причем здесь присутствуют модели тепловых завес и российских производителей. Зато все предлагаемые марки можно перечислить «поименно». На три зарубежных бренда -Systemair (ранее известный, как Pyrox), Olefini и Frico - приходится 5060% рынка. Достаточно успешно продается также марка Thermoscreens (Великобритания), есть и модели других производителей, но их мало. Большинство компаний торгует продукцией марок «Тропик» и «Тепломаш». Из других производителей надо упомянуть ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (марка «Метеор»), московский вентиляторный завод - ОАО «МОВЭН», ОАО «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие» (марка «ЭЛАРА»).

В большинстве своем, они используют импортную комплектацию в сборке теплотехники. Исключением, пожалуй, является продукция «Метеор», так как ижевское предприятие в производстве этой техники использует накопленный за годы «холодной войны» богатейший опыт оборонных предприятий.

Все воздушные завесы можно разделить на несколько типов:

- мини-завесы - они в основном предназначены для установки в малых проемах, таких как рабочие окна отпуска товара, киосков, касс,

123

Территория науки. 2015. № 5

где требуется узкий поток теплого воздуха и высота проема не превышает 150 см, а ширина - 80 см;

- средние завесы, которые устанавливают над входными дверями и другими небольшими проемами высотой до 2,5-3,5 м. Они эффективно предотвращают возникновение холодных сквозняков и снижают теплопотери при открытых дверях;

- большие завесы, которые предназначены для защиты промышленных проемов высотой 3,5-7 м - ворот в больших складских помещениях и производственных цехах, железнодорожных подъездов;

- сверхмощные завесы, которые служат для закрытия больших проемов высотой 8-12 м и более в промышленных зданиях. Как правило, сверхмощные завесы не производят серийно, их разрабатывают специализированные организации под конкретный проект.

Средние и большие завесы большинство производителей выпускает в виде блоков, которые можно выстраивать в линию, закрывая, таким образом, проем большой ширины (при той же высоте). Управление такой группой тепловых воздушных завес может производиться с единой панели управления. Ниже мы приводим очень краткий обзор моделей основных из перечисленных выше производителей, и особое внимание уделим большим завесам, т. е. предназначенным для установки в проемах ворот складов и предприятий высотой до 7-8 м. Такие модели выпускают серийно, и они покрывают основной спрос на завесы промышленного типа. Фирмы Frico и Systemair входят в одну группу компаний и выпускают модели с очень схожими характеристиками.

По некоторым оценкам, модели этих марок в совокупности занимают около 25% рынка тепловых завес и фактически являются эталоном качества, с которым, чаще всего, сравнивается оборудование других производителей. Оборудование производства компании Frico, образованной в 1932 г., признано одним из лучших в мире и отличается большим разнообразием моделей, высокой надежностью, низким уровнем шума. Головной офис компании Frico АВ расположен в Партилле - ближайшем пригороде Гётеборга (Швеция), торговые подразделения - в Осло и Париже, представительства - в Стокгольме и Москве. Оборудование выпускается на заводах в Скиннскаттеберге (Швеция) и в Бергене (Норвегия). Под маркой Frico производится более 70 моделей завес с высотой установки от 1,5 до 8 м, электрическим и водяным нагревом или без нагрева, горизонтальной и вертикальной установки. Завесы норвежской компании Systemair (ранее эта марка называлась Pyrox, а сама компания - Kanalflakt)

124

Территория науки. 2015. № 5

имеют такие же характеристики и надежность, как и завесы Frico, отличаясь от них дизайном и сокращенным модельным рядом. Почти все промышленные модели Frico выпускают в двух вариантах - с электрическим и с водяным нагревом. В качестве нагревательных элементов в электрических завесах используются ТЭНы, что существенно повышает их надежность.

В тепловых завесах длиной до 1,5 м применяется единая турбина большого диаметра для создания мощного и равномерного воздушного потока.

Особый интерес для владельцев крупных складов могут представлять модели серий АС500 и АС600 Thermozone.

Воздушные завесы АС500 (без блоков нагрева) предназначены для защиты проема ворот высотой от 3,5 до 6 м и устанавливаются горизонтально или вертикально сбоку от проема дверей или ворот.

В случае применения завес для защиты проемов ворот холодильных камер (устанавливаются с внешней стороны камеры) обеспечивается защита от повышенной влажности и образования наледи на морозильных агрегатах.

Агрегаты серии АС500 оборудованы диагональными

вентиляторами, которые сочетают высокое давление нагнетания с большим расходом при низком уровне шума. Регулирование скорости потока осуществляется пятиступенчатым регулятором RTRD.

Скорость воздушного потока нескольких завес можно регулировать с одного из пультов ступенчато или плавно.

Модели оснащены коррозионно-стойким корпусом из

гальванизированного и окрашенного стального листа. В комплект поставки воздушных завес Frico Thermozone АС500 входят монтажные скобы, с помощью которых возможна установка завес на потолке, балке или стене. Для повышения эффективности работы завесы и компенсации силы ветра или возможной разницы давлений можно менять угол плоскости выдува, поворачивая завесу относительно монтажных скоб или поворачивая направляющие. Воздушные тепловые завесы серии АС600 создают эффективную защиту за счет выдува высокоскоростного потока в нижней части проема и состоят из двух основных узлов: напорной колонны и канальной конструкции, прокладываемой в полу, через которую подается воздух.

Канальная конструкция имеет выходную щель на уровне пола, ширину которой определяют при проектировании. Для ворот шириной больше 8 м можно использовать две завесы, колонны которых могут располагаться с одной или разных сторон проема. Компания Thermoscreens основана в 1893 г. и занимается разработкой и

125

Территория науки. 2015. № 5

производством воздушных завес с 1960 г. В конце 1990-х годов она занимала ведущие позиции на российском рынке завес, а в настоящее время ей принадлежит лишь около 5% рынка. Завесы Thermoscreens стоят дешевле, чем Frico и Systemair, но по характеристикам и надежности уступают им. Нагрев в бытовых завесах длиной до 1 м производится электрической спиралью, а не ТЭНом, при этом поток воздуха создается двумя небольшими турбинами, расположенным по бокам от двигателя.

Завесы промышленного типа, перекрывающие проем высотой до 6 м (серия PSI), имеют длину 1,0; 1,5 и 2 м, мощность от 12 до 48 кВт, максимальную производительность по воздуху - от 3600 до 8000 м3/ч. Нагрев воздуха в них производится ТЭНами или горячей водой. Греческая компания Olefini, основанная в 1977 г., в настоящее время входит в тройку крупнейших предприятий Европы, производящих тепловые завесы.

Помимо активной работы на внутреннем рынке, Olefini экспортирует свою продукцию во многие страны мира (более 30): Россию, Швецию, Францию, Испанию, Англию. На российский рынок тепловые завесы компании Olefini поставляются под торговой маркой General. Модельный ряд тепловых завес Olefini широкий - от минизавес до промышленных вертикальных и горизонтальных (электрических и с калорифером на горячей воде). Основные их преимущества - средний уровень шума, высокая производительность по воздуху, а недостаток - шумная работа. Для производственных помещений наиболее широко применяют тепловые завесы типов КЕН 18, АЕН 33, DEH 33; они предназначены для дверей высотой от 2,5 до 5 м. Для дверей высотой до 9 м используются завесы серий КЕН 36, КЕН 38, а в некоторых случаях АЕН и DEH серии 33. Такие завесы лучше защищают нижнюю часть дверного проема, поскольку позволяют создать поток воздуха, направленный снизу вверх.

Завесы такого типа обычно применяют в складских помещениях, ангарах, железнодорожных депо и гаражах крупных автопредприятий. Среди моделей этой компании можно выделить также полупромышленные модели для вертикальной установки. У них хорошая «прокачка» и невысокая стоимость, но из-за повышенного шума их рекомендуется устанавливать только в производственных помещениях. Максимальная высота проема, которую перекрывают промышленные завесы Olefini, - 5,3 м. В тепловых завесах General в отличие от завес других фирм-производителей есть регулировка направления потока воздуха. Из других особенностей оборудования этой марки отметить следующие:

126

Территория науки. 2015. № 5

- тепловые завесы Olefini имеют очень высокую степень защиты корпуса и нагревательного элемента от перегрева. По всей длине завесы расположено от трех до шести термодатчиков (в зависимости от модели), прерывающих нагрев завесы при температуре свыше 95 °С. При выключении тепловой завесы вентилятор продолжает работать до полного остывания нагревательного элемента;

-в новых моделях тепловых завес (серий S и P) установлен особый тип нагревательного элемента (ленточный безынерционный), который не сгорает даже при внезапном отключении электроэнергии.

Тепловые завесы «Тропик» появились на рынке в 1999 г. ив настоящее время являются наиболее известной российской торговой маркой, а также первыми российскими аппаратами, произведенными с соблюдением западных стандартов на скорость и форму воздушного потока, что особенно важно для эффективного отсечения внешнего (уличного) холодного воздуха от теплого помещения. Для этого в завесах применены вентиляторы тангенциального типа, длина которых практически совпадает с рабочими зонами завес для выхода воздуха.

По внешнему виду и характеристикам они похожи на оборудование марки Thermoscreens, но их модельный ряд ограничен завесами длиной от 600 до 1320 мм и мощностью от 3 до 9 кВт (серия ВТЗ). Благодаря невысокой цене и хорошей надежности эти завесы пользуются устойчивым спросом. При их выборе необходимо учитывать невысокий уровень прокачки воздуха (примерно 600 м3/ч для завесы метровой длины) и конструктивное исполнение с центральным расположением двигателя и двумя небольшими турбинами по бокам. Поэтому их лучше устанавливать в тамбурных помещениях между двумя дверями.

В 2001 г. появились новые полупромышленные с выносным пультом модели «Тропик» серии ЗЕТ для использования в проемах высотой до 6 м. У них заметно более высокая прокачка и нагревательные элементы типа ТЭН; их можно устанавливать в складские проемы. Например, прокачка завесы ЗЭТ-18 длиной 1245 мм - 3050 м3/ч, что позволяет устанавливать ее на высоте 3,5-4 м. Прибор снабжен биметаллическим термостатом для аварийного отключения от сети питания, в частности при перегреве устройства. Дополнительным преимуществом новой серии является возможность как горизонтальной, так и вертикальной установки, но и стоимость таких моделей достаточно высока. С 2004 г. модельный ряд пополнился серией Т (вертикально-горизонтальная установка), а в 2005 г. налажено производство серий А и М. Модели марки «Тропик» - хорошая альтернатива импортным аналогам. Они довольно

127

Территория науки. 2015. № 5

недорогие и надежные: бытовые модели серии ВТЗ стоят от 170 до 500 USD, высокопроизводительные завесы ЗЭТ - от 600 до 1300 USD. Компания «Тепломаш» существует с 1992 г. и является одним из крупнейших российских производителей тепловых завес, вентиляторов, тепловентиляторов. В настоящее время она выпускает 23 типоразмера компактных тепловых завес с длиной струи до 5,5 м. Промышленные завесы производят двух серий - 400W и 500W. Серия 400W (модели ^B-44n413W, OB-98n412W с водяным источником тепла) предназначена для защиты дверей и ворот высотой от 3 до 5 м. Управление завесами осуществляется с выносного пульта, входящего в комплект поставки, посредством которого переключают частоту вращения вентилятора, изменяя таким образом расход воздуха.

При наличии смесительного узла пульт управления позволяет поддерживать заданную температуру воздуха вблизи проема путем изменения производительности и тепловой мощности завесы. С одного пульта без специальных изменений можно управлять максимально одной завесой OB-98n412W или двумя завесами OB-44n413W. В летнее время завесы без включения горячей воды можно использовать для защиты от жары, пыли, насекомых, дыма, запахов. Завесы «Тепломаш» серии 500W (модели КЭВ-140П51Ш, 0B-200n512W) служат для защиты проемов высотой до 6 м. Их можно устанавливать как горизонтально, так и вертикально, а управляют ими также с пульта. С одного пульта можно управлять девятью завесами модели КЭВ-140П51^ и шестью 0B-200n512W. Сочетанием однотипных модульных завес КЭВ-140П51^ (длина 1500 мм) и ^B-200TO12W (длина 2000 мм) можно защитить ворота любых размеров.

Наш рынок тепловых завес относится к тем немногим сферам отечественной промышленности, где отечественные производители чувствуют себя достаточно уверенно. Во всяком случае, доли, которые занимают на нем российские и зарубежные производители, пока остаются примерно равными.

Список литературы

1. Ананченко И.В., Шестаков И.В., Камашев А.О. Разработка программного обеспечения моделирования торговых стратегий (на примере обработки ситуации ГЭП) // Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 44-47

2. Быковский В.В. Причины и условия интегрирования микро-, мета- и мезологистических систем в макрологистические инфрасистемы // Успехи современной науки и образования. 2015. № 1. С. 20-22.

128

Территория науки. 2015. № 5

3. Круглов Г.А., Круглова Е.С. Ресурсосберегающие воздушнотепловые завесы. - Челябинск: Рекпол,2007.-112 с

4. Ананьев В.А, Балуева Л.Н, Гальперин А.Д. Системы вентиляции и кондиционирования. Теория и практика. - Третье издание. - Москва: Евроклимат, 2001. - 416 с.

5. Марр Ю.Н., Погодин Г.И., Лесохин К.В. Метод расчета верхних завес. Поиск компромиссных вариантов // Вентиляция, отопление, тепло-, газо-, водоснабжение жилых, промышленных и общественных зданий - пути повышения эффективности, экологической безопасности и энергосбережения. Издательство «АВОК Северо-Запад». 2005. С. 3234.

Сорокин Б.Ф., Медведева Н.В.

КОММЕРЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ИСХОДНАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: маркетинг, коммерческий маркетинг, интеракция партнерства, рынок, трансакции.

Keywords: marketing, commercial marketing, the interaction of the partnership, the market transaction.

Аннотация: При написании данной статьи авторы ставили перед собой задачу не столько раскрыть содержание основных, общепризнанных элементов экономического маркетинга, сколько аргументированными результатами своего научного исследования содействовать максимальной гуманизации этой экономической интеракции, как первичной формы социального обмена.

Abstract: In this article the authors set themselves the task not so much to reveal the contents of the basic, universally recognized elements of business marketing, how many well-reasoned results of his scientific research promoting the humanization of this economic interaction as the primary form of social exchange.

Прежде, чем приступить к исследованию существенных аспектов государственного маркетинга в России, автор считает необходимым кратко воспроизвести историю понятия "маркетинг" и предложить основные положения своего понимания этого общественного феномена и его отражения в теории.

Итак, маркетинг (англ. marketing - от market - рынок), современная система управления производственно-сбытовой деятельностью

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.